Что значит для военного человека мундир?

Содержание:

Повседневная жизнь русского гусара в царствование императора Александра I

Какой была повседневная жизнь гусара в «золотой век» русской легкой кавалерии — царствование императора Александра I (1801–1825), на которое пришлись войны с наполеоновской Францией и «гроза Двенадцатого года»? Всё, что мы знаем о гусарах той поры, заимствовано в лучшем случае из художественной литературы — повестей Пушкина, стихотворений Лермонтова и Дениса Давыдова, романа Льва Толстого Но во всех этих произведениях гусары изображаются в некоем романтическом ореоле — «проза жизни» менее всего интересовала читающую публику XIX столетия. Книга же, которую держит в своих руках читатель, рассказывает как раз о буднях гусарской жизни, причем рассказ этот основан исключительно на документальном материале, по крупицам собранном известной писательницей и исследовательницей русской военной истории, членом Международного Наполеоновского общества Аллой Игоревной Бегуновой
Олег
Леонов, Сергей Попов, Александр
Кибовский

Русский военный
костюм.
Армия Александра I: кавалерия

Русский
военный костюм.

М., Фонд «Русские
Витязи», 2014.     Кавалерия,
сыгравшая в Наполеоновских войнах столь
значительную роль, являлась еще и самым
красочным родом войск, своеобразной
визитной карточкой армии. 
Мундиры
различных видов российской конницы
первой четверти XIX века отличались
яркостью и разнообразием. Именно поэтому
кавалерийским мундирам этого периода
посвящен отдельный том серии «Русский
военный костюм».     Книга,
написанная ведущими современными
исследователями истории русского
мундира, содержит наиболее полное
описание кавалерийского обмундирования
эпохи Александра I. 
Впервые на основе
комплексного анализа законодательных
актов, архивных документов, изобразительных
и мемуарных источников проведена ревизия
сведений, изложенных в фундаментальном
труде «Историческое описание одежды и
вооружения российских войск».     Иллюстративный
ряд книги составляет беспрецедентное
количество изображений чинов русской
кавалерии, портретов кавалерийских
офицеров и фотографий реальных образцов
обмундирования и вооружения, предоставленных
ведущими отечественными и некоторыми
зарубежными музеями и архивами, а также
реконструкции, выполненные известными
современными художниками.
Кроме того,
издание содержит графические изображения
мундиров всех регулярных кавалерийских
полков на все периоды правления Александра
I.

 и другие книги…

———————————————-

Ссылки

Форма РККА

В 1924 г. в Рабоче-крестьянской красной армии (РККА) была введена очередная военная форма, состоящая из гимнастерки с отложным воротником и карманами, шинели, бриджах, сапогах или ботинках. Вместо шлема была придумана фуражка защитного цвета с красной звездой. Для зимы использовали полушубки, куртки из мериносового сукна на вате, пальто-плащи, шапки-финки и бекеши (полупальто из овчины).

Отдельно были спроектированы формы для войск военно-воздушных сил и летчиков. Они отличались цветом сукна, знаками отличия, петлицами и нарукавными знаками. В 1926 г. были введены Правила ношения формы и деление ее на летнюю и зимнюю. Кроме того, в зависимости от ситуации военную форму подразделяли на повседневную, караульную и походную. Категорическим требованием стало постоянное ношение снаряжения и знаков отличия. К походному снаряжению относили: командирский ремень с пряжкой, кобуру с пистолетом, шашку, полевую сумку, к которым в походе добавлялись фляжка, противогаз, бинокль.

Для различных родов войск обмундирование могло отличаться: для танковых были придуманы комбинезоны и кожаные куртки, шлемы, пылезащитные очки.

В конце 1930-х и в 1940 году участие РККА в военных конфликтах оказало влияние и на пересмотр отношения к обмундированию. Появились новые элементы зимней формы: стальной шлем, шапка-ушанка с мехом. Внесены изменения в детали формы для генералов и маршалов, появились новые эмблемы и кокарды на фуражки отдельно для каждого родов войск, на сапоги добавлялись шпоры. Полагалась теплая шинель на 5 пуговицах.

Очередные изменения формы военных лет были введены в 1943 г., когда наступил перелом в Великой Отечественной войне: была отменена «буденовка», возрождены погоны, возвращены черно-красные цвета для артиллеристов, установлено новое обмундирование для казаков, обновлена парадная форма.

Власть и деньги

С появлением стрелецкого войска русские цари установили ему единую форму, а государство занялось обеспечением стрельцов не только вооружением, но и одноцветным сукном для кафтанов. Видимо единообразность формы в России связана не с требованиями линейной тактики, а с централизацией русского государства и превращением армии в один из символов власти.

К концу XVII века все страны Европы обзавелись не только собственной военной формой, но и создали традиции, многие из которых сохранились до наших дней. Какой цвет мундира у англичан? Разумеется, красный. А у русских? Зеленый. Тут не обошлось без влияния экономики. Знаете, какой цвет военной формы был самым распространенным в XVII–XVIII столетиях? Белый.

Цвет, который сейчас считается наименее военным, получил распространение по очень простой причине. Содержание армии требовало огромных расходов. А покраска больших объемов сукна существенно увеличивала его стоимость. Поэтому, когда на стоимость покраски мундиров для армии можно было построить один или два военных корабля, рука многих королей тянулась к перу, чтобы написать:Цвету мундиров армии нашей повелеваю быть белому».

Александр III и «консервативная революция» в русской униформе

Если при Александре II отечественная униформа ещё шла в русле общего «европейского» курса, заложенного Петром I, то при его наследнике всё кардинально изменилось.

Униформа штаб-офицера 5-го пехотного Калужского полка, рядового 3-го пехотного Нарвского полка и фельдфебеля 80-го пехотного Кабардинского полка

Александр III решил придать военной форме более аутентичный «русский» вид, из-за чего её даже прозвали «мужицкой формой». Из-за этого престиж армии резко упал, так как гордые потомственные офицеры отказывались носить униформу, сделанную в «народном» стиле.

В этой форме было плохо практически всё: тяжелые высокие сапоги, застежки в виде крючков, жаркие, но недостаточно теплые для зимы меховые шапки. Больше 3 баллов по шкале удобства ей уж никак не поставить.

Глинка В.М.Русский военный костюм 18-начала 20 века.

“…В конных полках в 1863 году введены фуражки с тульей по цвету черкески и околышем по цвету бешмета. В течение первых двух лет царствования Александра III было введено новое обмундирование всех войск, которое почти не менялось до 1894 года. Уже в июле 1881 года появились приказы, сначала касавшиеся только мелочей “в видах упрощения различных форм”. Галунные портупеи холодного оружия офицеров во всех армейских войсках заменены кожаными “белой юфти”, отменены также все султаны на головных уборах, кроме присвоенных гвардейским уланам и гусарам. Чинам всех армейских уланских, гусарских, казачьих и тех частей, что имели твердые шапки образца 1873 года, приказано быть при походной форме всегда в фуражках; армейским уланским полкам отменили цветные настежные лацканы и эполеты всем имевшим их нижним чинам, кроме литаврщиков.Должность тамбурмажора, сохранившаяся к этому времени только в гвардейской пехоте, была уничтожена, отменены и белые суконные бальные брюки навыпуск генералов и пажей. А в ноябре 1881 года вся армейская пехота, пешая артиллерия, инженерные войска, восемнадцать армейских драгунских полков, корпус жандармов, чины военного министерства, военно-судебного ведомства, топографы и фельдъегеря получили новую форму. В нее входили: круглая черная мерлушковая шапка (высотой 10 см) с суконным плоским верхом, медным гербом, под которым у артиллеристов помещено изображение пушек, а у саперов – топоров, черный у нижних чинов и темно-зеленый у офицеров мундир, представлявший собой куртку С запашным бортом на пять крючков без пуговиц, воротником (высотой 4,5 см) и гладкой широкой спинкой. Знаками различия родов войск являлись у всех погоны, у пехотинцев и кавалеристов цветные клапаны на передней части воротника, а у артиллеристов и саперов выпушки (канты) по верхнему и нижнему краям воротника. Офицерский мундир отличался галунными или шитыми золотыми или серебряными петлицами на воротнике и обшлагах. При парадной форме к нему полагались эполеты и шарф, при повседневной – галунные погоны и цветной суконный или кашемировый кушак. Шаровары у солдат пехоты, пешей артиллерии и саперов были черные без выпушек, у офицеров темно-зеленые с красной выпушкой, заправленные в высокие сапоги у всех чинов. Цвета околышей фуражек, воротников мундиров, клапанов на пальто и шинелях, поле офицерских эполет и погоны нижних чинов оставались теми же, что при Александре II. В драгунских полках, у жандармов и чинов военного министерства, управлений, военно-судебного ведомства и фельдъегерей – шаровары серо-синие. Длина мундира от талии у пеших войск – 31 см, у драгун и жандармов – 26 см….”Глинка В.М.Русский военный костюм 18-начала 20 века.

Мундир на 1900 год:

…………………………………..

Так же можно посмотреть документы по мундирам и кителям с 1881 года по 1909 год

и т.д.. по адресу

сайту “Складъ”.или по поисковику(название знаете теперь..)

 Книга:

Титулы, мундиры, ордена в Российской Империи——— • ———Титулы и форменная одежда чиновников Гражданского ведомства——— • ———Мундиры ИСТОРИЯ:источникТУТ

Используемые боеприпасы

Малокалиберный карабин «Соболь» рассчитан на стрельбу патронами 5,6 мм (.22 LR или 22 WMR).

22 LR (от англ. long rifle – «длинный винтовочный») – малокалиберный патрон кольцевого воспламенения 5,6×15,6 мм. Боеприпас этого типа был разработан еще в 1887 году. 22 LR принадлежит мировой рекорд, именно этот патрон стоит на первом месте по количеству выпущенных и израсходованных.

Преимущества 22 LR:

  • низкая стоимость;
  • минимальная отдача;
  • достаточно хорошая баллистика на ближних дистанциях.

22 WMR (англ. Winchester Magnum Rimfire) – еще один малокалиберный патрон кольцевого воспламенения, который применяется в оружии, предназначенном для охоты или самообороны. Этот боеприпас был разработан американской компанией «Винчестер», он впервые появился в продаже в 1959 году. 22 WMR – первый патрон кольцевого воспламенения, созданный в XX веке. Появившиеся до него боеприпасы этого типа были разработаны в XIX столетии.

Преимущества этого патрона по сравнению с 22 LR – высокая мощность и дальность стрельбы. Количество пороха в 22 WMR в полтора раза больше, что и обеспечивает такие характеристики. При этом отдача остается очень незначительной и практически неощутимой.

Кучность стрельбы из «Соболя» зависит от используемых боеприпасов. У безоболочечных свинцовых пуль .22 LR невысокая начальная скорость, и на их полет сильно влияет ветер. У боеприпасов в медной оболочке скорость выше, она составляет порядка 500 м/с, и они имеют лучшие баллистические качества. При использовании таких патронов кучность стрельбы составляет 2 МОА, этого достаточно для охоты.

Нобелевская премия мира

Литература

Медкомиссия на водительские права: какие врачи обязательны к прохождению

Сравнение в пользу Российской императорской армии

Общее число потерь нашей страны в ходе обеих мировых войн до сих пор остаётся острым дискуссионным вопросом. В источниках фигурируют самые различные цифры. Кроме того, общие и чисто военные потери сильно различаются. Например, потери армии пленными – военные потери. Они вызваны ведением боевых действий. Но сколько из этого количества пленных умерло в плену – потеря демографическая, не связанная с боеспособностью армии.

Хотя в последнее время в некоторых публикациях называются запредельные цифры потерь Советского Союза в Великой Отечественной войне – около 42 млн., в том числе 19 млн. военнослужащих – они не имеют твёрдого документального обоснования. Поэтому мы будем ориентироваться на статистические данные, опубликованные в 1993 году в сборнике «Гриф секретности снят».

Для подсчёта чисто военных потерь возьмём такую категорию, как безвозвратные потери. Она включает убитых на поле боя, пропавших без вести и не оказавшихся при этом в плену или среди дезертиров, умерших от ран на этапах санитарной эвакуации и в госпиталях, а также попавших в плен (независимо от того, сколько потом из плена вернулось). По всем этим пунктам советские вооружённые силы потеряли в Великой Отечественной войне без малого 12 миллионов человек, включая 7 млн. погибших на фронте и умерших от ран.

Количество потерь в Первой мировой войне устанавливается также нелегко. Наиболее точный подсчёт произведён в статистическом труде «Россия и СССР в войнах ХХ века» (2001) под редакцией профессора Академии военных наук, генерала Григория Кривошеева. С учётом данных, содержащихся в книгах царского генерала Николая Головина «Военные усилия России в Мировой войне» (1937) и Бориса Урланиса «Войны и народонаселение Европы» (1960), автор этих строк проделал такую работу в книге «Брестский мир: ловушка Ленина для кайзеровской Германии» (2012).

Общее количество погибших и умерших по разным причинам русских фронтовиков в Первую мировую войну составило 2,05 млн К этому следует прибавить 2,4 млн попавших в плен. Таким образом, сумма безвозвратных потерь РИА в Первой мировой войне составляет около 4,5 млн человек.

Сравним эти цифры с потерями противника. В Первую мировую войну германские, австро-венгерские и турецкие войска потеряли только в боях с Русской армией 1,4 млн погибшими и 2,2 млн пленными, а всего 3,6 млн человек. Во Вторую мировую войну общие потери вермахта и его союзников в боях с советской армией составили 5 млн погибшими и 3,7 млн пленными, а всего 8,7 млн.

Итак, соотношение безвозвратных военных потерь в Первой мировой войне: по погибшим – 1:1,5, суммарно – 1:1,25. В Великой Отечественной: по погибшим – 1:1,4, суммарно – 1:1,4, также не в нашу пользу.

Во многих источниках критикуются и считаются заниженными официальные цифры потерь РККА в Великой Отечественной войне, а цифры потерь вермахта и его союзников на Восточном фронте – завышенными.

Действительно, о сравнительной боеспособности может ярко говорить количество военнопленных. В Первую мировую войну число пленных, взятых Русской армией, было практически равно числу пленных, потерянных ею. В Великую Отечественную войну в плен сдалось больше 5 миллионов красноармейцев, а взято было, в конечном итоге, даже после безоговорочной капитуляции Германии, всего 3,7 млн.

Здесь приводятся цифры за всю Великую Отечественную войну, то есть и за победный для Красной Армии период. Как видим, соотношение потерь принципиально не отличается в лучшую для Красной Армии сторону, от соотношения потерь царской армии с её противниками в 1914-1917 гг. Если же сравнить с начальным периодом Великой Отечественной войны, то тут характерными являются такие цифры. За первые 17 месяцев Первой мировой войны, до конца 1915 года, РИА потеряла убитыми, ранеными, пропавшими без вести и пленными 4,7 млн человек. За те же первые 17 месяцев Великой Отечественной общие потери РККА по тем же категориям, то есть вместе с ранеными, составили 11,2 млн.

Почти все успешные, а также многие неуспешные наступательные операции Красной Армии проводились при подавляющем численном и техническом превосходстве над врагом. Нет ничего лучше, чем сравнить это с соотношением перед началом успешного для русских войск Брусиловского прорыва 1916 года. По количеству бойцов русские превосходили противника всего в 1,3 раза. Общее количество артиллерии у сторон было одинаковым, а тяжёлой артиллерии было больше у противника, причем в 2,5 раза.

Цифры приведены. Каждый может сам делать свои выводы.

Отзывы владельцев

Мундир и его роль в жизни военного человека

Первое упоминание о мундирах в России относится к временам правления царя Алексея Михайловича. Уже тогда вместе со стрелецкими полками на службе у русского царя появляются офицеры-иностранцы, предпочитающие носить военный костюм европейского образца. Полки европейского строя можно отличить по более унифицированному военному обмундированию. Военная униформа начинает проникать вместе с иностранцами в светскую и гражданскую жизнь. Мужской костюм европейского фасона только отдаленно напоминает военную одежду. Еще не были в ходу ни знаки отличия, ни специфические для военных элементы воинского костюма. Только после завершения неудачной войны с Турцией за Азов, в русской армии начинается массовый приток иностранцев, которые привнесли вместе с собой в российский обиход понятие военного мундира.

Первые мундиры

В гражданском обществе считается почетным носить военные мундиры. Даже после ухода с действительной военной службы военное обмундирование продолжает оставаться одним из важных элементов гардероба. Зачастую это объясняется уважительным отношением гражданского общества в России к военным людям, к их заслугам перед Отечеством. Воинские мундиры носят, находясь на действительной военной службе, продолжают их носить даже после ухода в отставку. Человек, облаченный в военную форму, негласно заявлял о своей принадлежности к военному ведомству. В те времена это было своего рода визитной карточкой — удостоверением личности. Со временем сформировался определенный негласный порядок ношения воинской одежды в гражданском обществе. Любые изменения во внешнем облике военного мундира строго контролировались на самом высоком уровне. Часто изменения вносились членами царствующего дома или с санкции Их Величества.

В XVII-XIX века военный человек в обязательном порядке является членом высокого сословия. Становится модным носить военную форму и военные регалии даже в обычной гражданской обстановке. Соответственно на военном обмундировании отражались и модные тенденции, которые в определенный период доминировали в высшем свете. Цвет и форма военного платья приобретает решающее значение. Для каждого рода войск форме соответствует определенный цвет. На элементах военного костюма появляются мелкие детали, подчеркивающие статус военного человека в обществе и на службе. Мундир офицера – это зашифрованное и закодированное удостоверение личности офицера. Воинское звание, положение в табели о рангах и принадлежность к воинской части можно было прочесть по цвету и форме кителя, по количеству пуговиц, форме эполетов и размеру аксельбантов.

Военная форма становится объектом пристального внимания царствующих особ. В те времена среди европейских монархов было модным носить военные мундиры. Такая тенденция сохранилась в большинстве стран вплоть до начала XX века. Это часто было связано с тем, что члены царствующих семей назначались шефами отдельных полков и воинских формирований. Среди правящих царствующих домов в Европе в знак миролюбивых намерений становится модным дарить военную форму национальных вооруженных сил.

Аналогичная картина с военной формой происходила и в Европе. В Пруссии и во Франции военный крой становится одним из самых популярных стилей в одежде. В Англии большой популярностью пользуется военно-морское обмундирование. Морской мундир становится обязательным элементом парадного костюма всех мужчин, представителей монаршей семьи. В России особым почетом среди царствующих особ пользовалась форма кавалергардов. Лицо, облаченное в военно-морской китель или в мундир армейского образца, считалось носителем власти. Со временем такая тенденция не только сохраняется, но и разрастается. Поголовное увлечение мундирами становится обязательным атрибутом светской власти. К примеру, в Оттоманской империи военные мундиры становятся обязательным атрибутом в гардеробе знати, подчеркивая принадлежность человека к военно-феодальной касте.

Военные мундиры представляли объект пристального внимания и даже пристрастий со стороны царствующих и монарших особ. Русские императоры и английские короли сами предпочитали надевать военную форму. В ряде королевских домов Европы стало традицией одевать в военный мундир даже маленьких членов царствующей семьи, включив их в списочный состав воинского подразделения. Наконец – генеральский мундир мог быть пожалован для постоянного ношения в память о боевых заслугах.

Английский генеральский мундир на начало 19 века.

 The Historically Important Corunna Bicorn of Lt Gen Sir David Baird

Подлинники английских мундиров того времени:

ПОДЛИННИК английский мундир генерала на начало 19 в

Подробный вид английского мундира 1818 года с вышивкой(шитьем золотом) в деталях, который и послужил образцом -прототипом для одной из моей реконструкторских работ — Так сказать одним из «куплетов моей лебединой песни реконструктора» при изготовлении/пошиве копии в дальнейшем,см. ниже на странице…

 ……………………………………………………………………………………………………………………… 

Лондон. Гравюра. XIX в.

 ПУТЕШЕСТВИЕ В АНГЛИЮ КНЯЗЯ ВАСИЛИЯ ГОЛИЦЫНА 1818 г. ГОЛИЦЫНА 1818 г. ГОЛИЦЫНА 1818 г.

Публикуемый документ, «Путешествие в Англию князя Василия Голицына в 1818 годе», представляет собой собственноручное описание поездки князя Василия Сергеевича Голицына. 
Рукопись не датирована, но, скорее всего, написана в том же, 1818, году по свежим впечатлениям, возможно, на основе не сохранившегося (или пока не обнаруженного) дневника или путевых заметок князя.
 До 1917 года документ находился в семейном архиве графов Строгановых и князей Голицыных в их имении Марьино Лужского уезда Новгородской губернии. Ныне «Путешествие» хранится в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА Ф. 1278. Оп. 1. Д. 428. 47 л.) в фонде графов Строгановых вместе с другими личными бумагами князя из Марьинского архива. Автор записок обозначен в заглавии лишь инициалами «К. В. Г.» (князь Василий Голицын), но его авторство не вызывает сомнения, так как документ изначально находился в личном архиве князя, совершившего летом 1818 года путешествие в Англию. 
Письма князя Василия Сергеевича к родителям 1812—1819 годов также хранятся в Строгановском фонде (РГАДА Ф. 1278. Оп. 1. Д. 513—520). Они представляют собой замечательный образец эпистолярного наследия первой четверти XIX века. Эти документы являются также ценным источником для изучения истории Войны 1812 года, подготовки народного ополчения, Заграничной кампании и пребывания российских войск во Франции.
 Фрагменты писем князя В. С. Голицына к родным в отдельных случаях служат пояснением к описанию его английского путешествия и использованы в качестве комментариев в данной публикации. Одно из писем целиком посвящено английским впечатлениям князя (РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 519. Л. 20—23. На фр. яз.), возможно, именно оно послужило основой для написания его «Путешествия в Англию»…

Кофейня в Лондоне. XIX в.

………………………………………………………….

Индийские войны англичан XVIII-XIX веков

………………………………………………………………………………..

Реконструкция офицерского английского мундира 1818 года

Шитье золотом на деталях выполнено вручную где-то в Таиланде. Расчет шитья и где и как расположить — мой.
Для того,чтобы получился мундир с шитьем так как нужно сначала :
 — раскраиваю мундир
— ВТО,сборка
— перекрой с учетом больших припусков на детали или места на самих деталях,где будет шитье
— отдаю детали в шитье
— получив детали мундира с шитьем , собираю мундир начисто.

Процесс пошива:

— сборка рукавов

— сборка основы

— обработка мелких деталей

— обработка фалд

— соединение мелких деталей с основой

-соединение подкладки с основой

— соединение рукавов с основой

Готовый мундир-реконструкция(манекен 52-го размера,а сам мундир 60-го.Т.е. манекен маленький для мундира)

 ……………………………………………………………………………… 

 Британская армия начала 19 в.

Георг III, король Соединенного Королевства (1738-1820) Королевской коллекции доверия /  ее Величества королевы Елизаветы II 2015

Военная форма в допетровской России

В Средние века, когда основные боевые действия осуществляла дружина, в форме особой нужды не было. Геральдического рисунка на щите или боевого клича вполне хватало, причем не только в войнах с иноземцами, но и в междоусобных стычках. Ополчение, составлявшее массовую армию, банально не имело возможности сшить какую-либо одежду, напоминающую форму.

Максимум, на что могли рассчитывать воины для опознания «свой-чужой» на поле боя, это укрепленные на головных уборах цветные знаки типа перьев или цветов определенной расцветки, либо же повязки на рукавах.

С созданием профессиональных войск появляются первые образцы единой одежды для русских воинов. Произошло это во времена Ивана Грозного, всерьез озаботившегося созданием стрелецкого войска.

Все стрельцы должны были носить одинаковые красные кафтаны с белыми берендейками, так назывался широкий кожаный чересплечный ремень, на который подвешивались заранее отмерянные пороховые заряды, а так же мешочек с пулями и рожок с порохом. Вводятся и полковые различия между стрелецкими полками.

Интересно, что доспехи были редкостью. Максимум, на что мог рассчитывать зажиточный стрелец того времени, это так называемая «железная шапка», или шлем. Командный состав отличался более дорогостоящей формой, а так же широким кушаком и тростью.

В XVII веке форма усложняется, появляются полки нового строя. Заметная доля личного состава состояла из иноземцев, и это вносило свою лепту в форму. Иностранные солдаты предлагали привычные в европейских армиях элементы, и полковой командир часто шел им навстречу, одобряя введение этих элементов.

Однако традиции остаются во главе угла. Так, к примеру, минимальные изменения происходят с дворцовой стражей, известной как рынды. Их форма не меняется со времен Рюриковичей.

Всего просмотров:

Империя после Петра

После смерти основателя Империи общие тенденции в русской униформе, в общем-то, сохранились. Основная перемена состояла лишь в том, что наследники Петра предпочитали подражать прусскому стилю.

Гвардейские мушкетёры лейб-гвардии Семёновского полка и офицер Конного полка

При Павле I русская форма стала практически неотличимой от прусской: те же короткие кафтаны, штаны, сапоги, треуголки и длинные белые парики с косой. Введением шинели вместо зимних плащей император сильно облегчил жизнь простым русским воякам.

У такой формы были как достоинства, так и недостатки. Но в целом по комфорту она превосходила модели «французского» образца, а потому ей можно смело ставить 4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector