Фаб-50

Авиабомбы, особенности их конструкции и классификация

Авиационная бомба – это тип боеприпаса, который состоит из корпуса, стабилизатора, снаряжения и одного или нескольких взрывателей. Чаще всего корпус имеет овально-цилиндрическую форму с конической хвостовой частью. Корпуса осколочных, фугасных и осколочно-фугасных авиационных бомб (ОФАБ) изготовлены таким образом, чтобы при взрыве давать максимальное количество осколков. В донной и носовой частях корпуса обычно находятся специальные стаканы для установки взрывателей, некоторые виды бомб имеют и боковые взрыватели.

Взрывчатые вещества, которые используются в авиационных бомбах, весьма различны. Чаще всего это тротил или его сплавы с гексогеном, аммонийная селитра и др. В зажигательных боеприпасах боевая часть заполнена зажигательными составами или горючими жидкостями.

Для подвески на корпусе авиабомб имеются специальные ушки, исключения составляют боеприпасы малого калибра, которые размещаются в кассетах или связках.

Стабилизатор предназначен для обеспечения устойчивого полета боеприпаса, уверенного срабатывания взрывателя и более эффективного поражения цели. Стабилизаторы современных авиабомб могут иметь сложную конструкцию: коробчатую, перистую или цилиндрическую. Авиабомбы, которые применяются с малых высот, часто имеют зонтичные стабилизаторы, раскрывающиеся сразу после сброса. Их задача – замедлить полет боеприпаса, чтобы дать возможность летательному аппарату отойти на безопасное расстояние от точки взрыва.

Современные авиационные бомбы оснащаются разными типами взрывателей: ударного действия, неконтактные, дистанционные и др.

  • основные;
  • вспомогательные.

Основные авиационные бомбы предназначены для непосредственного поражения различных целей.

Вспомогательные способствуют решению той или иной боевой задачи или же они используются при подготовке войск. К ним относятся осветительные, дымовые, агитационные, сигнальные, ориентирно-морские, учебные и имитационные.

Основные авиационные бомбы можно разделить по типу поражающего воздействия, которое они наносят:

  1. Обычные. К ним относятся боеприпасы, начиненные обычным взрывчатыми или зажигательными веществами. Поражения целей происходит за счет взрывной волны, осколков, высокой температуры.
  2. Химические. К этой категории авиационных авиабомб относятся боеприпасы, начиненные химическими отравляющими веществами. Химические бомбы никогда масштабно не применялись.
  3. Бактериологические. Начинены биологическими возбудителями различных заболеваний или же их носителями и также никогда не использовались масштабно.
  4. Ядерные. Имеют ядерную или термоядерную боевую часть, поражение происходит за счет ударной волны, светового излучения, радиации, электромагнитной волны.
  • фугасными;
  • осколочно-фугасными;
  • осколочными;
  • фугасными проникающими (имеют толстый корпус);
  • бетонобойными;
  • бронебойными;
  • зажигательными;
  • фугасно-зажигательными;
  • отравляющими;
  • объемно-детонирующими;
  • осколочно-отравляющими.

Это список можно продолжить.

К основным характеристикам авиабомб относятся: калибр, показатели эффективности, коэффициент наполнения, характеристическое время и диапазон условий боевого применения.

Одной из главных характеристик любой авиабомбы является ее калибр. Это масса боеприпаса в килограммах. Довольно условно бомбы делятся на боеприпасы малого, среднего и крупного калибра. К какой именно группе относится та или иная авиабомба во многом зависит от ее типа. Так, например, стокилограммовая фугасная бомба относится к малому калибру, а ее осколочный или зажигательный аналог – к среднему.

Коэффициент наполнения – это отношение массы взрывчатого вещества бомбы к ее общему весу. У тонкостенных фугасных боеприпасов он выше (примерно 0,7), а у толстостенных – осколочных и бетонобойных бомб – ниже (примерно 0,1-0,2).

Характеристическое время – параметр, который связан с баллистическими свойствами бомбы. Это время ее падения при сбросе с летательного аппарата, летящего горизонтально со скоростью 40 м/с, с высоты 2 тыс. метров.

Ожидаемая эффективность также довольно условный параметр авиационных бомб. Он отличается для разных типов этих боеприпасов. Оценка может быть связана с размером воронки, количеством очагов пожаров, толщиной пробитой брони, площадью зоны поражения и др.

Диапазон условий боевого применения показывает характеристики, на которых возможно проведение бомбометания: максимальную и минимальную скорость, высоту.

КАБ-250, корректируемая авиационная бомба

Компания участник: Регион, Государственное научно-производственное предприятие, ОАО

Основное ее предназначение поражение бункеров, командных пунктов, зданий, путем пробития стен и внутреннего взрыва.

Данная корректируемая бомба обладает ТВ систему наведения. Диаметр бомбы составляет 250 мм., длина 3,2 м., вес 250 кг. Из них 127 кг. приходится на вес взрывчатого вещества.

Ранее под обозначением КАБ-250 (КАБ-250Л и КАБ-250С, а также ЛГБ-250) демонстрировались прототипы иных боеприпасов.

Эта бомба разрабатывалась целенаправленно для вооружения истребителя пятого поколения (ПАК ФА), причем для применения из внутрифюзеляжного отсека вооружения. Этим объясняется характерная вытянутая форма боеприпаса. По заявлениям производителей, предусмотрено и применение с других самолетов — с внешней подвески.

Бомба малого диаметра выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Для увеличения дальности полета вблизи центра масс по Х-образной схеме установлены аэродинамические крылья. Основной целью предложенного изобретения является реализация высокой точности наведения авиабомбы (3…5 м) без наличия приборов и антенны дифференциальных поправок, а также существенное увеличение дальности боевого применения авиабомбы, позволяющее реализовать сброс авиабомбы с самолета-носителя без входа его в зону объектовой противовоздушной обороны. Поставленные задачи достигаются тем, что в носовом приборном отсеке авиабомбы устанавливается достаточно простая тепловизионная головка самонаведения с дальностью действия 2…3 км, в которую перед отделением авиабомбы вводится эталонное изображение цели и которая обеспечивает автономный корреляционный принцип захвата цели и ее автосопровождение.

БИНС осуществляет управление полетом авиабомбы на основе комплексного использования информации не только от вычислителя ПСН, но и от собственных чувствительных элементов. При этом используются датчики угловой скорости и акселерометры БИНС. При отсутствии информации от ПСН управляющие сигналы наведения авиабомбы на цель формируются только на основе обработки информации от блока чувствительных элементов БИНС.

В процессе полета авиабомбы к цели БИНС ориентирует объектив тепловизионной головки самонаведения на углы визирования цели. Так как точность БИНС при коррекции от спутниковой навигационной системы достаточно высока, то требования к тепловизионной ГСН могут быть снижены. Тепловизионная ГСН может быть выполнена достаточно простой, так как необходимо обеспечить дальность поиска/захвата цели на дальностях не более 2…3 км и в углах поля зрения 5…9°, что определяется малым промахом, обеспечиваемым инерциально-спутниковой системой авиабомбы (промах не более 20…30 м). Тепловизионная ГСН, установленная в головном отсеке авиабомбы (1), сравнивает «эталонное» изображение цели с текущим изображением цели и осуществляет захват цели. Дальнейшее самонаведение авиабомбы осуществляется БИНС с учетом сигналов от тепловизионной ГСН. Применение тепловизионной ГСН, работающей на конечном участке траектории, позволяет обеспечить высокую конечную точность авиабомбы около 3…5 м. Эта точность обеспечивается даже в отсутствие дифференциальных поправок при работе приборов спутниковой навигации.

Таким образом, в качестве системы самонаведения авиационной бомбы применяется аппаратура инерциально-спутниковой навигации, а на конечном участке траектории – самонаведение от тепловизионной головкой самонаведения с корреляционным алгоритмом обработки информации.

Применение тепловизионной ГСН существенно повышает помехоустойчивость авиабомбы, так как даже при отказе ПСН обеспечивается точное (3…5 м) попадание авиабомбы в цель. ГСН работает в диапазоне 8…14 мкм, что обеспечивает круглосуточное боевое применение авиабомбы, в том числе и при ограниченно-сложных погодных условиях.

Ссылки

Авиабомбы, особенности их конструкции и классификация

Авиационная бомба – это тип боеприпаса, который состоит из корпуса, стабилизатора, снаряжения и одного или нескольких взрывателей. Чаще всего корпус имеет овально-цилиндрическую форму с конической хвостовой частью. Корпуса осколочных, фугасных и осколочно-фугасных авиационных бомб (ОФАБ) изготовлены таким образом, чтобы при взрыве давать максимальное количество осколков. В донной и носовой частях корпуса обычно находятся специальные стаканы для установки взрывателей, некоторые виды бомб имеют и боковые взрыватели.

Взрывчатые вещества, которые используются в авиационных бомбах, весьма различны. Чаще всего это тротил или его сплавы с гексогеном, аммонийная селитра и др. В зажигательных боеприпасах боевая часть заполнена зажигательными составами или горючими жидкостями.

Для подвески на корпусе авиабомб имеются специальные ушки, исключения составляют боеприпасы малого калибра, которые размещаются в кассетах или связках.

Стабилизатор предназначен для обеспечения устойчивого полета боеприпаса, уверенного срабатывания взрывателя и более эффективного поражения цели. Стабилизаторы современных авиабомб могут иметь сложную конструкцию: коробчатую, перистую или цилиндрическую. Авиабомбы, которые применяются с малых высот, часто имеют зонтичные стабилизаторы, раскрывающиеся сразу после сброса. Их задача – замедлить полет боеприпаса, чтобы дать возможность летательному аппарату отойти на безопасное расстояние от точки взрыва.

Современные авиационные бомбы оснащаются разными типами взрывателей: ударного действия, неконтактные, дистанционные и др.

  • основные;
  • вспомогательные.

Основные авиационные бомбы предназначены для непосредственного поражения различных целей.

Вспомогательные способствуют решению той или иной боевой задачи или же они используются при подготовке войск. К ним относятся осветительные, дымовые, агитационные, сигнальные, ориентирно-морские, учебные и имитационные.

Основные авиационные бомбы можно разделить по типу поражающего воздействия, которое они наносят:

  1. Обычные. К ним относятся боеприпасы, начиненные обычным взрывчатыми или зажигательными веществами. Поражения целей происходит за счет взрывной волны, осколков, высокой температуры.
  2. Химические. К этой категории авиационных авиабомб относятся боеприпасы, начиненные химическими отравляющими веществами. Химические бомбы никогда масштабно не применялись.
  3. Бактериологические. Начинены биологическими возбудителями различных заболеваний или же их носителями и также никогда не использовались масштабно.
  4. Ядерные. Имеют ядерную или термоядерную боевую часть, поражение происходит за счет ударной волны, светового излучения, радиации, электромагнитной волны.
  • фугасными;
  • осколочно-фугасными;
  • осколочными;
  • фугасными проникающими (имеют толстый корпус);
  • бетонобойными;
  • бронебойными;
  • зажигательными;
  • фугасно-зажигательными;
  • отравляющими;
  • объемно-детонирующими;
  • осколочно-отравляющими.

Это список можно продолжить.

К основным характеристикам авиабомб относятся: калибр, показатели эффективности, коэффициент наполнения, характеристическое время и диапазон условий боевого применения.

Одной из главных характеристик любой авиабомбы является ее калибр. Это масса боеприпаса в килограммах. Довольно условно бомбы делятся на боеприпасы малого, среднего и крупного калибра. К какой именно группе относится та или иная авиабомба во многом зависит от ее типа. Так, например, стокилограммовая фугасная бомба относится к малому калибру, а ее осколочный или зажигательный аналог – к среднему.

Коэффициент наполнения – это отношение массы взрывчатого вещества бомбы к ее общему весу. У тонкостенных фугасных боеприпасов он выше (примерно 0,7), а у толстостенных – осколочных и бетонобойных бомб – ниже (примерно 0,1-0,2).

Характеристическое время – параметр, который связан с баллистическими свойствами бомбы. Это время ее падения при сбросе с летательного аппарата, летящего горизонтально со скоростью 40 м/с, с высоты 2 тыс. метров.

Ожидаемая эффективность также довольно условный параметр авиационных бомб. Он отличается для разных типов этих боеприпасов. Оценка может быть связана с размером воронки, количеством очагов пожаров, толщиной пробитой брони, площадью зоны поражения и др.

Диапазон условий боевого применения показывает характеристики, на которых возможно проведение бомбометания: максимальную и минимальную скорость, высоту.

«Самые-самые» среди авиабомб

Авиабомбы обычного снаряжения

Grand Slam

  • ПТАБ-2,5-1,5 — самая массовая авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
  • ФАБ-100 — основная авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
  • ФАБ-9000М-54 — наиболее тяжёлая (вместе с бронебойной БрАБ-9000) и мощная неядерная авиационная бомба в СССР.
  • Grand Slam («Большой хлопо́к») — наиболее мощная (из неядерных) и тяжёлая (9979 кг) авиационная бомба Второй Мировой войны.
  • GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast (MOAB) — «Массивный боеприпас ударной волны», распространённый бэкроним: Mother Of All Bombs — «Мать всех бомб»; является самой мощной неядерной авиационной бомбой в мире (масса взрывчатого вещества — 8480 кг), доведенной до поступления на вооружение. Также являлась самой тяжёлой (9500 кг) управляемой авиационной бомбой в мире до поступления на вооружение GBU-57 и остается самой мощной из таких бомб. Впервые применена в боевых условиях 13 апреля 2017 года.
  • GBU-57 Massive Ordnance Penetrator (MOP)  — «Массивный боеприпас-взламыватель» — самая тяжелая (13609 кг) неядерная авиационная бомба в истории, доведенная до принятия на вооружение (первая партия из 20-ти бомб поставлена Воздушным Силам Соединенных Штатов в ноябре 2011 г.). Также самая тяжёлая управляемая авиационная бомба в мире.
  • T-12 Cloudmaker («Создающий облака») — самая тяжёлая (калибр — 43 600 фунтов или 19 777 кг) неядерная (фугасная) авиационная бомба в истории. Её корпус был использован для изготовления «урановой сверхбомбы» Mk.18 и термоядерной авиабомбы Mk.17.
  • ОДАБ-9000[источник не указан 3066 дней] («Кузькин отец», «Папа всех бомб») — объёмно-детонирующая авиационная бомба повышенной мощности. Считается наиболее мощным неядерным боеприпасом в мире (44000 кг тротилового эквивалента).
  • ХБ-2000 — самая тяжёлая химическая авиационная бомба в истории.
  • («Удар Гадюки») — самая маленькая (19 кг) серийная управляемая авиационная бомба в мире.
  • Small Tactical Munition (STM) Pyros («Поджигатель»)— самая маленькая (6,13 кг) управляемая авиационная бомба, доведённая до готовности к поставке.
  • Shadow Hawk («Призрачный Ястреб»)— самая маленькая (5 кг) управляемая авиационная бомба в мире.
  • АО-8м6сч-фс — самая маленькая (6,67 кг) фугасная авиационная бомба в истории.
  • BLU-39 (химическая) — самая маленькая (около 82 граммов) авиационная бомба в истории, доведённая до принятия на вооружение.
  • Bat bomb («Мышиная бомба», зажигательная) — самая маленькая (17 граммов) авиационная бомба в истории (выпускалась опытной серией, на вооружение не поступила). Предполагалось, что носителями этих бомб будут сбрасываемые с самолётов в специальных самораспаковывающихся контейнерах летучие мыши.

Ядерные авиабомбы

  • «Малыш» (англ. Mk.I «Little Boy») — первая ядерная бомба, сброшенная на Японию (Хиросима) 6 августа (8:15).
  • «Толстяк» (англ. Mk.III «Fat Man») — вторая ядерная бомба, сброшенная на Японию (Нагасаки) 9 августа г. (11:02).
  • РДС-1 («изделие 501») — первая советская ядерная бомба.
  • Mk.18 («урановая сверхбомба») — самая мощная (500 килотонн) и тяжёлая «классическая» (только на основе реакции ядерного распада) ядерная бомба, доведённая до серийного производства и принятия на вооружение. Аналог термоядерной Mk.17, но в чисто урановом снаряжении.
  • РДС-6с («изделие 6») — первая в мире термоядерная авиационная бомба (и первый в мире термоядерный боеприпас вообще).
  • Mk.17 — самая мощная (15 мегатонн) и тяжёлая (21000 кг) термоядерная бомба, доведённая до серийного производства и принятия на вооружение.
  • АН602 («Царь-бомба», «Кузькина мать», «Иван») — наиболее мощная (58,6 мегатонны) и тяжёлая (масса 26,5 тонн с парашютной системой) бомба в истории человечества.
  • Blue Danube («Голубой Дунай») — первый ядерный боеприпас, принятый на вооружение британскими Королевскими Воздушными Силами.
  • Orange Herald («Оранжевый Вестник») — самый мощный (700 килотонн) испытанный боеприпас, энерговыделение которого обеспечивалось полностью за счёт реакции деления ядер.

Основные характеристики авиабомб

  • Калибр — номинальная масса авиабомбы с установленными геометрическими размерами, выраженная в килограммах или фунтах (в России и СССР до начала 1930-х гг. — в пудах). Для авиабомб СССР и России калибр указывается в условном обозначении бомбы после наименования типа.
  • Коэффициент наполнения — отношение массы снаряжения (взрывчатого вещества) к полной массе бомбы. Он изменяется в интервале от 0,058 (БрАБ-200ДС) — 0,069 (АО-10сч обр. 1940 г.) до 0,83 (GBU-43/B). Наибольший коэффициент наполнения у фугасных бомб поверхностного взрыва, наименьший — у реактивных (с ракетным ускорителем) бронебойных и осколочных.
  • Аэродинамические характеристики авиабомбы, определяются её баллистическим коэффициентом. В СССР и России эталонной характеристикой определяющей этот коэффициент, принято значение характеристического времени падения авиабомбы — время падения авиабомбы, сброшенной в горизонтальном полёте носителя на скорости 40 м/с и высоте 2000 метров.
  • Показатели эффективности поражения авиабомб:
    • Частные — определяющие конкретный характер ущерба для цели: радиус и глубина воронки взрыва, толщина пробиваемой бомбой брони, радиус осколочного поражения, площадь зоны поражения для фугасных бомб и др.
    • Обобщённые — определяющие необходимое количество попаданий в цель для его уничтожения или вывода из строя на заданное время, приведённую площадь поражения и т. д.
  • Эксплуатационные характеристики — диапазон условий применения авиабомб: минимальные и максимальные значения скорости, высоты, угла пикирования и времени полёта; условия хранения, транспортировки, объём подготовки к боевому применению и т. д.

Зачем шотландские мужики надевают юбки?

Поражающие факторы

При использовании белого фосфора в качестве горючего вещества для авиабомбы получают несколько поражающих факторов:

  • сильное пламя от горения смеси при температуре до 2000˚С, вызывающее ожоги, страшные увечья и болезненную смерть;
  • ядовитый газ, стимулирующий спазмы и выжигание дыхательных путей;
  • выгорание кислорода на территории применения, приводящее к удушью;
  • психологический шок, вызванный увиденным.

Небольшая фосфорная бомба, взорванная на нужной высоте, поражает площадь в 100-200 квадратных метров, накрывая все вокруг огнем. Попадая на тело человека, частички горящего шлака и фосфора прилипают и обугливают органические ткани. Прекратить горение можно, перекрыв доступ кислорода.

Специальные фосфорные фугасы используют также для поражения противника, находящегося в укрытии. Разогретая до 1500-2000˚С горючая смесь способна прожечь броню и даже бетонные перекрытия, а учитывая, что при такой температуре быстро выгорает кислород, находящийся в воздухе, шансов выжить, спрятавшись в подвале, блиндаже или ином укрытии, практически нет.

Именно от удушения погибли сотни мирных вьетнамских жителей во время одной из бомбардировок ВВС США. Эти люди нашли смерть в заранее вырытых землянках, не имея понятия о том, что такое фосфорная бомба.

Смотреть галерею

Российские бетонобойные бомбы

История советских бетонобойных авиационных боеприпасов началась в 1940 году. Именно тогда в ГСКБ-47 (сегодня это ГНПП «Базальт») началась разработка первой отечественной авиационной бетонобойной бомбы. Результатом этих работ стала авиабомба БетАБ-150ДС, которая применялась советской авиацией уже во время Великой Отечественной войны.

БетАБ-150ДС была создана на базе артиллерийского снаряда калибра 203 мм и содержала 14,5 кг взрывчатого вещества. Этот боеприпас имел реактивный разгонный двигатель и мог пробивать скальный массив на глубину до 1,65 метра.

В послевоенные годы работы над созданием новых видов подобных боеприпасов были ускорены. Некоторые авиабомбы, созданные в тот период, находятся на вооружении российских ВВС и в наши дни.

На вооружении военно-воздушных сил России находится три вида противобункерных бомб: БетАБ-500, БетАБ-500У и БетАБ-500ШП. Они отличаются размерами, массой и конструкцией. Также в начале нулевых годов на вооружение была принята кассетная бомба РБК-500У, которая содержит бетонобойные поражающие элементы. Основной целью РБК-500У являются ВПП аэродромов противника.

БетАБ-500У – это свободнопадающая бомба, которую можно сбрасывать с высот от 150 до 20 тыс. метров. Для обеспечения оптимального угла столкновения с поверхностью она оснащена тормозным парашютом. Бомба способна пробить 1,5 метра железобетонных конструкций или 3 метра грунта.

БетАБ-500У используется для уничтожения подземных командных пунктов или узлов связи противника, ДОТов, шахтных установок, складов боеприпасов и ГСМ, железобетонных укрытий боевой техники, взлетно-посадочных полос.

Масса БетАБ-500У составляет 510 кг, из которых 45 кг приходится на взрывчатое вещество.

Бетонобойная бомба БетАБ-500 также относится к свободнопадающим боеприпасам. Ее вес составляет 477 кг, бомба несет 76 кг взрывчатого вещества.

Еще одной противобункерной бомбой, которая стоит на вооружении ВВС России, является БетАБ-500ШП.  Она относится к штурмовым реактивным бетонобойным бомбам. Эта авиабомба снабжена реактивным ускорителем, поэтому может применяться с высоты от 170 до 1 тыс. метров. Бомбометание проводится в горизонтальном полете при скорости 700-1200 км/ч или с пикирования с углом не более тридцати градусов.

БетАБ-500ШП используется в первую очередь для уничтожения бетонного покрытия взлетно-посадочных полос, она способна пробивать броню толщиной до 650 мм или слой железобетона толщиной 1,2 метра. Взрыв одной такой бомбы может привести в негодность более 50 кв. метров взлетно-посадочной полосы. Кроме ВВС России, бомба БетАБ-500ШП состоит на вооружении индийской армии.

В 2002 году на вооружение российских военно-воздушных сил была принята кассетная бомба РБК-500У. Она содержит десять боевых бетонобойных элемента и может применяться на высотах от 160 до 16 тыс. метров. Основной целью РБК-500У также являются взлетно-посадочные полосы аэродромов.

Техника

На аэродроме Хмеймим возле сирийской Латакии сформирована смешанная группа Воздушно-космических сил России, в ее состав (по неподтвержденным данным) входят 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24М2 и шесть Су-34, 12 штурмовиков Су-25СМ, четыре многоцелевых истребителя Cу-30СМ, а также ударные вертолеты Ми-24 и многоцелевые вертолеты Ми-8. На примере этой группировки сил мы можем увидеть хорошую картину нынешнего положения российской военной авиации — она состоит как из устаревших морально и физически машин, так и из новых самолетов, подающих большие надежды, но не обладающих боевым опытом применения.

Су-25 и Су-24 — старые советские самолеты, многократно модернизированные и переделанные, но эксплуатируемые уже десятки лет. Они наработали большой опыт боевого применения (в том числе в Чечне и Грузии), летчики и техники знают их вдоль и поперек. Но «старый и проверенный» еще не значит надежный; Су-24 считается одной из самых аварийных машин в ВВС.

Современный тяжелый многоцелевой истребитель Су-30СМ — переработанный вариант Су-30 — перешагнул планку поколения «4+». Он переоснащен современным навигационным и радарным оборудованием, может нести увеличенную нагрузку высокоточного вооружения и по праву считается одним из лучших современных истребителей.

Новейшие фронтовые бомбардировщики Су-34 пришли на смену Су-24. Это многофункциональные машины, оснащенные всем необходимым для высокоточных ракетно-бомбовых ударов, но они еще не участвовали в боевых действиях. Участие в сирийском конфликте — уникальная возможность проверить их в реальных условиях.

Таким образом, лишь десять из тридцати российских самолетов в Сирии — это техника XXI века, но такое соотношение старых и новых машин — нормальное явление для современных армий. В ВВС США все примерно так же; в соседних странах региона — гораздо хуже.

Грузовик ГАЗ-3309: описание и технические характеристики

Ядерное землетрясение

Планы ударов по ядерным объектам даже с помощью конвенционального оружия, к которому относится и GBU-57, ставят вопрос о последствиях подобных атак для мирного населения, оказывающегося под угрозой радиоактивного заражения. Еще более опасной стала бы весьма соблазнительная с точки зрения военных попытка добавить противобункерному боеприпасу ядерной мощи. Тем не менее у Соединенных Штатов такой боеприпас есть. Речь идет о модификации 11 термоядерной бомбы B61. Действие этого боеприпаса несколько отличается от действия конвенциональных бомб. Если задача последних — как можно глубже уйти под землю и взломать бетонную защиту, то B61−11 не предназначена для заглубления на десятки метров. Уйдя в грунт максимум метров на шесть, она приведет в действие ядерный заряд, взрыв которого вызовет сейсмическую волну. Именно она станет тем поражающим фактором, что способен разрушить вражеские бункеры, спрятанные на глубине десятков метров под слоем бетона или горной породы. Имея сравнительно небольшую мощность (по некоторым данным, 5−10 кт — меньше, чем у бомбы, взорванной над Хиросимой), противобункерная бомба, как считают некоторые американские военные специалисты, не вызовет тех фатальных последствий, которые повлек бы за собой взрыв аналогичного заряда в атмосфере. Остается надеяться, что проверить это на практике в ближайшее время не удастся: даже столь ограниченное и специальное применение ядерных боеприпасов повлекло бы за собой слишком серьезные международно-правовые последствия.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2012).

Бомба из гаубицы

Рассматривались разные идеи, в том числе проект создания сверхтяжелой бомбы, которая сбрасывалась бы с B-52 и имела массу, сопоставимую с легендарной бомбой времен Второй мировой войны Tallboy массой 5 т. Проблема же состояла главным образом в том, что, поскольку новая бомба нужна была военным практически немедленно, ее предстояло собрать из неких готовых компонентов.

Чтобы успешно пробивать грунт, бетон и броню, снаряд должен быть достаточно тяжелым, иметь малое сечение (чтобы не «размазывать» кинетическую энергию по большой площади) и состоять из прочного сплава, чтобы при соприкосновении с препятствием БЧ не оставалась на твердой поверхности, а пронизывала ее. Найти соответствующий этим требованиям корпус, да еще из готовых деталей, казалось малореальным. Выход подсказал бывший армейский офицер, работавший на Lockheed. Он вспомнил, что где-то на складах должны храниться списанные гаубичные стволы M201 SP. Они как раз были сработаны из сплава, идентичного тому, из которого были изготовлены и носовые части BLU-109. Стволы нашлись на складах нескольких артиллерийских арсеналов, в частности в арсенале Watervliet (штат Нью-Йорк). Именно в мастерских этого арсенала стволы были доработаны до нужных параметров. Их обрезали под заданный размер, удалили все выступающие элементы с внешней поверхности. Изнутри стволы рассверлили до диаметра 10 дюймов (254 мм), чтобы к новому «телу» бомбы можно было плотно пригнать наконечник от BLU-109.

МАЛЫЕ ОСКОЛОЧНЫЕ АВИАБОМБЫ ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Осколочная бомба: 1-взрыватель; 2-головка; 3-дополнительный детонатор; 4-гильза; 5-заряд; 6-корпус; 7- стабилизатор.

В ходе Великой Отечественной войны советская авиация использовала осколочные авиационные бомбы весом 2,5 кг, 5, 10, 15 и 20 кг.

Любопытно, что часть авиабомб АО-2,5 представляла собой 45-мм осколочный снаряд О-240 от противотанковой пушки, к которому был приварен штампованный железный корпус с 4-перым стабилизатором. Длина такой авиабомбы 370 мм, диаметр корпуса 45 мм, размах стабилизатора 61 мм. Взрыватель АМ-А или АГМ-1.

Наряду с такими бомбами были и АО-2,5 специального изготовления с литыми корпусами из сталистого чугуна. Длина этой бомбы 378 мм, диаметр корпуса 52 мм, размах 4-перого стабилизатора 60 мм. Взрыватель АМ-А или АГМ-1.

Бомбы АО-8М4 и АО-8М6 выпускались в двух вариантах каждая. Один вариант имел 4-перый стабилизатор, а другой — коробчатый. Длина бомбы типа АО-8М от 480 до 606 мм, диаметр корпуса около 76 мм, размах стабилизатора 100 мм. Взрыватели АРМ-1, АВ-4 и АМ-А. Бомба АО-8М представляла собой 76-мм осколочный снаряд с приваренным стабилизатором.

Осколочная бомба АОХ-10 с насыпными осколками имела длину 612 мм, размах 4-перого стабилизатора 125 мм. Взрыватель АГМ-1, АВ-4, АМ-А.

Осколочная бомба АО-10 из сталистого чугуна имела длину 480 мм, диаметр корпуса 90 мм и коробчатый стабилизатор с размахом 110 мм. Взрыватели те же, что и у АОХ-10.

Осколочная бомба АОХ-15 имела длину 610 мм, диаметр корпуса 107 мм, размах 4-перого стабилизатора 125 мм. Взрыватели те же, что и у АОХ-10.

Осколочная бомба АО-20М имела длину 1030 мм, диаметр корпуса 106 мм, размах 4-перого стабилизатора 130 мм. Взрыватели те же, что и у АОХ-10.

Бомба АО-20М представляла собой 107-мм осколочно-фугасный снаряд с приваренным стабилизатором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector