Подводные лодки «варшавянка» на дизельном двигателе проектов 636 и 877

Иностранные визиты

Для СССР

С начала 70-х годов ХХ века началось проектирование ДЭПЛ третьего послевоенного поколения, которые должны были существенно превзойти и в дальнейшем заменить большие подводные лодки проектов 611, 641 и 641Б. Для увеличения времени нахождения таких ПЛ под водой в те годы проводились работы по оснащению их воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ). В 1971 году СКБ «Судопроект» (сегодня ОАО «ЦКБ «Лазурит») разработало проект 947 многоцелевой НАПЛ водоизмещением 4380 кубических метров. Ее предполагалось оснастить комбинированной энергетической установкой (ЭУ), состоящей из дизель-электрической части и электрохимического генератора (ЭХГ) водородно-кислородного типа. Работы по созданию ЭХГ сильно затянулись, проект ПЛ был остановлен.

Практически параллельно в этой же организации шла разработка другого проекта – в 1972 году выполнен аванпроект ДЭПЛ «МЗ» водоизмещением 1700–1800 тонн. Вскоре дальнейшая разработка лодки, проекту которой был присвоен номер 877 и шифр «Варшавянка», была поручена ЛПМБ «Рубин». 21 мая 1974-го утверждено тактико-техническое задание (ТТЗ). В январе следующего года главным конструктором проекта 877 был назначен Ю. Н. Кормилицин.

Технический проект 877 утвержден 20 декабря 1976 года. Водоизмещение корабля возросло до 2300 тонн. Для ДЭПЛ этого типа были созданы БИУС МВУ-110 «Узел», малогабаритный навигационный комплекс (НК) разработки ЦНИИ «Электроприбор», гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-400 «Рубикон» разработки ЦНИИ «Морфизприбор», торпедное вооружение с системой быстрого заряжания. Обитаемость корабля была значительно улучшена. В результате по своим ТТХ ДЭПЛ проекта 877 соответствовали лучшим иностранным образцам. Строительство велось на судостроительных заводах (СЗ) имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре и «Красное Сормово» в Горьком. Головная ДЭПЛ (заводской номер 451) спущена на Заводе имени Ленинского комсомола 15 сентября 1980 года. Лодка вошла в состав ВМФ СССР в декабре 1980-го, в НАТО тип получил кодовое наименование «Кило».

Для отечественного ВМФ с 1980 по 1994 год было построено 24 корабля этого проекта. Последние 12 единиц строились по измененному проекту с увеличенной длиной прочного корпуса на 1200 миллиметров, что позволило разместить новую мощную энергоустановку и малошумное оборудование. В результате улучшились эксплуатационные качества ПЛ и повысился почти в два раза ресурс основного оборудования. Скорость полного подводного хода возросла с 17 до 20 узлов, дальность плавания под РДП увеличилась с 6000 до 7500 миль, шумность снизилась почти в три раза. Формально это были корабли II серии проекта 877 (типа «Кило»), а фактически – ДЭПЛ проекта 636, но такой номер они получили только в экспортном исполнении. На середину 90-х годов ДЭПЛ всех серий проекта 877 распределялись по флотам следующим образом: две – БФ, одна – ЧФ, семь – СФ, 14 – ТОФ. К середине 2003 года в боевом составе числилось 23 лодки. К этому времени большинство ПЛ на ТОФе в боевой службе не участвовало, находясь в ожидании среднего ремонта. Несколько ПЛ были выведены из боевого состава и ожидали утилизации. Похожая ситуация была и на СФ. Сегодня понемногу положение меняется. На «Звездочке» в ремонте находятся две однотипные ДЭПЛ – «Калуга» и «Владикавказ». В 2009 году на СРЗ «Нерпа» была спущена на воду после докового ремонта ДЭПЛ Б-808 «Ярославль».

Боевое применение

8 декабря 2015 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводная лодка Б-237 «Ростов-на-Дону» выполнила пуск 4 ракет комплекса «Калибр-ПЛ» из восточной части Средиземного моря по двум крупным пунктам террористов ИГ (запрещенная в России террористическая организация) на территории провинции Ракка в Сирии. Это был первый в истории подводного флота ВМФ РФ случай нанесения ракетного удара по реальному противнику.

30 мая 2017 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводная лодка Б-265 «Краснодар» выполнила пуск ракет комплекса «Калибр-ПЛ» по позициям боевиков, находящихся восточнее Пальмиры. 23 июня 2017 эта же лодка вновь нанесла удар по объектам ИГ в Сирии.

14 сентября 2017 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводные лодки Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино» выпустили 7 ракет комплекса «Калибр-ПЛ» по объектам группировки ИГ в Сирии. Дальность удара составила от 500 до 670 км.

22 сентября 2017 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводная лодка Б-268 «Великий Новгород» выпустила 3 ракеты комплекса «Калибр-ПЛ» по объектам террористической группировки «Джебхат-ан-Нусра» в провинции Идлиб. Дальность до целей составила около 300 км.

05 октября 2017 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводные лодки Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино» выпустили 10 ракет комплекса «Калибр-ПЛ» по объектам группировки ИГ в Сирии.

31 октября 2017 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводная лодка Б-268 «Великий Новгород» выпустила 3 ракеты комплекса «Калибр-ПЛ» по объектам боевиков ИГИЛ в провинции Дейр-эз-Зор в районе Аль-Букемаль.

03 ноября 2017 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводная лодка Б-271 «Колпино» выпустила 6 ракет комплекса «Калибр-ПЛ» по объектам боевиков ИГИЛ в провинции Дейр-эз-Зор в районе Аль-Букемаль.

См. также

Конструкция

Корпус

Корпус лодки впервые в СССР был выполнен в «дирижабельной» форме с оптимальным с точки зрения обтекаемости удлинением и с минимумом забортных отверстий. Соотношение длины к ширине составило чуть больше 7. Выбранная форма позволила повысить скорость подводного хода и снизить шумность, за счёт ухудшения мореходности в надводном положении.

Лодка имеет традиционную для советской школы подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Лёгкий корпус ограничивает развитую носовую оконечность, в верхней части которой находятся торпедные аппараты, а нижнюю занимает развитая основная антенна гидроакустического комплекса «Рубикон-М».

Ограждение выдвижных устройств находится над вторым отсеком и выполняет обычные свои функции — ходовой мостик, воздухозабор, обтекание и защита перископов, антенн и прочих подъёмно-мачтовых устройств, там же находится герметичный кранец для ПЗРК «Стрела-3М».

Прочный корпус разделён на шесть отсеков:

  • Первый отсек делится на три палубы. Верхняя занята торпедным оружием, средняя — жилая, в нижней — первая группа аккумуляторов.
  • Второй отсек также трёхпалубный. На верхней палубе — центральный пост, под ним — вторая палуба , на которой располагается рубка радиста и штурманская рубка. Через этот же отсек проходят все выдвижные устройства.
  • Третий отсек — трёхпалубный, жилой. Две палубы заняты помещениями экипажа, а нижняя — второй группой аккумуляторной батареи.
  • Четвёртый отсек — дизель-генераторный.
  • Пятый отсек — электромоторный. Из этого отсека выпускается кормовой аварийный буй.
  • Шестой отсек — кормовой, в нём находятся электродвигатель экономичного хода и приводы рулей, кормовой люк.

Силовая установка

Подводные лодки проекта 877 имеют одновальную энергетическую установку, реализованную по принципу полного электродвижения. Два дизеля типа 4-2ДЛ42М имеют мощность по 1000 кВт при частоте вращения 700 об./мин, и работают совместно с генераторами типа ПГ-142. Гребной электродвигатель модели ПГ-101 имеет мощность 4040 кВт на 500 об./мин и дублируется электродвигателем экономического хода типа ПГ-140 (139 кВт на 150 об./мин). Два резервных движителя типа «винт в трубе» находятся в полукольцевых тоннелях в кормовой части внутри лёгкого корпуса лодки и приводятся во вращение резервными электродвигателями ПГ-168 (2x 75 кВт при 650 об./мин).

Аккумуляторная батарея типа 446 состоит из двух групп по 120 элементов в каждой, и размещена на нижних палубах 1-го и 3-го отсеков. Её энергоёмкости хватает на 400 миль подводного хода при скорости 3 узла. Запас хода под РДП составляет 6000 миль на 7 узлах.

Обитаемость

На 57 членов экипажа имеется 45 спальных мест, расположенных в каютах первого и третьего отсеков. Ввиду отсутствия необходимого числа спальных мест, в пунктах базирования экипаж располагается в казармах.

Вооружение

Лодки проекта получили автоматизированный комплекс вооружения. В состав вооружения вошли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. В советское время на кораблях устанавливался оборонительный ЗРК «Стрела-3», который мог использоваться в надводном положении.

Модификации

877ЛПМБ

Основная статья: Б-800 «Калуга»

Подводная лодка Б-800 «Калуга», построенная в 1989 году, получила экспериментальный гребной винт из особого сплава «Аврора», имеющий 7 лопастей Г-образной формы. Также на лодке был оборудован спасательный люк, позволяющий эвакуироваться из субмарины с глубины до 250 метров. Оборудование электромеханической боевой части (БЧ-5) было переработано, главный гребной электродвигатель и двигатель экономичного хода были более низкооборотными, а значит и более тихими, чем на двух головных лодках проекта Б-401 и Б-402. На лодке было установлено дополнительное штурманское оборудование. В результате модернизаций были несколько стеснены жилищные условия на лодке.

Входила в боевой состав Черноморского флота, затем была переведена на Северный флот. В ожидании ремонта подводная лодка простояла у причала судостроительного завода «Звёздочка» 9 лет. Ремонтные работы начались в 2011 году и закончены в 2012 году. Входит в состав Кольской флотилии разнородных сил Северного флота (пункт базирования Полярный).

877В

Схема проекта 877В

Основная статья: Б-871 «Алроса»

Субмарина Б-871 «Алроса» базового проекта 877 была оснащена экспериментальным водомётным движителем вместо винта. Проект получил шифр 877В, а лодка после модернизации стала самой тихой лодкой проекта.

877Э

Для поставки на экспорт был разработан изменённый вариант проекта, получивший шифр 877Э (Экспортный). Он отличается главным образом в части оснащения оборудованием и не комплектуется ПЗРК.

877ЭКМ

На базе экспортной модификации 877Э был разработан вариант проекта 877ЭК (Экспортный Капиталистический), который не пошёл в производство и был доработан, получив шифр 877ЭКМ (Экспортный Капиталистический Модернизированный). Основной акцент при модернизации был сделан на обеспечение работы механизмов лодки в тропических условиях. По проекту 877ЭКМ в —2000 годах было построено 18 субмарин.

С 2004 года подводная лодка ВМС Индии «Синдукирти» проходит ремонт и модернизацию в Визакхапатнаме, возвращение в состав флота планируется в —2015 годах. Основной целью проекта является увеличение возможностей национальных компаний в проведении модернизации подводных лодок.

08773

Доработанный для ВМС Индии проект 877ЭКМ получил шифр 08773. Отличия заключались в установке ракетной системы Club-S, системой управления ракетами Lama-ER, нового гидроакустического комплекса МГK-400ЭM (MGK-EM), усовершенствованных систем управления и обслуживания. Лодки этой и последующих модификаций получили натовское обозначение «Improved Kilo».

636

Основная статья: Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

На базе проекта 877ЭКМ для китайских ВМС был разработан проект 636 «Варшавянка», отличающийся оборудованием и доработками корпуса. Для проекта 636 специально разработано около трёх десятков наименований компонентов оснащения. В результате усовершенствования проекта 636 возник проект 636М.

Хищное семейство

Проект 877 «Палтус» зародился еще в начале 1970-х, когда конструкторам ЦКБ «Рубин» поставили задачу разработать новое семейство дизель-электрических подлодок со сниженным акустическим полем. Добиться высокого уровня скрытности кораблей удалось за счет применения малошумного оборудования, шумопоглощающего покрытия корпуса и целого комплекса технических решений для борьбы с возникновением и распространением акустических возмущений по корпусу. Андреевский флаг на борту первой лодки подняли в 1982-м.

«Палтусы» оснащены одновальной движительной установкой. Веретенообразный корпус практически идеален с точки зрения соотношения длины и диаметра. Система газоотвода при движении почти не оставляет следа за кормой. Большинство механизмов покрыты вибропоглощающими материалами и смонтированы на амортизаторах. Для снижения гидродинамического сопротивления носовые рули спрятаны внутри корпуса. Скорость — 17-19 узлов в подводном положении, запас хода — шесть тысяч миль, автономность плавания — 45 суток: для дизельных субмарин характеристики более чем достойные.

В итоге «Палтусы» получились компактными, живучими, глубоко автоматизированными и комфортными для экипажа, численность которого снизили до минимума — лодку обслуживают полсотни моряков. Всего по проекту 877 построили более четырех десятков кораблей, часть из которых пошла на экспорт.

Сегодня модернизированные «Палтусы» выпускаются под индексом 636.3. За бесшумность и скрытность в НАТО их прозвали «черными дырами». На вооружении ВМФ России стоят шесть таких лодок. Все базируются на Черном море.

Торжественная церемония спуска дизель-электрической подводной лодки проекта 636 «Варшавянка» «Колпино» на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге

Наряду с торпедами калибра 533 миллиметра главный ударный аргумент субмарин проекта 636.3 — новейшие крылатые ракеты «Калибр-ПЛ». Именно «Палтусы» стали первыми в истории современной России подводными кораблями, осуществившими боевые пуски крылатых ракет по реальным целям — в Сирии. Субмарины засекают цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей расстояние, на котором их может обнаружить вероятный противник. «Палтусы» продолжают действовать в составе постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море.

Следующие шесть таких подлодок достанутся морякам Тихоокеанского флота. Первая поступит в 2019-м. При этом ранние модификации подлодок проекта 877 тоже в строю. В основном они сосредоточены на Тихоокеанском и Северном флотах.

О выдающихся характеристиках и высоком модернизационном потенциале подводных лодок проекта 877 «Палтус» говорит и то, что их охотно покупают на мировом рынке вооружений. Так, по десять подлодок приобрели Китай и Индия, шесть — Вьетнам, еще по несколько единиц — Иран и Алжир. Немало образцов осталось и в странах бывшего Варшавского блока.

Путин рассказал о дальнейшей судьбе транзита газа через Украину

Особенности конструкции ПЛ проектов 636 и 877

636.3 — модификация «Варшавянки», используемая для российского флота

Конструктивно Варшавянка подводная лодка имеет немало сходств в пр. 636 и 877, из-за чего их строение рассматривают одновременно. Ключевые особенности — веретенообразная форма лодок и компоновка внутренних отсеков.

Корпус веретенообразной формы с минимальным количеством отверстий

Корпус подводных лодок веретенообразный, многие аналитики также сравнивают его с дирижаблем. Количество забортных дыр (отверстий) сведено к минимуму. Это позволило добиться оптимальной обтекаемости и увеличить подводную скорость за счет уменьшения надводной.

Шесть отсеков

«Варшавянка» имеет разделение на внешний легкий корпус и внутренний прочный. Последний делится на шесть отсеков:

  • носовой имеет три палубы, верхняя — торпедная, средняя — жилая и нижняя для размещения аккумуляторных батарей;
  • второй отсек командный, также делится на три палубы, сверху вниз размещены центральный пост, рубки радиста и штурмана, здесь же находятся все выдвижные устройства;
  • третий отсек жилой, две верхние палубы заняты помещениями для экипажа, нижняя — дополнительные аккумуляторы;
  • в четвертом отсеке находится дизель-генераторный двигатель;
  • пятый — электромоторный, отсюда также выпускается аварийный буй.

Кормовой отсек механико-технический. Здесь находятся электродвигатели экономичного хода, приводы рулей и кормовой люк.

«Палтус» и «Варшавянка»

«Волхов» является вторым по счёту кораблём проекта 636.3 «Варшавянка» для Тихоокеанского флота. Головной корабль серии получил название «Петропавловск-Камчатский» и был передан ВМФ в ноябре 2019 года. В данный момент в цехах «Адмиралтейских верфей» строятся ещё две «Варшавянки»: «Магадан» и «Уфа».

Проект 636.3 — это модернизированная версия проекта 636 «Варшавянка», который, в свою очередь, является продолжением 877-й серии субмарин под названием «Палтус», разработанной в СССР в конце 1970-х годов.

  • Подводная лодка проекта 636.3

По сравнению с оригинальной версией проект 636.3 претерпел ряд существенных изменений.

«Подводные лодки модифицированного проекта 636.3 имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения», — говорится на сайте «Адмиралтейских верфей».

В общей сложности в СССР и РФ было построено около 70 подводных лодок проектов 636 и 877. Причём около 40 из них были поставлены на экспорт. В списке бывших и нынешних эксплуатантов подводных лодок данного класса, помимо России, числятся также Индия, Китай, Вьетнам, Иран, Алжир, Румыния и Польша.

Разработкой «Палтуса» и «Варшавянки» занималось Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург).

Как отмечается на сайте Объединённой судостроительной корпорации, субмарины данного типа предназначены «для уничтожения подводных лодок, надводных кораблей, судов и наземных целей противника».

Также по теме

«Современные и перспективные»: как атомные подводные лодки проекта «Ясень» усилят ВМФ РФ

Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885М «Казань» будет передана российскому ВМФ до конца 2020 года. Об этом сообщил…

К боевым задачам подлодок типа 636 относят также защиту побережья, военно-морских баз, коммуникаций и границ.

Главными достоинствами кораблей проекта 636 и его модификаций разработчики называют малошумность, мощное минно-торпедное и ракетное вооружение, хорошие бытовые условия экипажа и простоту обслуживания субмарины.

Надводное водоизмещение кораблей проекта 636 составляет 2350 м³, предельная глубина погружения — 300 м, автономность плавания — 45 суток, дальность плавания в режиме работы двигателей под водой с усиленным запасом топлива и скоростью 7 узлов (около 13 км/ч) — 7,5 тыс. миль (около 14 тыс. км).

Длина подводной лодки составляет 73,8 м. Её корпус состоит из шести отсеков, которые отделяются друг от друга водонепроницаемыми перегородками. Это «позволяет оставаться на плаву при аварийном затоплении одного из отсеков, сохраняя при этом боеготовность», говорится на сайте «Адмиралтейских верфей».

Подводные лодки типа 636.3 оснащаются шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм, а также несут ракетный комплекс «Калибр-ПЛ». Общее количество снарядов обоих типов на судне составляет 18 единиц.

«Подводные лодки проекта 636 способны наносить залповые ракетные удары из всех торпедных аппаратов по морским и наземным целям», — говорится на сайте судостроительной корпорации.

Впервые в истории корабли данного проекта приняли участие в боевых действиях в 2015 году, произведя пуск «Калибров» по объектам боевиков террористической группировки «Исламское государство»* на территории Сирии. Запуски по позициям ИГ производились из подводного положения из акватории Средиземного моря. 

ВМФ России принял подлодку «Владикавказ»

Архангельск, 23 сентября 2015, 19:14 — REGNUM В (входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация») состоялась торжественная церемония подписания акта передачи Военно-морскому флоту большой дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) «Владикавказ» после завершения среднего ремонта с модернизационными работами. Об этом ИА REGNUM сообщили в пресс-центре предприятия.

Фото: dvinaland.ru

ДЭПЛ «Владикавказ» (проект 877, шифр «Палтус») прибыла на «Звездочку» для проведения среднего ремонта и модернизации в 2008 году. Государственный контракт на ремонт субмарины был заключен в 2011 году и корабелами «Звездочки» были развернуты полномасштабные работы по возвращению субмарины в строй.

Стапельный этап ремонта корабля продолжался два с половиной года. Были выполнены работы по ремонту корпуса, оборудования, механизмов винторулевой группы, главной энергетической установки и других систем, обеспечивающих живучесть подводной лодки. Проведена модернизация систем связи, навигации, электропитания, управления движением, боевой информационной управляющей системы, системы управления энергетической установки, других корабельных систем.

В сентябре 2014 года ПЛ «Владикавказ» была выведена из эллинга и спущена на воду для достроечных работ и проведения швартовных испытаний. В начале августа 2020 года «Владикавказ» вышел в море для выполнения программы заводских ходовых испытаний. В течение двух недель экипаж корабля и сдаточная команда корабелов «Звездочки» и представителей контрагентских организаций проверили работу всех систем и механизмов подводной лодки в реальных морских условиях. В ходе испытаний корабль подтвердил все характеристики, предусмотренные техническим заданием военно-морского флота, — по скорости, управляемости, шумности и многим другим параметрам.

В состав Военно-морского флота ПЛ «Владикавказ» возвращается значительно улучшив свои боевые качества. После завершения ремонта и модернизационных работ субмарина будет нести боевую службу в составе соединения Северного флота в течение следующих 10 лет.

ПЛ «Владикавказ» — второй корабль пр. 877, прошедший средний ремонт на верфи АО «ЦС «Звездочка». Его предшественник — ДЭПЛ «Калуга» — был передан флоту в июле 2013 года и по отзывам командования успешно и безаварийно несет боевую службу в составе соединения.

Как рассказал корабелам в своём поздравительном слове начальник технического управления ВМФ контр-адмирал Игорь Зварич, главнокомандующий флотом уже принял решение, что третья подлодка этой серии — «Ярославль» — встанет для ремонта и модернизации на стапеля «Звёздочки» уже в четвёртом квартале следующего года.

«Подводная лодка «Калуга», которую вы сдали в 2013 году, подтвердила квалификацию северодвинских корабелов, уверен, что и «Владикавказ» также покажет себя отличным кораблём», — заявил контр-адмирал.

Субмарины пр. 877 предназначены для борьбы с надводными и подводными кораблями, постановки минных заграждений, ведения разведки. Они являются одними из наиболее малошумных российских серийных подводных лодок. Двадцать субмарин проекта 877 в экспортном исполнении было поставлено военно-морским силам иностранных государств.

Справка: ДЭПЛ «Владикавказ» (пр. 877) была построена в г. Горький (ныне Нижний Новгород) на верфи «Красное Сормово» по проекту ЦКБ МТ «Рубин» (генеральный конструктор проекта Юрий Кормилицын). В строй ВМФ корабль вошел в 1990 году. До 2008 года подлодка несла службу в составе Краснознаменного Северного флота. В 1997 году экипаж субмарины подписал шефское соглашение с администрацией Северной Осетии и корабль получил свое нынешнее наименование в честь столицы республики.

По сведениям из открытых источников корабли проекта 877 имеют полное водоизмещение св. 3000 тонн и способны развивать скорость под водой до 17 узлов. Длина корпуса составляет 72,6 м, ширина — 9,9 м. Субмарины вооружены шестью 533-мм торпедными аппаратами. Экипаж — 57 человек.

Навигация

Модификации

877ЛПМБ

Основная статья: Б-800 «Калуга»

Подводная лодка Б-800 «Калуга», построенная в 1989 году, получила экспериментальный гребной винт из особого сплава «Аврора», имеющий 7 лопастей Г-образной формы. Также на лодке был оборудован спасательный люк, позволяющий эвакуироваться из субмарины с глубины до 250 метров. Оборудование электромеханической боевой части (БЧ-5) было переработано, главный гребной электродвигатель и двигатель экономичного хода были более низкооборотными, а значит и более тихими, чем на двух головных лодках проекта Б-401 и Б-402. На лодке было установлено дополнительное штурманское оборудование. В результате модернизаций были несколько стеснены жилищные условия на лодке.

Входила в боевой состав Черноморского флота, затем была переведена на Северный флот. В ожидании ремонта подводная лодка простояла у причала судостроительного завода «Звёздочка» 9 лет. Ремонтные работы начались в 2011 году и закончены в 2012 году. Входит в состав Кольской флотилии разнородных сил Северного флота (пункт базирования Полярный).

877В

Схема проекта 877В

Основная статья: Б-871 «Алроса»

Субмарина Б-871 «Алроса» базового проекта 877 была оснащена экспериментальным водомётным движителем вместо винта. Проект получил шифр 877В, а лодка после модернизации стала самой тихой лодкой проекта.

877Э

Для поставки на экспорт был разработан изменённый вариант проекта, получивший шифр 877Э (Экспортный). Он отличается главным образом в части оснащения оборудованием и не комплектуется ПЗРК.

877ЭКМ

На базе экспортной модификации 877Э был разработан вариант проекта 877ЭК (Экспортный Капиталистический), который не пошёл в производство и был доработан, получив шифр 877ЭКМ (Экспортный Капиталистический Модернизированный). Основной акцент при модернизации был сделан на обеспечение работы механизмов лодки в тропических условиях. По проекту 877ЭКМ в —2000 годах было построено 18 субмарин.

С 2004 года подводная лодка ВМС Индии «Синдукирти» проходит ремонт и модернизацию в Визакхапатнаме, возвращение в состав флота планируется в —2015 годах. Основной целью проекта является увеличение возможностей национальных компаний в проведении модернизации подводных лодок.

08773

Доработанный для ВМС Индии проект 877ЭКМ получил шифр 08773. Отличия заключались в установке ракетной системы Club-S, системой управления ракетами Lama-ER, нового гидроакустического комплекса МГK-400ЭM (MGK-EM), усовершенствованных систем управления и обслуживания. Лодки этой и последующих модификаций получили натовское обозначение «Improved Kilo».

636

Основная статья: Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

На базе проекта 877ЭКМ для китайских ВМС был разработан проект 636 «Варшавянка», отличающийся оборудованием и доработками корпуса. Для проекта 636 специально разработано около трёх десятков наименований компонентов оснащения. В результате усовершенствования проекта 636 возник проект 636М.

Третье поколение

Подлодки проекта 636.3 «Варшавянка» относятся к третьему поколению подводных кораблей и являются продолжением советских дизель-электрических субмарин проектов 636 и 877, разработанных ЦКБ МТ «Рубин» (Санкт-Петербург).

  • Дизельная подводная лодка «Краснокаменск» класса «Варшавянка» во Владивостоке
  • РИА Новости

Своё необычное название «Варшавянка» унаследовала от проекта 636 — лодки были предназначены для экспорта в страны Варшавского договора в годы холодной войны. В 1990— 2000-х годах упрощённые модификации «Варшавянки» также экспортировались в Китай, Алжир и Вьетнам. Всего было изготовлено и продано за рубеж около 20 таких подлодок.

Длина субмарины проекта 636.3 составляет 74 м, ширина — 10 м, водоизмещение — около 2,3 тыс. т, глубина погружения — 300 м, автономность — 45 суток, подводная скорость — 20 узлов (37 км/ч), экипаж — 52 человека. «Варшавянка» относится к классу подлодок третьего поколения, но оснащена современным оборудованием, которое позволяет в значительной степени автоматизировать процессы управления.

Одним из главных достоинств лодок проекта 636.3 является их предельно малая шумность — на Западе их за это называют «Чёрной дырой».

Также по теме

«Идеальный перехватчик»: как подлодка «Лира» стала самой быстрой субмариной советского флота

50 лет назад в Ленинграде со стапелей сошла первая атомная подлодка К-64 проекта 705 «Лира». Это была первая в мире серийная…

Особенностью подлодок проекта 636.3 является их оснащение комплексом ударного ракетного вооружения «Калибр-ПЛ» и обновлённым радиоэлектронным оборудованием. Также подлодка оборудована шестью торпедными аппаратами калибр 533 мм.

Боевое крещение «Варшавянка» получила в декабре 2015 года у берегов Сирии, произведя пуски по боевикам «Исламского государства»*. Это были первые в истории российского флота ракетные удары из подводного положения в условиях реальных боевых действий.

В марте 2019 года Минобороны сообщило, что на стадии строительства находятся шесть субмарин серии «Варшавянка», предназначенных для Тихоокеанского флота. При этом в ведомстве подчеркнули, что все корабли будут изготовлены с применением новых гидроакустических пластин, которые позволят «полностью скрыть подводные лодки от радаров».

Применение новых технологий вкупе с современным вооружением делает эти подлодки одними из самых востребованных российскими моряками, отметил в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов.

«В проект строительства вносят определённые корректировки, поскольку появляются новые технологии, но главное — эти малошумные подлодки приспособлены для стрельбы «Калибрами». Американцы и натовцы дали этим моделям название«Чёрная дыра», потому что не смогли засечь их на своих радарах. Естественно, при строительстве их лучшие качества сохранятся и будут добавлены наработки, которые появились за время применения этих лодок, в том числе и для решения боевых задач в территориальных водах Сирии», — рассказал эксперт.

Примечания

  1. Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», . — Т. 1. — С. 69. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4.
  2. Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», . — Т. 1. — С. 71. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4.
  3. Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», . — Т. 2. — С. 232-233. — 280 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0153-7.
  4. Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», . — Т. 2. — С. 241. — 280 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0153-7.
  5. Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», . — Т. 1. — С. 72. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4.

Иностранные визиты

В мае 1994 года подводная лодка «Б-459» (Северный флот) совершила деловой заход в базу подводных сил Великобритании Госпорт. Это был первый после Второй мировой войны заход подводной лодки СССР и РФ в Великобританию.

В мае-июне 2001 года подводная лодка «Вологда» (Северный флот) находилась с официальным визитом в Великобритании на 100-летии военно-морской базы Фаслейн.

В октябре 2002 года подводная лодка «Могоча» (Тихоокеанский флот) в составе отряда боевых кораблей находилась с официальным визитом в Японии. Участвовала в международном параде на 50-летии сил самообороны Японии.

21-25 мая 2009 года подводная лодка Б-471 «Магнитогорск» (Северный флот) участвовала в торжественных мероприятиях, посвящённых 100-летию подводных сил Норвегии.

Королевство Ливия (1963—1969)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector