Бронеавтомобиль «булат» сба-60-к2: описание, основные характеристики, производитель
Содержание:
- Литература
- Т-64Е
- На вооружении
- Esso Atlantic
- История
- Конструкция
- Танки других стран
- Технические характеристики
- Примечания
- Боевое применение и эффективность в реальном бою
- БРОНИРОВАННЫЙ «БУЛАТ»
- Танки других стран
- Модернизация вторая. Основные характеристики
- Как очистить туристический котелок от сажи
- Специализированные автомобили производства ГАЗ
- Какие танки состоят на вооружении Украины
- САУ или танк?
- Технические характеристики
- Боевое применение и эффективность в реальном бою
Литература
Т-64Е
В 2010 году ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод» предложил свой
вариант модификации танка Т-64 до модели с индексом Т-64Е. Однако, по имеющимся
данным, стоимость Т-64Е, по состоянию на 2011 год, была существенно выше
стоимости «Булата» и составляла 1,12 млн. долларов (в том же 2011 году
модернизация «Булата» стоила около 900 тысяч долларов).Танк Т-64Е получил
модернизированную СУ01А33-1 «Обь» с квантовым прицел-дальномером 1Г42М,
баллистическим вычислителем 1В517М и стабилизатором 2Э42. У наводчика был
установлен панорамный прицел с тепловизионным каналом, у командира — ПНК-3.
Т-64Е
Танк может вести огонь из основного вооружения — 125-мм пушки КБАЗ —
бронебойно-подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами, а также
ПТУР «Комбат» и «Рефлекс». Кроме того, на башне дополнительно могут
устанавливаться различные вынесенные, дистанционно управляемые боевые модули.
Например, пушечно-пулеметный модуль ГШ-23, включающий двухствольную 23-мм пушку
ГШ-23 с боекомплектом из 300 снарядов и спаренный с ней 7,62-мм танковый
пулемет, пулеметно-гранатометный боевой модуль «Блик-2», включающий гранатомет
АГС-17 Пламя, и пулеметы
НСВ-12,7 Утёс и
ПКТ. Может сохраняться и «штатная» ЗПУ с
НСВ-12,7 Утёс.Бронирование передней части башни и корпуса
было доведено до 750 мм. Для усиления защищенности на машину устанавливается
комплект ВДЗ «Нож» («Дуплет»), а также комплекс активной защиты «Заслон».
Улучшение подвижности обеспечивает модернизированный двигатель 5ТДФ-М мощностью
850 л.с.
На вооружении
Украина Украина — 85 Т-64БМ «Булат», по состоянию на март 2014 года[нет в источнике] (78 из них находились на вооружении 1-й отдельной танковой бригады «Лесные волки», остальные — в 169-м учебном центре сухопутных войск «Десна» и Академии сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного). В первом полугодии 2015 года в войска были переданы ещё два Т-64БМ, которые в июне 2015 года поступили на вооружение Национальной гвардии Украины. 18 августа 2015 в войска передали ещё одну партию Т-64БМКроме того, 10 сентября 2014 года на вооружение армии и Национальной гвардии были переданы 10 танков Т-64БМ1М (упрощённый и удешевлённый вариант Т-64БМ «Булат», разработанный на экспорт для вооружённых сил Демократической Республики Конго).
ЛНР ЛНР — По данным депутата Верховной Рады Украины Дмитрия Тымчука, отдельная механизированная бригада ОБрОСН «Одесса» ЛНР имеет 2 трофейных танка «Булат».
Esso Atlantic
История
После распада СССР в период с по 1999 год в ХКБМ был разработан ряд проектов модернизации танков Т-64БВ. Целью модернизации было доведение боевых характеристик танка до уровня Т-84У с помощью установки унифицированной СУО 1А45 «Иртыш», ДЗ «Нож» и других мероприятий.
24 августа 1999 года на параде в честь независимости Украины были впервые показаны Т-64У («объект 447АМ-1», прототип танка Т-64БМ «Булат»).
В декабре 2003 года министерство обороны Украины выделило в военном бюджете на 2004 год 40 млн гривен на модернизацию танков Т-64 до уровня Т-64БМ «Булат». На рубеже 2003—2004 гг. завод им. Малышева начал модернизацию советских танков Т-64Б до уровня Т-64БМ «Булат». Первоначально, проект модернизации танкового парка предусматривал модернизацию до уровня «Булат» для вооружённых сил Украины около 400 Т-64Б/БВ.
В 2004 году «Булат» был принят на вооружение вооружённых сил Украины и министерство обороны Украины заказало модернизацию 85 танков Т-64Б/БВ до уровня «Булат». Как сообщил генеральный конструктор танка, генерал-лейтенант М. Д. Борисюк, первый серийный танк изготавливали в течение восьми месяцев, а общая стоимость работ по модернизации составила 500 тыс. долларов США. В этом же году на ЗТМ им. Малышева началось исполнение первого контракта стоимостью 8 млн. долларов США на модернизацию 17 танков (при этом, стоимость модернизации одного танка составляла около 470 тыс. долларов США). В дальнейшем, до конца 2008 года были выпущены ещё две партии (19 и 20 шт.), в результате к началу 2009 года общее количество поставленных танков «Булат» составило 56 единиц, при этом все 56 танков были поставлены с установленным комплектом динамической защиты «Нож».
В 2009 году был заключён контракт на модернизацию ещё 29 танков.
- Первые 10 из этих 29 танков были переданы министерству обороны 28 октября 2010 года, они были предназначены для 169-го учебного центра «Десна». Все 10 танков были поставлены без комплекта динамической защиты
- следующие 10 танков были изготовлены к 1 декабря 2011 года и переданы министерству обороны Украины 13-28 декабря 2011 года, они поступили в 1-ю отдельную танковую бригаду. Все 10 танков были поставлены без комплекта динамической защиты
- последние 9 танков планировали поставить в первом полугодии 2012 года, однако фактически танки были отправлены в 1-ю отдельную танковую бригаду лишь 28 марта 2014 года, при этом все 9 танков были поставлены без комплекта динамической защиты (комплекты ДЗ «Нож» для этих девяти танков были заказаны только 7 июля 2014 года).
По состоянию на 2011 год, стоимость модернизации одного Т-64Б до уровня «Булат» составляла , в дальнейшем стоимость модернизации увеличилась и по состоянию на октябрь 2014 года стоимость модернизации одного танка Т-64Б до уровня «Булат» составляла 14-16 млн гривен.
2 января 2013 года в ходе проверки 1-й отдельной танковой бригады специалистами Территориального Северо-Восточного управления внутреннего аудита и контроля Департамента внутреннего аудита и финансового контроля Министерства обороны была выявлена недостача 56 приборов ночного виденья ТВН-5 с танков Т-64БМ «Булат» общей стоимостью свыше 1,3 млн гривен, в результате расследования было установлено, что приборы похитил командир одной из танковых рот бригады. В августе 2013 все похищенные приборы были возвращены.
В июне 2014 года по заказу министерства обороны Украины был выполнен ремонт нескольких комплектов артиллерийского вооружения для танков «Булат» (36 тормозов отката и 10 накатников для танковой пушки Т-64БМ).
В ходе боевых действий на востоке Украины некоторое количество танков было уничтожено и свыше десяти получили повреждения, но в дальнейшем были эвакуированы и восстановлены. 6 декабря 2014 на полигоне в Чугуеве вооружённым силам передали более десяти отремонтированных танков Т-64БМ «Булат» (всего до 25 мая 2017 харьковским заводом им. Малышева были отремонтированы и возвращены в строй 50 Т-64БМ, повреждённых в ходе боевых действий на востоке Украины).
15 декабря 2014 спикер Министерства обороны Украины Виктория Кушнир сообщила, что войска получили 29 дополнительных комплектов активной защиты для установки на танки Т-64БМ «Булат».
Конструкция
В конструкции новых украинских танков следует отметить их достаточно низкий профиль. Производители особо отмечают высокую эргономику танков и достаточно высокий уровень комфорта для их экипажей. В числе особых свойств «Оплота» следует отметить способность его башни поворачиваться на 180 градусов менее чем за 5 секунд.
Компоновка
Оба украинских танка имеют классическую компоновку: с размещением отделения управления в лобовой части, боевого отделения — в середине, моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой части корпуса.
Экипаж
На танках применён автомат заряжания, что позволило формировать экипаж из трёх человек: механика-водителя, наводчика и командира.
Танк «Булат» из фотогалереи Укроборонпрома
Температурный режим эксплуатации
Диапазон температур окружающего воздуха, в которых допускается применение боевых машин, простирается от минус 40 до плюс 55 градусов Цельсия. При этом двигатель танка способен работать в столь экстремальных климатических условиях почти без снижения мощности, что недоступно большинству современных танков.
Броня
На БМ «Булат» установлен комплекс встроенной динамической защиты (ВДЗ) «Нож», который в несколько раз уменьшает уязвимость танка от действия кумулятивных средств поражения. В частности «Нож» надежно защищает танк от ручных гранатометов, современных противотанковых управляемых ракет (ПТУР) типа «Тоу», «Штурм», «Фагот» и других, противотанковых кумулятивных и бронебойных снарядов. Система защиты может монтироваться силами экипажа в полевых условиях в течении 5-6 часов и серьёзно повышает живучесть танка.
Танк «Оплот» имеет комбинированную систему защиты, включающую в себя многослойную броню и ВДЗ нового поколения «Дуплет», элементы которой не детонируют при попадании в них пуль калибра 12,7 мм, бронебойных снарядов калибра до 30 мм и осколков снарядов. Защита устанавливается силами экипажа за 2,5-3 часа. Противоминная защита обеспечивает выживаемость экипажа при подрыве под гусеницей мин с тротиловым эквивалентом 10 кг, а под днищем (в переднем отделении) — до 4 кг.
Танки других стран
Сравнительные ТТХ современных основных танков
Т-90А | БМ «Оплот» | Абрамс M1A2 SEP | Леопард 2A6M | AMX-56 Леклерк | Челленджер 2 | Ариете | PT-91M |
---|
Внешний вид | ||||||||
Год принятия на вооружение | 2005 | 2009 | 2000 | 2004 | 1992 | 2002 | 1995 | 2010 |
Боевая масса, т | 46,5 | 51,0 | 63,0 | 68,5 | 54,6 | 62,5 | 54,0 | 45,5 |
Экипаж | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 |
Калибр пушки, мм | 125 | 125 | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 | 125 |
Панорамный прицел | нет | ПНК-6 | есть | PERI-R-12 | SFIM VS-580 | SFIM VS-580 | ATTILA | нет |
Управляемое вооружение | Рефлекс-М | Комбат | нет | нет | нет | нет | нет | нет |
Боекомплект, выстрелов | 43 | 46 | 42 | 42 | 40 | 52 | 42 | 40 |
Скорострельность, выстр/мин | 7 | 8 | н/д | н/д | 10—12 | н/д | н/д | 7 |
Динамическая защита | Контакт-5 | Дуплет | TUSK ARAT | есть | нет | ROMOR | нет | ERAWA |
Активная защита | Штора-1 | Варта | AN/VLQ-6 MCD / Трофи | MUSS | н/д | н/д | н/д | OBRA-3 |
Мощность двигателя, л. с. | 1000 | 1200 | 1500 | 1500 | 1500 | 1200 | 1275 | 1000 |
Удельная мощность, л. с./т | 21,5 | 23,5 | 23,8 | 24,0 | 27,5 | 19,2 | 23,6 | 22,0 |
Максимальная скорость, км/ч | 60…70 | 70 | 67 | 72 | 72 | 56 | 65 | 65 |
Запас хода по шоссе, км | 550…700 | 500 | 425 | 550 | 550 | 400 | 550 | 480 |
Меркава Mk.4М | Арджун Mk.I | Аль-Халид | Зульфикар | Сонгун-915 | K2 | Тип 99А2 | Тип 10 |
---|
Внешний вид | ||||||||
Год принятия на вооружение | 2009 | 2011 | 2001 | 1997 | 2009 | 2014 | 2011 | 2012 |
Боевая масса, т | 65,0 | 58,5 | 48,0 | 36,0 | 44 | 55,0 | 58,0 | 44,0 |
Экипаж | 4 | 4 | 3 | 3 | н/д | 3 | 3 | 3 |
Калибр пушки, мм | 120 | 120 | 125 | 125 | 125 | 120 | 125 | 120 |
Панорамный прицел | есть | нет | есть | нет | нет | есть | есть | есть |
Управляемое вооружение | LAHAT | LAHAT | нет | нет | Bulsae-3 | KSTAM | Рефлекс | нет |
Боекомплект, выстрелов | 48 | 39 | 39 | н/д | н/д | н/д | 41 | н/д |
Скорострельность, выстр/мин | н/д | 6—8 | 8 | н/д | н/д | 10 | 7 | н/д |
Динамическая защита | есть | нет | есть | нет | есть | есть | есть | нет |
Активная защита | Трофи | нет | Варта | нет | нет | есть | JD-3 | н/д |
Мощность двигателя, л. с. | 1500 | 1400 | 1200 | 780 | 1200 | 1500 | 1500 | 1200 |
Удельная мощность, л. с./т | 23,5 | 23,9 | 25,0 | 21,7 | 27,3 | 27,3 | 25,9 | 27,3 |
Максимальная скорость, км/ч | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 |
Запас хода по шоссе, км | 500 | 450 | 500 | 450 | н/д | 450 | 450 | н/д |
Технические характеристики
Новые танки Украины в сравнении с аналогичными образцами бронетехники России выглядят вполне достойно. Но если заявления украинской стороны о примерном соответствии «Булата» по боевым возможностям танкам Т-90А вызывают обоснованные сомнения экспертов, то танк «Оплот» оценивается как весьма серьёзная машина, по совокупности характеристик уступающая лишь новейшим версиям Т-90СМ. Для «Булата» более объективным выглядит сопоставление с Т-72Б-3.
Двигатель и трансмиссия
На танке «Булат» установлен многотопливный, пятицилиндровый дизельный двигатель 5ТДФМ объёмом 13,6 литра и мощностью 850 л.с. Этот двигатель имеет один из самых «холодных» выхлопов в мире, что делает данную боевую машину менее уязвимой для оружия, наводящегося по тепловому следу.
Танк «Оплот» получил в оснащение шестицилиндровый многотопливный дизельный двигатель 6ТД-2Е объёмом 16,3 литра и мощностью 1200 л.с., с наддувом, прямоточной продувкой и непосредственным впрыском топлива. Благодаря компактности силового агрегата и особенностям его конструкции, он размещается соосно с бортовыми КПП. Благодаря этому не требуется центровка двигателя при его замене, значительно упрощается трансмиссия танка и обеспечивает небольшие размеры МТО.
Коробка передач
Оба новых танка оснащены коробкой передач планетарного типа с 7 передачами вперёд. В то же время «Оплот», помимо автоматического переключения передач, обладает редкой для танка способностью 4-скоростного регулирования передач назад. Комплексная система управления движением этого танка работает при помощи штурвала вместо рычагов.
Запас и расход топлива
Параметры | Значения | |
Т-64БМ «Булат» | БМ «Оплот» | |
Запас топлива во внутренних баках | 730 л | 575 л |
Запас топлива в наружных баках | 540 л | 570 л |
Расход на 100 км | 406 л | 300-370 л |
Запас хода | 385 км | 350-400 км |
На корме корпуса танков могут устанавливаться две дополнительные топливные бочки, вмещающие 380 литров топлива.
БМ «Оплот»
Стоимость танков
По состоянию на 2004 год стоимость модернизации одного Т-64Б/БВ до уровня танка «Булат» оценивалась в 470 тысяч долларов. Осенью 2014 года эта сумма заявлялась уже на уровне 1 миллиона долларов за танк.
Габариты и вес
Параметры | Значения | |
Т-64БМ «Булат» | БМ «Оплот» | |
Боевая масса | 45 тонн | 51 тонна |
Длина корпуса, мм | 6540 мм | 7075 мм |
Длина с пушкой вперёд, мм | 9295 мм | 9720 мм |
Ширина, мм | 3560 мм | 3400 мм |
Высота, мм | 2184 мм | 2285 мм |
Клиренс, мм | 500 мм | 470-500 мм |
Габариты БМ «Оплот» в боевом положении увеличиваются: ширина по съёмным защитным экранам — до 4176 мм, высота по командирскому прицелу — до 2800 мм.
Примечания
- М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2009. — № 9. — С. 51.
- , с. 16.
- ↑
- ↑
- Карцев. Л. Н. Воспоминания Главного конструктора танков//«Техника и вооружение» 2008, №№ 1 — 5, 8, 9, 11. — 2008.
- ↑ Ответ оппонентам//«Техника и вооружение» 2008, № 8. — 2008. — С. 22.
- М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945 — 1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2011. — № 5. — С. 48.
- Год оснащения танков динамической защитой приведён согласно оригиналу.
- ↑
- 434 ТО. Танк Т-64А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга первая, стр. 11
- The Military Balance 2017. p.-212
- The Military Balance 2018. p.-210
- The Military Balance 2018. p.-214
- The Military Balance 2018. p.-458
- The Military Balance 2018. — P. 213.
- Барятинский М. Б. Броня СССР. Все советские танки. М: Яуза, Эксмо, 2014
- The Military Balance 2017. p.-207
Боевое применение и эффективность в реальном бою
Т-64БМ на Гончаровском полигоне
Вооружённый конфликт на востоке Украины — Т-64БМ «Булат» активно используется украинской армией, зафиксированы случаи уничтожения танков этого типа. Сообщается, что первая машина этого типа была подбита 13 июня 2014 года в боях за Луганский аэропорт, хотя украинская сторона официально признала уничтожение одного Т-64БМ 17 июня 2014 года в районе посёлка Станица Луганская.
В декабре 2017 года бывший заместитель командующего сухопутными войсками ВСУ по логистике генерал-майор Юрий Толочной заявил: «Некоторые варианты модернизации оказываются неудачными в реальном бою. Например, танки Т-64БМ „Булат“ в силу большого веса и слабого двигателя оказались неэффективными, были переведены в резерв, и заменены линейными Т-64.»
БРОНИРОВАННЫЙ «БУЛАТ»
Возможно комплектование автомобиля прожектором-искателем с дистанционным управлением, фильтровентиляционной установкой, аппаратурой подавления радиолиний управления взрывными устройствами, а также приборами ночного вождения и системы кругового видеонаблюдения, системой спутниковой навигации.
«Булат» является переднемоторным автомобилем. Под его капотом размещается 8-цилиндровый двигатель КАМАЗ 740.31-240 с турбонаддувом. Это дизель массой 885 кг имеет мощность 240 л.с. при рабочем объёме 10,85 л.
Корпус броневика с открытыми верхними крышками люков (вверху) и капотом
Бронеавтомобиль «Булат» на выставке «Оборона и защита-2012». Показательное преодоление препятствия
Вместе с ним используется модернизированная десятиступенчатая коробка передач модели 152, состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя, который имеет высшую и низшую передачи. Такое сочетание с основной коробкой позволяет получать десять передач переднего хода и две – заднего. Применение делителя передач улучшило тяговоэкономические качества автомобиля, облегчило управление, так как при его использовании уменьшается частота переключения передач рычагом переключения.
Двигатель защищён бронёй; имеет систему пожаротушения. Топливные баки ёмкостью по 125 л размещены с обеих его сторон.
Корпус «Булата» – цельносварной стальной – имеет рациональные углы наклона броневых листов. Их края при изготовлении укладываются «внакладку», а только затем свариваются между собой. Проёмы окон в бортах усилены броненакладками, а двери имеют рёбра жёсткости. Изнутри корпус должен иметь подбой из арамидной ткани «Кевлар» – синтетического волокна высокой механической и термической прочности. Лишь самые высокопрочные сорта стали со специальной обработкой приближаются к нему по своей разрывной прочности, которая может доходить до 280 и даже 550 кг/мм2. У стали, для сравнения, этот параметр находится в пределах 50- 150 кг/мм2.
Корпус машины рассчитан на защиту экипажа от стрелкового оружия по 6-му классу ГОСТ Р 50963-96. Это означает, что обеспечена безопасность бойцов от оружия, подобного снайперской винтовки Драгунова (СВД). По ГОСТ броневой лист должен выдерживать выстрелы из СВД патронами 7Н13, произведённые на расстоянии всего 5 – 10 м.
Корпус «Булата» защищён по 6-му классу по всему периметру, однако крыша машины выдерживает пулю СВД лишь при попадании под углом менее 60°, но её не может пробить пуля, выпущенная из автомата, даже со стальным сердечником. Кроме того, исключаются поражения от осколков гранат гранатомётов, ручных гранат.
Отделение управления бронеавтомобиля
Десантное отделение бронеавтомобиля
Специальная противоминная защита на автомобиле не ставилась. Хотя ей способствует некоторая V-образность днища бронекапсулы и её жёсткость, подвесные антитравматические кресла в десантном отсеке. Всё это суммарно предохраняет от последствий подрыва под колесом броневика противопехотной, противотранспортной мины или самодельного заряда с массой взрывчатого вещества до 2 – 4 кг в тротиловом эквиваленте, а также от воздействия 1 кг тротила – под днищем или ручной гранаты – на крыше.
Таким образом, класс защиты для крыши и днища определяется как 5-й по ГОСТу, моторный отсек также имеет 5-й класс.
Следует отметить, что 6-й класс защиты по нашему ГОСТу соответствует 3-му уровню натовского стандарта STANAG 4569 от января 2004 г., а 5-й класс – 2-му уровню.
Конструкция броневика предполагает возможность размещения на его крыше ракетных комплексов различного назначения, пулемётной установки с дистанционным управлением или даже небольшой башенки с вооружением, например, ПБУ-1, как на БТР-80.
Первый образец бронеавтомобиля «Булат» собрали в Подмосковье на предприятии корпорации «Защита» в феврале 2012 г., тогда же провели и заводские испытания. Впервые автомобиль показали специалистам на выставке «Оборона и защита», прошедшей в Нижнем Тагиле в 2012 г.
«Булат» может эксплуатироваться в любых климатических условиях по всем зонам нашей страны. Эта машина соответствует требованиям Министерства обороны РФ, предъявляемым к транспортным средствам такого класса.
В. ТАЛАНОВ
Рекомендуем почитать
- ЛЕГЕНДАРНАЯ «С-56» «Владивосток, 6 (корр. «Правды» Ю. Макеев). На Корабельной набережной краевого центра установлена на пьедестале легендарная подводная лодка «С-56»…» Газета «Правда» от 7/XII 1972…
- СТЕЛЛАЖ НАД КОМПЬЮТЕРОМ Проблемы малогабаритных квартир, именуемых в народе «хрущёбами», вынуждают постоянно изыскивать «излишки» жилплощади. Вот и на этот раз, когда приобрёл принтер, пришлось привлечь…
Танки других стран
Сравнительные ТТХ современных основных танков
Т-90А | БМ «Оплот» | Абрамс M1A2 SEP | Леопард 2A6M | AMX-56 Леклерк | Челленджер 2 | Ариете | PT-91M |
---|
Внешний вид | ||||||||
Год принятия на вооружение | 2005 | 2009 | 2000 | 2004 | 1992 | 2002 | 1995 | 2010 |
Боевая масса, т | 46,5 | 51,0 | 63,0 | 68,5 | 54,6 | 62,5 | 54,0 | 45,5 |
Экипаж | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 |
Калибр пушки, мм | 125 | 125 | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 | 125 |
Панорамный прицел | нет | ПНК-6 | есть | PERI-R-12 | SFIM VS-580 | SFIM VS-580 | ATTILA | нет |
Управляемое вооружение | Рефлекс-М | Комбат | нет | нет | нет | нет | нет | нет |
Боекомплект, выстрелов | 43 | 46 | 42 | 42 | 40 | 52 | 42 | 40 |
Скорострельность, выстр/мин | 7 | 8 | н/д | н/д | 10—12 | н/д | н/д | 7 |
Динамическая защита | Контакт-5 | Дуплет | TUSK ARAT | есть | нет | ROMOR | нет | ERAWA |
Активная защита | Штора-1 | Варта | AN/VLQ-6 MCD / Трофи | MUSS | н/д | н/д | н/д | OBRA-3 |
Мощность двигателя, л. с. | 1000 | 1200 | 1500 | 1500 | 1500 | 1200 | 1275 | 1000 |
Удельная мощность, л. с./т | 21,5 | 23,5 | 23,8 | 24,0 | 27,5 | 19,2 | 23,6 | 22,0 |
Максимальная скорость, км/ч | 60…70 | 70 | 67 | 72 | 72 | 56 | 65 | 65 |
Запас хода по шоссе, км | 550…700 | 500 | 425 | 550 | 550 | 400 | 550 | 480 |
Меркава Mk.4М | Арджун Mk.I | Аль-Халид | Зульфикар | Сонгун-915 | K2 | Тип 99А2 | Тип 10 |
---|
Внешний вид | ||||||||
Год принятия на вооружение | 2009 | 2011 | 2001 | 1997 | 2009 | 2014 | 2011 | 2012 |
Боевая масса, т | 65,0 | 58,5 | 48,0 | 36,0 | 44 | 55,0 | 58,0 | 44,0 |
Экипаж | 4 | 4 | 3 | 3 | н/д | 3 | 3 | 3 |
Калибр пушки, мм | 120 | 120 | 125 | 125 | 125 | 120 | 125 | 120 |
Панорамный прицел | есть | нет | есть | нет | нет | есть | есть | есть |
Управляемое вооружение | LAHAT | LAHAT | нет | нет | Bulsae-3 | KSTAM | Рефлекс | нет |
Боекомплект, выстрелов | 48 | 39 | 39 | н/д | н/д | н/д | 41 | н/д |
Скорострельность, выстр/мин | н/д | 6—8 | 8 | н/д | н/д | 10 | 7 | н/д |
Динамическая защита | есть | нет | есть | нет | есть | есть | есть | нет |
Активная защита | Трофи | нет | Варта | нет | нет | есть | JD-3 | н/д |
Мощность двигателя, л. с. | 1500 | 1400 | 1200 | 780 | 1200 | 1500 | 1500 | 1200 |
Удельная мощность, л. с./т | 23,5 | 23,9 | 25,0 | 21,7 | 27,3 | 27,3 | 25,9 | 27,3 |
Максимальная скорость, км/ч | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 |
Запас хода по шоссе, км | 500 | 450 | 500 | 450 | н/д | 450 | 450 | н/д |
Модернизация вторая. Основные характеристики
Преимущества
► Т-64 оборудовали современными ночными приборами наблюдения.
► Кроме того, прицельный комплекс пополнился тепловизором, который в любое время суток и при любых погодных условиях мог обнаруживать и распознавать противника. А если же он использует специальные помехи в инфракрасном диапазоне, для новенького Т-64 это не становилось преградой.
Т-64 на параде ко Дню Независимости
► На этом харьковчане не остановились и добавили еще систему спутниковой навигации, которая позволяет обмениваться зашифрованными данными в режиме онлайн.
► Обновленная цифровая радиостанция защищала связь от помех и перехвата на расстоянии до 70 километров.
Как очистить туристический котелок от сажи
После возвращения из похода надо отмыть сажу, чтобы убрать посуду до следующего путешествия. Да и внутри могут остаться несмытые загрязнения, которые лучше удалить. Как очистить закопченный котелок от сажи?
Снять сажу можно обычными моющими средствами для посуды. Оттирается она тяжело, поэтому рекомендуется сначала замочить дно в воде на несколько часов.
Замечательно отмывает сажу средство для мытья туалетов «Утенок». Оно без особых усилий позволит вернуть дну первозданную чистоту.
Отмыть посуду внутри помогут простые подручные средства:
- Горячая вода с разведенной в ней лимонной кислотой очистит внутреннюю поверхность;
- Удивительное средство для мытья – кока-кола. Этот напиток способен растворить и удалить застарелые остатки.
Замечательно отмывает сажу средство для мытья туалетов «Утенок».
Грамотный подбор снаряжения сделает путешествие приятным. Главное – все рассчитать заранее, ведь мелочей в походе не бывает.
Специализированные автомобили производства ГАЗ
На базе шасси ГАЗ 66 Горьковский автозавод создавал автомобили техпомощи, маслозаправщики (М3 66), машины – передвижные клиники. Участвовали в сборке спецтехники и предприятия различных российских городов. Производились следующие модели:
- Горьковский завод специализированных автомобилей (ГЗСА) – фургоны почтовые, хлебные, а также для перевозки медикаментов (модели 3713, 3714, 731, 947, 983А);
Автомобиль МЧС на базе газ 66
- Саранский завод – самосвалы САЗ 3511 (на базе шасси 66 31);
- Бишкек (Киргизия) – самосвалы для сельского хозяйства КАЗ 3511;
- Павловский автобусный завод – полноприводные автобусы моделей 3201 и 3206;
- Уральский завод – вахтовые автобусы НЗАС.
Среди спецмашин можно отметить и седельный трехосный тягач ГАЗ 66П, у него были ведущими все три моста. Но в серию автомобиль не попал.
Какие танки состоят на вооружении Украины
Вооружённые силы Украины (ВСУ) унаследовали от СССР колоссальное количество бронетехники, находившейся на вооружении Киевского, Прикарпатского и Одесского военных округов. По размеру танкового парка в 1992 году (около 7 тысяч единиц) Украина в Европе уступала только России и совсем немного Германии. Основу украинских танковых сил составили весьма современные танки Т-64, Т-72 и Т-80 в достаточно современных на то время модификациях.
Излишки танкового парка широко распродавались Украиной по всему миру, а бремя содержания собственных танковых частей стабильно снижалось за счёт их периодических сокращений. К 2014 году страна располагала около 700 танками в составе вооружённых сил (причём многие из них были небоеспособными) и примерно 1450 машинами на базах хранения.
С целью унификации основным танком ВСУ признан Т-64, причём не только в силу его количественного преобладания. «Шестьдесятчетвёрки» в различных модификациях и их «прямые наследники» Т-80, как и двигатели к ним, производились в Харькове, танковые пушки — в Сумах. Танки семейства Т-72 на Харьковском заводе не собирались, их изначально имелось относительно небольшое количество.
Т-64БМ «Булат» ВСУ, подбитый в районе Луганского аэропорта
После событий 2014 года и активных боевых действий в районе Донбасса украинская сторона безвозвратно потеряла как минимум 230 танков. Множество остальных машин получили основательные повреждения либо оказались сильно изношены. Командованию ВСУ для компенсации потерь пришлось проводить масштабные изъятия с баз хранения бронетехники, существенная часть которой уже представляла собой фактически металлолом.
В итоге к настоящему времени ВСУ располагает 680 танками, согласно штатному оснащению своих частей, хотя значительная часть из них и сейчас находится в небоеспособном состоянии. По типам машины распределяются следующим образом:
- 475 танков Т-64Б, Т-64БВ, Т-64БМ;
- 143 танка Т-72АВ, Т-72Б1;
- 62 танка Т-80БВ, Т-80УД.
Боевые возможности всех украинских танков считаются достаточно высокими. Восстановление, ремонт и пополнение действующего танкового парка Украины применительно к Т-64 производится по стандартам так называемой «модернизации образца 2017 года», в рамках которой танки по своим параметрам представляют собой версию Т-64БВ с более новыми тепловизорами, цифровыми радиостанциями, средствами спутниковой навигации и модулями динамической защиты. По данным Укроборонпрома, подобная модернизация технiки к настоящему времени проведена для более чем 150 танков, а с начала 2020 года аналогичные системы начали устанавливать на танки Т-80.
САУ или танк?
Самоходная артиллерийская установка (САУ, в народе «самоходка») – это артиллерийское орудие на самоходном шасси. САУ могут быть бронированными или нет, на гусеничном или колесном шасси, иметь поворотную башенную или рубочную установку орудия. Некоторые САУ с башенной установкой орудия по виду напоминают танки, но на деле это принципиально разные машины. Главное отличие заключается в основном назначении: танки предназначены для непосредственного участия в боях, в том числе ближних, а самоходные установки осуществляют артиллерийскую поддержку с дальних позиций.
<?xml version=”1.0″ encoding=”utf-8″??>
Технические характеристики
Новые танки Украины в сравнении с аналогичными образцами бронетехники России выглядят вполне достойно. Но если заявления украинской стороны о примерном соответствии «Булата» по боевым возможностям танкам Т-90А вызывают обоснованные сомнения экспертов, то танк «Оплот» оценивается как весьма серьёзная машина, по совокупности характеристик уступающая лишь новейшим версиям Т-90СМ. Для «Булата» более объективным выглядит сопоставление с Т-72Б-3.
Двигатель и трансмиссия
На танке «Булат» установлен многотопливный, пятицилиндровый дизельный двигатель 5ТДФМ объёмом 13,6 литра и мощностью 850 л.с. Этот двигатель имеет один из самых «холодных» выхлопов в мире, что делает данную боевую машину менее уязвимой для оружия, наводящегося по тепловому следу.
Танк «Оплот» получил в оснащение шестицилиндровый многотопливный дизельный двигатель 6ТД-2Е объёмом 16,3 литра и мощностью 1200 л.с., с наддувом, прямоточной продувкой и непосредственным впрыском топлива. Благодаря компактности силового агрегата и особенностям его конструкции, он размещается соосно с бортовыми КПП. Благодаря этому не требуется центровка двигателя при его замене, значительно упрощается трансмиссия танка и обеспечивает небольшие размеры МТО.
Коробка передач
Оба новых танка оснащены коробкой передач планетарного типа с 7 передачами вперёд. В то же время «Оплот», помимо автоматического переключения передач, обладает редкой для танка способностью 4-скоростного регулирования передач назад. Комплексная система управления движением этого танка работает при помощи штурвала вместо рычагов.
Запас и расход топлива
Параметры | Значения | |
Т-64БМ «Булат» | БМ «Оплот» | |
Запас топлива во внутренних баках | 730 л | 575 л |
Запас топлива в наружных баках | 540 л | 570 л |
Расход на 100 км | 406 л | 300-370 л |
Запас хода | 385 км | 350-400 км |
На корме корпуса танков могут устанавливаться две дополнительные топливные бочки, вмещающие 380 литров топлива.
БМ «Оплот»
Стоимость танков
По состоянию на 2004 год стоимость модернизации одного Т-64Б/БВ до уровня танка «Булат» оценивалась в 470 тысяч долларов. Осенью 2014 года эта сумма заявлялась уже на уровне 1 миллиона долларов за танк.
Габариты и вес
Параметры | Значения | |
Т-64БМ «Булат» | БМ «Оплот» | |
Боевая масса | 45 тонн | 51 тонна |
Длина корпуса, мм | 6540 мм | 7075 мм |
Длина с пушкой вперёд, мм | 9295 мм | 9720 мм |
Ширина, мм | 3560 мм | 3400 мм |
Высота, мм | 2184 мм | 2285 мм |
Клиренс, мм | 500 мм | 470-500 мм |
Габариты БМ «Оплот» в боевом положении увеличиваются: ширина по съёмным защитным экранам — до 4176 мм, высота по командирскому прицелу — до 2800 мм.
Максимальная скорость
Предельно развиваемая скорость движения по шоссе для «Булата» составляет 60 км/ч, скорость движения по пересечённой местности — 40 км/ч, движение задним ходом — 11 км/ч. Соответствующие показатели «Оплота» равняются 70, 40-45 и 35 км/ч.
Автор статьи:
Роев Олег
Боевое применение и эффективность в реальном бою
Т-64БМ на Гончаровском полигоне
Вооружённый конфликт на востоке Украины — Т-64БМ «Булат» активно используется украинской армией, зафиксированы случаи уничтожения танков этого типа. Сообщается, что первая машина этого типа была подбита 13 июня 2014 года в боях за Луганский аэропорт, хотя украинская сторона официально признала уничтожение одного Т-64БМ 17 июня 2014 года в районе посёлка Станица Луганская.
В декабре 2017 года бывший заместитель командующего сухопутными войсками ВСУ по логистике генерал-майор Юрий Толочной заявил: «Некоторые варианты модернизации оказываются неудачными в реальном бою. Например, танки Т-64БМ „Булат“ в силу большого веса и слабого двигателя оказались неэффективными, были переведены в резерв, и заменены линейными Т-64.»