Императрица мария (линкор)
Содержание:
- Тяжеловесы выходят на ринг
- Как воевал линкор
- Последующая судьба дредноута
- Чудеса в сундучке
- Жертвы и спасшиеся
- Интересные факты
- Германские шпионы
- Внешность и характер в оценках современников
- Убийственный ответ
- Борьба за живучесть
- Информация по салону
- Тяжеловесы выходят на ринг
- Сегодня мир сложен и опасен, отвести его от катастрофы гораздо труднее, чем полвека назад.
- Категории, связанные с освобождением
- Представители
- Класс опасности
- История службы
- Гибель линкора «Императрица Мария»
- Борьба за живучесть
- Основные тактико-технические характеристики линкора «Императрица Мария»
- Характеристики корабля
- Серия лучших линкоров
- История
- Тайна происхождения Марии
- Взрыв на рассвете
Тяжеловесы выходят на ринг
Черноморский флот получил корабль в июле 1915 года. Его приход означал конец царства всесильногоГёбена». Ведь шанс немцев на вторичный прорыв в Дарданеллы был очень мал. А серьёзных верфей в Турции(и времени на постройку) не имелось. Случись что с их линейным крейсером — второго взять им было бы неоткуда. Учитывая, что корабль — это ещё и политический фактор присутствия в Османской империи, немцы не могли позволить себе его потерять.
ПоэтомуГёбен» шарахался даже от собранных вместе старых броненосцев. Тем более, что у него оставались серьёзные возможности для рейдов и так — стоило только улучить момент, когда русские корабли уйдут в порт для обслуживания и пополнения топлива и провизии. С появлениемИмператрицы Марии» эта сладкая жизнь заканчивалась — теперь линкор и броненосцы могли подменять друг друга. А когда в октябре 1915-го кМарии» присоединилась втораяимператрица», однотипнаяЕкатерина Великая», дело стало ещё хуже.
Несколько разГёбен» чуть не попался новым кораблям — они вели по нему огонь, даже добивались накрытий, но повредить не смогли. Не сумев поймать быстроходный крейсер, русские линкоры выбрали другую тактику. Они стали прикрывать(от него же) рейды на турецкие угольные коммуникации в юго-западной части Чёрного моря — под самым боком у Константинополя. Дошло до того, что турки принялись возить уголь на небольших парусных судах — те хотя бы могли попробовать спрятаться в маленьких бухтах при появлении русских вымпелов.
Гёбен»
Результатом стали проблемы с топливом. Турки отчаянно экономили на обогреве, что стоило им серьёзных внутренних брожений. Эта экономия почти что угробила и любую активностьГёбена».
ЕщёМария» активно участвовала в рейдах на базы германских подлодок в Болгарии, а в июле 1916-го и вовсе обеспечивала минирование Босфора. Во многих из этих операций уже начинали проглядывать черты новой мировой войны — наряду с артиллерийскими кораблями в бомбардировках берега участвовали и гидропланы, действующие с гидроавиатранспорта.
Как воевал линкор
Осенью 1915 года накал морских сражений на Черном море достиг пика. Турция, союзница Австро-Венгрии, проявляла региональную активность, не менее агрессивно вел себя германский подводный флот. В ответ ЧФ подверг артиллерийской бомбардировке порты северного османского побережья — Эрегли, Килимли, Зунгулдак и Козлу. На флагманском линкоре, «Марии», осуществлял управление морскими операциями адмирал Колчак. На счету команды появлялись все новые потопленные вражеские корабли. Германский крейсер «Бреслау», спешивший на помощь турецкому флоту, в феврале не смог выполнить поставленной задачи и с трудом оторвался от русского линейного корабля, получив множественные повреждения. За весь 1916 год другой немецкий рейдер, «Габен», только трижды рискнул зайти в черноморский бассейн из Босфорского пролива, да то ненадолго и безуспешно. Из последнего своего похода в севастопольскую бухту линкор «Императрица Мария» вернулся 6 октября 1916 года.
Последующая судьба дредноута
Поскольку «Императрица Мария» затонула на сравнительно небольшой глубине, почти сразу после катастрофы корабль решили поднять со дна. Проект спасательных работ составил А.Н. Крылов. В конечном счете линкор заставили всплыть, причем водолазам удалось извлечь из внутренних помещений остатки боеприпасов. Затем перевернутый корабль отбуксировали в док, где с него сняли 130-мм пушки. Произошло это уже в августе 1918 года, когда в стране бушевала Гражданская война.
В 1927 году всё, что еще оставалось от когда-то грозного линкора, было распилено на металлолом. К сожалению, рассказы о том, что 305-мм орудия корабля затем использовались для обороны Севастополя, являются не более чем легендой.
Автор статьи:
Akiva Content
Чудеса в сундучке
Линейный корабль затонул на достаточно мелком месте в акватории главной базы Черноморского флота. Имелись все предпосылки, чтобы его поднять, отремонтировать и вернуть в строй. «Марию» подняли и ввели в сухой док. Аварийно-спасательными работами ведал инженер Сиденснер, а его помощником был назначен инженер-поручик корпуса корабельных инженеров Шапошников. И вот на какую находку наткнулся он в подбашенном отделении второй башни. Это был матросский сундучок, в котором лежали набор сапожных инструментов, две свечи, коробок спичек и пара матросских ботинок. Один чинёный, второй — с незаконченной починкой. У Шапошникова глаза полезли на лоб, когда он обнаружил, что вместо кожаных подмёток к башмакам пришиты пластины бездымного пороха вырезанные по форме, из полузарядов главного калибра линкора! Рядышком лежала пороховая пластина, ещё не разделанная для подшивки. Тут нужно кое-что пояснить. 305-миллиметровые орудия главного калибра русских дредноутов комплектовались из расчёта два полузаряда на каждый снаряд (100снарядов на ствол). Полузаряд представлял собой цилиндрический шёлковый мешок бездымного пороха, упакованный в железный контейнер-кокор с герметической крышкой, итого 600 на трёхорудийную башню. При слове «порох» перед мысленным взором обычно автоматически возникает чёрный порошок. В отношении бездымных порохов это абсолютно неверно! Бездымный порох — собственно, пластик, один из первых созданных человеком синтетических материалов. Грубо говоря, немного доработанный целлулоид. И выпускается он в самых разнообразных формах: тут и «макароны», неотличимые внешне от самых натуральных макарон, и ленты, и пластины, и даже «леска», и пороховые шашки самой причудливой конфигурации. Так вот, полузаряды 305-миллиметровых пушек «Марии» представляли собой пучки пластин (полосок) бездымного пороха, упакованные в цилиндрические шёлковые мешки-картузы. Можно ли заменить кожаную подметку башмака пластиковой? Странный вопрос — да сегодня 99% обуви имеют подошву и каблук из синтетики. Резина, неопрен, их бесчисленные аналоги, а «чисто кожу» можно купить только в элитных обувных магазинах, и то — зачем? Дефилировать дома? Пластик долговечней и практичней. Согласно предположению Шапошникова, в первой башне 305-миллиметровых орудии, видимо, имелся такой же сапожник-умелец, что и во второй.
Жертвы и спасшиеся
В отличие от многих других морских катастроф, в этой большей части команды выжить удалось. Из 1260 членов экипажа сразу погибли по разным данным от 152 до 216 человек. Число раненых и обожженных составило от полутора сотен до 232 человек. Несмотря на оказанную срочную медицинскую помощь, умерли в госпиталях еще полторы сотни моряков. Таким образом, гибель линкора «Императрица Мария» повлекла смерть трехсот пятидесяти человек (по максимальной оценке), что составляет примерно 28% всей команды. Жертв могло быть намного больше, но, к счастью, почти все моряки, которые не несли вахтенной службы, участвовали в молебне, происходившем на кормовой палубе. Что называется, Бог спас.
Интересные факты
Германские шпионы
В пользу «диверсионной» гипотезы также говорят некоторые обстоятельства. На корабле проводились ремонтные работы, контроль доступа был слабым, и что могло бы помешать лазутчику подложить в погреб микровзрыватель, подобный тому, что был обнаружен на итальянском дредноуте «Леонардо да Винчи» летом 1915-го? Тем более что многие люки не запирались. Еще один факт говорит на первый взгляд в пользу шпионского вредительства: в 1933 году органами НКВД была обезврежена резидентура немецкой разведки во главе с неким Верманом. По словам арестованного, он был завербован еще до революции. И интересовался достижениями военной русской электротехники, в том числе и схемами «Императрицы Марии». Внимания этому тогда чекисты не придали. Был ли Верман шпионом, неизвестно, тогда люди признавались в чем угодно.
Корабль был порезан на металлолом в 1926 году. Осталась лишь память о том, каким был линкор «Императрица Мария». Модель его есть в музее Нахимова, на родине флотоводца — в Смоленской области. Еще один искусно выполненный макет — в крупном масштабе — украшает экспозицию Николаевского Музея истории судостроения и флота.
Внешность и характер в оценках современников
Фрейлина Тютчева так описывает Марию Александровну: «Я сказала, что, когда я впервые увидела великую княгиню, ей было уже 28 лет. Тем не менее она выглядела еще очень молодой. Она всю жизнь сохранила эту молодую наружность, так что в 40 лет её можно было принять за женщину лет тридцати. Несмотря на высокий рост и стройность, она была такая худенькая и хрупкая, что не производила на первый взгляд впечатление belle femme; но она была необычайно изящна, тем совершенно особым изяществом, какое можно найти на старых немецких картинах, в мадоннах Альбрехта Дюрера…<…> Черты её не были правильны.
Портрет Марии Александровны кисти К. Робертсон.1849-51 гг., Эрмитаж.
Прекрасны были её чудные волосы, её нежный цвет лица, её большие голубые, немного навыкат, глаза, смотревшие кротко и проникновенно. Профиль её не был красив, так как нос не отличался правильностью, а подбородок несколько отступал назад. Рот был тонкий, со сжатыми губами, свидетельствовавший о сдержанности, без малейших признаков способности к воодушевлению или порывам, а едва заметная ироническая улыбка представляла странный контраст к выражению её глаз. Я настаиваю на всех этих подробностях потому, что я редко видала человека, лицо и наружность которого лучше выражали оттенки и контрасты его внутреннего чрезвычайно сложного „я“».
По воспоминаниям современников Мария Александровна обладала исключительной добротой, искренностью и вниманием к людям. Она была очень набожна и строго соблюдала церковные догматы
У императрицы было очень развито чувство долга.
«Это прежде всего была душа чрезвычайно искренняя и глубоко религиозная, но эта душа, как и её телесная оболочка, казалось, вышла из рамки средневековой картины….Душа великой княгини была из тех, которые принадлежат монастырю. Вот подходящая обстановка для этой души, чистой, сосредоточенной, неизменно устремленной ко всему божественному и священному, но не умевшей проявить себя с той горячей и живой отзывчивостью, которая сама и дает и получает радость от соприкосновения с людьми».
Мария Александровна (186?)
Цесаревич Александр (будущий император Александр II) так представлял свою невесту её будущему законоучителю Г. Т
Меглицкому: «Его Высочество изволил обратить внимание на Её Высочество, и сказать, что я найду в ней самую невинную душу, готовую к принятию всякого добра»
Сестра Александра II Ольга писала : «Мари не хватало мягкости и привлекающей к себе сердечной веселости. Было только немного людей, которые сумели к ней приблизиться. <…> Вообще она считалась женщиной большого сердца и чувства, но её улыбка все чаще была грустной.»
Историк, правовед К. Д. Кавелин, который преподавал историю цесаревичу Николаю Александровичу, пишет об общем впечатлении «застенчивости и робости», которое возникло у него при встрече с императрицей в 1857 г. «Намерения и чувства, без сомнения, — самые лучшие, но в мыслях видна нетвёрдость, неясность, нерешительность, которые характеризуют жертву событий, а не владычицу их».
Адмирал Д. С. Арсеньев, который был воспитателем её младших сыновей, пишет: «императрица жила только для исполнения своей высокой обязанности (Императрицы, супруги и матери), чуждая всякой суетности и мелкой жизни, была к себе самой очень строга, но в отношении к своему супругу и своим детям думала, что нельзя требовать от других такого возвышенного и строгого взгляда на жизнь».
Военный министр Д. А. Милютин пишет об императрице « <…> внушила мне чувство благоговейного почтения. Это была святая женщина в нравственном отношении и вместе с тем высокого ума и образования».
Король Баварии Людвиг II писал, что императрица Мария Александровна, которая гостила в его замке Берг в 1868 г., «осенена ореолом святой».
Убийственный ответ
К счастью, слухи о стремлении Турции обзавестись линкорами даром не прошли. Флотское начальство осознавало свою уязвимость на Чёрном море. А поступающие со стороны южного соседа новости позволяли проталкивать через Думу выделение средств на нужные линкоры.
Заложили четыре «черноморских» дредноута. По концепции это были «балтийские» линкоры типа «Севастополь» с усиленным бронированием и вооружением минус скорость и запас хода. Причём увеличить мощность артиллерии удалось весьма изящно — за счёт утяжеления снаряда. По расчётам, эффективность новых 12-дюймовых боеприпасов против бронированных кораблей была такой же, как у 13,5-дюймовых орудий линкоров, заказанных турками в Англии.
И головным кораблём этой серии стала «Императрица Мария».
«Императрица Мария» покидает завод, 24 июня 1915 года
Борьба за живучесть
Моряки в течение всей катастрофы действовали согласно Уставу и выполняли обязанности так, как велело штатное расписание. В 7:20 матросы четвертого каземата, находившиеся на вахте, заметили странное шипение, исходившее из-за перегородки погреба соседней с ними носовой башни. Они сразу доложили своему непосредственному начальнику о происходящем, успели раскатать пожарные шланги и подали воду. На это ушло всего две минуты. Сменившиеся после вахты матросы в это время умывались перед отдыхом, все они были сожжены адским пламенем взрыва. Электропитание было нарушено, свет погас. Взрывы продолжались (всего их прогремело 25), детонировали снаряды 130-мм калибра. Тем временем по приказу старшего инженера-механика мичман Игнатьев пытался запустить пожарные помпы. Это ему не удалось, отважный моряк погиб. Попытка затопить погреба второй носовой башни для создания водяного барьера также оказалась безуспешной, на это просто не хватило времени. Понимая, что всем не спастись, начальники давали команду матросам уходить, а сами оставались на верную смерть, пытаясь выполнить свой долг. После подъема корабля были найдены и преданы земле останки героев…
Информация по салону
Тяжеловесы выходят на ринг
Черноморский флот получил корабль в июле 1915 года. Его приход означал конец царства всесильного «Гёбена». Ведь шанс немцев на вторичный прорыв в Дарданеллы был очень мал. А серьёзных верфей в Турции (и времени на постройку) не имелось. Случись что с их линейным крейсером — второго взять им было бы неоткуда. Учитывая, что корабль — это ещё и политический фактор присутствия в Османской империи, немцы не могли позволить себе его потерять.
Поэтому «Гёбен» шарахался даже от собранных вместе старых броненосцев. Тем более, что у него оставались серьёзные возможности для рейдов и так — стоило только улучить момент, когда русские корабли уйдут в порт для обслуживания и пополнения топлива и провизии. С появлением «Императрицы Марии» эта сладкая жизнь заканчивалась — теперь линкор и броненосцы могли подменять друг друга. А когда в октябре 1915-го к «Марии» присоединилась вторая «императрица», однотипная «Екатерина Великая», дело стало ещё хуже.
Несколько раз «Гёбен» чуть не попался новым кораблям — они вели по нему огонь, даже добивались накрытий, но повредить не смогли. Не сумев поймать быстроходный крейсер, русские линкоры выбрали другую тактику. Они стали прикрывать (от него же) рейды на турецкие угольные коммуникации в юго-западной части Чёрного моря — под самым боком у Константинополя. Дошло до того, что турки принялись возить уголь на небольших парусных судах — те хотя бы могли попробовать спрятаться в маленьких бухтах при появлении русских вымпелов.
«Гёбен»
Результатом стали проблемы с топливом. Турки отчаянно экономили на обогреве, что стоило им серьёзных внутренних брожений. Эта экономия почти что угробила и любую активность «Гёбена».
Ещё «Мария» активно участвовала в рейдах на базы германских подлодок в Болгарии, а в июле 1916-го и вовсе обеспечивала минирование Босфора. Во многих из этих операций уже начинали проглядывать черты новой мировой войны — наряду с артиллерийскими кораблями в бомбардировках берега участвовали и гидропланы, действующие с гидроавиатранспорта.
Сегодня мир сложен и опасен, отвести его от катастрофы гораздо труднее, чем полвека назад.
Категории, связанные с освобождением
Представители
Название | Судоверфь | Закладка | Спуск на воду | Принятие навооружение | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
Императрица Мария | Руссуд | 17 октября | 19 октября | 25 августа | затонул 7 октября при взрыве погреба |
Император Александр III /Воля | Руссуд | 17 октября 1911 | 2 апреля | 15 июня | снят с вооружения 29 октября , пущен на слом в |
Императрица Екатерина Великая /Свободная Россия | ОНЗиВ | 17 октября 1911 | 24 мая 1914 | 5 октября 1915 | затоплен эсминцем «Керчь» 18 июня |
Император Николай I /Демократия/Соборна Украина | ОНЗиВ | 9 июня 1914 | 5 октября | не достроен, пущен на слом в — |
Сравнительные характеристики капитальных кораблей | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
«Султан Осман I»() | «Гельголанд» | «Севастополь» | «Yavuz Sultan Selim»() | «Императрица Мария» | «Решадие» () | |
Класс | линкор | линейный крейсер | линкор | |||
Год закладки | 1910 | 1908 | 1909 | 1909 | 1911 | 1911 |
Год ввода в строй | 1914 | 1911 | 1914 | 1912 | 1915 | 1914 |
Водоизмещение нормальное, т | 28 296 | 22 808 | 23 000 | 22 979 | 23 413 | 23 144 |
Полное, т | 31 354 | 24 700 | 25 580 | 25 400 | 24 500 | 25 654 |
Размерения, м (××) | 204,7×27×8,2 | 167,2×28,5×8,2 | 181,2×26,9×8,5 | 186,6×29,4×8,77 | 168×27,3×9 | 170,5×28×8,6 |
Номинальная мощность СУ, л. с. | 34 000 | 28 000 | 42 000 | 52 000 | 26 000 | 26 500 |
Проектная максимальная скорость, узлы | 22 | 20,5 | 23 | 25,5 | 21 | 21 |
Дальность, миль (на скорости, узлы) | 7000 (10) | 5500 (10) | 3000 (10) | 4120 (14) | 2960 (10) | 5300 (10) |
Бронирование, мм | ||||||
Главный пояс | 229 | 300 | 225+50 | 270 | 262,5+50 | 229-305 |
Верхний пояс | 152 | 170-250 | 225+50 | 200 | 262,5+50 | 203 |
Башни, лоб | 305 | 300 | 203 | 230 | 250 | 279 |
Барбеты | 229 | 300 | 150 | 200—230 | 250 | 254 |
Рубка | 254 | 400 | 250 | 300 | 300 | 254 |
Палуба | 88—51 | 80—55 | 38+25 | 50—30 | 38+25 | 65—25 |
Вооружение | ||||||
Главный калибр | 7×2-305-мм/46 | 6×2-305-мм/50 | 4×3-305-мм/52 | 5×2-280-мм/50 | 4×3-305-мм/52 | 5×2-343-мм/45 |
Вспомогательный | 14×152-мм/50 4×57-мм | 14×150-мм/45 14×88-мм/45 | 16×120-мм/50 2×63-мм | 12×150-мм/45 12×88-мм/45 | 20×130-мм/55 8×75-мм | 16×152-мм/50 4×57-мм |
Торпедное вооружение | 3×1-533-мм ТА | 6×1-500-мм ТА | 4×1-450-мм ТА | 4×1-500-мм ТА | 4×1-450-мм ТА | 4×1-533-мм ТА |
Класс опасности
В соответствии с принятой классификацией шашки «Мухояр» относятся к веществам третьей степени опасности. Это означает, что данное средство является малоопасным веществом, но не стоит забывать, что в основе его состава находится перметрин – токсичный инсектицид, поэтому некоторая угроза все равно имеется.
Негативные последствия могут наступить в следующих случаях:
- Попадание ядовитого дыма в дыхательные пути.
- Попадание любого количества вещества на слизистые оболочки.
- Попадание любого количества вещества внутрь организма.
- Несоблюдение правил противопожарной безопасности.
- Несоблюдение условий хранения средства.
- Использование средства не по назначению.
История службы
Корабль «Императрица Мария» был заложен был заложен в Николаеве в 1826 году и после спуска на воду в 17 октября 1827 года вошёл в состав Черноморский флот.
Принимал участие в русско-турецкой войне. 24 августа 1828 года присоединился к флоту, находившемуся у Варны, доставив туда из Николаева 920 солдат и офицеров. 3 сентября на корабле проходили переговоры между адмиралом А. С. Грейгом и капудан-пашой, на которых капудан-паша отказался сдать крепость. 4 и 5 сентября корабль принимал участие в бомбардировке крепости.
2 октября ушёл от Варны с императором Николаем I на борту. На пути в Россию попал в сильный шторм и получил серьёзные повреждения — у корабля были сломаны фор-стеньга, грот- и брам-стеньги, утлегарь, бом-утлегарь. К 8 октября корабль добрался до Одессы, доставив туда императора, после чего ушёл в Севастополь. 17 января 1829 года вернулся в Варну во главе отряда под флагом контр-адмирала И. И. Стожевского.
15 февраля в составе эскадры доставил десант к Сизополю. Принимал участие в подавлении береговых батарей, после чего крепость капитулировала. 11 марта в составе отряда подошёл к крепости Ахиолло, но из-за мелей не мог подойти к берегу для бомбардировки и вынужден был вернуться в Сизополь по погодным условиям. В марте 1829 года совместно с линейным кораблем «Пармен» доставлял войска из Варны в Сизополь. 28 марта принимал участие в отражении нападения турецких войск на Сизополь, ведя артиллерийский огонь по противнику.
С апреля по июнь 1829 года в составе эскадры А. С. Грейга трижды выходил к проливу Босфор. В июле 1829 года перевозил больных и раненых в Севастополь, а обратным рейсом — войска в Сизополь. В того же года в составе эскадры крейсировал в районе Сизополь — Босфор — Инада — Мидия — Босфор — СизопольА к 17 октября вернулся в Севастополь.
В 1830 году присоединился к эскадре контр-адмирала М. Н. Кумани, в составе которой перевозил войска из портов Румелии в Россию. В 1833 году принимал участие в экспедиции Черноморского флота на Босфор.
6 марта во главе отряда под флагом контр-адмирала М. Н. Кумани пришел из Севастополя в Одессу, где принял на борт войска и к 24 марта доставил их в Буюк-дере. 28 июня эскадра, в составе которой находилась и «Императрица Мария», приняла на борт войска и доставила в Феодосию, а к 22 июля вернулась в Севастополь.
В 1834 году корабль подвергся тимберовке. В составе эскадр выходил в практические плавания в Чёрное море в 1834—1840 годах.
В марте—апреле 1837 года принимал участие в доставке войск 13-й дивизии из Одессы в Севастополь в составе эскадры.
В 1843 году корабль «Императрица Мария» переоборудован в блокшив.
Гибель линкора «Императрица Мария»
Сигнал «побудка» традиционно подавался на кораблях Черноморского флота ровно в шесть часов утра. Так было и в роковой день 20 октября 1916 года. Вот только через двадцать минут после того, как раздался этот сигнал, «Императрицу Марию» сотряс неожиданный взрыв. Высота образовавшегося огненного столба достигла 300 метров.
Эпицентр взрыва находился в районе зарядных погребов носовой башни дредноута. Находившиеся поблизости от этого места матросы еще за пять минут до начала катастрофы услышали зловещее шипение и вспышки пламени, вырывавшегося из вентиляционных отверстий. На корабле успели сыграть тревогу и развернуть пожарные рукава. К сожалению, попытка залить огонь успехом не увенчалась.
Первый взрыв практически уничтожил мостик, обрушил носовую трубу и покорежил палубу. Кроме того, исчезла боевая рубка. Сразу же погибло и было немало людей, причем часть пострадавших ударная волна сбросила за борт. Кроме того. взрыв вывел из строя электропроводку и пожарные насосы.
Стремясь спасти корабль, экипаж затопил погреба уцелевших башен. Портовые службы, отреагировав на катастрофу, направили к «Императрице Марии» вспомогательные суда, с которых были поданы пожарные шланги. В это время корабль сотрясали новые взрывы, но гораздо более мелкие. Скорее всего, в это время еще можно было предотвратить затопление линкора, отбуксировав его на мель, но этого почему-то не сделали. В 7.02 последовал еще один взрыв, даже более мощный, чем первоначальный.
Фотография, запечатлевшая взрыв на линкоре «Императрица Мария».
Наклонившись вначале на нос, а затем завалившись на правый борт, «Императрица Мария» перевернулась и пошла ко дну. Глубина в месте её затопления составляла около восемнадцати метров. Таким образом, по злой иронии судьбы, линкор разделил судьбу затопленного в бухте Севастополя парусного корабля «Императрица Мария», в честь которого он и получил своё название.
Погибло в результате этой катастрофы 225 «нижних чинов», инженер-механик и два кондуктора. Большей части экипажа удалось спастись.
Расследование, проведенное специальной комиссией, прибывшей из столицы на следующий день после гибели «Императрицы Марии», показало, что первый взрыв был вызван детонацией снарядов главного калибра в носовом погребе, а последующие – детонацией в погребах вспомогательной артиллерии и в торпедных аппаратах. По какой причине возник пожар, приведший ко всем этим взрывам, установить не удалось. Рассматривались в основном три версии:
- Самовозгорание пороха. Этой версии, в частности, придерживался адмирал Колчак, сталкивавшийся с подобным явлением во время службы на Балтике.
- Небрежность или халатность экипажа. Последующие проверки показали, что с дисциплиной на линкоре имелись немалые проблемы.
- Диверсия. На этой версии настаивал морской министр адмирал Григорович. По его мнению, германские или турецкие агенты, или же нанятые ими люди вполне могли подложить в артиллерийские погреба корабля «адскую машину».
«Императрица Мария», поднятая и отбуксированная в док.
В последующие годы версия о подложенной «адской машине» получила наибольшую популярность. В частности, говорилось о некоем Викторе Бермане, который якобы признал свою причастность к гибели линкора в ходе допросов в ОГПУ уже в 30-е годы. Но Берман, как это достоверно известно, задолго до катастрофы был выслан в Сибирь, где и оставался на протяжении всей Гражданской войны.
Подвергается сомнению и мотивация возможной диверсии – ведь даже после гибели «Императрицы Марии» на Черном море всё еще оставалось два таких же дредноута, так что никакого выигрыша турки не получили.
Борьба за живучесть
Моряки в течение всей катастрофы действовали согласно Уставу и выполняли обязанности так, как велело штатное расписание. В 7:20 матросы четвертого каземата, находившиеся на вахте, заметили странное шипение, исходившее из-за перегородки погреба соседней с ними носовой башни. Они сразу доложили своему непосредственному начальнику о происходящем, успели раскатать пожарные шланги и подали воду. На это ушло всего две минуты. Сменившиеся после вахты матросы в это время умывались перед отдыхом, все они были сожжены адским пламенем взрыва. Электропитание было нарушено, свет погас. Взрывы продолжались (всего их прогремело 25), детонировали снаряды 130-мм калибра. Тем временем по приказу старшего инженера-механика мичман Игнатьев пытался запустить пожарные помпы. Это ему не удалось, отважный моряк погиб. Попытка затопить погреба второй носовой башни для создания водяного барьера также оказалась безуспешной, на это просто не хватило времени. Понимая, что всем не спастись, начальники давали команду матросам уходить, а сами оставались на верную смерть, пытаясь выполнить свой долг. После подъема корабля были найдены и преданы земле останки героев…
Основные тактико-технические характеристики линкора «Императрица Мария»
Одной из особенностей черноморских дредноутов является их взаимная «непохожесть». Возникла она как вследствие целого ряда доработок проекта, выполнявшихся в ходе строительства, так и из-за того, что изготовлением линкоров занимались разные предприятия. Наиболее важные характеристики головного корабля серии, «Императрицы Марии», были таковы:
Длина корабля | 168 м |
Осадка | 9м |
Ширина корпуса | 27,3 м |
Полное водоизмещение | 25 465 тонн |
Нормальное водоизмещение | 22 600 тонн |
Мощность силовой установки (общая) | 33 200 л.с. |
Максимальная скорость (на испытаниях) | 21,5 узла |
Численность экипажа | 1220 человек (включая офицеров) |
Дальность плавания | 3000 морских миль (на скорости в 12 узлов) |
Наиболее защищенной частью линкора являлась рубка, покрытая трёхсотмиллиметровой броней. Толщина основного броневого пояса изменялась в пределах от 125 до 262 мм. Две палубы имели броневую защиту в 25 мм, и одна – в 37 мм. Толщина башен составляла 250 мм.
Силовая установка состояла из двадцати паровых котлов и четырех турбин, приводивших в движение гребные винты.
Характеристики корабля
Линкор «Императрица Мария» был кораблем во всех отношениях выдающимся. Он шел стремительно, развивая скорость почти в 24 узла (около 40 км/ч) при загрузке 2 тыс. т угля и 600 т мазута имел автономность в восемь дней, команда состояла из 1260 матросов и офицеров. Силовая установка — турбинного типа, она состояла из двух машин по 10 000 л. с.
Линкоры – особый тип военно-морской техники, они отличаются высоким уровнем артиллерийской вооруженности. Четыре орудийные башни были оснащены тремя 12-дюймовыми орудиями (производства знаменитого Обуховского завода) каждая. Помимо главного калибра, был представлен и вспомогательный, в количестве 32 шт. Эти пушки имели различное назначение, в их числе были и зенитные, что указывало на способность русских инженеров мыслить перспективно и учитывать растущую угрозу воздушного нападения. Была еще одна конструктивная особенность, которой отличался линкор «Императрица Мария». Чертежи надстроек были составлены с учетом максимального увеличения сектора ведения огня, поэтому мощь залпа мало зависела от угла цели по отношению к курсу.
Выходы торпедных аппаратов располагались ниже ватерлинии, что было революционным достижением в то время. Опоясывал корпус слой брони толщиной в 250 мм, ею была защищена и палуба. Особых слов заслуживает и система электрообеспечения корабля. Линкор «Императрица Мария» питали энергией шесть динамо-машин (сегодня их называют генераторами). Все тяжелые механизмы вращались электромоторами, в частности, на каждой артиллерийской башне их было 22 шт.
Такой корабль мог бы выполнять боевые задачи даже в наше время.
Серия лучших линкоров
Вопреки расхожему мнению, происхождение которого объяснимо специфическим подходом советских партийных руководителей к отечественной дореволюционной истории, Российская империя отсталой страной не была. Открытия наших ученых навсегда вошли в сокровищницу мировой науки. Русские электротехники разработали первые в мире трехфазные системы электропитания, изобрели асинхронный двигатель и беспроводную связь. Все эти достижения нашли свое применение в конструкции новых кораблей Императорского флота, запущенных в серию в 1911 году. Их было три: линкор «Императрица Мария» стал первым из них. «Императрица Екатерина Великая» и «Император Александр III» в целом повторяли его конструктивные решения, хотя, как это чаще всего бывает, строились с учетом возникающих во время производственного процесса новых идей. Уже весной 1914 года головная единица была спущена на воду. Произошло это как нельзя кстати. Мировая война, начавшаяся вроде бы внезапно с выстрелов, прогремевших в Сараево, неожиданностью на самом деле не была. Линкоры типа «Императрица Мария» существенно выравнивали баланс сил на предполагаемом морском театре военных действий. Русский флот залечивал цусимские раны.
История
Тайна происхождения Марии
Александр влюбился. Семья принялась собирать сведения о девушке. Мария жила довольно замкнуто, и о ней почти никто ничего не знал. Но сведения оказались положительными: несмотря на молодость, девушка была серьезной, доброй и религиозной. Правда, мать Александра императрица Александра Федоровна была против брака. Дело в том, что ходили слухи, будто Мария вовсе не была родной дочерью герцога Гессенского, а была рождена от барона Августа де Гранси. Несмотря на то, что герцог признал Марию и ее брата Александра своими детьми, он все же поселил их отдельно, так что это только подтверждало теорию. Но Николай I и Александр смогли уговорить императрицу съездить в Дармштадт, чтобы познакомиться с невесткой. Девушка понравилась Александре Федоровне, и согласие на брак было получено. В 1840 году было объявлено о помолвке.
Взрыв на рассвете
Утром 20 октября 1916 года весь Севастополь потряс оглушительный взрыв. Стоящий в Северной бухте линейный корабль «Императрица Мария» взлетел на воздух
Оставшиеся в живых очевидцы рассказывали, что в 6 часов 20 минут утра матросы каземата №4 обратили внимание на сильное шипение, которое слышалось из носовой башни главного калибра. После из люков и вентиляторов повалил дым, появилось пламя
Была объявлена пожарная тревога, матросы бросились тушить пожар, но сильнейший взрыв снёс всех матросов. Следующий взрыв вырвал стальную мачту линкора и подбросил броневую рубку. После начали взрываться погреба.
По тревоге к кораблю подошли спасательные буксиры и пожарные катера. Они растаскивали стоявшие вблизи горящего линкора другие корабли и тушили пожар. Вскорости на корабль прибыл командующий флотом Колчак, который и возглавил спасательные работы. Но помочь линкору уже было невозможно. Через 50 минут произошёл ещё один взрыв, который по мощности превзошёл первый. Корабль лёг на правый борт, перевернулся вверх килем и быстро ушёл на дно. Погибли 152 человека, ещё почти столько же скончались впоследствии в госпиталях от ран и ожогов.