Россия создает «летающие армии»: бтр-мдм «ракушка» открывает новую страницу в истории вдв
Содержание:
Боевая «Ракушка» десанта
На военном полигоне «Слободка» в Туле военнослужащие 106-й Гвардейской воздушно-десантной дивизии приступили к испытаниям новейшего БТР-МДМ «Ракушка». «Пробу снимали» под контролем представителей Курганского машиностроительного завода. Все выявленные военными недостатки специалисты фиксировали для дальнейшего устранения перед выпуском бронетранспортера в серийное производство. Всего в Тульское десантное соединение поступило 8 машин.
Кроме стрельб, была отработана тактическая операция по эвакуации из места боевых действий. Разведчики «приняли бой» в заснеженных полях и вызвали бронетранспортеры сигнальной ракетой. Они загрузились в прибывшие машины за считанные секунды и покинули позиции, скрыв перемещение плотной дымовой завесой.
Испытания будут проходить до июля 2020 года. По итогам специальная комиссия рассмотрит вопрос о постановке на вооружение ВДВ боевой машины. В будущем «Ракушка» заменит устаревшие БТР-Д, стоящие на вооружении десантников с 70-х годов прошлого века.
В глаза бросаются габариты машины: масса старой машины БТР-Д — 8 тонн, а БТР-МДМ — 13 тонн. В машине старого образца помещались 14 человек, в новой — на одного больше (экипаж — 2 человека, десант — еще 13). Удобнее стало и проникать в боевую машину, и выходить из нее. «Ракушка» оснащена мощным двигателем в 500 л. с., когда у БТР-Д только 240 л. с., до двух тонн увеличен объем перевозимого груза. Управление полностью автоматизировано (вместо рычагов, как на старом образце, установлен штурвал), машина мощная и маневренная, реагирует на любое действие механика-водителя. По шоссе развивает скорость до 70 км/час, может разворачиваться и на месте. А на плаву, при форсировании водных преград, два водометных двигателя разгоняют машину до 10 км/час.
— На базовой модели установлены два танковых пулемета Калашникова (калибр 7,62). На БТР-Д тоже их два, но оба курсовые, с углом обстрела в 30 градусов, и из-за этого из машины старого образца можно вести огонь только прямо. На «Ракушке» угол обстрела второго пулемета, который размещен на автономной вынесенной установке командира, составляет 360 градусов.
«Ракушку» тестировали в условиях, максимально приближенных к боевым.Фото: Алексей ФОКИН
— Для прицеливания используется прибор с волоконно-оптической системой изображения марки, есть приборы ночного видения, — рассказал старший офицер бронетанковой службы 106-й Гвардейской воздушно-десантной дивизии гвардии капитан Виталий Селищев.
Кстати, огонь можно вести и во время движения, что нельзя сказать о БТР-Д. Дело в том, что в старой машине не позволяет стрелять из пулемета неудачная планировка салона: механику-водителю приходится останавливаться и пересаживаться на соседнее кресло. В «Ракушке» же специальная кнопка установлена непосредственно на водительском штурвале.
ПЯТЬ ФАКТОВ О «РАКУШКЕ»
1. «Ракушка» оснащена системой «Туча» 902Г, на тот случай если во время ведения боя нужно замаскироваться. Выпускаются дымовые гранаты, создается плотная завеса, и бронетранспортер скрывается из визуального и инфракрасного поля зрения противника.
2. В БТР-МДМ предусмотрена установка специальных кресел «Казбек» — для того чтобы вместе с машиной десантировать и экипаж. Кстати, в самолет военно-транспортной авиации ИЛ-76 помещается три таких бронетранспортера.
3
Установлена система измерения координат ГЛОНАСС, позволяющая определить местонахождение машины, и, что особо важно при десанте (или если требуется найти «Ракушку» в горах), на какой высоте над уровнем моря она находится
4. У БТР-МДМ регулируемый клиренс: от 100 до 500 мм. Это нужно для того, чтобы при десантировании «Ракушка» приземлялась не на гусеничные катки и гидросистему, а на корпус машины.
5. Броня защищает «пассажиров» как от пуль, так и от осколков снарядов. Переподготовка офицеров-прапорщиков проходит в течение одного месяца, механиков-водителей и командиров — немногим более 45 суток.
Это сила!
Недавно новый батальонный комплект усовершенствованной техники поступил на вооружение в гвардейский Кубанский казачий десантно-штурмовой полк, расквартированный в Новороссийске.
Фото автора
Недавно новый батальонный комплект усовершенствованной техники поступил на вооружение в гвардейский Кубанский казачий десантно-штурмовой полк, расквартированный в Новороссийске.
— Войска продолжают развиваться и совершенствоваться в своём техническом наполнении. Новороссийцы принимают на вооружение девятый батальонный комплект техники четвёртого поколения из тех, что уже поступили в соединения и воинские части ВДВ. А до конца года и ещё один десантно-штурмовой полк этого соединения получит такой же батальонный комплект. Эти образцы бронетанкового вооружения, несомненно, повышают мощь и ударную силу десантных подразделений, — прокомментировал это плановое событие заместитель командующего ВДВ по материально-техническому обеспечению генерал-майор Нариман Тимергазин.
Фото автора
Генерал-майор Нариман Тимергазин.
В прославленном гвардейском казачьем полку с нетерпением ждали обновления своего технического строя. Специалисты десантно-штурмового батальона, получившего новую технику, прошли двухмесячный курс обучения и переподготовки на новые образцы боевых и транспортных десантных машин в Омском учебном центре подготовки младших специалистов ВДВ. Командиры боевых машин и наводчики-операторы основательно изучили боевой модуль «Бахча-У» в тульском Конструкторском бюро приборостроения (КБП), где он разрабатывался. Офицеры и прапорщики батальона имели возможность углубить свои знания и получить практический опыт тактического применения новых боевых машин на курсах переподготовки в Рязанском гвардейском высшем воздушно-десантном командном училище.
weaponscollection.com
Бахча-У.
Конечно, серьёзные инновации потребуют нового уровня знаний и навыков наводчиков-операторов, командиров экипажей. Но они кое-чему уже научились у тульских разработчиков. Да и сама возможность подняться на новую ступень технического совершенствования даёт о себе знать. Десантники — народ любознательный.
Фото автора
Гвардии майор Артём Сальников.
Цели и задачи по применению
Бронетранспортеры Ракушка разработаны как машина десанта, основная цель которой — поддержка подразделений в любых боевых условиях.
К задачам бронетранспортера относятся:
- поддержка пехотных соединений, прикрытие;
- транспортировка грузов, снабжение подразделений;
- вывоз раненых, переустройство в санитарную машину;
- организация командного центра или узла радиосвязи.
Ключевыми задачами БТР остается доставка десанта на заданные позиции. Новая машина позволяет перевозить бойцов своим ходом, десантироваться с воздуха, а также форсировать водные преграды и осуществлять высадку с моря с преодолением линии прибоя. Последний фактор делает ее полноценной амфибией.
БТР-МДМ
БТР-МДМ приспособлен для эксплуатации во всех условиях боевого применения, в самых различных климатических условиях. Машина предназначена для перевозки в подразделениях ВДВ, десантно-штурмовых формированиях морской пехоты ВМФ:
- личного состава (десанта),
- боеприпасов,
- запасных частей.
В 2008 году согласно тактико-техническому заданию, утвержденного начальником ГАБТУ МО РФ и командующим ВДВ, была начата разработка БТР-МДМ в рамках программы «Ракушка-М». В короткие сроки была разработана конструкторская документация, изготовлен опытный образец бронетранспортера для предварительных испытаний. Все работы проводились на собственные средства машиностроительно-индустриальной группы «Тракторные заводы».
Базовым изделием при разработке БТР-МДМ стал бронетранспортер БТР-МД производства Волгоградской машиностроительной .
Спойлер: О БТР-МД Ракушка
БТР-МД «Ракушка»
Иногда неофициально называется БТР-Д-3, БТРД-3.
БТР-МД «Ракушка» (Индекс ГБТУ — Объект 955) — российский десантируемый бронетранспортер. Создан в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода. Бронетранспортер создан на базе боевой машины десанта БМД-3. Основным предназначением машины является замена в войсках БТР-Д. Габариты и масса машины обеспечивают авиатранспортабельность и быстрое преодоление водных преград. Основные тактико-технические характеристики БТР-МД «Ракушка»
Масса, не более, т | 13,2 |
Экипаж, чел | 2 (командир и механик-водитель) |
Грузоподъемность, т | 2 |
Количество посадочных мест, шт. | 13 |
Удельная мощность, кВт/т (л.с./т) | 22,3 (30,3) |
Максимальная мощность двигателя, кВт (л.с.) | 331 (450) |
Средняя скорость по сухой грунтовой дороге, км/ч | 45-50 |
Максимальная скорость, км/ч | |
по шоссе, не менее | 71 |
на плаву, не менее | 10 |
Авиадесантирование: | |
самолеты, тип | ИЛ-76(М, МД), АН-124 |
вертолет, тип | МИ-26 (на внешней подвеске) |
Бронетранспортер является базой для многочисленных модернизаций как в настоящее время, так и в будущем.
Спойлер: О БТР-МД Ракушка Варианты загрузки полезной площади БТР-МД
Десант | Раненые |
Боеприпасы, имущество | Горюче-смазочные материалы |
ООО «Волгоградская машиностроительная . |
Модернизация, в рамках которой выполнена унификация по узлам шасси с БМП-3М и БМД-4М, была проделана с целью повышения основных тактико-технических характеристик и надежности. На машину установлены заимствованные с БМП-3М:
|
|
«Конструкция БТР-МДМ обеспечивает возможность его комплектации различным сменным оборудованием, потому он и призван стать базовой машиной, на основе которой в ближайшей перспективе будет разработано целое семейство образцов военной техники для ВДВ — командно-штабные, машины связи и управления, медицинские, тылового обеспечения и др.», — сообщает ТАСС со ссылкой на свой источник.
Видео: Войсковые испытания БМД-4М в условиях низких температур
https://youtube.com/watch?v=ClH64fR-aGQ
В Рязанской области бойцы ВДВ осваивали новую боевую машину
Видео: Войсковые эксплуатационные испытания модернизированного БТР «Ракушка»
https://youtube.com/watch?v=4s4iOkqY4eA
Модернизированный БТР «Ракушка» проходит войсковые эксплуатационные испытания. Осваивают новейший бронетранспортер тульские десантники. Условия максимально приближенные к боевым. Машину испытывают на прочность, чтобы выявить все возможные недочеты.
- — В 2020 году десантники получат два батальонных комплекта БМД-4М и БТР «Ракушка»;
- — Корректировка ТТЗ на производство БМД-4М;
- — Владимир Шаманов лично сел за штурвал БМД-4М;
- — Плановое перевооружение на БМД-4М начнется с 2020 года.
Вперед > |
Достоинства и недостатки
БТР «Ракушка» на учениях
Ключевым достоинством БТР-МД выделяют его многофункциональность. Машина рассчитана практически на любые условия проведения операций, что во многом приближает ее к БМП. При этом конструкция бронетранспортера позволяет в короткие сроки переоборудовать его в любой центр — от санитарной машины до командного штаба.
Машина позаимствовала наиболее успешные конструкторские решения прежних поколений БТР и БМП. В отношении недостатков значительных аспектов пока не выделено. Это обусловлено небольшим сроком службы, не позволяющим объективно оценивать проект в долгосрочной перспективе.
«Бредли» и «Мардер» отдыхают
Комфорт комфортом, но создавалась новая БМД, прежде всего, для боя. Как пояснил еженедельнику «Звезда» командир гвардейского Казачьего десантно-штурмового полка Герой России гвардии полковник Сергей Евлампиев, ещё до прибытия новой техники в часть в системе командирской и специальной подготовки были внимательно проанализированы все ТТХ и возможности новой БМД-4М, и по всему выходило, что зарубежных аналогов у неё на сегодняшний день нет.
mil.ru
Манёвренность — качество боевое.
Куда им до нашего сотенного калибра! На курсах Рязанского училища офицеры рассмотрели и некоторые аспекты тактических приёмов, обусловленные модернизацией технической составляющей. И уже в наступившей зимней учёбе они динамично отрабатывают эти приёмы прикладными вариантами на полевых занятиях.
— Новые машины осваиваем не с чистого листа, — пояснил на танкодроме корреспонденту еженедельника «Звезда» механик-водитель БМД-4М гвардии сержант Георгий Шеремет. — Экипажи прошли курс переподготовки в Омском учебном центре. Моторное «нутро» на макетах и учебной технике руками не раз потрогали. Механики и командиры прошли основательный курс вождения по трассам со всеми возможными препятствиями. Правда, ещё предстоит опробовать гусеничные новинки в условиях нашего горного полигона на крутых серпантинах трасс с твёрдым каменистым грунтом. Но для настоящих профессионалов контрактного набора это не проблема, а даже наоборот — увлекательно-познавательный процесс.
РИА Новости
Плюс огневая мощь.
По словам наводчика-оператора гвардии младшего сержанта Александра Ябурова, с которым мы разговорились на полигонной огневой директрисе, боевой модуль новой БМД — это вообще десантный хай-тек. С таким апгрейдом даже как-то несерьёзно стрелять ниже, чем на «отлично», считает десантник-профессионал с семилетним стажем.
Необходимо заметить, что изначально БМД-4М рассматривалась лишь в качестве защищённого транспортного средства для десантников, способное поддерживать их огнём. Практика же её эксплуатации показала возможность применения её базы для разработки машин разного назначения — самоходных артиллерийских установок, спецмашин РХБЗ, противотанковых и зенитных боевых машин. Как говорят разработчики и производители этой боевой новинки, у неё есть и возможности постоянной модернизации в соответствии с техническим прогрессом и обновлением методов современных боевых действий.
Велик британец на асфальте
БТР-МДМ сделан не с чистого листа. Ряд технических решений роднит его с БМП-3, появившимся в конце 1980-х. Тем не менее прямых конкурентов у Ракушки не много. В армиях стран НАTO делают ставку в основном на хорошо вооруженные, но громоздкие машины с защитой почти как у танка. Среди безбашенных гусеничных бронетранспортеров, скажем, американский M-113 безнадежно устарел, а разработка Bradley BGPV на деле представляет собой не первой свежести БМП весом больше 20 тонн с демонтированным боевым модулем. Ракушку, пожалуй, лучше сравнивать с не слишком распространенным английским бронетранспортером Stormer. Но эта заочная дуэль будет явно не в пользу последнего.
У FV-4333 в базовом исполнении над командирским местом башенка с приборами наблюдения. На ней монтируют один пулемет.
У FV-4333 в базовом исполнении над командирским местом башенка с приборами наблюдения. На ней монтируют один пулемет.
Лучше один раз потрогать, чем сто раз увидеть…
Опыт многолетней службы в ВДВ разогрел интерес вашего корреспондента к новой боевой машине десанта, и мне захотелось поочерёдно обследовать штатные места членов экипажа. Первое, что ощущалось — традиционная теснота боевого отсека, она явно передалась новинке от предшественниц. А вот всё остальное носило весьма инновационный характер.
Новая ступень боевой технологичности — система управления огнём (СУО), состоящая из комплекта оборудования, предназначенного для ведения точного огня по различным целям, разработана с применением самых передовых технологий. Прицел командира, в котором применяются дальномерный, дневной и ночной каналы, позволяет его пользователю самостоятельно стрелять по различным целям из пушек и пулемёта и давать целеуказание наводчику-оператору. А прицел наводчика-оператора позволяет этому члену экипажа применять противотанковые управляемые ракеты, для чего в приборе имеется отдельный информационный канал. При необходимости можно использовать и двенадцатикратное оптическое увеличение. Для стрельбы в условиях плохой видимости имеется сопряжённый с прицелом тепловизор. Стабилизатор вооружения ведёт выравнивание и удержание пушек и спаренного пулемёта по цели в двух плоскостях при любом скоростном манёвре. Оборудована СУО также интегрированным с прицелами устройством для автоматического сопровождения целей и баллистическим вычислителем. Рабочие места командира и наводчика-оператора оснащены мониторами и пультами управления.
kurganmash.ru
Огонь с моря.
Все эти устройства работают в тесном взаимодействии, которое достигается использованием единой информационной системы, дополненной датчиками внешних данных об окружающей обстановке. Такая усовершенствованная система управления огнём обеспечивает точное поражение целей как с места, так и в движении, в том числе и на плаву. При необходимости она позволяет БМД-4М вести навесную стрельбу осколочно-фугасными снарядами с закрытых позиций. Вся информационная система боевой машины интегрируется в общую систему управления тактического звена и десантную единую АСУ «Андромеда-Д».
mil.ru
Из волн морских.
mil.ru
Проверено десантированием.
Через люк в передней части боевой машины спускаюсь на место механика. Вроде знакомое незамысловатое креслице, но уже с подогревом, как на современном авто. На приборной панели без привычных стрелок и шкал — множество кнопок и тумблеров. Вместо былых рычагов — штурвал с чёрной кнопкой, включающей режим вращения на месте. Слева — цветной дисплей, на который можно вывести любые данные о работе машины. Их считывает и хранит бортовой компьютер. Рычаг полуавтоматической коробки передач на штурвале напоминает нечто похожее на продвинутых моделях иномарок. В общем, машина получилась не обновлённой, а новой. И это ощущалось даже по достаточно мягкому ходу по пересечёнке горного полигона.
Фото автора
Маршевая выносливость.
Автомобили специального назначения
Санитарно-транспортный БТР (бронетранспортер) был сконструирован на Ижорском заводе в 1939 году. Предназначен он был для перевозки десанта, раненых и разных грузов. В серийное производство так и не поступил. Создан он был на основе грузовика ГАЗ-АА с «коробчатым» корпусом, сваренным из шестимиллиметровых броневых листов. Для посадки экипажа, состоявшего из десанта и двух человек, по бортам корпуса было по две двери, а в задней стенке – одна. Полный вес автомобиля составлял 5.24 т. Мощность мотора машины была 40 л. с., а скорость движения достигала сорока километров в час. Повышение проходимости обеспечивалось за счет съемных крупнозвеньевых цепей. При движении по хорошей дороге их прикрепляли над задней колесной базой вдоль корпуса. Автомобиль был оснащен радиостанцией. Емкость его топливных баков — более ста литров. Этот объем обеспечивал запас движения по шоссе на расстояние 250 километров.
Под Тулой проведут испытания новейших БТР «Ракушка»
Полевую эксплуатацию опытных машин проведут на базе 106-й гвардейской дивизии ВДВ. Новый гусеничный бронетранспортер отличается высокой защищенностью и маневренностью, что позволяет использовать его в условиях непосредственного соприкосновения с противником. Кроме того, командир машины теперь имеет возможность, не подвергая риску жизни членов экипажа, вести огонь в движении и поражать цели в секторе 360 градусов.
В ходе войсковой эксплуатации десантники под контролем представителей завода-изготовителя проверят ходовые характеристики и эффективность вооружения «Ракушки» в условиях, приближенным к боевым.
Планируется, что все экипажи этих машин будут укомплектованы контрактниками.
Между тем, как сообщил «РГ» представитель Управления пресс-службы и информации Минобороны подполковник Евгений Мешков, в завершившемся году штатный состав ВДВ пополнился бригадой спецназначения и тремя разведывательными батальонами. Бригаду спецназа развернули на базе единственного в десантных войсках 45-го отдельного полка специального назначения. Эта часть дислоцируется в подмосковной Кубинке.
Что касается новых разведбатальонов, то они вошли в состав 76-й десантно-штурмовой дивизии в Пскове, 7-й десантно-штурмовой дивизии в Новороссийске и тульской 106-й воздушно-десантной дивизии. Кроме того, напомнил Мешков, в мае 2014 года в состав ВДВ включили Омский кадетский корпус.
Десант является не только самостоятельным родом войск, но и резервом Верховного главнокомандующего. Его боевой состав в последнее время активно наращивают. Правда, о многократном увеличении численности ВДВ речи не идет. По плану развития этих войск, в ближайшие пять лет десант укрепят новыми соединениями. Что это будет — новые бригады или дивизии — решит армейское руководство.
Но известно, что в наступившем году продолжится формирование десантно-штурмового соединения в Воронеже. Ранее командующий ВДВ Владимир Шаманов говорил, что в соответствии с утвержденной министром обороны концепцией развития Воздушно-десантных войск, эта работа должна быть завершена до конца 2020 года.
— Соединение получит номер 345 в честь легендарного 345-го гвардейского Баграмского парашютно-десантного полка, — уточнил командующий. — Как и другие соединения наших войск, не считая 31-й Ульяновской бригады, эта бригада на 80 процентов будет укомплектована военнослужащими-контрактниками и на 20 процентов — срочниками, которые в основном будут служить в обеспечивающих подразделениях.
Напомним, что мощный толчок развитию ВДВ осенью прошлого года дал указ президента России №776. Согласно решению Верховного главнокомандующего, к пяти штатным десантным соединениям добавились еще три. Десантно-штурмовые бригады, дислоцирующиеся в Уссурийске, Улан-Удэ (Восточный военный округ) и Камышине (Южный военный округ), передали из Сухопутных войск крылатой пехоте. А уже 1 декабря эти соединения начали армейский учебный год по программам обучения боевой подготовки Воздушно-десантных войск. Так воплотилась в жизнь давняя мечта командующего крылатой пехотой — сосредоточить под единым управлением все десантные части и соединения Российской армии.
Владимир Шаманов так объяснил целесообразность переподчинения ВДВ трех непрофильных бригад Сухопутных войск. По словам командующего, это диктовалось необходимостью «иметь в одном кулаке, под единым управлением все воздушно-десантные и десантно-штурмовые соединения и части, которые в качестве мобильного резерва Верховного главнокомандования и основы войск оперативного реагирования действовали бы по единому оперативному плану в интересах обороны государства».
Таким образом, ВДВ будут иметь в своем составе четыре дивизии — 106-ю в Туле, 7-ю в Новороссийске, 76-ю в Пскове, 98-ю в Иванове. А также четыре десантно-штурмовые бригады (Ульяновск, Уссурийск, Улан-Удэ, Камышин), отдельную бригаду специального назначения в подмосковной Кубинке и соединение в Воронеже.
Одновременно со штатной реорганизацией командование ВДВ решает проблему перевооружения своих войск. Планируется, что до 2025 года крылатая пехота получит более полутора тысяч новых боевых машин десанта БМД-4М и свыше 2,5 тысяч бронетранспортеров «Ракушка» различных модификаций.