Инженерные войска: новым задачам — новые кадры

Содержание:

Содержание

Содержание

История инженерных войск

Еще в древности было замечено, что даже простейшие полевые укрепления значительно увеличивают эффективность применения войск. А находясь в походе, иногда приходится прокладывать или ремонтировать дороги, разбирать завалы, строить мосты и переправы. Первоначально подобными инженерно-строительными работами занимались рабы или обычные пехотинцы, но позже для этого стали использовать специально подготовленные подразделения.

Оснащение современного сапера

«Землекопные» отряды появились еще в ассирийском войске (XI век до н. э.). Если говорить про античные времена, то наивысшего расцвета военно-инженерное дело достигло в Древней Греции и Риме. Инженеры были в каждом римском легионе. Саперы участвовали в штурмах крепостей, строили осадные башни и орудия, сооружали мосты, подводили подкопы под стены.

Аналогичные функции военные инженеры выполняли и в Средневековой Европе. Часто это было вольнонаемные специалисты, которые поступали на службу на определенный период. Все изменилось с появлением регулярных армий – примерно в конце XVII века в них стали появляться специальные инженерные подразделения.

Первопроходцами в этом деле стали французы. Благодаря им появилось и наиболее известное название военных инженеров – саперы (с фр. sapeur – подкапываться). Первое «официальное» саперное подразделение появилось во французской армии в 1672 году. Вскоре военные инженеры входили в состав каждой пехотной роты. Необычной была форма саперов – они носили кожаные фартуки и пышные окладистые бороды, что сильно отличало их от гладко выбритых военнослужащих других родов войск.

В XVIII столетии инженерные подразделения появились практически у всех европейских армий. Их бойцов называли по-разному: минерами, понтонерами, пешеходами, пионерами. Особенно красноречиво последнее название – они ясно показывает, что саперы всегда шли впереди основных сил армии, прокладывая им дорогу.

Французские саперы фактически спасли отступающую армию Наполеона в 1812 году, в кратчайшие сроки соорудив переправу через реку Березину.

Французские саперы фактически спасли армию Наполеона во время отступления из России

Масса и гравитация на Марсе

Литература

Необходимость создания сапёрных армий в первые месяцы войны

В ходе летне-осенней кампании 1941 года одной из главных задач инженерного обеспечения боевых действий советских войск было строительство войсковых и тыловых оборонительных рубежей, устройство различных заграждений.

Все эти рубежи создавались для того, чтобы задержать на них фашистские войска как можно дольше и выиграть время для подтягивания сил из глубины страны и создания резервов, которые можно было бы развернуть на важнейших направлениях.

Решение указанных выше задач инженерного обеспечения боевых действий наших войск в то время значительно осложнялось тем, что сапёрные батальоны многих стрелковых дивизий, инженерные батальоны ряда военных округов, военно-строительные управления и части, находившиеся на сооружении укреплённых районов на западной границе, попали под первый удар армии агрессора, понесли большие потери личного состава и техники и организованно отойти не смогли.

Строительством всех оборонительных рубежей руководило Главное военно-инженерное управление (ГВИУ) Народного комиссариата обороны Союза ССР (НКО).

В прифронтовой полосе их возводили армейские и фронтовые управления военно-полевого строительства (преобразованные из управлений Начальника строительства) силами входивших в их состав военно-строительных батальонов.

Сооружение тыловых рубежей стратегического значения было возложено на Главное управление гидротехнических работ (Главгидрострой) НКВД, которое решением ГКО от 11 августа 1941 года реорганизовали в Главное управление оборонительных работ (ГУОБР) НКВД с подчиненными ему управлениями оборонительных работ.

В это же время решается вопрос о строительстве оборонительных рубежей в глубоком стратегическом тылу страны для прикрытия важнейших стратегических районов, экономических и административных центров.

Примечания

Структура

Общее руководство учебным заведением осуществляет начальник училища. С 2013 года эту должность занимает генерал-майор Евмененко Дмитрий Феликсович. Эффективную работу обеспечивают четыре заместителя и два помощника начальника училища.

Организационная структура ТВВИКУ:

  • пять батальонов, включающих девять рот;
  • факультет переподготовки;
  • специальный факультет;
  • девять кафедр;
  • шесть отделов и отделений;
  • девять служб;
  • батальон обеспечения;
  • отдельная учебная рота среднего профессионального образования.

Структура Тюменского военно-инженерного училища Училище готовит специалистов:

  • четырёх военных специальностей высшего образования;
  • двух – среднего профессионального образования.

Курсанты осваивают основные направления применения инженерных войск:

  • транспорт;
  • электрообеспечение и теплоснабжение;
  • радиотехника;
  • строительство.

Практические занятия курсантов в ТВВИКУ

Какого числа отмечают День инженерных войск

Дата празднования установлена в современной России в 1996 году. Указом президента День инженерных войск отмечают ежегодно 21 января. Выбран день неслучайно: более 300 лет назад, в далеком 1701 году, великий реформатор Петр I подписал указ об основании Школы пушкарского приказа в Москве.

Необходимость создания собственного российского учебного заведения, где бы готовили специалистов инженерных войск, назревала давно. Сам Петр I был вынужден неоднократно обращаться к зарубежным специалистам при решении вопросов о строительстве фортификационных сооружений или обеспечении войск инженерными приспособлениями.

Основанием собственного учебного заведения Петр I намеревался решить проблему и во многом преуспел. Всего через год в рядах армии было создано первое минерное подразделение, а через 10 лет учебное заведение разрослось настолько, что объединило Московскую и Санкт-Петербургскую высшие школы и стало кузницей высшего офицерского состава инженерных войск.

Картина Поля Делароша «Петр Великий» &nbsp/&nbsp

Виды регистраторов в зависимости от целей применения

Эксплуатационный бортовой самописец применяется во время обычных плановых полетов для получения объективной информации о состоянии эксплуатируемого летательного аппарата, а также для независимой оценки работы членов экипажа. Самописец такого типа не защищен от воздействия окружающей среды при катастрофе.

Аварийный бортовой самописец — как раз тот механизм, о котором все твердят при крушении самолета. Перед эксплуатацией проводят тест, показывающий, насколько устройство устойчиво к воздействию критических условий. Бортовые самописцы упавших самолетов должны быть способны:

  • находиться в авиационном топливе 24 часа;
  • 60 минут гореть в огне (1100 °С);
  • находиться на дне океана (6000 м) в течение месяца;
  • выдержать статистическую перегрузку по каждой оси в 2168 кг.

После проведения тщательной проверки бортовой самописец допускается к установке в самолет.

Испытательный регистратор применятся для оценки работы летательного аппарата. Используется при проведении пробных испытательных полетов с целью выявить возможные недостатки конструкции. Во время пассажирских перелетов не применяется.

Федеральный период

Для чего нужны саперы

Инженерные войска – род войск, выполняющий задачи по инженерному обеспечению театра военных действий. Данное понятие является весьма широким, в него входит:

  • проведение инженерной разведки;
  • оборудование позиций, укрытий, пунктов управления;
  • создание на поле боя инженерных заграждений;
  • закладка мин и фугасов (в том числе и ядерных);
  • проделывание проходов в заграждения противника, обезвреживание вражеских взрывных устройств;
  • разрушение укреплений неприятеля;
  • прокладка линий коммуникации;
  • маскировка войск;
  • строительство мостов, переправ, прокладка и ремонт дорог.

Как видно из этого списка, саперы не имеют никакого отношения к строительным войскам. Эта воинская специальность требует высочайшего уровня подготовки, разнообразных знаний и умений, отличного обращения со сложной техникой. Ну а для работы со взрывными устройствами необходим особый склад психики – ибо подобные «игрушки» ошибок действительно не прощают.

С чего начать?

В новообразованном СССР на 1 сентября 1923 г. в состав инженерных частей Красной Армии входило 39 автоотрядов стрелковых дивизий, 27 автогрузоотрядов, а также Петроградский автотранспортный батальон (4 отряда) и учебная автомотобригада. Разумеется, все эти подразделения были укомплектованы автомобилями и мотоциклами иностранного производства, так фактически речь идёт об автомобильных войсках, однако вплоть до начала 1930-х вся колёсная техника находилась в ведении военных инженеров.

В ранних опытах использования отечественных автомобилей для инженерных нужд успели поучаствовать АМО Ф-15. На шасси этого грузовика существовала модификация (по меньшей мере в единственном экземпляре) «Прожекторный автомобиль Ф-15 с установленным на платформе прожектором 015-2». Этот автомобиль не являлся новинкой; установленные на грузовые платформы прожектора обеспечения зенитного огня, получающие электроэнергию от генератора, установленного на той же машине и приводимого в действие автомобильным двигателем, использовались ещё в царской армии.

В силу специфики задач, решаемых инженерными частями, куда более востребованной на рубеже двадцатых–тридцатых годов оказалась гусеничная техника – тракторы и танки. Первые использовали для буксировки тяжёлых грузов (от пушек до понтонов) и прокладки дорог, вторые оснащали тралами для разминирования. В войсковые соединения к 1930-м начали поступать мотобуры, пилорамы, катера, скреперы, грейдеры (в т. ч. на конной тяге).

Древнерусский период

Развитие русского военного зодчества относится к IX — первой половине X века. Летописи доносят до нас сведения о строительстве городов, об их осаде и обороне. Само слово город в древнерусском языке обозначало не город в социально-экономическом значении, как мы его понимаем сейчас, а укреплённое, подготовленное к обороне украиное поселение, крепость, замок. Более того, до XVII века слово это часто относили к укреплениям, обозначая этим термином оборонительные стены. В конце XII века процесс дробления феодальной Руси на множество княжеств привёл к строительству крепостей и сооружений самых различных типов практически на всей территории. О высоком уровне русского военно-инженерного искусства того времени свидетельствует как умелое строительство укреплений, так и совершенствование инженерных мероприятий при обеспечении наступательных действий войск. В 1242 году русские разгромили немцев на льду Чудского озера. Русские войска умело использовали при этом как долговременные оборонительные сооружения, так и полевые укрепления, выполненные с учётом особенностей местности. Другим примером является взятие Казани в 1552 году Иваном IV. Иван Грозный решил построить на берегу реки Свияги при впадении её в Волгу в 25 км от Казани крепость Свияжск. Заготовка деревянных деталей велась на Волге в районе Углича. Потом они были доставлены по воде к устью Свияги, где из них впервые в истории строительства за 28 дней была построена крепость-город, сыгравшая важную роль опорной базы при осаде Казани.

Первые сведения о воинах-строителях на Руси, которые донесла до нас летопись, относятся к 1016 году. Указывалось, что это были строители, находившиеся на военной службе и имевшие обширные познания в военном искусстве и особенно в искусстве обороны. В отличие от рабочих, строивших различные городские сооружения и называвшихся дереводелами и плотниками, военных строителей называли городовиками и мостовиками (Колесник А. Н. 1985), позже Розмыслы. Со второй половины XV века в России был создан единый орган руководства военно-строительными работами в лице инженерной части Пушкарского приказа, которая стала разрабатывать чертежи и руководить строительством оборонительных сооружений.

Первым из дошедших до нас русским воинским уставом, обобщившим военно-инженерный опыт, является «Устав ратных и пушечных дел, касающихся до воинской науки». Его составил в начале XVII века воевода боярин Анисим Михайлов.

Российская империя

Древнерусский период

Развитие русского военного зодчества относится к IX — первой половине X века. Летописи доносят до нас сведения о строительстве городов, об их осаде и обороне. Само слово город в древнерусском языке обозначало не город в социально-экономическом значении, как мы его понимаем сейчас, а укреплённое, подготовленное к обороне украиное поселение, крепость, замок. Более того, до XVII века слово это часто относили к укреплениям, обозначая этим термином оборонительные стены. В конце XII века процесс дробления феодальной Руси на множество княжеств привёл к строительству крепостей и сооружений самых различных типов практически на всей территории. О высоком уровне русского военно-инженерного искусства того времени свидетельствует как умелое строительство укреплений, так и совершенствование инженерных мероприятий при обеспечении наступательных действий войск. В 1242 году русские разгромили немцев на льду Чудского озера. Русские войска умело использовали при этом как долговременные оборонительные сооружения, так и полевые укрепления, выполненные с учётом особенностей местности. Другим примером является взятие Казани в 1552 году Иваном IV. Иван Грозный решил построить на берегу реки Свияги при впадении её в Волгу в 25 км от Казани крепость Свияжск. Заготовка деревянных деталей велась на Волге в районе Углича. Потом они были доставлены по воде к устью Свияги, где из них впервые в истории строительства за 28 дней была построена крепость-город, сыгравшая важную роль опорной базы при осаде Казани.

Первые сведения о воинах-строителях на Руси, которые донесла до нас летопись, относятся к 1016 году. Указывалось, что это были строители, находившиеся на военной службе и имевшие обширные познания в военном искусстве и особенно в искусстве обороны. В отличие от рабочих, строивших различные городские сооружения и называвшихся дереводелами и плотниками, военных строителей называли городовиками и мостовиками (Колесник А. Н. 1985), позже Розмыслы. Со второй половины XV века в России был создан единый орган руководства военно-строительными работами в лице инженерной части Пушкарского приказа, которая стала разрабатывать чертежи и руководить строительством оборонительных сооружений.

Первым из дошедших до нас русским воинским уставом, обобщившим военно-инженерный опыт, является «Устав ратных и пушечных дел, касающихся до воинской науки». Его составил в начале XVII века воевода боярин Анисим Михайлов.

Специфика проведения работ

Наверное, всем известно высказывание: «Сапер ошибается один раз». Появление его связано с чрезвычайно высокой опасностью проведения работ по обезвреживанию боеприпасов и разминированию территории. Известна и другая фраза – «Сапер ошибается дважды, и первый раз – когда становится сапером». Действительно, не каждый человек сможет достойно нести столь трудную и опасную для жизни миссию.
Каждый год от мин, снарядов и бомб погибает порядка 25 тысяч человек. Каждый сапер должен обладать знаниями более 700 типов мин, а также знать основные виды боеприпасов, применяемых во всех армиях мира. Так, например, во время проведения разминирования в Югославии российские саперы имели дело в основном с так называемыми суббоеприпасами английской Mk1 и американскими BLU 97B/B и A/B. Такие виды миноподобных объектов считаются даже более опасными, чем сами стандартные мины, поскольку детонатор, используемый с их конструкции, имеет способность вырабатывать ток для срабатывания детонатора даже через длительный период пребывания в земле.

В конце 2011 года российские саперы завершили работы по разминированию сербской территории, на которой должна пройти часть газопровода «Южный поток». За весь период работ военным удалось обезвредить свыше полторы тысячи взрывоопасных предметов, в том числе и авиационные бомбы, минометные и противопехотные мины, артиллерийские снаряды. Работы проводились, в основном, недалеко от города Парачин. Здесь удалось обнаружить около 400 взрывоопасных предметов, которые появились в разное время – начиная с Первой мировой войны и заканчивая 1999 годом, когда натовские войска проводили бомбардировке сербские территории.

Сила тяжести

Подготовка военных инженеров

Подготовку офицерских кадров ведут Общевойсковая академия ВС РФ (Москва) и ее филиал — Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала А.И. Прошлякова. Младших специалистов готовит 187-й Псковский ордена Красной Звезды и 210-й Гвардейский Ковельский Краснознаменный межвидовые региональные учебные центры (последний расположен в Нижегородской области).

Российских специалистов по разминированию готовит 66-й Межведомственный методический учебный центр. В августе 2014 года для иностранцев было образовано специальное подразделение — Международный противоминный центр (МПЦ) ВС РФ в подмосковном Нахабине. Военнослужащие центра участвуют в операциях по гуманитарному разминированию за пределами страны.

В январе этого года Восточный военный округ начал формирование и подготовку сводных противопаводковых групп, которые весной будут помогать защищать населенные пункты Дальневосточного федерального округа.

Состав и структура поверхности и атмосферы Марса

Состав атмосферы Марса 

Атмосфера Марса примерно в 100 раз тоньше земной. По данным НАСА, она состоит из 95,32 % углекислого газа, 2,7 % азота, на 1,6 % аргона, 0,13 % кислорода, 0,08 % окиси углерода, а также незначительного количества воды, азота, неона, тяжелого водорода, криптона и ксенона.

Магнитное поле Марса 

В настоящее время на Марсе нет глобального планетарного магнитного поля, но есть локальные участки поверхности, где магнитное поле не уступает, а то и превосходит земное. Эти “островки” – остатки древнего планетарного магнитного поля, существовавшего 4,5-3,5 млрд. лет назад..

Химический состав недр Марса 

Марс, скорее всего, имеет твердое ядро, состоящее из железа, никеля и серы. Мантия Марса по составу похожа на земную и включает различные соединения кремния, кислорода, железа и магния. Кора планеты представлена вулканическими базальтовыми породами, которые также широко распространены в земной и лунной коре. Впрочем, состав земной и марсианской коры не идентичен – если на Марсе основной элемент коры – базальт, то на Земле это кремнезем.

Древнерусский период

Известные деятели инженерных войск

В инженерные войска России были включены многие известные деятели, композиторы, полководцы, ученые и изобретатели. В их число вошли фельдмаршал Кутузов, маршал Огарков, маршалы инженерных войск Шестипалов, Прошляков, Аганов, Воробьев, Харченко и много других. Героями России были названы очень многие инженерные военные, и этот показатель является очень высоким.

В 2002 году Даниил Московский был объявлен покровителем Небесных инженерных войск. Это событие говорило о том, что преданная работа инженерных войск нашла понимание и в православной церкви.

21 января, День инженерных войск, помимо Российской Федерации отмечается также и в Белоруссии.

Начальники инженерных войск ВС СССР и ВС РФ

Вариант петличный эмблемы (знака различия по функциональному предназначению) Инженерных войск Вооружённых Сил Российской Федерации, существовавший в период после отмены экспериментальных знаков образца 1998 года, и до принятия текущего петличного знака.

  • 1941—1942 — Котляр Л. З. — генерал-майор;
  • 1942—1952 — Воробьёв М. П. — генерал-майор инженерных войск (до 1943), генерал-лейтенант инженерных войск (до 1943), генерал-полковник инженерных войск (до 1944), маршал инженерных войск;
  • 1952—1965 — Прошляков А. И. — генерал-полковник инженерных войск (до 1961), маршал инженерных войск;
  • 1965—1975 — Харченко В. К. — генерал-лейтенант инженерных войск (до 1966), генерал-полковник инженерных войск (до 1972), маршал инженерных войск;
  • 1975—1987 — Аганов С. Х. — генерал-полковник инженерных войск (до 1980), маршал инженерных войск;
  • 1987—1999 — Кузнецов В. П. — генерал-полковник;
  • 1999—2008 — Сердцев Н. И. — генерал-полковник;
  • 2008—2009 — Балховитин Ю. П. — генерал-лейтенант;
  • 2009—2010 — Прокопчик В. А. — временно исполняющий обязанности (ВрИО) начальника, полковник;
  • июль 2010 — н. в. — Юрий Ставицкий , принял командование в звании генерал-майор, в настоящее время — генерал-лейтенант

Профессиональный праздник

Сегодня День инженерных войск — это праздник спецподразделений, которые задействованы в выполнении сложных технических задач при подготовке боевых действий и в мирное время. На войне они задействованы в разведке, расчете и строительстве укрытий и окопов, обустройстве сооружений для расположения войск, заграждений. Военнослужащие выполняют опасные взрывные работы и не менее опасные мероприятия по разминированию. При их непосредственном участии осуществляется подготовка путей, по которым планируется прохождение войск, создание переправ, строительство мостов.

wikipedia.org &nbsp/&nbspЕвгений Кель (Yevgeny Kel) / CC BY-SA 4.0

В мирное время спецподразделения принимают участие в общественно-значимых мероприятиях. Кроме своей основной задачи — очищения территорий от взрывоопасных предметов, — участвуют в ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, аварий. Высококлассных специалистов привлекают для сохранения гидротехнических сооружений во время массового схода льдов, расчистки русел рек при масштабных обвалах, для предупреждения природных и техногенных катастроф. Российские военнослужащие участвуют в операциях за рубежом: в 2016-2018 годах подразделения были задействованы при разминировании сирийских городов.

Безусловно, для такого спектра задач нужны специалисты с соответствующей квалификацией. Военнослужащих «широкого профиля» в российской армии нет. В структуре ИВ действуют специализированные части и подразделения: штурмовые, разведывательные, саперные, отвечающие за маскировку и переправу, за устройство заграждений и полевого водоснабжения. Обучение российские военные проходят на базе специализированных учебных заведений, в нашей стране таких три: Военный институт Общевойсковой академии ВС, Тюменское высшее училище маршала А. И. Прошлякова и Военный инженерно-технический университет.

wikipedia.org &nbsp/&nbspMinistry of Defence of the Russian Federation / CC BY-SA 4.0

Советский период

Оборонительные рубежи, возводимые сапёрными армиями

Стратегические тыловые оборонительные рубежи представляли собой систему подготовленных в фортификационном отношении батальонных районов обороны и ротных опорных пунктов, создаваемых на основных направлениях вероятного продвижения противника и на оборонительных обводах вокруг крупных городов.

Первоначально на ряде участков, в том числе в Сталинградском, Северо-Кавказском и Приволжском военных округах, эти рубежи возводились сплошными.

27 декабря 1941 года ГКО принял постановление № 1068сс «О сокращении строительства оборонительных рубежей».

Сокращение строительства рубежей было вызвано необходимостью обеспечения рабочей силой и транспортом молотьбы и вывозки хлебов, а также в связи с изменившейся обстановкой на фронте.

В соответствии с этим постановлением ГКО Генеральный штаб РККА дал указания частично перейти к возведению отдельных опорных узлов обороны на основных направлениях.

Формирование

Сапёрные армии были сформированы по постановлению ГКО от 13 октября 1941 года . Вначале они подчинялись Главному управлению оборонительного строительства при НКО , а с конца ноября 1941 года — начальнику инженерных войск РККА.

Сапёрные бригады обеспечивались оружием в соответствии с постановлением ГКО от 13 октября 1941 года лишь на 5 процентов от положенного по табелю к штату.

В ноябре 1941 года в 24-й сапёрной бригаде имелись всего один ручной пулемёт и 18 винтовок (в том числе 11 чешских и три японские). Их не хватало даже для несения караульной службы и часовые передавали оружие очередной смене прямо на постах .

В декабре 1941 года в 18-й сапёрной бригаде было два пулемёта и 130 винтовок, в 29-й сапёрной бригаде — 59 винтовок и 13 револьверов , в 30-й сапёрной бригаде — 89 винтовок и 11 револьверов.

Аналогичное положение с оружием было и в других бригадах .

Примечания

  1. . Эхо Москвы (13 июля 2019). Дата обращения: 12 ноября 2020.
  2.  (недоступная ссылка). Геральдика Вооружённых Сил Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации. — Mil.ru. Дата обращения: 24 сентября 2017.
  3. . Сайт «Ведомственная геральдика». Дата обращения: 24 сентября 2017.
  4. . Военная геральдика. Министерство обороны Российской Федерации. — Mil.ru. Дата обращения: 24 сентября 2017.
  5. . Призыв (31.01.2020). Дата обращения: 23 января 2021.
  6. ↑ . Milkavkaz (22 Mar 2016). Дата обращения: 3 мая 2017.
  7. ↑ . Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ (02.04.2017). Дата обращения: 3 апреля 2017.
  8. Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ. (10.03.2017). Дата обращения: 11 марта 2017.
  9. ↑ . Международный противоминный центр (18.04.2017). Дата обращения: 19 июля 2017.
  10. . Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ (27.03.2017). Дата обращения: 29 марта 2017.
  11. Пресс-служба Центрального военного округа. (28.01.2013). Дата обращения: 11 марта 2017.
  12. Пресс-служба Южного военного округа. (27.06.2014). Дата обращения: 11 марта 2017.
  13. Пресс-служба Южного военного округа. (26.09.2014). Дата обращения: 11 марта 2017.
  14. Пресс-служба Западного военного округа. (28.01.2015). Дата обращения: 11 марта 2017.
  15. Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации. (10.01.2016). Дата обращения: 11 марта 2017.
  16. Пресс-служба Западного военного округа. (26.06.2015). Дата обращения: 11 марта 2017.

Как пройдет День инженерных войск в 2021 году

Выходным в нашей стране праздничный день не стал, указом президента он отнесен к памятным датам, поэтому поздравления российские военнослужащие принимают на работе — при исполнении. Торжественных мероприятий не проводят, но традиционно подводят итоги службы. В интервью журналистам рассказывают о достижениях и оснащении войск, которые ежегодно принимают на вооружение новую современную технику.

Среди российских воинских подразделений ИВ — одни из самых технически оснащенных. Новейшая техника: мостоукладчики, бронированные машины разминирования, путепрокладчики и другое уникальное оборудование разрабатывается отечественными инженерами и направляется для использования полками инженерных войск. На сегодняшний день на вооружении находится более 800 наименований технических средств, которые позволяют российским военнослужащим эффективно выполнять задачи в мирное время и сохранять готовность к военным угрозам.

Конные пионеры, телеграфисты, железнодорожники и военные голуби

Авторитет шефа был столь велик, что Сапёрный батальон в дни мятежа декабристов оказался среди самых надёжных частей. Тогда военных инженеров использовали не по назначению — для охраны Зимнего дворца.

При Николае I сапёров опять реформировали: в 1844 году разнообразные наименования отменили и все инженерные части стали именоваться сапёрами.

В 1870 году чёрно-красный мундир надели и солдаты телеграфных частей, отвечавшие за военную связь. Ещё в 1851 году развитие железных дорог привело к появлению новой инженерной специальности — военных железнодорожников. В состав инженерных войск они вошли в том же 1870-м, что и телеграфисты. В каждом железнодорожном батальоне имелись две строительные и две эксплуатационные роты. Главная задача строителей — возведение и ремонт железнодорожных путей. А к эксплуатанционщикам относились машинисты паровозов и техники по обслуживанию оборудования.

Сапёрный батальон, 1862 год

С конца XIX века в числе военных инженеров побывали и такие экзотические войска, как военно-голубиные станции, учреждённые в 1887 году для оперативной связи в пограничных крепостях. На каждой станции, в зависимости от её размера,проходили службу» от 250 до 1000 почтовых голубей.

Военные инженеры по сей день состоят на службе всех армий мира. Кое-где они сохранили свои исторические наименования и отличия, как, например, знаменитые сапёры Иностранного легиона Франции. Кое-где прошли через многочисленные реформы, став частью технических и вспомогательных родов войск. Но везде они с гордостью хранят традиции, идущие от первых сапёров XVII века, которые под пушечным и ружейным огнём прокладывали путь армии своими большими топорами.

Ссылки

Примечания

Ссылки

Литература

Оборонительные рубежи, возводимые сапёрными армиями

Стратегические тыловые оборонительные рубежи представляли собой систему подготовленных в фортификационном отношении батальонных районов обороны и ротных опорных пунктов, создаваемых на основных направлениях вероятного продвижения противника и на оборонительных обводах вокруг крупных городов.

Первоначально на ряде участков, в том числе в Сталинградском, Северо-Кавказском и Приволжском военных округах, эти рубежи возводились сплошными.

27 декабря 1941 года ГКО принял постановление № 1068сс «О сокращении строительства оборонительных рубежей».

Сокращение строительства рубежей было вызвано необходимостью обеспечения рабочей силой и транспортом молотьбы и вывозки хлебов, а также в связи с изменившейся обстановкой на фронте.

В соответствии с этим постановлением ГКО Генеральный штаб РККА дал указания частично перейти к возведению отдельных опорных узлов обороны на основных направлениях.

Условия труда в сапёрных армиях

Для работавших на рубежах сапёрных батальонов был установлен 12-часовой рабочий день, в том числе два часа выделялось на боевую подготовку.

Фактически работали по 12 — 14 часов в сутки, и времени на боевую подготовку не оставалось.

Следует отметить серьёзные трудности в обеспечении сапёрных бригад положенным имуществом. Так, личный состав 9-й сапёрной бригады 4-й сапёрной армии в ноябре — декабре 1941 года выходил на строительство оборонительных рубежей в лаптях, приобретённых командованием бригады, поскольку в частях не было обуви.

В дальнейшем в батальонах было налажено производство лаптей, чем было занято 10 процентов личного состава.

Не хватало шанцевого инструмента, почти не было средств механизации строительных работ.

28 ноября 1941 года был издан приказ Ставки Верховного Главнокомандования № 0450 «О недооценке инженерной службы и неправильном использовании инженерных войск и средств», в котором предусматривался ряд мер по совершенствованию организации инженерной службы в Красной Армии и улучшению применения инженерных частей. В том числе была введена должность начальника Инженерных войск Красной Армии (вместо начальника ГВИУ КА).

С этой целью в каждой сапёрной бригаде увеличили количество учебных батальонов до 90. Они комплектовались наиболее подготовленными во всех отношениях командным и рядовым составом. Эти батальоны были освобождены от работы на оборонительных рубежах, организована боевая подготовка по 200-часовой учебной программе (с 10-часовым учебным днём).

Главное внимание обращалось на обучение воинов минированию, разминированию, подрывным работам, а также их инженерно-тактической подготовке. Часть учебных батальонов готовилась по профилю понтонно-мостовых и дорожно-мостовых частей.. После прохождения курса боевой подготовки эти батальоны направлялись на фронт как сапёрные или переформированные в минно-сапёрные, минно-подрывные, инженерные, дорожно-мостовые и понтонно-мостовые батальоны армейского и фронтового подчинения.

После прохождения курса боевой подготовки эти батальоны направлялись на фронт как сапёрные или переформированные в минно-сапёрные, минно-подрывные, инженерные, дорожно-мостовые и понтонно-мостовые батальоны армейского и фронтового подчинения.

Празднование 21 января

День инженерных войск в России отмечается 21 января. Начался этот праздник отмечаться с того момента, как Президент Российской Федерации вынес указ в 1996 году. Глава страны выделил этот день за внесенный неоценимый вклад Российской армии в оборонный потенциал страны. В том же году Министр обороны страны вынес указ отмечать 21 января каждый год как день инженерных войск России.

Эта дата запомнится всем жителям благодаря тому, что по Указу Петра Великого в Москве была создана специальная школа 21 января 1701 года. Поначалу в школе готовили к службе военных инженеров, но уже через год все выпускники вошли в состав российской армии.

Образовательная политика ВИТУ

Однако с образованием нового ВУЗа история слияний и поглощений не закончилась. В 1998 году к университету было присоединено военное училище, расположенное в Тольятти. Благодаря этому слиянию волжский филиал получил доступ к образовательным программам и преподавательскому составу ВИТУ. После этого слияния в Тольятти начали готовить командный состав, военных инженеров, а также специалистов по специальностям «Пожарная безопасность» и «Городское строительство и хозяйство».

Однако союз двух учреждений продержался недолго, и уже в 2004 году каждое из них вновь стало самостоятельным. В то же время продолжается реорганизация штатного расписания, а в образовательную программу вносятся существенные изменения. Например, с 2009 года вуз прекратил готовить специалистов по специальности «гражданское строительство».

В своем современном юридическом состоянии ВИТУ (Военный инженерно-технический университет в СПб) является дочерним учреждением Академии имени А. В. Хрулева.

Сильные духом и телом

Ставка не только оперативно управляла боевыми действиями, но и вела аналитическую работу. Командование отметило, что воюющие инженерные войска, в силу своей специфики, являлись грозной силой. К примеру, знаменитый «Дом Павлова» в Сталинграде 56 суток защищали 18 саперов, которыми командовал сержант Яков Павлов. Командующего 6-й немецкой армией фельдмаршала фон Паулюса тоже пленили саперы 329-го инженерного батальона и бойцы мотострелковой дивизии.

30 мая 1943 года было завершено формирование первых 15-ти штурмовых инженерно-саперных бригад, которым ставилась задача прорыва немецких укрепрайонов. Бойцами этих подразделений становились физически сильные молодые мужчины, в возрасте до сорока лет, хорошо разбирающиеся в технике. В основном эти части формировались на базе уже воюющих саперных батальонов, хорошо показавших себя в боях. В августе 1943 года штурмовые инженерно-саперные бригады прибыли на фронт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector