Магатэ: на пути к мирному атому

Типы

МАГАТЭ: ликвидация аварии в Чернобыле

В апреле 1986 года в СССР случилось чрезвычайное происшествие – прогремел взрыв на АЭС в Чернобыле. МАГАТЭ как международная организация не могла остаться в стороне.

Ее усилиями собирались финансовые и материальные средства, которые направлялись в Советский Союз для устранения последствий страшной катастрофы. Сотрудники МАГАТЭ проводили всевозможные экспертизы по выявлению причин взрыва на электростанции. На сегодняшний день Чернобыль остается в зоне внимания МАГАТЭ. Регулярно проводятся экспедиции в аварийное место, где эксперты проверяют состояние саркофага, который был сооружен на месте аварии в 1986 году.

Чернобыльская катастрофа послужила причиной разработки рекомендаций на случай техногенных происшествий.

Лента новостей

График дат, имеющих значение для гарантий МАГАТЭ
Год Месяц Событие
1953 г. Декабрь Речь Эйзенхауэра «Атомы для мира»
1954 г. Предлагается МАГАТЭ
1955-56 Переговоры с МАГАТЭ
1957 г. МАГАТЭ создано ООН для содействия использованию ядерной энергии в мирных целях

Первая Генеральная конференция МАГАТЭ в Вене

1958 г. Петиция Линуса Полинга в ООН с призывом к международному соглашению о прекращении испытаний ядерной бомбы

Римский договор Евратома

1961 г. сентябрь США и Советский Союз подписывают Совместное заявление о согласованных принципах ведения переговоров по разоружению или Соглашения Макклоя-Зорина
1961 г. Декабрь Генеральная Ассамблея ООН принимает Соглашение Макклоя-Зорина
1961 г. Открытие первых лабораторий МАГАТЭ в Зайберсдорфе
1963 г. Советский Союз подписал Договор о частичном запрещении испытаний
1965 г. INFCIRC / 66
1967 Подписан договор о запрещении использования ядерного оружия в космосе на орбите Земли
1967 OPANAL
1968 г. ДНЯО подписан в Вашингтоне, Москве и Лондоне.
1970 г. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) вступил в силу
1970 г. апреля В Вене начинаются переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ)
1971 г. Установлены всеобъемлющие гарантии (INFCIRC / 153)
1975 г. Создана Группа ядерных поставщиков (ГЯП)
1980 г. Физическая защита ядерных материалов подписана в Нью-Йорке
1981 г. США ратифицируют Дополнительный протокол I к Договору Тлателокло, согласно которому территории США в Латинской Америке были включены в зоны, свободные от ядерного оружия
1982 г. Основание Фонда мира в ядерный век
1984 Южная Африка и МАГАТЭ ведут переговоры о гарантиях
1986 г. Произошла авария на Чернобыльской АЭС
1990 г. ЮАР начинает демонтаж шести ядерных боезарядов
1991 г. Группа действий Ирака создана для проведения ядерных инспекций внутри страны.
1992 г. Северная Корея выполняет свое соглашение о всеобъемлющих гарантиях МАГАТЭ через шесть лет после подписания ДНЯО. Несоответствия заявленным материалам в Северной Корее побудили МАГАТЭ действовать и потребовать проверки на объектах, но Северная Корея отказала в доступе.
1993 г. Северная Корея обращается с просьбой о выходе из ДНЯО, но решение было отменено за день до того, как выход был оформлен.

МАГАТЭ сообщает, что КНДР не соблюдает свои соглашения о гарантиях, и проверка ядерного материала, используемого только в мирных целях, не может быть подтверждена

1994 г. КНДР выходит из членства в МАГАТЭ
1997 г. INFCIRC / 540 (Дополнительный протокол) доступен для подписей
2004 г. Южная Корея производит небольшое количество оружейного материала
2005 г. Выявлены необъявленные ядерные эксперименты в Египте
2011 г. Резолюция Генеральной конференции МАГАТЭ — «Повышение действенности и эффективности соглашений о гарантиях».
2015 г. Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) был подписан США, Российской Федерацией, Китаем, Великобританией, Францией и Германией с Исламской Республикой Иран, чтобы закрепить соглашение о том, что ядерная программа последней остается исключительно мирной.
2017 г. Договор о запрещении ядерного оружия открытый для подписания

Функции и цели

Штаб-квартира МАГАТЭ в Вене

Агентство было создано как независимая межправительственная организация в системе ООН, а с появлением Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), его работа приобрела особое значение, поскольку ДНЯО сделал обязательным для каждого государства-участника заключить с МАГАТЭ соглашение о гарантиях.

Цель работы Агентства в стране — констатировать, что работы в мирной ядерной области не переключаются на военные цели. Государство, подписывая такое соглашение, как бы гарантирует, что не проводит исследований военной направленности, поэтому этот документ и называется соглашением о гарантиях. При этом МАГАТЭ — орган сугубо технический. Оно не может давать политической оценки деятельности того или иного государства. МАГАТЭ не вправе строить догадки — Агентство работает только с наличными фактами, основывая свои выводы исключительно на осязаемом результате инспекций. Система гарантий МАГАТЭ не может физически воспрепятствовать переключению ядерного материала с мирных целей на военные, а только позволяет обнаружить переключение находящегося под гарантиями материала или использование не по назначению поставленной под гарантии установки и инициировать рассмотрение таких фактов в ООН

При этом выводы Агентства отличаются крайней осторожностью и корректностью.

В функции Агентства входит:

  • поощрение исследований и разработок по мирному использованию атомной энергии;
  • поощрение обмена научными достижениями и методами;
  • формирование и применение системы гарантий того, что гражданские ядерные программы и разработки не будут использоваться в военных целях;
  • разработка, установление и адаптация норм в области здравоохранения и безопасности.

Ссылки

Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония.

Стр.722, Международное право: Учебник/ответственный редактор Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Международные отношения, Юрайт- Издат., 2007, 816с.

Стр.722, Международное право: Учебник/ответственный редактор Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Международные отношения, Юрайт- Издат., 2007, 816с.

Стр.722, Международное право: Учебник/ответственный редактор Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Международные отношения, Юрайт- Издат., 2007, 816с.

ec.europa.eu/programmes/horizon2020/en/official documents

ec.europa.eu/energy/en/topics/nuclear-energy

Новым председателем Комиссии был избран заместитель Министра энергетики Республики Беларусь М.И.Михадюк. Данное решение вступило в действие с 1 января 2015 года.

Участники: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина.

1. Экспертная группа по координации выполнения Рамочной Программы в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года.

2. Методологическое обеспечение реализации проектов в рамках деятельности Комиссии

4. Гармонизация нормативной правовой и нормативно-технической базы в области мирного использования атомной энергии государств — участников СНГ. Рабочая группа в настоящее время разрабатывает две концепции: Концепцию комплекса соглашений и других нормативных актов, устанавливающих требования к контролю поставок продукции для атомных отраслей государств-участников СНГ и Концепцию создания межгосударственного интеграционного центра по сбору, анализу информации и методическому обеспечению вопросов нормативного правового и нормативно-технического регулирования в области мирного использования атомной энергии.

5. Адаптация и внедрение в странах СНГ международных стандартов в области применения промышленных радиационных технологий и обеспечения радиационной безопасности.

6. Создание системы управления интеллектуальной собственностью в области мирного использования атомной энергии с целью формирования и эффективного использования интеллектуального капитала государств – участников СНГ.

Гарантии на практике

Работа инспектора по гарантиям

Инспекторы по гарантиям сначала назначаются Генеральным директором МАГАТЭ, затем утверждаются Советом управляющих, назначаются государством и получают привилегии и иммунитеты от государств-членов, в которых они назначены для проведения инспекций. Инспекторы несут ответственность за проведение трех проверок: Проверка информации о конструкции (DIV), проверка и дополнительный доступ (CA).

Проверка проектной информации (DIV) влечет за собой подтверждение конструктивных особенностей объекта и проверку точности и достоверности конструктивных особенностей. Эта деятельность осуществляется в соответствии с соглашением о всеобъемлющих гарантиях, в соответствии с которым все подписавшие стороны соблюдают положения и правила гарантий.

Второе мероприятие, требуемое соглашениями о всеобъемлющих гарантиях, — это инспекция установок. Целью инспекции является проверка того, что ядерный материал не перенаправлен и установки не используются неправильно для производства незаявленного ядерного материала.

Наконец, дополнительный доступ (CA) осуществляется в соответствии с дополнительным протоколом. Целью дополнительного доступа является подтверждение отсутствия незаявленной ядерной деятельности / материала, ответы на вопросы, устранение несоответствий и подтверждение статуса снятого с эксплуатации.

Реализация

Инспекция по гарантиям атомной электростанции

Защитные меры реализуются в рамках годового цикла и включают четыре основных процесса:

  1. сбор и оценка всей информации, относящейся к гарантиям,
  2. разработка подхода к гарантиям с учетом специфики государства,
  3. планирование, проведение и оценка деятельности по гарантиям, и
  4. составление выводов о гарантиях.

МАГАТЭ готовит Отчет об осуществлении гарантий (SIR) для каждой страны и делает выводы о гарантиях на основе информации, собранной в ходе инспекций, а также посредством дистанционного мониторинга и сбора информации. Заключения о гарантиях дают международному сообществу уверенность в том, что государства соблюдают свои соглашения, соблюдая обязательства по гарантиям

В некоторых случаях можно сделать вывод, что меры предосторожности не были окончательными. Выводы о гарантиях документируются в ежегодном отчете об осуществлении гарантий, который представляется Совету управляющих на его июньском заседании.

Помощь государствам

МАГАТЭ предлагает государствам-членам ряд полезных услуг, включая помощника по оформлению необходимой документации и помощь с мерами гарантий.

История

История гарантий МАГАТЭ начинается на переднем плане ядерного режима, для которого дебаты по поводу захоронения оставшихся расщепляющихся материалов были главной заботой. Выступление Дуайта Эйзенхауэра « Атом для мира» в 1953 году было первым шагом на пути к установлению регулирования ядерной деятельности, чтобы гарантировать, что только мирные цели способствуют научному развитию. В нем предлагалось, чтобы государства с оставшимся делящимся материалом вносили вклад в международный топливный банк. МАГАТЭ было предложено в 1954 году с миссией по контролю за распределением и утилизацией использованных ядерных материалов. Переговоры о гарантиях вызывали споры из-за идеи, что они будут препятствовать развитию ядерной энергетики. Однако гарантии помогают укрепить грань между использованием ядерной энергии в мирных целях и созданием оружейного материала, который может служить военным целям. Хотя гарантии являются лишь частью режима ядерного нераспространения, они лежат в основе инспекций и проверки и обеспечивают уверенность в том, что распространение не происходит в государствах, объявленных обладающими ядерным оружием, а также в государствах, не обладающих ядерным оружием.

Страны участники МАГАТЭ. Список и количество

1957 год – 56 стран: Австралия, Австрия, Албания, Аргентина, Афганистан, Беларусь, Болгария, Бразилия, Ватикан, Великобритания, Венесуэла, Венгрия, Вьетнам, Гаити, Гватемала, Германия, Греция, Дания, Доминиканская Республика, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Куба, Люксембург, Марокко, Мьянма, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Пакистан, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Республика Корея, Республика Югославия, Российская Федерация, Румыния, Сальвадор, США, Таиланд, Тунис, Турция, Украина, Франция, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, Эфиопия, Южно-Африканская Республика, Япония.

1958 год – 64 страны: Бельгия, Иран, Люксембург, Мексика, Судан, Филиппины, Финляндия, Эквадор

1959 год – 65 стран: Ирак

1960 год – 69 стран: Гана, Колумбия, Сенегал, Чили

1961 год  – 72 страны: Демократическая Республика Конго, Ливан, Мали

1962 год – 74 страны: Либерия, Саудовская Аравия

1963 год – 80 стран: Алжир, Боливия, Кот-д’Ивуар, Ливию, Сирию, Уругвай

1964 год – 84 страны: Габон, Камерун, Кувейт, Нигерия

1965 год – 89 стран: Кения, Кипр, Коста-Рика, Мадагаскар, Ямайка

1966 год – 91 страна: Иордания, Панама

1967 год – 94 страны: Сингапур, Сьерра-Леоне, Уганда

1968 год – 95 стран: Лихтенштейн

1969 год – 98 стран: Замбия, Малайзия, Нигер

1970 год – 99 стран: Ирландия

1972 год – 100 стран: Бангладеш

1973 год – 101 страна: Монголия

1974 год – 103 страны: КНДР, Маврикий

1976 год – 106 стран: Катар, ОАЭ, Танзания

1977 год – 107 стран: Никарагуа

1983 год – 108 стран: Намибия

1984 год – 109 стран: Китай

1986 год – 110 стран: Зимбабве

1992 год – 112 стран: Словения, Эстония

1993 год – 117 стран: Армения, Литва, Словакия, Хорватия, Чехия

1994 год – 121 страна: Бывшая Югославская Республика Македония, Йемен, Казахстан, Маршалловы острова, Узбекистан, Йемен. Из состава вышла КНДР

1995 год – 122 страны: Босния и Герцеговина

1996 год – 123 страны: Грузия

1997 год – 126 стран: Латвия, Мальта, Молдова

1998 год – 127 стран: Буркина-Фасо

1999 год – 129 стран: Ангола, Бенин

2000 год – 130 стран: Таджикистан

2001 год – 132 страны: Азербайджан, Сербия (наследница Республики Югославия), Центрально-Африканская Республика

2002 год – 134 страны: Ботсвана, Эритрея

2003 год – 137 стран: Гондурас, Кыргызстан, Сейшельские острова

2004 год – 138 стран: Мавритания

2005 год – 139 стран: Чад

2006 год – 143 страны: Белиз, Малави, Мозамбик, Черногория

2007 год – 143 страны: Кабо-Верде (соглашение не ратифицировано)

2008 год – 145 страны: Непал, Палау

2009 год – 151 страна: Бахрейн, Бурунди, Камбоджа, Конго, Лесото, Оман

2011 год – 152 страны: Лаос, Тонга (соглашение не ратифицировано)

2012 год – 158 стран: Доминика, Папуа Новая Гвинея, Руанда, Того, Тринидад и Тобаго, Фиджи

2013 год – 160 стран: Сан-Марино, Свазиленд

2014 год – 162 страны:Багамские Острова, Бруней-Даруссалам, Коморские Острова (соглашение не ратифицировано)

2015 год – 167 стран: Антигуа и Барбуда, Барбадос, Вануату, Гвиана, Джибути

2016 год – 168 стран: Туркменистан, Сент-Люсия (соглашение не ратифицировано)Сент-Винсент и Гренадины (соглашение не ратифицировано)Гамбия (соглашение не ратифицировано).

Страны выделенные курсивом – Кабо-ВердеКоморские островаСент-ЛюсияСент-Винсент и ГренадиныГамбииТонга – получили одобрение на вступление в МАГАТЭ, но до сих пор не ратифицировали соглашение о членстве в организации в своей стране.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, WHO)

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, англ. World Health Organization, WHO) – ООН, состоящее из 194 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения населения Земли. Она была основана в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве в Швейцарии.

В специализированную группу ООН, кроме ВОЗ, входят ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры), Международная организация труда (МОТ), ЮНИСЕФ (Фонд помощи детям).

Страна-член ООН становится членом ВОЗ, приняв Устав. Страна не член ООН принимается в члены ВОЗ простым большинством голосов Генеральной ассамблеи здравоохранения. Территории, не правомочные выступать субъектами международных отношений, могут быть приняты в ВОЗ в качестве ассоциативных членов на основании заявлений, сделанных от их имени членом ВОЗ или другим полномочным органом, ответственным за международные отношения этих территорий.

Задачи ВОЗ:

  • предоставление международных рекомендаций в области здравоохранения;
  • установление стандартов здравоохранения;
  • сотрудничество с правительствами стран в области усиления национальных программ здравоохранения;
  • разработка и передача соответствующих технологий, информации и стандартов здравоохранения.

Сферы деятельности ВОЗ:

  • укрепление и совершенствование национальных служб здравоохранения;
  • предупреждение неинфекционных и инфекционных заболеваний и борьба с ними;
  • охрана и оздоровление окружающей среды;
  • охрана здоровья матери и ребёнка;
  • подготовка медицинских кадров;
  • развитие медико-биологических исследований;
  • санитарная статистика.

 Сайт: http://www.who.int/ru/

Организационная структура и финансовые ресурсы

Директивными органами МАГАТЭ являются Совет управляющих и Генеральная конференция. В Генеральной конференции участвуют
представители всех государств – членов МАГАТЭ. В Совет управляющих входят 35 членов, 13 из которых назначаются Советом, а
22 избираются Генеральной конференцией. На Секретариат, который возглавляет Генеральный директор, возлагается обязанность
осуществления программы МАГАТЭ после ее утверждения Советом и Генеральной конференцией.
Финансовые ресурсы МАГАТЭ делятся на две категории: регулярный бюджет и добровольные взносы.

Финансовые ресурсы МАГАТЭ делятся на две категории: регулярный бюджет и добровольные взносы. Общий объем ресурсов на
2012 год составил 333 млн. евро.

Совет управляющих

Совет управляющих обычно собирается пять раз в год. Он
рассматривает отчетность, программу и бюджет МАГАТЭ и
представляет Генеральной конференции рекомендации по этим
вопросам и рассматривает также заявления о приеме в члены
Агентства. Кроме того, он утверждает соглашения о гарантиях и
публикацию норм безопасности МАГАТЭ, а также уполномочен
назначать Генерального директора, который утверждается Генеральной конференцией. В случае несоблюдения той или иной
страной ее обязательств по гарантиям Совет принимает решение
о дальнейших шагах: от обращения с просьбой представить
разъяснение до возможной передачи вопроса на рассмотрение
Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

Генеральная конференция

Генеральная конференция, в которой представлены все
государства-члены, созывается один раз в год для рассмотрения,
помимо прочих вопросов, доклада Совета управляющих за
предыдущий год, утверждения отчетности, программы и
бюджета, а также утверждения поступивших заявлений о приеме
в члены Агентства. Она уполномочена запрашивать у Совета
доклады по любым вопросам, относящимся к функциям МАГАТЭ.
Во время своей очередной ежегодной сессии Конференция
проводит общую дискуссию по основным направлениям
деятельности и программе МАГАТЭ и рассматривает различные
вопросы, представленные ей Советом, Генеральным директором
и отдельными государствами-членами.

Секретариат

Секретариат МАГАТЭ, в котором работает свыше
2300 сотрудников категории специалистов и вспомогательного
состава, осуществляет программы и деятельность,
утвержденные директивными органами Агентства. Секретариат
возглавляет Генеральный директор, который является главным
административным должностным лицом и назначается на
четырехлетний срок. Ему помогают заместители Генерального
директора, возглавляющие шесть департаментов:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector