Гоплит
Содержание:
Внешность
Греки очень привлекательная нация, но, как ни странно, внешность у представителей мужской и женской половины населения немного отличается. На взгляд многих европейцев, природа более щедро наградила мужчин. Они обладают высоким ростом, спортивной фигурой. Лицо европеоидного типа, с высоким лбом, четко очерченными скулами. Глаза у большинства греков светлые: серые, голубые, зеленые. Встречается ярко-синий цвет радужной оболочки, что в сочетании с темными волосами смотрится просто потрясающе. Матовая кожа оливкового цвета делает из них неотразимых мачо. У многих нос с горбинкой, что является следствием примеси арабской крови. Многие греческие мужчины в возрасте сохраняют подтянутый вид и выглядят очень презентабельно.
Что касается представительниц прекрасной половины, то их внешность описывают немного по-другому. Девушки невысокого роста, приземистые, коренастые. Многие страдают лишним весом. Они имеют темные густые волосы и светлые глаза, но при этом проблемную кожу. Гречанки используют максимум косметики, чтобы замаскировать недостатки на лице. Еще одна особенность — любовь к бижутерии, разнообразным ожерельям, браслетам и т.п. Греческие женщины не комплексуют из-за своей недостаточно хрупкой фигуры, как европейки или россиянки. Они всегда пребывают в хорошем настроении и много улыбаются.
5.
Совершенно очевидно, что разукрашенный гребень использовался в качестве системы свой-чужой. Это не очень нужно в плотном строю, однако абсолютно незаменимо, если строй вдруг был сломан. Существует также мнение о том, что «спартанский» гребень выполнял защитную функцию. Мол, конский волос способен отвести удар мечом. Правда, металлическая каска без всякого гребня прекрасно справится с этой задачей. Более того, в 9 из 10 ситуаций в бою использовались в то время копья и пики, а не мечи. Не исключено, что могли использоваться в качестве деморализующего средства, та как создавали иллюзию того, что воин немного выше, чем он есть на самом деле.
технология судостроения skeleton first
Технология судостроения skeleton first характерна тем, что при строительстве корабля изначально возводился скелет корабля (киль, шпангоуты, штевни) и только потом его обшивали досками, создавая корпус. Такой способ настолько естественен, что с времен средневековых галер он получил право на существование до сих пор.
Однако в последнее время множество исследователей склоняются к мнению, что в античный период в Средиземноморье корабли строились иначе. Этот способ кораблестроения характеризуется в первоначальном выполнении обшивки, которая как бы натягивалась пояс за поясом на приготовленные заранее шаблоны-болваны шпангоутных рамок и только потом по мере готовности корпуса, ребра вставлялись в него, обычно тремя несоединенными между собой ярусами. Такая техника позволила наладить серийное строительство кораблей. Вероятнее всего, имела место технологическая цепочка, которая позволяла создавать корабли большими сериями и в достаточно сжатые сроки. Известны примеры строительства целого флота в течение двух месяцев — флот римского консула Дуилия, принесший римлянам победу при Милах в 260 году до нашей эры был построен в период от 45 до 60 дней. Также существуют свидетельства заготовки и складирования деталей кораблей в специальных ангарах, в которых затем, в случае необходимости, можно было очень быстро собрать большое количество судов. Встречаются упоминания, что корабли, собранные на верфях, снова разбирались, перевозились на огромные расстояния, затем снова собирались, составляя целые флотилии.
Одним словом, существуют два противоположных мнения строительства древних кораблей, но истина, как говориться, находиться посередине. Первый способ skeleton first — более экономичен, менее трудоемок и, в общем, достаточно прост
Второй способ shell first — дорогостоящий и технически сложен, однако благодаря этой технологии судостроения проводилась стандартизация процесса, которая позволяла быстро строить необходимое количество судов, и кроме того давала еще одно важное преимущество — облегчение корпуса судна в полтора раза. Скрепленный таким образом корпус судна, а именно его наружная часть, первоначально обладает большей жесткостью и не требует поперечных связей большого сечения
Это, в свою очередь, позволяло разместить в одном и том же пространстве большее количество гребцов. Такой способ использовался, при строительстве многоярусных больших кораблей. Для них и были жизненно необходимы перечисленные выше преимущества, позволяющие увеличить скорость хода почти на 30 процентов, что способствовало улучшению боевого качества корабля. Ведь скорость хода играла в те времена решающее значение в морских сражениях, где единственным оружием корабля был таран. Построенный по этой технологии мощнейший и скоростной флот обеспечил Греции полувековое господство на море и позволил одерживать победы над превосходящими силами противника. Конечно же этот способ судостроения хранился в строжайшем секрете и был унесен древними корабелами в могилу вместе с гибелью античного мира. Так или иначе, эта технология судостроения была утрачена.
Вооружение
Греческие гоплиты всегда носили при себе аргивские щиты, или гоплоны. Они имели круглую форму и весили более 8 кг. Интересен тот факт, что при бегстве воины первым делом бросали свои щиты из-за их непомерной тяжести, поэтому потеря гоплона считалась позорной для любого гоплита. Их использовали не только для прикрытия тела во время боя, но и в качестве носилок, на которых помещали раненых или погибших товарищей.
Историки часто связывают происхождение известного выражения «со щитом или на щите» именно с этим греческим снаряжением. Чаще всего гоплон состоял из деревянной основы, которая была с внешней стороны оббита железным или бронзовым листом, а с внутренней – обтянута кожей. На нем имелись удобные ручки, куда продевалась рука воина. Главным оружием гоплитов были ксифосы – прямые короткие или махайры – кривые мечи с обратным изгибом. Кроме того, им еще полагалось носить и ксистоны – трехметровые копья для метания.
Вооружение воинов Классической Греции
В ранний период истории, т.е. в 7-8 век до Р.Х., греческие воины пользовались щитами самых разных форм и размеров. Если принять за правду слова спартанского поэта Тиртея, жившего в седьмом веке, его современники все еще использовали длинные и широкие щиты защищавшие бедра, голени, грудь и плечи. Для поддержки таких длинных щитов использовался ремень, перебрасывавшийся через шею и плечо воина. Помимо этого у него имелась ручка для левой руки.
Впрочем в наше время некоторые исследователи считают, что этот факт не отражает реальное состояние дел, а служит лишь поэтическим напоминанием о прошедших временах.
Однако ещё задолго до начала греко-персидских войн, вооружение и тактика боя греческих воинов претерпели достаточно серьезные изменения. Колесницы с заковаными в железо воинами ушли в прошлое, а на их место встали тяжелые пехотинцы или гоплиты (hoplites), в вооружении которых особую роль играли защитные доспехи. Круглый вогнутый щит, “гоплон”, давший название этому виду войск и вытеснивший к этому времени прочие типы щитов, имел диаметр около одного метра.
Он изготавливался из дерева армированного или обшитого бронзой и очень часто украшался неким “геральдическим” изображением наподобие тех, что украшали щиты средневековых рыцарей. На внутренней вогнутой поверхности гоплитского щита обычно имелись две скобы: одной скобой щит фиксировался на предплечье, другую скобу воин сжимал в руке.
Голову гоплита защищал бронзовый шлем. Шлем так называемого “коринфского” типа во время боя натягивался на голову таким образом, что защищал лицо воина, оставляя лишь прорези для глаз, носа и рта. Вне поля битвы шлем сдвигался на макушку, оставляя лицо открытым. Именно в этом положении он обычно показывается на скульптурных изображениях, вазовой живописи и на монетах.
Вместе с тем, существовали и более сложные типы шлемов с подвижными забралами и нащечниками. Шлемы часто украшались продольным гребнем, сделанным из конского волоса.
Так как круглые щиты, используемые гоплитами, прикрывали их только до колен, воины нуждались в дополнительной защите для ног, которая обеспечивалась наголенниками или поножами. Таким образом, греческие тяжелые пехотинцы были защищены, буквально, с головы до ног.
Основным наступательным оружием греческого гоплита являлось копье, длина которого составляла примерно три метра. В отличие от оружия эпохи Гомера эти копья использовались только для совершения колющих движений, но не для метания, и имели железный наконечник. Кроме этого гоплит был вооружен коротким колюще-режущим мечом, использовавшимся им в ближнем бою.
В противоположность гоплитам, греческие конники, которых было достаточно немного, не имели ни щитов, ни доспехов. Они были вооружены копьями или дротиками, которых у них могло быть два или три.
Конники, как правило, принадлежали к богатому сословью, поскольку лошадей в ту пору могли иметь только достаточно состоятельные люди. Часто они носили широкополые шляпы, которые должны были защищать их, скорее, от стихий, чем от неприятеля. Греческие всадники обычно обходились без седла или же использовали только чепрак. У них не было ни стремени, ни подков.
Плутон
- Основная статья: Плутон
Плутон пока не появлялся в истории, но о нём говорят как о корабле, способном произвести массовые разрушения. Он был построен в Water 7, где-то во времена Пустого Столетия. Создатели корабля решили сохранить чертежи, в случае, если Плутон попадет не в те руки. К счастью, корабль был утерян, но что с ним произошло на данный момент неизвестно. Чертежи для постройки Плутона передавали из поколения в поколение, и за десять лет до начала основного сюжета, выяснилось, что они попали в руки рыбочеловеку плотнику Тому. В то время, эти чертежи искал агент Мирового Правительства Спандайн, чтобы с помощью него окончить Великую Эру Пиратов (в действительности он хотел свергнуть Мировое Правительство). Том отклонил просьбу Спандайна и перед своей смертью передал чертежи своему ученику, Айсбергу, который через пять лет передал их другому ученику Тома, Катти Фламу, сейчас известному как Фрэнки. Когда Фрэнки был схвачен Мировым Правительством, он спрятал чертежи в своем собственном теле киборга. Фрэнки знал, что единственным человеком, способным прочитать Понеглифы и возродить Древнее оружие была Нико Робин, но в последствии он понял, что у нее нет намерения делать что-то подобное. В итоге, Фрэнки запомнил чертежи и сжег их. Точное местонахождение Плутона неизвестно, но Понеглиф Алабасты содержит информацию об этом. Нико Робин прочитала этот Понеглиф, но никому не сказала о том, что там написано, даже Крокодайлу, с которым сотрудничала на тот момент.
История
В древности греки заселяли центральную часть Балканского полуострова. Затем они стали захватывать крымские области, распространяться по странам Средиземноморья. Под их влияние попали Египет, Палестина, Сирия. Они составляли большую часть населения Восточной Римской империи. В 13 веке под давлением славянских и арабских племен империя распалась на множество государств. Большинство из них были захвачены турками. В 18 веке начались революционные движения среди греческого населения против османского господства. В 1823 году греки объявили о неподчинении турецкому султану и провозгласили собственную республику. Через 9 лет образовалось Королевство Греция, во главе которого стоял Баварский король. Последний монарх был свергнут в результате военного переворота в 1967 году. В настоящее время государство является унитарной, парламентской республикой.
Структура армии
В войсках служили не только греческие гоплиты. Кто такие пельтасты и пращники, которые помогали спартанцам в бою, вы узнаете далее. Так как греки считали кавалерию совершенно бесполезной, лошадей часто использовали лишь для подвоза богатых воинов к полю боя. Поэтому в те времена, кроме тяжелой пехоты (гоплитов), была еще и легкая, состоящая из беднейших горожан и рабов. Последние, несмотря на свое подневольное существование, были достаточно надежными людьми, преданными своим хозяевам.
У каждого гоплита обязательно был свой невольник, который помогал ему надевать снаряжение. В бою рабы были пращниками, которые носили с собой матерчатые сумки с нескольким десятком глиняных или каменных ядер диаметром до 40 см. Также у них имелась специальная ременная петля, снабженная утолщением. Это и была праща. Ее мастерски раскручивали над головой, а затем отпускали. Ядро вылетало и с большой скоростью настигало противника, нанося ему серьезные ранения по открытым частям тела.
Мужская одежда
Дельфийский возничий в хитоне
Одежда мужчин в классическую эпоху состояла из двух частей. Нижней, нательной одеждой был хитон. Его делали из прямоугольного куска ткани (примерно в 1 метр шириной и около 1,8 метра длиной), который складывали пополам по вертикали и закалывали на плечах пряжками — фибулами. Для большей свободы движений во время гимнастических и военных упражнений пряжку на правом плече отстёгивали. Низ хитона обязательно подшивали (неподшитый, обтрёпанный низ был знаком траура или рабства). Носили хитон всегда с поясом, иногда даже с двумя. Длина хитона зависела от возраста и социального положения человека: чаще всего он доходил до колен, но жрецы и должностные лица при исполнении обязанностей, а также трагические актёры во время представлений носили длинные (до лодыжек) хитоны; воины, напротив, обычно укорачивали хитоны до самых бёдер.
Во время работы надевали ещё более простую одежду — экзомис, представлявший собой кусок грубого полотна, пропущенный под правой рукой, скреплённый на левом плече и подпоясанный. В отличие от хитона, эксомис почти не образовывал складок; его назначением было прикрывать тело, а не обрисовывать его
Это вполне соответствовало эстетическим вкусам древних греков, которые считали, что тело человека, вынужденного заниматься физическим трудом, будь то раб или свободный, развивается диспропорционально, не отвечает канонам красоты и потому не заслуживает того, чтобы привлекать к себе внимание.
Хитон был, по преимуществу, домашней одеждой. Появляться в общественных местах в одном хитоне считалось неприличным для взрослого свободного человека. Выходя на улицу, греки обязательно надевали поверх хитона плащ. Чаще всего носили гиматий, но юноши и воины предпочитали небольшой плащ овальной или полукруглой формы — хламис, который накидывали на спину и плечи, скалывая на груди пряжкой. Иногда хламис застёгивали на правом плече, оставляя правую руку свободной.
Иллирийский тип (Illyrian)
Иллирийский шлем
Иллирийские шлемы — первые цельнометаллические шлемы собственного производства, появившиеся в Древней Греции после «темных веков». Листы бронзы выгибали по форме головы, соединяли внахлест и скрепляли заклепками в местах соприкосновения, в результате чего на макушке получались продольные ребра жесткости. Потом научились ковать из цельной болванки, но продольные ребра остались как ремесленная традиция. Подобного типа шлемы в основном обнаружены на территории, которую в античное время занимала Иллирия, что и дало название данному типу.
Характерной особенностью шлема служат отсутствие наносника, продольные ребра на макушке, крупные треугольнообразные «уши»-нащёчники и прямоугольный вырез для лица. Если добавить массивный наносник, прикрыть шею удлинённой затылочной частью, придать фигурную форму «ушам»-нащечникам и выгнуть их вокруг лица, то шлем эволюционирует в разряд коринфских.
В VII в. до н. э. иллирийские шлемы вышли из употребления в Элладе, вытесненные с развитием ремесленного мастерства коринфскими, но ещё сохранялись в V в. до н. э. в более отсталой Македонии. Археолог Энтони Снодграсс (англ. Anthony Snodgrass) прослеживал эволюцию древнегреческих шлемов по датированным пожертвованиям в храмах Олимпии. Периодом 725—650 гг. до н. э. датируются 30 ранних конических шлема, столько же иллирийских и 17 коринфских. В более позднее время 650—575 гг. до н. э. конические шлемы исчезают, количество иллирийских сокращается до 7, а число коринфских достигает 90.
Причёски
Вазопись, 5 в. до н. э.
Если головные уборы древних греков были просты и непритязательны, то причёски, напротив, отличались изысканностью. Парикмахерское искусство в то время достигло уже высокого уровня развития. Причёсывание, окрашивание волос, завивка производились специально обученными рабами — каламистрами, каждый из которых выполнял только одну определенную операцию.
Формы и линии причёсок всегда гармонировали с одеждой, создавая ощущение законченности и цельности внешнего облика.
В I в.до н. э. в моду вошли парики. Чтобы удовлетворить растущий спрос, на острове Лесбос были организованы специальные мастерские по изготовлению париков из натуральных женских волос. Тонко и тщательно выполненные изделия местных мастеров, несмотря на свою дороговизну, быстро завоевали рынки не только Древней Греции, но и многих других стран. У состоятельных людей было принято иметь по нескольку париков разного фасона и цвета, для разных случаев.
Мужские причёски
Герма, 5 в. до н. э.
Согласно Фукидиду, писавшему в 420-х годах до н. э., афиняне из числа богатых «только недавно перестали носить льняные хитоны и укреплять себе волосы на голове в кробил с помощью золотых цикад» (I, 6, 3). Далее сообщается, что ионийцы использовали эту причёску дольше, чем афиняне.
Точное устройство упомянутой Фукидидом мужской причёски «кробил» неизвестно. По мнению исследователей XIX века, это мог быть «высокий шиньон, собранный повязками на затылке или темени, или такая прическа, при которой волосы собирались на шее и стягивались повязкой либо металлическим обручем, или такая прическа, при которой две длинные косы заматывались в виде венка вокруг головы и завязывались на лбу в узел».
Некоторые современные исследователи определённо утверждают, что до персидских войн греческие мужчины делали причёски из длинных, тщательно завитых волос, которые спадали на плечи и спину или собирались в пучок. Очень распространена была причёска из кос, заплетённых за ушами. Косы в два ряда кольцом обвивали голову. При этом на лбу волосы укладывались в густую чёлку из мелких кольцеобразных или серповидных локонов.
В V—IV вв.до н. э. вместо длинных волос мужчины стали носить аккуратные маленькие причёски из подстриженных крупно завитых кудрей. В особо торжественных случаях молодые люди укладывали локоны надо лбом наподобие банта (такая причёска называлась «цикада», возможно, из-за сходства с крылышками этого насекомого).
Густые вьющиеся волосы (желательно золотистые) и ухоженная борода служили лучшим украшением свободнорождённого эллина. Борода символизировала мужественность: её отпускали после 20 лет, предварительно посвятив первый юношеский пушок богам.
Первым, кто продолжал брить бороду и по достижении 30-летнего возраста, был Александр Македонский. Вскоре у него нашлось множество подражателей — и добровольных, и вынужденных (в армии воины были обязаны бриться), так что в конце концов бороды вышли из моды. После эпохи Александра греки, за исключением философов, бород уже не носили.
У спартанцев в классический период сохранялся запрет на стрижку волос и бороды даже в период войны, поэтому на надгробных стелах афинян времен Пелопоннесской войны поверженного спартанца всегда можно отличить по длинным волосам и бороде.
Женские причёски
Гречанка на картине Дж. У. Годварда, 1912
Свободные женщины всегда носили длинные волосы. Самой популярной женской причёской был так называемый «греческий узел». Для этой причёски волосы расчёсывали на прямой пробор, завивали волнами и низко спускали на лоб, так как по эстетическим канонам того времени лоб должен был быть невысоким (между бровями и волосами лоб открывался лишь на ширину двух пальцев). Далее волосы спускали вдоль щёк, а сзади приподнимали и на затылке скручивали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Если узел волос располагался не на затылке, а около шеи, такую причёску называли «коримбос». Для причёски «лампадион» волосы собирали в пучок, придавая ему форму факела.
Оригинальную причёску ввела в моду в середине V в. до н. э. знаменитая афинская красавица — гетера Аспасия: завитые волосы укладывались крупными объёмными валиками вдоль головы ото лба до затылка, наподобие ломтиков дыни, и перевязывались двумя лентами.
Завитые волосы часто убирали в сетку из золочёных нитей. Завершало причёску изящное украшение — стефана, похожая на старинный русский кокошник, или калаф, напоминающий корону, или налобная повязка — диадема.
Рабыни, в отличие от свободных женщин, должны были коротко стричь волосы. Их подрезали примерно на уровне середины шеи, на лоб спускали чёлку.
Пистолет Форт-9
Ткани, цвет, орнамент
Статуя типа кора.
Первоначально основной тканью, из которой изготовлялась одежда, была овечья шерсть; позднее в употребление вошли льняные ткани. Хлопок служил предметом роскоши, его привозили из стран Востока. Ткани для одежды, а также и для прочих нужд, изготовляли в домашних условиях. В богатых домах этим, как правило, занимались рабыни, но даже женщины из знатных семей в обязательном порядке должны были уметь прясть и ткать.
«Дама в голубом», танагрская статуэтка
Долгое время считалось, что греческие костюмы были исключительно белыми, и древних греков представляли как толпу людей, облачённых в белоснежные плащи, среди таких же белоснежных храмов и дворцов. Это ошибочное представление возникло вследствие знакомства с мраморными античными статуями, найденными при раскопках. На самом же деле греки, как и все южане, любили яркие краски, хотя белый цвет действительно считался самым красивым и нарядным (потому что отбелить ткань было очень трудно). Для окраски тканей использовались различные виды минеральных и органических красителей. Особо ценились ткани пурпурного цвета, но, вследствие дороговизны настоящего пурпура, его зачастую имитировали дешёвыми заменителями, такими, как марена, сафлор, орсейлевый и лакмусовый лишайники, и т. п. Сельские жители традиционно предпочитали зелёные, коричневые и серые тона. Траурными цветами считались чёрный, тёмно-зелёный и серый.
Ткани обычно делались гладкокрашеными и украшались вышивкой. Были известны два способа вышивки — гладью и крестом. Иногда вышивкой покрывали всю поверхность ткани, но чаще делали яркую узорную кайму по краю. Самыми характерными греческими орнаментами были «пальметты», «критская волна», «бусы», «плетенка», «меандр». Дорогие ткани нередко отделывали аппликациями из штампованных или вырезанных кусочков золотой фольги.
Женская одежда в Древней Греции
Женской одеждой для гречанки являлась туника. Это мягкая и тяжелая одежда, представляющая собой разновидность хитона. Туника струилась и спадала до самых пят.
Обычно женские одежды были белого цвета с использованием цветной каймы. Туника подпоясывалась, а драпировку формировали самыми различными способами
Это было настолько важно, что складки крахмалили и утюжили
Идеалом женской красоты были златокудрые волосы, голубые глаза и светлая кожа при правильных чертах лица и прямом носе.
Незамужние девушки носили пояс на талии, а выходя замуж – под грудью. Кстати, вы можете почитать, как выдавали замуж в Древней Греции.
Когда женщина выходила из дому, она надевала гиматий, верх которого можно было набрасывать и на голову. Гиматий обычно был белого или розового цвета с красной или черной каймой. Гиматий носили по-разному, в зависимости от погодных условий и времени суток. Иногда такой плащ мог играть роль обычного шарфа, а иногда гречанка могла закутаться в гиматий полностью.
В Древней Греции женщины часто пользовались голубыми веерами в форме лотоса.
Гречанки носили как короткие стрижки, так и длинные волосы. Если это была короткая стрижка, то ее украшали лентой или обручем. Традиционной женской прической был греческий узел, который используется и сегодня. Волосы расчесывались на пробор, завивались волнами и низко спускались на лоб, а на затылке завязывались в узел.
Среди украшений для волос в обиходе были сеточки из шнуров, шпильки, диадемы и гребни.
Ювелирные украшения особенно ценились у богатых слоев населения. Часто, наряду с богатыми одеждами, именно украшения подчеркивали статус и отличие человека в положении от бедняка.
Ценились ожерелья, пряжки, серьги, перстни, украшения для волос с камнями и драгоценными металлами.
Нужно отметить, что одежда древних греков из бедных слоев населения повторяла костюм богатых людей, но была меньшей по объему, более дешевой по качеству и не так дорого украшенной.
Рабыни в Древней Греции носили преимущественно костюмы, которые были характерны для их родного края.
Беотийский тип (Boeotian)
Кавалерист в беотийском шлеме. Сидонский саркофаг. (II в. до н. э.)
Беотийский шлем — кавалерийский шлем открытого типа, прославленный в эпоху Александра Македонского.
Появился вероятно в Беотии в V в. до н. э., потом его переняли в Фессалии. По форме напоминает древнегреческую крестьянскую шляпу с широкими полями для защиты от солнца.
Древнегреческий автор Ксенофонт рекомендовал такой шлем для всадников наряду с изогнутым мечом типа кописа. Его взяли на вооружение македонские гетайры, и носили правители эллинистических государств Азии в III в. до н. э.
Имеет широкие поля, которые предохраняют от удара мечом сверху и прикрывают шею. Комфортен для длительного ношения в жарком климате, не ограничивает обзора.