Танк пантера
Содержание:
- Вооружение
- Пантера на войне
- Тактико-технические характеристики танка Pz.VA «Panther»:
- Создание
- Предыстория танка
- 9.M16
- Силовая установка
- История создания танка Pz Kpfw V Panther («Пантера»)
- Фото
- Книги
- Тактико-технические характеристики БТ-5
- Танк Т-3 (PzKpfw III, Panzer) — видео
- Закрытие проекта
- Средний танк Pz Kpfw V Ausf D Panther (Sd Kfz 171)
- Машины на базе танка “Пантера”
Вооружение
Главное орудие, наводившее страх на противников, 7,5 cm KwK 42 заряжалось вручную и имело электроспуск, требуя полной остановки танка для стрельбы. Ствол пушки имел длину 70 калибров — 5250 мм, вместе с дульным тормозом — 5535 мм. Вес был 1000 кг,а вместе с маской достигал 2650 кг. В башне располагался короб гильзоулавливателя, а ниже, под сидением наводчика, находился воздушный компрессор, продувающий ствол пушки после каждого выстрела.
С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG 34, а курсовой находился в лобовом листе корпуса, сначала в бугельной, а позже в шаровой установке.
Так же к бортам башни крепились 90 мм мортиры Nbk 39 для стрельбы дымовыми или осколочно-фугасными гранатами.
Боекомплект основного орудия включал в себя бронебойные снаряды Pzgr. 39/42, подкалиберные Pzgr. 40/42 и осколочно-фугасные Sprgr. 42. и состоял из всего 79 выстрелов у Ausf D и Ausf А и 82 выстрелов у Ausf G. Боекомплект пулеметов составлял 5100 патронов для Ausf D и Ausf А и 4800 патронов для Ausf G.
Пантера на войне
Танки были построены из броневых плит. Башня представляла из себя конструкцию из сваренных между собой плит, толщина которых была 45 мм. Так как еще не был решен вопрос с внутренним пространством, то конструкторы просто увеличили в размерах моторный отсек. Двигатель был 12-цилиндровый, карбюраторный, под названием Майбах HL230. Надо сказать, что скорость танка была небольшая, но благодаря сильной тяге он мог преодолевать даже самые труднодоступные места.
Впервые Пантера приняла участие в битве на Курской дуге в 1943 году. Результаты были впечатляющими для немецкого командования. Вскоре был отдан приказ создать еще больше танков, чтобы использовать их в Европе. Однако и Восточный фронт не оставили без внимания. На базе Пантеры была создана более современная модификация — Пантера 2, у которой была увеличена броня и защита башни. Однако силовую установку заменили на более современную и оснащенную. Что еще было нового в этом танке? Приборы ночного видения (такого еще не знали ни одни конструкторы), телескопические дальномеры. Пушка на башне стала более скорострельной. Можно сказать, это было настоящее орудие массового поражения.
Конечно, самые первые бои были не совсем удачными. Пантеры часто ломались, выходили из строя. Но недаром Гитлер собрал вокруг себя настоящих мастеров своего дела — производство было скорректировано и быстро наладилось. В боях с англичанами и американцами Пантеры производили отличный эффект — многие военачальники признавались, что неимоверно трудно вывести новую Пантеру из боя — требовались усилия нескольких танков противника.
В 1944 году, когда в Нормандии произошла высадка союзников, немецкое командование, конечно, вывело вперед Пантеру. Но забыло учесть одну деталь — несмотря на современное оснащение и мощный двигатель, а также способность преодолевать бездорожье, танки все-таки не были приспособлены для всех типов бездорожья. Нормандия — холмистый регион, и не всегда Пантера могла преодолеть их. В течение 1944 года немецкая армия терпела поражения на втором фронте, и даже танки ничего не могли сделать.
Последний раз танк Пантера появился на арене боевых действий в наступлении при Арденнах на рубеже 1944-1945 годов. Танки показали себя во всей красе, но количество орудия у союзников было больше.
Несмотря на провалы военных операций, конструкторы создавали на основе Пантер другие машины, не менее совершенные и опасные для противника, например, Ягдпантера, Бергепантера. Последняя занималась эвакуацией и ремонтом подбитых танков. Также нельзя обойти стороной и зенитные самоходные установки на базе Пантеры — они также подверглись изменениям в лучшую сторону.
Так была ли Пантера действительно суперсовременной машиной, опередившей свое время? Если рассматривать голые факты и статистику, конечно, была. По сравнению с другими танками противника. Но все-таки она не стала той совершенной машиной, которая наводила бы страх и была бы непобедимой.
Тактико-технические характеристики танка Pz.VA «Panther»:
- БОЕВАЯ МАССА, т: 44,8.
- ЭКИПАЖ, чел,: 5.
- ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 8860, ширина – 3420, высота – 2980; клиренс – 560.
- ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка KwK 42 калибра 75 мм; два пулемета MG 34.
- БОЕКОМПЛЕКТ: 79 артвыстрелов и 4800 патронов.
- ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел TZF 12а.
- БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб – 85; борт, корма – 40; крыша, днище – 17; башня – 17-100.
- ДВИГАТЕЛЬ: Maybach HL 230 Р30, 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 600 л. с. (441 кВт) при .2600 об/мин, рабочий объем 23 095 куб. см.
- ТРАНСМИССИЯ: трехдисковый. главный фрикцион сухого трения, сёмискоростная коробка передач (7 вперед, 1 назад) планерные механизмы поворота, бортовые передачи.
- ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: восемь обрезиненных опорных катков большого диаметра на борт; один поддерживающий каток, ведущее ;колесо переднего расположения со Съёмными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска – индивидуальная, торсионная; в каждой гусенице 86 траков шириной 660 мм.
- СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 46;
- ЗАПАС ХОДА, км: 200.
- ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол /подъема; град. – 30, ширина рва, м – 2,45, высота стенки, м – 0,9, глубина брода, м – 1,9.
- СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Fu 5.
Создание
Первые образцы были заказаны 15 мая 1942 года под обозначением PzKpfW V (Panzerkampfwagen V) и «SdKfz 171» в ведомственной сквозной системе обозначений военной техники.
Несмотря на только лишь 2 образца, представленных для испытаний в конце 1942 года, уже в ноябре было начато серийное производство, а к маю 1943 года было запланировано поставить в армию 250 штук. Такая спешка была вызвана желанием Гитлера применить новину в запланированной на июнь наступательной операции под кодовым названием «Цитадель», известной сейчас как Курская битва. Она вызвала нехватку времени на проверку и доработку нового танка, что привело к многочисленным поломкам и неожиданностям. К производству помимо МАН были подключены Даймлер-Бенц, Хеншель и Демаг.
Практически сразу произошли некоторые изменения оригинального проекта. Толщина брони увеличилась с 60 мм до 80 мм, увеличив вес до 43 тонн. Трансмиссия и двигатель рассчитывались на первоначальные 35 тонн, поэтому их надежность серьезно пострадала.
Предыстория танка
Подписание Версальскиго договора 1919 г. наложил на Германию серьезные ограничения в части развития вооруженных сил. В частности, Германии запрещалось вести разработку бронетехники, ее производство и формирование бронетанковых частей. Разрешалось построить лишь ограниченное количество бронеавтомобилей Schupowagen Kfz.3. предназначенных для нужд полиции.
Германия не соблюдала ограничения Версальского договора в полном объеме. Работы по строительству новых видов оружия и военной техники проводились в условиях абсолютной секретности. Глубокая и непроницаемая военная тайна покрывала опыты по отработке новых тактических приемов вождения войск. В 1925 г. фирмы Рейнметалл-Борзиг, Крупп и Даймлер-Бенц согласно распоряжению Wa Pruf 6 начала проектные работы по тяжелому танку нового типа. Проект получил в целях сохранения тайны наименование «Грострактор», этим термином в Германии назывались агрокультурные и тяжелые дорожные машины. Годом спустя, в 1928 г. прототипы «сельскохозяйственного трактора» на суд жюри представили фирмы Круп и Рейнметалл.
На следующий год, прототип фирмы Даймслер-Бенц проходил широкомасштабные полевые экзамены на полигоне близ Казани. В этот же период был изготовлен прототип легкого танка под кодовым наименованием «Легкий трактор», а фирма Рейнметалл представила прототип 77-мм САУ на шасси тягача WD. Ни одна из вышеозначенных машин не удовлетворяла требованиям технического задания, хотя к 1930 г. немецкий инженеры получили солидный опыт проектирования гусеничных бронированных самодвижущихся объектов.
9.M16
Силовая установка
Немецкий танк Pz.Kpfw I Ausf. A оснащен 4-цил. двигателем внутреннего сгорания Крупп М-305 с воздушным охлаждением. Двигатель Крупп М-305(57 л.с.)Танк Pz.Kpfw I Ausf. B оборудован 6-цил. (с рядным расположением цилиндров) двигателем Майбах NL-38TR (100 л.с.) жидкостного охлаждения.На танки Pz.Kpfw I Ausf. C и Pz.Kpfw I Ausf. F ставились двигатели Майбах HB- 45p (150 л.с.), 6-цил. жидкостного охлаждения. Циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает помпа. Движение воздуха в отсеке и подвод его к карбюратору обеспечивал вентилятор.
Двигатель снабжен двумя карбюраторами Солекс-40 JEP (Ausf. A) или JEF II. Питание бензином октановым числом 74. Бака – два, совокупная емкость 144 л (Ausf. A) или 146 л (Ausf. B). Затрата топлива — 100 л — 100 км (Ausf. A) либо 125 л — 100 км (Ausf. B). Бензин подается к двигателю двумя механическими бензонасосами, в аварийном режиме — ручной помпой. Правее двигателя расположен маслобак. Масло к двигателю подается маслонасосом. Емкость маслосистемы — 12 л.с.
Вращающий момент от двигателя к трансмиссии передастся посредством карданного вала. Трансмиссия Ausf. A и Ausf. D пятискоростная (5п+1з). На танках Ausf. C установлена восьмискоростная трансмиссия (6п+2з). Переключение передач осуществляется гидравликой, рычаг переключения передач установлен справа от водителя. Управление танком осуществляется посредством двух основных сцеплений и сцеплений рулевого механизма. Танки снабжены вешними механическими тормозами фирмы Крупп.
Шасси
Шасси танка включает четыре опорных катка 530×80 с резиновыми бандажами (танк Pz.Kpfw I Ausf. B — пять). Последний опорный каток танка Pz.Kpfw I Ausf. A одновременно являлся ленивцем. Ленивец диаметром 600 мм был связан с механизмом перемещения в горизонтальной плоскости для изменения натяжения гусеницы. На танках Pz.Kpfw I Ausf. A и Ausf. B ставилось, по 4 обрезиненных поддерживающих ролика размером 190×85-72 мм. Ведущее колесо с 21 зубцом помещено в передней части бронекорпуса. 1-й опорный каток оснащен амортизатором, остальные три или четыре опорных катка объединены в тележку с длинной эллиптической рессорой.
Подвеска опорных катков шасси танков Pz.Kpfw I Ausf. C/F выполнялась независимой торсионной, с каждого борта ставилось по 5 опорных катков большого диаметра (670×140 мм), опорные катки обрезинены. Ведущее колесо впереди, ленивец — сзади.Гусеница из траков шириной 280 мм с двойными зубцами. Длина контактной поверхности 2470 мм, колея гусеницы — 1672 мм. Гусеницы имели сравнительно слабое натяжение, в силу чего довольно часто сбрасывались. Часто отмечались случаи поломки зубцов ведущих колес.
Вооружение
Базовое вооружение танков Pz.Kpfw I заключалось в 2-ух пулеметах MG-13, скорострельностью 685 в/мин., с боекомплектом 1525 патрона (61 магазин). С 1936 г. на танках Pz.Kpfw I Ausf. B боекомплект доведен до 2100 патронов (90 магазинов). Восемь стеллажей для магазинов расположены на полу БО и в корме башни.
Командирские танки вооружены одним пулеметом MG-13 — 2 Kl В или MG-34 скорострельностью 825 в/мин., с боекомплектом 900 патронов — 3 Kl В.
Танк Pz.Kpfw I Ausf. С оснащался 20-мм автоматической пушкой EV-141 и MG — 34. Pz.Kpfw I Ausf. F вооружен 2-мя пулеметами MG -34.
Оптические приборы, радиооборудование и противопожарные устройства
Пулемет снабжен прицелом Цейс KgZF-2 (Ausf. A и Ausf. B обеспечивающим прицельную стрельбу бронебойными нулями на дальностях до 1200 м. Прицел имеет 2-кратное увеличение, поле зрения — 8 град. Танки Ausf. С-F оснащались прицелами TZF-8.
Танки Pz.Kpfw I Ausf. С-F оснащались р/с FuG-5 SE-10U и передатчиками Ukw. E тип c.1 мощностью 10 Вт. В телефонном режиме передатчик обеспечивал устойчивую радиосвязь в радиусе 6.4 км, и телеграфом до 9,4 км. Р/с FuG-5 оснащена 2 метровой штыревой антенной длиной. Светосигнальное оборудование танка Pz.Kpfw I Ausf. A заключалось в ракетнице Вальтер калибра 27 мм и сигнальных флажков.
Танк снабжен самодействующей аппаратурой пожаротушения. При превышении температурой воздуха в МО заданного значения срабатывал биметаллический датчик, но которому активизировался огнетушитель, распылявший реагент на карбюраторы и бензонасосы. Резервный огнетушитель закреплен на левом крыле. Там же, на крыльях также размещен разнообразный шанцевый инструмент, посредством которого очаг возгорания засыпался грунтом.Танки, предназначенные для действий в Африке, снабжались дополнительными фильтрами и вентиляторами.
История создания танка Pz Kpfw V Panther («Пантера»)
После первых недель войны стало ясно, что советские войска обладают новыми танками, превосходившими немецкие боевые бронированные машины. Когда Гитлеру доложили о результатах изучения русского танка Т-34, он приказал разработать похожую машину. 25 ноября 1941 года министерство вооружений Германии поставило задачу выпустить танк, превосходящий по вооружению и бронированию Т-34: разработкой шасси одновременно занялись фирмы МАN и «Даймлер-Бенц». Конструирование башни было поручено фирме «Райнметалл-Борзиг». Фирма «Даймлер-Бенц» предложила машину, очень напоминавшую внешним видом и компоновкой советский танк Т-34, где двигатель и ведущие колеса располагались в корме. Проект фирмы МАN предусматривал традиционную для немецкой танковой промышленности компоновку: двигатель – в кормовой части, а трансмиссия и ведущие колеса – спереди. Это позволило сдвинуть башню к корме и установить на ней длинноствольную пушку. 14 мая 1942 года Гитлер сделал выбор в пользу фирмы МАN, выбрав ее проект для серийного производства. Танк фирмы MAN был испытан в сентябре 1942 года. После доработки машины, в декабре началось еесерийное производство под маркой Pz Kpfw V Ausf D «Panther I» («Пантера») фирмами MAN, «Хеншель» и «Даймлер-Бенц». По плану к 12 мая 1943 года — планируемому сроку летнего наступления — необходимо было изготовить 250 новых танков.
Подкалиберный снаряд новой 75-мм длинноствольной пушки 7,5сm KwK42 L/70 имел начальную скорость 1120 м/с и на расстоянии 1000 м пробивал броню толщиной 160 мм. Небольшой (относительно) калибр пушки позволил получить высокую практическую скорострельность и иметь значительный боекомплект: 79-81 танковый выстрел. Для снижения пороховой загазованности боевого отделения было установлено устройство для продувки сжатым воздухом канала ствола пушки после выстрела. Лобовые броневые листы располагались, как и у Т-34, под рациональными углами наклона (лоб корпуса – 55 град.).
Ходовая часть состояла из восьми больших опорных катков на борт с индивидуальной торсионной подвеской. Ведущие колеса размещались впереди. Танк Pz Kpfw V «Пантера» имел двигатель как у танкаPz Kpfw VI «Тигр» — HL 230 P30. Трансмиссия позволяла осуществлять повороты по различным радиусам в зависимости от выбранной передачи, а также быстро разворачиваться на месте, сообщая одной гусенице движение вперед, а другой — назад. Гидравлическое управление тормозами облегчало усилия водителя. Благодаря шахматному расположению катков нагрузке на гусеницу распределялась равномерно. Однако были случаи, когда замерзшая грязь между катками не давала возможности «Пантере» сдвинуться с места.
Недостатками «Пантеры» были сложность в производстве и обслуживании. Поспешность при разработке привела к довольно низкой технической надежности танка. Механические поломки и пожары двигателей были довольно частым явлением. Первые образцы «Пантер» чаще выходили из строя от различных неисправностей, чем в результате боевых действий. Например, в период развертывания в июле 1943 года во время марша от железнодорожной станции к линии фронта два танка сгорели дотла из-за возгорания двигателей.
Рис. В.Иванова
Фото
Книги
Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорИскусство. Культура. ФилологияДругоеКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература
Тактико-технические характеристики БТ-5
Экипаж, чел.: 3Годы производства: 1933—1934Годы эксплуатации: 1933—1945Количество выпущенных, шт.: 1884Компоновочная схема: классическая
Вес БТ-5
— 11,5 тонн
Размеры БТ-5
— Длина корпуса, мм: 5580- Ширина корпуса, мм: 2230- Высота, мм: 2230- Клиренс, мм: 350
Броня БТ-5
— Лоб корпуса, мм/град.: 13- Борт корпуса, мм/град.: 13- Корма корпуса, мм/град.: 10- Днище, мм: 6- Крыша корпуса, мм: 10- Лоб башни, мм/град.: 13- Маска орудия, мм/град.: 13- Борт башни, мм/град.: 13- Корма башни, мм/град.: 13- Крыша башни, мм: 10
Вооружение БТ-5
— Калибр и марка пушки: 45-мм 20-К обр. 1937 г.- Тип пушки: нарезная- Длина ствола, калибров: 46- Боекомплект пушки: 115- Прицелы: телескопический ТОП обр. 1930 г, перископический ПТ-1 обр. 1932 г.- Пулемёты: 1 × 7,62-мм ДТ
Двигатель БТ-5
— Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-5- Мощность двигателя, л. с.: 400
Скорость БТ-5
— Скорость по шоссе, км/ч: 52 на гусеницах, 72 на колёсах- Запас хода по шоссе, км: 150 на гусеницах, 200 на колёсах
— Удельная мощность, л. с./т: 34,8- Колёсная формула: 8 × 2 / 2- Тип подвески: подвеска Кристи- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,65 на гусеницах, 5,65 на колёсах- Преодолеваемый подъём, град.: 37- Преодолеваемая стенка, м: 0,55- Преодолеваемый ров, м: 2- Преодолеваемый брод, м: 0,9
Танк Т-3 (PzKpfw III, Panzer) — видео
Похожее
Танк Т-14 Армата Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-90МС Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк Т-64 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-72. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-84У Оплот. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк М1А2 Абрамс. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк «Черный орел» Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-62 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-3 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк КВ-1 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Леопард 2 (А1, А2, А3, А4, А5, А6, А7) — немецкий танк
Танк Т-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Танк ИС-3 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк Т-55 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Пантера ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Меркава-4 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Танк КВ-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-26 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-54 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк ИС-7 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк ИС-2 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк ПТ-76 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк Т-10 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Алтай. ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Двигатель
Танк М4 Шерман ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-44 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-35 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-18 (МС-1) ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-28 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк K2 Чёрная пантера. Двигатель. Вес. Броня. Размеры. Вооружение
Танк БТ-5 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Леклерк Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-60 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Челленджер-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-40 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк C1 Ариете ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Двигатель
Царь-танк (1915 г.) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Тип 10 — японский танк
Первый русский танк «Вездеход» Пороховщикова (1915 г.)
Танк Т-100 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Char B1-bis ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Тип 99 — китайский танк
Танк Mk.IV Черчилль ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Mk.III Валентайн ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Тяжелый танк Менделеева (1911 г.)
Танк Арджун. Вес. Броня. Размеры. Вооружение
Танк ТГ (Танк Гротте) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Танк СМК ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Танк Кромвель ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк PzKpfw 38(t) ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк М3 Стюарт ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Тип 95 «Ха-Го» ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Рыбинского завода (1915 г.) ТТХ, Фото, Броня
Танк Mk VII Тетрарх ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Закрытие проекта
Средний танк Pz Kpfw V Ausf D Panther (Sd Kfz 171)
Выпущено 850 танков с января по сентябрь 1943 года.
Первая серийная «Пантера» покинула заводской цех фирмы
МАN 11 января 1943 года. Первые 20 танков «Пантера» имели 60-мм лобовую броню. На них
были установлены двигатели «Майбах» HL 210Р45. Отличительной особенностью первых 20-ти
«Пантер» была командирская башенка с выступом-приливом на левом борту башни. Эти танки использовались для
подготовки танковых экипажей.
У остальных танков Pz Kpfw V Ausf D
толщина лобовой брони составляла 80 мм.
Боевая масса – 43 т.
Броня: лоб корпуса – 80 мм, борт – 40 мм, лоб башни – 100 мм, борта и корма башни – 45 мм.
Вооружение: 75-мм пушка 7,5cm KwK42 L/70 и два 7,92-мм пулемета MG34.
Боекомплект пушки – 79 выстрелов.
Боевое применение.
Выпуск танков начался в январе 1943 г. В феврале они стали поступать в войска.
В апреле из-за многочисленных недоделок и неисправностей все «Пантеры» вернули на заводы для модернизации. В мае 1943 г. при
подготовке к наступлению на Курской дуге танки Pz Kpfw V Ausf D «Пантера» получили 51-й и 52-й
танковые батальоны, 23-й и 26-й отдельные танковые полки и танковые полки
дивизий СС
«Дас Рейх» и
«Лейбштандарт Адольф Гитлер».
Машины на базе танка “Пантера”
- Ягдпантера – тяжелая САУ, истребитель танков. Была разработана после успеха Фердинанда на Курской дуге как новая САУ на более мобильном шасси от «Пантеры». Одна из лучших САУ того времени, с хорошим бронированием и огневой мощью;
- Bergepanther – бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Вместо башни на нее ставилась открытая платформа, лебедка и кран. Имелся пулемет для обороны. Также считалась лучшей БРЭМ Второй мировой.
Jagdpanther
Несколько машин на базе «Пантеры» так и осталось на стадии проекта или прототипа:
- Panzerbeobachtungswagen Panther – танк артиллерийских наблюдателей – вместо пушки ставился деревянный макет. У машины было несколько перископов и стереоскопический дальномер. Было построено либо один экземпляр, либо 41 машина, точных данных нет;
- Существовало несколько проектов САУ на шасси «Пантеры», но все они не стали даже прототипами, и остались только на бумаге;
- Также было несколько проектов Зенитных самоходных установок на базе «Пантеры». Многие отклонили, но в 1944 году наконец приняли проект ЗСУ Flakpanzer «Coelian». Построили только макет, прототип так и не изготовили.
Flakpanzer «Coelian», макет