F-35 с грузом проблем

Возможен торг

По оценке западных экспертов, основным игроком на международном рынке боевой авиации в 2015 году станет новейший малозаметный истребитель пятого поколения F-35 «Лайтнинг-2» (Lightning II), главным подрядчиком при создании которого выступает американская «Локхид Мартин». В странах, которые не захотят полагаться на США в сфере поставок авиационной техники, альтернативой F-35 могут стать российский перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, также известный как Т-50) и новые китайские истребители «Цзянь-20» (J-20) и «Цзянь-31» (J-31).

Предполагается, что истребители F-35B одной из авиационных эскадрилий корпуса морской пехоты (КМП) США достигнут начальной боевой готовности уже в этом году. Большинство международных участников программы по созданию F-35 предпочитают приобретать версию истребителя с обычным взлетом и посадкой (F-35A). Тем не менее очевидный прогресс, достигнутый в разработке варианта с коротким взлетом и вертикальной посадкой (F-35B), повысит интерес восьми зарубежных операторов и потенциальных покупателей к этой модификации. В настоящее время F-35B намерена приобрести Великобритания и, возможно, Италия (понемногу).

Сейчас вероятные заказчики всех модификаций F-35 по американской программе военной помощи зарубежным странам FMS (Foreign Military Sales) ожидают информации о том, как пройдет ввод в строй первых истребителей

Особое внимание уделяется надежности самолета, его маневренности, техническому обслуживанию и логистической поддержке

Американские ВВС постепенно наращивают возможности по подготовке иностранных пилотов новейших истребителей на авиабазах «Льюк» (штат Аризона) и «Хилл» (штат Оклахома). Первыми стадии начальной боеготовности достигнут F-35A подразделения, расположенного на базе «Хилл». Представители отдела Пентагона по руководству программой создания F-35 также рассмотрят возможность создания мест базирования новейших истребителей в Великобритании, Австралии и Израиле. По мнению военных, это должно показать, что несмотря на длительные задержки и перерасход в несколько миллиардов долларов, программа в глобальном масштабе осуществляется успешно.

Как минимум два государства, участвующих в создании F-35, к настоящему времени все еще не выразили твердого намерения приобрести их. На стадии принятия решения – Канада. А Дания продолжает выбирать замену устаревающим F-16. Если Копенгаген откажется от закупок F-35, это нанесет программе значительный ущерб. Напротив, согласие Дании позволит увеличить объемы производства и как следствие снизить стоимость каждой машины. Представители «Локхид Мартин» и отдела Пентагона, отвечающего за разработку F-35, сообщили о намерении скорректировать цену F-35A до 85 миллионов долларов и даже ниже.

Ожидается, что уже в этом году удастся достичь определенного прогресса в переговорах «Локхид Мартин» с иностранными партнерами относительно совместных международных закупок партий F-35 с дальнейшим распределением самолетов по странам. Стоимость самолетов для участников проекта будет снижена.

Подобным образом предполагается заключить контракты на поставку в общей сложности 150 истребителей (до 50 машин в год). Такой метод закупок предназначен для консолидации производственной базы F-35, а также максимального снижения стоимости.

Западные эксперты полагают, что по итогам данного предложения можно судить о том, выполнимы или нет планы удешевления F-35. Международные закупки крайне важны, поскольку около половины ежегодных заказов на поставку истребителей поступят в ближайшее время от иностранных государств. Если прийти к договоренности по данному вопросу не удастся, цена каждого отдельного самолета может оказаться настолько высокой, что ряд потенциальных заказчиков откажется от покупки. В долгосрочной перспективе это нанесет по программе серьезный удар.

В ожидании начальной боеготовности

Заинтересованы зарубежные заказчики и в том, чтобы F-35 принял участие в международном авиашоу RIAT 2015 (Royal International Air Tattoo 2015), которое пройдет с 17 по 19 июля 2015 года в Великобритании. Попытки показа новейшего истребителя на авиашоу RIAT 2014 и авиасалоне в Фарнборо не увенчалась успехом: незадолго до начала мероприятий на авиабазе «Эглин» (штат Флорида) произошло возгорание турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД) F135 производства компании «Прэтт энд Уитни» (Pratt & Whitney). Неполадки в силовых установках всех поставленных истребителей устранены, однако неизвестно, ликвидированы ли причины возгорания на линии серийного производства ТРДД.

Первым иностранным государством, построившим на своей территории предприятия по окончательной сборке и проверке F-35, стала Италия. Первый истребитель изготовят здесь, вероятно, весной 2016 года.

Развертывает производственные мощности аналогичного назначения и Япония. Предполагается, что сборка различных бортовых подсистем начнется здесь в конце 2015-го. F-35A, который станет пятым по счету японским самолетом этого типа, соберут в Нагойе в конце 2016 года.

Постепенно увеличиваются объемы работ по строительству центров сервисного обеспечения планеров и двигателей новейших истребителей на территории государств – участников проекта. В частности, в конце 2014-го Пентагон объявил о том, что Италия примет участие в ремонте, техобслуживании и модернизации F-35 в Европе. Создание предприятий по обслуживанию ТРДД в Норвегии и Нидерландах завершится в 2021 году. В 2018-м предполагается начать работы по налаживанию необходимых производственных мощностей в Италии и Турции. Тогда же в Австралии и Японии создадут и центры по капремонту планеров истребителей. Капитальное обслуживание ТРДД сначала будет проводиться в Австралии, а Япония приступит к соответствующим работам на пять лет позже.

Корпус морской пехоты США намерен объявить о первичном состоянии боеготовности 10–16 своих F-35B к 1 июля. В случае непредвиденных обстоятельств возможна отсрочка до конца года. В настоящее время Пентагон доводит самолеты до стандарта 2B, который станет базовым для КМП. Первое подразделение, оснащенное истребителями этого стандарта, будет развернуто на авиабазе «Ивакуни» (Япония) в 2017 году. Генерал-лейтенант ВВС США Кристофер Богдан, отвечающий за программу разработки F-35, сообщил, что модернизация самолетов для объявления начальной боеготовности скорее всего завершится вовремя. Задержку могут вызвать проблемы, связанные с загрузкой файлов данных о полете. А без этого невозможно распознавать типы различных угроз и своевременно реагировать на них.

После объявления состояния начальной боеготовности начнется опытно-войсковая эксплуатация F-35B. Вероятнее всего, она пройдет на борту универсального десантного корабля ВМС США «Уосп» (USS Wasp).

Второй этап испытаний на стадии разработки палубной версии новейшего истребителя (F-35C) намечен на сентябрь 2015 года. Первый, получивший обозначение DT-1, проходил в конце 2014-го и признан успешным. Были осуществлены два ночных взлета и посадки F-35C на палубу авианосца. Тормозной гак измененной формы применялся при 124 взлетах и посадках с палубы авианосца «Нимиц» (CVN-68 Nimitz). Завершающие испытания намечены на 2016 год.

Онлайн-консультация военного юриста

Лучшие предложения по вкладам на 2619.58 рубля

Накопительный счет «Управляй процентом»
Лицензия №354

Накопительный счет «Управляй процентом» 8,8

6% годовых для новых клиентов в первые два месяца. Пополнение и снятие ваших денежных средств без потери процентов

  • Общие условия
  • Примеры расчётов
  • Ставка: 6%
  • Сумма: от 1 руб.
  • Срок: от 1 дня
  • Капитализация: есть
  • Выплата процентов: ежемесячно
  • Пополнение: есть
  • Частичное снятие: есть

Лицензия №1978

Накопительный счет (при использовании карты) 8

Подробнее

  • Общие условия
  • Примеры расчётов
  • Ставка: до 6%
  • Сумма: от 1 руб.
  • Срок: от 1 дня
  • Капитализация: есть
  • Выплата процентов: ежемесячно
  • Пополнение: есть
  • Частичное снятие: есть

В избранное Подробнее

Лицензия №2209

Счёт «Накопительный» 7,5

Подробнее

  • Общие условия
  • Примеры расчётов
  • Ставка: до 6%
  • Сумма: от 1 руб.
  • Срок: от 1 месяца
  • Капитализация: нет
  • Выплата процентов: ежемесячно
  • Пополнение: есть
  • Частичное снятие: есть

В избранное Подробнее

Денежные единицы

Стоимость двух первых предсерийных образцов многоцелевого истребителя 5-го поколения Lockheed Martin F-35A Lightning II в 2007 г. составляла 221,2 млн долларов без двигателя. Критики самой дорогой в истории человечества оружейной программы справедливо называли эту цифру ужасающей.

Для сравнения: в 2019 году Минобороны РФ подписало контракт на закупку более грузоподъемных (боевая нагрузка 16 т против 8,2 т у F-35A), быстрых (2,45 М против 1,6 М), высотных (20 км против 15 км), дальнобойных (4300 км против 2800 км) истребителей пятого поколения Су-57. Стоимость контракта, по данным бывшего журналиста «Коммерсанта» и бывшего советника «Роскосмоса», а ныне чешского шпиона Ивана Сафронова, составляла 170 млрд руб. за 76 самолетов, что давало в 2019 г. 34,4 млн долларов за штуку. С двигателем. Даже с двумя.

Как утверждает докладчик, в качестве основного инструмента удешевления серийного производства F-35 руководство Lockheed Martin выбрало цифровые технологии. Реорганизация корпоративной архитектуры началась в 2014 году. Основная сложность состояла в увязке информационных технологий с производственными. Это делалось с помощью таких инструментов, как оптическое проецирование пошаговых рабочих инструкций на конструкцию F-35 (см. фото ниже), точные твердотельные 3D-модели для разработки оснастки, промышленный интернет вещей, автоматическое сверление, бесконтактная метрология и т.д. Сложность состояла не собственно в тотальном внедрении цифровых технологий везде и всюду, а в нахождении правильного баланса, чтобы цифровизация проводилась не ради цифровизации, а для решения реальных проблем с реальным эффектом. Это потребовало многолетнего тщательного анализа, позволившего в конце концов создать эффективную систему управления производственными операциями.

По словам докладчика, благодаря внедрению цифровых технологий в рамках программы выпуска истребителя пятого поколения F-35 за последние пять лет доля ручного труда на производстве сократилась на 75%, его цена снизилась почти на 70% по сравнению с первым лотом, а с 2015 года время производства одного самолета сократилось на 20%. Стоимость модификации F-35A в 2020 году составила 77,9 млн долларов (14-й лот).

На первый взгляд, цифры впечатляют. Однако стоит заметить, что уже к 2014 году, то есть до начала цифровой трансформации компании, стоимость F-35A (без двигателя) снизилась до 94,5 млн долларов (8-й лот), то есть упала на 58%. (Цена двигателя F-135 в варианте для F-35A в 2016 г. составляла 13,3 млн долларов). Очевидно, что уменьшение цены на 70% по сравнению с первым лотом достигнуто не только за счет цифровизации. Легко предположить, что главной причиной столь драматического снижения стал переход от штучной сборки к массовому производству.

Масштабы программы F-35 в самом деле впечатляют. По данным докладчика, Lockheed Martin по состоянию на 1 июля 2020 г. поставил Вооруженным силам США и иностранным заказчикам 535 F-35. Всего же Пентагон намерен закупить 2456 самолетов, на производстве которых прямо и косвенно занято только в США 254 тыс. человек и 1800 поставщиков, не говоря о зарубежной кооперации (еще около 100 поставщиков). Общие затраты на программу превысят 1,5 трлн долларов, включая стоимость разработки в размере 58 млрд долларов, более 428 млрд долларов на закупки самолетов и 1,2 трлн затрат на содержание данного самолетного парка до 2070 г. Порядка 770 самолетов заказали ближайшие союзники США. Сколько F-35 в будущем купят другие страны, можно только гадать.

В одном только 2020 году Lockheed Martin планирует поставить заказчикам 141 самолет этого типа. И темп его производства будет расти до 2023 года. При столь массовом выпуске цена изделия должна снижаться. Не исключено, что без дорогостоящей цифровой трансформации она снизилась бы еще больше.

Впрочем, надо заметить, что цифровизация производства Lockheed Martin стратегически направлена не столько на решение проблем текущих проектов, сколько на получение качественно новых возможностей в будущем. К примеру, компания объявила о планах создания гибкого цифрового производства, которое позволит на одном и том же оборудовании выпускать беспилотные авиационные комплексы различных размеров и аэродинамических компоновок. Одно и то же предприятие сможет одновременно выпускать легкие, средние и тяжелые беспилотники. Причем производство того или иного типа ЛА будет возобновляться по требованию заказчика, например, для срочного восполнения потерь. Словом, цифровые технологии позволяют добиться многого. Вопрос лишь в том, насколько гибкое производство будет экономически целесообразно в сравнении со специализированным.

Южнокорейская интрига

В настоящее время ВМС США закупают истребители F/A-18E/F «Супер Хорнет» (Super Hornet) для оснащения палубных авиакрыльев авианосцев. Западные эксперты полагают, что по мере проведения испытаний F-35C давление на ВМС с целью отказаться от закупок «Супер Хорнетов» будет усиливаться.

Сейчас «Боинг», производитель истребителей F/A-18E/F и самолетов радиоэлектронной борьбы (РЭБ) EA-18G «Гроулер» (Growler) на их базе, загружен заказами на эту авиатехнику до 2016 года. Однако компания заинтересована в поддержании таких темпов производства, которые позволят задействовать производственные мощности максимально долго.

Представители «Боинга» не комментируют ранее появившуюся информацию о намерении представить Республике Корея (РК) модернизированную версию F/A-18E/F, получившую обозначение «Эдвансд Супер Хорнет» (Advanced Super Hornet). Предполагается, что при создании истребителя для РК будут учитываться собственные наработки компании «Кориа аэроспейс индастриз» (Korea Aerospace Industries – KAI). Окончательное решение, как полагают западные эксперты, огласят уже в этом году. В случае проведения открытого конкурса по программе KF-X на поставку модернизированных самолетов, базовые образцы которых находятся в строю, «Локхид Мартин» представит улучшенную версию истребителя F-16, а «Эрбас груп» (Airbus Group) – модификацию истребителя «Тайфун» (Typhoon). Стоимость южнокорейского проекта истребителя для участия в конкурсе оценивается в 8,5 триллиона корейских вон (7,7 миллиарда долларов). Предполагается, что 20 процентов программы разработки проекта профинансирует Индонезия.

Республика Корея к настоящему времени не определилась с модернизацией устаревающих F-16, состоящих на вооружении национальных ВВС. Ранее попытка заключить контракт с Пентагоном и компанией «БАЕ Системз» (BAE Systems) на оснащение 126 самолетов новой кабиной и авионикой (включая БРЛС с АФАР) успехом не увенчалась. Предполагается, что модернизацию выполнит «Локхид Мартин», которая ранее выиграла похожий конкурс, проводимый Тайванем. Первый этап работ по контракту в случае его заключения обошелся бы в 140 миллионов долларов, общая стоимость всего проекта оценивалась в 1,3 миллиарда. Это большая доля рынка модернизации F-16, особенно в свете решения США отказаться от улучшения авионики истребителей данного типа.

Динамика стоимости 35 долларов США в рублях

Динамика курса валюты позволит узнать их соотношение в любой нужный вам период и сделать прогноз на стоимость 35 долларов США в рублях на ближайшее время. Выше представлен график изменения котировок за последний месяц. Максимальная стоимость составила 2722.06 рубля на 08.04.2021. Минимальная стоимость – 2603.38 рубля – пришлась на 30.04.2021.

Дата День недели Рубль Изменения Изменения %
01 мая 2021 г. Суббота 2619,58 RUB 16,1980 0,62%
30 апреля 2021 г. Пятница 2603,38 RUB -19,4845 -0,75%
29 апреля 2021 г. Четверг 2622,87 RUB -0,6580 -0,03%
28 апреля 2021 г. Среда 2623,52 RUB 6,6430 0,25%
27 апреля 2021 г. Вторник 2616,88 RUB -11,2455 -0,43%
24 апреля 2021 г. Суббота 2628,13 RUB -46,6340 -1,77%
Cтоимость 35 доллара США за неделю (7 дней) увеличилась на 8,5470 RUB

Динамика курса доллара США к рублю в мае

Подробная динамика курса доллара США

Изменения курса валют – одна из самых важных повесток каждого выпуска новостей. Узнавайте о динамике курса доллара США с Выберу.ру из этого графика. Он отражает изменения стоимости доллара США в течение последнего месяца. Кликните на ссылку под графиком, чтобы ознакомиться с подробностями. Подробный график покажет изменения доллара США в течение выбранного вами периода. Мы храним информацию об изменениях валютного курса с 2014 года включительно.

Немного о технических характеристиках

Характеристики нового Яка соответствовали существовавшей тогда военной доктрине. Самолет мог эксплуатироваться с взлетно-посадочных площадок ограниченных размеров (с коротких бетонных и асфальтовых полос) и в корабельных условиях. По сравнению с самолетами обычного взлета Як-141 был способен взлетать без выруливания на ВПП непосредственно из укрытия по рулежной дорожке, мог эксплуатироваться с поврежденных аэродромов.

Средства катапультирования обеспечивали автоматическое спасение летчика на всех режимах полета. И это было проверено при испытаниях Як-141 на авианосце. Летчик-испытатель В. А. Якимов при посадке, находясь уже над палубой корабля, на малой высоте превысил вертикальную скорость снижения. Як грубо сел, ударился о палубу, основные стойки шасси пробили топливный бак, возник пожар. Пилот был вынужден катапультироваться, и сделал он это вполне благополучно.

Впервые Як-141 был показан на 39-м авиакосмическом салоне в Ле Бурже, но в виде модели и короткого видеофильма по его летным испытаниям. Полнокровный дебют нового Яка состоялся год спустя на выставке в Фарнборо.

Даже в то время при вертикальном взлете Як-141 имел вес 15,8 т, что меньше веса МиГ-29 (16,7 т) и почти вдвое меньше взлетного веса Су-27 (30 т), хотя по другим летно-техническим характеристикам он уступал всем обычным истребителям и конкурировал по отдельным параметрам только с СВВП «Харриер», серийный выпуск которого был начат в 1966 году.

Кроме того, радиус боевого применения этого самолета не превышал 300 км. И это не позволяло ему защищать корабль, на котором он базировался, от крылатых ракет «воздух — корабль».

Большой расход топлива Як-141 при взлете, недостаточный радиус боевого применения, катастрофа одного из летных экземпляров самолета привели к тому, что программа его испытаний была прекращена, а финансирование приостановлено. Также концу 1991 года были остановлены работы по подготовке серийного производства Як-141 на Саратовском авиазаводе. Таким образом, в России на долгое время была прикрыта тематика развития самолетов вертикального взлета и посадки.

Однако стоит привести цитату, взятую из отчета экспертов ГосНИИАС. Она говорит о том, что, «как показал опыт разработки истребителя Як-141, заявляемый способ (вертикального взлета и посадки) может применяться не только новыми машинами соответствующей конструкции, но и самолетами серийно выпускаемых типов, при этом модернизированный самолет не потеряет ни одной из присущих ему положительных летных и тактико-технических характеристик».

В ряде западных газет того времени иностранные специалисты утверждали, что русские с разработкой этого Яка обогнали их по крайней мере лет на десять-пятнадцать. И это было действительно так, потому что фирма «Локхид» в 1996 году для своего проекта по программе JSF («Единый ударный истребитель») выбрала схемы двигательной установки, а также отклонения сопла подъемно-маршевого двигателя, аналогичные двигательной установке Як-141.

И американцы этого не скрывали. Они ссылались на соглашение с ОКБ им. А. С. Яковлева, которое позволило им это сделать. Но позже они отказались от сотрудничества и решили (получив от русских 90% информации), что сделают такой истребитель сами. И сделали. Им стал F-35В.

Трансформация GE

Второй пример – это General Electric, производитель ядерных боеголовок, атомных реакторов, электровозов, томографов, ветряков, лампочек и всевозможных турбин – авиационных и энергетических. Это многоотраслевая компания, в которой работают 283 тыс. человек в 175 странах мира. В 2000 г. GE была крупнейшей компанией мира с капитализацией 594 млрд долларов. В 2015 году она создала подразделение GE Digital со штатом 30 тыс. сотрудников. GE Digital предлагает клиентам, среди которых Роснефть и Газпром, 25 пакетов программных продуктов и услуг по цифровой трансформации производства. Годовая выручка компании оценивается в 2 млрд долларов. Разумеется, General Electric и сама активно использует компетенции своей «дочки», став одним из мировых лидеров по внедрению цифровых инноваций.

Но надо же было такому случиться, что этот процесс совпал с глубочайшим кризисом в истории символа американской технологической мощи, основанного самим Эдисоном. С начала 2017 по 2019 год стоимость ее акций снизилась на 70,3%. В августе 2019 года GE стоила всего 69,9 млрд. Вот такая получилась «цифровая трансформация».

Докладчик рассказал, что основная причина этих проблем состоит в том, что руководством были упущены вопросы бизнеса корпорации. В результате главный конкурент – компания Siemens – обошла GE в производстве газотурбинных энергетических установок. Увлекшись цифровизацией, GE не уделяла должного внимания собственно качеству изделий. Из-за брака продажи упали, и цена акций компании снизилась с 30 долларов до 7.

В самом деле, в 2018 году из-за поломки лопаток была на два месяца остановлена газовая турбина на электростанции в Техасе. Выяснилось, что ремонта требует и 18 других турбин этого типа по всему миру. Все это, разумеется, не способствовало успеху бизнеса. Но еще большие проблемы начались в 2019 году, когда компанию обвинили в фальсификации отчетов на 38 млрд долларов. Начиная с 1980-х годов, все большую роль в бизнесе GE стали играть ее подразделения по страхованию, инвестициям, лизингу и т.д. Дошло до того, что в рейтинге крупнейших компаний США Fortune 500 GE стали обозначать не как производственную, а как финансовую компанию. Именно эта деятельность привела к накоплению многолетних убытков, которые пришлось по возможности незаметно от акционеров «списывать».

Докладчик подчеркнул, что сами по себе цифровые технологии в проблемах GE не виноваты. Наверное, это так. Но с не меньшим основанием можно утверждать, что и цена F-35 снижается вовсе не благодаря внедрению проекции пошаговых инструкций на планер и прочим цифровым новшествам.

Холдинг НИКС – это сеть из более чем 100 магазинов цифровой техники по всей России; это инжиниринговый центр по проектированию высокотехнологичных производств «Проектмашприбор», на 75% принадлежащий компании НИКС и на 25% – Госкорпорации «Ростех»; это нанотехнологическая лаборатория, в стенах которой разработаны и изготовлены сканирующие туннельные микроскопы, исследуется квантовый электронный транспорт в металлических наноструктурах, ведутся работы по квантовым вычислениям; это агропромышленный комплекс «Тюринский» площадью 19 800 га в Тульской области, который по производительности труда сопоставим с немецкими фермерскими хозяйствами.

Куда можно выгодно вложить 35 долларов США

Лицензия №52

Вклад «Ежемесячный доход» 8,5

Подробнее

  • Общие условия
  • Примеры расчётов
  • Ставка: до 1,6%
  • Сумма: от 100 $
  • Срок: от 181 дня до 730 дней
  • Капитализация: по выбору клиента
  • Выплата процентов: ежемесячно
  • Пополнение: есть
  • Частичное снятие: нет

В избранное Подробнее

Лицензия №2602

Вклад «Доходный» 7,4

Подробнее

  • Общие условия
  • Примеры расчётов
  • Ставка: до 1,35%
  • Сумма: от 100 $
  • Срок: от 30 до 1 095 дней
  • Капитализация: нет
  • Выплата процентов: в конце срока
  • Пополнение: нет
  • Частичное снятие: нет

В избранное Подробнее

Лицензия №212

Вклад «Срочный — VIP» 5,1

Подробнее

  • Общие условия
  • Примеры расчётов
  • Ставка: до 1,05%
  • Сумма: от 1 $
  • Срок: от 181 дня до 365 дней
  • Капитализация: есть
  • Выплата процентов: в конце срока
  • Пополнение: нет
  • Частичное снятие: нет

В избранное Подробнее

Трудная дорога в небо

Проектирование этого истребителя началось в 1975 году, но первый летный экземпляр построили только 11 лет спустя. Такая большая задержка во времени постройки объяснялась не техническими, а скорее финансовыми трудностями, которые до сих пор испытывает весь российский авиапром.

В 1987 году начались первые полеты, а через два года закончились летные испытания Як-141. Истребитель, несмотря на трудности по доводке силовой установки, получился довольно удачным. Летными испытаниями руководил заместитель главного конструктора ОКБ К. Ф. Попович.

Взлет Як-141, по утверждениям очевидцев, напоминал сюжет из какого-то фантастического фильма. Из-под брюха спокойно стоявшего на полосе самолета под аккомпанемент ревущих двигателей вырвалось желто-красное пламя. В какой-то неуловимый момент окрашенный в защитный цвет истребитель, словно опираясь на этот огонь, стал медленно, совершенно вертикально подниматься в небо. На высоте нескольких десятков метров он завис в воздухе как вертолет, а потом, убрав шасси, стал нехотя разгоняться и, набрав за короткое время огромную скорость, исчез вдали. Сделав размашистый круг, самолет замедлил свое движение, остановился в воздухе и, плавно снижаясь, вертикально приземлился.

Как все начиналось

Если обратиться к истории корабельных самолетов, то она насчитывает более 100 лет. Первый успешный взлет с палубы крейсера «Бирмингем» был осуществлен американским летчиком Ю. Эли в 1910 году. Он же два месяца спустя выполнил первую посадку на корабль.

Со временем стало ясно, что для корабельных самолетов необходимо строить специальные корабли — авианосцы. Много таких  появилось в США, строились они и в Советском Союзе. На них базировались морские разведчики  КОР-1 и КОР-2 конструктора Г. Бериева.

В дальнейшем развитие корабельных самолетов пошло по двум направлениям. Для первого использовались авианосцы с паровыми или воздушными катапультами и трамплинами, для второго — авианесущие корабли, с которых стартовали самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП). Одним из первых летательных аппаратов такой схемы был немецкий самолет с четырьмя твердотопливными ускорителями «Наттер-339», который выполнял вертикальный взлет с пусковой вышки и совершал посадку с помощью парашюта.

В 1950-е годы были созданы несколько типов экспериментальных и опытных самолетов более совершенной конструкции. Среди них СВВП Х-13 американской фирмы «Райан» (1955 год).

Разрабатывались также самолеты со сдвоенными плоскими устройствами отклонения тяги: XV-4A фирмы «Локхид» (1962 год) и XV-5 фирмы «Райан» (1964 год). Кроме того, предлагались истребители, оснащенные несколькими размещенными в крыле и фюзеляже малогабаритными подъемными и маршевыми двигателями: SC-1 фирмы «Шорт» (Великобритания, 1957 год), «Бальзак» (1963 год) и «Мираж» французской фирмы «Дассо» (1966 год), XV фирмы «Локхид» (1966 год).

Строились также истребители с комбинированной силовой установкой, в которую входили подъемные и подъемно-маршевые двигатели с управлением вектором тяги: VJ-101C фирмы «EWR» (1963 год), Do-31 фирмы «Дорнье» (1967 год), «191» фирмы VAC (1972 год). Появлялись и самолеты с отклоняемым вектором тяги: Х-14 фирмы «Белл» (1956 год) и Р1127 фирмы «Хоукер» (1960 год).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector