Все о фехтовании: история, виды оружия, спорт
Содержание:
- Содержание
- Виды фехтования на шпагах
- Модификации
- Мета
- В массовой культуре
- Новые темы на форуме
- История
- Разновидности фехтования
- Школы фехтования
- Какие виды этого спорта есть сейчас
- Команды в фехтовании
- В.
- История фехтования
- Примечания
- Бортовые номера
- На вооружении
- Форма для фехтования
- Историческая сабля
- Штрафы
- Литература
- Экипировка
- Оружие
- История фехтования
- Примечания
Содержание
Виды фехтования на шпагах
Фехтование на шпагах включает в себя несколько видов.
Спортивное
Фехтование является не только боевым искусством, но и популярным видом спорта, который всесторонне развивает личность. Спортивное фехтование включено в программу Олимпийских игр.
Фото 1. Соревнования по спортивному фехтования со шпагой. Спортсмены одеты в специальные костюмы, защищающие всё тело.
По нему проводятся международные и европейские чемпионаты.
Важно! В спортивном фехтовании очки зачисляются только за уколы остриём клинка, но ни в коем случае не за удары
Боевое
В отличие от спортивного и театрального видов, боевое фехтование — не игра и не постановочная сцена, а настоящее суровое противостояние не на жизнь, а насмерть. Логично, что он в корне отличается по преследуемым целям и используемым методам от других видов.
Чтобы вывести противника из строя в боевом фехтовании, нужно непросто коснуться его оружием, а серьёзно ранить, и в итоге получить победу.
Таким образом, техника боевого фехтования отличается от спортивной методики исполнения ударов
Здесь важно отвести в сторону шпагу врага, перехватить её и повалить соперника на землю, чтобы нанести удар и серьёзно ранить. Такие схватки, порой, выглядят неэффектно
Внимание! Боевая шпага гораздо острее, чем её спортивный современный вариант
Театральное
Театральное или сценическое фехтование представляет собой специальную дисциплину в учебной программе театральных училищ и вузов.
Этому виду фехтования обучают будущих актёров, так как часто на сцене им приходится играть роли, предполагающие вступление в поединки на шпагах.
Основные особенности:
- Цель театрального фехтования — показать правдоподобный бой, но при этом он должен быть выразительный. Удары наносятся с большим размахом для большей зрелищности.
- Постановочный бой: обязательно безопасный для его участников; разучивается заранее. Таким образом, каждый из противников знает, куда будет направлен следующий удар. Участники максимально ограждены от случайных ударов.
- Оружие при этом может быть либо спортивным, либо приближенным к боевому.
Модификации
В 1979 году противотанковые возможности БМП повысили, установив на башне пусковую установку ракет «Милан», в боекомплект вошло четыре ракеты. Поскольку это было не встроенное оружие, а, пехотная пусковая установка, стрелять из неё приходилось, высунувшись из люка.
Приборы ночного видения заменили более современными, не требующими подсветки, а некоторое количество БМП получило тепловизоры. Машины без тепловизора получили индекс А1(-), а вообще не получившие современных ПНВ – А1А.
Модификация 1984 года получила обозначение «Мардер» А2. Все машины оснащались тепловизорами, ходовая часть усиливалась, а кормовая пулемётная турель упразднялась. Боекомплект пушки пополнился подкалиберными снарядами, пробивающими до 60 мм брони на дальности в 1500м. БМП с новым шасси, но старой башней, получили обозначение A1A2.
Вариант 1988 года “Мардер” 1А3 отличался усиленной бронезащитой. На корпус устанавливались (на болтах) дополнительные броневые экраны, призванные обеспечить защиту от огня 30мм автоматических пушек. ПТРК «Милан» заменили на модернизированный «Милан-2» с тандемной боевой частью. Башню перекомпоновали, 5 маленьких люков в крыше заменили на 3 крупных. Амбразуры, перекрытые бортовыми экранами, пришлось заглушить.
Вариант 2003 года носит название «Мардер» 1А5 – 75 машин было переделано с целью повысить защищенность от мин. На шасси «Мардер» также строился зенитно-ракетный комплекс «Роланд».
Мета
В массовой культуре
Новые темы на форуме
История
Фехтование на рапирах появилось в программе Олимпийских игр 1896 года. В программу олимпийских игр 1900 года входило фехтование уже во всех трёх видах оружия.
29 ноября в Париже была основана Международная федерация фехтования. Первый международный турнир по фехтованию, организованный под её эгидой, прошёл в 1921 году в Париже. В 1937 году Международная федерация фехтования придала турниру статус чемпионата мира, одновременно признав чемпионатами мира турниры, начиная с 1921 года. Чемпионаты проводились ежегодно за исключением лет, выпадающих на Олимпийские игры. Олимпийские соревнования засчитывались как чемпионаты мира соответствующего года.
Чемпионаты мира на шпагах среди мужчин проводятся с 1921 года, на саблях с 1922 года, на рапирах с 1926 года. Соревнования на рапирах среди женщин проводятся с 1929 года. Женская шпага появилась в 1989 году, а женская сабля в 1999 году.
Первые командные соревнования прошли у мужчин на рапирах в 1929 году, а командные соревнования на саблях и шпагах у мужчин прошли в 1930 году. В 1932 году появились командные соревнования у женщин на рапирах. Командные соревнования у женщин на шпагах и саблях появились в расписании чемпионатов мира одновременно с введением этих видов в программу чемпионатов в 1989 и 1999 годах соответственно.
Чемпионаты Европы по фехтованию проводятся с 1981 года под эгидой Европейской конфедерацией фехтования. С 1972 года проводится Кубок мира по фехтованию. Также проводятся национальные чемпионаты. Фехтование на шпагах входит в программу современного пятиборья.
Первоначально фиксация уколов осуществлялась четырьмя помощниками главного судьи, располагавшимися по разные стороны от фехтовальной дорожки. Начиная с 1936 года, в соревнованиях на шпагах вместо боковых судей применяется электрическая система регистрации уколов,. В соревнованиях на рапирах электронная система применяется с 1956 года, а в фехтовании на саблях с 1988 года.
Разновидности фехтования
Сегодня в зависимости от типа фехтования применяется сабля, шпага или рапира. Бой может быть историческим, артистическим и спортивным. Поэтому и тип оружия следует подбирать, опираясь на цели его проведения.
Историческое фехтование проводится для реконструкции поединка двух людей или целой группы в стиле выбранной эпохи с соответствующим оружием. Внешне это, может, и не самые красивые зрелища, но они помогают восстановить историческую достоверность событий.
Артистическое фехтование также воссоздает исторические концепции боя. Однако этот вид более зрелищный. Это постановочное шоу и противник тут, по сути, партнер. Здесь чаще используют легкие варианты оружия.
Спортивное фехтование ведется на специальных шпагах, рапирах и саблях по определенным правилам. Версии оружия тут также используются облегченные.
Школы фехтования
Венецианская школа фехтования
Демонстрация работы с мечом и кинжалом. Николетто Гиганти
Венецианская школа фехтования — обобщающий термин служит для определения стиля фехтования, возникшего в городе Венеции в начале XII века, и просуществовавшего до начала XIX века.
Венецианцы были мастерами искусства и делились со своими коллегами из Болоньи основными принципами фехтования; эти школы стали известными как Болонская или Венецианская школа.
В венецианском фехтовании впервые настолько подробно были описаны свойства разных частей клинка, которые применялись в обороне и наступлении. С таким подходом фехтовальщик имел представление о том, что сейчас называется «центром удара». Было предложено определённое разделение меча. Клинок делился на четыре части, первые две — начиная от эфеса следует использовать в защите; третью, около центра удара, для удара; а четвертую, у острия, для укола.
Ярким представителем Венецианской школы фехтования является Николетто Гиганти — венецианский мастер фехтования XVII века. Он прославился трактатом «Scola, overo, Teatro».
Генуэзское фехтование
Генуэзский абордажный меч (XVII—XIX в.)
