Топ 10 самых больших авианосцев в мире

Превосходство в воде

Упреждая пренебрежительное отношение со стороны ряда наблюдателей к возможностям китайского военно-морского флота обнаруживать в море американские авианосцы (а это реально очень сложная задача), хочется сказать, что к настоящему времени НОАК получила в свое распоряжение средства радиотехнической, акустической, космической, авиационной разведки. Они позволяют достаточно надежно контролировать целые районы Тихого океана, вскрывая действия американских авианосных ударных групп и выдавая на них целеуказание как для своей ракетоносной авиации, так и для трех (624-я, 651-я и 653-я) ракетных бригад, вооруженных противокорабельными баллистическими ракетами DF-21D и DF-21А с ядерной боевой частью.

Еще одна ракетная бригада (656-я), дислоцированная в провинции Шаньдун, совсем недавно получила на вооружение крылатые ракеты наземного базирования CJ-100, способные лететь на 2000 км. Это что позволяет китайским «береговым» ракетчикам полностью контролировать Южно-Китайское море и первую цепь островов, создавая тем самым серьезную поддержку для своих авианосцев.

В плане стратегического развития ВМС НОАК прямо указывается, что к 2030 году флот Поднебесной должен быть способен проецировать свою силу на локальную территорию, где он должен будет уметь нанести неприемлемый урон любому врагу. А к 2050 году ВМС, согласно заявленному плану, должны главенствовать в любой точке Мирового океана в любой момент времени. То есть, как полагают китайские военно-морские стратеги, флот США к 2050 году не будет представлять для них особой угрозы — к тому времени морские силы Поднебесной количественно и качественно превзойдут самый сильный ныне военный флот.

Разумеется, в США с такими планами не согласны и строят свои программы противоборства с Китаем. Но, как показывает практика, по темпам ввода в боевой состав флота новых кораблей Китай уже давно опередил Америку, тем самым убедительно доказывая реальность того, что должно произойти к 2050 году.

А американской авианосной ударной группе с атомным авианосцем Theodore Roosevelt во главе в настоящее время приходится активно уклоняться от встречи с «Ляонином» в Южно-Китайском море. Ибо ничего другого поделать с этим они не могут.

Алексей Суконкин

Просмотров: 386

Рекомендуем почитать

Новости Партнеров

На смену политики канонерок пришла политика авианосцев

Бесспорно, гордостью американского флота являются атомные авианосцы. В ВМС США 2015 года на службе стояли 11 атомных авианосцев класса «Нимиц». Три последних неатомных авианосца типа «Форрестол» : «Джон Кеннеди», «Америка» и «Китти Хок» находятся в резерве и в любой момент могут выйти в море, усилив своим присутствием ту или иную военно-морскую группировку.

Каждый атомный авианосец является ядром авианосной ударной группы, в состав которой входят один-два крейсера УРО, 2-3 ракетных эсминца, 1 или 2 атомные многоцелевые подлодки. Авиационное крыло, базирующееся на авианосцах, как правило, состоит из 70-90 летательных аппаратов, включая 32-48 боевых самолета, самолеты радиоэлектронной разведки, транспортные самолеты, противолодочные и спасательные вертолеты. С недавнего времени в состав авиационной группировки стали включать беспилотные летательные аппараты. В настоящий момент США постоянно держат в море четыре АУГ, по две в каждом оперативном командовании — в Атлантике и на Тихом океане. Такая активность связана с обострением ситуации вокруг Северной Кореи и в связи со сложной военно-политической обстановкой в Сирии.

Основной рабочей лошадкой десантных сил являются на сегодняшний день большие десантные корабли типа «Уосп» и «Тарава». Четыре корабля типа «Уосп» пребывают в распоряжении Атлантического оперативного командования, пять кораблей находятся в зоне Тихого океана. В скором времени ожидается принятие в строй двух универсальных десантных кораблей типа «Америка», которые могут одновременно нести в полном боевом оснащении крупные десантные силы и усиленное авиационное крыло. Несмотря на довольно большое количество десантных судов, при проведении крупных стратегических операций с участием корпуса морской пехоты и других армейских частей командование ВМС США фрахтует гражданские транспортные суда.

Помимо Авианосных Ударных Групп, подводных атомных ракетоносцев двумя другими столпами морского могущества США являются морская авиация и корпус морской пехоты. Что касается авиации флота, то она разделяется на флотскую авиацию, военно-воздушные силы морской пехоты и резервные части. Флотская авиация делится на авиационные крылья, которые в свою очередь приписаны к каждому авианосцу. Авиация корпуса морской пехоты в основном представлена боевыми самолетами вертикального взлета и посадки и транспортно-десантными вертолетами, которые обеспечивают десантирование подразделений при проведении десантных операций, оказывают огневую и материально-тыловую поддержку боевым подразделения морских пехотинцев в зоне выполнения операций.

Всего на вооружении морской авиации ВМС США имеется более 1000 истребителей-бомбардировщиков F-18»Хорнет». На вооружении корпуса морской пехоты стоят британские самолеты с вертикальным взлетом типа AV-8 «Харриер», выпускаемые в США по лицензии. Всего в составе авиации морской пехоты имеется 195 самолетов этого типа, из которых третья часть представлена британскими машинами. Начиная с 2015 года, все истребители типа F-18 и самолеты AV-8 меняют на современные машины 5 поколения F-35С в палубном варианте и самолеты F-35B, имеющие укороченные взлет и посадку.

В заключение немного слов о корпусе морской пехоты. По численному составу американская морская пехота превосходит вооруженные силы целого ряда стран. На данный момент каждое оперативное командование, и Атлантическое, и Тихоокеанское имеет в своем подчинении по две дивизии морской пехоты. В целом по своему численному составу и средствам вооружений, американский флот представляет собой колоссальную военную силу, которая в состоянии самостоятельно решать стратегические и тактические операции любого масштаба.

Стратегическое планирование и основные компоненты флота

Первоначально, исходя из потребностей государства, осуществлять глобальное присутствие ВМС США в любой точке планеты, военные корабли и суда обеспечения были распределены между Востоком и Западом в равной мере. Однако, начиная с середины 70-х годов, ввиду окончания военных действий во Вьетнаме и из-за отсутствия серьезных противников для США в зоне Тихого океана, акцент активности сместился в Восточное полушарие. С развалом Советского Союза и возрастанием военно-морской мощи Китая приоритет в техническом плане получил Тихоокеанский морской театр. В связи с возросшей активностью в последние годы режима в Северной Корее, американский флот в большей своей массе концентрируется именно в этом регионе.

Здесь сегодня находятся 6 и 11 действующих атомных авианосцев ВМС США. Сконцентрирована также в Западной части Тихого океана и основная масса ракетных крейсеров, эсминцев и атомных подводных лодок. Не меняется численный состав ядерных подводных сил, находящихся в местах патрулирования в Тихом океане. Американцы вынуждены держать значительное количество своих подводных ракетоносцев в этом районе в связи с тройной угрозой. Теперь США приходится противодействовать не только ядерным арсеналам России и Китая. Добавилась еще угроза применения баллистических ракет со стороны Северной Кореи. В этом аспекте американские атомные субмарины решают сразу две задачи — функцию инструмента ядерного сдерживания и инструмент военно-политического давления.

Подводный атомный флот США – это 70 стоящих на боевом дежурстве подводных кораблей, оснащенных ядерной силовой установкой. Основная ударная мощь подводного флота – ПЛАРБ типа «Огайо» в количестве 14 единиц. В настоящее время на боевом дежурстве находятся 12 ПЛАРБ. Два корабля по очереди находятся в пунктах постоянной дислокации, проходя плановый ремонт. Остальные корабли распределены следующим образом:

  • 7 субмарин патрулируют океанские просторы на Тихом океане;
  • 5 кораблей несут дежурство в Северной Атлантике и в районе Северного Ледовитого океана.

Не стоит сбрасывать со счетов и другие американские подводные лодки. Четыре корабля типа «Огайо» переоборудованы в качестве носителей крылатых ракет «Томагавк» морского базирования. По две субмарины соответственно распределены между Западной и Восточной зоной ответственности. В таком снаряжении уже не ПЛАРБ, а ПЛАРК способны нести до 150 крылатых ракет. Как известно, американские «Томагавки» способны нести ядерные боеголовки, поэтому говорить о том, что ядерная мощь американского флота с переоборудованием стратегических ракетоносцев в многоцелевые корабли уменьшилась, будет неуместным.

Атомные многоцелевые субмарины распределены следующим образом: 23 корабля входят в состав оперативных соединений, базирующихся на Атлантическом морском театре. Оставшиеся 30 судов входят в состав 3-го, 5-го и 7-го флота, зона ответственности которых охватывает Индийский и Тихий океаны. Корабли этого класса способны выполнять огромный объем работы как в тактическом, так и в стратегическом плане. Ракетно-торпедное вооружение представлено торпедами МК 48, противокорабельными ракетами «Гарпун», крылатыми ракетами «Томагавк» вертикального пуска.

Интенсивность использования американских субмарин диктуется геополитической обстановкой. Атомные подводные ракетоносцы находятся на постоянном боевом дежурстве, периодически меняя друг друга на боевых позициях. Многоцелевые подлодки используются в качестве эффективного тактического средства противодействия. Постоянные места базирования американских АПЛ — это Аравийское море и Персидский залив, Средиземное море, Северное и Баренцево море. На Тихом океане многоцелевые подлодки осуществляют патрулирование у берегов Японии, в районе Филлипинских островов, в Восточно-Китайском и в Японском море. Каждая оперативная Авиационная Ударная Группа (АУГ) имеет в своем составе многоцелевую атомную субмарину. При необходимости состав группы может меняться, поэтому количество подводных лодок может варьироваться от одной, до двух или трех.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АВИАНОСНЫХ УДАРНЫХ СИЛ ФЛОТА США

Происходит в составе авианосных ударных групп (АУГ) или авианосных ударных соединений (АУС) оперативных флотов, развертываемых в зоне конфликта. При развертывании на боевую службу на базе корабельных соединений воздушных сил флота формируются оперативные АУГ. В них, кроме авианосца и крейсера (крейсеров) УРО, включаются фрегат и два эсминца УРО, атомная подводная лодка и транспорт снабжения.

В настоящее время 1-2 АУГ постоянно несут боевую службу в районе Персидского залива, и 1- в Средиземном море. Период боевой службы одной АУГ – 6 месяцев, затем происходит ротация. АУГ «Джордж Вашингтон» с 5 Акр с 2009 года на постоянной основе входит в состав 77-го оперативного соединения 7-го флота в Западной части Тихого океана. Одна-три АУГ постоянно принимают участие в маневрах в Атлантике, зоне Центральной и Южной Америки, либо Тихом океане в составе флотов США или объединенных ВМС НАТО.

Согласно плана оперативного развертывания сил флота (FRP – Fleet Response Plan), в случае необходимости в Мировом океане в тридцатидневный срок должны быть развернуты 6 АУГ, и еще две – в последующие 90 суток. Главная проблема здесь заключается в том, что все авианосцы США не могут находиться в одинаково боеготовом состоянии. После возвращения авианосца с боевой службы он проходит плановый ремонт сроком 18 месяцев. Для обеспечения возможностей оперативного развертывания согласно FRP планируется сократить сроки ремонта авианосцев до 9 месяцев.

В соответсвии с требованиями, предъявляемыми командованием ВМС США к авианосцам будущего «Джеральд Р.Форд», в течение суток должно обеспечиваться 160 самолето-вылетов, а в экстремальных ситуациях – 270, однако для этого необходимо задействовать дополнительный летно-технический состав.

В связи с усилением Китая в будущем США прийдется усиливать военное присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Уже в 2010 году количество АУГ в составе Тихоокеанского флота было увеличено до с 5 до 6 за счет сил Атлантического флота.

Некоторые специалисты полагают, что боевая мощь авианосных сил ВМС США чрезмерна, и ее поддержание обходится бюджету слишком дорого. Для выполнения боевых задач, стоящих перед ВМС США достаточно 7-8 современных авианосцев. Однако направленность финансирования американского флота в последние годы остается прежней, и нет оснований  считать, что в будущем США сократят количество своих авианосцев.

(По статье капитана 1 ранга Д.Рюрикова, капитана 2 ранга О.Подражанец в журнале «Зарубежное военной обозрение» 5/2010)

Морская угроза

«Ляонин» (бывший советский тяжёлый авианесущий крейсер «Варяг», выкупленный Китаем якобы для переделки в плавучее казино) вышел из базы в Циндао решать задачи в составе полноценного авианосного соединения, куда вошли корабль комплексного снабжения проекта 901 «Хулунху», ракетный эсминец проекта 055 «Наньчан», два эсминца проекта 052D «Чэнду» и «Тайюань» и фрегат проекта 054А «Хуанган». Соединение проследовало в Восточно-Китайское море, откуда спустя несколько суток переместилось в Южно-Китайское море. В районе архипелага Спратли, права на который заявляют сразу шесть государств (Китай, Вьетнам, Филиппины, Бруней, Малайзия и Тайвань), авиационная группа, базирующаяся на «Ляонине», выполнила ряд демонстрационных полетов. Они были призваны доказать остальным претендентам на острова бесперспективность своих притязаний.

Что характерно, развернутый в тех местах американский авианосец CVN-71 Theodore Roosevelt со своими кораблями, входящими в состав авианосной ударной группы, маневрирует таким образом, чтобы и свое присутствие в районе обозначить, и не стать объектом интереса палубной авиации «Ляонина», которая была бы не прочь «поработать» со своим главным противником. В общем, ВМС США особо не готовы рисковать своими кораблями и уж тем более атомным авианосцем и стараются держать их за пределом расстояния, с которого китайские ВМС способны (в теории и фактически на практике) представлять реальную угрозу.

Одновременно с «Ляонином» в Южно-Китайском море, неподалеку от своей базы на острове Санья, с несколько меньшим тактическим размахом и в сопровождении всего лишь одного фрегата маневрирует авианосец «Шаньдун». Он стал первым кораблем китайской постройки и вошел в боевой состав флота в декабре 2019 года — всего полтора года назад.

Вероятно, экипаж судна еще не дошел до уровня мастерства команды «Ляонина», и пока новый китайский авианосец отрабатывает совместное маневрирование только с одним кораблем ордера. Но это – пока. Нет никаких сомнений, что наступит тот час, когда ВМС США перестанут так вольно вести себя в морях, прилегающих к Китаю — без риска вступить в столкновение с боевыми кораблями ВМС НОАК. И не только с кораблями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector