3 простые причины, почему армия россии
Содержание:
Летные характеристики
Перспективный вертолет «Ансат», фото которого опубликовали многие СМИ, обладает отличной маневренностью. Относительно небольшие размеры позволяют использовать геликоптер в городских перевозках.
Максимальная скорость, с которой может лететь «Ансат», составляет 275 км/ч (крейсерская – 250 км/ч). Аппарат способен брать на борт до 1 234 кг груза или до семи (при необходимости до десяти) пассажиров.
Машина укомплектована бортовым оборудованием, пилотажно-навигационным комплексом, информационной системой, многофункциональными индикаторами и системой предупреждения об отказах. Вертолетом можно управлять, как в ручном, так и в автоматическом режиме. Геликоптер способен летать в простых и сложных метеоусловиях.
Контуры будущей войны
Опыт, полученный при проведении специальной операции в Сирии, проанализирован. Особую роль в этом сыграла военная наука. Ее представители часто находились на переднем крае боевых действий с террористами, работали в штабах группировок войск, в районах применения новых ВВТ. По итогам анализа в органах военного управления и войсках (силах) проведены научно-практические конференции, разработаны методические пособия. В боевую подготовку внедрены новые формы и способы боевых действий, применения новых ВВТ. Перестроена кадровая работа. Приоритет в продвижении по службе отдается офицерам с боевым опытом. Внесены изменения в программы военно-учебных заведений Минобороны. Этому способствовало то, что большая часть преподавателей прошла боевые стажировки.
И наконец, с учетом полученного опыта, тенденций развития вооруженной борьбы переработаны все боевые уставы и наставления. В них отражены современные взгляды на ведение высокоманевренных боевых действий. Сирийский опыт ввиду его специфичности не возведен в абсолют, но все ценное из него взято на вооружение. Таким образом, сегодня мы имеем современные, уверенные в себе армию и флот с опытным командным составом и обновленными руководящими документами.
Полученный в Сирии боевой опыт работает на повышение боевой мощи Вооруженных Сил. В нынешних условиях эта задача по-прежнему приоритетна ввиду неопределенности международной обстановки.
Какой вид конфликта может быть нам навязан, какие очертания примет военная угроза? Четкого, однозначного ответа на этот вопрос нет. В любом случае необходимо исходить из того, что вероятный противник будет стремиться поставить наши войска в сложное положение, применить неожиданные для нас способы действий, навязать свою волю, захватить инициативу.
Генеральный штаб смотрит вперед, старается определить контуры будущей войны и выработать перспективные формы и способы действий в ней. И никакие новаторы и геймеры эту работу за него не сделают. Есть вещи, которые нельзя освоить, не получив практического опыта.
Хотя были в военной истории примеры, когда советы невоенных специалистов относительно ведения боевых действий принимались к руководству. Так, во время Второй мировой американцы и англичане привлекли группу экспертов. Те дали рекомендации следующего содержания. Чтобы снизить боеспособность вермахта, надо наносить массированные удары не по войскам, а по мирному населению. Это сильно деморализует гитлеровскую армию. И эти рекомендации были приняты бомбардировочной авиацией США и Великобритании к руководству и реализованы в форме ковровых бомбардировок немецких городов в тыловой зоне.
Вопросы военного строительства, подготовки армии и флота, оснащения их современным вооружением находятся под постоянным контролем Верховного главнокомандующего ВС РФ. Они регулярно обсуждаются на заседаниях Совета безопасности. Дважды в год под руководством президента России проходят совещания с руководством Минобороны и ОПК. На заседания приглашаются руководители ключевых предприятий, ведущие конструкторы. Такой формат встреч способствует повышению ответственности руководителей ОПК за оснащение армии современными ВВТ, позволяет не допускать диктата промышленности в навязывании армии и флоту неперспективных образцов вооружения. Данная площадка доказала свою эффективность настолько, что главы некоторых государств подумывают о введении у себя аналогичного формата встреч.
Завершая краткий анализ развития ВС РФ, можно отметить, что сегодня у России есть все основания гордиться своими Вооруженными Силами. Возвращаясь к выводам Владимира Денисова, отметим: их достоверность во многом зависит от объективности эксперта. В данном случае определенно прослеживается тенденциозный подход, учитывающий не всю информацию, а только ту ее часть, которая соответствует убеждениям автора статьи. То есть частное, субъективное мнение выдается за утверждение: «Именно так мыслят серьезные люди в погонах».
Общеизвестно, что трактовка одних и тех же событий может быть разной в зависимости от того, под каким углом зрения их наблюдают
Поэтому мы посчитали необходимым, не навязывая своего мнения, ознакомить читателя с важными для понимания фактами, которые не были приняты во внимание автором статьи
Упадок сил
В начале 90-х Российская армия оказалась в сложной обстановке. Произошел коренной поворот в стратегических установках. Оказались низвергнутыми многие прежние представления о целях, средствах и способах обороны страны, признан ошибочным ряд ключевых принципов обеспечения ее безопасности, отброшены прежние положения о направленности и характере военного строительства. Новая Россия взяла курс на сближение с Западом. Бывшие противники вдруг превратились в союзников или партнеров, а прежние союзники стали либо потенциальными врагами, либо нейтральными странами. Руководство государства шло на беспрецедентные уступки, в том числе согласилось на полное свертывание военного присутствия на территории Восточной Европы.
Резко сузившаяся экономическая база не позволяла государству содержать многомиллионную армию, своевременно обновлять ее технический арсенал, в прежних масштабах разрабатывать и производить современные виды ВВТ, накапливать необходимые мобилизационные запасы. Фактически необходимо было создавать новые Вооруженные Силы, однако политическая воля и материальные ресурсы для этого отсутствовали, в стране наблюдался глубочайший социально-экономический упадок. Вследствие этого после принятия решения о создании ВС РФ военная реформа свелась к сокращению войск и сил без проведения их качественного преобразования.
Начало 90-х годов охарактеризовалось чередой вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР. Чтобы остановить их, прекратить кровопролитие, российские военнослужащие были поставлены перед необходимостью решения миротворческих задач в Таджикистане, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье. И несмотря на достаточно «тяжелое» состояние Вооруженных Сил, эти задачи были успешно выполнены.
В сложной военно-политической обстановке была проведена контртеррористическая операция на Северном Кавказе. Вооруженные Силы, предназначенные для отражения внешней агрессии, были вынуждены совместно с другими силовыми структурами вести боевые действия с бандформированиями на своей территории. Переучиваться пришлось на ходу. Сегодня ни у кого нет сомнений, что тогда Россия встретилась не с разрозненными группами идейных сепаратистов, а с хорошо организованным и щедро оплачиваемым из-за рубежа наступлением террористов на нашу страну.
По итогам КТО были сделаны выводы. Во-первых, к борьбе с террористическими формированиями Вооруженные Силы необходимо готовить заблаговременно, а во-вторых, терроризм надо бить упреждающе, не ждать, когда он придет в наш дом. Эти выводы были учтены при принятии решения на проведение операции в Сирии.
Театр одного актора
Соединенные Штаты в это время развивали свои вооруженные силы в самых благоприятных после окончания Второй мировой условиях. В основу военного строительства были положены выводы, сделанные по итогам противоборства международной коалиции с Ираком в 1991 году. Оно, напомним, характеризовалось глубокими охватами позиций противника, нанесением главного удара в обход оборонительных рубежей, а самое главное – резким возрастанием вклада ВВС в успех боевых действий.
Конфликтом нового поколения стала война НАТО против Югославии, цели которой были достигнуты без активного задействования сухопутных группировок.
Основные усилия в строительстве американских ВС были сосредоточены на освоении форм и способов ведения бесконтактных войн. Считалось, что задачи разгрома противника будут решаться ракетными ударами и авиации, а задача сухопутных войск – лишь закрепление достигнутого успеха.
Подготовка ВС США была направлена на освоение войн нового поколения – мятежевойн, войн по поручительству (прокси-войн), гибридных, противоповстанческих. Их ведение позволяло сменять неугодные правительства силовыми действиями, если эту задачу не удавалось решить «цветной революцией». Для таких войн не требуется развертывания крупных группировок войск (сил). Достаточно подготовленных сил специальных операций и эффективной огневой поддержки.
ВС США начали ускоренно внедрять в управление войсками информационные технологии, осваивать гибридные методы ведения боевых действий и сетецентрические подходы к руководству. В этой связи обострилась конкуренция между видами вооруженных сил за роль и место в современных операциях и главное – за объемы финансирования.
На поток была поставлена разработка новых концепций ведения боевых действий. В развитие каждой основной межвидовой доктрины разрабатывались концепции второго уровня (видовые), затем третьего (всестороннего обеспечения). Под каждую готовились программы их реализации, выделялись ресурсы. Процесс носил лавинообразный характер. Америка могла себе позволить такой расточительный подход.
Этот период характеризуется полнейшей свободой действий для США, правда, и союзникам их тоже кое-что было позволено. Глобальное лидерство Соединенных Штатов вылилось в своеобразный статус-кво, при котором Западу по сути принадлежала монополия применения военной силы на мировой арене. Америка теперь уже без оглядки на Советский Союз сменяла неугодные правительства и развязывала войны. Так было в Югославии, Ираке, так должно было произойти в Сирии.
На агрессию НАТО против Югославии наша страна адекватно не ответила. Но разворот над Атлантикой премьер-министра Евгения Примакова стал ясным сигналом Западу, что у нас есть собственные национальные интересы.
Поняв это и почувствовав растущую мощь России, видя в ней геополитического конкурента Западу, США окончательно отбросили миролюбивую риторику, открыто объявили себя победителем в холодной войне и встали на путь прямой конфронтации.
Реформы на радость врагу
Ускорению реформы в Вооруженных Силах способствовала проведенная в августе 2008 года операция по принуждению Грузии к миру. Стало очевидным, что нас и дальше будут проверять на прочность. Поэтому требовалось в кратчайшие сроки переориентировать ВС РФ (которые в определенной степени представляли уменьшенную копию армии и флота СССР) на подготовку к ведению локальных войн и вооруженных конфликтов ограниченного масштаба.
Уже к 1 декабря 2009 года под руководством министра обороны Анатолия Сердюкова и начальника Генерального штаба Николая Макарова российские Вооруженные Силы были стремительно приведены к новому облику. Не было ни одной области военного строительства, жизнедеятельности армии и флота, которая не подверглась бы самому радикальному реформированию. Уменьшена численность ВС (до миллиона человек) и офицерского состава (с 335 до 150 тысяч), вместо прежних шести военных округов создано четыре «больших», представляющих собой межвидовые объединения, изменена структура соединений и объединений, органов военного управления, перестроена система подготовки кадров и содержания резервных формирований, инфраструктура ВС.
Особенность реформирования заключалась в скорости проводимых мероприятий и отсутствии разумных, обоснованных, просчитанных планов, что выдавалось за добродетель. Военная наука была обвинена в «безыдейности», отсутствии необходимых теоретических наработок, позволяющих вести военное строительство. Поэтому все преобразования осуществлялись по западным лекалам, вместо продуманных и обоснованных концепций и планов в основу реформирования был положен опыт строительства американских ВС без какого-либо его осмысления и адаптации к отечественным условиям. Исторический опыт, традиции русской, Красной и Советской армий принципиально игнорировались. Подражание армии США доходило до курьезов. Так, американцы сформировали бригады как соединения с жесткой организационной структурой. Раньше их бригады, входившие в дивизии, постоянного боевого состава не имели. При этом дивизионное звено управления было сохранено. Мы же, не до конца изучив американский опыт, свои дивизии ликвидировали, на их основе сформировали бригады и перешли к системе батальон – бригада – армия.
Усиленно внедрялся ротационный принцип прохождения службы в штабах оперативного и стратегического звена. Его суть заключалась в том, что каждый офицер после трех лет службы в штабе в обязательном порядке должен быть переведен на другую должность (командную или преподавательскую). Американцы, наоборот, увеличили срок прохождения службы в высших штабах и более того – дали право руководителям органов военного управления продлевать его отдельным, наиболее подготовленным офицерам.
В результате такого подхода к реформированию даже разумные идеи без соответствующей предварительной проработки и обеспечения на практике доводились до абсурда и вместо пользы приносили вред. Превращение всех соединений в силы постоянной готовности привело к разрушению системы подготовки резервных формирований, без которых можно вести боевые действия максимум в локальной войне, но в региональной уже невозможно.
Провели сокращение центральных органов военного управления и штабов, но при этом резко снизился уровень их компетентности и как следствие – качество руководство войсками на всех уровнях.
Некомплект личного состава не позволял соединениям и воинским частям решать задачи по предназначению. Численность офицерского корпуса не соответствовала стоящим перед Вооруженными Силами задачам.
Группировки на стратегических и операционных направлениях не могли действовать самостоятельно. Требовали усиления частями боевого и материально-технического обеспечения. Значительные участки государственной границы оказались неприкрытыми войсками (силами).
До критического состояния была доведена система военного образования. Мощный удар нанесен по военной науке. Не привело к росту эффективности решения задач ПВО создание Войск ВКО. Значительно снизился уровень боеспособности авиационных баз, которые были сформированы вместо авиационных полков и дивизий.
Проводимые реформаторами в течение 2010–2011 годов мероприятия по отлаживанию новых систем и органов военного управления результатов не давали.
Особенно плохо складывалась ситуация с оснащением армии и флота вооружением и военной техникой. Достаточно сказать, что к 2012 году уровень исправной техники в войсках был не более 47 процентов.
В целом проведенные в сжатые сроки масштабные и радикальные преобразования привели к значительному снижению боевых возможностей Вооруженных Сил.
Сирийский опыт
Сначала был Крым. Прекрасно экипированные и высоко подготовленные Силы специальных операций обеспечили безопасность и порядок на полуострове, исключили дестабилизацию обстановки националистами фашистского толка и ее развития по одесскому варианту.
Российская армия предстала перед миром совершенно с другой стороны и вызвала искреннее удивление у западных специалистов. Оказалось, она может действовать твердо и вежливо, стремительно и решительно, скрытно и эффективно, малыми силами решать стратегические задачи. Ранее на Западе считалось, что на такое способны только «исключительные расы».
Следующим экзаменом стала Сирия. Вооруженные Силы РФ столкнулись с конфликтом совершенно нового типа. Его главная особенность заключалась в том, что государства – противники Сирии вели против нее скрытные, безуликовые действия, не втягиваясь в прямой вооруженный конфликт. В качестве живой силы использовались хорошо подготовленные и оснащенные военные формирования террористов и сирийской оппозиции, действия которых координировались из-за рубежа.
Россия зашла в Сирию, когда та как государство стояла у края пропасти. Зашла совершенно легитимно, по приглашению законного правительства страны. В кратчайшие сроки на удаленном ТВД развернула минимальную по составу группировку и обратила войну вспять. Действовала с предельной эффективностью как по соотношению достигнутого результата к затраченным ресурсам, так и по сравнению с результативностью Международной антитеррористической коалиции, возглавляемой США. Под руководством российских военных советников, при поддержке ВКС РФ сирийская армия освободила большую часть своей территории.
Мир увидел совершенно другую – обновленную Российскую армию, которая способна малыми силами эффективно вести боевые действия на удаленном ТВД, филигранно наносить удары высокоточным оружием, оптимально сочетая действия ВКС, ВМФ и Сил специальных операций.
Высокая эффективность огневого поражения объектов террористов достигалась за счет сетецентрических методов управления, грамотного применения разведывательно-ударных систем и разведывательно-огневых комплексов. Основной объем огневых задач по поражению противника осуществлялся артиллерией и авиацией. Высокоточное оружие применялось для поражения наиболее важных объектов террористов. Понятно, что бить ракетами по каждой группе боевиков – весьма затратное дело.
В ходе специальной операции боевой опыт фактически получили все командующие объединениями и командиры соединений Вооруженных Сил. Через Сирию также прошли штабные коллективы объединений и соединений, наработав бесценный навык планирования и руководства боевыми действиями войск и огневым поражением противника. Теперь командующие и командиры лично знают, что необходимо на войне, чему и как учить личный состав.
Большинство задач, прежде всего боевых, решалось в особых условиях, нестандартно, творчески. Кроме того, сами задачи существенно различались по содержанию: боевые, гуманитарные, миротворческие и военно-дипломатические. Командованием группировки ВС РФ, военными советниками при сирийских войсках было применено немало оригинальных способов и приемов ведения боевых действий, совместного применения различных видов ВВТ.
Сирийская операция дала яркие примеры проявления военной хитрости, дерзости, непредсказуемости в действиях, стремительности в наступлении и стойкости в обороне, гибкости в планировании и в то же время жесткого выдерживания стратегической линии.
Сравнение по численности армии
Как вы уже догадались, сейчас пойдут числа. Откуда они берутся? Сомнения справедливы – официальные источники не публикуют данные об оснащении армии. Есть в свободном доступе информация, случайно просочившаяся, данные зарубежных разведок, аналитика. Это означает, что приведенные ниже значения не являются верными, их и не нужно знать, чтобы привести сравнение на 2021 год. Достаточно только установить порядок превосходства той или иной армии. Реальная картина кардинальных изменений не принесет, поэтому мы ограничимся примерными данными, которые будем в некоторых случаях округлять.
Боеспособность армии напрямую зависит от общей численности населения. Если в России примерная численность составляет 143 млн. человек, то в США она практически в два раза больше – 315 млн. человек. Что дают эти данные? В случае перехода к военным действиям придется пополнять ряды ВС из числа гражданского населения. В США число привлеченных граждан окажется выше.
Цифры вязы теоретические, так как практически задействовать резерв по максимуму не сможет ни одна, ни другая страна. Причиной тому является нехватка вооружения, экипировки и средств. Но преимущество США в том, что восполнение потерь в их армии будет производиться гораздо эффективнее.
Достаточно сложно сравнивать армии и по численности контингента. Если в России число военнослужащих доведено до 1 млн. человек, то из них примерно 300 тыс. солдат-срочников. Армия же США полностью укомплектована профессиональными контрактниками. Ее численность составляет 1,4 млн. человек. Сравнивать эти два параметра практически бессмысленно.
Египетская держава
Германия
Бундесвер замыкает рейтинг армий мира по боеспособности. Германия имеет сухопутные, авиационные и медико-санитарные военные силы. Численность войск колеблется в пределах 190 тыс. бойцов, причём вся немецкая армия состоит из профессиональных наёмников, а в государственном бюджете предусмотрена весомая статья расходов в 45 млрд долларов.
Несмотря на такую, казалось бы, скромную численность войск по сравнению с остальными участниками рейтинга лучших армий мира, военные силы Германии обеспечены новейшим вооружением, обладают отличной боевой подготовкой и незыблемыми военными традициями, которым можно только позавидовать. Немцы могли бы оказаться и выше по списку, но внешняя политика страны сравнительно миролюбива. Здесь, видимо, немалую роль сыграл и тот факт, что они и без того довольно много воевали в прошлом веке. В рейтинге армий мира от Global Firepower Германия год от года делит своё место с Францией и Великобританией.
США
На первом месте нашего рейтинга расположились Соединённые Штаты Америки. По численности войск Америка уступает только Китаю – 1,3 млн личного состава. Один из самых весомых факторов, которому позавидует любой генерал другой страны – это бюджет армии США – 612 млрд долларов!
Такое финансирование позволило оснастить американскую армию самыми передовыми технологиями: новейшее вооружение, оснащение бойцов современными гаджетами для качественного ведения боя в любых условиях, а также завидный оклад и пенсия контрактников. Подобное отношение к армии и её нуждам способствует внедрению своих войск практически в любую точку планеты и проведению там нескольких военных кампаний сразу.
США также обладает одним из самых мощных флотов в мире: порядка 10 авианосных групп, около 80 подлодок, а также большое количество привязанных к ним самолётов и вспомогательных судов. Американские оборонные предприятия привлекают на работу лучших специалистов. Там идут разработки не только новейшего лазерного и роботизированного оснащения для армии — есть прорывы в медицинской военной среде: протезирование, «умные» костюмы, способные в значительной степени повысить армейский потенциал бойца, и другие технологичные направления.