Для чего нужен конституционный суд
Содержание:
- Понятие конституционной законности
- Какая сила у решений КС РФ и ВС РФ?
- Знаковые постановления КС РФ
- Конституционный контроль
- Какие основные функции конституционного суда РФ?
- Ключевые вехи истории
- Порядок формирования и организация Конституционного Суда РФ
- Какие дела рассматривает конституционный суд?
- Основания возврата
- О правах заявителя
Понятие конституционной законности
Конституция государства занимает особое место в системе законов. Она является основополагающим законом государства и обладает верховенством на всей его территории.
Конституционная законность есть реально действующая система конституционализма, обеспечивающая полное действие конституции.
Конституционная законность означает следующее.
1. Правовой характер самой конституции как базового закона государства. Иными словами, конституция своим содержанием (при всем его возможном разнообразии) должна выражать принципы демократии, свободы и справедливости, закреплять права и свободы человека и гражданина, прежде всего отраженные в международных стандартах и нормах, воплощать принципы (требования правового государства).
2. Верховенство конституции в правовой системе государства, т.е. Конституция имеет высшую юридическую силу. Все законы и иные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления издаются на основе и в соответствии с конституцией.
Законы и подзаконные (в том числе ведомственные) акты, противоречащие конституции, не имеют юридической силы.
Так, согласно ст. 15 (ч. 1) Конституции Российской Федерации «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу…
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
3. Принципы и нормы конституции имеют прямое действие. Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать конституции.
Все должностные лица независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение ее принципов и норм.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Однако если судебные или иные правоприменительные органы обнаруживают, что закон или отдельные его положения не соответствуют Конституции, то они непосредственно применяют нормы Конституции.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» отмечает, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, если придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации либо принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей.
4. Конституция действует на всей территории государства. В условиях федеративного устройства государства федеральная конституция действует во всех субъектах (членах) федерации, конституции субъектов (членов) федерации — на всей их территории.
Спорным оказался вопрос о действии устава края или области, в состав которого входят автономные округа, на территории указанных округов, так как автономные округа, согласно действующей Конституции Российской Федерации, являются равноправными субъектами Российской Федерации (ст. 5).
Однако вхождение автономного округа в состав края или области является условием распространения устава края или области на всю ее территорию, в том числе на территорию автономного округа.
Принципы верховенства конституции, конституционной законности не реализуются автоматически.
Их действие может быть нарушено умышленно либо в силу правоприменительной ошибки.
Для предотвращения и ликвидации таких «сбоев» существует система правовых средств охраны конституции (например, институт конституционной ответственности в виде импичмента главы государства).
Какая сила у решений КС РФ и ВС РФ?
Кадровое делопроизводство
Профпереподготовка в Контур.Школе
Программа
Определения Верховного Суда РФ (ВС РФ) – это решения по «обычным» спорам между работниками и работодателями, а не акты толкования и применения права. Несмотря на то что судебная практика не признается источником российского права, суды общей юрисдикции учитывают знаковые решения ВС РФ при рассмотрении аналогичных трудовых споров.
Постановления Конституционного Суда РФ (КС РФ) – это акты прямого действия, окончательные, вступают в силу со дня официального опубликования, обжалованию не подлежат. Учитывать в работе обязательно.
Знаковые постановления КС РФ
Оплата работы в выходные или нерабочие праздничные дни
КС РФ разъяснил, как оплачивать труд работников, зарплата которых помимо месячного или должностного оклада включает компенсационные и стимулирующие выплаты. Оплата за работу в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени должна включать не только тарифную часть заработной платы, но и все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.
В Постановлении № 26-П КС РФ закрепил такой подход общеобязательным при исчислении оплаты за работу в выходные или нерабочие праздничные дни. Иное истолкование ст. 153 ТК РФ в правоприменительной практике исключено.
Вывод: с 29 июня 2018 года — с даты официального опубликования Постановления КС РФ № 26 — при оплате работы в выходные или нерабочие праздничные дни учитывайте не только тарифные ставки, оклады, но и прочие компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда.
В КС РФ обратились несколько уволенных работников, получивших компенсацию за неиспользованный отпуск не в полном объеме, а за последние полтора года.
КС РФ отметил, что Конвенция МОТ № 132 не ограничивает срока, в течение которого работник может обратиться в суд с требованием взыскать компенсацию. Работники имеют право на компенсацию за все неиспользованные отпуска
И не важно, сколько времени прошло с окончания рабочего года, за который предполагался неиспользованный полностью либо частично отпуск
Новые профстандарты и требования к квалификации — не основание для увольнения
При принятии Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не предполагалось, что работодатели будут требовать наличие профессионального образования у педагогических работников, которые уже в трудовых отношениях и успешно осуществляют профессиональную деятельность. Подразумевается, что вопрос о продолжении профессиональной деятельности надо решать с учетом длящегося характера трудовых отношений. Проводят аттестацию и оценивают, способен ли работник выполнять порученную ему работу.
Ранее Минтруд России в Письме от 22.04.2016 № 14-3/В-381 также разъяснял, что вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием увольнять работников. Однако по итогам проверок прокуратуры работодатели получали распоряжение уволить работников, у которых квалификация не соответствует требованиям закона
Поэтому Постановление КС РФ № 41-П важно для правоприменительной практики
Конституционный контроль
Специфическим институтом обеспечения и охраны действия принципа верховенства конституции является конституционный контроль.
Судебный конституционный контроль означает специализированный механизм охраны конституции как нормативного правового акта высшей юридической силы.
Конституционный контроль есть специфическая функция компетентных государственных органов по обеспечению верховенства конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений.
Государственными органами, осуществляющими конституционный контроль, являются: глава государства, парламент, правительство; специализированные органы конституционного контроля в виде органов конституционного надзора (квазисудебные органы); судебные органы.
Конституционный контроль, осуществляемый главой государства, парламентом, правительством, другими государственными органами (исключая судебные) в процессе осществления основных функций либо наряду с другими функциями, в значительной степени испытывает влияние проводимой ими политики.
Этот вид конституционного контроля можно квалифицировать как общий (общеполитический) конституционный контроль.
Для его осуществления указанные государственные органы могут создавать специальные вспомогательные органы и учреждения (комитеты, советы, комиссии и т.п.) либо специализированные органы, подобные парламентскому институту омбудсменов (уполномоченных по правам человека, народных защитников).
Конституционный контроль как самостоятельное направление государственной деятельности начинался собственно с проверки законов, принимаемых парламентом.
Как свидетельствует мировая практика, число объектов конституционного контроля постепенно росло, и для каждого государства этот набор объектов индивидуален.
Объектами конституционного контроля, в том числе осуществляемого судебными органами, являются: законы, их различные разновидности: законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию; законы, принятые референдумом; конституционные, органические законы; обыкновенные законы; регламенты и иные акты, принятые законодательными (представительными) органами; нормативные правовые акты органов исполнительной власти; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; внутригосударственные договоры (в федерациях и конфедерациях); акты судебных органов; акты и действия общественных объединений; индивидуальные правоприменительные акты и правоприменительная практика компетентных государственных органов и должностных лиц; международные договоры; действия должностных лиц в порядке их конституционной ответственности (обычно действия высших должностных лиц государства — Президента, членов правительства, судей высших судебных инстанций); организация и проведение, подтверждение итогов референдумов и выборов; создание и деятельность политических партий и других общественных объединений.
Две формы конституционного контроля (абстрактный и конкретный) содействуют правовой охране конституции и служат средством обеспечения ее высшей юридической силы, прямого действия, реализации основных прав и свобод личности и поддержания границ конституционных полномочий органов государственной власти.
Конституционный контроль — это «внутренний цензор» правовой системы, с помощью которого становятся возможными гармонизация различных отраслей права, их согласование с конституционными принципами в процессе реализации конституции.
Форма конкретного конституционного контроля предполагает существование конкретного дела, не обязательно судебного, в ходе которого возникает вопрос о конституционности применяемого правового акта.
В России форма такого контроля используется в двух случаях: когда граждане обращаются с жалобой в Конституционный Суд РФ на нарушение конституционных прав и свобод и когда суды обращаются с запросом о проверке конституционности закона.
Граждане и суды не могут обжаловать закон абстрактно, если они не столкнулись с его реализацией в ходе конкретного дела
Какие основные функции конституционного суда РФ?
- Функция социально-политического характера, которая обеспечивает идеальную устойчивость и стабильность всей политической системы государства. В данном случае, используются юридические средства конституционного правосудия. КС может рассматривать дела по защите политических прав, а также дела, касающиеся свободы граждан и человека, федерализма и пр.;
- Функция экономического характера, которая предусматривает реализацию конституционных принципов в экономической деятельности государства. В данном случае речь идет о защите всех форм собственности государства, поддержка частного предпринимательства, наличие добросовестной конкуренции и пр.;
- Функция социального характера, которая предполагает деятельность суда в образе защиты всех социальных прав человека, а также возможные аспекты регулирования общественных отношений. То есть, все виды защиты социальной свободы человека, как личности и как части общества;
- Функция духовно-идеологического характера, которая предполагает утверждению и культивированию определенных конституционных ценностей. То есть, речь идет о защите правовых позиций, которые касаются конституционных вопрос;
- Функция мировоззренческого характера, а также теоретико-познавательная, которая предполагает развитие и формирование общей территории определенных прав;
- Функция воспитательного характера, которая предполагает формирование специализированных уровней правосознания среди органов власти и местного самоуправления;
- Функция организационно-управленческого характера, которая направлена на распространение и обобщение практики, которая формируется в процессе деятельности КС.
Ключевые вехи истории
Во второй половине XX века появилась идея о создании специального органа, который бы следил за соблюдением Основного закона государства. Был создан Комитет конституционного надзора СССР. Просуществовал он до декабря 1991 года и прекратил работу по собственному желанию.
Днем создания суда принято считать 30 октября 1991 года. Тогда судьи КС провели свою первую рабочую встречу-совещание.
Первое заседание состоялось 14 января 1992 года. Рассматривалось дело о конституционности решения главы РСФСР об объединении министерств госбезопасности и внутренних дел. Указ был признан нарушающим Конституцию.
Самым долгим и массовым в истории КС РФ было дело о проверке конституционности Указов главы государства, которыми он приостановил, а затем прекратил деятельность коммунистической партии, фактически поставив ее вне закона.
7 октября 1993 года деятельность Конституционного Суда была приостановлена решением Б. Ельцина. 12 декабря того же года был принят новый Основной закон России. В нем были заложены принципы и основы работы обновленного КС РФ.
О КС России подробно в ролике:
Порядок формирования и организация Конституционного Суда РФ
Статус Конституционного Суда РФ определяется в ст. 125 Конституции РФ, основным же актом в этом вопросе является Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Это первый в истории России федеральный конституционный закон, принятый на основе Конституции РФ 1993 г. Закон является кодифицированным актом в сфере конституционного судопроизводства, он содержит как материальные, так и процессуальные нормы. Статус Конституционного Суда, закрепленный действующим законодательством, по многим параметрам существенно изменился по сравнению со статусом Конституционного Суда РФ, учрежденного в 1990 г.
В состав Конституционного Суда РФ входят 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения по кандидатурам на должности судей Конституционного Суда Президенту РФ могут вноситься членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, высшими судебными органами (Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, самим Конституционным Судом РФ), федеральными юридическими ведомствами (в частности, Министерством юстиции РФ), всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями (в действующем составе Конституционного Суда РФ большинство судей – известные ученые-юристы).
Для назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ кандидат должен отвечать следующим требованиям: гражданство РФ; возрастной ценз – не менее 40 лет; наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее 15 лет; безупречная репутация; признанная высокая квалификация в области права.
Судья Конституционного Суда РФ может быть назначен на должность однократно на срок 15 лет. Предельный возраст судьи – 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ обладает достаточно высоким статусом, многие составляющие которого усилены по сравнению с общими положениями статуса судьи в Российской Федерации. Так, для судей Конституционного Суда РФ установлены более сложный порядок привлечения к юридической ответственности, отличающиеся набор оснований и порядок досрочного прекращения полномочий, более высокие материальные и социальные гарантии, более жесткие требования к содержанию принципа несовместимости и т. п.
Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ состоит из двух палат составом десять и девять судей соответственно, при этом решение любой из палат является решением Конституционного Суда. Сложная структура специализированных судебных органов конституционного контроля имеет место в большинстве государств, где к полномочиям этих органов отнесено рассмотрение конституционных жалоб. Персональный состав палат определяется не Советом Федерации при назначении судей, а путем жеребьевки, при этом состав палат не является неизменным – он должен изменяться не реже чем каждые три года. Для руководства деятельностью Конституционного Суда сами судьи из своего состава на пленарном заседании сроком на три года избирают Председателя, заместителя Председателя и судью – секретаря Конституционного Суда (ограничений по количеству переизбраний в пределах общего срока полномочий судьи для данных должностных лиц нет). Полномочия этих должностных лиц Конституционного Суда РФ можно обозначить как организационно-управленческие: в заседаниях Суда при рассмотрении конкретных дел они обладают теми же процессуальными правами, что и другие судьи. В палатах Конституционного Суда РФ постоянных председателей нет – обязанности председательствующего на заседаниях палаты исполняют судьи, входящие в состав соответствующей палаты, поочередно. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной палаты.
Какие дела рассматривает конституционный суд?
Принципы функционирования конституционного суда РФОсновные принципы функционирования конституционного суда РФ, которыми этот судебный орган руководствуется в своей деятельности на современном этапе, следующие:…
Полномочия председателя конституционного судаПолномочия председателя конституционного суда описываются в законодательстве о работе конституционных судей. Председатель конституционного суда – лицо, которое избирается исключи123
Задачи конституционного суда РФЗадачи конституционного суда РФ очень широки и многоплановы. Тем не менее, основная задача Конституционного Суда действующего в нашей стране — это осуществление полноценного и…
Виды обращений в конституционный судВиды обращений в конституционный суд РФ могут быть самыми разными и затрагивают многие вопросы. Сюда относятся и обращения/запросы различных уполномоченных лиц и всевозможных…
Основания возврата
Наиболее часто Секретариат возвращает заявителю обращение в случае, когда оно по форме не отвечает требованиям ФКЗ (ст. 37 и 38). При рассмотрении обращения Секретариат учитывает данное Судом истолкование формальных требований Закона, придавая их соблюдению особое значение с процессуальной точки зрения.
Так, например, ст. 37 ФКЗ требует, чтобы обращение направлялось в КС РФ в письменной форме и подписывалось управомоченным лицом (управомоченными лицами). В частности, обращение, подписанное лицом в порядке передоверия, считается подписанным неуправомоченным лицом (Определение от 1 декабря 1999 года N 198-О). Секретариат обязан проверить, изложена ли в обращении позиция заявителя, т.е. его отношение к оспариваемому акту. В обращении должно иметь место убеждение в неконституционности акта, а не сомнение в понимании акта и просьба дать толкование. Позиция должна касаться поставленного вопроса и иметь правовое обоснование в отношении тех аспектов, которые данный вопрос имеет (при этом такие аспекты должны быть, разумеется, известны и понятны заявителю; например, отражены в судебных решениях по его делу); в некоторых обращениях позиция и ее правовое обоснование отсутствуют, вместо этого излагаются цитаты из судебных решений (в итоге обращения — требование признать примененный акт неконституционным).
Особое внимание Секретариат КС РФ обращает на требование, вызванное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к КС РФ. Если имеет место жалоба гражданина, то требование формулируется как просьба признать акт либо его отдельные положения несоответствующими Конституции РФ, конкретным ее статьям
Это вытекает из толкования ст. 37 в сочетании со ст. 100 ФКЗ, поскольку решение суда всегда есть ответ на требование заявителя.
Согласно ст. 74 ФКЗ КС РФ принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении, следовательно, требование должно быть изложено ясно и понятно; если оспаривается весь акт целиком, но очевидно, что не все его положения затрагивают права заявителя или имеют отношения к его делу, необходимо рекомендовать уточнить требование, ставя вопрос о проверке конкретных положений акта.
В отношении других формальных требований к обращению Секретариат подходит не столь строго. Это относится, например, к требованию о необходимости указания в обращении наименования и адреса государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции, точного названия, номера, даты принятия, источника опубликования и иных данных о подлежащем проверке акте. Данное требование актуально в отношении правовых актов субъектов РФ.
Возвращает Секретариат КС РФ обращение и в том случае, когда оно исходит от ненадлежащего органа или лица, а также если обращение не оплачено государственной пошлиной. Несмотря на кажущуюся очевидность названных случаев, Секретариат возвращает обращения по названным основаниям по результатам содержательного анализа обращения и приложенных к нему материалов.
В КС РФ вправе обратиться лица и органы, поименованные в ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 ФКЗ. По буквальному смыслу названных норм к ним юридические лица, например унитарные предприятия, прямо не отнесены, хотя в своих решениях КС РФ признал за ними статус надлежащего заявителя. Не относятся к надлежащим заявителям министерства и ведомства. Хотя в случае, когда указанные органы обращаются с ходатайством об официальном разъяснении решения КС РФ, они могут быть признаны в качестве надлежащих заявителей, которым направлялось решение в порядке официальной рассылки.
Далеко не всегда однозначным является вопрос о том, уплачена ли государственная пошлина как необходимое условие доступа к конституционному правосудию
Из платежного документа (КБК и номер счета получателя) должно быть видно, что пошлина заявителя уплачена за обращение именно в КС РФ, а не в иной орган, поэтому следует обращать на это внимание. Кроме того, государственная пошлина, будучи сбором, носит индивидуальный характер, а потому вносится лично заявителем, а не его представителем
О правах заявителя
После устранения недостатков, связанных с формальными требованиями к жалобе и с уплатой госпошлины, заявитель вправе вновь направить обращение в КС РФ
Важно отметить, что заявитель также вправе потребовать принятия решения по поставленному им вопросу непосредственно КС РФ. В случае, когда Суд приходит к выводу об обоснованности уведомления Секретариата, он принимает решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению
При этом факт уведомления отмечается непосредственно в решении Суда, тем самым подчеркивается участие Секретариата в изучении обращения и его особая роль в осуществлении конституционного судопроизводства. Подобной практики нет в других судах, осуществляющих иные виды судопроизводства.
Регламент КС РФ, утвержденный его решением в 1995 году, предусматривает также полномочие Секретариата по борьбе со случаями злоупотребления заявителями своим правом на обращение в КС РФ. В случае повторного обращения заявителя в КС РФ по вопросу, по которому ранее было вынесено постановление КС РФ либо состоялось решение КС РФ об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства, заявителю вторично высылается копия соответствующего решения КС РФ с одновременным уведомлением заявителя о том, что в дальнейшем переписка с ним по данному вопросу прекращается. Такое уведомление подписывается руководителем Секретариата КС РФ либо его заместителем. Дальнейшие заявления одних и тех же лиц по одному и тому же вопросу оставляются без ответа и передаются в канцелярию КС РФ на хранение (параграф 9).