Генуэзское фехтование — это определённый вид ведения морского и сухопутного клинкового боя, который берет свои истоки в государстве Генуя с X века, с применением особых видов клинков, которые свойственны исключительно генуэзской фехтовальной традиции. Генуэзское фехтование предполагает использование и других видов холодного оружия, например, захваченных у противника в бою. Характерными особенностями и отличительными чертами генуэзского фехтования от других видов фехтования являются логические модели, свойственные морскому происхождению и повседневной работе моряка на корабле. Такими моделями являются движения, повторение поворота штурвала корабля, поворота рулей корабля, тяговые движения канатов, уход за текелажем и парусами. В связи с этим повседневно выполнение судовой роли на корабле одновременно становится тренировкой фехтовальных движений и позволяет моряку не затрачивать дополнительное время на тренировки в ходе длинных морских переходов.
Основные виды клинков, с которыми применяется техника генуэзского фехтования: генуэзский нож, генуэзский абордажный меч и генуэзский корабельный палаш.
Неаполитанское фехтование
Трактат по Неаполитанскому фехтованию. Франческо Антонио Маттей («Della scherma napoletana discorso primo . Doue sotto il titolo dell’impossibile possibile si proua che la scherma sia scienza e non arte … Del signor Francesco Antonio Mattei» Francesco Antonio Mattei)
Демонстрация Неаполитанского фехтования из трактата «La scienza della scherma esposta da Blasco Florio.Tipografia del R. ospizio di beneficienza», 1844
Неаполитанское фехтование — стиль фехтования, который возник в городе Неаполе в начале XV века. Неаполитанская школа фехтования считается одной из самых сильных школ фехтования в Италии. .
Неаполитанское фехтование — это близнец сицилийского фехтования, отличительной особенностью является более короткие движениями. В этом стиле фехтования присутствует серия испанских ударов, с помощью которых также имитируется и оружие. Имеет свою собственную боевую позицию. Это фехтование основано на принципах и способах действия животных, то есть в основе неаполитанского фехтования лежат логические модели животных, на которых потом строится техника. Техника этого стиля фехтования с гордостью смешана с весельем и танцами, чем отличались неаполитанцы .
Какие виды этого спорта есть сейчас
В современном фехтовании используется три вида оружия: шпага, рапира и сабля.
Шпага
Представляет собой колющее оружие. Этот тип считается самым распространённым. Поединок наиболее приближен к опасному боевому фехтованию.
Фото 1. Шпага для спортивного фехтования. На конце клинка есть специальный электронный наконечник, фиксирующий уколы.
Такой вид фехтования самый тяжёлый из трёх. В частности, вес шпаги составляет более 700 г.
У этого типа поединка имеются следующие особенности:
- Поражаться может любая часть тела: туловище, голова или конечности, а также снаряжение и одежда фехтующего. При этом баллы начисляются за любой укол.
- Баллы за уколы, которые противники нанесли одновременно друг другу, засчитываются сразу обоим.
- Бой соревнующихся на шпагах обычно длится долго из-за того, что противники выбирают выжидающую стратегию, так как получить укол и очко за него очень легко.
- Многие считают, что преимущество в поединке имеет высокий спортсмен с длинными руками. Однако у такой теория нет статистических подтверждений: в международных турнирах выигрывают фехтующие с разным ростом.
Рапира
Представляет собой колющее спортивное оружие. Среди трёх видов считается самой безопасной, поэтому в поединке на рапирах участвуют женщины и дети в возрасте от 10 до 12 лет. У неё относительно небольшой вес — 500 г, а длина такая же, как и у шпаги — 110 см.
Отличия боя на рапирах:
- Поверхность тела, которую можно поразить рапирой и получить очко, самая маленькая среди трёх видов фехтования. В частности, это туловище и шея (нижняя часть язычка маски).
- Существует так называемое понятие приоритета или «тактической правоты». Это правило заключается в том, что противнику сначала нужно отразить атаку и получить, таким образом, приоритет перед тем, как нанести ответный удар.
- Если происходит обоюдная атака (одновременная), очки за возможные уколы начисляться не будут.
Важно! Фехтование на рапирах считается базовым видом, которым должны овладеть все спортсмены. После этого они уже выбирают другой профиль (шпага или сабля) либо остаются рапиристами
Сабля
В отличие от первых двух типов (шпаги и рапиры) сабля — не только колющее, но и рубящее оружие. Вес у неё такой же, как и у рапиры, а вот длина отличается: на 5 см меньше.
Главная особенность этого вида фехтования состоит в том, что здесь начисляются баллы как за уколы, так и за удары. При этом удар может быть нанесён всей поверхностью клинка или его обухом.
Особенности фехтования на саблях:
- Поражаться может голова (маска), руки и туловище.
- Кроме нанесения удара для начисления очка, нужно так же получить приоритет, как и в случае рапир.
- Сабельное фехтование отличается большей динамичностью и зрелищностью. Все действия спортсмены выполняют очень быстро.
- В этом виде время не фиксируется.
Команды в фехтовании
Как правило, судья отдаёт команды во время соревнования на французском языке. Различаются следующие команды:
- Ан гард (фр. En guarde, К бою) Сигнал о подготовке к соревнованию. Участники поединка должны занять позиции каждый за своей линией начала боя.
- Эт-ву прэ? (фр. Êtes-vous prêt?, Вы готовы?) Судья задаёт вопрос перед началом боя обоим участникам. Участник, не готовый к бою, должен подать сигнал судье, топнув ногой и подняв оружие вверх.
- Алле! (фр. Allez!, Начинайте!) Сигнал о начале боя. Участники вправе начать движение.
- Альт! (фр. Halte!, Стой!) Остановка боя.
- А друа (фр. A droit, Направо). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи.
- А гош (фр. A gauche, Налево). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся слева.
- Па конте! (фр. Pas compter!, Не считать). Укол не присуждается никому.
В.
История фехтования
Фехтовальный щиток «боче», начало XVI в. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Кинжал для левой руки дага, мастер Педро Вельмонте, Толедо, ок. 1610 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург
Боевое фехтование — в первую очередь это искусство владения боевым холодным оружием: мечом, шпагой, рапирой, саблей, кинжалом, ножом, секирой и пр. Преподавали фехтование и новобранцам-легионерам, и гладиаторам в Древнем Риме. В Древней Греции фехтование было одной из основных дисциплин для детей граждан, с самого младшего возраста (с 5-11 лет). В Средние века фехтование было одной из основных дисциплин в образовательной программе дворянина-рыцаря. Первый дошедший до нас учебник фехтования — Фехтбух из Тауера, относится к XIII веку, то есть был написан за два века до шпаги, которая появилась в XV веке. Первоначально при фехтовании на боевых шпагах, представлявших собою длинные тонкие мечи со сложной гардой, использовались щиты, а затем и кинжалы. Только в наше время фехтование из боевого искусства превратилось в вид спорта.
Примечания
- Фехтование — статья из Большой советской энциклопедии.
- Энциклопедия оружия, Венделин Боехейм, Санкт-Петербург оркестр, 1995 — Всего страниц: 574
- La reinvenzione di Venezia: tradizioni cittadine negli anni ruggenti, Filippo Mariani, Francesco Stocco, Giorgio Crovato, Il poligrafo, 2007 — Всего страниц: 194
- Венеция. Прекрасный город, Питер Акройд, Litres, 12 янв. 2017 г.
- Venice: its individual growth from the earliest beginnings to the fall of the republic, Том 6, Pompeo Molmenti, A.C. McClurg & Co., 1908
- Школы и мастера фехтования. Благородное искусство владения клинком, Эгертон Кастл, Litres, 12 янв. 2017 г. — Всего страниц: 7632
- Giganti, Nicoletto. Scola, overo, teatro: nel qual sono rappresentate diverse maniere, e modi di parare et di ferire di spada sola, e di spada e pugnale. Venice, 1606
- Lunario genovese … Pagano, 1897
- Trattato teorico-pratico di spada e sciabola e varie parate di quest’ultima contro la baionetta e la lancia operetta illustrata da 30 figure incise con ritratto dell’autore compilata». Alberto Blengini, 1864 — P. 84
- Trattato teorico-pratico di spada e sciabola e varie parate di quest’ultima contro la baionetta e la lancia operetta illustrata da 30 figure incise con ritratto dell’autore compilata da Cesare Alberto Blengini. Tipi Fava e Garagnani al Progresso, 1864 — P. 82-83
Бортовые номера
На вооружении
Форма для фехтования
Костюм
Спортивное фехтование делится на три вида: на шпагах, саблях и рапирах. Для каждого из них экипировка будет немного отличаться. Обычно фехтовальный костюм включает в себя следующие элементы: куртку, бриджи, защиту, перчатки, маску, гетры и кроссовки.
Куртка
Фехтовальщики носят белую куртку из облегченного материала. Она плотно сидит на теле и застегивается на противоположной стороне от руки, в которой спортсмен держит оружие. У куртки обязательно должен быть высокий воротник, так как в этом случае больше защищена шея.
В зависимости от поражаемой поверхности фехтовальщики надевают или не надевают поверх костюма дополнительную экипировку.
- Шпажистам наносятся уколы по всем частям тела, поэтому у них нет дополнительной металлизированной куртки, в отличие от рапиристов и саблистов.
- Саблисты носят электропроводящую куртку сабельную, которая закрывает руки и тело выше талии.
- Рапиристы носят жилеты электропроводящие рапирные, так как в фехтовании на рапирах засчитываются уколы, в эту область.
Гетры
На ноги спортсмены надевают гетры. Традиционно спортсмены носят гетры белого цвета, но сейчас выпускаются и яркие расцветки.
Историческая сабля
Шпага, рапира, сабля, отличия которых сформировались в силу исторической техники ведения боя, применимы и сегодня в спортивных соревнованиях с учетом их древних особенностей.
Сабля является рубящим оружием, которое обладает изогнутым клинком. Для того, чтобы наносить и колющие удары, воины оттачивали вершину лезвия на 10 см с обеих сторон.
Сабля появилась на Востоке и получила большое распространение в 7-8 веках. В этот период это было рубяще-колющий тип оружия. К 14 столетию это было уже преимущественно рубящая разновидность, обладавшая относительно малым весом и значительной кривизной клинка. Смещение центра тяжести от эфеса увеличивало силу удара и площадь поражения.
В 16 столетии сабли применяли драгуны, а в 18-19 веках, видоизмененный тип этого оружия использовали гусары.
Штрафы
Если спортсмен заступает за боковую линию боя хотя бы одной ногой, ему присуждается штраф в 1 метр. Это значит, что схватка возобновляется на расстоянии в 1 метр от места нарушения в сторону нарушителя. Таким образом, у него становится на метр меньше места для отступления. Если фехтовальщик заступил за заднюю линию, противнику засчитывается одно очко. Это называется «штрафным уколом». В фехтовании недопустимы:
- Атака бегом.
- Преднамеренный телесный контакт.
- Толчок противника.
- Поворот к противнику спиной.
- Удар оружием по полу.
- Какие-либо действия свободной рукой.
Снимать наконечник с оружия, пытаться его чинить и осуществлять прочие действия запрещено без разрешения судьи. Покидать поле и снимать маску без соответствующей команды также нельзя. За преднамеренные нарушения правил спортсмены получают штрафные карточки.
Желтая карточка дается в случае, если фехтовальщику выносится предупреждение. Если спортсмен нарушаете правила второй раз, он получает красную карточку
Здесь не важно, повторил он свое нарушение или допустил другое. Красная карточка, в отличие от желтой, не только предупреждает, но и наказывает, посредствам штрафного укола
Черная карточка дается при грубых нарушениях правил, неспортивном поведении и в случае, если фехтовальщик повторяет нарушение, за которое ему присудили красную карточку. Черная карточка обозначает дисквалификацию.
Литература
- Соколов Н.В. Начертание правилъ фехтовального искусства с рисунками в пяти частяхъ / помощн. главного фехтовального учителя Отдельного Гвардейского корпуса Н.В.Соколов. — Санкт-Петербург, 1843. — 178 с.
- Олсуфьев, Владимир Александрович. Рубка и фехтование / В. Олсуфьев. — Санкт-Петербург: В. Березовский, 1904. — 31 с.
- Аркадьев В. А. Фехтование. — М.: ФиС, 1959.
- Бабенко О. Б. Разящие клинки. Из истории фехтования в городе на Неве. — СПб., 1996.
- Кастл Э. Школы и мастера фехтования. Благородное искусство владения клинком. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
- Лейтман Л. Г., Пономарева А. М., Родионов А. В. Фехтование юным. — М.: ФиС, 1967.
- Круглов А. Н. Фехтование в Западной Европе и Японии: духовные и философские основы. — М.: НИПКЦ «Восход-А», 2000.
- Мишенев С. В. История европейского фехтования. — Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
- Хаттон А. Меч сквозь столетия. Искусство владения оружием. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.
- Хаттон А. Холодное оружие Европы. Приемы великих мастеров фехтования. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
- Amberger, Johann Christoph (1999). The Secret History of the Sword. Burbank: Multi-Media. ISBN 1-892515-04-0
- Evangelista, Nick (1996). The Art and Science of Fencing. Indianapolis: Masters Press. ISBN 1-57028-075-4
- Сальников А. В., Гульченко Е. А. Становление и развитие европейского шпажносабельного боевого фехтования XV—XVIII веков //Science Time. — 2014. — №. 3 (3).
- Сохо Т. Письма мастера дзэн мастеру фехтования //Евразия, СПб. — 1998.
- Прокопчик Е. И. ФИОРЕ ДЕИ ЛИБЕРИ-АВТОР СРЕДНЕВЕКОВОГО ТРАКТАТА ПО ФЕХТОВАНИЮ. — 2017.
- Тантаро С. Дзен и фехтование. — 1991.
Экипировка
Продолжаем изучать фехтование. Что такое костюм фехтовальщика? Это белый костюм, состоящий из куртки и брюк до колен с подтяжками. Куртку называют колетом. Одежда фехтовальщика выполняется из плотной ткани, способной выдержать удары силой до 800 ньютонов. Эти костюмы используют на международных соревнованиях. Для простых тренировок вполне достаточно ткани, выдерживающей силу удара в 350 ньютонов.
На ноги фехтовальщика надеваются длинные белые гетры и специальная обувь. От простой спортивной обуви она отличается плоской подошвой, а также усиленным носком и пяткой. Бывают низкие и высокие модели. Вторые используются, когда есть необходимость в фиксации голеностопа.
Маска – еще один важный атрибут, без которого нельзя представить фехтование. Что такое защита лица? Это крайне важный аспект в таком красивом, но суровом виде спорта. Защитная маска должна не только прикрывать лицо от ударов, но и не мешать спортсмену хорошо видеть противника. Поэтому в зоне глаз маска имеет металлическую сетку. А специальный металлический ворот защищает шею.
Для шпажистов металлическую сетку изолируют пластиковыми ударостойкими накладками с обеих сторон. А воротник изготавливают из материала, выдерживающего силу удара в 1600 ньютонов. Для тренировок этот показатель равен 350 ньютонам.
Рапиристы применяют такие же маски, только с электрическим воротником. Все зависит от того, какие удары разрешает то или иное фехтование.
Сабля, как уже говорилось, может бить по лицу, поэтому маски для саблистов имеют неизолированную сетку, проводящую электричество. Да и вообще вся сабельная маска, вместе с воротником, изготавливается из электропроводящего материала.
На руку, держащую оружие, надевается перчатка. В случае фехтования на саблях она имеет электропроводящий манжет.
Под костюм, описанный выше, надеваются набочники, которые также выдерживают удары силой в 350 или 800 ньютонов. Чтобы избежать синяков, под набочники дополнительно поддевают пластиковую защиту.
Так как у шпажистов поражаемой поверхностью является все тело, описанной защиты им вполне достаточно. Рапиристы дополнительно надевают на куртку жилет, выполненный из токопроводящего материала. Он отображает поверхность, по которой можно наносить удар. У саблистов, кроме того, к жилету подключается маска.
Оружие
Фехтовальное оружие состоит из таких элементов:
- Клинок.
- Гарда.
- Прокладка.
- Рукоятка.
- Гайка.
На острие клинка находится специальный наконечник. Оружие может быть электрифицированным и обычным. Электрическое оружие соединяется с помощью проводка с прибором, который фиксирует уколы. Провод проходит под одеждой спортсмена. Наконечник такого оружия имеет специальную кнопку.
Шпага по общей длине не превышает 110 см, а по весу – 770 г. Клинок имеет длину в 90 см. Диаметр гарды составляет максимум 13,5 см. Оружие относится к колющим. Гибкий стальной клинок имеет трехгранное сечение.
Рапира отличается от шпаги по таким параметрам, как: вес – до 500 г; диаметр гарды – до 12 см — и сечение кленка – четырехгранное. Она обеспечивает более легкое фехтование.
Сабля имеет длину не более 105 см. При этом длина клинка достигает максимум 88 см. Вес сабли – 0,5 кг. Сабля относится к колюще-режущему оружию и имеет эластичный стальной клинок с переменным трапециевидным сечением. У гарды сабли есть дужка, которая соединяет ее с рукояткой. Наконечника сабля не имеет.
История фехтования
Фехтовальный щиток «боче», начало XVI в. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Кинжал для левой руки дага, мастер Педро Вельмонте, Толедо, ок. 1610 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург
Боевое фехтование — в первую очередь это искусство владения боевым холодным оружием: мечом, шпагой, рапирой, саблей, кинжалом, ножом, секирой и пр. Преподавали фехтование и новобранцам-легионерам, и гладиаторам в Древнем Риме. В Древней Греции фехтование было одной из основных дисциплин для детей граждан, с самого младшего возраста (с 5-11 лет). В Средние века фехтование было одной из основных дисциплин в образовательной программе дворянина-рыцаря. Первый дошедший до нас учебник фехтования — Фехтбух из Тауера, относится к XIII веку, то есть был написан за два века до шпаги, которая появилась в XV веке. Первоначально при фехтовании на боевых шпагах, представлявших собою длинные тонкие мечи со сложной гардой, использовались щиты, а затем и кинжалы. Только в наше время фехтование из боевого искусства превратилось в вид спорта.
Примечания
- Фехтование — статья из Большой советской энциклопедии.
- Энциклопедия оружия, Венделин Боехейм, Санкт-Петербург оркестр, 1995 — Всего страниц: 574
- La reinvenzione di Venezia: tradizioni cittadine negli anni ruggenti, Filippo Mariani, Francesco Stocco, Giorgio Crovato, Il poligrafo, 2007 — Всего страниц: 194
- Венеция. Прекрасный город, Питер Акройд, Litres, 12 янв. 2017 г.
- Venice: its individual growth from the earliest beginnings to the fall of the republic, Том 6, Pompeo Molmenti, A.C. McClurg & Co., 1908
- Школы и мастера фехтования. Благородное искусство владения клинком, Эгертон Кастл, Litres, 12 янв. 2017 г. — Всего страниц: 7632
- Giganti, Nicoletto. Scola, overo, teatro: nel qual sono rappresentate diverse maniere, e modi di parare et di ferire di spada sola, e di spada e pugnale. Venice, 1606
- Lunario genovese … Pagano, 1897
- Trattato teorico-pratico di spada e sciabola e varie parate di quest’ultima contro la baionetta e la lancia operetta illustrata da 30 figure incise con ritratto dell’autore compilata». Alberto Blengini, 1864 — P. 84
- Trattato teorico-pratico di spada e sciabola e varie parate di quest’ultima contro la baionetta e la lancia operetta illustrata da 30 figure incise con ritratto dell’autore compilata da Cesare Alberto Blengini. Tipi Fava e Garagnani al Progresso, 1864 — P. 82-83