Кластерная бомба
Содержание:
- Смерть с небес
- Могут ли мины не взрываться после сбрасывания?
- Критика
- Техника
- Могут ли мины не взрываться после сбрасывания?
- Запреты на применение кассетных бомб
- Место СВР России в системе государственных органов России
- Последствия после кассетных бомб
- Подробно: Степанакерт, Гадрут
- Чертеж автомобиля
- История изменений в ЕГРЮЛ за 2002–2018 года
- Су-24М2 «Чемодан»
- Примечания
- Авиабомбы, особенности их конструкции и классификация
- Основные характеристики авиабомб
- ЗиЛ-135МШ
- Фургон хлебный ГАЗ-3309 | ТСС Кавказ (АвтоГАЗсервис) (26auto.ru)
- Боевые корабли основных классов
- Командующие ВВС и ПВО:
- Юпитер
- Подвеска авиационных бомб[править]
Смерть с небес
С появлением на поле боя авиации стало ясно, что бомбардиру аэроплана попасть одиночной бомбой в цель еще сложнее. Но кассетные боеприпасы в их настоящем виде появились, пожалуй, только во Вторую мировую войну.
Родоначальниками настоящего кассетного оружия можно считать немцев. Уже в кампанию 1939 года летчики Люфтваффе стали использовать против польской пехоты и кавалерии бомбовые кассеты нескольких типов и различного снаряжения. Например, бомбовая кассета АВ 250−3 (AbwurfbehКlter 250−3), имевшая вид обычной 250-килограммовой авиабомбы, снаряжалась 108 малогабаритными осколочными бомбочками SD-2, носившими игривое название Schmetterling («Бабочка»). SD-2 представляла собой стальной 2-килограммовый цилиндр размерами меньше стакана, над которым в полете раскрывался парашют-пропеллер. Он уменьшал скорость снижения бомбочек и обеспечивал рассеивание их на площади в несколько сот квадратных метров, после того как сброшенная с самолета кассета специальным зарядом раскрывалась на определенной высоте. При вращении крылышек пропеллера (падающая SD-2 наземному наблюдателю действительно виделась порхающей бабочкой) взводился взрыватель бомбы. Их имелось три типа: AZ 41 обеспечивал взрыв в воздухе или от удара о землю (в зависимости от предустановки), AZ 67 взрывал бомбочку через 5−30 минут после падения, а самым коварным был взрыватель AZ 70B, который превращал SD-2 в противопехотную осколочную мину. Обычно в каждой кассете имелись SD-2, снаряженные всеми тремя типами взрывателей в различных пропорциях. Часть бомб рвалась в воздухе, поражая солдат осколками сверху, часть делала это на земле. А бомбы с замедлением взрыва и в варианте мин предназначались для того, чтобы затруднить вражеским санитарам оказание помощи раненым. Эффективность таких кассетных бомб против пехоты была куда выше, чем взрыв одной даже 250-килограммовой бомбы. Обычная осколочная бомба давала зону поражения осколками радиусом около 30 м, а вот кассетные — 300 м или даже больше.
Фрукты смерти Одна из самых распространенных начинок американских кассетных бомб вьетнамской войны — боеприпас BLU-26/B, получивший за характерную форму прозвище «Гуава». Неразорвавшиеся бомбы даже более 30 лет спустя остаются чрезвычайно опасными.
Кассетные бомбы использовались во Вторую мировую войну не только против людей, но и против танков. Борьба с ними силами авиации оказалась совершенно неэффективной. Попасть бомбой с самолета в танк возможно лишь случайно. Советские конструкторы нашли решение проблемы в малогабаритных кумулятивных противотанковых бомбах типа ПТАБ-2.5−1.5. Они были едва ли крупнее немецких SD-2, а весили и того меньше — всего 1,3 кг, но легко пробивали тонкую броню крыши танка. Такими бомбами начиняли, в частности, кассеты типа КМБ — в одной кассете помещалось 68 противотанковых мини-бомб. Это существенно повышало вероятность поражения танка.
Могут ли мины не взрываться после сбрасывания?
Помимо того, что кассетная бомба обладает мощной взрывной силой, она таит в себе и определенную скрытую угрозу. В данном случае речь идет о том, что по определенным причинам (в частности, из-за несовершенного механизма взрывателя) мины, выпущенные из оболочки бомбы, не взрываются. Особенно это относится к самым первым партиям суббоеприпасов.
В настоящее время менее 5% новых авиабомб не срабатывают и падают на землю, фактически превращаясь в противопехотные мины. Притом после погружения в грунт эти снаряды могли долгое время сохранять свои детонационные качества и взрываться после соприкосновения со сторонними объектами.
Для устранения данной проблемы, к примеру, американские военные раскрашивали мины, находящиеся внутри авиабомбы, в разные яркие цвета. Предполагалось, что в случае если кассетная бомба вдруг не сработает, ее неразорвавшиеся элементы с легкостью найдут саперы по цвету. Однако и этот вариант не был идеальным, так как под угрозой находились дети
Напомним, что часто внимание ребенка привлекают яркие и красивые предметы
Позднее применение кассетных бомб было тщательно проверено и доработано. Так, появилась авиабомба CBU-105, весящая 420 кг и содержащая до 40 мин Blu 108/B. При этом каждый снаряд, находящийся внутри бомбы, содержал систему корректировки полета, а также был запрограммирован в случае неудачи на самоликвидацию.
Критика
Из-за несовершенства взрывателей суббоеприпасы первых бомбовых кассет часто не взрывались, фактически превращаясь в противопехотные мины. Для упрощения сбора неразорвавшихся суббоеприпасов сапёрами американские производители покрывали их (в частности, кассеты BLU-3 Pineapple) яркой разноцветной краской
Однако эта мера имела и негативный эффект — яркие суббоеприпасы привлекают внимание детей, которые, пытаясь их подобрать, гибнут или получают увечья. Несмотря на существенное совершенствование механизмов взрывателей и самоликвидаторов, которые практически свели на нет «минирование» территорий неразорвавшимися суббоеприпасами, многие правозащитные организации всё равно считают бомбовые кассеты «негуманным» оружием и добиваются их запрета.
Техника
На аэродроме Хмеймим возле сирийской Латакии сформирована смешанная группа Воздушно-космических сил России, в ее состав (по неподтвержденным данным) входят 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24М2 и шесть Су-34, 12 штурмовиков Су-25СМ, четыре многоцелевых истребителя Cу-30СМ, а также ударные вертолеты Ми-24 и многоцелевые вертолеты Ми-8. На примере этой группировки сил мы можем увидеть хорошую картину нынешнего положения российской военной авиации — она состоит как из устаревших морально и физически машин, так и из новых самолетов, подающих большие надежды, но не обладающих боевым опытом применения.
Су-25 и Су-24 — старые советские самолеты, многократно модернизированные и переделанные, но эксплуатируемые уже десятки лет. Они наработали большой опыт боевого применения (в том числе в Чечне и Грузии), летчики и техники знают их вдоль и поперек. Но «старый и проверенный» еще не значит надежный; Су-24 считается одной из самых аварийных машин в ВВС.
Современный тяжелый многоцелевой истребитель Су-30СМ — переработанный вариант Су-30 — перешагнул планку поколения «4+». Он переоснащен современным навигационным и радарным оборудованием, может нести увеличенную нагрузку высокоточного вооружения и по праву считается одним из лучших современных истребителей.
Новейшие фронтовые бомбардировщики Су-34 пришли на смену Су-24. Это многофункциональные машины, оснащенные всем необходимым для высокоточных ракетно-бомбовых ударов, но они еще не участвовали в боевых действиях. Участие в сирийском конфликте — уникальная возможность проверить их в реальных условиях.
Таким образом, лишь десять из тридцати российских самолетов в Сирии — это техника XXI века, но такое соотношение старых и новых машин — нормальное явление для современных армий. В ВВС США все примерно так же; в соседних странах региона — гораздо хуже.
Могут ли мины не взрываться после сбрасывания?
Помимо того, что кассетная бомба обладает мощной взрывной силой, она таит в себе и определенную скрытую угрозу. В данном случае речь идет о том, что по определенным причинам (в частности, из-за несовершенного механизма взрывателя) мины, выпущенные из оболочки бомбы, не взрываются. Особенно это относится к самым первым партиям суббоеприпасов.
В настоящее время менее 5% новых авиабомб не срабатывают и падают на землю, фактически превращаясь в противопехотные мины. Притом после погружения в грунт эти снаряды могли долгое время сохранять свои детонационные качества и взрываться после соприкосновения со сторонними объектами.
Для устранения данной проблемы, к примеру, американские военные раскрашивали мины, находящиеся внутри авиабомбы, в разные яркие цвета. Предполагалось, что в случае если кассетная бомба вдруг не сработает, ее неразорвавшиеся элементы с легкостью найдут саперы по цвету. Однако и этот вариант не был идеальным, так как под угрозой находились дети
Напомним, что часто внимание ребенка привлекают яркие и красивые предметы
Позднее применение кассетных бомб было тщательно проверено и доработано. Так, появилась авиабомба CBU-105, весящая 420 кг и содержащая до 40 мин Blu 108/B. При этом каждый снаряд, находящийся внутри бомбы, содержал систему корректировки полета, а также был запрограммирован в случае неудачи на самоликвидацию.
Запреты на применение кассетных бомб
Такие неразорвавшиеся боеприпасы повсеместно находят после использования кассетных бомб
Ввиду низкой точности и тяжелых последствий взрыва, кассетные бомбы признаны негуманным оружием. Первая конвенция, запрещающая применение игольчатых и шариковых боеприпасов была принята в 1980 году.
Ситуация осложнилась после того, как в конструкции поражающих снарядов и корпуса стали применять пластик. Такие элементы не обнаруживаются металлоискателем и рентгеном, что усложняет разминирование пораженных участков и снарядов.
В 2008 году в Дублине был принят «Договор о полном запрете кассетных боеприпасов». Соглашение подразумевает отказ от такого вооружения из-за его негуманного способа действия. 3 декабря того же года документ подписали 93 государства, позднее их количество увеличилось до 108. Договор вступил в силу 1 августа 2010.
Место СВР России в системе государственных органов России
Указ № 1185
Служба внешней разведки Российской Федерации является федеральной службой, органом исполнительной власти России, руководство деятельностью которого, осуществляет непосредственно Президент Российской Федерации. Данный статус СВР России был установлен ещё Указом № 1185 от 07.10.1992 президента Бориса Ельцина.
Внешняя разведка определяется законодательством как «составная часть сил обеспечения безопасности Российской Федерации», которая «призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием методов и средств», определённых федеральным законодательством.
СВР России наделена правом ведения оперативно-розыскной деятельности, в СВР России предусмотрена военная служба. Директор СВР России несёт персональную ответственность за объективность и достоверность разведывательной информации, добытой СВР России и докладываемой Президенту Российской Федерации.
Последствия после кассетных бомб
Ввиду своего принципа действия, кассетные авиабомбы наносят значительный ущерб в зоне поражения. Подобные бомбардировки оправданы при нанесении ущерба военной силе и инфраструктуре противника.
Последствия взрыва кассетной бомбы можно посмотреть на видео:
Однако применение такого оружия вблизи жилых районов считается неоправданным. Небольшие снаряды могут разлетаться по обширной территории. В этом случае растут потери среди мирного населения, что активно осуждается мировым сообществом.
Страшные последствия применения кассетных боеприпасов были выявлены во Вьетнамской войне. Войска США не могли точно узнать расположение противника в джунглях, поэтому просто разбрасывали разрывные снаряды на большой площади. Из-за этого страдали не столько партизаны, сколько мирное население, укрывшееся в лесах, а также сами леса и животные.
Подробно: Степанакерт, Гадрут
Основное свидетельство — видео с регистратора на автомобиле, утверждается, что это Степанакерт. На видео мы видим как после сигнала воздушной тревоги обрушиваются снаряды, а затем, после первого удара, раздаются множественные взрывы меньшего масштаба, и мы видим взрывающиеся в том числе в воздухе заряды.
Это типичная картина применения кассетных бомб. Кассетная бомба является дальней родственницей шрапнельных зарядов, использовавшихся для поражения в основном живой силы противника с 19 века. Сравните с видео ниже (показано несколько разных типов касссетных снарядов).
Конвенция по кассетным боеприпасам (Convention on Cluster Munitions), принятая в 2008 году и подписанная или ратифицированная многими странами запрещает использование, передачу и накопление кассетных боеприпасов, в том числе по той причине, что они способны нанести слишком большой вред мирому населению: ряд зарядов не разрывается сразу и может взорваться позднее, при обнаружении, заряды маркируются яркими цветами и жертвами неразорвавшихся бомб часто становятся дети
Но действительно ли это Нагорный Карабах? Проверяем. На видео слева очень характерное здание, похожее на государственное учреждение. Однако, надписи расплывчаты и сложно понять, что это за учреждение. С помощью наших коллег из Bellingcat мы смогли выяснить, что это почтовое отделение. Ниже — фото почтового отделения с указанием его геолокации. Это Степанакерт, улица Акопа Акопяна, дом номер 30.
На фото 2016 года мы видим то же крыльцо, вывеску, окна, отличия лишь во времени года — на фото зима, на видео — осень, слегка изменился внешний вид улицы.
Основная цель кассетного оружия — живая сила противника и легкий транспорт, более крупные снаряды могут также использоваться против крупной бронированной техники (например, танков) и для уничтожения инфраструктурных объектов. К конвенции по запрету кассетных бомб 2008 года не присоединились Азербайджан и Армения, а главными производителями кассетных снарядов выступают США, Россия и Китай. Также производителем такого рода вооружения является Израиль, снаряды его производства были обнаружены и в другом городе непризнанной республики — Гадруте (см. галерею фото ниже).
На фото — снаряд, выпущенный с помощью системы залпового огня израильского производства LAR-160. Данная система официально состоит на вооружении Азербайджана и не состоит на вооружении Армении. Кроме того, данная система предназначена и для запуска снарядов с кассетными бомбами, на фото — боеголовка и кассетные суббоеприпасы M095 DPICM (Amnesty International сообщает об обнаружении этих боеприпасов в Степанакерте). По нашему запросу были предоставлены фото с метаданными, на которых отражено время и место съёмки.
Существуют свидетельства применения такого же точно оружия (LAR-160 и M095 DPICM) в Нагорном Карабахе в 2016 году, однако тогда не было сделано однозначного заявления от независимых наблюдателей об однозначной ответственности какой-либо из сторон. Также имеются свидетельства применения систем «Смерч» российского производства (состоит на вооружении, как Азербайджана, так и Армении).
Таким образом мы можем заключить, что кассетные бомбы использовались Азербайджаном при атаке как минимум Степанакерта и Гадрута. Это подтверждается и заявлением правозащитных организаций, однако, к сожалению, они не приводят ряда деталей (данные геолокации и т.д.), в связи с чем нами и был подготовлен данный материал.
Фото- и видоосвидетельства другой стороны конфликта на данный момент менее убедительны (о чём пишет также и Amnesty International).
(Фото минобороны Азербайджана, видео France24)
С одной стороны — атака подобным оружием трубопровода — нетипична, поскольку бомбы на фото и видео идентичны обнаруженным в Степанакерте и Гадруте, и это снаряды, предназначенные для атаки пехоты и лёгкой бронированной техники, а не инфраструктурных объектов, с другой — на фото и видео кассетные суббоеприпасы M095 DPICM, идентичные тем, что были найдены с Степанакерте, Шуши и Гадруте. Данные факты требуют дополнительных доказательств и расследования. Ниже — цитируем сообщение Amnesty International:
Чертеж автомобиля
История изменений в ЕГРЮЛ за 2002–2018 года
Су-24М2 «Чемодан»
Старый советский двухместный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полета передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырех положений: 16° — на взлете и при посадке, 35° — в крейсерском дозвуковом полете, 45° — при боевом маневрировании и 69° — при полете на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. Принят на вооружение в 1975 году. Активно применялся в ходе обеих чеченских войн, во время конфликта в Южной Осетии, ограниченно использовался некоторыми зарубежными странами (Азербайджан, Узбекистан, Ливия, Украина).
Современная модификация Су-24М2 поступила в войска в 2007 году. На машине установлена новая навигационная система, которая за счет интеграции данных, поступающих от различных источников, позволяет осуществлять длительный полет на высотах 30—50 м (кратковременно — 10—30 м). Расширена номенклатура высокоточного оружия, которое может применять бомбардировщик.
Примечания
Авиабомбы, особенности их конструкции и классификация
Авиационная бомба – это тип боеприпаса, который состоит из корпуса, стабилизатора, снаряжения и одного или нескольких взрывателей. Чаще всего корпус имеет овально-цилиндрическую форму с конической хвостовой частью. Корпуса осколочных, фугасных и осколочно-фугасных авиационных бомб (ОФАБ) изготовлены таким образом, чтобы при взрыве давать максимальное количество осколков. В донной и носовой частях корпуса обычно находятся специальные стаканы для установки взрывателей, некоторые виды бомб имеют и боковые взрыватели.
Взрывчатые вещества, которые используются в авиационных бомбах, весьма различны. Чаще всего это тротил или его сплавы с гексогеном, аммонийная селитра и др. В зажигательных боеприпасах боевая часть заполнена зажигательными составами или горючими жидкостями.
Для подвески на корпусе авиабомб имеются специальные ушки, исключения составляют боеприпасы малого калибра, которые размещаются в кассетах или связках.
Стабилизатор предназначен для обеспечения устойчивого полета боеприпаса, уверенного срабатывания взрывателя и более эффективного поражения цели. Стабилизаторы современных авиабомб могут иметь сложную конструкцию: коробчатую, перистую или цилиндрическую. Авиабомбы, которые применяются с малых высот, часто имеют зонтичные стабилизаторы, раскрывающиеся сразу после сброса. Их задача – замедлить полет боеприпаса, чтобы дать возможность летательному аппарату отойти на безопасное расстояние от точки взрыва.
Современные авиационные бомбы оснащаются разными типами взрывателей: ударного действия, неконтактные, дистанционные и др.
- основные;
- вспомогательные.
Основные авиационные бомбы предназначены для непосредственного поражения различных целей.
Вспомогательные способствуют решению той или иной боевой задачи или же они используются при подготовке войск. К ним относятся осветительные, дымовые, агитационные, сигнальные, ориентирно-морские, учебные и имитационные.
Основные авиационные бомбы можно разделить по типу поражающего воздействия, которое они наносят:
- Обычные. К ним относятся боеприпасы, начиненные обычным взрывчатыми или зажигательными веществами. Поражения целей происходит за счет взрывной волны, осколков, высокой температуры.
- Химические. К этой категории авиационных авиабомб относятся боеприпасы, начиненные химическими отравляющими веществами. Химические бомбы никогда масштабно не применялись.
- Бактериологические. Начинены биологическими возбудителями различных заболеваний или же их носителями и также никогда не использовались масштабно.
- Ядерные. Имеют ядерную или термоядерную боевую часть, поражение происходит за счет ударной волны, светового излучения, радиации, электромагнитной волны.
- фугасными;
- осколочно-фугасными;
- осколочными;
- фугасными проникающими (имеют толстый корпус);
- бетонобойными;
- бронебойными;
- зажигательными;
- фугасно-зажигательными;
- отравляющими;
- объемно-детонирующими;
- осколочно-отравляющими.
Это список можно продолжить.
К основным характеристикам авиабомб относятся: калибр, показатели эффективности, коэффициент наполнения, характеристическое время и диапазон условий боевого применения.
Одной из главных характеристик любой авиабомбы является ее калибр. Это масса боеприпаса в килограммах. Довольно условно бомбы делятся на боеприпасы малого, среднего и крупного калибра. К какой именно группе относится та или иная авиабомба во многом зависит от ее типа. Так, например, стокилограммовая фугасная бомба относится к малому калибру, а ее осколочный или зажигательный аналог – к среднему.
Коэффициент наполнения – это отношение массы взрывчатого вещества бомбы к ее общему весу. У тонкостенных фугасных боеприпасов он выше (примерно 0,7), а у толстостенных – осколочных и бетонобойных бомб – ниже (примерно 0,1-0,2).
Характеристическое время – параметр, который связан с баллистическими свойствами бомбы. Это время ее падения при сбросе с летательного аппарата, летящего горизонтально со скоростью 40 м/с, с высоты 2 тыс. метров.
Ожидаемая эффективность также довольно условный параметр авиационных бомб. Он отличается для разных типов этих боеприпасов. Оценка может быть связана с размером воронки, количеством очагов пожаров, толщиной пробитой брони, площадью зоны поражения и др.
Диапазон условий боевого применения показывает характеристики, на которых возможно проведение бомбометания: максимальную и минимальную скорость, высоту.
Основные характеристики авиабомб
- Калибр — номинальная масса авиабомбы с установленными геометрическими размерами, выраженная в килограммах или фунтах (в России и СССР до начала 1930-х гг. – в пудах). Для авиабомб СССР и России калибр указывается в условном обозначении бомбы после наименования типа.
- Коэффициент наполнения — отношение массы снаряжения (взрывчатого вещества) к полной массе бомбы. Он изменяется в интервале от 0,058 (БрАБ-200ДС) – 0,069 (АО-10сч обр. 1940 г.) до 0,83 (GBU-43/B). Наибольший коэффициент наполнения у фугасных бомб поверхностного взрыва, наименьший — у реактивных (с ракетным ускорителем) бронебойных и осколочных.
- Аэродинамические характеристики авиабомбы, определяются её баллистическим коэффициентом. В СССР и России эталонной характеристикой определяющей этот коэффициент, принято значение характеристического времени падения авиабомбы — время падения авиабомбы, сброшенной в горизонтальном полёте носителя на скорости 40 м/с и высоте 2000 метров.
- Показатели эффективности поражения авиабомб:
- Частные — определяющие конкретный характер ущерба для цели: радиус и глубина воронки взрыва, толщина пробиваемой бомбой брони, радиус осколочного поражения, площадь зоны поражения для фугасных бомб и др.
- Обобщённые — определяющие необходимое количество попаданий в цель для его уничтожения или вывода из строя на заданное время, приведённую площадь поражения и т. д.
- Эксплуатационные характеристики — диапазон условий применения авиабомб: минимальные и максимальные значения скорости, высоты, угла пикирования и времени полёта; условия хранения, транспортировки, объём подготовки к боевому применению и т. д.
ЗиЛ-135МШ
Модификация специального назначения, не увидевшая серийного производства. Появилась в результате работы над крупным космическим проектом. Советские специалисты создали космический аппарат Н-1. Большой проблемой стала его транспортировка из Самары до космодрома Байконур. Комплекс Н-1 делился на несколько блоков, масса каждого из которых составляла не менее 10 тысяч килограмм. Оптимальным вариантом перевозки в те годы считалась железная дорога, но правила перевозки грузов требовали разделения Н-1 на более мелкие части, что не устроило инженеров проекта.
Опытный образец автомобиля собрали в 1967 году. Он получил уникальную конструкцию. Колёсная формула определялась как 4х4+2х2, чего прежде в истории автомобилестроения не видели. Пара передних колёс получила стойки с пневмогидравлическими амортизаторами, которые использовались на некоторых самолётах. Это позволяло менять высоту подвески в процессе движения.
Минимальный дорожный просвет — 1 метр. Каждое переднее колесо получило электродвигатель, установленный в ступицу. Мотор ЗиЛ-375 имел объём 7 литров и развивал до 180 лошадиных сил. Транспорт мог разгоняться до 20 километров в час, что превосходило показатели аналогичных вариантов того времени. Рулевой механизм позволял поворачивать передние колёса на 90 градусов. Это определяло высокую манёвренность машины таких габаритов. Для изготовления кабины использовали стеклопластик, её вынесли за пределы колёсной базы вперёд.
После окончания необходимых испытаний руководство проекта МШ перешло к другому человеку, который принял решение о прекращении работ. Он считал, что транспортировка Н-1 по пустынной местности опасна. Поэтому для транспортировки выбрали более дорогостоящие и неудобные варианты. Машину отложили в долгий ящик, информация о ней появилась в 1976 году в рамках проекта платформы с гидравлическими подвесками опор французской компании «Николя».
Фургон хлебный ГАЗ-3309 | ТСС Кавказ (АвтоГАЗсервис) (26auto.ru)
Боевые корабли основных классов
Командующие ВВС и ПВО:
Юпитер
Подвеска авиационных бомб[править]
Первоначально авиационные боеприпасы брались пилотом или другими членами экипажа в кабину, и просто руками выбрасывались при полёте над целью. В дальнейшем стали применяться различные дистанционные устройства подвески бомб на держатели, их приведения в активное состояние перед сбросом и непосредственно сам сброс.
При расположении боеприпасов внутри фюзеляжа (это называется “внутренняя подвеска”) конструктивно предусматриваются специальные отсеки вооружения (грузовые отсеки), закрываемые в полёте створками. Внутри такого отсека, как правило, находятся кассетные бомбовые держатели (КД), представляющие собой раму с направляющими, электрозамками, механизмами подъёма грузов, цепями блокирования и сброса, и т.д. На каждую кассету может подвешиваться несколько авиабомб в ряд. Также достаточно широко применяются различные контейнеры, которые снаряжаются боеприпасами на земле специально обученными людьми и поднимаются в грузоотсек уже полносью готовыми к применению. В грузоотсеке могут находиться и другие виды держателей и различных устройств для перевозки и применения различных грузов – балочные держатели, катапультные устройства и др.
При расположении боеприпасов снаружи на конструкции самолёта (“внешняя подвеска”) часто применяются универсальные многозамковые балочные держатели (МБД). Например, конструкция балочного держателя МБД3-У9 позволяет подвесить на него до девяти бомб калибра 250 кг. группами по три штуки. Также специализированные балочные держатели применяются для подвески ракетного оружия.
Процесс подвески авиабомб и грузов часто механизирован. Широко применяются лебёдки с ручным или электрическим приводом – в последнем случае для централизованного управления стандартными электролебёдками Бл-56 используется мобильный пульт управления на базе тележки ТСУЛ-56.
Необходимо отметить, что чем больше летательный аппарат, тем более гибко и универсально его боевое применение, допускающее множество комбинаций (вариантов загрузки) различными типами авиационных средств поражения (АСП). В отечественной авиации имеются машины, в которых предусмотрено до 300 различных вариантов загрузки, в зависимости от особенностей каждой конкретной задачи.
- Бомбовый отсек
- Узел подвески вооружения