Вертолет ми-38: история создания, описание конструкции и характеристики
Содержание:
- Содержание
- Силовая установка
- Описание конструкции
- Плюсы и минусы
- Примечания
- Мировые рекорды
- Технические показатели
- Общее описание
- «Изготовлен из новых материалов»
- Эксплуатанты
- Описание конструкции
- Экскурс в историю машин КБ им. Миля и отечественных достижений
- Нейтронное оружие и политика
- Салон Ми-38
- Производство
- История создания
- Внешнее сравнение Ми-8 и Ми-38
- Вопросы безопасности
- Технические показатели
- Сталин, штурмовик Ил-2 и вредители
- Технические характеристики автомобиля ГАЗ-66
- Мировые рекорды
- Вы здесь
Содержание
Силовая установка
В идеале мощность, требуемая для эффективной эксплуатации машины, составляет 5000 л. с. Ее развивают два двигателя. Существовало два варианта комплектации силовой установки Ми-38. 2 турбовальных двигателя «Пратт энд Уитни Кэнада» развивают нужное усилие, обеспечивая требуемые экономические показатели. Управляет их работой бустерная система, обладающая тройным резервированием. Такая схема диктовалась высоким экспортным потенциалом новой машины. В 1990 году предполагалось, что она будет производиться специально созданным СП «Евромиль», акционерами которого станут завод им. Миля, Казанский вертолётный и НПО им. В.Я.Климова. Надежды, однако, не оправдались, европейский концерн через 13 лет покинул состав правления совместного предприятия, хотя продолжает сотрудничать с ним на взаимовыгодных условиях. Скорее всего, серийные образцы будут комплектоваться климовскими моторами ТВ7-117В, которые не хуже заокеанских аналогов, хотя обладают несколько меньшей мощностью (2 х 2350 = 4700 л.с.,) но вполне успешно смогут поднимать Ми-38. Вертолет, характеристики которого пострадают от этого незначительно, останется независимым от импортных поставок.
Описание конструкции
Вертолет Ми-38 выполнен по традиционной для ОКБ им. Миля схеме с одним несущим и одним рулевым винтом и управляемым стабилизатором на хвостовой балке. Вертолет оснащен трехопорным неубирающимся энергопоглощающим шасси: даже при падении машины с высоты 15 метров топливо гарантированно не воспламенится.
Фюзеляж вертолета типа полумонокок, он выполнен из дюралюминия и композитных материалов. Из них изготовлены носовой обтекатель, панели кабины пилотов, обтекатели хвостовой балки, капоты двигателей. Двигатели Ми-38 расположены за редуктором, что несколько необычно для вертолетов ОКБ им. Миля. Такая компоновка сделала машину не только более красивой и изящной, но и улучшило ее аэродинамические свойства и летные характеристики. Кроме того, подобная схема уменьшает уровень шума и вибрации в кабине и делает вертолет более безопасным в случае аварийной посадки.
В носовой части вертолета расположен метеолокатор, сверху он прикрыт радиопрозрачным обтекателем.
Кабина пилотов находится в передней части машины, а большую часть фюзеляжа занимает просторный грузовой отсек. Его длина составляет 8,7 метра, ширина — 2,34 м, а высота — 1,82 м. Объем грузовой кабины – почти тридцать кубических метров. В задней ее части находится грузовой люк, погрузка и разгрузка осуществляется с помощью рампы. Есть и боковая дверь, она оснащена трапом.
Ми-38 оснащен шестилопастным несущим винтом с изменяемым шагом и рулевым винтом с четырьмя лопастями Х-образной формы. Подобный винт впервые в отечественном вертолетостроении был использован на Ми-28. Втулка несущего винта машины оснащена эластомерными подшипниками. Лопасти несущего и рулевого винта изготовлены из стеклопластика, что делает их ресурс практически неограниченным. Следует отметить, что и ресурсы основных систем и агрегатов Ми-38 в несколько раз превосходят те, что были использованы на Ми-8 или Ми-17.
Пассажирская модификация вертолета предназначена для перевозки тридцати персон, шаг кресел в салоне — 0,765 м, а ширина прохода — 0,38 м.
Для создания комфортных условий для пассажиров и членов экипажа кабины оснащены системами вентиляции и кондиционирования. В салоне для пассажиров предусмотрен буфет, туалет, отделение для размещения багажа.
Если говорить о пассажирской модификации вертолета, то ее планируют выпускать в трех вариантах: общей, VIP и медицинской. «Люксовый» вариант вертолёта будет иметь роскошный салон вместимостью двенадцать человек и дальность полета в 700 км. Медицинский Ми-38 будет способен перевозить шестнадцать лежачих больных и медицинский персонал.
Салон вертолета оборудован выходами и люками для спасения в случаях непредвиденных ситуаций. На борту есть спасательные жилеты для экипажа и пассажиров, спасательный плот и аварийная радиостанция, работающая в УКВ-диапазоне. Вертолет может быть оборудован системой для аварийного приводнения.
Система электроснабжения Ми-8 дублированная, гидросистема состоит из трех автономных подсистем. Под полом грузовой кабины расположены топливная система, состоящая из шести мягких баков общим объемом 3796 литра. В грузовой кабине можно установить дополнительный топливный бак.
На серийных машинах будут установлены отечественные турбовальные двигатели ТВ7-117В с максимальной мощностью 3 750 л. с. Первоначально на вертолет планировали установить американские моторы PW127TS, однако после конфликта с Грузией в 2008 году США запретили их продажу в Россию.
Ми-38 имеет трехопорное неубирающееся шасси, что несколько ухудшает его аэродинамику, но в то же время уменьшает взлетную массу и упрощает конструкцию.
Ми-38 оснащен современным пилотажно-навигационным комплексом, системой спутниковой навигации, навигационным метеолокатором. На Ми-38 установлена автоматизированная система контроля состояния бортовых систем, что значительно уменьшает затраты и трудоемкость его обслуживания. Кабина пилотов оснащена современными жидкокристаллическими экранами, на которые выводится информация относительно работы систем вертолета. Для управления машиной достаточно и одного пилота.
Плюсы и минусы
Куботан несомненно обладает рядом преимуществ и недостатков. Среди положительных сторон стоит отметить:
он по своей сути является брелком для ключей, следовательно легальным для ношения и использования предметом
В случае необходимости защиты от нападающего маловероятно, что его использование каким-либо образом попадет под уголовную статью;
является одним из видов безопасного и действенного оружия, которым не получится нанести ущерб по неосторожности;
если его носят вместе с ключами, то применение его достигает двойного эффекта; легкий и недорогой в своем изготовлении.. Из недостатков можно выделить следующее:
Из недостатков можно выделить следующее:
- для применения необходимо находиться в непосредственной близости от противника, что может быть очень опасно;
- под видом куботана достаточно легко завуалировать запрещенное законом оружие. Например, трехглавую явару с шилом внутри либо другой колюще-режущий предмет.
Обратите внимание: явара – это ударно-дробящее оружие, которое использовать в РФ запрещено!
Примечания
Мировые рекорды
- На XIV чемпионате по вертолётному спорту, проходившем с 22 по 26 августа 2012 года на подмосковном аэродроме Дракино, лётчики-испытатели Московского вертолётного завода им. Миля на Ми-38 преодолели высотную планку в 8600 метров и установили новый мировой рекорд высоты полёта для вертолётов, а также рекорд скороподъёмности без груза на высоту в 3000 м за 6 минут в классе E-1h (категория FAI для вертолётов взлётной массой от 10 до 20 тонн). Рекорд был побит 15 августа 2013 вертолётом Ми-8МСБ с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, который поднялся на высоту 9150 метров.
- 10 сентября 2012 года на аэродроме ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля» Ми-38 установил рекорд подъёма коммерческого груза в 1000 кг на высоту 8000 м. Экипаж: Александр Климов (командир экипажа), Салават Садриев (второй пилот), Сергей Серёгин (штурман), Игорь Клеванцев (ведущий инженер).
- Рекорд подъёма груза 2000 кг на высоту 7020 м. Экипаж: Салават Садриев (командир экипажа), Владимир Кутанин (второй пилот), Сергей Серёгин (штурман), Николай Соловьев (ведущий инженер).
Технические показатели
Во-первых, выросла практическая дальность. При полном запасе топлива, равном 3796 литров, вертолет Ми-38 может пролететь 800 км (у Ми-8, в зависимости от модификации, этот показатель колеблется от 425 до 590 км). Стала объемнее грузовая кабина, ее размеры составляют 8630 мм (длина), 2400 мм (ширина) и 1850 мм (высота). Грузоподъемность достигла 6 тонн. Выросла и скорость: у Ми-8 она составляла в среднем 225 км/ч, что на 65 км/ч ниже, чем у Ми-38. Технические характеристики новой машины выгодно отличаются и в плане потолка, в 2012 году на ней был установлен мировой рекорд, составивший 8600 м, но в следующем году выяснилось, что и вертолет-ветеран Ми-8МСБ, если его оснастить двигателями нового типа ТВ3-117ВМА-СБМ1В, тоже кое на что способен. Он поднялся на новую рекордную высоту в 9150 метров. Скороподъемность, однако, осталась «непобитой»: за 6 минут набрать три тысячи метров может только Ми-38. Характеристики этой машины, таким образом, обещают ей долгую и успешную карьеру и в Аэрофлоте, и в ВВС, и за рубежом.
Общее описание
В большой стране достаточно работы для вертолёта Ми-38, нужно перевозить грузы, пассажиров, проводить поисково-спасательные операции, перевозить раненых в современных летающих госпиталях. Для первых лиц государства Российского и VIP-персон нужны ещё и винтокрылые машины класса люкс – надёжные воздушные лимузины. Всё это новое поколение Ми-8 – Ми-38. Пришло время сменить заслуженных железных старичков – пришла достойная смена. Как и своему предшественнику Ми-8, у Ми-38 нет равных в мире. Приятным для пассажиров будет внешний вид машины и увеличенная площадь остекления иллюминаторов.
«Изготовлен из новых материалов»
Ми-38 будет выпускаться как для гражданских нужд, так и по заказу воздушно-космических сил. В войска машина будет поставляться в транспортной модификации. В мае 2019 года замминистра обороны России Алексей Криворучко сообщил, что на базе вертолёта будет создан новый воздушный пункт управления.
В комментарии RT генерал-майор, заслуженный лётчик РФ Владимир Попов подчеркнул, что Ми-38 будет востребован при проведении десантных и диверсионных операций. Кроме того, машина обладает характеристиками, позволяющими выполнять миссии в условиях высокогорья.
- Ми-38-2 на Международном авиационно-космическом салоне — 2017 в Жуковском
- РИА Новости
«В войсках эта машина особенно востребована, когда необходимо доставить группу из 20—30 военнослужащих с вооружением и специальной техникой. Для таких оперативных задач Ми-8 не подходит, а использование тяжёлого Ми-26 представляется избыточным. Эксплуатация Ми-38 позволит выполнять подобные операции эффективно и в поставленные командованием сроки. Также не исключено, что в будущем Ми-38 может стать платформой для создания воздушного госпиталя в армейских частях ВВС», — пояснил Попов.
Между тем «Вертолёты России» рассчитывают и на экспортный успех машины. В конце марта 2019 года вертолёт был представлен на международной выставке LIMA-2019 в Малайзии. Как утверждают в холдинге, ближайшим конкурентом Ми-38 на зарубежном рынке является французский Airbus Helicopters H225, обладающий аналогичной грузоподъемностью.
«Технологически Ми-38 изготовлен из новых материалов. А двигатели вертолёта по топливной эффективности на 15—25% лучше аналогов, стоящих на Ми-8. Возможности машины позволяют использовать её для самых разных задач. Это грузовые и пассажирские перевозки, ликвидация природных и техногенных катастроф. На мой взгляд, машина будет востребована в Индии, Китае, Малайзии, на Филиппинах, в Аргентине, Бразилии и других государствах, знакомых с Ми-8», — рассказал Попов.
Эксплуатанты
Ми-26 ВВС России на МАКС-2009
Ми-26 ВВС России: вид сзади
Состоят на вооружении
- Алжир Алжир — 8 Ми-26Т2 на 2018 год. Всего заказано 14 единиц .
- Белоруссия Белоруссия— После распада СССР досталось 12 шт., 6 на хранение, 3 Ми-26 в лётном состоянии на 2017 год .
- Венесуэла Венесуэла — 3 Ми-26Т2, по состоянию на 2016 год
- Индия Индия — 4 Ми-26, по состоянию на 2016 год. Планируемое использование: в качестве тяжёлых вертолётов-эвакуаторов.
- Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго — 2 Ми-26, по состоянию на 2015 год.
- Казахстан Казахстан — После распада СССР досталось 20 шт., 16 на хранение,2 Ми-26ТЗ в ВВС и 2 Ми-26Т в МЧС (Казавиаспас) по состоянию на 2017 год.
- Камбоджа Камбоджа — 2 Ми-26, по состоянию на 2016 год.
- КНР КНР — 4 Ми-26, по состоянию на 2016 год.
- КНДР КНДР — 4 Ми-26, по состоянию на 2016 год.
- Лаос Лаос — 1 Ми-26, по состоянию на 2016 год.
- Мексика Мексика — 1 Ми-26, по состоянию на 2013 год.
- Перу Перу — 3 Ми-26T на хранении (с 2007 года), по состоянию на 2016 год.
- Россия Россия
- Воздушно-космические силы Российской Федерации — 41 Ми-26/Ми-26Т, по состоянию на 2017 год.
- Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации — 6 Ми-26, по состоянию на 2018 год.
- Войска национальной гвардии России — 10 Ми-26, по состоянию на 2016 год.
- Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея — 1 Ми-26, по состоянию на 2016 год.
- Иордания Иордания — 1 Ми-26Т2, по состоянию на 2018 год. Всего было заказано 4 вёртолёта
Сняты с вооружения
- Молдавия Молдавия — единственный молдавский Ми-26 (регистрационный номер ER-MCV), принадлежавший компании Pecotox-Air, был сбит в Афганистане в 2009 году. Экипаж, состоящий из украинских лётчиков, погиб.
- Украина Украина — После распада СССР досталось 22 шт., на 2017 год 16 Ми-26 состоят на хранении.
- Узбекистан Узбекистан — 1 Ми-26, на хранении.
Гражданские
Ми-26Т МЧС Казахстана
- МЧС России — 5 Ми-26Т, по состоянию на 2015 год
- Авиакомпания СКОЛ — 11 Ми-26Т, по состоянию на 2016 год
- ЮТэйр — 25 Ми-26Т, по состоянию на 2016 год
- Вертикаль-Т — 10 Ми-26Т, по состоянию на 2013 год
- 2-й Архангельский объединённый авиаотряд — 4 Ми-26, по состоянию на 2017 год.
- Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь — 2 Ми-26 (р/н EW-260TF и EW-300TF), по состоянию на 2013 год
- МЧС Казахстана — 2 Ми-26Т, по состоянию на 2013 год
- Роствертол-Авиа — 3 Ми-26Т, по состоянию на 2014 год, ожидается поставка одного Ми-26Т до конца 2014-го года
Описание конструкции
Ми-38 выполнен по классической схеме с 6-лопастным несущим винтом с управляемым шагом, 4-лопастным Х-образным рулевым винтом (впервые применён на Ми-28) и управляемым стабилизатором, лопасти изготовлены из стеклопластиков методом намотки, при этом их ресурс практически не ограничен. Втулка винта с эластомерными подшипниками. Фюзеляж типа полумонокок выполнен из дюралюминия, несиловые элементы выполнены из 3-слойных композитных панелей (носовой обтекатель, верхняя панель кабины пилотов, капоты двигателей, верхняя створка рампы и обтекатель килевой балки). В носовой части под радиопрозрачным обтекателем находится метеолокатор. Шасси вертолёта энергопоглощающее, при падении с высоты 15 м возгорание топлива исключено.
Расположение двух двигателей за редуктором позволило улучшить аэродинамику и ЛТХ вертолёта.
Размеры грузовой кабины значительно увеличены: длина составляет 8,7 м, ширина 2,34 м, высота 1,82 м, объём 29,5 м³. Ми-38 способен нести до 5 т груза внутри кабины и до 6 т на внешней подвеске. На вертолёте погрузка грузов осуществляется при помощи рампы. Боковые двери сдвижные, на правом борту установлена лебёдка грузоподъёмностью 300 кг.
Экскурс в историю машин КБ им. Миля и отечественных достижений
В 1961 году 9 июля Ми-8 сделал свой первый полёт. И нет места на земле, где бы Ми-8 не летал, будь-то в Арктике, Антарктике или на экваторе, на суше или на море, где он не использовался бы в мирных и военных целях. Он служит в армии для десантно-штурмовых операций и работает грузовым и пассажирским воздушным транспортом, краном, госпиталем, спасателем в 100 странах, включая США, Канаду. Ему отдали предпочтение по грузоподъёмности, скорости, высоте, надёжности, неприхотливости и стоимости. Казанскому вертолётному заводу было суждено стать серийным производителем Ми-38, чьи работы не раз приводили к созданию макетов в 80-х и 90-х гг.
Совершенствование Ми-8 задумывалось в Казани с 1983 г. – макет 1987 г. В 1991 году ими же был разработан макет, в 1994-м была попытка привлечения компании Eurocopter, хоть отечественному вертолёту нет равных в мире с момента их появления (после экономического анализа иностранцам в сотрудничестве отказали). Сообщение ИТАР-ТАСС от октября 2011-го г. «Новинку протестировали, подняв в небо на 8,5 км» (на ещё российско-украинских двигателях). Всегда желанный для организаторов мировых выставок он был продемонстрирован в салоне «МАКС-2015». Тогда и узнали все, что он имеет новые силовые установки ТВ-7-117В управляемые и контролируемые ИЦК (интегрированным цифровым комплексом) с выводом на ЖК-экраны всех показателей контроля и управления.
Нейтронное оружие и политика
Напротив, нейтронная пушка, физически будучи другим подвидом нейтронного оружия, есть также разновидность пучкового оружия, и как любое пучковое оружие, нейтронная пушка будет сочетать мощность и избирательность поражающего воздействия и не будет оружием массового поражения.
Салон Ми-38
Похожее
Ми-28Н Ночной охотник Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История
Вертолет Ми-24 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Ка-52 Аллигатор Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История
Вертолет Ми-8 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ми-26 Двигатели. Размеры. Грузоподъемность. История. Дальность полета
Вертолет AH-64 Апач Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Ка-50 Чёрная акула Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История
Вертолет CH-47 Чинук Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ми-6 Грузоподъемность. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ми-2 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Белл UH-1 Ирокез Вооружение. Скорость. Размеры. Двигатель
Вертолет Ми-12 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность
Вертолет Ми-4 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ка-27 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ка-26 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ка-226 Двигатели. Размеры. История. Вес. Дальность полета
Вертолет Ка-62 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ми-38 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ми-14 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Як-24 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность
Вертолет Ми-1 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ми-34 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ми-10 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность
Вертолет Ка-29 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ка-60 Касатка Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет В-7 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет AH-1 Кобра Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ка-25 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ка-10 Двигатель. Размеры. История. Вес. Дальность полета
Вертолет Ка-118 Двигатель. Размеры. История. Грузоподъемность
Вертолет Ка-8 Иркутянин Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ка-15 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Статический потолок
Вертолет Ка-22 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ка-126 Двигатель. Размеры. История. Грузоподъемность
Вертолет Ка-31 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Статический потолок
Вертолет Ка-37 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ка-18 Двигатель. Размеры. История. Вес. Дальность полета
Производство
Начало серийного производства вертолёта Ми-38 в Казани, на Казанском вертолётном заводе, планировалось на 2015 год; на конец 2014 г. велась активная подготовка к производству, был заложен фюзеляж первого серийного Ми-38.
В августе 2015 года на МАКС-2015 был подписан контракт с ОДК на поставку до 2019 года 50 двигателей ТВ7−117В (для 25 машин — по два двигателя на единицу).
Однако, на начало 2017 года серийное производство вертолётов ещё не началось.
Сертификат на типовую конструкцию среднего транспортного вертолёта Ми-38 выдан Федеральным агентством воздушного транспорта 30 декабря 2015 года. Как ожидается, в 2017 году будет проведена сертификация вертолёта в пассажирской версии, а в дальнейшем будут созданы и сертифицированы модификации для поисково-спасательных работ и оффшорных операций.
10 января 2018 года было сообщено о запуске серийного производства вертолёта Ми-38 на Казанском вертолётостроительном заводе.
2 декабря 2019 года заявлено о передаче Министерству обороны РФ первого экземпляра Ми-38Т, а 31 декабря была поставлена вторая машина. Всего заказ предусматривает постройку 15 вертолётов.
История создания
Еще в начале 80-х годов в руководстве гражданской авиации СССР появилось понимание, что надежная и проверенная машина Ми-8 уже устарела, и необходимо искать ей замену. Подобное мнение разделяли и в ОКБ им. Миля. Исходя из этого, началась разработка нового советского среднего вертолета, он получил наименование Ми-38.
Согласно разработанному проекту, вертолет Ми-38 по своим техническим характеристикам значительно превосходил Ми-8: по топливной эффективности в 1,7 раза, по приведенной производительности — в 2 раза и имел коммерческую нагрузку в 5 тонн (Ми-8–3 тонны).
Кроме того, Ми-38 обладал более мощными двигателями, повысился уровень безопасности машины, а новый комплекс пилотажно-навигационного оборудования позволял пилотировать вертолет даже одному летчику.
В 1989 году модель новой машины была представлена на международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже.
Распад Советского Союза принес не только серьезные вызовы, но и дал новые возможности, о которых можно было и не мечтать ранее. Новым милевским вертолетом заинтересовались европейцы. В 1994 году был подписан договор о создании совместного предприятия ЗАО «Евромиль», в который вошли ОКБ им. Миля, КВЗ и европейский концерн Eurocopter.
Европейцы разрабатывали пилотажно-навигационное оборудование, систему управления, занимались дизайном салона. Eurocopter также отвечал за продвижение Ми-38 на западных рынках.
В 1995 году доработанный макет вертолета был представлен на выставке МАКС-95.
В 1999 году было принято решение установить на вертолет Ми-38 американские двигатели Pratt&Whitney PW-127T/S. 22 декабря 2003 года (по другой информации 25 августа 2004 года) Ми-38 впервые поднялся в воздух. В октябре 2004 года он совершил перелет из Казани в Московскую область.
Первый этап программы завершился успехом, новый вертолет успешно прошел начальные испытания, были подтверждены его основные летно-технические характеристики. Однако из-за установки на машину западных двигателей и оборудования значительно увеличилась стоимость вертолета, он стал в несколько раз дороже Ми-8.
В 2013 году был изготовлен третий опытный вертолет, оснащенный российскими двигателями ТВ7-117В. В конце года начались его испытательные полеты.
Последний предсерийный образец Ми-38 был изготовлен на Казанском вертолетном заводе в 2014 году. Он предназначен для проведения сертификации машины. Испытательные полеты начались 20 октября 2014 года. На вертолете установлена ударопрочная топливная система компании Aerazur и иллюминаторы большего размера.
В настоящее время в Казани ведется подготовка к началу серийного производства вертолета, уже проводятся работы над созданием фюзеляжа первого серийного Ми-38. Заключен контракт на поставку пятидесяти двигателей ТВ7−117В до 2020 года.
В ОКБ им. Миля и на Казанском вертолетном заводе на Ми-38 возлагают большие надежды, руководство предприятий уверено, что новый вертолет будет востребован не только в России, но и в странах ближнего зарубежья, в государствах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки – традиционных рынках для машин ОКБ им. Миля.
Хотя, с реализацией нового вертолета могут возникнуть проблемы. Дело в том, что когда начиналась его разработка, считалось, что Ми-8 на рубеже столетий окончательно устареет, а его место на рынке без проблем займет новая машина с современной эргономикой и более продвинутыми техническими характеристиками. Однако вышло немного по-другому.
Оказалось, что заслуженного ветерана Ми-8 рано списывать со счетов: эта машина была подвергнута многочисленным модернизациям, и ее последние модификации вполне соответствуют реалиям времени. Ми-8 получил современную авионику, его грузоподъемность повысилась до 4-5 тонн, более мощные двигатели (например, ВК-2500), вертолет привели в соответствие жестким западным сертификационным требованиям. В итоге получилось, что современные модификации Ми-8 имеют лучшее соотношение «цена/эффективность», чем Ми-38. Возможно, что Ми-8 не настолько удобен для пилотов и пассажиров, как Ми-38, однако он значительно дешевле, что зачастую гораздо важнее для заказчиков.
Внешнее сравнение Ми-8 и Ми-38
На первый взгляд есть много сходного в общих принципах, по которым построены вертолеты Ми-8 и Ми-38. Фото машины демонстрирует определенную преемственность, проявленную в расположении главных узлов и агрегатов. Фюзеляж выполнен по полумонококовой схеме, с плоским полом и округлым аэродинамическим потолком. Шасси неубираемые, трехопорные, несущий винт пятилопастный. Кабина пилота в нижней части непрозрачна, в отличие от фонаря Ми-8. Форма носовой части заострена, вверху над ней нет привычных выступающих обтекателей воздухозаборников турбин. Рулевой винт четырехлопастный. Объемные топливные баки, расположенные у Ми-8 по бортам в нижней части фюзеляжа, спрятаны внутрь Ми-38. Технические характеристики, однако, у этих двух сравниваемых машин существенно отличаются.
Вопросы безопасности
Для успешного прохождения международной сертификации любой авиапроизводитель должен обеспечить выполнение ряда условий международной организации ИКАО. Всего на настоящий момент произведено четыре опытных экземпляра. Последний Ми-38 (ОП-4) отличается от предыдущего наличием топливной системы, выдерживающей сильные удары о грунт. Таким образом, достигается высокий уровень пожаробезопасности. Шасси, гасящие импульс от столкновения с землей при высоких скоростях снижения, также являются мерой повышения живучести экипажа и пассажиров при возникновении внештатной ситуации, но они были конструктивно предусмотрены уже при разработке предыдущих экземпляров (ОП-2 и ОП-3) вертолета Ми-38.
2014 год стал датой завершения всех испытательных мероприятий и окончанием предварительных проектных работ. После запуска серийного производства усовершенствование конструкции, несомненно, будет продолжено, в том числе и в аспекте повышения безопасности эксплуатации.
Технические показатели
Во-первых, выросла практическая дальность. При полном запасе топлива, равном 3796 литров, вертолет Ми-38 может пролететь 800 км (у Ми-8, в зависимости от модификации, этот показатель колеблется от 425 до 590 км). Стала объемнее грузовая кабина, ее размеры составляют 8630 мм (длина), 2400 мм (ширина) и 1850 мм (высота). Грузоподъемность достигла 6 тонн. Выросла и скорость: у Ми-8 она составляла в среднем 225 км/ч, что на 65 км/ч ниже, чем у Ми-38. Технические характеристики новой машины выгодно отличаются и в плане потолка, в 2012 году на ней был установлен мировой рекорд, составивший 8600 м, но в следующем году выяснилось, что и вертолет-ветеран Ми-8МСБ, если его оснастить двигателями нового типа ТВ3-117ВМА-СБМ1В, тоже кое на что способен. Он поднялся на новую рекордную высоту в 9150 метров. Скороподъемность, однако, осталась «непобитой»: за 6 минут набрать три тысячи метров может только Ми-38. Характеристики этой машины, таким образом, обещают ей долгую и успешную карьеру и в Аэрофлоте, и в ВВС, и за рубежом.
Сталин, штурмовик Ил-2 и вредители
25.05.2018
«Судьба знаменитого оружия Победы, могучего самолета-штурмовика Ил-2 складывалась непросто. Если бы не личное вмешательство товарища Сталина фронт мог бы так и не получить отличную боевую машину.
Конструктор Ильюшин создал опытные образцы нового самолета незадолго до войны. Первоначально самолет задумывался и разрабатывался в двухместном варианте.
Пилот вел машину и управлял мощным пушечным вооружением для стрельбы по курсу самолета. Чтобы защищать штурмовик от вражеских истребителей сзади была устроена кабина стрелка-радиста с пулеметной установкой.
В январе 1940 года опытная машина успешно прошла государственные испытания, была высоко оценена боевыми летчиками и… оказалась совершенно невостребованной военными. По неясным причинам заказчики ссылались то на низкую маневренность, то на недостаточно мощную броню и хода самолету не давали.
Конструктор почти год обивал пороги наркомата, но так ничего и не добился. Отчаявшийся Ильюшин пишет разгромное письмо в ЦК, товарищу Сталину лично. Приглашение в Кремль пришло в течение нескольких дней.
Сталин в подробностях выслушал разъяснения конструктора и дал распоряжение немедленно пустить самолет в серию для поставок в действующие части. В условиях штурмовой работы машина была запущена и первые два серийных борта были выпущены уже к марту 1941 года.
Недоброжелатели Ильюшина не угомонились. Большие чины из ВВС принудили конструктора изменить схему штурмовика – ликвидировать кабину стрелка-радиста.
По мнению военных, убрав вторую кабину и пулеметную установку, они делают самолет легче и маневреннее. Кроме того, несколько увеличится скорость и потолок полета машины.
Как ни настаивал конструктор о сохранении первоначальной компоновки – военные оказались сильнее. Как водится, война внесла свои коррективы.
Германские летчики очень быстро обнаружили, что мощный штурмовик совершено беззащитен сверху и сзади. Фашистские истребители принялись массово сбивать одиночные штурмовики, которые не могли выстроиться в оборонительный круг и прикрывать друг друга.
В феврале 1942 года конструктора вызвали к вождю вместе с наркомом. Сталин с порога махнул рукой Ильюшину и сказал:
– Вынужден признать, товарищ Ильюшин, правота за Вами!
– Что такое, товарищ Сталин?
– Вы дали армии отличный двухместный штурмовик. А некоторые безответственные товарищи превратили его в одноместный. Истребителей на фронте не хватает, а без их прикрытия штурмовики сильно страдают от вражеского огня.
Верховный дал указание как можно скорее вернуться к двухместной схеме. Но с непременным условием:
Поздравляя конструктора с успешным запуском двухместной машины, товарищ Сталин сказал:
– Что с военных взять, товарищ Ильюшин! Так во всем мире, всегда держатся за старину, воюют по привычным лекалам. Но и Вы тоже недоработали, не настояли на правильной компоновке самолета с самого начала!
– Что же я мог сделать, товарищ Сталин, я один, а против целый наркомат!
– Так что же, позволить недалеким людям или даже врагам – вредить? Э, нет! Советский конструктор должен быть не таков. Они Вас в дверь – Вы в окно. Только так победим!
По результатам разбора истории со “штурмовиком Ильюшина” был выявлен и наказан ряд работников наркомата и представителей армейского заказчика. Отнюдь не все из них оказались недотепами, некоторые тормозили перспективный советский штурмовик вполне сознательно» (zen.yandex.ru).
Как видим, В.В. Путин тоже поддерживает техническое совершенство, но больше словесно, а в авиационной технике только пару раз пожелал видеть сверхзвуковой пассажирский самолет, т.е. то, что пока сегодня по ряду причин – невозможно! Так лучший в мире ударный вертолет Ка-50 «Черная акула» с вооружения снял его друг: экс. министр обороны С. Иванов в угоду неуклюжему, да еще и недоработанному Ми-28Н. В Сирии было потеряно два Ми-28 и один Ми-24 без воздействия на них из вне. У Ми-35 ракета разорвалась в р-не хвостового винта и опять – катастрофа! А вертолет Ка-50 спокойно бы долетел до базы и после ремонта снова был бы годен к боевой работе. А ведь В.В. Путин, будучи на Дальнем Востоке, восхищался возможностями Ка-50, но не восстановил его по ‘ne пору вместо непригодного для современных боевых действий Ми-28Н.
Технические характеристики автомобиля ГАЗ-66
Тип | Двухосный грузовой автомобиль |
Грузоподъёмность | 2000 кг |
Разрешенная максимальная масса | 5940 кг |
Длина | 5806 мм (с лебёдкой) |
Ширина | 2322 мм |
Высота по тенту без нагрузки | 2520 мм |
Высота по кабине с полной массой | 2490 мм |
Колёсная база | 3300 мм |
Дорожный просвет | 315 мм |
Колея передних колёс | 1800 мм |
Колея задних колёс | 1750 мм |
Радиус поворота | 9,5 м |
Глубина преодолеваемого брода(по дну) | 0,8 м |
Двигатель | ЗМЗ-66-06 восьмицилиндровый четырёхтактный,с жидкостным охлаждением |
Рабочий объём | 4254 см3 |
Мощность | 120 л. с. |
КПП | механическая 4-ступенчатая с синхронизаторамина 3-й и 4-й передачах |
Раздаточная коробка | С понижающей передачейи отключаемым передним мостом |
Привод | задний или полный |
Колёса | специальные с разъёмным ободоми бортовым кольцом 8,00-18; шины 12,00-18 |
Давление в шинах | 0,5-3 кг/см2 |
Максимальная скоростьс полной массой | 90 км/ч |
Ёмкость топливных баков | 210 л |
Контрольный расход топлива, л/100 кмпри скорости 60 км/ч | 20 |
Марка топлива | бензин А-72, A-76, АИ-80 |
Ёмкость АКБ | 75 А·ч |
Максимальный ток автомобильного генератора | 85 А |
Мировые рекорды
- На XIV чемпионате по вертолётному спорту, проходившем с 22 по 26 августа 2012 года на подмосковном аэродроме Дракино, лётчики-испытатели Московского вертолётного завода им. Миля на Ми-38 преодолели высотную планку в 8600 метров и установили новый мировой рекорд высоты полёта для вертолётов, а также рекорд скороподъёмности без груза на высоту в 3000 м за 6 минут в классе E-1h (категория FAI для вертолётов взлётной массой от 10 до 20 тонн). Рекорд был побит 15 августа 2013 вертолётом Ми-8МСБ с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, который поднялся на высоту 9150 метров.
- 10 сентября 2012 года на аэродроме ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля» Ми-38 установил рекорд подъёма коммерческого груза в 1000 кг на высоту 8000 м. Экипаж: Александр Климов (командир экипажа), Салават Садриев (второй пилот), Сергей Серёгин (штурман), Игорь Клеванцев (ведущий инженер).
- Рекорд подъёма груза 2000 кг на высоту 7020 м. Экипаж: Салават Садриев (командир экипажа), Владимир Кутанин (второй пилот), Сергей Серёгин (штурман), Николай Соловьев (ведущий инженер).