Российская про сможет «обнулить» срочно модернизируемые «томагавки» сша
Содержание:
- Где встречается[править]
- В культуре
- АГС-40 «Балкан»: долгий путь в войска
- «Со своими задачами справилась»
- Создание «Томагавка»
- История создания
- Сравнение характеристик
- Управление процессом стрельбы
- Вход в систему
- Особенности размножения
- Победители конкурса
- Характеристики схем управления
- Модификации «Томагавков»
- Суд продлил до 7 июля арест советника главы Роскосмоса Сафронова
- Работы по модернизации
- Преимущества и недостатки
- Особенности конструкции крылатой ракеты Tomahawk Block I
- Честь имею!.. (2004)
- Двигатели
- Дробовик
Где встречается[править]
В культуре
АГС-40 «Балкан»: долгий путь в войска
В настоящее время на вооружении российской армии состоят автоматические гранатометы двух моделей – АГС-17 «Пламя» и АГС-30. Ранее для дополнения, а затем и замены этого оружия было разработано изделие АГС-40 «Балкан». Новый проект появился еще в начале девяностых годов, но до сих пор не привел к желаемым результатам. Такое оружие производилось только мелкими партиями, а также не было принято на вооружение. Почему интереснейший образец пехотного вооружения, способный положительно повлиять на потенциал армии, пока не поступил на вооружение, а полномасштабное серийное производство несколько раз переносилось?
История проекта АГС-40 «Балкан» восходит к середине восьмидесятых годов, когда отечественная оборонная промышленность занялась разработкой нового автоматического гранатомета с повышенными характеристиками. По заказу военного ведомства, тульское Центральное конструкторско-исследовательское бюро спортивного и охотничьего оружия (ЦКИБ СОО) проработало облик гранатомета с повышенной дальностью стрельбы. Вскоре был предложен готовый образец, в конструкции которого использовались некоторые новые идеи. Тем не менее, тот проект не получил развития.
Позже ЦКИБ СОО предложило новый вариант гранатомета на базе имеющихся наработок. Это изделие получило обозначения АГС-40 и 6Г27, а также имя «Балкан». В начале девяностых конструкторы определили полный технический облик перспективного оружия, разработали необходимую документацию, а также построили первые опытные образцы. По ряду причин, позже этот проект передали ГНПП / НПО «Прибор» (г. Москва), ранее создававшему только боеприпасы для различных систем. Итогом нового этапа работ стало появление проекта «Балкан» в его современном виде.
Уже в начале девяностых годов новый образец пехотного вооружения стали показывать на различных военно-технических выставках. Потенциальный заказчик в лице представителей российского министерства обороны проявлял интерес к этому оружию, но дальше дело не пошло. В тот период военное ведомство столкнулось с серьезнейшими проблемами финансового характера, и потому не имело возможности закупать в заметных количествах все необходимые образцы. Изделие АГС-40 пополнило печальный список новых разработок с неопределенным будущим.
В конце девяностых и начале двухтысячных годов зазвучали первые заявления о возможном принятии «Балкана» на вооружение. Впрочем, и на этот раз разговоры не имели реального продолжения, а перспективы оружия оставались туманными. Ситуация стала меняться только в конце прошлого десятилетия, и у автоматического гранатомета впервые появилось реальное будущее.
В 2008 году ГНПП «Прибор» изготовило и передало министерству обороны партию опытных гранатометов. В одну из частей отправили шесть изделий АГС-40 и соответствующий запас выстрелов 7П39. Пока речь шла только об испытаниях военными специалистами, но на фоне предыдущих событий и это могло стать поводом для оптимистичных прогнозов. В тот период начинался новый этап перевооружения армии, и она проявляла интерес к различным перспективным образцам. По результатам этих событий «Балкан» имел шанс поступить на вооружение.
В целом, положительные прогнозы оправдались. Несмотря на наличие некоторых незначительных замечаний и дополнительные пожелания военных, гранатомет 6Г27 / АГС-40, в целом, устроил военных. В ближайшем будущем предполагалось провести необходимые доработки и вновь проверить оружие. После всех необходимых проверок мог появиться приказ о его постановке на вооружение и заказ на серийные образцы.
Впрочем, и на этот раз не удалось управиться в минимальные сроки. Доработки и проверки заняли несколько лет. Только в феврале 2013 года руководство НПО «Прибор» сообщило о проведении очередного этапа проверок. Согласно новостям того времени, АГС-40 находился на стадии государственных испытаний. Проверки планировалось завершить до конца года, после чего можно было начинать серийное производство. Руководители «Прибора» утверждали, что выпуск нового оружия будет осуществляться в сотрудничестве с .
Лента с выстрелами 7П39.
К сожалению, работы вновь потребовали больше времени, чем хотелось бы. Однако были получены желаемые результаты, вновь ставшие поводом для оптимизма. Несколько лет назад предприятие «Прибор» сообщило, что серийное производство «Балканов» может стартовать уже в 2021 году. Позже стало ясно, что и эти планы реализовать не удастся. Руководство «Прибора» уточнило, что установленные сроки были сорваны по вине смежных предприятий, которые не справились со своими задачами.
«Со своими задачами справилась»
Боевое крещение Х-101 состоялось 17 ноября 2015 года в Сирии. Удары по позициям террористов нанесли стратегические бомбардировщики Ту-95МС (именно на этих машинах проходили испытания ракеты в 1990-е и 2000-е годы). Пуски были выполнены из акватории Средиземного моря. Х-101 применялась в САР несколько раз в течение 2016 и 2017 годов и в основном поражала укреплённые командные пункты боевиков.
«Конечно, в применении Х-101 не было какой-то острой военной необходимости, так как это достаточно дорогое оружие
Однако Министерству обороны было важно испытать в реальных боевых условиях нашу дальнюю авиацию и новую ракету. Со своими задачами Х-101 прекрасно справилась, подтвердив заявленные разработчиком характеристики», — пояснил Кнутов
- Cтратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160
- РИА Новости
В ноябре 2017 года начальник Генерального штаба ВС РФ Валерий Герасимов сообщил, что модернизация самолётов дальней авиации ВКС России осуществляется «под применение новой крылатой ракеты Х-101». Носителями этого боеприпаса выступают стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160. Некоторые эксперты полагают, что в перспективе Х-101 вооружат Ту-22М3.
Ту-95МС способен нести на внешней подвеске до восьми крылатых ракет, а Ту-160 на револьверных пусковых установках (располагаются внутри корпуса самолёта) — до 12. По словам Кнутова, Х-101/Х-102 заметно усиливают боевые возможности воздушного компонента ядерной триады РФ.
«На мой взгляд, X-101 намного превзошла все зарубежные аналоги. Её производство стало нашим ответом на создание последней модификации «Томагавка» (Tomahawk Block IV). В будущем X-101 войдёт в арсенал перспективного дальнего бомбардировщика (ПАК ДА). А учитывая модернизационный потенциал этого высокоточного оружия, можно смело утверждать, что X-101 будет служить нашей авиации несколько десятилетий», — подытожил Кнутов.
Создание «Томагавка»
В 1971 году американские адмиралы инспирировали начало разработки стратегических крылатых ракет морского базирования (КРМБ) с возможностью запуска с подводных лодок.
Изначально предполагалось создать два вида КР: тяжелую ракету с дальностью полета до 5500 км и запуском из ракетных пусковых установок ПЛАРБ (диаметром 55 дюймов) и более легкий вариант, который можно было бы запускать прямо из торпедных аппаратов (21 дюйм). Легкая КР должна была иметь дальность полета 2500 километров. Обе ракеты имели дозвуковую скорость полета.
В 1972 году был выбран вариант более легкой ракеты и разработчикам дали задание создать новую ракету SLCM (Submarine-Launched Cruise Missile).
В 1974 году для демонстрационных пусков были выбраны две самые перспективные КР, ими оказались проекты компаний General Dynamics и Ling-Temco-Vought (LTV). Проектам были присвоены аббревиатуры ZBGM-109A и ZBGM-110A соответственно.
Два пуска изделия, созданного в LTV, закончились неудачами, поэтому победителем конкурса была объявлена ракета General Dynamics, и работы по ZBGM-110A были остановлены. Началась доработка КР. В этот же период руководство военно-морского ведомства США решило, что новая ракета должна иметь возможность стартовать и с надводных кораблей, поэтому значение акронима (SLCM) изменили. Теперь разрабатываемый ракетный комплекс стал называться Sea-Launched Cruise Missile, то есть, «крылатая ракета морского базирования».
Однако это было не последняя вводная, с которой столкнулись разработчики ракетного комплекса.
В 1977 году американское руководство инициировало новую программу в области ракетного оружия — JCMP (Joint Cruise Missile Project), целью которого было создание единой (для ВВС и ВМС) крылатой ракеты. В этот период активно шли разработки КР воздушного базирования, и объединение двух программ в одну стало причиной использование во всех ракетах единого двигателя ТРДД Williams F107 и идентичной навигационной системы.
В 1980 году провели первые испытание морской модификации ракеты: в начале года была запущена ракета с эсминца, а чуть позже «Томагавк» стартовал с подлодки. Оба запуска были успешными.
За три последующих года состоялось более ста запусков «Томагавков» различных модификаций, по результатам этих испытаний была выдана рекомендация о приеме ракетного комплекса на вооружение.
История создания
В начале своей истории «Томагавки» задумывались как крылатые ракеты с подводным запуском.
1971 год — начало разработки ракет с подводным запуском. Было разработано два варианта крылатых ракет: тяжёлый и лёгкий.
1972 год — после нескольких тестов был выбран лёгкий вариант, для торпедных аппаратов. Несколько предприятий получили контракты на разработку SLCM (Submarine-Launched Cruise Missile). Именно в этот период ракеты и получили своё прозвище — «Томагавк».
1974 год — отбор наиболее перспективных проектов для демонстрации, их оказалось всего два: BGM-109A от и BGM-110A от .
1976 год — в этом году начали пробные запуски. Прототип BGM-110A провалил два пуска из двух, в то время как оба пуска прототипа BGM-109A прошли безукоризненно. Нетрудно догадаться, что победителем конкурса стал второй прототип, а работы по первому были прекращены. В этом же году руководство проекта приняло решение о расширении возможности базирования ракет. Были созданы надводные и наземные варианты «Томагавков».
1980 год — проходят испытания AGM-109 (модификация BGM-109A воздушного базирования) и AGM-86B (модификация на основе BGM-109A). Победителем в испытаниях стала AGM-86B, а разработка AGM-109 воздушного базирования была остановлена. Но морская версия AGM-109 продолжала активно развиваться.
1980 год — первое надводное лётное испытание серийной модели ракеты BGM-109A Tomahawk с борта эсминца и подводной лодки. Оба пуска прошли успешно.
1983 год — после нескольких лет дополнительных испытаний и доработок КР Tomahawk прошла контрольные испытания и была принята на вооружение США.
Сравнение характеристик
Сопоставим характеристики тактического «Томагавка» с российской крылатой ракетой «Калибр» в исполнении, предназначенном для поражения целей на суше.
Параметр | RGM/UGM-109E | 3М-14Э |
---|---|---|
Тип и масса БЧ, кг | 340 | 450 |
Дальность полёта, км | 1600 | от 2000 |
Высота полёта, м | 30-50 | 50-150 |
Скорость, М | 0,75 | 0,8 |
Система наведения | Инерциальная; коррекция по данным GPS и двухсторонней спутниковой связью | Инерциальная; радиолокационная; коррекция по данным GPS (ГЛОНАСС) |
Ракеты семейства «Калибр» разрабатывались ещё в 80-е годы, но до сих пор их характеристики точно неизвестны (за исключением экспортных серий). Дальность полёта обычно указывается в пределах 2000 километров, что превосходит досягаемость «Томагавка». Интересно, что российский аналог оснащен собственным радаром наведения – возможно, для сохранения противокорабельных качеств. В целом образцы можно считать равнозначными по эффективности.
Относительно дешёвые и притом эффективные «Томагавки» существенно повысили ударные возможности американского флота. Даже эсминцы оказались в состоянии наносить мощные удары по стратегически важным объектам противника. Конечно, у ракет были и недостатки. Так, система управления ядерных «Томагавков» требовала загрузки в неё подробнейших карт местности, которые доступны были далеко не всегда. А на равнинной местности без чётких ориентиров навигация и вовсе могла «потеряться».
Но на фактической эффективности это не сказывается — в реальных условиях применения с серьёзной обороной сталкиваться не приходилось.
Неизвестно, как долго ещё США будут придерживаться текущего внешнеполитического курса. Но поскольку о создании перспективных крылатых ракет не объявлялось, можно не сомневаться – «топор войны» ещё не собираются зарывать.
Управление процессом стрельбы
За проведение всех подготовительных этапов и, собственно, запуска, отвечают не только стоящие на боевых постах специалисты, но и система управления стрельбой (она же СУС). Компоненты ее размещаются как в самом торпедном отсеке, так и на командном мостике. Конечно, отдать приказ о произведении запуска можно только с центрального пункта. Туда же выводятся дублирующие приборы, показывающие характеристики ракеты и ее готовность к запуску в режиме реального времени.
Следует отметить одну важную особенность американских флотских соединений. В них используется сложная автоматизированная система корректировки и интеграции. Проще говоря, несколько подлодок и надводных кораблей, на вооружении которых имеются крылатые ракеты «Томагавк», ТТХ которых имеются в статье, могут действовать как единый «организм» и выпускать ракеты по одной и той же цели практически одновременно. С учетом высокой вероятности попадания, даже корабль или наземная группировка противника с мощной и эшелонированной системой ПВО почти наверняка будут уничтожены.
Вход в систему
Особенности размножения
Победители конкурса
В 1972 году (феноменальная скорость, кстати) уже был выбран окончательный вариант пусковой установки под новые крылатые ракеты. Тогда же было окончательно утверждено положение об исключительно морском их базировании. В январе государственная комиссия уже отобрала двух наиболее многообещающих кандидатов для участия в полномасштабных испытаниях. Первым претендентом была продукция широко известной компании General Dynamics.
Это была модель UBGM-109A. Второй образец выпустила мало кому известная (и плохо лоббируемая) фирма LTV: ракета UBGM-110A. В 1976 году их начали тестировать, запуская ходовые макеты с борта подлодки. В общем-то, никто из высших чинов и не скрывал, что победители заочно уже признали модель 109А.
Характеристики схем управления
Наиболее простой системой является инерционная. Масса этого оборудования составляет 11 килограммов, оно работает только на начальном и среднем этапе полета. В ее состав входят: бортовой компьютер, инерциальная платформа и довольно простой высотомер, в основе которого лежит надежный барометр. Три гироскопа определяют величину отклонения корпуса ракеты от заданного курса и трех акселерометров, при помощи которых бортовая электроника с высокой точностью определяет ускорение этих ускорений. Одна только эта система позволяет корректировать курс примерно на 800 метров за каждый час полета.
Куда надежнее и точнее DSMAC, наиболее совершенную версию которой имеют крылатые ракеты «Томагавк BGM 109 A». Нужно заметить, что для работы этого оборудования в память оборудования предварительно должна быть загружена оцифрованная съемка того района, над которым будет пролетать Tomahawk. Это позволяет задать привязку не только к координатам, но и к рельефу местности. Подобную схему, к слову говоря, использует не только американская крылатая ракета «Томагавк», но и отечественный «Гранит».
Модификации «Томагавков»
Принимая во внимание активное применение «Томагавков», военное руководство США поставило перед производителем задачу существенно удешевить свое изделие и улучшить некоторые из его характеристик. Так появился RGM/UGM-109E Tactical Tomahawk, принятый на вооружение в 2004 году
В этой ракете использовали более дешевый пластиковый корпус, более простой двигатель, что почти в два раза снизило ее стоимость. При этом «Топор» стал еще смертоноснее и опаснее.
На ракете использовали более совершенную электронику, она оснащена инерциальной системой наведения, системой TERCOM, а также DSMAC (с возможностью использования инфракрасной картинки местности) и GPS. Кроме того, тактический Tomahawk использует двухстороннюю спутниковую систему связи UHF, что позволяет перенацеливать оружие прямо в полете. Телекамера, установленная на КР, дает возможность оценивать состояние цели в реальном времени и принимать решения о продолжении атаки или ударе по другому объекту.
В настоящее время идет разработка «Томагавка» следующего поколения. Разработчики обещают устранить в новой ракете самый серьезный недостаток, присущий нынешним модификациям: невозможность поражать движущиеся морские и наземные цели. Кроме того, новый «Топор» будет оснащен современной РЛС миллиметрового диапазона.
Суд продлил до 7 июля арест советника главы Роскосмоса Сафронова
Работы по модернизации
В настоящее время американцы ведут работы, направленные на увеличение дальности полета сразу до трех-четырех тысяч километров. Достичь таких показателей планируется за счет использования новых двигателей, топлива, а также снижения массы самой ракеты. Уже ведутся исследования в области создания новых материалов на базе углепластиков, которые будут очень прочными и легкими, но при этом достаточно дешевыми для того, чтобы их можно было запустить в массовое производство.
Во-вторых, планируется значительно улучшить точность наведения на цель. Достичь этого предполагается за счет внедрения в конструкцию ракеты новых модулей, ответственных за точное спутниковое позиционирование.
В-третьих, американцы были бы не прочь увеличить глубину запуска с 60 метров до (как минимум) 90-120 метров. Если им это удастся, факт пуска «Томагавка» станет еще сложнее засечь. Нужно сказать, что отечественные конструкторы в настоящее время работают практически над теми же задачами, но в отношении нашего «Гранита». Кроме того, ведется работа в области снижения радиолокационной заметности ракеты и противодействия средствам ПВО.
Для этой цели планируется использование более мощных компьютерных систем для тесного взаимодействия со своими устройствами подавления помех. Если все это будет работать в комплексе, а также будет повышена скорость, то «Томагавки» смогут эффективно проходить через многие эшелонированные системы ПВО.
Уникальной возможностью современных КР американского производства является возможность их использования в роли БПЛА: ракета может летать около предполагаемой цели не менее 3,5 часа, причем в это время она передает все полученные данные в центр управления.
Преимущества и недостатки
Преимущества
- огромная дальность ракет «Томагавк». Охватывает почти весь земной шар, возможность нанесения ракетно-ядерного удара по любой цели;
- точность. Благодаря системам корректировки создаётся возможность нанести удар исключительно по интересующим объектам, не создавая при этом зоны сплошного поражения, ущерба для местного гражданского населения и угрозы вовлечения в крупную региональную или мировую войну;
- расширение боевых возможностей флота. Характеристики «Томагавка» обеспечивают ракете возможность самостоятельного решения широкого спектра боевых задач вплоть до автономного участия в ограниченных военных конфликтах без привлечения других видов вооружённых сил;
- мобильность. Широкие возможности для базирования ракет и возможность незамедлительной смены занимаемой позиции;
- скрытность. Полёт на сверхнизкой высоте затрудняет обнаружение и перехват;
- неприхотливость. При эксплуатации детали ракеты находятся в герметичных металлических контейнерах и не требуют регулярного технического обслуживания и контрольных осмотров.
Недостатки
- низкая эффективность. Снижение эффективности при стрельбе по объектам на равнинной местности, тундре и лесотундре или в береговой зоне с пологим берегом из-за недостатков системы TERCOM;
- точные карты. Необходимость наличия точных трёхмерных цифровых топографических карт местности по всему маршруту полёта ракеты;
- уязвимость к «глушилкам». Радиовысотомер очень уязвим к радиолокационным помехам и помехам, которые создаются искусственно.
Особенности конструкции крылатой ракеты Tomahawk Block I
Следует отметить, что американцы практично подошли к созданию нового оружия. Достигнутый с Советским Союзом в середине 70-х годов XX века ядерный паритет требовал создания новых средств доставки ядерных боеприпасов, поэтому изначально новая крылатая ракета — новый боевой топор разрабатывался в нескольких модификациях. Основной, стратегический вариант ракетного комплекса «Томагавк» имел три модификации(А, С , D) и был рассчитан для нанесения ударов по наземным целям в глубине территории вероятного противника. Ко второму, к тактическому варианту ракеты относились модификации B и E. Эти крылатые ракеты должны были уничтожать любые наводные цели.
Конструкция крылатой ракеты имела все свойственные этому виду оружия характерные черты. Корпус представлял собой моноплан цилиндрической формы, снабженный в носовой части обтекателем. Устойчивость снаряда в полете обеспечивали выпускающиеся крылья, расположенные в центральной части корпуса. В хвостовой части ракета имела крестообразный стабилизатор. Основным конструктивным материалом являлся авиационный алюминий и прочный пластик. Использование в конструкции корпуса защитных материалов обеспечили существенное снижение радиолокационной заметности ракеты. В качестве основного двигателя на новую ракету сначала ставились турбореактивные двигатели Williams F107-WR-400 с тягой в 2,7 кН. Позже на другие модификации устанавливались более мощные двигатели. Для модификаций ракет воздушного базирования использовались двигатели ТРД Тeledyne CAE J402-CA-401, способные давать тягу в 3,0 кН.
Мощный маршевый двигатель обеспечивал ракете — снаряду скорость полета свыше 800 км/ч. Дальность полета варьировалась в диапазоне 800- 2500 км, в зависимости от модификации ракеты и варианта базирования. Как правило, крылатые ракеты с ядерной боеголовкой обладали большей дальностью. Тактические модификации способны были летать на меньшее расстояние. Сведенные тактико-технические характеристики для крылатых ракет «Томагавк» выглядят следующим образом:
- дальность полета для ракет наземного (надводного) пуска 1250 — 2500 км;
- дальность полета ракет (подводный пуск) базирующихся на подводных лодках до 1000 км;
- маршевая скорость полета 885 км/ч;
- максимальная скорость полета на завершающем участке полета при определенных углах атаки — 1200км/ч;
- корпус ракеты имел длину 6,25 м;
- размах крыльев 2,62 м;
- вес снаряженной ракеты варьировался в диапазоне 1450-1500 кг, в зависимости от типа боеголовки;
- ракета могла быть оснащена ядерной боеголовкой, осколочно-фугасным зарядом или кассетной боеголовкой.
В процессе разработки и последующего серийного выпуска ракеты оснащались тремя типами системы наведения:
- инерциальной;
- корреляционной;
- корреляционной электронно-оптической.
Последняя модификация крылатых ракет Tomahawk Block IV, которая сегодня должна поступить на вооружение армии США уже оснащается совершенно новой электронно-оптической системой наведения DSMAC корреляционного действия. В процессе маршевого полета курс ракеты может быть скорректирован с учетом метеорологической обстановки в районе цели и боевой обстановки. В нынешних условиях оружие представляет собой полностью автоматизированный боевой комплекс, способный принимать решения самостоятельно в зависимости от особенностей боевого применения.
Честь имею!.. (2004)
Двигатели
Стартовый твердотопливый двигатель
Ракета состоит из нескольких отсеков, к последнему из них пристыкован стартовый ракетный твердотопливный двигатель. РДТТ обеспечивает начальную тягу, скорость и выход на линию курса.
Характеристики РДТТ крылатой ракеты «Tomahawk».
Параметр | Значение |
Длина | 0,8 м |
Масса | 297 кг |
Тяга | 3200 кг/c |
Время работы | 5-7 с |
Маршевый двигатель
Маршевый двигатель крылатой ракеты «Томагавк», характеристики которого соответствуют малогабаритным турбореактивным двухвальным, двухкаскадным двигателям F-107 со смешением потоков обоих контуров в сопле. Он обеспечивает дальность полета «Томагавка» в любую точку земного шара.
Принцип работы
Воздушный поток из воздухозаборника поступает в компрессор низкого давления. Часть воздуха оттуда направляется во внешний контур, а остальной – сначала в компрессор среднего давления, а затем высокого давления и камеру сгорания. Топливо подается в двигатель с помощью вытеснительной системы.
Маршевый двигатель «Томагавка» F-107
Характеристики маршевого двигателя F-107
Параметр | Значение |
Диаметр | 0,305 м |
Масса | 64 кг |
Тяга | 272 кгс |
Дробовик
Длинный гладкоствольный пистолет (короткое ружье), отличающийся стрельбой маленькими свинцовыми шариками, плотно забитыми в фиксированный патрон. Стрельба производится с плеча на короткое расстояние и служит, скорее, психологическим фактором, нежели для поражения точной цели. Некоторые умельцы производят дробовик как самодельное огнестрельное оружие, что несет уголовную ответственность. Калибр дробовика варьируется от 0,22 дюйма до 2 дюймов, в зависимости от модели. Бывают разные виды дробовиков. Встречаются двуствольные, самозарядные, автоматические и другие.