Немецкое танкостроение в двух мировых войнах
Содержание:
- Танки 1965–1985 гг.
- Boeing 727 — обзор и технические характеристики пассажирского самолета
- Литература
- ПОТЕРИ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
- Стриж: описание
- Краткое описание конструкции Pz.Kpfw VI.
- Т-28
- Поиск по сайту
- Основания создания.
- Примечания
- Как танки преодолевали препятствия?
- Состав
- Фото Ил-38
- История создания
- История строительства[править | править код]
- Прогресс горькой ценой
- Танки
- производство
- В чем заключалась мощь Тигра?
- Общевойсковой бой
- «Тигр»
Танки 1965–1985 гг.
К 1960-м гг. стало ясно, что массовое применение ядерного оружия приведет человечество к гибели. США и СССР стали рассматривать ядерное оружие как средство взаимного «сдерживания», не исключая и возможности применения точечных ядерных ударов в локальных военных конфликтах. Война во Вьетнаме (1965–1975) и другие локальные войны показали, что надо уделять больше внимания «обычным» вооружениям. Основные боевые танки (ОБТ) оставались главным оружием сухопутных войск, и в их развитие вкладывали много сил и средств.
Калибр танковых пушек рос, снаряды становились все тяжелее, и работа заряжающего (член танкового экипажа, который закладывает снаряд в казенник пушки) становилась непосильной. Человек быстро уставал, и скорострельность танковой пушки падала. Кроме того, рабочее место заряжающего требовало объема 2 м3 , и, сократив этот объем, танк можно было сделать компактнее и легче. Попытки автоматизировать заряжание танковой пушки начались сразу после Второй мировой войны. Но первый серийный танк с автоматом заряжания (АЗ) – советский Т-64 – появился лишь в 1969 г., за ним последовал Т-72. А вот за границей к АЗ отнеслись скептически, и даже сейчас пушки большинства западных танков заряжаются вручную. Одна из причин – автоматика сложна, дорога и может отказать. Кроме того, без заряжающего членам экипажа втроем (командир танка, наводчик пушки и механик-водитель) трудно справиться с техобслуживанием боевой машины.
Т-64. 1969 г.
Т-72. 1973 г.
С ростом мощности традиционного для танков дизеля проявлялся общий недостаток поршневых двигателей – непропорционально большой рост массы. Поэтому в 1976 г. в СССР был создан танк Т-80 с газотурбинным двигателем (ГТД), подобный тем, которые использовались на вертолетах. При небольшой массе он имел высокую мощность, а также легко запускался в мороз, а его ресурс (время работы двигателя до ремонта) был в 2–3 раза больше, чем у танковых дизелей. Но у ГТД есть недостаток – большой расход топлива, поэтому, кроме Т-80 и американского М1 «Абрамс», современные танки все же имеют дизельные двигатели.
«Чифтен». Великобритания. 1965 г
Главным средством поражения танков были кумулятивные и бронебойные снаряды. Пушки становились мощнее, броню приходилось делать все толще, в результате танки становились все тяжелее. Выход был найден в замене монолитной брони на броню комбинированную (многослойную). В пространстве между двумя слоями брони размещался наполнитель – стеклотекстолит (стекловолокно, залитое пластиком), резина, бетон, стекло, керамика. Первым серийным танком с комбинированной броней стал все тот же Т-64. Западные конструкторы ответили появлением брони «Чобхэм» с наполнителем из керамики и нейлона. Первым новую защиту получил британский танк «Чифтен». А вот немецкий «Леопард-1» (1965 г.), один из самых удачных танков второй половины XX в., имел традиционную литую броню. «Обычную» броню могли дополнять комплексы активной защиты (КАЗ). Первым серийным КАЗ стал советский «Дрозд» (1963 г.). Он состоял из радиолокатора, вычислителя и пусковых установок неуправляемых ракет с осколочными боевыми частями (БЧ).
«Леопард-1». Германия. 1965 г.
М1 «Абрамс» – единственный современный зарубежный танк с ГТД. США, 1980 г.
Успехи противотанковых управляемых ракет (ПТУР) побудили конструкторов оснастить ими танки. Однако попытка замены снаряда на ракету не удалась – стрельба традиционной пушки была намного дешевле. Ракетный танк ИТ-1 (истребитель танков), созданный на базе Т-62 и не имевший пушки, оказался единственным в мире и продержался на вооружении недолго.
Выходом стало создание управляемого снаряда для гладкоствольной танковой пушки. В 1976 г. в СССР был принят на вооружение танковый снаряд 9М112 «Кобра» (не путать с ПТУР того же имени). Он был активно-реактивным (выбрасывался из пушки пороховым зарядом, затем запускался твердотопливный ракетный двигатель) и наводился по радиокомандам. Пушка все того же танка Т-64 могла стрелять и обычными, и управляемыми снарядами, используя дорогой управляемый боеприпас только по важным целям.
Т-80. СССР. 1976 г.
Boeing 727 — обзор и технические характеристики пассажирского самолета
Литература
Г. Гудериан
Внимание, танки! История создания танковых войск, 1937
Г. Гудериан
Воспоминания солдата, 1951
Г. Гудериан. Танки, вперед!, 1956
Г. Гудериан. Воспоминания немецкого генерала. Танковые войска Германии во Второй мировой войне 1939—1945. / пер. с нем. М., ЗАО «Центрполиграф», 2013.
Андрей Лобанов. Танковые войска Гитлера. Первая энциклопедия панцерваффе. — Изд. второе, переработанное и дополненное, М. «Яуза», «Эксмо», 2010. ISBN 978-5-699-39768-6
Исаев А. В., Коломиец М. В. Разгром 6-й танковой армии СС. Могила Панцерваффе. — М.: Яуза, Эксмо, Стратегия КМ, 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-699-34808-4
ПОТЕРИ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Первая мировая война стала одной из самых разрушительных войн в современной истории. В результате военных действий погибло почти десять миллионов солдат, что намного превышает общее число жертв всех войн за предшествующие сто лет. Хотя трудно установить точные статистические данные о потерях, по некоторым оценкам, число раненых в бою достигло 21 миллиона.
Эти колоссальные потери всех сторон, участвующих в конфликте, отчасти стали результатом применения нового оружия, такого как пулеметы и отравляющие газы, а также неспособности военачальников адаптировать свою тактику к более механизированному характеру вооруженной борьбы. Политика нанесения максимальных потерь противнику, особенно на Западном фронте, стоила жизни сотням тысяч солдат. 1 июля 1916 года были понесены самые большие потери живой силы за один день – одна только британская армия потеряла более 57 тысяч человек на Сомме. Наибольшее число погибших было в армиях Германии и России: эти цифры предположительно составляют 1 773 700 и 1 700 000 человек соответственно. Франция потеряла шестнадцать процентов всего мобилизованного состава своих вооруженных сил – самый высокий показатель смертности среди развернутых войск.
Никакие официальные организации не вели точный счет потерь гражданского населения в годы войны, но согласно оценке специалистов, в качестве прямого или косвенного результата военных действий погибло 13 миллионов мирных жителей. Смертность, как военного, так и гражданского населения, достигла своего пика в конце войны в результате эпидемии «испанки» – самой смертоносной эпидемии гриппа в истории человечества. В результате конфликта миллионы людей были насильственно выселены из своих домов или вынуждены были покинуть место своего постоянного проживания в Европе и Малой Азии. Ущерб, нанесенный зданиям и промышленным объектам, был катастрофическим, особенно во Франции и Бельгии, где шли самые тяжелые бои.
Стриж: описание
Краткое описание конструкции Pz.Kpfw VI.
Созданный всего за двенадцать месяцев, Pz.Kpfw VI представлял собой довольно громоздкую и тяжелую машину. Компоновочная схема классическая:
- силовая установка в корме;
- в передней части – ведущие колеса и трансмиссия.
Рабочие места для командира и заряжающего расположены в башне танка, водителя и стрелка-радиста в передней части корпуса. Корпус танка Pz.Kpfw VI «Тигр» коробчатой формы. Все бронелисты установлены вертикально. Немецкие конструкторы полностью проигнорировали все выгоды, которые предоставляет наклонное расположение бронелистов. Хотя лобовая броня в сто миллиметров и бортовая в восемьдесят два предоставляли хорошую защиту от наиболее распространенных противотанковых средств.
На первых 250 танках «Тигр» устанавливали двигатель «Майбах» HL 210 P45 (650 л.с), поздние машины оснащали 750- сильным двигателем HL 210 P45. Трансмиссия танка состояла из:
- полуавтоматической коробки передач ( 8 скоростей вперед и 4 назад);
- планетарный механизм поворота;
- многодисковый главный фрикцион;
- бортовые передачи
Управление танком было довольно легким, благодаря штурвалу с гидравлическим приводом.
Опорные катки танка Pz.Kpfw VI «Тигр» располагались в шахматном порядке, катки машин первых серий с обрезинкой, последние необрезинены с внутренней амортизацией, для экономии резины. Несомненным минусом такого решения была возросшая шумность хода. Поэтому скрытно сосредоточить батальон Pz.Kpfw VI было довольно сложно.
Ходовая часть «Тигра» использовала гусеницы двух типов. Так называемые «широкие» гусеницы использовались для перемещения танка своим ходом. При транспортировке железнодорожным транспортом танк на таких гусеницах не вписывался в железнодорожный габарит.
Значительная масса танка «Тигр» порождала еще одну проблему. Большинство мостов на Восточном фронте без дополнительного усиления не выдерживала их массу. В теории эту проблему должно было решать оборудование подводного хода, но свидетельств его боевого применения не существует, а впоследствии от него решено было отказаться.
По шоссе танк «Тигр» мог двигаться с вполне приличной скоростью в 45 км/час. При передвижении вне дорог тяжелый танк способен был преодолевать стенки высотой в 1,2метра и рвы шириной около 2,6 м.
Наиболее конструктивно совершенным в танке было, несомненно, вооружение танка «Тигр». В танковой башне установили пушку 8,8 cm KwK 36, созданную на базе знаменитого зенитного орудия 8,8 cm Flack 36. Танковая пушка от своего прототипа отличалась, прежде всего, дульным тормозом и электроспуском. Для снижения загазованности внутри боевого отделения орудие оборудовано системой продувки ствола.
Для прицеливания изначально применялся бинокулярный телескопический прицел, который впоследствии заменил монокулярный. Высокую эффективность танкового вооружения танка «Тигр» блестяще подтвердил знаменитый танковый ас СС Виттман, подбивший 198 танков противника.
В качестве вспомогательного вооружения выступали два пулемета MG, один спарен с пушкой, а другой в лобовом листе корпуса, в шаровой установке. На бортах башни монтировали по три дымовых мортирки. Танки «Тигр», которые использовали на Восточном фронте, поначалу оборудовали пятью мортирками для отстрела противопехотных осколочных мин.
Производство танков Тигр I.
Месяц | год | ||
1942 г. | 1943 г. | 1944 г. | |
Январь | 35 | 93 | |
Февраль | 32 | 95 | |
Март | 41 | 86 | |
Апрель | 1 | 46 | 104 |
Май | 50 | 100 | |
Июнь | 60 | 75 | |
Июль | 65 | 64 | |
Август | 8 | 60 | 6 |
Сентябрь | 3 | 85 | |
Октябрь | 11 | 50 | |
Ноябрь | 25 | 60 | |
Декабрь | 3 | 65 | |
Итого | 78 | 649 | 623 |
Тактико-технические характеристики танка «Тигр»
Боевая масса, т. | 56,9 |
Экипаж, чел. | 5 |
Габаритные размеры, мм: | |
длина с пушкой вперед | 8450 |
длина корпуса | 6316 |
ширина | 3705 |
высота | 3000 |
клиренс | 470 |
Высота линии огня, мм. | 2195 |
Макс. скорость движения, км/ч. | |
по шоссе | 40 |
по персеченной местности | 20-25 |
Запас хода, км. | |
по шоссе, км. | 100 |
по персеченной местности | 60 |
Преодолеваемые препятсвия: | |
угол подъема, град. | 35 |
высота стенки, м. | 0,79 |
глубина брода, м. | 1,2 |
ширина рва, м. | 2,3 |
Длина опорной поверхности, мм. | 3606 |
Удельное давление,кг/см2 | 1,05 |
Удельная мощность, л.с/т. | 11,4 |
Существовала так же командирская модификация танка «Тигр». От линейной она отличалась более мощными средствами радиосвязи. Для чего пришлось отказаться от спаренного пулемета и уменьшить боекомплект. С виду командирские танки отличались наличием второй антенны. Всего же изготовили восемьдесят четыре командирских танков «Тигр».
Т-28
Поиск по сайту
Основания создания.
Танки весом в шестнадцать-двадцать тонн, в немецкой военной литературе тех лет, назывались «полноценными боевыми». Через некоторое время они были воплощены в Pz.Kpfw III и Pz. Kpfw IV. Однако, проектные работы, доработка конструкции и освоение в производстве должны были занять определенное время. Поэтому для форсирования создания танковой промышленности, организации подразделений танковых войск, а также обучения экипажей танков, было принято решение заказать легкий танк весом в пять тонн и двумя членами экипажа, вооруженный пулеметами.
Машина должна была иметь сравнительно простую конструкцию, быть более дешевой в эксплуатации и производстве. Итогом проведенных работ стало появление танка Рz.Kpfw I. Новая боевая машина уже в тридцать четвертом году пошла на комплектацию танковых частей. Танк весьма неплохо справлялся с ролью машины для обучения, а позднее использовался для ведения боевых действий.
Между тем освоение в производстве танков основного типа, по целому ряду причин приходилось откладывалось на более поздний строк. Для исправления ситуации требовался танк с лучшими боевыми характеристиками, но одновременно простой в производстве.
Техническое задание на новый танк оглашено 06.1934 г. Промежуточный тип танка должен был иметь более сильную броневую защиту, чем Рz.Kpfw I, но иметь вооружение из 20-мм автоматической пушки (по немецкой классификации — пулеметом) и еще одним пулеметом винтовочного калибра. В проектных работах приняли участие фирмы «Хеншель», MAH и «Крупп». Сроки проектирования изначально были определены как очень жесткие и весной тридцать пятого года конкурсанты предъявили опытные образцы. Для сохранения режима секретности проект проходил под наименованием «сельскохозяйственный трактор»- Las 100.
Предъявленные комиссии образцы фирм MAH и «Хеншель» представляли собой не более чем ходовую часть без башни. Обе машины использовали блокированную подвеску и полуэллиптические листовые рессоры. Проект «Крупп» внешне походил на прототип Рz.Kpfw I, с башней увеличенных размеров и новым вооружением.
После рассмотрения всех предложенных конструкций, было решено запустить в с серию проект от «MAH», как «2 cm MG Panzerwagen». Познее по принятию на вооружение, название было изменено на » Panzerkampfwagen II «.
Рz. II, так же как и его предшественник Рz. I, были именно теми машинами, со строительства которых немецкая промышленность освоила серийный выпуск танков, а танковые войска прошли путь от подготовки экипажей до боевого слаживания крупных танковых соединений. Эти же машины стали основой танкового парка во время накопления опыта первых танковых операций в Польше и Норвегии.
Первая предсерийная партия из десятка Рz.Kpfw II Ausf.a1 была изготовлена MAH, в тридцать пятом году. Компоновка «двойки» практически не отличалась от таковой Рz. I. Новая машина имела несущий бронекорпус, изготовленный при помощи сварки с усилением из штампованного профиля и уголков. Характерным отличием машин этой серии стала эллипсовидная лобовая деталь бронекорпуса, выполненная при помощи литья. Башня танка с небольшим (21-22 градуса) рациональным углом наклона бронелистов.
Примечания
- ↑
- Унаследовала почётное наименование от БС-411 «Оренбург»
- ↑
Как танки преодолевали препятствия?
Для того чтобы останавливать движущиеся танки, были придуманы противотанковые заграждения. Когда танк останавливался, чтобы уничтожить их из своего орудия, он тут же превращался в удобную мишень для пушек, прикрывавших эти заграждения. Без огня противотанковой артиллерии они не являлись для танка серьезным препятствием. Простейшим противотанковым заграждением стал противотанковый ров — канава такой ширины, чтобы танк не смог ее переползти. В ответ танки стали оснащаться приспособлениями, позволяющими преодолеть различные заграждения.
Колючие «ежи»
Одними из противотанковых заграждений были так называемые ежи. Их делали из стали менее метра в высоту, чтобы танк не мог сдвинуть их с места. Когда он все же пытался это сделать, еж проворачивался по ходу движения машины и… подкалывал ее днище другим концом. Днище у всех танков не очень толстое, а у немецких к тому же трансмиссия была спереди. Так что танк или ломался, или буксовал, не в силах съехать с ежа.
В отличие от противотанковых ежей, деревянные, в виде столбов, или бетонные пирамидальные надолбы под названием «зубы дракона» обязательно вкапывались в землю. Несмотря на их грозный вид, эти конструкции легко разбивались 45-мм бронебойными снарядами наших танков БТ и Т-26. Правда, во время этой заминки могли подбить и их.
Зачем танкам бревна?
Несмотря на широкие гусеницы, танки часто застревали в грязи на перепаханных снарядами полях и становились легкой добычей для немецких артиллеристов. Чтобы исправить этот недостаток, на танках появились… бревна! Правда, не совсем обычные — им придавали прямоугольную форму и оковывали железом.
Когда машина застревала, такое бревно цепляли к гусенице, она затаскивала его в топкую грязь, и танк, обретя твердую опору под собой, выбирался из грязи.
Как танк преодолевает противотанковый ров?
Когда немцы получили в качестве трофеев английские танки, они стали искать способы, чтобы эти танки остановить. В результате экспериментов, проведенных в тылу, удалось выяснить, что достаточно вырыть ров шириной более 4 м — и танку из него уже не выбраться. Для преодоления такого препятствия на танки крепили огромные связки хвороста. Скинув их в ров, танкисты могли переехать через него.
К концу войны на смену тяжелым связкам хвороста пришли специально разработанные более легкие шестигранные призматические каркасы
Поделиться ссылкой
Состав
Перевёрнутый немецкий «Тигр-I» в дорожном кювете и проезжающий американский грузовик. 18 июня . Италия, к северу от Рима
Номерные танковые дивизии
- 1-я танковая дивизия
- 2-я танковая дивизия
- 3-я танковая дивизия
- 4-я танковая дивизия
- 5-я танковая дивизия
- 6-я танковая дивизия (прежняя 1-я лёгкая дивизия)
- 7-я танковая дивизия (прежняя 2-я лёгкая дивизия)
- 8-я танковая дивизия (прежняя 3-я лёгкая дивизия)
- 9-я танковая дивизия (прежняя 4-я лёгкая дивизия)
- 10-я танковая дивизия
- 11-я танковая дивизия
- 12-я танковая дивизия (прежняя 2-я моторизованная дивизия)
- 13-я танковая дивизия (прежняя 13-я моторизованная дивизия; впоследствии танковая дивизия «Фельдхернхалле II»)
- 14-я танковая дивизия (прежняя 4-я пехотная дивизия)
- 15-я танковая дивизия (прежняя 33-я пехотная дивизия; впоследствии 15-я моторизованная дивизия)
- 16-я танковая дивизия (прежняя 16-я моторизованная дивизия)
- 17-я танковая дивизия (прежняя 27-я пехотная дивизия)
- 18-я танковая дивизия (впоследствии 18-я артиллерийская дивизия)
- 19-я танковая дивизия (прежняя 19-я пехотная дивизия)
- 20-я танковая дивизия
- 21-я танковая дивизия (прежняя 5-я лёгкая дивизия)
- 22-я танковая дивизия
- 23-я танковая дивизия
- 24-я танковая дивизия (прежняя 1-я кавалерийская дивизия)
- 25-я танковая дивизия
- 26-я танковая дивизия (прежняя 23-я пехотная дивизия)
- 27-я танковая дивизия
- 116-я танковая дивизия «Виндхунд» (нем. «Windhund» — «Борзая») (прежние 16-я моторизованная дивизия и 179-я резервная танковая дивизия)
- 130-я учебная танковая дивизия (часто упоминается как просто Учебная танковая дивизия)
- 155-я резервная танковая дивизия (прежняя 155-я дивизия, 155-я дивизия (моторизованная), 155-я танковая дивизия)
- 178-я запасная танковая дивизия
- 179-я резервная танковая дивизия (прежняя 179-я дивизия, 179-я дивизия (моторизованная), 179-я танковая дивизия)
- 232-я танковая дивизия (прежняя учебная танковая дивизия «Татры»)
- 233-я танковая дивизия (прежняя 233-я дивизия (моторизованная), 233-я моторизованная дивизия, 233-я танковая дивизия, 233-я резервная танковая дивизия; впоследствии танковая дивизия «Клаузевиц»)
- 273-я резервная танковая дивизия
Подготовкой всех экипажей «Тигров» занимался 500-й учебный танковый батальон.
Именные танковые дивизии
- Танковая дивизия «Гольштейн» (нем. «Holstein») (не сформирована полностью, вошла в состав 18-й моторизованной дивизии)
- Танковая дивизия «Кемпф» (нем. «Kempf») (частично армия, частично Войска СС)
- Танковая дивизия «Клаузевиц» (нем. «Clausewitz») (прежняя 233-я танковая дивизия)
- Танковая дивизия «Курмарк» (нем. «Kurmark») (на самом деле была моторизованной дивизией «Курмарк»)
- Танковая дивизия «Мюнхеберг» (нем. «Müncheberg»)
- Танковая дивизия «Норвегия» (нем. «Norwegen») (несформирована полностью, вошла в состав 25-й танковой дивизии)
- Танковая дивизия «Силезия» (нем. «Schlesien») (несформирована полностью, вошла в состав 18-й моторизованной дивизии)
- Танковая дивизия «Фельдхернхалле 1» (нем. «Feldherrnhalle») (прежняя моторизованная дивизия «Фельдхернхалле»)
- Танковая дивизия «Фельдхернхалле 2» (нем. «Feldherrnhalle») (прежняя 13-я танковая дивизия)
- Танковая дивизия «Ютербог» (нем. «Jüterbog»)
- Танковая учебная дивизия (нем. «Lehr»)
- Танковая дивизия «Татры» (нем. «Tatra») (впоследствии учебная танковая дивизия «Татры»; впоследствии 232-я танковая дивизия)
Войска СС
- I танковый корпус СС («Лейбштандарт СС Адольф Гитлер»)
- II танковый корпус СС
- III танковый корпус СС
- IV танковый корпус СС
- VII танковый корпус СС («Корпус ландскнехтов»)
- 6-я танковая армия СС (1944—1945)
- 11-я танковая армия СС (1945)
в состав которых, в разное время, входили:
- 1-я танковая дивизия СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер»
- 2-я танковая дивизия СС «Райх»
- 3-я танковая дивизия СС «Мёртвая голова»
- 5-я танковая дивизия СС «Викинг»
- 9-я танковая дивизия СС «Хоэнштауфен»
- 10-я танковая дивизия СС «Фрундсберг»
- 11-я добровольческая моторизованная дивизия СС «Нордланд»
- 12-я танковая дивизия СС «Гитлерюгенд»
- 17-я моторизованная дивизия СС «Гёц фон Берлихинген»
- 19-я танковая дивизия
- 23-я добровольческая моторизованная дивизия СС «Недерланд» (1-я голландская)
а также
- 40-я добровольческая танковая дивизия СС «Фельдхернхалле» (бывшая моторизованная дивизия «Фельдхеррнхалле» и бывшая 13-я танковая дивизия вермахта);
- 103-й танково-истребительный полк СС (1-й румынский)
Фото Ил-38
История создания
В 1950-м годам руководство вооруженных сил ФРГ, Бундесвера, осознало необходимость замены американских танков М47 и М48. Эти машины уже не могли конкурировать с новейшими советскими танками, а в Холодную войну требовались эффективные и быстрые решения. В итоге в 1956 году ФРГ и Франция решили начать совместные работы по конструированию нового танка, который в немецких документах получил имя Standard-Panzer, то есть стандартный танк. Требования к машине сформулировали к 1957-му, и инженеры начали над ней работать.
Немцы и французы не очень заботились о взаимодействии, да и военным обеих стран это было невыгодно, так что по сути в разработке находилось сразу два стандартных танка. В 1963 году Франция прекратила совместные работы и стала работать отдельно над АМХ-30, а конструкторы ФРГ продолжили собственный проект Leopard 1.
Леопард должен был совместить в себе боевую мощь, подвижность и бронезащиту. Изначально по массе машина должна была быть как средние танки, с орудием не меньше 105 миллиметров, то есть как у тяжелых машин. Позже эту концепцию и назвали основным танком. При создании танка Leopard 1 приоритет сначала отдали подвижности и боевой мощи, пожертвовав защищенностью, но в будущем упущенное быстро наверстали.
В 1963 году первые прототипы нового танка были испытаны, и фирма Krauss-Maffei получила заказ на первые полторы тысячи машин. Серьезное производство развернули через год, так что первый Леопард заказчик получил в сентябре 1965-го. Но потом танк стал активно производится, модифицироваться и выставляться на продажу в другие государства.
История строительства[править | править код]
Разработку проекта было поручено вести коллективу Северного проектно-конструкторского бюро в Ленинграде, главным конструктором и руководителем коллектива проектировщиков был назначен Б. И. Купенский, до этого являвшийся главным конструктором первых отечественных газотурбинных ЭМ (БПК). От ВМФ главным наблюдающим за проектированием и строительством корабля с самого начала и до окончательной передачи флоту был капитан 1 ранга А. А. Савин.
С 1977 по 1996 годы по проекту 1144 на Балтийском заводе были построены четыре тяжёлых атомных ракетных крейсера из семи запланированных. Эти корабли имели на вооружении практически все виды боевых и технических средств, созданных для военных надводных кораблей.
26 марта 1973 года на Балтийском заводе было начато строительство первого головного корабля проекта 1144 — тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) «Киров» (с 1992 года по 2004 год — «Адмирал Ушаков»). Спуск на воду состоялся 27 декабря 1977 года, а 30 декабря 1980 года крейсер был передан флоту.
31 октября 1984 года вступил в строй второй корабль серии — ТАРКР «Фрунзе» (с 1992 года — «Адмирал Лазарев»).
30 декабря 1988 года Балтийский Завод передал флоту ТАРКР «Калинин» (с 1992 года — «Адмирал Нахимов»).
В 1986 году завод приступил к строительству последнего корабля серии — ТАРКР «Куйбышев» (впоследствии переименован в «Юрий Андропов», потом — «Пётр Великий»). Передача флоту планировалась на 1992 год, однако его строительство завершилось только в 1996 году, после чего крейсер ушёл на ходовые испытания, которые в соответствии с планом проводились в суровых условиях Заполярья. В апреле 1998 года атомный крейсер был передан флоту. На данный момент ТАРКР «Пётр Великий» является, по оценкам некоторых военных экспертов, одним из самых мощных ударных кораблей в мире.
Всего программа строительства атомных крейсеров предполагала 7 единиц. Из планируемых крейсеров 30 декабря 1988 г. в списки ВМФ зачислили пятый корпус «Дзержинский», затем по ходатайству моряков переименованный в «Адмирал Кузнецов». 9 мая 1989 года он был заложен под заводским номером 804, но 4 октября 1990 года вместе с другими был снят со строительства. Шестой предполагалось назвать «Россия» (зачислен в списки 30 декабря 1988), седьмой «Варяг», о других кораблях проекта 1144.2 сведений никаких нет, хотя западные источники уверяют, что есть документы на строительство девяти крейсеров этого типа, называются даже имена – «Жданов», «Свердлов», «Железняков».
Прогресс горькой ценой
После Первой мировой войны тяжёлые времена для Европы отнюдь не закончились. Рухнули империи, континент был охвачен революционными волнениями. Российская империя раскололась, и на её территории разразилась новая, теперь уже гражданская, война.
Вместе с тем не осталось, наверное, ни одной технической или научной отрасли, которая за четыре страшных военных года не совершила бы огромного скачка вперёд. Первая мировая ознаменовала наступление машинного периода войны. Отныне она велась в трёх измерениях, химическое оружие продолжало собирать жатву и в пору межвоенья, а слово «танк» стало интернациональным. Великая война, по сути, стала колыбелью современной цивилизации. Но не застраховала прошедшие через её горнило «потерянные поколения» от нового мирового пожара. И в этом заключается главный урок 1914–1918 годов.
Танки
Танки появились как средство выхода из тупика позиционной войны . Они были разработаны для прорыва колючей проволоки и поражения пулеметных постов противника. Англичане и французы были основными пользователями танков во время войны; танки были менее приоритетными для Германии, поскольку она взяла на себя оборонительную стратегию. Немногочисленные танки, построенные Германией, превосходили по количеству французские и британские танки, захваченные и повторно использованные .
- Франция
- Танк Обрио Габе †
- FCM A *
- FCM 1A †
- FCM 1B *
- Танк Peugeot †
- Renault FT
- Сен-Шамон
- Сен-Шамон 25 т *
- Schneider CA1
- †
- *
- Германия
- A7V Sturmpanzerwagen
- †
- К-Ваген †
- Landpanzerkreuzer *
- Leichter Kampfwagen I †
- Leichter Kampfwagen II †
- Leichter Kampfwagen III *
- Sturmpanzerwagen Oberschlesien †
- Орион Ваген II †
- Орион Ваген III *
- Италия
- Бронированная черепаха Ансальдо Турринелли *
- Fiat 2000 ‡
- Россия
- Танк Менделеева *
- Рыбинский танк *
- Вездеход †
- Вездеход II *
- Великобритания
- † — одноместный танк «Мать» был прототипом британского танка Mark I.
- Командирский танк флотилии *
- « Летающий слон » — проект 100-тонного хорошо бронированного танка, не строился.
- Боевой танк Фостера *
- Купчак танк *
- Сухопутный корабль Macfie *
- — создан для тренировок, но некоторые используются во Франции
- — 50 создан для тренировок, используется только в Великобритании.
- Mark IV — самый массовый британский танк
- Mark V — улучшенный двигатель и трансмиссия, принятый на вооружение в конце войны.
- Mark VI * — предполагаемая улучшенная конструкция с новым корпусом, проект отменен в 1917 г.
- †
- *
- Средний Mark A Whippet
- Средний балл B
- Средний балл C ‡
- Medium Mark D † — относительно быстрый танк для участия в « Плане 1919 », разработка которого началась после войны.
- » — предшественник «Mother», построенный одиночный танк.
- Соединенное Королевство и Соединенные Штаты
Марк VIII ‡
- Соединенные Штаты
- Танк CLB 75 †
- Ford 3-тонный M1918 †
- Ford Mark I †
- 200-тонный траншейный эсминец Holt *
- Электрический бак Holt †
- Легкий танк M1917 ‡
- Скелетный танк †
- Паровой танк (гусеничный) †
производство
В чем заключалась мощь Тигра?
Часто «Тигр» называют лучшим тяжелым танком в истории. Он действительно способен навести страх на противника, ведь его преимущества превосходили имевшиеся отрицательные качества. Специалисты отмечают мощное вооружение Pz.Kpfw. VI Ausf. H1, надежную бронезащиту, что в совокупности с опытом экипажа боевой машины представляло собой грозную силу. Командир танка Т-34 Николай Дубровин охарактеризовал встречу с «Тигром» следующими словами:
«Встреча с «Тигром» вызывала дрожь. Он наводил ужас всего одним своим видом. Мне приходилось встретиться с ним на расстоянии нескольких сотен метров. Мы встретились лоб в лоб, и дважды наш снаряд отскочил от его брони. Дальше выстрелил он – у нас двое погибших, а меня лишь чудом вышвырнуло из танка»
«Тигр» выигрывал на поле боя за счет своей феноменальной скорострельности: когда советские танкисты тратили вплоть до 20 секунд на подготовку к выстрелу, немцам требовалось всего 8-10 секунд для этой же работы. Это позволяло им скорректировать наводку и успеть сделать более точный второй выстрел. «Тигр» отличался и лучшей подвижностью: его способность быстрей выходить на выгодную боевую позицию давало ощутимое превосходство в танковой схватке. К тому же Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 мчался со скоростью 20-25 км/ч по пересеченной местности, когда, к примеру, ИС-2 передвигался со скоростью всего 15 км/ч
Но здесь важно подчеркнуть, что воспользоваться всеми превосходствами немецкой боевой машины на поле сражений мог разве что опытный экипаж. Когда тяжелым танком управлял экипаж без опыта, фактически всего его достоинства сводились на нет
Одним из главных недостатком «Тигра» являлась высокая стоимость его производства. Чтобы произвести один экземпляр боевой машины, требовалось порядка 800 000 рейхсмарок, что в два раза дороже любого танка тех времён. Плюс практически абсолютная неремонтопригодность на поле боя, например, в случае повреждения снарядом трансмиссии, накладывала дополнительный отпечаток на финансовых затратах. Советские боевые машины обходились гораздо дешевле, поэтому тот же ИС-2 произвели в несколько раз больше.
Танк Тигр
Танк Тигр
Танк Тигр
Останки PzKpfw. VI «Тигр» №142 из 501-го танкового батальона
Общевойсковой бой
Боевое применение трофейных танков сослужило немцам одновременно хорошую и дурную службу. Хорошая заключалась в том, что войска знакомились с новой тактикой, новым видом вооружения. Хоть и поздно, но в армии организовали курсы по ознакомлению солдат со слабыми и сильными местами танков, а танкобоязнь была изжита совершенно.
Немецкие пехотинцы смотрят на трофейный Mark IV. Вероятнее всего, это фото сделано на одном из полигонов в августе-сентябре 1918 года, когда армию знакомили с танками
Когда танки успевали к месту событий, их помощь была неоценима. Другой вопрос, что в 1918 году у немцев уже была отработанная артиллерийская и пехотная тактика. Инфантерия, возглавляема штурмовиками наступала куда быстрее медленных и неуклюжих Mark IV. Капитан Вилли Рор (тот самый, легендарный командир штурмовиков) писал:
В сущности, в боевом применении танков даже сформировался определенный паттерн: либо медленные «ромбики» не успевали доехать до поля боя, пехота справлялась самостоятельно и уходила вперед; либо, если противник оказывал упорное сопротивление, они пробивали путь пехоте, но сами становились жертвами вражеской артиллерии.
Учитывая, что немецких танков было немного, артиллеристы союзников могли без помех концентрировать огонь на каждом из них.
Для сравнения при Камбре в бой пошло 476 танков, при Суассоне — 492, а при Амьене — 546. Британские и французские танки, применявшиеся массами все же, имели больше шансов на выживание просто потому, что вражеские артиллеристы не могли поразить большое количество целей.
В случае с немцами, максимальное число боевых машин, задействованных одновременно равнялось 20. Причем случилось это всего дважды, 27 мая 1918 года при Шмен-де-Дам и 15 июля в Шампани.
Сумма перечисленных обстоятельств привела к тому, что после войны партия противников механизации долгое время удерживала весьма сильные позиции, подкрепленные реальным боевым опытом. С их точки зрения, главной силой на поле боя должна была остаться обученная и мотивированная пехота, тогда как танки, в лучшем случае, рассматривались как вспомогательный (а то и откровенно вредный) вид вооружения.
Борьба с консерваторами потребовала значительных усилий и затянулась больше, чем на десятилетие, затормозив развитие немецких танковых войск.
«Тигр»
Самым известным германским тяжёлым танком, созданным в годы Второй мировой войны, был «Тигр». Он появился в начале 1942 г. в результате конкурса двух известных фирм – «Порше» и «Хеншель». Правда, конструкторы фирм «Хеншель» и «Порше» проектировали не танк в целом, а только ходовую часть и корпус. Башню разработала знаменитая оружейная фирма «Крупп».
Установка мощной и тяжёлой пушки, а также толстая броня резко увеличили массу танка «Тигр»: она превысила 50 т
Профессор Фердинанд Порше был настолько уверен в превосходстве своего проекта, что даже отдал распоряжение начать серийное производство тяжёлых танков. Но просчитался. Победила фирма «Хеншель», и именно её танк пошёл в производство под индексом Pz.Kpfw VI и персональным наименованием «Тигр». А 90 готовых шасси фирмы «Порше» впоследствии использовали при создании не менее знаменитого танка-истребителя «Фердинанд».
На поле боя «Тигр» невозможно было спутать с советскими танками. Формы его получились необычными. Конструкторы в сжатые сроки должны были сделать машину с очень толстой бронёй и мощной пушкой. Времени на отработку новой технологии у немцев не было. Толстые бронелисты, а их толщина в лобовой части доходила до 100 мм, очень сложно соединять. Поэтому для упрощения сборки бронелисты ставили вертикально. Это позволило сделать верхний бронелист очень широким и на нём разместить огромную башню с мощной 88-мм пушкой, способной поражать танки Т-34 и КВ с любых дистанций. «Тигр» весил почти как два танка «Панцер» IV. Чтобы обеспечить танку приемлемую проходимость, на него поставили очень широкие гусеницы.
С Западного фронта пошла легенда союзников о немецком «Тигре» как о самом мощном и неуязвимом танке мира
Впервые в большом количестве «Тигры» вышли на поля сражений в 1943 г. на Курской дуге, где продемонстрировали свою мощь над нашими танками, вооружёнными 45- и 76-мм пушками. Превосходство «Тигров» над советскими боевыми машинами длилось недолго. В 1944 г. 100-мм броня уже не могла защитить немцев от снарядов новых советских танков ИС-2 и Т-34-85, а также мощных самоходных установок Су-100, ИСУ-122 и ИСУ-152. На Западном фронте, у союзников, танков, подобных ИС-2, не было. Американцы и англичане, впервые столкнувшись в боях с «Тиграми», были поражены их боевой мощью. Сами немцы так не считали и прекратили производство этих танков в августе 1944 г. Главной причиной было то, что советским новейшим тяжёлым танкам «Тигр» был уже не страшен. На замену «Тигру» пришёл «Королевский Тигр» или «Тигр II».