Пленённые «боги войны»: как немцы использовали трофейную артиллерию
Содержание:
- Конструкция
- УРАЛ
- История создания
- Фото САУ StuG III
- Штурмовые орудия
- Конструкция самоходной пушки Sd.Kfz. 138/1 «Grille»
- шестиствольный миномёт .
- Модификации StuG III
- Оружейный гранатомет «Шиссбехер»
- Два варианта с оптимальным твистом
- История создания
- ТТХ
- Боевое применение
- История создания
- Самоходные гаубицы
- «Еврейская звезда»: значение символа
Конструкция
Дизайн миномёта был полностью классическим, представляя собой увеличенный в два раза вариант 81-миллиметровой модели 8 cm Granatwerfer 34. Как и свой прототип миномёт разбирался на три части, которые весили в два раза тяжелее, чем аналогичные детали 81-мм миномёта (ствол — 31,7 кг, опорная плита — 36,3 кг и двунога — 32,2 кг), и поэтому для их транспортировки были разработаны колесные тележки Handkarren für 10cm Nebelwerfer (Nbf. 1), и Munitionskarren für 10 cm Nebelwerfer для перевозки боеприпасов (оба варианта были складными для перевозки в автомобилях), а затем Handkarren für 10cm Nebelwerfer (Nbf. 2) (нескладной упрощённый вариант) которые могли быть буксированны или же передвигались расчётом.
Handkarren für 10cm Nebelwerfer (Nbf. 2)
Последний вариант имел зажим для инструментария. Ресурс ствола составлял 15-18 тыс. выстрелов.
УРАЛ
История создания
В 1916 году профессор Иван Платонович Граве создал желатиновый порох, усовершенствовав бездымный порох французского изобретателя Поля Вьеля.
В 1921 году разработчики Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев из газодинамической лаборатории (ГДЛ) приступили к разработке реактивных снарядов на основе этого пороха.
В 1929—1933 годах Б. С. Петропавловский при участии Г. Э. Лангемака, Е. С. Петрова, И. Т. Клеймёнова и др. в ГДЛ проводили разработку и официальные испытания реактивных снарядов различных калибров — прототипов снарядов для «Катюши». Для их запуска использовали многозарядные авиационные и однозарядные наземные пусковые станки.
Группа разработчиков Реактивного института (РНИИ) под руководством Г. Э. Лангемака, при участии В. А. Артемьева, И. Т. Клеймёнова, Ю. А. Победоносцева, Л. Э. Шварца и др. проводили окончательную отработку реактивных снарядов.
В —1938 годы эти реактивные снаряды были приняты на вооружение военно-воздушными силами СССР
Реактивные снаряды РС-82 устанавливали на истребителях И-15, И-16, И-153 (летом 1939 года авиационные реактивные снаряды РС-82, смонтированные на самолётах-истребителях И-16 и И-153, успешно применялись в боях на Халхин-Голе), а позже — на штурмовиках Ил-2; созданные впоследствии РС-132 — на бомбардировщиках СБ и штурмовиках Ил-2.
В 1938—1941 гг. в НИИ № 3 НКБ (с 1937, бывший — РНИИ) под руководством главного конструктора А. В. Костикова, инженеры: И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, Р. И. Попов, Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев и др. создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле.
Снаряд M-13
БМ-13-16 на базе ЗИС-6 в Киеве, с мостами от ЗИС-151 или ЗИЛ-157
В марте 1941 года были проведены успешные полигонные испытания установок БМ-13 (название расшифровывалось: «Боевая машина 132-мм снарядов») со снарядом калибра 132 мм М-13. Реактивный снаряд М-13 (132-мм осколочно-фугасный снаряд) и пусковая установка БМ-13 были приняты на вооружение артиллерии 21 июня 1941 года и тогда же, за несколько часов до войны, подписано постановление об их серийном производстве.
Судьба разработчиков
2 ноября 1937 года в результате «войны доносов» внутри института, директор РНИИ-3 И. Т. Клеймёнов и главный инженер Г. Э. Лангемак были арестованы. 10 и 11 января 1938 года, соответственно, они были расстреляны на полигоне НКВД «Коммунарка». Реабилитированы в 1955 году.
Указом Президента СССР М. С. Горбачёва от 21 июня 1991 года И. Т. Клеймёнову, Г. Э. Лангемаку, Б. С. Петропавловскому, В. Н. Лужину, Б. М. Слонимеру и Н. И. Тихомирову посмертно было присвоено звание Героев Социалистического Труда.
Фото САУ StuG III
Немецкие солдаты у штурмового орудия StuG III Ausf. B, уничтоженного на Восточном фронте. Ствол, разрушенный вследствие избыточного внутреннего давления, обычно имеет вздутие и принимает форму «розочки». В нашем случае, очевидно, это последствие внешнего воздействия. Любопытно, что их семи однокалибеных попаданий, лишь одно имеет пробитие брони. Если сравнивать с диаметром фары, то мне кажется, что это попадания 76-мм болванок. Одно пробите при семи попаданиях говорит об очень, очень высоком качестве броневого листа. Броня ещё качественная и вязкая, не колется, а вот в конце войны пойдут массовые случаи, когда несколько близких попаданий даже без пробития вызывают трещины, расколы а то и просто проломы листов
Хорошая фотография, иллюстрирующая важность правильного изготовления броневых листов. Очевидно, САУ отвели роль донора
Подкоп производят с целью облегчения процесса демонтажа катков. Грунт легкий, песчаный. По правому борту, судя по вынутому грунту и отсутствующему бортовому редуктору, демонтаж катков уже произвели.
Офицеры 238-й тяжелой гаубичной артиллерийской бригады осматривают захваченную немецкую САУ StuG III Ausf.G. Машина имела собственное имя «Tigerhai» (Тигровая акула). САУ была захвачена в сосновом бору в районе поселка Пуща-Водица в предместье г. Киева. Тигровая акула в лесах Украины. По некоторым данным StuG из 202-й бригады, в которой было большое число машин с собственным именем. В альбоме, под фото, имеется рукописная надпись «Еременко». На фото офицеры 108 ГАБР БМ РГК ст. техник-лейтенант Еременко Иван Ефимович техник по радио 108 габр бм, майор Чуйко Алексей Иванович зам командира 108 габр бм.
Солдаты 3-го Украинского фронта рассматривают снаряд захваченной немецкой самоходки StuG III Ausf. G на дороге в Никополь. Машина имеет зимний камуфляж, на уцелевшей гусенице видны антипробуксовочные зубья (Mittelstollen), использовавшиеся для повышения ходовых качеств на льду или твердом снеге. Под Никополем в 1944 г. немцы просто бросили кучу тяжелой техники, т.к. не было подвоза горючки и боеприпасов. Но тут явно подбитый Stug. Судя по свежим тёмных набитыми землёй гусеницами и подсыхающая ведущая звёздочка и ВЛД, машину не так давно выдернули из грунта либо сзади, либо спереди.
Красивая динамичная фотография атакующей немецкой самоходно-артиллерийской установки класса штурмовых орудий StuG III Ausf.B в Гомеле. Это StuG из дивизии СС «Мертвой головы»(192 дивизион). Если верить книжке Ковтуна — место съемки — Опочка, хотя встречал и другое описание — осень 42-го Сталинград, что маловероятно. В Опочке эсэсовцам впервые пришлось вступить в открытый бой с частями красной армии, итог был для них неутешителен — погибло 82 офицера и 1620 человек личного состава. Это были крупнейшие потери «Мертвой головы» за всю историю ее существования к тому моменту. Могу еще добавить, что насколько я знаю именно «Мертвая голова» зачищала место боя 2-ой танковой дивизии РККА под Расейняем и если бы 2-ой танковой дивизии удалось бы смять пять дивизий вермахта брошенных против нее, то именно этому орудию пришлось бы сражаться с ее танками… но этого не случилось. Так же насколько я понимаю все StuGи «Мертвой головы» первого формирования сгинули в Демянском котле, посему их никак не могло быть под Сталинградом. «Всплыли» же они в апреле 1942 на Московском заводе. Перемалывала «Мертвую голову» в Демянском котле все та же 11-армия генерала Морозова частью которой была 2-я танковая дивизия, так она мстила за погибших товарищей,которых добивали эсэсовцы идя по ее следу.
Немецкая САУ StuG III Ausf.G брошенная в городе Проскуров (ныне Хмельницкий). Хм, «брошенная», да из неё наши воины просто груду металлолома сделали. Крыши у самоходки нет, а унитарный выстрел от пушки засветился на снимке. Слева кстати осколочно-фугасный, а справа в руках у бойца видимо бронебойный.
Штурмовые орудия
Во время войн не всё подчиняется классическим правилам. Вот и самоходная пушка «Штурмгешутц» стала исключением из правил. Начав войну в качестве пехотного штурмового артиллерийского орудия, не имевшего вообще никакого отношения к танковым войскам Германии (члены экипажа «Штурмгешутцев» считались не танкистами, а артиллеристами), эта боевая машина в середине войны была принята на вооружение танковых войск. Мало того, если в начале войны экипажам лёгких «Штурмгешутцев» предписывалось не вступать в поединки с танками противника, то в конце войны именно они составляли основу противотанковых подразделений вермахта. При этом, как и другие классические танки, «Штурмгешутцы» последних серий были оснащены и мощными пушками, и толстой бронёй. Эти самоходки получили и пулемётное вооружение. Это была уже не просто артиллерийская установка, всего лишь поддерживающая войска огнём издалека, а настоящая боевая машина, предназначенная для ведения жестокого ближнего боя. Другими словами – самый настоящий танк, пусть и безбашенный.
Штурмовое орудие «Штурмгешутц» III начального периода войны имело короткоствольное орудие калибром 75 мм
Развитие бронетехники во время войны подчинялось единому закону развития жизни: выживает сильнейший. Не все боевые машины, созданные накануне или даже в годы войны, смогли «дожить» до её окончания. Типичным примером является германский тяжёлый танк «Тигр», производство которого было прекращено в 1944 г. А вот «Штурмгешутцы», наоборот, не только производились до самого конца войны, но и их выпуск постоянно увеличивался. Именно «Штурмгешутцы» стали самыми массовыми образцами бронетехники Германии. Их было выпущено более 10 тыс. штук. Производить безбашенные боевые машины по упрощённой технологии оказалось намного легче, чем «нормальные» танки. И это дало свои результаты. «Штурмгешутц», может, и не был столь хорош, как Т-IV. Зато два «Штурмгешутца» на поле боя оказывались всё же эффективнее, чем один «Панцер».
За четыре года непрерывных боёв «Штурмгешутцы» видоизменились. Маневренные, оснащённые новой длинноствольной пушкой и пулемётами, имеющие достаточное бронирование, они оказались чуть ли не главным средством сдерживания наступающего противника. Их единственный серьёзный недостаток (неповорачивающаяся пушка) в условиях оборонительных боёв перестал быть столь уж явным. Ведь сидящим в засаде самоходкам не нужно поворачивать пушку для стрельбы во все стороны, что свойственно танкам, идущим в наступление.
Низкий силуэт самоходной пушки «Штурмгешутц» IV делал эту эту боевую машину малозаметной на местности
Конструкция самоходной пушки Sd.Kfz. 138/1 «Grille»
Шасси самоходной пушки Sd.Kfz. 138/1 «Grille» заимствовано от чехословацкого танка 38 (t).
Внешний вид моторного отделения при переоборудовании танков 38 (t) в 150-мм САУ изменений не претерпевал, а вот лобовой лист с шаровой пулемётной установкой стрелка-радиста и смотровым прибором механика-водителя демонтировался. Вместо старого лобового бронелиста под углом 17° устанавливался лист из катаной брони толщиной 25 мм и высотой 150 см: бронелист также служил щитом для орудия. В его нижнем правом углу имелась литая деталь, закрывающая смотровую щель механика-водителя, в середине — вырез под орудийный ствол и в левом верхнем углу — отверстие под перископ. Место радиста перенесли в открытое сверху боевое отделение, при необходимости радист выполнял обязанности второго заряжающего.
Чертеж самоходной пушки Sd.Kfz. 138/1 «Grille» aust M
К лобовому 25-мм бронелисту крепилась угловая броня, в правом листе имелась боковая смотровая щель механика-водителя, левый был монолитным. Платформа, к которой крепилась рубка, имела ширину большую, чем ширина корпуса, к бортам которого приваривались горизонтальные металлические площадки толщиной 10 мм. Борта рубки образованы слегка наклоненными внутрь трапециевидными бронелистами, над моторным отделением монтировались ещё два трапециевидных бронелиста.
Амбразура под пушку в лобовом листе рубки транспортера боеприпасов закрывалась бронезаслонкой, в нижней части бронезаслонка крепилась к рубке на петлях, в верхней — хомутами.
В кормовой части открытой сверху рубки имелась двустворчатая бронированная дверца. Экипаж САУ из четырёх человек получил круговую защиту от огня стрелкового оружия, осколков снарядов и мин. В непогоду рубка сверху затягивалась брезентом, брезент крепился к металлическим дугам и бортам рубки. Как и на истребителях танков, ствол пушки САУ крепился в походном положении Н-образным опорой-фиксатором, а казенник — хомутом.
Из-за малого возимого боезапаса САУ (20 выстрелов раздельного заряжения) была необходимость иметь в составе батарей бронированные транспортировщики боеприпасов.
шестиствольный миномёт .
Nebelwerfer 41,42 Небельверфер 41,42 |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Nebelwerfer Немецкий шестиствольный миномёт “Ванюша” “Ишак” |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Реактивная артиллерия вермахта: как стреляли немецкие «Катюши» |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Как работают миномёты? |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
150-мм реактивный миномёт Nebelwerfer |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
РСЗО Nebelwerfer (Ванюша) |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Катюша и Nebelwerfer |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Битва оружейников. Фильм 10. Минометы (2019) |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Фильм четвёртый Миномёты |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Самая мощная советская пушка – атомная! ! ! США в ШОКЕ ! ! ! HD |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Самоходный Миномёт 2Б1 “ОКА” – Ядерный монстр СССР |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Сириада. Эпизод II. Миномет в руках сказочных толгоёков. |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Самые Лучшие Самоходные Гаубицы в Мире |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Первый подводный атомный взрыв в СССР (21.09.1955) |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
КАК УСТРОЕНА АТОМНАЯ БОМБА “МАЛЫШ” |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Самые Лучшие Самоходные Минометы в Мире |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Шестиствольный спаренный 20-ти мм артиллерийский комплекс “ДУЭТ” |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Бесшумный убийца: кадры испытаний новейшего миномета для спецподразделений |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Атомная пушка ‘Малка’ Atomic Cannon ‘Malka’ |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Советская 37мм мина к миномету-лопате |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Оружие Победы. Миномёты |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Осечка миномета |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Оружие конструктора Шипунова. Охота на зверя. Ударная сила. |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Ядерный миномет Тюльпан Самый мощный в мире |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Nebelwerfer – Оружие и техника Второй мировой войны #1 |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Факты: Катюша — реактивный миномёт” rel=”spf-prefetch |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
24 серия Оружие Победы минометы-навесная артиллерия” rel=”spf-prefetch |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Ядерная артиллерия: САУ С-103 (420-мм)” rel=”spf-prefetch |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Фильм шестой Реактивная Артиллерия” rel=”spf-prefetch |
Нажми для просмотра |
|
||||||||||
Ручной гранатомет РГ-6 “Гном”. Оружие.” rel=”spf-prefetch |
Модификации StuG III
StuG III 0-serie (s.Pak)
Ранний вариант САУ (1937). Выполнена на базе Pz III Ausf. B, с рубкой выполненной из неброневой стали. Вооружён короткоствольной 75-мм пушкой (англ. Tank gun) Kampfwagenkanone (англ.) (длина ствола 24 калибра) Stuk 37/L24.Выпущено 5 штук. Использовались в учебных целях до 1941 г.
StuG III Ausf. A
Первый серийный вариант САУ (январь 1940). Лобовое бронирование 50 мм, вооружён короткоствольной 75-мм пушкой с длиной ствола 24 калибра Stuk 37/L24. С января по май 1940 г. фирмой Daimler-Benz выпущено 30 машин (№№ 90001-90030). После этого производство перенесли на Alkett, которая занималась этим вплоть до последних дней войны. Из-за проблем со своевременной поставкой шасси в июне-июле 1940 г. 20 машин серии с номерами шасси 90401—90420 были выпущены на шасси серийных танков Pz III Ausf. G. В связи с тем, что лобовая броня танка составляла лишь 30 мм, она была усилена дополнительным 20-мм листом, закреплённым болтами. Несмотря на то, что зачастую в литературе эти машины относят к модификации Ausf. B, в архивных документах они указываются как Ausf. A, поскольку все так же были оснащены 10-скоростной коробкой передач Maybach SRG 328 145.
Оружейный гранатомет «Шиссбехер»
Особым вариантом гранатомета для вермахта стала винтовочная мортирка (Gewehrgranatgerät 42) с очень простой конструкцией. Оружие поступает в войска с 1942 г. и предназначается для поражения пехоты, легких укрытий и легко бронированных целей.
В качестве основы используется стандартный карабин немецкого пехотинца «Маузер 98к». Устройство, называемое также «стреляющий кубок» (Schießbecher), состоит из короткого (250 мм) нарезного ствола калибра 30 мм и прицела для грубой наводки. Ствол мортирка надевался на ствол карабина, а прицел с помощью хомута крепился слева от прицела винтовки.
Солдат с винтовочным гранатометом на стволе карабина
Винтовочный гранатомет поступал в пехотные, егерские и саперные роты. В каждом отделении был свой «стреляющий кубок». Артиллерийские части получали по два винтовочных гранатомета на каждую батарею.
Гранатометчик имел в своем распоряжении фугасную, дымовую, осветительную и противотанковые гранаты (всего за годы войны было разработано до 16 видов боеприпасов для этой мортирки). В качестве метательного заряда использовался специальный холостой патрон. Солдат мог вести огонь, стоя, с колена и лежа. Максимальная дальность выстрела фугасной гранатой составляла от 250 до 300 м. По своей мощности они были близки к легким пятисантиметровым минометам.
В отличие от обычных немецких гранатометов, это устройство позволяло поражать вражеские цели, включая танки, в прямой видимости. Боеприпас, обозначавшийся как «большая винтовочная противотанковая граната 40» (große GewehrPanzergranate 40), оказался достаточно эффективным. При стрельбе на короткую дистанцию (от 50 до 75 метров) кумулятивный заряд гранаты при угле встречи 60 градусов пробивал броню толщиной до 80 мм. В результате это оружие оказывалось гораздо эффективнее, чем противотанкового ружья (Panzerbüchse). Вместе с тем точность оставалась не удовлетворительной, поскольку на неё существенное влияние оказывал боковой ветер.
В целом, немецкая оборонная промышленность за период с 1942 по 1944 гг. поставила в войска почти 1,5 млн. винтовочных гранатометов. Однако со временем надежность брони боевой техники значительно возросла, и «стреляющий кубок» с 1944 г. считался устаревшим для борьбы с танками. Несмотря на это, в качестве оружия поддержки пехоты он оправдывал себя до конца войны.
Два варианта с оптимальным твистом
Пытаясь удовлетворить различные запросы покупателей, производители оружия предлагают одну модель с несколькими вариантами твиста, например, ремингтон 700 223 калибр. Отзывы владельцев этого оружия свидетельствуют, что модель Tactical более подходит для тяжёлых пуль 75-77 гран, из-за более короткого твиста 229 мм. (9 дюймов), а модель Varmint более пригодна для лёгких пуль 50-60 гран, поскольку твист у неё длиннее — 12 дюймов. Самые тяжёлые пули 80-90 гран требуют ещё более короткого твиста 6,5-7 дюймов. Для патронов 223 Rem большую роль при выборе оружия играет длина ствола. Чем короче ствол, тем короче должен быть твист. Баллистические возможности 223 калибра резко падают при длине ствола меньше 40 см.
История создания
История третьего Штуга началась в 1935 году, когда появилась идея создать машину «штурмовой артиллерии», для поддержки пехоты. Есть вероятность, что эту идею немцам случайно подсказали русские, обсуждая с компанией Даймлер-Бенц создание опытного образца САУ для Красной Армии. Эскиз даже был разработан, но советскую строну не устроила цена, и сделка не состоялась.
В 1936 году именно фирме «Даймлер-Бенц» заказали спроектировать бронированную машину для поддержки пехоты. Ее следовало вооружить 75-мм пушкой, а также полностью бронировать для защиты экипажа. При этом по высоте машина должна была быть не выше роста среднего солдата.
«Даймлер-Бенц» для разработки решили взять шасси танка Pz. III, тогда еще достаточно нового, а орудие поставить с первых модификаций Pz. IV. После сбора нескольких прототипов в 1937 году их отправили на отработку тактических приемов. Но отработка сильно затянулась, так что Sturmgeschütz III в Польской кампании поучаствовать не успели, и в серию вышли только в феврале 1940 года. Зато потом они модифицировались и производились на протяжении всей Второй мировой.
StuG III ausf A, первая модификация
ТТХ
Общая информация
- Классификация – штурмовое орудие;
- Боевая масса – 23,4 тонны;
- Компоновочная схема – трансмиссионное отделение спереди, моторное сзади, управления и боевое в центре;
- Экипаж – 4 человека;
- Годы разработки – 1937;
- Годы производства – 1940-1945;
- Годы эксплуатации – 1940-1950;
- Всего выпущено – 10500 машин.
Бронирование
- Тип брони – литая и стальная катаная;
- Лоб корпуса, верх – 25+30 / 85° мм/градус;
- Борт корпуса – 30 мм;
- Корма корпуса, верх – 30 / 30° мм/градус;
- Днище – 19 мм;
- Крыша корпуса – 16 / 78-87° мм/градус;
- Лоб рубки – 50+30 / 9° мм/градус;
- Маска орудия – 50+30 / 5° мм/градус;
- Борт рубки – 30 / 0° + 8 / 30° мм/градус;
- Крыша рубки – 10 / 78—90° мм/градус.
Вооружение
- Пушка – Stuk 40 L/48 калибра 75 мм;
- Тип пушки – нарезная;
- Длина ствола – 24 калибра;
- Боекомплект пушки – 54 снаряда;
- Углы ВН – −10…+20° градусов;
- Углы ГН – 12 градусов;
- Прицелы – Перископические прицелы SfI ZF 1а и RbIF 36;
- Пулемет – МG 34 калибра 7,92 мм.
Подвижность
- Тип двигателя – V-образный 12-цилиндровый карбюраторный, с жидкостным охлаждением;
- Мощность двигателя – 300 лошадиных сил;
- Скорость по шоссе и пересеченной местности – 38 км/ч;
- Запас хода – 155 км;
- Удельная мощность – 12,8 л.с./т;
- Тип подвески – Индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами;
- Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
- Преодолеваемая стенка – 0,6 м;
- Преодолеваемый ров – 2,3 м;
- Преодолеваемый брод – 0,8 м.
Боевое применение
Впервые StuG III участвовали в боях в Голландии и Франции, весной и летом 1940 года. В целом они хорошо себя проявили, но стало ясно, что для эффективной поддержки пехоты нужно увеличить количество подразделений Штугов.
Обычно из Штугов составляли батареи – по шесть машин, среди которых были боевые САУ и командирская полугусеничная бронемашина Sd.Kfz.253, а также транспортер боеприпасов Sd.Kfz.252.
К концу осени 1940 Штугов произвели достаточно для создания дивизионов. В этот период они воевали в Югославии и Греции, и до кампании на Восточном фронте немцы потеряли только один Sturmgeschutz III.
После 1941 года
В 1941 ситуация серьезно поменялась, и подразделения со Штугами стали нести потери, хотя их количество в армии только увеличивалась за счет активного производства. StuG III в 1942 воевали в Африке, и после поражения под Эль-Аламейном потеряли почти все САУ.
Специально подготовленные для условий пустыни StuG.III Ausf.F/8 в начале 1942 года отправили в Неаполь, а потом в Тунис, где они активно воевали, но в итоге сдались союзникам.
Разумеется, третьи Штуги активно участвовали в операции Барбаросса, причем в достаточно большом количестве. Затем они постоянно воевали на Восточном фронте – в основном это были машины модификации В. Достаточно эффективны они были при штурме укрепленных районов. Танки и противотанковые орудия Красной армии пробивали лобовое бронирование с трудом, а низкий силуэт затруднял попадание. Так что до конца 1941 на Восточном фронте вермахт потерял меньше ста САУ. Примерно тогда же трофейные StuG III стали использоваться Красной армией.
StuG III Ausf E, захваченный Советской армией
Очень важную роль сыграли StuG III/40 в третьем штурме Севастополя, после которого город пал. Именно экипажи Штугов прорвались к зданию «Панорамы» и поставили на нем флаг Третьего Рейха. Правда, потери в этой битве тоже были понесены большие.
Много Штугов немцы потеряли и при Сталинградской битве. После этого батареи стали комплектовать машинами разных модификаций, добавляя StuН 42 для эффективной борьбы с полевыми укреплениями.
В битве на Курской дуге участвовало 455 StuG III/40. Было потеряно достаточно много машин, причем многие из них не поддавались ремонту. Тогда же советские войска стали создавать СУ-76И из трофейных Штугов, но вскоре это прекратили делать в пользу своих САУ из-за нестабильного потока трофеев и сложного ремонта.
В 1944-1945 годах военная промышленность Германии уже не могла производить достаточно Штугов, чтобы восполнить их потери – заводы были разрушены авиацией союзников. Так что в итоге к концу Второй мировой этих машин осталось очень немного.
Вообще САУ StuG III, по оценкам специалистов, оказалась очень удачной. Она эффективно боролась с танками из засады благодаря низкому силуэту, а бронирование позволяло ей уничтожать танки противника намного раньше, чем противник мог подбить саму САУ.
Уже после Второй мировой StuG III активно использовали на Ближнем Востоке и в некоторых странах Европы. Последние боевые действия, в которых участвовали Штуги – это Шестидневная война 1967 года.
Разрушенный StuG III
История создания
Историю самоходной установки СУ-152 часто начинают с декабря 1942 года, когда на Кировском заводе (г. Челябинск) начались работы по созданию этой боевой машины. Но это не совсем правильно. Проектирование и создание первой СУ-152 были проведены в рекордно короткие сроки, для этого конструкторам понадобилось всего 25 (!!!) дней.
Конечно же, шла война, и фронт испытывал острую необходимость в новой мощной бронетехнике, способной эффективно уничтожать немецкие танки. Однако, несмотря на это, самоходная установка не могла быть создана так быстро без использования наработок, сделанных советскими конструкторами еще в начале сороковых годов.
Первые САУ появились еще во время Первой мировой войны, однако они не получили широкого распространения. В период между двумя войнами работами над созданием САУ активнее всего занимались в Германии и СССР. В Советском Союзе осознали острую потребность в мощной самоходной артиллерийской системе после начала Зимней войны. Преодоление линии Маннергейма очень дорого стоило Красной армии. Именно в этот период начались работы над созданием САУ на базе танков Т-28 и Т-35. Однако эти работы так и не были доведены до конца.
Вместо САУ была создана модификация тяжелого танка КВ (КВ-2), вооруженная 152-мм гаубицей М-10.
Совсем по-другому складывалась ситуация в Германии. На начальном этапе войны германская армия имела на своем вооружении большое количество устаревших и трофейных танков, которые можно было быстро и сравнительно дешево переделать в САУ.
Советские танки КВ-2 создавались для уничтожения вражеских полевых и долговременных укреплений, практически все они были потеряны в первые месяцы войны. К тому же стоимость производства танка КВ-2 была очень высокой, его скорострельность – низкой. Да и надежность КВ-2 оставляла желать лучшего: большинство этих танков на начальном периоде войны были потеряны не из-за огня противника, а по причине технических неисправностей (экипажи просто бросали свои машины). Производство танка было прекращено.
Уже в конце 1941 года советскому руководству стали приходить многочисленные обращения из действующей армии с просьбами создать самоходное орудие для артиллерийской поддержки танков и пехоты в бою. Эти голоса были услышаны и ЧКЗ получил задание разработать новую САУ на базе танка КВ.
Дополнительным стимулом для активизации работ стало начало советского наступления под Сталинградом. В его ходе Красной армии приходилось штурмовать укрепления противника, что было очень тяжело делать без артиллерийской поддержки. Однако вся ствольная артиллерия советских войск была буксируемой, что значительно ограничивало ее мобильность и повышало уязвимость к средствам поражения противника. Вопрос о создании штурмовой самоходной установки с пушкой большого калибра встал, как никогда остро.
Из имеющихся вариантов для реализации был выбран проект самоходки Жозефа Котина. Для новой САУ было выбрано шасси тяжелого танка КВ-1С и 152-мм гаубица МЛ-20. Сборка первого опытного образца боевой машины проводилась на ЧКЗ, 25 января 1943 года начались ее испытания на полигоне, а 14 февраля новая самоходка была принята на вооружения под обозначением СУ-152.
Производство новой самоходки было развернуто на Челябинском кировском заводе. В мае 1943 года первая партия СУ-152 (12 машин) была передана войскам. Серийный выпуск самоходной установки был недолгим. Уже в сентябре 1943 года КВ-1С, на базе которого изготавливалась САУ, был снят с вооружения. Было принято решение о производстве новой САУ с 152-мм пушкой, но уже на базе танка ИС-85 (ИС-1). Она получила название ИСУ-152, эту машину в исторической и популярной литературе также часто называют «Зверобоем».
Последние СУ-152 сошли с конвейера ЧКЗ в начале 1943 года.
Существует весьма распространенный миф о том, что советские самоходные установки с орудиями большой мощности (СУ-152, ИСУ-152) – это ответ отечественных танкостроителей на появление у гитлеровцев танков Pz Kpfw VI «Тигр». Это не совсем верно. Разработка подобных машин в СССР началась еще до первого контакта Красной армии с новой бронетехникой гитлеровцев. Однако после него работы были активизированы, так как стало понятно, что только машины, подобные СУ-152, могут эффективно бороться с новым немецким танком на всех дистанциях боя.
Но, даже принимая во внимание это обстоятельство, не следует считать СУ-152 истребителем танков. Данная САУ проектировалась в первую очередь, как штурмовое орудие
Самоходные гаубицы
Настоящими «кувалдами» в танковых дивизиях вермахта стали самоходные гаубицы sIG 33. Обладавшее сокрушительной мощью орудие вначале устанавливалось на шасси танки Panzer I в своем первозданном виде — на артиллерийском лафете и даже с колесами! Впрочем, от ненужных в рубке колес вскоре отказались. Высота рубки получилась большой, отчего на косогорах самоходка могла завалиться на бок. Ходовая, рассчитанная всего на двух танкистов и крошечную башенку с двумя пулеметами, с трудом выдерживала тяжелую гаубицу в огромной рубке с экипажем из четырех человек.
Модель sIG 33 на базе Panzer II
И все же при всех недостатках первая самоходная гаубица вермахта была незаменима в танковых дивизиях. В отличие от буксируемых тягачами пушек она открывала огонь с ходу, не теряя времени на отцепливание орудия и приведение его в боевое положение. И особенно востребованной самоходная sIG 33 была в войне с Россией, где не только все танки вермахта оказались бессильными в борьбе с Т-34 и КВ, но и противотанковая самоходка Panzer Jager I, вооруженная 47-мм пушкой. А самоходная 150-мм гаубица sIG 33 могла и сильные укрепления разрушить, и новые советские танки вывести из строя. Поэтому, как не прекращался до самого конца войны выпуск самих гаубиц, так не сходили с конвейера и ее самоходные варианты. После Panzer I sIG 33 устанавливали на шасси от Panzer II и Panzer III, но самым массовым стал выпуск самоходных установок (СУ) на базе чешского танка LT-38. Сильно отличаясь по виду, они и назывались по-разному. Грозные машины ранней серии именовали «бизонами», более поздние — «кузнечиками».
В 1943 году вермахт пополнился еще двумя «насекомыми». Легкая 105-мм гаубица на базе Panzer II называлась «оса», а тяжелая 150-мм на Panzer IV- «шмель».
Самоходная 150-мм гаубица «бизон»
Самоходная 150-мм гаубица «кузнечик»
Самоходная 150-мм гаубица «шмель»
Самоходная 105-мм гаубица «оса»
«Еврейская звезда»: значение символа
Что же означает шестиконечная звезда? Для различных культур в разные времена это изображение имело собственное толкование.
В 4 тысячелетии до Рождества Христова у шумерской цивилизации (современная территория Ирака) такая звезда почиталась как символ богини любви и власти Астарты.
В Древней Индии шестиконечная звезда указывала на союз богини Кали (олицетворение творения, сохранения и разрушения), и верховного бога Шивы (создателя и разрушителя мира). Подобный буддийский символ называется Анахата или Анахата-Чакра. Он обозначает гармоничное переплетение между двумя мирами: материальным (треугольник острием вверх) и духовным (треугольник острием вниз).
В средневековые времена звезда считалась эзотерическим символом. Ей придавались особые магические свойства, изображали на амулетах и оберегах.
В раннехристианские времена шестиконечная звезда трактовалась как шесть дней сотворения мира. Также она напоминала Вифлеемскую звезду, указавшую мудрецам с Востока место рождения Великого Царя — Богомладенца Иисуса.