Служба внешней разведки россии (свр рф)

Содержание:

Введение

С победой Октябрьской революции в России молодому государству, чтобы обеспечить защиту своих жизненных интересов, успешно осуществлять внешнеполитический курс, следовало иметь исчерпывающую, достоверную и своевременно поступающую информацию о противнике, о внутренней и внешней политике сопредельных государств, державах «Антанты», их секретных военно-политических планах. Дипломатическим путем таких сведений получить было нельзя, тем более, что Советская Россия и к 1920 году не имела дипломатических отношений со многими из них.

Подразделения разведки Советского государства создавались в Красной Армии и во Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). Закордонная разведка создавалась как неотъемлемая часть чекистских органов. Попытки вести разведку за границами Советской России предпринимались ВЧК сразу же после ее создания. Инициатором их был Председатель ВЧК Ф.Э.Дзержинский.

Ссылки

См. также[ | код]

Литература

  • Воронцов С. А. Спецслужбы России. Учебник. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. — 512 с. — (Высшее образование). — ISBN 5-222-09763-3.
  • Дегтярев К., Колпакиди А. Внешняя разведка СССР. — М.: Яуза, Эксмо, 2009. — С. 273—282. — 736 с. — (Энциклопедия спецслужб). — 4 000, экз. — ISBN 978-5-699-34180-1.
  • Колпакиди А. И., Прохоров Д. П. Империя ГРУ. Очерки истории российской военной разведки. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — Т. 2. — 448 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-224-00600-7, 5-224-00767-4.
  • Густерин П.. У истоков советской разведки на Востоке // Азия и Африка сегодня. — 2012. — № 3 (656).
  • Густерин П. Советская разведка на Ближнем и Среднем Востоке в 1920—30-х годах. — Саарбрюккен, 2014. — ISBN 978-3-659-51691-7.

Разведывательная работа в Англии

В послевоенный период деятельность резидентуры внешней разведки в Великобритании имела особое значение для внешней разведки, так как она располагала возможностью работы как в самой Англии, так и против США с ее территории. Поскольку Британия являлась ближайшим союзником США и систематически получала от американцев военную, политическую и иную информацию, наша агентура регулярно информировала разведку по всем интересующим Центр вопросам.

В послевоенный период в Англии наиболее активно работали члены т.н. «кембриджской пятерки». От них поступала дипломатическая переписка британского Форин-офиса, дипломатические и государственные документы США, данные о военной стратегии Запада, деятельности НАТО, сведения о деятельности спецслужб США и Англии против СССР.

Агентура внешней разведки в основных правительственных учреждениях, спецслужбах, ведущих научных центрах, политических партиях передала нам десятки тысяч листов ценных документов о внешней и внутренней политике американского и английского правительств в послевоенный период. Созданная еще в предвоенное время агентурная сеть была небольшой по численности, но чрезвычайно ценной по качеству и могла освещать почти все вопросы, которые интересовали в то время директивные инстанции нашей страны.

Отзывы

Структура внешней разведки в послевоенный период

В 1947 году внешняя разведка подверглась в очередной раз реорганизации, которая диктовалась не соображениями целесообразности, а скорее желанием Сталина в очередной раз перетасовать «колоду КГБ».

Постановлением Совета министров СССР от 30 мая 1947 года был создан Комитет информации при СМ СССР, на который возлагалось осуществление политической, военной и научно-технической разведки. Он объединил 1 Управление бывшего МГБ, созданное в марте 1946 года, или внешнюю разведку органов безопасности, и Главное разведывательное управление Генштаба Советской армии. Внешняя контрразведка оставалась в руках МГБ и подчинялась Л.Берии.

Фактически внешняя разведка стала подчиняться МИД СССР, а в 1949 году она была подчинена ему напрямую и во главе КИ стал Молотов. В систему функционирования внешней разведки был введен институт главных резидентов, которыми назначались послы и посланники.

Комитет информации при СМ СССР в послевоенный период состоял из линейных подразделений (американский, английский, французский, германский отделы, отдел Скандинавских стран, китайский отдел и т.п.), отдела научно-технической разведки, управления стратегической разведки, а также подразделений по обеспечению разведывательной деятельности (отдел оперативной техники, связи, шифровальный и т.п.)

Во главе Комитета информации стоял его Председатель (Молотов, Зорин) , а фактически работой КИ руководил его заместитель.

Руководство

Остоженка, Особняк Абрикосовых — здесь находится пресс-бюро Службы внешней разведки Российской Федерации

Директор

Основная статья: Список начальников советской и российской внешней разведки

Директор Службы внешней разведки Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации. В современной Российской истории СВР России возглавляли:

ФИО Воинское звание Даты (гг.)
1 Примаков, Евгений Максимович Гражданский 30.09.1991 — 09.01.1996
2 Трубников, Вячеслав Иванович Генерал-полковник,

Генерал армии (22.01.1998)

10.01.1996 — 20.05.2000
3 Лебедев, Сергей Николаевич Генерал-полковник (2000),

Генерал армии (07.2003)

20.05.2000 — 09.10.2007
4 Фрадков, Михаил Ефимович Гражданский (полковник запаса) 09.10.2007 — 04.10.2016
5 Нарышкин, Сергей Евгеньевич Гражданский (офицер запаса) с 05.10.2016 — н. в.
Внешние изображения

Первый заместитель директора

Должность занимали:

  • Трубников Вячеслав Иванович (13 января  — 10 января )
  • Щербаков Алексей Анатольевич (10 января  — 31 октября ), в конце 90-х годов совмещал с должностью статс-секретаря СВР России
  • Завершинский Владимир Иванович (31 октября  — 11 июля ), с 2004 года совмещал с должностью руководителя 1-й Службы (политическая разведка)
  • Фадеев Дмитрий Леонидович ( — )
  • Лавренцов Виктор Фёдорович (c )

Заместители директора

В настоящее время Директор СВР России имеет следующих заместителей:

  • статс-секретарь — Балакин Александр Николаевич
  • заместитель директора — Максимович Михаил Александрович
  • заместитель директора — Бочарников В. Ю.
  • заместитель директора — Моряков А. М.
  • заместитель директора — начальник службы Герасимов Сергей Александрович
  • заместитель директора — начальник управления — Смольков А. Н.

«Заслон»

Основная статья: Заслон (спецподразделение)

Подразделение «Заслон» (ОСН «Заслон» СВР) было создано в структуре Центра собственной безопасности СВР России в 1997 году (в соответствии с секретным указом Президента Российской Федерации от 23.03.1997) и достигло оперативной готовности в 1998-м. В его состав вошли почти три сотни человек, ранее занимавшихся выполнением спецопераций за рубежом. Возглавил подразделение А. С. Колосов.

«Заслон» предназначен для силового реагирования на угрозы объектам Службы, дипломатическим миссиям России за рубежом и охраны руководителей СВР России и МИД России во время их визитов в «горячие точки».

В некоторых публикациях СМИ «Заслон» описывался как разведывательно-диверсионное подразделение, аналогичное существовавшему в Первом главном управлении КГБ СССР «Отдельному Учебному Центру» (ОУЦ, группа «Вымпел»), так по сообщению газеты «Московский комсомолец»: «аналогичное подразделение уже существовало в Первом главном управлении КГБ СССР, однако во времена афганской войны оно стало выполнять несвойственные для разведки задачи и в 1983 году было выведено из состава ПГУ КГБ СССР, передано другому управлению комитета, а через несколько лет и вовсе распалось».

Однако директор СВР России Сергей Лебедев 20 декабря 2002 года в интервью ИА «Интерфакс» отрицал существование в СВР России разведывательно-диверсионных подразделений.

По сообщениям ряда российских СМИ, в 2003 году «Заслон» использовался в Ираке и Иране. Сотрудником «Заслона» назывался Олег Федосеев, один из трёх работников посольства России в Ираке, похищенных и убитых в 2006 году.

24 мая 2014 года в фотоальбоме Дмитрия Рогозина в Facebook появился отчёт вице-премьера о поездке в Сирию, где он встретился с президентом Башаром Асадом. Среди кадров была опубликована фотография, на которой Рогозин изображён среди бойцов группы «Заслон». Позднее фотография была удалена со страницы Дмитрия Рогозина. Информация об операциях группы «Заслон» в Сирии появляется также и в зарубежных источниках[неавторитетный источник?].

По сведениям телеканала «Звезда», в начале апреля 2015 года бойцы российского «Заслона» эвакуировали посольство США в йеменской столице Сана.

Российский институт стратегических исследований

Аналитическим центром СВР России являлся Институт стратегических исследований, образованный указом Президента Российской Федерации от 29 февраля 1992 года № 202 из бывшего Всесоюзного научно-исследовательского института комплексных проблем при Госкомитете по науке и технике (ВНИИ КП СССР). Имел статус войсковой части.

В 2009 году институт реорганизован и переподчинён Администрации Президента Российской Федерации.

Директора:

  • Евгений Михайлович Кожокин (1994—2009)
  • Леонид Петрович Решетников (2009—2017)
  • Михаил Ефимович Фрадков (с 4 января 2017).

Главные задачи и направления деятельности разведки в предвоенный период

В мае 1934 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) был рассмотрен вопрос о координации деятельности Разведупра РККА, ИНО и Особого отдела ОГПУ. Было решено создать постоянную комиссию в составе начальников этих органов и поручить ей разработку общего плана разведработы за рубежом. Начальник ИНО А.Х. Артузов был назначен по совместительству зам. начальника Разведуправления РККА.

10 июля 1934 г. постановлением ЦИК СССР был образован Народный комиссариат внутренних дел, в составе которого создавалось Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). Иностранный отдел — разведка — стал 5 отделом ГУГБ.

Задачи внешней разведки органов госбезопасности формулировались следующим образом:

  • выявление антисоветской деятельности иностранных государств и их спецслужб, а также антисоветских эмигрантских организаций;
  • вскрытие шпионской деятельности на территории СССР;
  • руководство закордонными резидентурами;
  • контроль за въездом и выездом в СССР иностранцев.

В 1933 г. в связи с угрозой фашизма в Европе Центром было принято решение о создании на базе нелегальных резидентур и групп, действовавших в Германии, Италии, Франции, Австрии и других странах, разведывательного нелегального аппарата специального назначения для организации диверсионных актов против нацистской Германии и ее сателлитов и проведения специальных акций против белоэмигрантских и троцкистских организаций. Эта организация впоследствии получила название «аппарат службы Серебрянского».

Созданные нелегальные группы проводили диверсионные акты на германских пароходах, перевозивших вооружение и боевую технику для франкистских мятежников во время гражданской войны в Испании.В годы Великой Отечественной войны они также совершали диверсионные акты в отношении нацистских транспортных судов в Атлантике, в Балтийском и Северном морях.

Разведывательная деятельность в новых условиях

В предвоенный период в результате принятия экстренных мер по укреплению внешней разведки удалось создать достаточно мощный и надежный разведаппарат. За рубежом действовало 45 «легальных» и 14 нелегальных резидентур. В отдельных странах (Германия, Англия, Франция), наряду с «легальной» резидентурой, действовало от 2 до 4 нелегальных резидентур.

Серьезное внимание уделялось улучшению агентурной работы за рубежом. Если раньше резидентам предоставлялось право самостоятельно принимать решение о вербовке,что приводило к засорению разведсети малоценными агентами, то в предвоенный период вопросы вербовки решались непосредственно руководством разведки.. Одновременно была развернута широкая работа по приобретению агентуры из иностранцев на территории нашей страны.Изучались совграждане, имевшие родственников за границей

В связи с трудностью проникновения в интересующие внешнюю разведку объекты в предвоенный период впервые было решено приобретать перспективную агентуру с последующим ее внедрением в особо важные объекты.

Одновременно была развернута широкая работа по приобретению агентуры из иностранцев на территории нашей страны.Изучались совграждане, имевшие родственников за границей. В связи с трудностью проникновения в интересующие внешнюю разведку объекты в предвоенный период впервые было решено приобретать перспективную агентуру с последующим ее внедрением в особо важные объекты.

Так, разведчик-нелегал А. Дейч, являвшийся в 30-е годы студентом кембриджского университета, привлек к сотрудничеству с внешней разведкой членов знаменитой «большой пятерки», от которых во время войны поступала наиболее важная политическая и военная информация по Германии, Великобритании и другим странам. Наиболее активно с «кембриджской пятеркой» в годы войны работал резидент внешней разведки Горский.

Учитывая острую нехватку кадров разведчиков, в 1938 году было принято решение о создании Школы особого назначения (ШОН), которая до 1941 года подготовила несколько десятков разведчиков.

Расчеты радиотехнических войск ЗВО передислоцируются в Астраханскую область для участия в конкурсе «Воздушные рубежи-2021»

Характер и сферы деятельности[править]

Немного истории[править]

Нагрудный знак ВЧК-КГБ: щит и карающий меч.

Памятный знак 85 лет ИНО-ПГУ-СВР: все те же чекистские щит и карающий меч

С декабря 1991 года СВР провозгласила себя официальной преемницей Первого главного управления КГБ СССР (ПГУ) и Центральной службы разведки СССР (ЦСР).

СВР подчеркивает свою историческую роль в качестве прямой и последовательной продолжательницы традиций специальных служб Советской России и бывшего Советского Союза: ВЧК СНК РСФСР-ГПУ НКВД РСФСР-МГБ-КГБ , которые повинны в репрессиях, терроре и преступлениях против миллионов российских, советских и иностранных граждан, священнослужителей ,,

В результате денонсации союзного договора и создания Содружества Независимых Государств (СНГ) встал вопрос о кардинальной реорганизации органов внешней разведки Российской федерации на базе упраздненной Центральной службы разведки СССР (ЦСР).

После распада СССР на базе Центральной службы разведки СССР указом Президента РСФСР Бориса Николаевича Ельцина №293 от 18 декабря 1991 года , «в связи с ратификацией Верховным Советом РСФСР Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» образована СВР РСФСР.

Согласно официальной версии СВР Российской Федерации, Указом Президента РСФСР от 18 декабря 1991 года не была создана принципиально новая спецслужба новой России, а Центральная служба разведки СССР была всего лишь «переименована в Службу внешней разведки России».

26 декабря 1991 Президент РСФСР Б.Н. Ельцин подписал Указ №316 от 26.12.1991 о назначении первого директора СВР РСФСР. Им стал Евгений Максимович Примаков, которому было поручено в недельный срок представить президенту предложения о Положении о вновь созданной службе, ее структуре и штатах.

13 января 1992 Президент РСФСР Б.Н. Ельцин подписал Указ №15 о назначении заместителей директора СВР РСФСР (команда первого набора). Все заместители директора ЦСР СССР сохранили свои посты в новой структуре. К ним добавился Иван Гореловский, который в звании генерал-лейтенанта стал отвечать за административно-хозяйственную деятельность.

После этого служба внешней разведки еще несколько раз переформировывалась: в Федеральную службу внешней разведки России (30.09.92), в СВР при Президенте РФ (07.10.92), а затем уже в СВР Российской Федерации в ее нынешнем виде.

Полномочия Службы внешней разведки

У СВР имеется немало специфических полномочий, которыми наделило ее федеральное законодательство:

  • Право вербовки агентуры, привлекая к сотрудничеству лиц, добровольно согласившихся на это;
  • Шифровать своих сотрудников, не разглашая, где и кем они на самом деле работают;
  • Выдавать зашифрованным сотрудникам специальные документы, в которых значится, что они работают в учреждениях и фирмах, не имеющих отношения к СВР;
  • Осуществляя разведывательную деятельность, служба взаимодействует с федеральными исполнительными властями всех уровней, если в этом возникает необходимость;
  • Обеспечивает сохранность гостайны и предотвращает ее утечку;
  • Обеспечивает безопасное пребывание российских официальных лиц и других граждан РФ во время их пребывания за пределами России;
  • Поддерживает безопасность лиц, допущенных к гостайне во время их зарубежных командировок;
  • Служба имеет право взаимодействовать с аналогичными службами других государств. Порядок такого взаимодействия оговорен в российских федеральных законах;
  • Имеет право создавать специальные учебные заведения, учреждения, где повышается квалификация ее сотрудников, учреждать научно-исследовательские институты, архивы, выпускать специальные печатные издания;
  • Обеспечивает собственную безопасность в соответствии с действующим законодательством;
  • Служба может создавать всяческие организационные структуры, если она считает, что они помогут ей эффективней исполнять возложенные на службу обязанности.

Административное деление

По состоянию на 2008 год Хиросима делится на 8 районов — старые и новые. Первые, оформившиеся преимущественно в 1970-х годы, служат политико-экономическим и социо-культурным центром Хиросимы, а также всего региона Тюгоку. Вторые, образовавшиеся после 1970-х годов в результате поглощения городом близлежащих населённых пунктов, являются «спальными районами».

Данные по городским районам представлены по состоянию на 1 октября 2007 года.

На русском На японском Флаг Площадь Население Плотность Код
1 Аки 安芸区 94,01 78405 834,00 34107-0
2 Асакита 安佐北区 353,35 151206 427,92 34106-1
3 Асаминами 安佐南区 117,19 224365 1914,54 34105-3
4 Минами 南区 26,09 138721 5317,01 34103-7
5 Нака 中区 15,34 128449 8378,46 34101-1
6 Ниси 西区 35,67 185957 5213,26 34104-5
7 Саэки 佐伯区 224,10 134657 600,87 34108-8
8 Хигаси 東区 39,38 120455 3058,78 34102-9

VehicleCrime

Proposal Summary

The fight against vehicle crime is effective only if expertise and innovation in law enforcement evolve in line with rapid technological progress. By working closely with relevant stakeholders, INTERPOL will be able to align and pioneer technological advancements in vehicle industry security generating more efficient ways to identify and recover stolen vehicles.

INTERPOL will act as a global platform, offering law enforcement authorities with policing capabilities, designed to address the huge challenges of transnational vehicle crime. This will enable national police authorities to gain investigative leads on organized vehicle crime activities in areas where routine checks are not usually possible.

Through the implementation of this proposal, INTERPOL will consolidate its position as the leading global authority and point of reference supporting the fight against transnational vehicle crime.

Proposed activities include:

  1. Expanding the scope of INTERPOL’s Vehicle Data Exchange (INVEX) platform
  2. Granting law enforcement access to accurate information from car manufacturers in order to establish the true identity of a car, detect forgeries and cloned cars. INTERPOL’s unique communication network, I-24/7, will arm investigators with valuable information that will help reduce international car trafficking.
  3. Capacity building, consolidating expertise and operational programs of vehicle experts from both the law enforcement and the private sector. These highly specialized interdisciplinary networks allow the implementation of a joint approach against international vehicle crime.
  4. Cultivating existing partnerships with car manufacturers, international organizations and insurance associations in order to enhance the expertise INTERPOL provides to its 190 member countries.
  5. Increasing the analytical capabilities of SMV-related activities to assist law enforcement in rapid and effective vehicle crime investigations.

Expected Outcomes

  1. By working closely with the global police community via INTERPOL channels, the car manufacturing industry will be able to identify and prevent threats to their security and products.
  2. This proposal has been designed to increase the chances of recovering stolen assets by providing investigative leads on a global level and by equipping authorities with the best possible policing capabilities to identify stolen, forged or cloned cars.
  3. Geographically, the expected outcomes of this proposal will mostly impact regions with a high number of vehicles in circulation.

Key Performance Indicators

  1. Increased number of working relationships between INTERPOL and major car manufacturing industries;
  2. Increased access to INTERPOL’s Stolen Motor Vehicle (SMV) database
  3. Increased access by INTERPOL member countries to data from car manufacturers.
  4. Increased number of effective operations resulting in the recovery of stolen vehicles

Видео “Как отличить гусака от гусыни”

Из этого видео вы узнаете о том, как отличить гусака от гусыни.

Законодательное регулирование деятельности СВР России[править]

Первый полноценный федеральный закон «О внешней разведке» был принят в июле 1992 года.

В настоящее время деятельность СВР строится на базе федерального закона «О внешней разведке» №5-ФЗ от 10 января 1996 года (с изменениями, внесенными федеральными законами №135 от 07.11.2000, №86 от 30.06.2003, №122 от 22.08.2004 и «№20 от 14.02.2007. , .

В меньшей степени существование и деятельность СВР, ее структур и персонала строится на базе:

  • Федерального закона «Об обороне» №61 от 31.05.1996
  • Федерального закона «О статусе военнослужащих» №76 от 27.05.1998 (с изменениями, внесенными федеральными законами от 31.12.1999, 19.06.2000, 07.08.2000 et 21.12.2000)
  • Федерального закона «О государственной тайне» №5485-1 от 21.06.1993 (с изменениями, внесенными федеральным законом №133 от 06.10.1997)
  • Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» №144 от 12.08.1995

СВР также официально провозглашает себя поборницей и защитницей Конституции Российской Федерации.

Репрессии против внешней разведки в предвоенный период

Жестокая внутрипартийная борьба Сталина против своих политических противников в 30-х годах негативным образом отразилась не только на органах государственной безопасности в целом, но и на деятельности внешней разведки. Огромный ущерб деятельности ИНО НКВД , особенно нелегальной разведки, нанесла деятельность Н.Ежова и Л.Берии, возглавлявших это ведомство в предвоенный период. Обстановка недоверия, подозрительности и шпиономании, нагнетавшаяся в органах госбезопасности, привела к необоснованным репрессиям и физическому уничтожению большого количества руководящих работников разведки.

В предвоенный период в ИНО НКВД, включая загранаппарат, работало около 450 разведчиков. В результате чисток, осуществленных сначала Ежовым, а затем Берией, примерно 275 из них были объявлены » врагами народа» и репрессированы. Только единицам из осужденных чекистов удалось доказать свою невиновность и вернуться во внешнюю разведку.

В 1937-1938 гг. волна репрессий прокатилась не только по работникам центрального аппарата, но и загранрезидентур. Были арестованы и расстреляны начальник разведки А.Х. Артузов и другие ее руководители. Отзывались и репрессировались руководители «легальных» и нелегальных резидентур, особенно если в их прошлом имелись какие-либо свидетельства о контактах с троцкистами, зиновьевцами, бухаринцами и другими «врагами народа». В результате кровавых чисток отдельные резидентуры за рубежом лишились всех работников и прекратили свое существование буквально накануне 2-й мировой войны (1939 г.), а в других осталось 1-2 человека, которые практически не работали и молчаливо ожидали своей участи.

Была перечеркнута большая организационная работа по созданию за рубежом агентурного аппарата, утрачена связь с десятками ценных агентов буквально накануне гитлеровского нападения на нашу страну.

В результате внешней разведке, парализованной репрессиями, не удалось, например, получить упреждающей информации о готовящемся аншлюссе Австрии, Мюнхенском сговоре Англии, Франции, Италии и Германии о разделе Чехословакии и присоединении Судетской области к нацистскому рейху.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector