Канцлер фрг

Подконтрольные органы президента Германии

В соответствии с Основным Законом, статус федерального президента Германии не позволяет пребывать ему ни в одном федеральном правительстве, ни в каких законодательных корпорациях каких-либо земель. Кроме того, федеральные президенты не могут занимать какие-либо другие оплачиваемые должности, работать по своим специальностям, находиться в руководящем составе или наблюдательном совете компаний, которые имеют цель приобретение прибыли. Таким образом, в отличие от большинства президентов, которые издают указы, выдают распоряжения президента, роль федерального президента Германии ограничивается представительскими функциями.

Г

  • Зигмар Габриэль, СДПГ

    • 2005—2009 окружающая среда, охрана природы, строительство и безопасность ядерных реакторов
    • 2013—2017 экономика и энергетика
    • 2013—2018 вице-канцлер
    • 2017—2018 Министр иностранных дел
  • Ганс-Дитрих Геншер, СвДП

    • 1969—1974 министерство внутренних дел
    • 1974—1992 вице-канцлер
    • 1974—1992 Министр иностранных дел
  • Михаэль Глос, ХСС

    2005—2009 экономика и энергетика

  • Иоганн Баптист Градль, ХДС

    • 1965—1966 министерство по делам перемещённых лиц, беженцев и жертв войны
    • 1966 внутригерманские отношения
  • Карл-Теодор цу Гуттенберг, ХСС

    • 2009 экономика и энергетика
    • 2009—2011 оборона
  • Курт Гшайдле, СДПГ

    • 1974—1982 почта и телекоммуникации
    • 1974—1980 транспорт и цифровая инфраструктура

Б

  • Зигфрид Бальке, ХСС

    • 1953—1956 почта и телекоммуникации
    • 1956—1962 атомная энергетика
  • Мартин Бангеман, СвДП

    1984—1988 экономика и энергетика

  • Даниэль Бар, СвДП

    2011—2013 здравоохранение

  • Эгон Бар, СДПГ

    • 1972—1974 министр по особым поручениям
    • 1974—1976 экономическое сотрудничество и развитие
  • Райнер Барцель, ХДС

    1962—1963 и 1983—1984 внутригерманские отношения

  • Герхарт Баум, СвДП

    (1978—1982 министерство внутренних дел

  • Эрнст Бенда, ХДС

    1968—1969 министерство внутренних дел

  • Сабина Бергман-Поль, ХДС

    1990—1991 министр по особым поручениям

  • Вольфганг Бёч, ХСС

    1993—1997 почта и телекоммуникации

  • Теодор Бланк, ХДС

    • 1955—1956 оборона
    • 1957—1965 министерство труда и социальных вопросов
  • Норберт Блюм, ХДС

    1982—1998 министерство труда и социальных вопросов

  • Курт Бодевиг, СДПГ

    2000—2002 транспорт и цифровая инфраструктура

  • Йохен Борхерт, ХДС

    1993—1998 продовольствие и сельское хозяйство

  • Вилли Брандт, СДПГ

    • 1966—1969 вице-канцлер
    • 1966—1969 Министр иностранных дел
    • 1969—1974 Федеральный канцлер
  • Генрих фон Брентано, ХДС

    1955—1961 Министр иностранных дел

  • Райнер Брюдерле, СвДП

    2009—2011 экономика и энергетика

  • Эвальд Бухер, СвДП

    • 1962—1965 юстиция
    • 1965—1966 Жилищное и городское планирование
  • Андреас фон Бюлов, СДПГ

    1980—1982 образование и научные исследования

История должности

Понятие «канцлер» появилось в Средние века: при дворах феодалов канцлером называли главу цеха переписчиков, обладавшего авторитетом, сопоставимым с авторитетом писцов в Древнем Египте. В истории конституционного развития Германии понятие «федеральный канцлер» впервые появилось для обозначения главы правительства Северогерманского союза в 1867 году. В Германской империи и Веймарской республике — «рейхсканцлер». В течение короткого времени (1918—1919) глава правительства именовался «председателем Совета уполномоченных» или «министром-президентом». В ГДР (1949—1990) — Председателем Совета министров.

Рейхсканцлер в Германской империи назначался и снимался с должности императором и был в его непосредственном подчинении. Кроме того, он не имел возможности прямо влиять на законодательный процесс.

После 1918 года канцлер был подотчётен парламенту, но назначался и отзывался рейхспрезидентом. Также канцлер должен был отправиться в отставку в том случае, если рейхстаг заявит о своём недоверии к нему. Таким образом в Веймарской республике канцлер зависел как от президента, так и от парламента. Статья 56 Веймарской конституции содержит следующее положение: «Рейхсканцлер определяет основные направления политики и несёт ответственность за них перед рейхстагом. В пределах этих направлений рейхсминистры самостоятельно осуществляют руководство вверенной ему отрасли и несут ответственность перед Рейхстагом». Эта статья практически дословно повторяет первые предложения ст. 65 Основного закона Германии. Впоследствии это положение подвергалось критике за содержащееся в нём несоответствие: рейхсканцлер назначался президентом, но был ответственен перед рейхстагом. Такое соотношение полномочий (сильный рейхспрезидент, недееспособный парламент и слабый канцлер) в 1933 позволило прийти к власти национал-социалистам во главе с Адольфом Гитлером.

Парламентский совет (1948—1949) принял решение ограничить полномочия федерального президента, в то же время придав дополнительный политический вес должности федерального канцлера. Дальнейшее укрепление так называемой «канцлерской демократии» было связано с новым положением о выборах канцлера, введением механизма конструктивного вотума недоверия (правительству со стороны парламента) и обычного вотума недоверия (парламенту со стороны правительства) в совокупности с сохранением за федеральным канцлером права определять основные направления политики, которым в обязательном порядке должны следовать члены кабинета министров. В связи с этим канцлер на сегодняшний день является наиболее сильной фигурой в политической системе Германии.

Х

  • Дитер Хаак, СДПГ

    1978—1982 Жилищное и городское планирование

  • Густав Хайнеман, ХДС, с 1956 СДПГ

    • 1949—1950 министерство внутренних дел
    • 1966—1969 юстиция
  • Кай-Уве фон Хассель, ХДС

    • 1963—1966 оборона
    • 1966—1969 министерство по делам перемещённых лиц, беженцев и жертв войны
  • Гельмут Хаусман, СвДП

    1988—1991 экономика и энергетика

  • Барбара Хендрикс, СДПГ

    2013—2018 окружающая среда, охрана природы, строительство и безопасность ядерных реакторов

  • Герман Хёхерль, ХСС

    • 1961—1965 министерство внутренних дел
    • 1965—1969 продовольствие и сельское хозяйство
  • Антье Хубер, СДПГ

    1976—1982 министерство по делам семьи, пожилых граждан, женщин и молодёжи

История должности

Понятие «канцлер» появилось в Средние века: при дворах феодалов канцлером называли главу цеха переписчиков, обладавшего авторитетом, сопоставимым с авторитетом писцов в Древнем Египте. В истории конституционного развития Германии понятие «федеральный канцлер» впервые появилось для обозначения главы правительства Северогерманского союза в 1867 году. В Германской империи и Веймарской республике — «рейхсканцлер». В течение короткого времени (1918—1919) глава правительства именовался «председателем Совета народных уполномоченных», затем — «министром-президентом» или «премьер-министром» (нем. Ministerpräsident).

В ГДР в 1949—1964 и в 1990 должность главы правительства именовалась «министр-президент» или «премьер-министр» (нем. Ministerpräsident), в 1964—1989 — председатель Совета министров.

Рейхсканцлер в Германской империи назначался и снимался с должности императором и был в его непосредственном подчинении. Кроме того, он не имел возможности прямо влиять на законодательный процесс.

После 1918 года канцлер был подотчётен парламенту, но назначался и отзывался рейхспрезидентом. Также канцлер должен был отправиться в отставку в том случае, если рейхстаг заявит о своём недоверии к нему. Таким образом в Веймарской республике канцлер зависел как от президента, так и от парламента. Статья 56 Веймарской конституции содержит следующее положение: «Рейхсканцлер определяет основные направления политики и несёт ответственность за них перед рейхстагом. В пределах этих направлений рейхсминистры самостоятельно осуществляют руководство вверенной ему отрасли и несут ответственность перед Рейхстагом». Эта статья практически дословно повторяет первые предложения ст. 65 Основного закона Германии. Впоследствии это положение подвергалось критике за содержащееся в нём несоответствие: рейхсканцлер назначался президентом, но был ответственен перед рейхстагом. Такое соотношение полномочий (сильный рейхспрезидент, недееспособный парламент и слабый канцлер) в 1933 позволило прийти к власти национал-социалистам во главе с Адольфом Гитлером.

Парламентский совет (1948—1949) принял решение ограничить полномочия федерального президента, в то же время придав дополнительный политический вес должности федерального канцлера. Дальнейшее укрепление так называемой «канцлерской демократии» было связано с новым положением о выборах канцлера, введением механизма конструктивного вотума недоверия (правительству со стороны парламента) и обычного вотума недоверия (парламенту со стороны правительства) в совокупности с сохранением за федеральным канцлером права определять основные направления политики, которым в обязательном порядке должны следовать члены кабинета министров. В связи с этим канцлер на сегодняшний день является наиболее сильной фигурой в политической системе Германии.

Штандарты

Порядок избрания

Федеральный канцлер избирается Бундестагом без прений по предложению Федерального президента. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов членов Бундестага, а Федеральный президент обязан произвести назначение избранного лица.

Если предложенное лицо не избрано, Бундестаг может в течение 14 дней после проведения этих выборов избрать Федерального канцлера абсолютным большинством голосов своих членов. Если в течение этого срока избрание не состоялось, то немедленно проводится новый тур голосования, после которого избранным считается лицо, получившее наибольшее число голосов. Если избранное лицо получило голоса большинства членов Бундестага, производит его назначение в течение 7 дней после выборов. Если избранное лицо не собрало такого большинства, Федеральный президент обязан в течение 7 дней либо произвести его назначение самостоятельно, или же распустить Бундестаг.

Президенты Германии – список президентов по порядку их правления

В анналах Новейшей истории Германии с 1948 года насчитывается полтора десятка федеральных президентов, включая нынешнего главу немецкого государства:

К. Арнольд – от ХДС;

К. Арнольд

Т. Хойс – от СДП;

Т. Хойс

К. Г. Любке – от ХДС;

К. Г. Любке

Г. В. Хайнеман – СДП;

Г. В. Хайнеман

В. Шеель – СДП;

В. Шеель

К. В. К. Карстенс – от ХДС;

К. В. К. Карстенс

Р. К. Фрайхерр фон Вайцзеккер – от ХДС;

Р. К. Фрайхерр фон Вайцзеккер

Р. Херцог – от ХДС;

Р. Херцог

Й. Рау – от СДПГ;

Й. Рау

Х. Кёлер – от ХДС;

Х. Кёлер

Й. Бёрнзен – от СДПГ;

Й. Бёрнзен

К. В. В. Вульф – от ХДС;

К. В. В. Вульф

Х. Л. Зеехофер – от ХСС;

Х. Л. Зеехофер

Й. В. Гаук – независимый;

Й. В. Гаук

И, наконец, Ф.-В. Штайнмайер – от СДПГ.

Ф.-В. Штайнмайер

Современное использование

Глава правительства

В современной Германии и в Австрии (бундесканцлер) федеральный канцлер — председатель Федерального правительства.

Другие государственные должности

В Швейцарии федеральный канцлер Союза — руководитель секретариата высших федеральных органов власти и управления (Союзного собрания и Союзного совета).

В Эстонии канцлер юстиции (эст. Õiguskantsler) — должностное лицо, задачей которого является осуществление надзора за тем, чтобы правотворческие акты законодательной и исполнительной государственной власти и местных самоуправлений соответствовали конституции и законам.

Действующий президент Германии

С 19 марта 2017 года главой немецкого государства является Франк-Вальтер Штайнмайер, член СДПГ с 1975 года, бывший глава внешнеполитического ведомства и вице-канцлер, бывший же председатель ОБСЕ, доктор права лютеранского вероисповедания.

Биография

Выходец из рабочей семьи, герой этого очерка родился в Северной Рейн-Вестфалии в 1956 году. По завершении гимназического курса юный Франк-Вальтер отправился прямиком в Вооружённые силы Западной Германии – Бундесвер.

Затем был Гиссенский университет, в стенах которого в 1986 году будущий президент страны получил докторскую степень, а после – работа научным сотрудником на одном из факультетов альма-матер, на должности юрисконсульта в государственной канцелярии земли Нижняя Саксония, руководителя личного бюро премьер-министра этой федеральной земли, будущего федерального канцлера Герхарда Шрёдера и так далее.

Венцом карьеры господина Штайнмайера «образца середины 1990-х» стала синекура – статс-секретарская должность в государственной канцелярии, на которой он задержался всего на пару лет.

Политическая карьера

Практически в самом конце 1998 года Штайнмайер занял кресло статс-секретаря – на сей раз уже федерального правительства, на которой он оставался до самой середины 1999 года, после чего перешёл на должность главы ведомства федерального канцлера.

Начало нового этапа в жизни доктора права Штайнмайера было ознаменовано назначением его в 2005 году на пост главы МИД коалиционного правительства ХДС/ХСС-СДПГ, вслед за которой в 2007 году последовало его назначение на пост председателя Совета Европы и в этом же году он занял должность заместителя председателя СДПГ, которую он возглавил уже в следующем году в связи с преждевременным уходом в отставку её прежнего лидера Курта Бека.

В 2009 году кандидатура нашего героя выдвигалась на пост федерального канцлера от возглавляемой им СДПГ, однако тогда СДПГ потерпела оглушительное фиаско во время выборов в Бундестаг, и партия Штайнмайера сразу «включила заднюю», проще говоря, вынужденно покинула правительство. Сам тогдашний лидер партии впоследствии неоднократно и с чисто тевтонским упорством критиковал нынешнего канцлера Ангелу Меркель.

В течение всего 2016 года Штайнмайер возглавлял ОБСЕ, а в конце года был определён ХДС кандидатом на пост федерального президента, после чего немедленно оставил должность главы внешнеполитического ведомства страны.

И наконец в 2017 году Штайнмайер стал федеральным президентом, то есть высшим должностным лицом Германии.

Личная жизнь

Штайнмайер женат на Эльке Бюденбендер – судье по административным делам; он старше своей жены на шесть лет, и у них есть дочь (1994 г.р.).

Франк-Вальтер Штайнмайер с женой

К чести Штайнмайера следует заметить, что, когда в 2010 году его жена перенесла операцию по трансплантации почки, её донором выступил он сам, в связи с чем он на некоторое время вынужден был оставить политику, в которую, впрочем, он вернулся довольно скоро.

В родном ему Детмольде до сих пор живут его отец и мать, а также родной брат Дирк Штайнмайер, которых он навещает не реже нескольких раз в год.

Рост

Судя по фотографиям, запечатлевшим Штайнмайера во время его встреч с международными лидерами, в частности, с президентом России, его рост явно выше среднего, он выше 170 см – роста Владимира Путина.

Сколько лет

Нынешнему федеральному президенту ФРГ 64 года и выглядит он, в принципе, на свои годы, вполне в соответствии со своим биологическим возрастом.

Зарплата

По данным на начало 2013 года официальный должностной оклад федерального президента Германии составлял 217 тыс. евро в год или 18083,33 евро в месяц или же, в пересчёте на рубли по официальному курсу ЦБ России на момент написания данного материала – 1 477 084,37 рубля в месяц.

В марте прошлого года в Рунете были опубликованы сообщения об увеличении должностных окладов федерального канцлера, президента, министров и депутатов Бундестага на 3,09%, из которых следовало, что официальная зарплата федерального президента Германии стала больше на 660 евро. Понятно, что данная цифра не окончательная и что здесь можно говорить только о приблизительной зарплате высшего чиновника немецкого государства.

Есть ли в Германии президент

Вне всякого сомнения, поскольку современное политическое устройство Федеративной Республики Германии, существующее в нынешнем виде с 1949 года, предусматривает наличие поста федерального президента, главы немецкого государства, избираемого Федеральным собранием – государственным органом, собираемым из депутатов Бундестага и земельных парламентов специально для этой цели.

С 1994 года официальной резиденцией президента Германии является дворец Бельвю в северной части знаменитого берлинского парка Тиргартен в центральном столичном административном округе Митте. Во время реконструкции дворца Бельви, завершившейся только в конце 2005 года в качестве резиденции федерального президента использовался дворец Шарлоттенбург в административном округе Шарлоттенбург-Вильмерсдорф Берлина.

Для справки: с 1957 года до объединения двух немецких государств в 1990 году дворец Бельвю имел неофициальный, исключительно символический статус запасной резиденции федерального президента (т.е. главы именно ФРГ, а не тогдашней ГДР), с явным намёком на возможное будущее воссоединение некогда искусственно разделённых войной и последующей оккупацией их страны союзными войсками немцев из ФРГ и ГДР. Всё это время старинный дворец использовался в том числе в качестве концертной площадки.

§ Федеральное собрание Германии

Федеральное собрание (нем. Bundesversammlung) — это определяемый Конституцией орган, единственным заданием которого является выборы Федерального президента. Данное собрание состоит из всех членов Бундестага и такого же числа представителей всех Федеральных земель Германии, выбранных Парламентами каждой Земли. Федеральное собрание встречается для выборов президента каждые 5 лет, для этого каждый раз выбираются новые члены Собрания.

Название на немецком Bundesversammlung
Вид власти Избирательный орган
Состав Члены Бундестага и представители Федеральных земель
Цели и задачи
Местонахождение Рейхстаг (Reichstag), Берлин

Штаб-квартира

Bundeskanzleramt — это также название здания в Берлине, в котором находятся личные кабинеты канцлера и сотрудников канцелярии. Дворец Шаумбург в Бонне является второстепенным официальным местом Федерального канцлера Германии.

Открытое весной 2001 года нынешнее здание канцелярии было спроектировано Шарлоттой Франк и Акселем Шультесом и было построено совместным предприятием Wayss & Freytag, дочерней компании Royal BAM Group, и испанской Acciona, занимающей 12 000 квадратных метров (129 166 квадратных футов). это также самое большое здание правительственной штаб-квартиры в мире. Для сравнения: новое здание канцелярии в десять раз больше Белого дома .

Из-за его отличительной, но противоречивой архитектуры журналисты, туристические гиды и некоторые местные жители называют здания Колизеем (как смесью Колизея и бывшего канцлера Гельмута Коля, при котором он был построен), Bundeswaschmaschine (федеральная стиральная машина , из-за круглого фасонные окна и его кубическая форма), или Elefantenklo (туалет слона).

Доступ для широкой публики возможен только в определенные дни в году. С 1999 года правительство Германии приглашает широкую публику на один уик-энд в год посетить свои здания — обычно в августе.

Президент Германии и Канцлер – кто главнее?

Не очень корректно ставить вопрос таким образом. Дело, прежде всего, в распределении и разнице «номенклатуры» официальных должностных полномочий федерального президента и федерального же канцлера.

То есть, как уже говорилось выше, если федеральный президент наделён исключительно представительскими полномочиями и, повторимся, он представляет свою страну на международной арене, в различных международных организациях, на высшем государственном уровне, то в непосредственном ведении федерального канцлера куда более тонкие вопросы внешней и внутренней политики и, уж конечно, фигура Ангелы Меркель куда весомее и известнее, нежели фигура самого федерального президента. Весомее хотя бы уже потому, что в её компетенции, как главы кабинета, определение курса федерального правительства – а это, согласитесь, уже немало, да много ещё чего, иных не менее важных полномочий.

Ангела Меркель, если угодно, эдакий политический першерон, политический тяжеловес, а вот Франк-Вальтер Штайнмайер – нет, за пределами Германии, в частности, у нас в стране он практически никому неизвестен.

Поди, спроси сейчас на улице первого встречного, кто такая Меркель, сразу ответят, что канцлер Германии, а кто знает, кто такой Штайнмаейр?

Тест: Какой советский фильм Вам сегодня лучше посмотреть…

В

  • Теодор Вайгель, ХСС

    1989—1998 министерство финансов

  • Вальтер Вальман, ХДС

    1986—1987 окружающая среда, охрана природы, строительство и безопасность ядерных реакторов

  • Йоханна Ванка, ХДС

    2013—2018 образование и научные исследования

  • Юрген Варнке, ХСС

    • 1982—1987 экономическое сотрудничество и развитие
    • 1987—1989 транспорт и цифровая инфраструктура
    • 1989—1991 экономическое сотрудничество и развитие
  • Герберт Венер, СДПГ

    1966—1969 внутригерманские отношения

  • Гидо Вестервелле, СвДП

    • 2009—2013 Министр иностранных дел
    • 2009—2011 вице-канцлер
  • Хайнц Вестфаль, СДПГ

    1982 министерство труда и социальных вопросов

  • Манфред Вёрнер, ХДС

    1982—1988 оборона

  • Доротея Вильмс, ХДС

    • 1982—1987 образование и научные исследования
    • 1987—1991 внутригерманские отношения
  • Генрих Винделен, ХДС

    • 1969 министерство по делам перемещённых лиц, беженцев и жертв войны
    • 1983—1987 внутригерманские отношения

§ Бундестаг, федеральный парламент Германии

Бундестаг (нем. Bundestag) или федеральный парламент — это законодательный орган Германии, он состоит из примерно 600-700 депутатов, избираемых гражданами страны сроком на 4 года. Депутаты являются представителями народа и свободно принимают решение при рассмотрении и принятии законов. Депутаты в Бундестаге, имеющие схожие политические цели и интересы образуют фракции или объединения депутатов. Также в Бундестаге действуют постоянные комитеты, выполняющие определенные задания, а также комитеты федеральных министерств; во главе каждого комитета находится председатель комитета. В Бундестаге проходят заседания для обсуждения и принятия новых законов, которые принимаются большинством голосов. Депутаты Бундестага выбирают председателя Бундестага (нем. Präsident) и его заместителей. Обсуждения в Бундестаге являются общедоступными, каждый может наблюдать за ними по телевизору, Интернету или с трибуны в здании, где проходят заседания. После принятия нового закона или изменений к закону, данный законопроект должен одобрить Бундесрат, а также подписать Федеральный канцлер, один из министров и Президент Германии.

Название на немецком Bundestag
Вид власти Законодательная власть
Состав Председатель Бундестага, его заместители и примерно 700 депутатов (представителей народа)
Цели и задачи
  • Обсуждение и принятие законопроектов, поправок к законам,
  • выбор Федерального канцлера,
  • выбор Президента страны (совместно с Бундесратом),
  • контроль федерального правительства,
  • обсуждение и принятие предложенного правительством Бюджета Государства на следующий год и последующий контроль за исполнением.
Местонахождение Рейхстаг (Reichstag), Берлин
Веб-сайт

§ Конституционные суды федеральных земель Германии

Конституционные суды земель Германии (нем. Landesverfassungsgericht) имеют разные названия, в зависимости от федеральной земли: Verfassungsgericht, Landesverfassungsgericht, Verfassungsgerichtshof. Круг заданий Конституционных судов может отличаться в разных землях. Данные суды решают в основном только конституционные споры и не занимаются делами частных лиц; они занимаются спорами между органами власти земли в связи с их обязанностями и правами, проверкой соответствия законодательства земли Конституции земли и т.д.

Название на немецком Verfassungsgericht, Landesverfassungsgericht, Verfassungsgerichtshof
Вид власти Судебная власть
Состав Председатель суда, его заместитель и несколько судей
Цели и задачи
  • Решение споров между органами власти Земли,
  • проверка соответствия законодательства Земли ее конституции.

Руководители канцелярии

Руководители канцелярии Германии ( Chef des Bundeskanzleramts , ChefBK) присутствуют на заседаниях кабинета министров. Они также могут входить в состав кабинета министров, если им также предоставляется должность министра по особым делам ( Minister für besondere Aufgaben ). Их часто называют « канцлерамцминистры » ( министр канцелярии ). В противном случае они имеют звание государственного секретаря (сравнимо с младшим или вице-министром в других странах).

Нынешний глава канцелярии — Хельге Браун .

Обычно ChefBK является очень близким советником канцлера, являясь основным контактом с министрами кабинета. Многие из них сами стали министрами кабинета (с другими портфелями), несколько министров внутренних дел. Франк Вальтер Штайнмайер, который занимал пост министра канцелярии при Шредере (1999-2005), позже был министром иностранных дел (2005-2009 и 2013-2017), кандидатом на пост канцлера (2009), лидером оппозиции (2009-2013) и, в конечном итоге, в основном церемониальная роль федерального президента (2017-).

Resources

История должности

Понятие «канцлер» появилось в Средние века: при дворах феодалов канцлером называли главу цеха переписчиков, обладавшего авторитетом, сопоставимым с авторитетом писцов в Древнем Египте. В истории конституционного развития Германии понятие «федеральный канцлер» впервые появилось для обозначения главы правительства Северогерманского союза в 1867 году. В Германской империи и Веймарской республике — «рейхсканцлер». В течение короткого времени (1918—1919) глава правительства именовался «председателем Совета народных уполномоченных», затем — «министром-президентом» или «премьер-министром» (нем. Ministerpräsident).

В ГДР в 1949—1964 и в 1990 должность главы правительства именовалась «министр-президент» или «премьер-министр» (нем. Ministerpräsident), в 1964—1989 — председатель Совета министров.

Рейхсканцлер в Германской империи назначался и снимался с должности императором и был в его непосредственном подчинении. Кроме того, он не имел возможности прямо влиять на законодательный процесс.

После 1918 года канцлер был подотчётен парламенту, но назначался и отзывался рейхспрезидентом. Также канцлер должен был отправиться в отставку в том случае, если рейхстаг заявит о своём недоверии к нему. Таким образом в Веймарской республике канцлер зависел как от президента, так и от парламента. Статья 56 Веймарской конституции содержит следующее положение: «Рейхсканцлер определяет основные направления политики и несёт ответственность за них перед рейхстагом. В пределах этих направлений рейхсминистры самостоятельно осуществляют руководство вверенной ему отрасли и несут ответственность перед Рейхстагом». Эта статья практически дословно повторяет первые предложения ст. 65 Основного закона Германии. Впоследствии это положение подвергалось критике за содержащееся в нём несоответствие: рейхсканцлер назначался президентом, но был ответственен перед рейхстагом. Такое соотношение полномочий (сильный рейхспрезидент, недееспособный парламент и слабый канцлер) в 1933 позволило прийти к власти национал-социалистам во главе с Адольфом Гитлером.

Парламентский совет (1948—1949) принял решение ограничить полномочия федерального президента, в то же время придав дополнительный политический вес должности федерального канцлера. Дальнейшее укрепление так называемой «канцлерской демократии» было связано с новым положением о выборах канцлера, введением механизма конструктивного вотума недоверия (правительству со стороны парламента) и обычного вотума недоверия (парламенту со стороны правительства) в совокупности с сохранением за федеральным канцлером права определять основные направления политики, которым в обязательном порядке должны следовать члены кабинета министров. В связи с этим канцлер на сегодняшний день является наиболее сильной фигурой в политической системе Германии.

История должности

Понятие «канцлер» появилось в Средние века: при дворах феодалов канцлером называли главу цеха переписчиков, обладавшего авторитетом, сопоставимым с авторитетом писцов в Древнем Египте. В истории конституционного развития Германии понятие «федеральный канцлер» впервые появилось для обозначения главы правительства Северогерманского союза в 1867 году. В Германской империи и Веймарской республике — «рейхсканцлер». В течение короткого времени (1918—1919) глава правительства именовался «председателем Совета уполномоченных» или «министром-президентом». В ГДР (1949—1990) — Председателем Совета министров.

Рейхсканцлер в Германской империи назначался и снимался с должности императором и был в его непосредственном подчинении. Кроме того, он не имел возможности прямо влиять на законодательный процесс.

После 1918 года канцлер был подотчётен парламенту, но назначался и отзывался рейхспрезидентом. Также канцлер должен был отправиться в отставку в том случае, если рейхстаг заявит о своём недоверии к нему. Таким образом в Веймарской республике канцлер зависел как от президента, так и от парламента. Статья 56 Веймарской конституции содержит следующее положение: «Рейхсканцлер определяет основные направления политики и несёт ответственность за них перед рейхстагом. В пределах этих направлений рейхсминистры самостоятельно осуществляют руководство вверенной ему отрасли и несут ответственность перед Рейхстагом». Эта статья практически дословно повторяет первые предложения ст. 65 Основного закона Германии. Впоследствии это положение подвергалось критике за содержащееся в нём несоответствие: рейхсканцлер назначался президентом, но был ответственен перед рейхстагом. Такое соотношение полномочий (сильный рейхспрезидент, недееспособный парламент и слабый канцлер) в 1933 позволило прийти к власти национал-социалистам во главе с Адольфом Гитлером.

Парламентский совет (1948—1949) принял решение ограничить полномочия федерального президента, в то же время придав дополнительный политический вес должности федерального канцлера. Дальнейшее укрепление так называемой «канцлерской демократии» было связано с новым положением о выборах канцлера, введением механизма конструктивного вотума недоверия (правительству со стороны парламента) и обычного вотума недоверия (парламенту со стороны правительства) в совокупности с сохранением за федеральным канцлером права определять основные направления политики, которым в обязательном порядке должны следовать члены кабинета министров. В связи с этим канцлер на сегодняшний день является наиболее сильной фигурой в политической системе Германии.

М

  • Хайко Маас, СДПГ

    • 2013—2018 юстиция
    • 2018 Министр иностранных дел
  • Вернер Майхофер, СвДП

    • 1972—1974 министр по особым поручениям
    • 1974—1978 министерство внутренних дел
  • Ганс Маттхёфер, СДПГ

    • 1974—1978 образование и научные исследования
    • 1978—1982 финансы
    • 1982 почта и телекоммуникации
  • Лотар де Мезьер, ХДС

    1990 министр по особым поручениям

  • Томас де Мезьер, ХДС

    • 2005—2009 министр по особым поручениям
    • 2009—2011 министерство внутренних дел
    • 2011—2013 оборона
    • 2013—2018 министерство внутренних дел
  • Эрих Менде, СвДП

    • 1963—1966 вице-канцлер
    • 1963—1966 внутригерманские отношения
  • Ангела Меркель, ХДС

    • 1991—1994 министерство по делам семьи, пожилых граждан, женщин и молодёжи
    • 1994—1998 окружающая среда, охрана природы, строительство и безопасность ядерных реакторов
    • c 2005 Федеральный канцлер
  • Александр Мёллер, СДПГ

    1969—1971 финансы

  • Герд Мюллер, ХСС

    с 2013 экономическое сотрудничество и развитие

  • Франц Мюнтеферинг, СДПГ

    • 1998—1999 транспорт и цифровая инфраструктура
    • 2005—2007 вице-канцлер
    • 2005—2007 министерство труда и социальных вопросов

Пост немецкого канцлера

Первые упоминания о канцлерах датируются еще средневековьем. Тогда при феодальных дворах были цеха переписчиков, их глав и называли канцлерами. Официально пост «федерального канцлера» появился впервые еще в 1867 году, такое звание получал председатель правительства Северогерманского Союза, а в Германской империи был рейхсканцлер. При императоре рейхсканцлер не был наделен особыми полномочиями, не мог повлиять на законодательство, а его назначением занимался император, он же им и управлял.

Только начиная с 1918 г. канцлер стал подчиняться парламенту. Причиной для отстранения канцлера могло стать недоверие от рейхстага. Только после прихода к власти Адольфа Гитлера с национал-социалистическими партиями, было принято решение об ограничении в правах федерального президента, и расширились полномочия федерального канцлера.

С настоящего времени на пост канцлера президент самостоятельно выбирает достойного претендента и предлагает его на рассмотрение конгрессменам. Предложенного кандидата могут как одобрить, так и отклонить, объявив вотум. Должность канцлера, по сути, является более низкой в классификации государственных служащих, но его полномочия позволяют ему практически полностью самостоятельно регулировать внутреннюю, так и внешнюю политику Германии. Это, в свою очередь, говорит о более высоком статусе канцлера по отношению к президенту. Поэтому к этому выбору подходят довольно серьезно, ведь канцлер выбирается на четырехлетний срок, и от него напрямую будет зависеть будущее Германии.

Так как по факту канцлер — это глава исполнительной власти в Германии, следовательно, он наделен огромным спектром обязанностей и полномочий:

  1. Канцлер, согласно закону, наделен правом устанавливать директивы, но при этом должен отвечать за их реализацию;
  2. Он самостоятельно может определять количество министров необходимых для полноценной работы правительства, выбирать и убирать министров с занимаемой должности, а также обозначать их обязанности (хотя формально, право назначения министров остается у президента);

Обратите внимание! При широте своих полномочий, канцлер не может влиять на деятельность федеральных министров и вмешиваться в процесс принятия ими решений!

  • Канцлер самостоятельно выбирает себе заместителя, при этом вице-канцлер может быть однопартийцем канцлера;
  • Канцлеру полностью подчинены правительственный пресс-центр, Федеральная разведывательная служба;
  • Будучи главой кабинета министров, канцлер влияет на способы ведения внешней и внутренней политики Германии;
  • В случае наступления боевых действий, становится главнокомандующим боевых сил страны.

Как видим, власть федерального канцлера весьма велика, следовательно, именно он обладает решающим голосом во многих сферах деятельности государства.

Начиная с ноября 2005 года бессменным канцлером Германии стала Ангела Меркель (первая женщина канцлер), занимающая свой пост уже четвертый срок. Многие по праву считают ее успешным и прагматичным лидером, способным принимать обдуманные решения, принятые на основании реальных фактов. Однако, как заявила канцлер, это ее последний срок, она готова передать бразды правления следующим поколениям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector