А-545

Содержание

Содержание

История автомата

В 1978 году Министерство обороны СССР проводило конкурс Абакан на разработку автомата, который бы обладал лучшими показателями кучности и точности стрельбы чем имеющийся на вооружении АК-74. Оружие должно было превосходить по эффективности стрельбы своего старшего побратима в 1,5 раза, а по кучности — в 5-10 раз. Специально под это мероприятие и был разработан автомат АЕК-971. К большому сожалению разработчиков победить оружию в конкурсе не удалось — весь выигрыш достался автомату Никонова АН-94.

Автомат АЕК-971

На 1984 год к участию в конкурсе было представлено 12 моделей автоматов. Из этого числа до испытаний дошли лишь 9 моделей, среди которых и был автомат АЕК-971.

Автомат АЕК-971 с подствольным гранатомётом

Первые образцы оружия существенно отличаются на внешний вид от современных вариантов, ибо тогда Минобороны посчитало, что автомат имеет слишком много излишеств и его конструкцию упростили.

Автомат АЕК-971 до 2006 года, ранний выпуск

Начиная с 90-х и вплоть до 2006 года модифицированный вариант автомата выпускался небольшими партиями для нужд подразделений МВД и прочих силовых структур. Далее производство военного направления на заводе КМЗ было свёрнуто, а само производство АЕК-971 было передано уже на Завод им. Дегтярева (ЗИД). В период с 2006 по 2010 данные о судьбе автомата отсутствуют. Ориентировочно с 2010 года было возобновлено мелкосерийное производство оружия для тех же подразделений. В этот же период на заводе проводились работы по модернизации оружия.

Автомат АЕК-971 2012 года выпуска

В 2013-2014 годах в Росси проводились испытания нового стрелкового оружия по программе «Ратник». Естественно в нем принимали участие глубоко модернизированные варианты автомата под калибр 7,62 мм (шифр АЕК-973 или А762) и под калибр 5,45 мм (шифр АЕК-971 или А545). Согласно индекса ГРАУ, автоматы получили обозначения 6П68 и 6П67. В конкурсе принимали участие и такие сильные конкуренты, как АК-12 и АК-15, о которых мы писали ранее. По итогам конкурса, в конце 2014 года, было решено, что ковровские автоматы успешно прошли испытания и получили рекомендации к серийному производству.

Автомат А-545 на заводских испытаниях в ЦНИИТОЧМАШ

Спустя 4 года, в 2018 году, завершились войсковые испытания нового стрелкового оружия по проекту «Ратник» и было решено автоматы 6П67 и 6П68 рекомендовать к принятию на вооружение для сил спецназа, а новые «калашниковы» рекомендовать к принятию на вооружению всем остальным частям и видам войск РФ.

Автомат А-545

Автомат АЕК-971 известен и в компьютерных играх. Например, это редкое оружие в игре Сталкер.

Автомат АЕК-971 в игре Сталкер

Характеристики

Характеристики кучности стрельбы очередями позднего (упрощённого) варианта АЕК-971 в сравнении с АК74 улучшаются на 15—20 %, а в сравнении с автоматом Никонова выявлена худшая точность второго попадания при стрельбе очередями, но лучшая кучность при стрельбе длинными очередями. Гарантийный ресурс нового автомата равен таковому у АК74 и составляет 10 000 выстрелов. Боевая скорострельность — 40 выстрелов в минуту при стрельбе одиночными и 100 выстрелов в минуту при стрельбе очередями. Темп стрельбы составляет 800—900 выстрелов в минуту (в раннем варианте — около 1500 выстрелов в минуту) в обоих автоматических режимах (в отличие от АН-94 «Абакан», у которого при стрельбе с отсечкой очереди темп значительно выше). Дульная энергия для калибра 5,45 мм — около 1500 Дж, для 7,62 мм — около 2200 Дж при начальной скорости пули 730 м/с.

Как все начиналось

В середине 1982 года советскими конструкторами-оружейниками была начата активная разработка перспективных образцов автоматических винтовок в рамках опытно-конструкторской работы по теме «Создание автомата, который в полтора раза превысит эффективность АК-74». Шифр этой программы был: «Абакан». Перед инженерами стояла задача повысить кучность стрельбы нового оружия в 5-10 раз во время ведения непрерывного огня, с целью улучшения точности даже у молодых неопытных солдат. Разрабатываемое оружие должно было наследовать все боевые качества предшествующих стрелковых систем. В первую очередь это относилось к надежности, возможности устанавливаться во всех отечественных военно-технических объектах, а также возможности присоединения к нему штатных комплектующих: подствольного гранатомета, штык-ножа, оптических приборов и так далее. В этом конкурсе принимали участие все ведущие конструкторы и оружейники СССР. В 1984 году на рассмотрение комиссии было представлено двенадцать проектов автоматического оружия. Три образца были отсеяны на первых этапах конкурса, таким образом, до стадии испытаний дошли только девять разработок. Среди них был автомат Кокшарова-Гарева АЕК-971 (5,45 мм), имеющий сбалансированную автоматику и конструкцию, выполненную по безударной схеме.

Тигр готовится к прыжку?

Некоторые недостатки

Основные функции и польза

Типы европейских двуручных мечей

Семья

Производство

  •  Болгария: производился ранее компанией «Арсенал» под индексом MG-U;
  •  Индия: производится НСВТ фирмой Ordnance Factory Board;
  •  Казахстан: Выпускался заводом «Металлист», на данный момент выпускается АО «ЗКМК»;
  •  Польша: производится Тарнувским механическим заводом под индексами NSW и WKM-Bm (вариант под патрон 12,7×99 мм НАТО);
  •  Сербия: производится фирмой «Застава Оружие» под индексами Застава M02 «Којот» (НСВС), Застава М87 (НСВТ), M07 (турельный), M87 «Бродски» (вариант НСВТ для морских судов);
  •  Украина: с 2001 года на НТК «Завод точной механики» выпускается танковый пулемёт НСВТ (под наименованием КТ-12,7, он начал поступать в войска с 2005 года) и станковый пулемёт КМ-12,7. 12 февраля 2018 года киевская компания ООО НПК «Техимпекс» зарегистрировала патент на конструкцию пулемёта (под наименованием «кулемет НСВ- 12,7«

Таблица характеристик

Тактико-технические характеристики АЕК-971

— Принят на вооружение: 1990- Конструктор: Кокшаров, Станислав Иванович- Разработан: 1978 год- Производитель: Завод имени Дегтярёва

Вес АЕК-971

— 3,53 кг (без патронов); 0,23 кг (пустой магазин АК-74); 0,17 кг (пустой магазин АКМ из лёгкого сплава)

Размеры АЕК-971

— Длина, мм: 960 (с разложенным прикладом); 720 (со сложенным прикладом)- Длина ствола, мм: 420

Патрон АЕК-971

— 5,45×39 мм (АЕК-971); 5,56×45 мм НАТО (АЕК-972); 7,62×39 мм (АЕК-973)

Калибр АЕК-971

— 5,45 (АЕК-971); 5,56 (АЕК-972); 7,62 (АЕК-973)

Скорострельность АЕК-971

— 900 выстрелов/мин

Скорость пули АЕК-971

— 880 (АЕК-971); 850 (АЕК-972); 730 (АЕК-973) м/с

Прицельная дальность АЕК-971

— 500 метров

Емкость магазина АЕК-971

— коробчатый магазин на 30 патронов от АКМ или АК74 (в зависимости от калибра), возможно использование коробчатых магазинов на 45 патронов от пулемётов РПК и РПК74

Максимальная дальность, м: 1000Прицел: секторный, имеется крепление для установки различных прицеловПринципы работы: отвод пороховых газов, поворотный затвор, сбалансированная автоматика.

Конструкция

АЕК-971 выполнен по традиционной компоновочной схеме (переднее положение магазина) и конструктивно в значительной мере повторяет автомат Калашникова — используется поворотный затвор и автоматика перезарядки на основе газового двигателя, который приводится в движение пороховыми газами, отводимыми через газоотводную трубку над стволом. Автомат спроектирован под патроны калибром 5,45×39 мм, имеются также варианты данного автомата под патрон 5,56 мм НАТО (АЕК-972) и 7,62×39 мм (АЕК-973). Для питания используются стандартные магазины от АК74 (индексы 6Л20 и 6Л23) или АКМ, в зависимости от калибра.

Схема автоматики переработана для устранения одного из недостатков автомата Калашникова — недостаточно высокой кучности автоматического огня, причиной которой является тряска автомата от перемещения затворной группы при перезарядке каждого патрона в процессе стрельбы. С этой целью в АЕК-971 реализована схема со сбалансированной автоматикой на основе газового двигателя (аналогичная схема применена в более поздних автоматах АК-107 и АК-108). В узел автоматики добавлен балансир, соответствующий по массе затворной группе. Затворная рама и балансир связаны через зубчатые рейки и шестерню, ось которой укреплена в ствольной коробке. Поршни рамы и балансира играют роль передней и задней стенок газовой камеры. В момент выстрела под давлением пороховых газов они начинают одновременно двигаться в противоположных направлениях с равными скоростями, и импульсы их движения компенсируют друг друга. В результате смещение оружия, вызванное работой автоматики, получается минимальным. Кучность стрельбы очередями из неустойчивых положений заметно улучшается, превосходя аналогичную у в 1,5-2 раза.

Корпус АЕК-971 — металлический, цевьё, пистолетная рукоятка и ствольная накладка выполнены из высокопрочной пластмассы. Флажок предохранителя-переводчика режимов огня выведен на обе стороны ствольной коробки (слева — только переводчик). Механизм обеспечивает три режима стрельбы: одиночными, непрерывными очередями и очередями с отсечкой по 3 выстрела (в раннем варианте отсечка была по 2 выстрела). На автомате предусмотрены посадочные места для крепления штык-ножа 6Х4 и подствольного гранатомёта (ГП-25 «Костёр», ГП-30 «Обувка» или ГП-34). Прицел секторный, аналогичный прицелу АК74, прицельная колодка расположена перед крышкой ствольной коробки. Приклад на первоначальном варианте был складной влево, затем его сменил постоянный приклад, а в современном варианте он стал складным вправо. В первой модели автомата имелся дульный тормоз-компенсатор с возможностью изменения отверстий (увеличивать и уменьшать при стрельбе из устойчивых и неустойчивых положений соответственно), в позднем варианте его заменил компенсатор от АК74.

Бронзовое копьё

Описание автомата

Новый автомат АЕК-971 питается патронами из стандартного магазина АК-74 емкостью 30 штук. Запирание стволового канала производится поворотом затвора. Складной приклад откидывается к левой стороне ствольной коробки. Интересное конструктивное решение было предложено для флажка переводчика-предохранителя. Он выведен с обеих сторон ствольной коробки. Однако флажок, расположенный с левой стороны, не имеет функции предохранителя, что несколько снижает его возможности. Ударно-спусковой механизм автомата АЕК-971 допускает ведение автоматического, одиночного огня, а также фиксированными очередями (два выстрела). Это в немалой степени увеличило эффективность данного оружия при темпе стрельбы 1500 выстрелов в минуту.

Переход в ММА

Дебют в смешанных единоборствах у Кошкина состоялся 27 апреля 2009 года. Сразиться спортсмену из Новокузнецка пришлось с Александром Сарнавским. Бой продлился всего 2 минуты – уже в первом раунде Александр перевел противостояние в партер и оформил красивое удушение треугольником.

Второй поединок в ММА для Кошкина получился еще более неудачным. На 37 секунде первого раунда боец пропустил серию ударов в голову от Алексея Ефремова, после которых рефери был вынужден остановить бой.

Проигрышная серия продолжилась и в 3-м поединке Андрея Кошкина, состоявшемся на турнире Siberia vs. Kazakhstan 8 апреля 2013 года. Противник Андрея из Казахстана Игорь Свирид оказался техничнее в борьбе и в конце 1 раунда провел победный удушающий прием сзади.

К своему 4 поединку Кошкин подошел с рейтингом 0:3. Противостоять Андрею пришлось соотечественнику Олегу Базарову на турнире White Rex, который состоялся 20 октября 2013 года. Понимая, что поражение может поставить крест на карьере в ММА, Кошкин подготовился к бою на максимум своих физических возможностей и показал зрелищный и результативный бой. В конце 1 первого раунда Андрей провел серию мощных и точных ударов, вынудив рефери вмешаться и остановить бой.

Спустя всего 3 с половиной недели Кошкин принял участие в турнире M-1 Global Challenge 43, где встретился с Виталием Макеевым. Бой продлился все отведенное регламентом время, после которого раздельным решением судей победа была присуждена Андрею Кошкину.

Находясь на кураже от двух предыдущих побед, спортсмен из Новокузнецка уже через месяц после крайнего боя принимает участие в Russian MMA Super. Соперником Кошкина становится Владимир Вегнер. Поединок закончился в середине 1 раунда в пользу Кошкина – спортсмен провел эффективное удушение сзади.

1Л222 Автобаза

Варианты

Модификации

Рассмотрим кратко характеристики АЕК -971 и АЕК-973:

  • Подвижные части этих автоматов состоят из затвора и активной рамы. В конструкции предусмотрен балансир и каретка.
  • Затвор ориентирован на досылание заряда в патронник, закрытие стволового канала, расплющивание капсюля и удаление остаточного заряда (гильзы).
  • Сама затворная часть включает в себя выбрасыватель, пружины и основную ось, а также штифт и ударник.
  • Рамка выполняет функции активатора затвора. Она приводит в действие балансир и ударно-спусковое устройство. В конструкцию элемента входит основа, вкладыш, рейка, упор возвратной пружины, соединение с парой вкладышей и двумя цилиндрическими пальцами.

Балансир АЕК-971, АК-12, АК-15 используется для уравновешивания импульсных потоков от затворной части орудия. Элемент телескопического типа размещен во внутренней части рамы, оснащен резьбовым участком для фиксации штока поршневого предназначения. В стенке рабочего контура предусмотрены перфорированные отсеки для взаимодействия с шестернями.

Дульный тормоз-компенсатор

Отличительная особенность первой модели АЕК-971 — это необычный дульный тормоз-компенсатор. В основу его конструкции заложена принципиально новая концепция ведение стрельбы из устойчивого и неустойчивого положений стрелка. При ведении автоматического огня очередями из положений стоя, с колена, на ходу можно уменьшить отверстия в компенсаторе посредством специального рычага, который расположен с левой стороны коробки. А при стрельбе из устойчивого положения с упора, соответственно, можно их увеличить. Идея изменения диаметра отверстий для выхода пороховых газов в дульный тормоз-компенсатор совместно со сбалансированной автоматикой позволила добиться еще большего уровня стабилизации системы при ведении автоматического огня.

АН-94 (автомат Никонова)

Конкурс на создание нового автоматического оружия прошел в 1981 году. Наиболее перспективным был признан автоматический карабин АН-94 со смещенным импульсом отдачи, разработанный Геннадием Никоновым. В 1986 году доработанное оружие получило новое название – «АСМ» (автомат со смещенным импульсом, модернизированный).

На испытаниях, проведенных на базе Таманской дивизии в 1991 году, АСМ показал сравнительно неплохие результаты. Так, он значительно превзошел по точности стрельбы фиксированными очередями АК-74, в том числе из неудобных положений. Автомат был рекомендован к принятию на вооружение, что произошло только в 1997 году. Полное название оружия звучало как «5,45-мм автомат Никонова обр. 1994 г. (АН-94)».

АН-94 получил смещенный импульс отдачи, что повысило точность и кучность стрельбы. Теперь хороший стрелок мог двумя выстрелами попасть в одну точку мишени, находящейся на расстоянии 100 метров. Это значительно повысило убойную силу оружия. Однако при стрельбе длинными очередями такого эффекта уже не наблюдалось: в этом компоненте по разбросу пуль АН-94 оказался на одном уровне с АК-74.

Конструкция

АЕК-971 выполнен по традиционной компоновочной схеме (переднее положение магазина) и конструктивно в значительной мере повторяет автомат Калашникова — используется поворотный затвор и автоматика перезарядки на основе газового двигателя, который приводится в движение пороховыми газами, отводимыми через газоотводную трубку над стволом. Автомат спроектирован под патроны калибром 5,45×39 мм, имеются также варианты данного автомата под патрон 5,56 мм НАТО (АЕК-972) и 7,62×39 мм (АЕК-973). Для питания используются стандартные магазины от АК74 (индексы 6Л20 и 6Л23) или АКМ, в зависимости от калибра.

Схема автоматики переработана для устранения одного из недостатков автомата Калашникова — недостаточно высокой кучности автоматического огня, причиной которой является тряска автомата от перемещения затворной группы при перезарядке каждого патрона в процессе стрельбы. С этой целью в АЕК-971 реализована схема со сбалансированной автоматикой на основе газового двигателя (аналогичная схема применена в более поздних автоматах АК-107 и АК-108). В узел автоматики добавлен балансир, соответствующий по массе затворной группе. Затворная рама и балансир связаны через зубчатые рейки и шестерню, ось которой укреплена в ствольной коробке. Поршни рамы и балансира играют роль передней и задней стенок газовой камеры. В момент выстрела под давлением пороховых газов они начинают одновременно двигаться в противоположных направлениях с равными скоростями, и импульсы их движения компенсируют друг друга. В результате смещение оружия, вызванное работой автоматики, получается минимальным. Кучность стрельбы очередями из неустойчивых положений заметно улучшается, превосходя аналогичную у АК74М в 1,5-2 раза.

Корпус АЕК-971 — металлический, цевьё, пистолетная рукоятка и ствольная накладка выполнены из высокопрочной пластмассы. Флажок предохранителя-переводчика режимов огня выведен на обе стороны ствольной коробки (слева — только переводчик). Механизм обеспечивает три режима стрельбы: одиночными, непрерывными очередями и очередями с отсечкой по 3 выстрела (в раннем варианте отсечка была по 2 выстрела). На автомате предусмотрены посадочные места для крепления штык-ножа 6Х4 и подствольного гранатомёта (ГП-25 «Костёр», ГП-30 «Обувка» или ГП-34). Прицел секторный, аналогичный прицелу АК74, прицельная колодка расположена перед крышкой ствольной коробки. Приклад на первоначальном варианте был складной влево, затем его сменил постоянный приклад, а в современном варианте он стал складным вправо. В первой модели автомата имелся дульный тормоз-компенсатор с возможностью изменения отверстий (увеличивать и уменьшать при стрельбе из устойчивых и неустойчивых положений соответственно), в позднем варианте его заменил компенсатор от АК74.

История и биография автомата

АЕК-971 был разработан для участия в конкурсе, объявленном Министерством обороны СССР под названием «Абакан», в ходе которого предпочтение было отдано автомату Никонова (АН-94, который впоследствии получил свое второе название — «Абакан»). Первоначальный вариант отличается от современных образцов, поскольку многие новшества были восприняты Министерством обороны как излишние, что привело к упрощению автомата. В 1990-х годах автомат был модифицирован и выпускался небольшими партиями до 2006 года для различных силовых служб России, после чего производство было перенесено на Завод имени Дегтярёва. Производство автоматов на новом месте не ведётся, поскольку развёртывание потребовало значительных затрат, которые не окупятся без поступления крупных заказов.

Модернизация автомата

Впоследствии конструкцию автомата существенно упростили. Так, дульный тормоз-компенсатор заменили на стандартный от АК-74, что привело к значительному снижению темпа стрельбы. Приклад сделали постоянным, а ложу пришлось переделывать полностью. Модернизированный автомат показал результаты стрельбы непрерывным огнем, на 20 процентов превосходящие показатели штатного АК-74. Однако АЕК-971 уступил кучности второго выстрела при ведении автоматического огня своему конкуренту – автомату Никонова, хоть и превзошел его по этому параметру при стрельбе длинными очередями. Так, по результатам конкурса на вооружение был принят автомат Никонова, который получил обозначение АН-91.

История


ЕрАЗ-762


ЕрАЗ-762ВГП. Экземпляр на фото отличается от серийного нестандартной фальшрадиаторной решеткой (от ГАЗ-24), наличием противотуманных фар и багажника на крыше. В 1964 г. на базе микроавтобуса РАФ-977Д «Латвия» на Рижской автобусной фабрике был создан 1-тонный развозной фургон РАФ-977К . Ограниченные производственные мощности РАФа не позволили тогда развернуть их серийный выпуск, и его передали на ЕрАЗ. Модель, исторически принадлежащая к 1960-м годам, производилась в Ереване вплоть до 1996 года, несмотря на свою архаичность, поскольку автофургоны малой грузоподъёмности были крайне востребованы народным хозяйством. Фактически за 30-летнюю историю производства продукция завода модернизировалась незначительно[источник не указан 310 дней

С 1966 по 1971 годы выпускался фургон ЕрАЗ-762

, который имел гладкие стенки бортов и восемь продольных гофров на крыше.

Внешние изображения
ЕрАЗ-762

С 1971 по 1976 годы выпускался фургон ЕрАЗ-762А

, который получил штамповки-фальшокна на боковинах кузова, а также в дверях грузового салона (панели кузова аналогичны автобусу РАФ-977ДМ).

Внешние изображения
ЕрАЗ-762А

С 1976 по 1979 годы выпускался фургон ЕрАЗ-762Б

, который получил двигатель от автомобиля ГАЗ-24-01 «Волга». Внешне отличался наличием трех выпуклых гофрированных полос на боковинах и задней части кузова, поперечными гофрами крыши а также иной, более сложной штамповкой фальшокон. Вместо бензобака от ГАЗ-21 внедрен бак от ГАЗ-24 с низкой горловиной, поэтому ее лючок опущен ниже.

Внешние изображения
ЕрАЗ-762Б

С 1979 года был освоен выпуск фургона ЕрАЗ-762В

. Внешне он отличался тем, что вместо трех ярусов выпуклых полос на панелях кузова и дверях появились вогнутые подштамповки, прерывающиеся у стыков[источник не указан 310 дней ]. А также появившимися отдельными фонарями указателей поворота (число задних фонарей с четырёх увеличилось до шести). В 80-х годах световые приборы приведены в соответствие Правилам ЕЭК ООН: внедрены новые, «камазовские» подфарники, изменены рассеиватели задних фонарей, использованы «европейские» оптические элементы фар (ФГ-140). В конце восьмидесятых вместо двигателя ЗМЗ-24-01 используется модернизированный вариант ЗМЗ-4021. В 1990-х двигатель заменен на УМЗ-4178; вместо волговского бензобака внедрен уазовский (под полом слева); на части машин (особенно модификаций ВГП и ВДП) использовались алюминиевые бамперы с черными пластмассовыми закруглениями и пластмассовые облицовки радиатора. Задние фонари фургона были заменены комплектом из восьми фонарей от РАФ-22038, с соответствующей подштамповкой на кузове.

Внешние изображения
ЕрАЗ-762В

Максимум выпуска ЕрАЗов пришелся на конец 80-х — начало 90-х годов. До нашего времени дошло не так много экземпляров, и в основном это автомобили последних лет существования СССР, выкупленные частными лицами у госпредприятий. Срок эксплуатации автомобилей ЕрАЗ как правило ограничивался от силы пятью годами, сказывалось невысокое качество их изготовления.

Характеристики

Характеристики кучности стрельбы очередями позднего (упрощённого) варианта АЕК-971 в сравнении с АК74 улучшаются на 15—20 %, а в сравнении с автоматом Никонова выявлена худшая точность второго попадания при стрельбе очередями, но лучшая кучность при стрельбе длинными очередями. Гарантийный ресурс нового автомата равен таковому у АК74 и составляет 10 000 выстрелов. Боевая скорострельность — 40 выстрелов в минуту при стрельбе одиночными и 100 выстрелов в минуту при стрельбе очередями. Темп стрельбы составляет 800—900 выстрелов в минуту (в раннем варианте — около 1500 выстрелов в минуту) в обоих автоматических режимах (в отличие от АН-94 «Абакан», у которого при стрельбе с отсечкой очереди темп значительно выше). Дульная энергия для калибра 5,45 мм — около 1500 Дж при начальной скорости пули 880 м/с, для 7,62 мм — около 2200 Дж .

Описание

Автомат АЕК971 разработан на Ковровском Машиностроительном заводе под руководством С. И.Кокшарова.

Особенность конструкции АЕК971 — схема со сбалансированной автоматикой на основе газового двигателя (аналогично автоматам АК-107/108). При такой схеме дополнительный газовый поршень, связанный с противомассой, движется синхронно с осеновным, перемещающим затворную раму, но навстречу ему, тем самым компенсируя импульсы, возникающие при движении затворной группы и при ее ударах в заднем и переднем положении (не секрет, что одна из особенностей конструкции автматов Калашникова, обеспечившая выдающуюся надежность — приход подвижных частей автоматики в крайние положения со значительной скоростью, а следовательно, в моменты движения затворной группы автомат получает значительные и разнонаправленные импульсы движения, отрицательно влияющие на кучность автоматической стрельбы). В результате стрелок ощущает только импульс от отдачи при выстрелах, и автомат при стрельбе очередями не дергается, а как бы прилипает к плечу. Таким оьразом в АЕК971 удалось достигнуть кучноси автоматической стрельбы в 2 и более раза лучшей, чем у автоматов АКМ или АК-74 (при стрельбе из АЕК971 калибров 7.62мм и 5.45мм соотвветственно).

Следует заметить, что официально вроде бы принятый на вооружение в России автомат Никонова АН-94, построенный по лафетной схеме с накоплением импульса отдачи, имеет преимущество перед АЕК971 по кучности только при стрельбе очередями по 2 выстрела. При стрельбе очередями большей длины он такого преимущетсва не имеет, при этом АЕК971 легчем, чем АН-94 почти на 500 грамм.

Из других особенностей следует отметить измененную по сравнению с автоматами Калашникова конструкцию предохранителя-переводчика режимов огня, позволяющую более удобно переключать режимы огня.

Автоматы АЕК971 последних модификаций имеют складной приклад трубчатой конструкции с пластиковым покрытием для защиты стрелка в жару и холод, пластиковые рукоятку управления огнем и цевье, а для питания используют штатные магазины от АКМ или АК-74, в зависимости от калибра.

МОДИФИКАЦИИ АЕК-971

АЕК-973 в с разложенным и убранным прикладом

Под патрон типа 5,56×45 выполнена модификация автомата АЕК-972 той же схемы и с такой же емкостью магазина. Автомат также имеет планку на левой стороне ствольной коробки для крепления коллиматорного, оптического или ночного прицела.

Создан вариант АЕК-971 и под 7,62-мм автоматный патрон. В процессе доработки совместно со специалистами ЦНИИТОЧМАШ автомату придали режим стрельбы фиксированными очередями по три выстрела. Новая 7,62-мм модификация получила обозначение АЕК-973. По кучности стрельбы у 5,45-мм АЕК-971 и 7,62-мм АЕК-973 в два и более раз превосходят соответственно 5,45-мм автомат АК 74 и 7,62-мм АКМ.

Модификация 7,62-мм АЕК-973С отличается измененным ударно-спусковым механизмом с расположением флажка переводчика-предохранителя справа, выдвижным (для уменьшения поперечных размеров) легким прикладом. При убранном прикладе плечевой упор смыкается с пистолетной рукояткой, образуя обтекаемую конструкцию и не затрудняя стрельбу.

История[ | ]

В 1964 г. на базе микроавтобуса РАФ-977Д «Латвия» на Рижской автобусной фабрике был создан однотонный развозной фургон РАФ-977К . Ограниченные производственные мощности РАФа не позволили тогда развернуть их серийный выпуск, и его передали на ЕрАЗ. Модель, исторически принадлежащая к 1960-м годам, производилась в Ереване вплоть до 1996 года, несмотря на свою архаичность, поскольку автофургоны малой грузоподъёмности были крайне востребованы народным хозяйством. Фактически за 30-летнюю историю производства продукция завода модернизировалась незначительно.

С 1966 по 1971 годы выпускался фургон ЕрАЗ-762

, который имел гладкие стенки бортов и восемь продольных гофров на крыше. С 1971 по 1976 годы выпускался фургонЕрАЗ-762А , который получил штамповки-фальшокна на боковинах кузова, а также в дверях грузового салона (панели кузова аналогичны автобусу РАФ-977ДМ).

С 1976 по 1979 годы выпускался фургон ЕрАЗ-762Б

, который получил двигатель от автомобиля ГАЗ-24-01 «Волга». Внешне отличался наличием трёх выпуклых гофрированных полос на боковинах и задней части кузова, поперечными гофрами крыши а также иной, более сложной штамповкой фальшокон. Вместо бензобака от ГАЗ-21 внедрён бак от ГАЗ-24 с низкой горловиной, поэтому её лючок опущен ниже.

С 1979 года был освоен выпуск фургона ЕрАЗ-762В

. Внешне он отличался тем, что вместо трёх ярусов выпуклых полос на панелях кузова и дверях появились вогнутые подштамповки, прерывающиеся у стыков. А также появившимися отдельными фонарями указателей поворота (число задних фонарей с четырёх увеличилось до шести). В 1980-х годах световые приборы приведены в соответствие Правилам ЕЭК ООН: внедрены новые, «камазовские» подфарники, изменены рассеиватели задних фонарей, использованы «европейские» оптические элементы фар (ФГ-140). В конце восьмидесятых вместо двигателя ЗМЗ-24-01 используется модернизированный вариант ЗМЗ-4021. В 1990-х двигатель заменён на УМЗ-4178; вместо волговского бензобака внедрён уазовский (под полом слева); на части машин (особенно модификаций ВГП и ВДП) использовались алюминиевые бамперы с черными пластмассовыми закруглениями и пластмассовые облицовки радиатора. Задние фонари фургона были заменены комплектом из восьми фонарей от РАФ-22038, с соответствующей подштамповкой на кузове.

Максимум выпуска ЕрАЗов пришёлся на конец 1980-х — начало 1990-х годов. До нашего времени дошло не так много экземпляров, и в основном это автомобили последних лет существования СССР, выкупленные частными лицами у госпредприятий.

Срок эксплуатации автомобилей ЕрАЗ, как правило ограничивался от силы пятью годами, сказывалось исключительно низкое качество их изготовления в течение всего периода выпуска автомобилей. Проблемы качества продукции ЕРАЗа неоднократно поднимались на Союзном уровне, но так и не были решены из-за внутреннего сопротивления развитию объектов союзного значения в республике.

История и биография автомата

АЕК-971 был разработан для участия в 1978 году в конкурсе «Абакан», объявленном Министерством обороны СССР, в ходе которого предпочтение было отдано автомату Никонова (АН-94, который впоследствии получил свое второе название — «Абакан»). Первоначальный вариант отличается от современных образцов, поскольку многие новшества были восприняты Министерством обороны как излишние, что привело к упрощению автомата. В 1990-х годах автомат был модифицирован и выпускался небольшими партиями до 2006 года для различных силовых служб России, после чего производство было перенесено на Завод имени Дегтярёва. Производство автоматов на новом месте не ведётся, поскольку развёртывание потребовало значительных затрат, которые не окупятся без поступления крупных заказов.

Булава

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector