Fieseler fi.156 storch
Содержание:
- Введение
- История создания
- Конструкция
- Основные модификации Физелер Fi-156 «Шторх»:
- Конструкция и запуск в производство
- Страны-операторы модели
- Модификации
- Конструкция
- Применение и лётно-технические характеристики
- Литература
- Модификации
- Страны-операторы модели
- Модификации
- Основные модификации Физелер Fi-156 «Шторх»:
- Библиография
- Модификации
- Командир карту достал, сейчас дорогу спрашивать будет
- Боевое применение
Введение
Fi 156C-3, использовавшийся I/JG 54 “Grunehertz” в качестве курьерского самолета. Восточный Фронт, зима 1941 – 1942 года.
Везде, где войска Вермахта можно было найти на земле, “Шторьх” можно было найти в воздухе.
Физелер Fi-156 “Шторьх” в период Второй мировой войны был основным немецким легким многоцелевым самолетом. Известный английский историк авиации Уильям Грин так описал Физелер Fi 156 “Шторьх” (Storch- аист): “…непритязательный, несколько причудливый подкосный моноплан с развитой механизацией крыла, с просто бросающимся в глаза “консерватизмом” внешнего вида и с торчащими длинными стойками шасси, призваными гасить большие вертикальные скорости при посадке, тем не менее, пожалуй, наиболее полно удовлетворял задачам связного армейского и легкого разведывательного самолёта середины тридцатых годов”.
Разработанный Генрихом Физелером, асом Первой Мировой войны (22 победы), и его главным конструктором Рейнхольдом Мевесом, которые специализировались в создании самолётов укороченного взлёта и посадки (УКВР), Физелер Fi 156 “Шторьх” был обречён стать одним из самых удачных самолётов такого типа, успешно справлявшегося со своими задачами. Снова, цитируя Уильяма Грина: “… говорили, что везде, где можно было найти Вермахт, обязательно можно было найти “Шторьх”.
Лёгкий фюзеляж прямоугольного сечения имел каркас из стальных труб с полотняной обшивкой. Двухлонжерное деревянное крыло было обтянуто полотном, а хвостовое оперение имело обшивку из фанеры. Вдоль всей передней кромки крыла шел алюминиевый предкрылок. Всю заднюю кромку крыла занимала посадочная механизация – внутренняя панель представляла собой щелевой закрылок, а внешняя – статически сбалансированный щелевой элерон.
“Шторьх” получил своё название за характерные стойки шасси со свечными стальными пружинами и масляными демпферами. Верхние концы стоек крепились к нижней точке пирамидальных подкосов по бортам фюзеляжа. На самолёте использовалась хвостовая опора, хотя на некоторые “Шторьхи” в конце войны устанавливали хвостовое колесо.
Трехместная кабина обеспечивала отличный обзор – боковые панели остекления из плексигласа выступали над фюзеляжем под большим углом. Верхняя центральная часть крыла, составлявшая потолок кабины, также была покрыта плексигласом, так что по круговому обзору “Шторьх” не имел себе равных.
Физелер Fi 156 был оснащён 8-цилиндровым (перевёрнутое V) мотором воздушного охлаждения Аргус As 10С взлётной мощностью 240 л.с., вращавшим деревянный винт Шварц диаметром 2,60 м с металлической передней кромкой лопастей. Максимальная скорость самолёта составляла 175 км/ч на уровне моря, крейсерская – 150 км/ч на высоте 1000 м. Запас топлива в 150 литров, размещавшийся в двух баках в ценриплане, обеспечивал дальность полёта 400 км на крейсерской скорости.
Проведённые испытания показали, что небольшой маневренный самолёт может великолепно противостоять истребителям. Последние, вооруженные фотокинопулемётами, не смогли сделать ни одного кадра “Шторьха”, летевшего со скоростью 54,7 км/ч.
Темпы выпуска Fi 156 составляли 227 самолётов в 1939 году, 216 – в 1940 году, а в 1941 году почти удвоились – 430 машин. Всего Люфтваффе получила 2871 “Шторьх”, небольшое количество этих самолётов было передано союзникам Германии – Болгарии, Хорватии, Финляндии, Венгрии, Италии, Румынии и Словакии – все они воевали на Восточном фронте.
Что удивительно, но “Шторьх” никогда не использовался на Восточном фронте для ночных атак, подобно советскому биплану По-2.
История создания
В 1930 году бывший лётчик-истребитель Герхард Физелер основал фирму имени себя, занявшуюся постройкой спортивных самолётов. И уже в 1934 году биплан «Тигр» его конструкции победил в мировом чемпионате по аэробатике. А в 1935 году компанию Физелера пригласили участвовать в объявленном Рейхсминистерством авиации конкурсе.
В рамках конкурса надо было создать лёгкий самолёт, способный выполнять функции разведчика, корректировщика и машины связи. К этому моменту на фирме Герхарда Физелера уже производились лёгкие монопланы с развитой механизацией крыла, способные летать с очень малой скоростью и взлетать с минимальным разбегом.
При этом соперники по конкурсу подготовили свои машины только в 1938 году, когда Fi.156 уже запустили в серию.
Конструкция
Самолёт «Шторх» представлял собой лёгкий подкосный высокоплан. Фюзеляж – ферма, собранная из стальных труб и обтянутая полотном. Крыло имеет силовой набор из дерева и тоже обтянуто полотном. Обе консоли крыла крепятся к каркасу фонаря, и, через стальные подкосы – к лонжерону фюзеляжа. На крыле установлены неподвижные дюралевые предкрылки, щелевые закрылки, и элероны, за счёт отклонения, также выполняющие роль закрылков.
При перевозке самолёта крылья можно было сложить назад. Основа киля – продолжение труб фермы фюзеляжа, рули и стабилизатор – деревянные. Обтяжки киля и рулевых поверхностей полотняные.
На мотораме, закреплённой в передней части фермы фюзеляжа, на эластичных амортизаторах установлен 8-цилиндровый мотор As.10C мощностью в 240 л.с. Он закрыт алюминиевым капотом. В корне левого крыла расположены два топливных бака. Винт – деревянный, неизменяемого шага.
На большинстве «Шторх» хвостовая стойка шасси представляет собой костыль, но отдельные модификации имели хвостовое колесо. В любом случае хвостовая стойка тоже имела амортизацию.
Двух- или трёхместная кабина отличалась большой площадью остекления, которое даже выступало за габариты фюзеляжа, чтобы обеспечить обзор нижней полусферы.
При этом в качестве каркаса остекления выступала также и ферма фюзеляжа.
Для ведения фоторазведки оборудование устанавливалось в задней части кабины, доступ к нему осуществлялся с помощью застёжки в полотняной обтяжке. Для обороны задней полусферы Fi.156 несли пулемёт MG15 калибра 7,92мм. Опытные «штурмовые» модификации имели пулемётные установки в боковых окнах.
Основные модификации Физелер Fi-156 «Шторх»:
Fi-156А — двигатель «Аргус» As 10С-3 (240 л.с). Базовый вариант для люфтваффе — самолет связи. Выпущена предсерийная партия — 10 Fi-156А-0, серийно строились и Fi-156А-1.
Fi-156В — вариант, предлагавшийся для гражданского применения и отличавшийся наличием предкрылков. Выпущено 50 самолетов (14 Fi-156В-0 и 36 Fi-156В-1), попавших в люфтваффе.
Fi-156С — выпускался с 1938 г. и стал основным вариантом для люфтваффе. Модификация Fi-156С-1 представляла собой трехместный связной самолет (286 единиц), Fi-156С-2 — двухместный ближний разведчик с 7,92-мм пулеметом MG 15 в верхней линзовой установке (239 машин).
Вариант Fi-156С-3 был унифицированным — способным использоваться как в связном, так и в разведывательном варианте (выпущено 1755 самолетов), a Fi-156С-5 имел подфюзеляжную подвеску для 200-л топливного бака либо контейнера с АФА (354 машины). Большинство Fi-156С-3 и все Fi-156С-5 комплектовались двигателями As 10P (270 л.с).
Модификация Физелер Fi-157C-3 Storch, который использовался в Африканском корпусе в марте-мае 1941 года
Помимо производства в Германии и на оккупированных территориях вариант Fi-156Са-3 выпускался по лицензии в Румынии. На заводе ICAR в Брашове изготовили 80 самолетов, из них 10 с октября 1943 г. до начала 1944 г., а остальные — уже после перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции, с конца 1944 г. по ноябрь 1946 г.
Санитарный вариант Физелер Фи-157 Шторх
Fi-156D — санитарно-эвакуационный вариант, выпускавшийся с конца 1941 г. Изготовлено 117 Fi-156D-1 и 56 Fi-156D-2.
Fi-156Е — вариант с гусеничным шасси. Изготовлена лишь предсерийная партия (10 Fi-156Е-0).
ОКА-38 «Аист» — советская копия Fi-156А, разработанная под руководством O.K. Антонова. Двигатель -6-цилиндровый МВ-6 (240 л.с). Прототип испытывался осенью 1940 г., весной 1941 г. велась подготовка к серийному выпуску на заводе № 465 в Каунасе, но из-за начала войны ни одну машину изготовить так и не успели.
«Мраз» К-65 «Чап» — вариант, выпускавшийся в Чехословакии после войны («Чап» означает «Аист» по-чешски). Соответствовал поздним Fi-156С. В 1946-1949 гг. выпущено 138 машин.
«Моран-Солнье» MS.500/502 «Крике» — самолеты послевоенного французского производства. MS.500 комплектовался мотором As 10Р, MS.502 — 9-цилиндровым звездообразным двигателем «Сальмсон» 9Аb (235 л.с). Изготовлено 925 самолетов, в т.ч. 347 MS.500.
Конструкция и запуск в производство
В 1935 году Рейхсминистерство авиации Третьего Рейха разместило тендерный заказ на новый самолёт для люфтваффе, способный выполнять задачи разведки и рекогносцировки местности и эвакуации раненых, в соответствии с нуждами войск, выявленными в ходе некоторых исследований. Конкурс выиграла компания Fieseler — её предложение создания самолёта, отвечающего концепции «короткий взлёт и посадка» оказалось лучшим. Главный конструктор Рейнольд Мевес (нем. Reinhold Mewes
) и технический директор компании Эрих Бахен (нем.Erich Bachen ) предложили конструкцию, которая обеспечивала возможность практически вертикального взлёта в случае сильного фронтального ветра, крылья на земле у самолёта складывались назад вдоль фюзеляжа, пружинные рессоры подавляли около 45 см амплитуды при посадке. Самолёт мог сесть практически везде — взлётной полосы длиной всего 60 метров оказывалось достаточно, а при посадке со встречным ветром пробег был ещё короче. При транспортировке самолёт можно было перевозить сложенным в кузове грузовика или даже медленно буксировать за собой. Эта модель с лёгкостью выиграла тендер.
Из-за характеристик взлёта-посадки самолёту было присвоено название «Аист»
(нем.«Storch» ).
Страны-операторы модели
Fi 156 с двигателем Argus As 10 ВВС Испании.
S14 (Fi 156) ВВС Швеции.
- Болгария
- Камбоджа (в послевоенный период)
- Хорватия
- Чехословакия (в послевоенный период)
- Финляндия Финляндия — два самолёта Fi-156 имелось в составе авиаполка LeR-1 военно-воздушных сил Финляндии к началу финской войны 1939-1940
- Франция Франция (в послевоенный период)
- Третий рейх
- Греция (в послевоенный период)
- Венгрия
- Италия
- Лаос (в послевоенный период)
- Норвегия Норвегия (в послевоенный период)
- Польша Польша (в послевоенный период)
- Румыния Румыния
- Словакия
- Южный Вьетнам (в послевоенный период)
- СССР СССР
- Испания
- Швеция Швеция
- Швейцария Швейцария
- Великобритания Великобритания
- Югославия Югославия
Модификации
Первая серия «Шторх» – А – была небольшой, всего в 10 единиц. Следующая партия – B, состоящая из самолётов с улучшенной аэродинамикой, тоже массовой не стала. Затем в серию параллельно пошли Fi.156C-1 и C-2 – трёхместный связной самолёт и двухместный разведчик с оборонительным пулемётом. Было собрано около 300 машин обоих вариантов.
Было выпущено более полутора тысяч таких «Шторх». 117 экземпляров серии D представляли собой самолёт, адаптированный для эвакуации раненых. Собирали «Физелер» не только на предприятии Герхарда Физелера, но и во Франции и в Чехословакии. В этих странах производство сохранилось и после войны, а французы использовали свои модификации «Шторх» вплоть до конца 50-х годов.
Конструкция
Самолёт «Шторх» представлял собой лёгкий подкосный высокоплан. Фюзеляж – ферма, собранная из стальных труб и обтянутая полотном. Крыло имеет силовой набор из дерева и тоже обтянуто полотном. Обе консоли крыла крепятся к каркасу фонаря, и, через стальные подкосы – к лонжерону фюзеляжа. На крыле установлены неподвижные дюралевые предкрылки, щелевые закрылки, и элероны, за счёт отклонения, также выполняющие роль закрылков.
При перевозке самолёта крылья можно было сложить назад. Основа киля – продолжение труб фермы фюзеляжа, рули и стабилизатор – деревянные. Обтяжки киля и рулевых поверхностей полотняные.
На мотораме, закреплённой в передней части фермы фюзеляжа, на эластичных амортизаторах установлен 8-цилиндровый мотор As.10C мощностью в 240 л.с. Он закрыт алюминиевым капотом. В корне левого крыла расположены два топливных бака. Винт – деревянный, неизменяемого шага.
На большинстве «Шторх» хвостовая стойка шасси представляет собой костыль, но отдельные модификации имели хвостовое колесо. В любом случае хвостовая стойка тоже имела амортизацию.
Двух- или трёхместная кабина отличалась большой площадью остекления, которое даже выступало за габариты фюзеляжа, чтобы обеспечить обзор нижней полусферы.
При этом в качестве каркаса остекления выступала также и ферма фюзеляжа.
Для ведения фоторазведки оборудование устанавливалось в задней части кабины, доступ к нему осуществлялся с помощью застёжки в полотняной обтяжке. Для обороны задней полусферы Fi.156 несли пулемёт MG15 калибра 7,92мм. Опытные «штурмовые» модификации имели пулемётные установки в боковых окнах.
Применение и лётно-технические характеристики
Самолёт «Шторх» применялся на протяжении Второй Мировой Войны на всех её фронтах. Его использовали как разведчик, артиллерийский корректировщик, для вывоза раненых и в качестве персонального транспорта. Самый известный эпизод с участием Fi.156 вообще относится к разряду спецопераций – «Шторх» использовали для вывоза из заключения низложенного диктатора Бенито Муссолини.
Трофейные «Физелеры» охотно использовали союзники – один из таких, например, стал персональным самолётом фельдмаршала Монтгомери. Известен и курьёзный случай – «Шторх» встретился с американским корректировщиком «Пайпер» L-4. Огнём из личного оружия американцы принудили немцев к посадке и на земле взяли в плен.
В США, например, адаптировали для решения подобных задач лёгкий гражданский высокоплан «Каб» .
Fi.156 Storch | Piper L-4 | |
Длина, м | 9,9 | 6,7 |
Размах крыла, м | 14,2 | 10,7 |
Максимальная скорость, км/ч | 175 | 137 |
Дальность полёта, км | 385 | 400 |
Разбег, м | 68 | 107 |
Пробег, м | 55 | 125 |
«Пайпер» был неплохим самолётом в своём классе и хорошо справлялся с обязанностями. Но сравниться с «Физелером» по возможностям короткого взлёта и посадки он не мог. Этим и объясняется уважение к трофейным Fi.156.
А чем же окончилась попытка скопировать немецкий «Шторх» в Советском Союзе? Отечественный аналог, названный попросту «Аист», в конце 1940 года начали готовить к серийному производству в Эстонии. После начала войны уничтожены были даже опытные образцы, и в итоге пришлось возобновлять выпуск устаревших бипланов У-2.
Их использовали, например, как горноспасательные и сельскохозяйственные. Более того, в настоящее время для частного рынка производятся уменьшенные и полномасштабные реплики «Физелеров», предназначенные для домашней сборки.
Литература
- Шторх, Андрей Карлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- История русской экономической мысли, т. 1, ч. 2. — М., 1958. — С. 111—116
- Здобнов Н. В. История русской библиографии до начала XX в., 3 изд. — М., 1955. — С. 144—147.
- // Месяцеслов и общий штат Российской империи на 1835. Часть первая. — СПб.: Типография при Императорской Академии наук, 1835. — С. 434.
- Павлов В. А. Статистик, библиограф, политэконом: О стоявшем у истоков этих дисциплин в России ученом Андрее Карловиче (Генрихе Фридрихе фон) Шторхе (1766—1835) // Московский журнал. — 2016. — № 4 (304). — С. 2—11.
Модификации
Первая серия «Шторх» – А – была небольшой, всего в 10 единиц. Следующая партия – B, состоящая из самолётов с улучшенной аэродинамикой, тоже массовой не стала. Затем в серию параллельно пошли Fi.156C-1 и C-2 – трёхместный связной самолёт и двухместный разведчик с оборонительным пулемётом. Было собрано около 300 машин обоих вариантов.
Было выпущено более полутора тысяч таких «Шторх». 117 экземпляров серии D представляли собой самолёт, адаптированный для эвакуации раненых. Собирали «Физелер» не только на предприятии Герхарда Физелера, но и во Франции и в Чехословакии. В этих странах производство сохранилось и после войны, а французы использовали свои модификации «Шторх» вплоть до конца 50-х годов.
Страны-операторы модели
- Болгария
- Камбоджа (в послевоенный период)
- Хорватия
- Чехословакия (в послевоенный период)
- Финляндия Финляндия — два самолёта Fi-156 имелось в составе авиаполка LeR-1 военно-воздушных сил Финляндии к началу финской войны 1939-1940
- Франция Франция (в послевоенный период)
- Третий рейх
- Греция (в послевоенный период)
- Венгрия
- Италия
- Лаос (в послевоенный период)
- Норвегия Норвегия (в послевоенный период)
- Польша Польша (в послевоенный период)
- Румыния Румыния
- Словакия
- Южный Вьетнам (в послевоенный период)
- СССР СССР
- Испания
- Швеция Швеция
- Швейцария Швейцария
- Великобритания Великобритания
- Югославия Югославия
Модификации
- Fi 156 — прототипы с номерамиVersuchs . Первый прототипV1 впервые поднялся в воздух весной 1936 г. Он был оснащён 180 kW двигателем воздушного охлаждения (мощностью в 240 л. с.), перевёрнутым V-образным двигателем Argus As 10C V8, позволявшим самолёту развивать максимальную скорость всего в 175 км/ч, при минимальной скорости в 50 км/ч, и пробеге при посадке 18 метров. Впоследствии были разработаны усовершенствованные замены —V2 иV3 , оборудованный лыжамиV4 и последний вариант —V5 .
- Fi 156A-0 — модель на стадии испытаний, в массовое производство не запущена.
- Fi156A-1 — первая модификация самолётов для массового производства. Заказ на модель в количестве 16 единиц поступил от люфтваффе, первый экземпляр поступил на вооружение в середине 1937 г.
- Fi156B — вариант со множеством малых изменений-усовершенствований и одним большим — изменением в конструкции выдвижного предкрылка. Изменения позволяют модели развивать скорость в 208 км/ч.
- Fi 156C — вариант модели с дальнейшим подразделением на:C-0
- C-1 — трёхместный вариант (на вооружении с 1939 г.) Заменен в 1941 наC-3 (см. далее)
- C-2 — двухместный наблюдательно-разведывательный вариант с пулемётом MG-15, размещённым сзади (на вооружении с 1939 г.)
- C-3 — замена двум предыщим вариантам «шторьха». универсальная модель, совмещающая достоинства С-1 и С-2 и подходившая для любого использования.
- C-5 — C-3 с размещенным снизу днища сбрасываемым топливным баком. Некоторые экземпляры были оснащены лыжами, для использования на снегу.
- C-3/Trop — вариант Fi 156C-5 для использования в условиях тропического климата с воздушными фильтрами двигателя, защищавшими от пыли и песка.
Fi 156D — мобильный авиагоспиталь на базе Fi 156C. Первые экземпляры имели постфиксD-0 , после доработки запущен в производство с постфиксомD-1 , с двигателем Argus AsP, улучшенной компоновкой для размещения одних носилок и с увеличенным грузовым люком.
Fi 156E — десять опытных вариантов с оснащением гусеничными шасси
Fi 256 — пятиместная гражданская версия модели, произвоимая на заводе Morane-Saulnier во Франции.
Morane-Saulnier MS-500 Criquet — французское послевоенное производство с 240 л. с.-мощным двигателем Argus
Morane-Saulnier MS-501 Criquet — вариант с 233 л. с. двигателем Renault 6Q
Morane-Saulnier MS-502 Criquet — MS-500 с двигателем Argus, заменённым 230 л. с.-мощным звёздообразным бескомпрессорным двигателем Salmson 9ab.
Morane-Saulnier MS-504 Criquet — вариант с 304 л. с. двигателем Jacobs R-755-A2.
Morane-Saulnier MS-505 Criquet — MS-500 с двигателем Argus, заменённым 304 л. с.-мощным звёздообразным бескомпрессорным двигателем Jacobs R-755-A2.
Morane-Saulnier MS-506 Criquet — вариант с 235 л. с. двигателем Lycoming.
Mráz K-65 Čáp — Чехословацкое послевоенное производство.
Антонов ОКА-38 «Аист» — советская довоенная переделка «Шторха» с двигателями Renault MV-6, удлинён фюзеляж, уменьшена длина, но увеличена ширина плоскостей; после захвата завода-производителя немецкими войсками в 1941 г. выпуск был продолженК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2209 дней ].
Основные модификации Физелер Fi-156 «Шторх»:
Fi-156А — двигатель «Аргус» As 10С-3 (240 л.с). Базовый вариант для люфтваффе — самолет связи. Выпущена предсерийная партия — 10 Fi-156А-0, серийно строились и Fi-156А-1.
Fi-156В — вариант, предлагавшийся для гражданского применения и отличавшийся наличием предкрылков. Выпущено 50 самолетов (14 Fi-156В-0 и 36 Fi-156В-1), попавших в люфтваффе.
Fi-156С — выпускался с 1938 г. и стал основным вариантом для люфтваффе. Модификация Fi-156С-1 представляла собой трехместный связной самолет (286 единиц), Fi-156С-2 — двухместный ближний разведчик с 7,92-мм пулеметом MG 15 в верхней линзовой установке (239 машин).
Вариант Fi-156С-3 был унифицированным — способным использоваться как в связном, так и в разведывательном варианте (выпущено 1755 самолетов), a Fi-156С-5 имел подфюзеляжную подвеску для 200-л топливного бака либо контейнера с АФА (354 машины). Большинство Fi-156С-3 и все Fi-156С-5 комплектовались двигателями As 10P (270 л.с).
Модификация Физелер Fi-157C-3 Storch, который использовался в Африканском корпусе в марте-мае 1941 года
Помимо производства в Германии и на оккупированных территориях вариант Fi-156Са-3 выпускался по лицензии в Румынии. На заводе ICAR в Брашове изготовили 80 самолетов, из них 10 с октября 1943 г. до начала 1944 г., а остальные — уже после перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции, с конца 1944 г. по ноябрь 1946 г.
Санитарный вариант Физелер Фи-157 Шторх
Fi-156D — санитарно-эвакуационный вариант, выпускавшийся с конца 1941 г. Изготовлено 117 Fi-156D-1 и 56 Fi-156D-2.
Fi-156Е — вариант с гусеничным шасси. Изготовлена лишь предсерийная партия (10 Fi-156Е-0).
ОКА-38 «Аист» — советская копия Fi-156А, разработанная под руководством O.K. Антонова. Двигатель -6-цилиндровый МВ-6 (240 л.с). Прототип испытывался осенью 1940 г., весной 1941 г. велась подготовка к серийному выпуску на заводе № 465 в Каунасе, но из-за начала войны ни одну машину изготовить так и не успели.
«Мраз» К-65 «Чап» — вариант, выпускавшийся в Чехословакии после войны («Чап» означает «Аист» по-чешски). Соответствовал поздним Fi-156С. В 1946-1949 гг. выпущено 138 машин.
«Моран-Солнье» MS.500/502 «Крике» — самолеты послевоенного французского производства. MS.500 комплектовался мотором As 10Р, MS.502 — 9-цилиндровым звездообразным двигателем «Сальмсон» 9Аb (235 л.с). Изготовлено 925 самолетов, в т.ч. 347 MS.500.
Библиография
- Шторх А.К. Курс политической экономии, или Изложение начал, обусловливающих народное благоденствие. — ИД Экономическая газета, 2008. — ISBN 978-5-900792-37-8.
- Storch H. F. Statistische Übersicht der Statthalterschaften des russischen Reichs nach ihren merkwürdigsten Kulturverhältnissen in Tabellen. Riga: Hartknoch, 1795. (содержит весьма ценный и хорошо сгруппированный материал для суждения о политических и экономических условиях русской жизни в конце XVIII в.)
- тот же материал в более обширном виде представлен в 9-томном труде: «Historisch-statistische Gemälde des russischen Reichs am Ende des achtzehnten Jahrhunderts, Bd 1—8, (Suppl. 1—2) mit Karten», Рига—Лейпциг, —1803, где мы находим весьма полное и точное описание русского хозяйственного строя того времени.
- Продолжением к этому труду служит «Russland unter Alexander I», 27 выпусков, СПб.—Лейпциг, —);
- «Le revenu national considéré sous un nouveau point de vue» (; в изданиях Академии наук, там же напечатаны были 4 его статьи о теории ценности и одна о найме);
- «Considerations sur la nature du revenu national» (П., ; и на немецком языке, Галле, ; составляет 5-й том его курса);
- «Zur Kritik des Begriffs vom Nationalreichtum» (СПб., ).
Модификации
Первая серия «Шторх» — А – была небольшой, всего в 10 единиц. Следующая партия – B, состоящая из самолётов с улучшенной аэродинамикой, тоже массовой не стала. Затем в серию параллельно пошли Fi.156C-1 и C-2 – трёхместный связной самолёт и двухместный разведчик с оборонительным пулемётом. Было собрано около 300 машин обоих вариантов.
Было выпущено более полутора тысяч таких «Шторх». 117 экземпляров серии D представляли собой самолёт, адаптированный для эвакуации раненых. Собирали «Физелер» не только на предприятии Герхарда Физелера, но и во Франции и в Чехословакии. В этих странах производство сохранилось и после войны, а французы использовали свои модификации «Шторх» вплоть до конца 50-х годов.
Командир карту достал, сейчас дорогу спрашивать будет
Итак, согласно плану, десантников разделили на две боевые группы, каждая из которых имеласвою» деревню в качестве цели. Первую, под командованием оберлейтенанта Гарски, с его штабом и ротой станковых пулемётов предстояло высадить около деревни Витри с помощью 56аистов». Вторую, под командованием гауптмана Крюгера, 42аиста» должны были доставить к деревне Ниви. Для снабжения десантников оставался резерв из двухаистов» и трёхтётушек Ю»(Ju-52), а в случае серьёзных проблем на помощь прилетели бы ещё и пикировщики Ju-87 VIII. Fliegerkorps генерала-майора фон Рихтгофена.
На ту же тему Пять поворотных моментов операцииБагратион»: как немцы потерпели самое крупное поражение
Десятого мая 1940 года в 5:20 утра две стаиаистов» начали взлёт с аэродромов Докендорф и Битбург. Через пятнадцать минут они пересекли границу Германии с Люксембургом. Fi 156 был далеко не самым скоростным самолётом в люфтваффе, но и Люксембург не отличался протяжённостью территории — уже в 5:50 немцы влетели в воздушное пространство Бельгии.
Насчёт случившегося дальше описания разнятся. Кто-то пишет про выстрел случайно проснувшегося бельгийского зенитчика, кто-то про низкую облачность, кто-то пеняет на то и другое сразу. Зато в описании дальнейших событий разногласий нет — ведущий самолёт группы Крюгера отклонился в сторону от намеченного маршрута и пересёк курс группы Гарски. Поскольку в небе места всё же чуть больше, чем на земных дорогах, обошлось без столкновений, но самолёты перемешались, а бо́льшая частьаистов» группы Гарски увязалась за Крюгером.
В итоге приземлившийся неподалёку от Витри Гарски обнаружил, что в его распоряжении есть только девять солдат и два MG 34. Более того, даже сообщить о случившимся не получалось, поскольку радиостанция группы тоже улетела в неизвестном направлении. Благоразумно решив, что для занятия намеченной цели этого как-то маловато, оберлейтенант решил выполнить хотя бы одну из поставленных задач — перекрыть дорогу Нойфшато–Мартелинген.
Fieseler Fi 156 Storch
Гауптман Крюгер в это время отчаянно пытался понять, что вообще происходит и где он оказался. Выяснилось, что ведущий его группы потерял ориентировку и сел на луг около деревушки Леглиз, в 14 километрах от Ниви. Остальные увязавшиеся за ним самолёты приземлись в радиусе трёх километров вокруг него, причём частьаистов» увязла в прямом смысле слова — луг оказался болотистым.
Боевое применение
ЗСУ-23-4 использовалась в следующих вооружённых конфликтах:
- Война на истощение (1969—1970) — в составе ПВО Египта.
- Война во Вьетнаме (1964—1973) — в составе ПВО Северного Вьетнама в последние годы войны.
- Арабо-израильская война (1973) — в составе ПВО Египта и Сирии. Их огнём было сбито 27 израильских самолётов. В частности, только 116-я эскадрилья «Скайхоков» потеряла шесть самолётов сбитыми и повреждёнными. Из за действий «Шилок» израильские самолёты вынуждены были уходить на большую высоту, где автоматически попадали под огонь зенитных ракет.
- Сражения за гору Хермон (1974) — 19 апреля огнём сирийской «Шилки» был сбит израильский штурмовик A-4 Skyhawk, пилот погиб в самолёте.
- Первая гражданская война в Анголе (1975—1991) — использовалась ангольской стороной.
- Египетско-ливийская война (1977) — в составе ПВО Ливии.
- Эфиопо-сомалийская война (1977—1978) — в составе ПВО Сомали.
- Афганская война (1979—1989) — успешно применялась в качестве орудия поддержки пехоты. Огонь автоматических пушек эффективно действовал как против открыто расположенной живой силы, так и против лёгких укрытий. В частности, легко разрушались глиняные жилые дома и сельскохозяйственные постройки. Нередко при этом с ЗСУ снимался радиолокационный комплекс, увеличивался боезапас и навешивалась дополнительная броня.
- Ирано-иракская война (1980—1988) — применялась иракской армией.
- Гражданская война в Ливане (1982) — в составе сирийской группировки в Ливане. В сентябре 1983 сирийские «Шилки» сбили самолёт SRS-126 ВВС Ливана, все пилоты погибли.
- Участвовали в отражении удара американских самолётов по Ливии в апреле 1986 года. Их огнём был сбит один и один повреждён американский F-111.
- Война в Персидском заливе (1991) — применялась иракской армией. Известно что, иракскими «Шилками» был сбит кувейтский штурмовик A-4 Skyhawk (пилот взят в плен).
Уничтоженная иракская «Шилка», операция «Буря в пустыне»
Известен также случай,когда батарея из 4 «Шилок» сбила за сутки 8 крылатых ракет»Томагавк»
- Вооружённый конфликт в Приднестровье (1992) — применялась молдавской и приднестровской армиями.
- Карабахский конфликт (1991—1994) — 4 экземпляра ЗСУ-23-4 «Шилка» (ещё одна ЗСУ была захвачена у азербайджанской стороны) применялись против азербайджанских ВВС и живой силы противника (во втором варианте показывал большую результативность, чем при первом, зенитки ЗУ-23-2 и С-60 оказались более эффективны против воздушных целей).
- Первая чеченская война (1994—1996) — использовалась российской армией против наземных целей. Небольшое количество применялось чеченской стороной; известно, что в феврале 1995 года огнём ЗСУ-23-4 был сбит российский штурмовик Су-25.
- Операция НАТО против Сербии (1999) — состояла на вооружении вооружённых сил Югославии и предположительно участвовала в боевых действиях[источник не указан 126 дней].
- Вторая чеченская война — использовалась российской армией против наземных целей. Во время вторжения в Дагестан (август 1999 года) отмечено применение ЗСУ-23-4 чеченскими формированиями.
- Иракская война (2003) — применялась иракской армией.
- Гражданская война в Сирии (2011) — применяются всеми сторонами конфликта.
- Карабахский конфликт (2016) — во время четырехдневней войны в апреле 2016 года , беспилотник ВС Азербайджана израильского производства , был сбит армянскими силами с помощью ЗСУ-23-4[источник не указан 907 дней].
- Вооружённый конфликт на востоке Украины (с 2014 года)