Халифат

Введение.

   Арабский халифат представлял собой теократическое государство, которое образовалось в первой половине VII века н. э. и просуществовало до середины XIII века н. э.

   Истоком новой державы стал Аравийский полуостров с его сложными климатическими условиями в виде редких оазисов, озер, рек и пустынь, занимающими большую часть территории, а мусульманская община созданная Мухаммедом в Хиджазе стала его ядром. Благодаря арабским завоеваниям, границы халифата стремительно расширялись, а с ними и влияние новой молодой религии – ислама. В итоге под власть халифа попали земли всей Аравии, Ирака, Ирана, Сирии, Палестины, Египта, Северной Африки, Средней Азии, Прикаспия, Закавказья, практически всего Пиренейского полуострова и Синда.

  Историю Арабского государства можно разделить на три периода: Праведный халифат (632–661 гг.), Омейядский халифат (661–750 гг.) и Аббасидский халифат (750–1258 гг.) Именно реферативному анализу первого этапа будет посвящена наша работа.

Примечания

Список халифатов

Исторические халифаты

Название Столица Территория Предшествующиегосударства Последующиегосударства Халифы(династии)
Арабский халифат

630—656: Медина
656—661: Эль-Куфа
661—750: Дамаск750—762: Эль-Куфа
762—836: Багдад
836—892: Самарра
892—1258: Багдад
1259—1517: Каир

630 — 1517 Аббасидскийхалифат

Мединская общинаГосударство СасанидовВизантийская империяГассанидыКоролевство вестготовКавказская АлбанияХорезмСогдиана

ИдрисидыАглабидыТахиридыТулунидыОсманский халифат (Османская империя).

Праведные халифыОмейядыАббасиды

Праведный халифат

630—656: Медина
656—661: Эль-Куфа

630—661

Мединская общинаГосударство СасанидовВизантийская империя

Омейядский халифат Праведные халифы
Омейядский халифат 661—750: Дамаск 661—750 Праведный халифат

Аббасидский халифатКордовский эмират

Омейяды
Аббасидский халифат

750—762: Эль-Куфа
762—836: Багдад
836—892: Самарра
892—945: Багдад

750—945 Омейядский халифат Аббасиды
Аббасидские халифы под властью Буидов (Буиды)

Столица и резиденция халифов
945—1055: Багдад

945—1055 Аббасидский халифат Шаханшахи аль-азам малик аль-мулук — Буиды.Халифы-Аббасиды
Аббасидские халифы под властью Сельджукидов (Государство Сельджукидов)

Столица —
1043—1051:Рей
1051—1118:Исфахан
1118—1194: Хамадан (зап.)
1118—1153: Мерв (вост.)
Резиденция халифов —
1055—1124: Багдад

1055—1124 Буиды «Цари Востока и Запада» — Сельджукиды. Халифы-Аббасиды.
Аббасидский халифат

1124—1127: Багдад

1124-1127 Государство Сельджукидов Государство Зангидов Аббасиды
Аббасидские халифы под покровительством Зангидов (Государство Зангидов).

1127—1174: Багдад

1127-1174 Аббасидский халифат Султанат Айюбидов Аббасиды
Аббасидские халифы под покровительством Айюбидов (Султанат Айюбидов).

1174-1194: Багдад

1174-1194 Государство Зангидов Аббасидский халифат Аббасиды
Аббасидский халифат

1194—1258: Багдад

1194-1258 Султанат Айюбидов Государство Хулагуидов Аббасиды
Аббасидские халифы в изгнании в гостях у египетского султана (Мамлюкский султанат)

Столица и резиденция халифов —
1259—1517: Каир

1259—1517 Айюбиды Мамлюкские султаны — Бахриты,Бурджиты. Халифы-Аббасиды.
Османская империя

1299—1329: Сёгют
1329—1365: Бурса
1365—1453: Эдирне
1453—1922: Константинополь

1517—1923

Конийский султанатВизантийская империяСербская деспотовина

ТурцияСултанат ЕгипетХиджаз (королевство)Асир (эмират)Йеменское Мутаваккилийское королевствоАрабское королевство СирияМесопотамия (мандатная территория)Администрация Западной АрменииПонт (республика)Британский мандат в Палестине

Османы
Турция

Столица — Анкара
Резиденция халифов — Стамбул

1923—1924

3 марта 1924 года был окончательно ликвидирован Османский халифат.
Упразднение Османского халифата в 1924 году положило конец непрерывной цепочке халифов. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить роль этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире.

Халиф-Абдул-Меджид II.Президент Турецкой республики — Мустафа Кемаль Ататюрк.

Непризнанные и самопровозглашённые халифаты

Название Столица Территория Предшествующиегосударства Последующиегосударства Халиф
Кордовский халифат Кордова 929—1031 Кордовский эмират Тайфа Омейяды
Идрисидский халифат

786—828: Тлемсен
828—985: Фес

786—985 Аббасидский халифат Идрисиды
Фатимидский халифат

909—969: Махдия
969—1171: Каир

909—1171 Аббасидский халифат

АйюбидыАльмохады

Фатимиды
Альмохадcкий халифат

1145—1147: Севилья
1147—1269: Марракеш

1121—1269 Фатимидский халифат Хафсидский халифат Альмохады
Хафсидский халифат 1229—1574 Альмохадcкий халифат Османская империя Хафсиды
Халифат Сокото

1804: Гуду
1804—1850: Сокото
1850: Бирнин-Конни
1851—1902: Сокото
1903: Бурми

1809—1903 Северная Нигерия и Камерун Протекторат Нигерия Халифы Сокото
Махдистский халифат 1881—1898 Египетский хедиват Англо-Египетский Судан Абдуллах ибн Мухаммад ат-Таиша
Хиджаз Мекка 1923—1924 Османская империя Неджд и Хиджаз Хусейн ибн Али аль-Хашими
Исламское государство Эр-Ракка (29.06.2014 — 16.06.2017)Меядин (16.06.2017 — 14.10.2017)Эль-Кайм (14.10.2017 — 26.10.2017)Абу-Кемаль (26.10.2017 — 4.11.2017)Рава (4.11.2017 — 17.11.2017)Хаджин (4.11.2017 — настоящее время) 2014 — ? Сирия, Афганистан, Йемен Часть территории Ливана (до 2017), Ливии (до 2016), Сирии (до 2019), Ирака (до 2017), Йемена, Cомали, Нигерии, Афганистана, Мозамбика, Мали, Нигера, Чада, Египта и Пакистана. Абу Ибрагим аль-Хашеми аль-Кураши

Арабский халифат: зарождение

Что это такое — халифат? Его предыстория восходит еще ко временам правления в арабском государстве пророка Мухаммада. После смерти Мухаммада в Аравии власть перешла в руки его сподвижников — халифов. Поэтому и объединенное государство арабов стало называться Арабским халифатом. Как же определяется дата создания Арабского халифата? Это достаточно долгий разговор.

Главной религией Арабского халифата был ислам, а халифы считались заместителями пророка. Целью ислама, а значит и халифата, было подчинение неверных. Именно для этого совершались арабскими войсками множественные захватнические походы в разные страны. Завоеванные территории арабы включали в состав своего государства, тем самым увеличивая владения халифата и его могущество. В течение нескольких лет в него вошли: Византия, Сирия, Иран, Палестина, Египет, средиземноморское побережье Африки, почти вся Испания, Средняя Азия, Индия и Китай. Покоренные христианские народы, видя схожесть ислама с иудаизмом и своей религией, легче принимали мусульманство, чем народы других вероисповеданий.

К VIII веку завоевательные походы арабского войска завершились. Закончилось и объединение нового гигантского государства — Арабского халифата. Дата создания Арабского халифата точно не определена, так как процесс формирования государства длился несколько столетий. А в соответствии с основной религией его можно назвать и исламским халифатом.

Почему звание ефрейтор в армии плохое и какие погоны

Ярослав Гашек устами своего бессмертного героя сказал, что «ефрейтор – это наказание роты». Данное негативное отношение сохранилось в российской армии к представителям данного звания до сих пор. Впрочем, было оно и в советские времена.

Звание «ефрейтор» – почему его многие считают не поощрением, а наказанием

Давайте проделаем небольшой исторический экскурс. Ефрейтор – это слово немецкого происхождения. Оно означает «освобожденный от нарядов». В российской армии впервые оно появилось при Петре I. После 1917 года в России данное звание было упразднено. Впрочем, тогда в армии отказывались от много, что, по мнению большевиков, напоминало о царском режиме. Восстановили его уже в 1940 году. Ефрейтором мог стать рядовой, демонстрировавший примерную воинскую дисциплину, и образцово выполнявший свои обязанности. С тех пор данное звание уже не упраздняли – оно до сих пор есть в ВС РФ. Также оно есть и в армиях многих других стран.

Ефрейтора еще называют старший солдат. По сути, данное звание находится между рядовым и младшим сержантом.

На погонах у ефрейтора – по одной поперечной лычке желтого цвета. В народе, кстати, их еще именуют «соплями». С советских времен подходы к присвоению этого звания не изменились. Им по-прежнему отмечают рядовых, показавших себя с самой лучшей стороны.

Почему же многие считают, что это звание позорное? Какого-то единого ответа на данный вопрос не существует. Можно назвать множество причин, по которым ефрейтор считается плохим званием. Среди них следует выделить:

  • дополнительные обязанности без каких-либо привилегий;
  • банальная зависть;
  • назначение на эту должность «любимчиков» командира.

Кстати, согласно одной из версий, столь плохое отношение к ефрейторам появилось в советской армии из-за того, что данное звание в свое время носил Адольф Гитлер. В принципе, некая логика здесь есть, но вряд ли бы только из-за этого такое отношение сохранилось бы до сих пор. Сами ефрейторы недолюбливают это звание из-за того, что спрос с них больше, чем с рядовых, тогда как дополнительных привилегий, по сути, нет. Нередко негативное отношение вызвано банальной завистью. Ведь ефрейтором становятся самые лучшие среди рядовых, проявившие себя дисциплинированными и умелыми солдатами. Соответственно, некоторые воспринимают их как выскочек.

Впрочем, бывают случаи, когда присвоение звания происходит не по справедливости, а по личностному фактору. Иными словами, командир при назначении выбирает своего «любимчика». Естественно, такой подход не нравится многим. Также нередко ефрейторы, несмотря на то, что они по большому счету являются теми же рядовыми, возвышают себя над сослуживцами, позволяя себе необоснованно командовать. Конечно же, такой подход никому не понравится.

Нередко это звание становится для военнослужащего «тупиковой ветвью карьерного роста». Младшими сержантами становятся далеко не все, и те, кому повыситься так и не удалось, серьезно расстраиваются, ведь усилия, по сути, пропали зря. Если же говорить в целом, то здесь можно констатировать одно – сколько людей, столько и мнений. Некоторые могут действительно искренне не любить ефрейторов в силу изложенных выше или каких-то иных причин. Другие же, наоборот, с уважением относятся к военнослужащим в данном звании, поскольку оно говорит о дисциплинированности бойца и о высоком уровне его боевой подготовки.

С этим читают

Арабский халифат: зарождение

Что это такое — халифат? Его предыстория восходит еще ко временам правления в арабском государстве пророка Мухаммада. После смерти Мухаммада в Аравии власть перешла в руки его сподвижников — халифов. Поэтому и объединенное государство арабов стало называться Арабским халифатом. Как же определяется дата создания Арабского халифата? Это достаточно долгий разговор.

Главной религией Арабского халифата был ислам, а халифы считались заместителями пророка. Целью ислама, а значит и халифата, было подчинение неверных. Именно для этого совершались арабскими войсками множественные захватнические походы в разные страны. Завоеванные территории арабы включали в состав своего государства, тем самым увеличивая владения халифата и его могущество. В течение нескольких лет в него вошли: Византия, Сирия, Иран, Палестина, Египет, средиземноморское побережье Африки, почти вся Испания, Средняя Азия, Индия и Китай. Покоренные христианские народы, видя схожесть ислама с иудаизмом и своей религией, легче принимали мусульманство, чем народы других вероисповеданий.

К VIII веку завоевательные походы арабского войска завершились. Закончилось и объединение нового гигантского государства — Арабского халифата. Дата создания Арабского халифата точно не определена, так как процесс формирования государства длился несколько столетий. А в соответствии с основной религией его можно назвать и исламским халифатом.

Переход от воинствующего сознания на мирное

Многие понимали, что действия правящей династии не соответствуют исламским канонам и нужно было предпринимать какие-то действия. На тот момент положение арабов на завоеванных территориях только усугублялось, так как им приходилось платить налоги, и большую часть времени они находились в постоянной боеготовности.

Важно!

Халифат, созданный для войны, не является халифатом, его главная задача создать лучшие условия жизни для людей, проповедующих ислам.

Арабский халифат – стал школой для воинов профессионалов. Их основной задачей и работой было завоевание других народов и покорение неверных. Также воинам запрещалось иметь свои земли и вести оседлый образ жизни, это полностью ограничивало их мышлением и в любом случае им приходилось кочевать с войском.

В последствие династия Омейядов исчезла и к власти пришли новые правители, которые решили выбрать мирный путь. Все запреты были сняты и исламский народ направили по мирному пути.

Нужно понимать, что халифат создается не для войны и поиска наживы, а как государство, которое сможет создать для своего народа лучшие условия жизни мирными инструментами. Именно это и пропагандировал Мухаммед, которые старался внушить своим пророкам правильные действия в отношение приближенных.

Читайте еще: Медсправка для водительских прав: как получить в 2019 году

Для большинства читателей простыми словами донести что это такое халифат очень трудно. Касаясь истории возникает множество спорных вопросов.

Мухаммад и новая религия

Постепенно язычество перестало устраивать арабов, и они стали пытаться создать новую религию.

В VI веке в городе Мекке жил Мухаммад, которому стал являться архангел Гавриил. Он передавал молодому человеку откровения Бога. Мухаммад передавал эти откровения жителям города и убеждал их оставить язычество и перейти в веру в единого Бога — Аллаха, и выполнять все его откровения, начав праведную жизнь и отрекшись от старой, раскаявшись в своих грехах. Но из всех горожан юношу поддержали только его друзья и родственники. Местные жители осудили его, обвинили в предательстве отеческой веры и хотели жестоко расправиться. Поддержку Мухаммаду оказал народ другого крупного города — Ясриба, где в то время общество раскололось на враждебные группировки. Новая вера давала им надежду на объединение. И он бежал в Ясриб, где смог примирить жителей. Жители Ясриба перешли в новую веру. Город был переименован в Медину, что означало просто «Город» или «Город Пророка».

Мухаммад несколько лет вел военные действия с Меккой и сумел покорить ее. Аль-Кааба осталась главной святыней арабов, но стала святым местом иной веры — ислама, а идолов возле нее Мухаммад уничтожил. Перед смертью он совершил хадж к аль-Каабе и приложился к черному камню.

Праведный халифат

После смерти пророка Мохаммеда государство, возникшее в результате объединения арабских племён, последовательно возглавляли четыре его ближайших соратника. Абу Бакр, Умар, Усман и Али стали первыми халифами в истории исламского мира. Они были избраны элитой мусульманской общины, в состав которой входили верующие, сопровождавшие пророка Мохаммеда на пути из Мекки в Медину. Первых четырёх властителей называют праведными халифами, поскольку считается, что они безупречно воплощали в своих словах и поступках принципы, изложенные в Коране. Важный нюанс заключается в том, что только один из них, Али, состоял в кровном родстве с пророком Мохаммедом. Расхождение во мнениях о том, насколько законным было избрание преемников, не принадлежавших к семейному клану основателя религии, привело к расколу исламского мира на две деноминации.

Untitled

Я правильно понимаю, что в абзаце про отношения с иноверцами имеется в виду отец Иоанн Дамаскин, а не отец Ионна Дамаскина?
—Simonf 03:42, 2 апреля 2006 (UTC)

Поскольку опора идёт на разные источники, настоятельно рекомендуется привести всё к единой форме. Что сразу бросается в глаза: наименование одного из праведных халифов то Умаром, то Омаром, при этом подразумевается одно и тоже лицо. Действительно, в разных русских источниках он называется по-разному. Омар — европеизованная форма, Умар — более правильная фонетически и русским более привычная, т.к. распространена среди отечественных мусульман. Конечно, обилие сокращений не очень радует, но правилами они разрешены, так что решение этого вопроса факультативно. —Усама ибн Саддам бен Ёрик 15:24, 10 марта 2007 (UTC)

«арабская гордость» — это что-то странное и малонаучное

В разделе Карты пройдя по ссылкам карт нет. —Чигинский Дмитрий 15:43, 1 мая 2008 (UTC)

К сожалению, статья на столь интересную тему написана крайне стилистически безгамотно. Отдельные выражения — на уровне школьного сочинения 7-го класса. «…погубила исламские страны Азии и в культурно-материальном, и в умственном отношении.» — это вообще перл. 79.175.41.242 06:13, 4 сентября 2009 (UTC)Scorpic

Совершенно отсутствуют причины распада , хотя помню со школы их было несколько 94.143.40.37 10:28, 13 октября 2011 (UTC)

Насколько я знаю, арабы захватили территории мегрелов и держали границы до реки Ингури на севере. Ни на одной из этих карт Мегрелия не обозначена, как арабская провинция.

Не до Ингури, а до Кодори. И удерживали почти 100 лет! А это нигде на картах не замечено!

«По своим размерам их империя, которая образовалась менее чем за сто лет, превзошла Римскую» — конечно! Завоевать пустыни куда легче чем заселенные земли и горы! В коэффициенте полезности эти пустыни не принесли никакой прибыли халифату. Так что слив! И да статья абсолютно безграмотна и очень медовая. Автору надо идти с такими статьями на Ислам.Ру — там такое сразу принимают

Анечка, Цыпа и змеюка подколодная

Ислам как фактор, объединивший арабов

Раздробленность и разделенность всех территорий, постоянные конфликты друг с другом привели к тому, что очень многие люди в Аравии в это время осознали необходимость объединения. Такое объединение было возможным на религиозной почве. С 570 по 632 год в городе Мекка жил человек, который получил имя Мухаммед (Рис. 1). Именно его называют основоположником не только арабской религии, но и арабской цивилизации. Таким образом, Мухаммед стал основоположником новой религии – ислама. Именно ислам в начале VII века разработал новую религиозно-философскую доктрину, опиравшуюся как на доисламские учения и традиции арабских племен, так и на христианские и иудейские традиции. Можно проследить взаимосвязь ислама и христианства: например, исламские тексты упоминают библейских пророков под арабизированными именами, считая их предшественниками ислама.

Рис. 1. Картина Н.К. Рериха «Пророк Магомет» ()

Именно такое синкретическое понимание религии стало залогом успеха ислама на территории западной Аравии, а затем и всего будущего арабского мира. Однако борьба между Мухаммедом и его видением религии и теми людьми, которые населяли в это время Аравию, не могла проходить мирным образом. Мухаммеду даже пришлось в 622 году бежать из своего родного города Мекки. Именно эта дата – 622 год – является моментом, с которого начинается отсчет истории исламской цивилизации и исламской культуры. Этот год также называется «хиджра», то есть «бегство», он стал точкой отсчета в исламском летоисчислении. Датируются события в исламском мире до сегодняшнего дня не по годам от рождества Христова, а по годам хиджры.

Из Мекки Мухаммед со своими сторонниками переехал в город Ясриб. Этот город стал называться Медина («город пророка»). Мекканцы поняли, что сторонники Мухаммеда, которые стекаются в Медину, вполне могли бы стекаться и в Мекку. В 630 году Мухаммед был приглашен обратно. Он вернулся в свой родной город, но настоял на том, чтобы именно ислам был признан официальной религией не только в Мекке, но и на тех территориях, на которые этот город распространял свое влияние. Именно в 630 году, когда Мухаммед возвращается в Мекку, начинается отсчет существования общего арабского государства. Это государство имело форму имамата (в одних руках сочеталась светская и религиозная власть). Имамат – это форма исламской теократии. После смерти Мухаммеда в 632 году к власти приходят его наследники или заместители – халифы. Первые четыре халифа, так называемые праведные халифы, правили в то время, когда арабский мир очень быстро расширяет свои границы. Халифы Абу Бакр, Оман Осман и Али, правившие до 661 года, внесли огромный вклад в распространение религии ислама на территории не только Азии и Северной Африки, но и на прилегающие территории Европы. Ислам оказался очень популярной религией благодаря тому, что исламское государство очень быстро набирало силу (Рис. 2).

Рис. 2. Первые халифы – Омар и Абу Бакр (Источник)

Росту популярности ислама не помешала даже гражданская война, которая началась в халифате в 650-е годы. Два последних праведных халифа (Осман и Али) были убиты во время междоусобиц в 656 и 661 годах. Все это не помешало расширять территорию Арабского государства. Под руководство Мекки и халифов перешла вся территория Аравии, а затем были завоеваны новые земли.

Завоевательные походы арабов в VII веке:

v 640 год – завоевание Палестины и Сирии,

v 642 год – завершение покорения Египта,

v 649 год – завоевание Карфагена,

v 651 год – распространение власти на территории современного Ирана (Рис. 3).

Рис. 3. Территории Арабского халифата (

)

Арабская культура.

Арабы усвоили знания и традиции поко­ренных народов, развили их на
основе ислама и арабского языка, который стал не только общегосударственным, но
и языком ли­тературы и науки.

При Омейядах
Дамаск был украшен роскошными дворцами и мечетями, наиболее знаменитой из
которых стала мечеть халифа Валида (мечеть Омейядов), перестроенная в 705 г. из
собора Свя­того Иоанна. Уже тогда мировую известность получили дамасские
ювелирные изделия и ткани. Но более всего Дамаск прославился сталью, из которой
изготовлялось оружие.

При дворе
халифов собирались ученые со всех концов спета. Их труды щедро вознаграждались
правителями. Были основаны шко­лы в Багдаде, Бассоре, Бухаре, Куфе, а также
обширные библио­теки в Александрии, Багдаде и Каире. Только в Испании арабы
основали 14 университетов и множество школ, пять публичных библиотек.

Bayt al-Hikma (в переводе с арабскогоозначает «Дом Мудрости»)

Благодаря
арабам в европейских языках появились слова «ал­гебра», «алкоголь», «азимут»,
«зенит» и др. В дальних походах вое­начальники были обязаны отмечать на картах
покоренные ими земли. Описания неведомых земель оставили и многие арабские
ученые-путешественники. Наибольших успехов арабы достигли в медицине. В
Багдаде, Испогани, Фирузабаде, Бухаре, Александ­рии и Кордове в VIII —IX вв.
ими были основаны медицинские школы. К числу наиболее знаменитых медиков
принадлежат Ахарун. описавший оспу, Авиценна, издавший «Канон врачебной на­уки»,
который на протяжении столетий являлся главным руко­водством арабских и
европейских врачей. Много трудов по медицине написал Аверроэс, В математике
арабы ввели употребление Шифр и десятеричную систему.

С древнейших
времен у арабов процветала поэзия. Они воспевали любовные приключения, военные
подвиги. Всемирную известность получили арабские сказки «Тысяча и одна ночь».

Багдад

Датой его основания считается 762 год, только назывался город тогда по-другому — Мадиной-эль-Мудаввара, что в переводе с арабского означает «город-круг». Это был город, в котором все улицы были расположены кругами. Построен он на западном берегу Тибра на землях Месопотамии по повелению халифа аль-Мансура. В следующем веке город поменял имя на Мадина-ас-Салам, что переводится как «город мира».

В XI веке город был окружен защитной стеной. Позже его обнесли еще двумя стенами высотой в 18 м. В стенах имелись башни высотой в 3 м и четверо ворот, из которых на данный момент остались в целости только одни (Баб аль-Вастани). Ворота соответствовали четырем дорогам, ведшим в столицу Арабского халифата — из Куфы, из Басры, из Хорасана и из Дамаска.

В центре исторической территории Багдада — в Круглом городе было две жемчужины арабской архитектуры — мечеть Джами аль-Мансур и дворец халифа Баб аз-Захаб. Еще одна удивительная архитектурная доминанта — новый халифский дворец на берегу Тибра — аль-Хульд.

В XIII веке Багдад был разграблен ордынцами и вошел в состав их государства.

Распад государства

Халифат при Харун ар-Рашиде (—)

Распад единого Арабского халифата, начавшийся ещё при последних Омейядах, при Аббасидах продолжился.

Назначенный в 755 году губернатором аль-Андалуса один из немногих выживших омейадов Абд ар-Рахман отложился и создал Кордовский эмират в следующем же, 776 году. В 777 году от халифата отложился Магриб, где имам ибадитов Абд ар-Рахман ибн Рустам основал государство Рустамидов. В период 784—789 годов Идрис ибн Абдуллах установил власть над берберскими племенами западной Ифрикиййи, основав на её месте одноимённый шиитский эмират. К 800 году представители рода Аглабидов установили свою власть над восточной частью Ифрикийи, признавая власть Багдада лишь формально.

Таким образом, за первые пол-века правления Аббасидов (до конца правления Харуна ар-Рашида) от Халифата отложилась вся западная (до Египта включительно) часть. Во внутренней борьбе за власть потомки ар-Рашида в 809—827 годах развязали Четвёртую фитну; используя гражданскую войну как повод, в 819 году от Халифата отложились Хорасан и Мавераннахр, где к власти пришли Саманиды, создавшие собственное государство. В 885 году от Халифата откололась Армения, восстановившая таким образом независимость. Разгоревшееся в начале 900-х годов в государстве Аглабидов движение исмаилитов привело не только к падению государств Ифрикиййи, но и переходу Египта в состав Фатимидского Халифата из Аббасидского. В разгар аббасидско-фатимидской войны, в 945 году, шиитская конфедерация Буидов фактически захватила власть в Ираке, признавая верховенство Аббасидов лишь номинально.

С началом вторжения огузов под предводительством Тогрул-бека Халифат утратил последовательно Хорезм и Иран. В 1055 году Аббасиды сами признали верховенство власти Сельджукидов, сохранив за собой лишь духовный авторитет и номинальную автономию в рамках государства Сельджукидов. После начала Крестовых походов и краха Сельджукской империи в 1127 году под властью Аббасидов осталось лишь ядро Халифата — собственно Багдад и его окрестности. С этого времени Аббасиды пользовались покровительством сначала Зангидов, после 1171 года — Айюбидов, а после 1251 года — правителей Мамлюкского султаната, сохраняя за собой лишь верховенство духовного авторитета. Последний халиф из рода Аббасидов был убит войсками Хулагу в 1258 году при штурме Багдада; выжившие аббасиды переселились в Мамлюкский султанат, где к 1368 году их род пресёкся окончательно.

Династия Аббасидов достигла относительного расцвета при халифах аль-Мансуре (Абу Джафар, Абдаллах аль-Мансур, ок. —), аль-Махди (—), Харун ар-Рашиде (—), аль-Мамуне (—). В правление Аббасидов изменился характер верховной власти — из предводителя мусульманской армии халиф превратился в главу всей мусульманской общины, где вероисповедание значило больше, чем этническая принадлежность. При Аббасидах многие неарабы заняли высокие посты в государстве, началось возрождение и расцвет национальных культур. Из-за усиления феодального гнёта имели место народные восстания, которыми руководили Бабек, Муканна и др.

Власть Буидов

В 945 году Багдад захватили дейлемские горцы армии Буидов (араб. Бувейхиды), шиитской династии, основанной в 920—930-е годы. К этому времени владения халифов включали лишь столицу и её окрестности. Основанным ими государством буидские «эмиры эмиров» управляли от имени халифа, имя которого по-прежнему чеканилось на монетах и поминалось в хутбе первым. В действительности Аббасиды были лишены светской власти, сохраняя лишь духовный авторитет. Теперь им пришлось обходиться без гвардии, пышного двора и родовых поместий, получая средства с одного поместья, переданного на правах икта.

Происхождение. Обоснование притязаний на власть

 История Саудовской Аравии
Домусульманская Аравия
Арабский халифат (VII—XIII века)
Праведный халифат (—)
Омейядский халифат (—)
Аббасидский халифат (—)
Османская Аравия (—)
Дирийский эмират (—)
Эмират Неджд (—)
Джебель-Шаммар (—)
Эмират Неджд и Хаса (—)
Объединение Саудовской Аравии
Королевство Хиджаз (—)
Эмират Асир (—)
Султанат Неджд (—)
Королевство Неджд и Хиджаз (—)
Королевство Саудовская Аравия (с )
Короли Саудовской АравииПортал «Саудовская Аравия»

Претендуя на верховную власть, Аббасиды аргументировали это тем, что Омейяды, хотя и происходили из племени курейш, к роду Пророка, то есть к Хашимитам, не принадлежали. Аббасиды же вели своё происхождение от дяди пророка Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба из мекканского рода Хашим. Последний приходился братом отцу Мухаммада, Абдаллаху, и отцу Али, Абу Талибу. Первоначально Аббасиды не играли значительной роли в государственных делах. Но по мере того, как в Халифате росло недовольство правящей династией Омейядов, значение этого рода возрастало. Вследствие своего близкого родства с Алидами Аббасиды могли рассчитывать в борьбе за власть на поддержку шиитов. Праправнуку Аббаса, Мухаммаду ибн Али ибн Абдалле, удалось в начале VIII века заручиться поддержкой нескольких шиитских кланов, которые признали его своим имамом. Ибн аль-Тиктак сообщает, что Мухаммад получил имамат от одного из шиитских имамов Абу Хашима Абдаллы, который, умирая, объявил его своим преемником.

Шииты

Эта деноминация объединяет верующих, которые признают четвёртого правителя Али и его потомков единственными легитимными наследниками духовной и светской власти. Отличительная черта учения шиитов заключается в том, что они отвергают идею избрания преемников пророка Мохаммеда. Что означает халифат в интерпретации приверженцев этого течения в исламе? По мнению шиитов, руководство общиной имеют право осуществлять только особые духовные лидеры из числа потомков Али, который был женат на одной из дочерей пророка Мохаммеда и являлся продолжателем его рода. Представители этой деноминации скептически относятся к правлению первых трёх халифов. Шииты считают, что избрание руководителя мусульманской общины является прерогативой Бога, а не совета, выражающего волю народа. По их мнению, особое положение потомков пророка Мохаммеда, дающее им исключительное право на духовную и политическую власть, предопределено свыше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector