Боевые корабли россии и мира
Содержание:
- Содержание:
- Роль вооружения корабля
- Самый сильный корабль в начале 19 века
- Испытания и пули
- См. также
- Структура ВМФ
- Десантный вертолетоносный корабль-док типа «Мистраль»
- Человеко-торпеды
- Какие новые корабли ждать России к 2020 году?
- Сколько стоит Сайга 20К: цена за карабин
- КНДР — 38,5
- Литература
- Самый мощный военный корабль в конце 18 века
- Как правильно отбить берет МЧС?
- Самый сильный флот XVI века
- Газон 3307: технические характеристики самосвала ГАЗ-3307, расход топлива, грузоподъемность
- Военные корабли
- Корабельные звания
- Канонерки
- Устройство судов и кораблей и их архитектурно-конструктивные типы
- Фельдшер
- Английский купеческий корабль (1395 г.)
- История парусных кораблей нашей эры
- Навигация
- Не только на поверхности: подлодки класса «Акула»
- Самый сильный корабль начала XVI века
- Флот Испании 17 века
- Флот Швеции 18 века
- Ссылки
- Максим Коломиец. Русские броневики в бою. Бронечасти Первой Мировой. Скачать
- Похожие слова
Содержание:
Роль вооружения корабля
Разница в вооружении определяла реальную огневую силу. Тяжелые орудия обладали малой дальнобойностью. Да и залпы крупнокалиберных мортир расшатывали крепость корабля. Качество изготовления пушки определяло её точность, дальность, долговечность. Поэтому при равном количестве орудий огневая сила могла оказаться различной для разной тактики. В классификации корабля часто учитывали только палубные орудия с портами на место установки, и не считали дополнительные пушки на полубаке и квартердеке.
Поэтому колебание в исчислении числа пушек не было отражением силы линкора, а формальная общая масса бортового залпа линейного корабля не отражала поражающей силы и степени опасности.
Самый сильный корабль в начале 19 века
Самыми мощными военными кораблями обладал Королевский флот. Флагманом выступал линейный корабль «Виктория», построенный еще в 1765 году.
Длина судна составляла 57 метров, скорость хода 11 узлов. Движение обеспечивалось парусной системой, площадь которой достигала 5 440 м². С появлением новых видов вооружения у Великобритании корабль «Виктория» был в числе первых, кто оснащался новинками. В 1805 году было проведено очередное обновление орудий. Их общее количество составило 104 современные пушки разного калибра.
Строительство корабля HMS Victory
Именно на нем адмирал Нельсон отправился в свой последний бой вблизи мыса Трафальгар.
Трафальгарское сражение
В 1805 году, перед отплытием к месту расположения врага, командующий британским флотом Горацио Нельсон собрал старших офицеров на палубе линкора «Виктория». Он знал, что Франция совместно с Испанией имеют большее количество кораблей. Общая численность пушек также была не на стороне англичан. Но за британцами был боевой опыт, современное вооружение и непреодолимое желание победить. Адмирал сказал, что капитаны поступят правильно, если их борта столкнутся с бортами кораблей противника. Несмотря на мощное вооружение, предназначенное для дальней стрельбы, было решено уйти от линейной расстановки сил в море и сражаться в ближнем бою.
Трафальгарское сражение
Союзнические силы не были готовы к такой битве и спустя несколько дней были побеждены. Командующий стоял на палубе «Виктории» во всем обмундировании. Он хотел, чтобы солдаты видели своего командира и вели себя более уверенно. Французский стрелок воспользовался этим и смертельно ранил Нельсона. Умирая, он уже знал, что Англия побеждает. Для любого офицера смерть в бою является честью. Сегодня Горацио признан величайшим адмиралом в истории Британии.
Гибель капитана Нельсона
Победа у Трафальгара вселила уверенность в английских моряков. В 1815 году затяжная война закончилась бесспорной победой Великобритании. Началась эра мирового господства Королевского флота.
Испытания и пули
См. также
Структура ВМФ
Как и любое военное подразделение, Военно-Морской Флот Российской Федерации имеет уникальную структуру, позволяющую ему действовать не только слаженно, но и быстро. Сегодня ВМФ составляют такие корабли.
Тяжелые атомные крейсеры
Тяжелые атомные крейсеры, принадлежащие к проекту 1144 “Орлан”. Корабли этой серии были выпущены еще в советское время, в период с 1973 по 1989 годы в численности 4 боевых единиц. На сегодняшний день только 3 из них находятся в строю — “Петр Великий”, “Адмирал Нахимов” и модернизированный в 2016 году “Адмирал Лазарев”. Это единственные в российском ВМФ крейсеры, которые имеют на вооружении энергетические установки ядерного типа.
Крейсеры ракетного типа
Крейсеры ракетного типа, созданные по проекту 1164 “Атлант”. Эти крейсеры еще стояли на вооружении СССР. Сегодня они являются промежуточным звеном между тяжелыми атомными крейсерами, о которых было сказано выше, и миноносцами-экскадронами, созданными по типу “Современный” в ряду проекта 956, носящего кодовое название “Сарыч”.
Рис. 2. Тяжелые атомные крейсеры проекта 1144 «Орлан»Главное положение в морском флоте РФ занимают крейсеры с ракетным вооружением типа “поверхность-земля”:
- Из 10 запланированных кораблей было построено только 4;
- В боевой готовности находится только 3;
- В законсервированном состоянии — 1.
Суда такого типа имеют водоизмещение 11380 тонн. Длина составляет 186 метров, ширина — 20,8 м.
Эсминцы
Эсминцы, созданные в рамках проекта “956 Сарыч” были выпущены в двух модификациях:
- Первая — суда принадлежащие корпусу с номерами от 1 до 12, обладающие водоизмещением в 7904 тонн при полной комплектации и 6500 при стандартной.
- Вторая — корабли, относящиеся ко второму корпусу с номерами от 12 до 19. С водоизмещением 8000 тонн при полной загруженности и около 6600 при стандартной.
Максимальная длина составляет 156,5 метра, ширина — 17,2 м. По конструктивной ватерлинии (КВЛ) 145 м в длину и 16,8 м в ширину.
Рис. 3. Сторожевой корабль проекта 01090 «Сметливый»Максимальная скорость составляет 33,4 узла. При скорости в 33 узла такой эсминец может пройти около 1345 миль без дозаправки. Автономность плавания составляет около месяца. Управляют таким гигантом 296 человек, 25 из которых имеют звание не ниже офицерского в мирное время. Во время ведения боевых действий численность экипажа увеличивается до 358 человек, в составе которых 31 офицер.
Большие противолодочные корабли
Большие противолодочные корабли, построенные по проекту “61 Комсомолец Украины”. Производство таких кораблей было начато еще в советское время. Сегодня из 20 построенных в строю находятся лишь один “Сметливый”. Его водоизмещение составляет 4510 тонн, длина — 143, 95 м, ширина — 15,78 м. Оснащен он силовым агрегатом мощностью в 72 000 л.с. Кораблем управляют 266 человек, среди которых 22 офицера. Автономность плавания 10 дней без дозаправки.
Малые ракетные корабли
Малые ракетные корабли 21631 “Буян-М”. На 2018 год активно ведут свою деятельность 7 судов, еще небольшая часть, а именно 5 кораблей, находятся на стадии строения. Обладая водоизмещением в 949 тонн, шириной — 11 м, длиной — 74,1 м, бронированными рубками и иллюминаторами, мощным мотором, способным выдавать 4 x 3,2 МВт, корабль является маневренным и быстрым. Максимальная скорость равняется 25 узлам, а запас хода — 2500 миль при скорости в 12 узлов. Экипаж составляют 52 человека.
Рис. 4. Большие противолодочные корабли проекта 1155 «Фрегат»
Малые ракетные корабли
Малые ракетные корабли, созданные в проекте 1234 “Овод”, выпускались в трех модификациях:
- 1234
- 1234Э
- 1234.1
Рассмотрим подробные характеристики на примере модели 1234. Длина — 59,3 м, ширина — 11,8 м. Мощный мотор на 30000 лошадиных сил позволяет развить скорость в 35 узлов. Управляется корабль при помощи трех винтов с фиксированным шагом. Дальность плавания при максимальной скорости составляет 415 миль. Экипаж состоит из 60 человек, среди них 9 офицеров.
Десантный вертолетоносный корабль-док типа «Мистраль»
Универсальный десантный корабль-вертолетоносец разрабатывался во Франции с 1997 года. Назначение корабля — обеспечение полетов вертолетов, десантирование воинских частей, корабль-госпиталь, командный центр операции различных сил. В 2010 году российский флот и французская компания DCNS заключили соглашение, согласно которому Франция с продажей кораблей передаст России все интересовавшие ее использованные в проекте технологии. Подписание окончательного контракта было осуществлено в июне 2011 года.
Согласно контракту, должны быть построены два вертолетоносца в России и два во Франции. «Балтийскому заводу» было заказано строительство некоторых частей корпусов двух кораблей для французской стороны. Проектом предусматривалась модификация вертолетоносцев под размещение авиационной техники, адаптация полетной палубы и всего корабля для зимней эксплуатации, русификация пользовательских интерфейсов.
Первые два вертолетоносца, построенные в 2014 году во Франции, должны были быть переданы России до 2020 года. Однако этого не случилось вследствие тяжелой международной обстановки и введения санкций. Однако в 2020 году ситуация с вертолетоносцами разрешилась.
https://youtube.com/watch?v=NectZIwpKSk
Человеко-торпеды
Ответвлением идеи низкопрофильных судов стали человекоторпеды — максимально компактные и дешевые одноместные ударные единицы. Первоначальный дизайн был примитивен до крайности:
Немногим больше чем заряд на поплавках с двигателем и бронестеклом, прикрывающим пилота от огня. Данный конкретный образец был захвачен ВМФ Шри-Ланки на месте неудачной атаки.
Последующее развитие привело к более впечатляющим дизайнам:
Версия японского «кайтена» от ТОТИ. Редкостное сходство с японской человеко-торпедой времен Второй Мировой Войны наводит на мысль что кто-то из инженеров ТОТИ тщательно изучал историю вопроса! Торпеда имела небольшую, выступающую над водой рубку с узкими смотровыми щелями, и дизельный двигатель с воздухозаборниками на корме.
Целая группа различных человекоторпед ТОТИ, захваченных военными Шри-Ланки.
Какие новые корабли ждать России к 2020 году?
На сегодняшний день основу надводных сил России составляют:
- большие противолодочные корабли
- боевые крейсеры
- боевые эсминцы
- военные катера
- корабли поддержки и обеспечения.
До 2020 года правительство намерено затратить на новые надводные корабли и подводные лодки около четырех триллионов рублей.
Российские ВМФ в период до 2020 года должен получить 8 стратегических подводных ракетоносцев нового поколения проекта «Борей», 54 боевых надводных кораблей, а также 16 многоцелевых подводных лодок.
В планах усиления ВМФ:
- 20 корветов нового поколения проекта и ;
- 5 малых ракетных кораблей нового поколения проекта 21631 (возможно увеличение до 10);
- 14 фрегатов проектов 22350 и ;
- 6 БДК нового поколения проекта 11711;
- 4 УДК типа Мистраль (на сегодня эти модели вертолетоносцев под вопросом в связи действующими санкциями);
- 8 атомных многоцелевых подводных лодок по проекту 885 «Ясень»;
- 2 неатомные подлодки по проекту 677 «Лада»;
- 6 дизель-электрических подлодок по проекту 636.3 «Варшавянка»;
- 8 стратегических подводных ракетоносцев нового поколения по проекту «Борей».
К тому же ВМФ России будет пополняться кораблями, прежде выведенными в резерв. В нем на данный момент находятся примерно 20 дизельных и атомных подлодок, эсминцы проекта 956 «Сарыч», противолодочный корабль «Адмирал Харламов». Флот до 2020 года должен получить свыше 90 экземпляров вспомогательных судов.
Сколько стоит Сайга 20К: цена за карабин
КНДР — 38,5
Литература
- Военный корабль // : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Корабль // : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Самый мощный военный корабль в конце 18 века
Британское корабельное производство придерживалось серийности изготовления прототипа HMS Victory, вплоть до выхода из верфи в 1787 году последнего стопушечного образца Queen Charlotte, когда начало строительство более крупных экземпляров флагманских кораблей 1-го ранга соответствия, оснащённых большим числом тяжелого вооружения.
Таким стал потомок французского линкора в британском исполнении «hms royal sovereign», после 6 лет строительства в верфи Чатема сошедший на воду в 1795 г. Несмотря на обладание высокопарусной оснасткой, его ходовые качества, маневрирование и предельная скоростность хода не могли служить таким кораблям залогом преимущества. Но несомненным главным достоинством и основным, и решающим залогом победы служило мощнейшее вооружение:
Численность 110-ти орудий распределялась:
- 32 фунт. пушек в количестве 30 на гондеке,
- 24 фунт. пушек в кол. 30 на мидельдеке,
- 18 фунт. пушек в кол. 32 на палубе опердека,
- 12 фунт. пушек в кол. 14 на шканцах, и на баке – 4.
HMS Ville de Paris
HMS Ville de Paris стал самым крупным линейным трёхмачтовым кораблём того времени. Обладал внушительными параметрами:
- Водоизмещением 2390 тонн.
- 190 англ.фут. по гондеку в длину.
- 53 англ.фута по мидельшпангоуту в ширину.
- 22 англ.фута глубина интрюма.
Как правильно отбить берет МЧС?
Самый сильный флот XVI века
Самой крупной военно-морской флотилией XVI века считается «Непобедимая армада». Она была собрана Испанским правительством в 1586-1588 годах. Ее ряды насчитывали порядка 130 кораблей, экипаж составлял 30,5 тысяч людей, а корабли несли на себе порядка 2500 орудий. Испанский монарх решил создать столь огромный флот специально для борьбы с английскими пиратами. Только в 1582 году потери испанцев от нападения англичан составили грандиозную сумму в 1900000 дукатов.
Вдобавок к этому, была еще одна причина для войны – духовная. Испанский король поместил на суда Непобедимого флота около 180 священослужителей, чтобы помочь христианским католикам английской империи искоренить псевдо веру, по их мнению, – протестантство.
Адмирал Альваро де Базан
Адмиралом самого сильного флота стал Альваро де Базан. Но, перед самым отплытием, в 1588 году он скончался на 63м году жизни. Вместо него был назначен молодой и неопытный военачальник – Алонсо Перес де Гусмана.
Замысел испанского монарха был таковым: воссоедениться с 30000 войском герцога Пармы в проливе Ла-Манш, которые тогда находились во Флоренции, отправиться с объединенными войсками в графство Эксесс, а оттуда напасть на Лондон. Не удалось совершить даже первый пункт этого плана.
Испанскому флоту не было равных на морских просторах. Их корабли отвечали последнему слову техники. На кораблях имелось огромное количество пушек, но пушки отличались малой дальнобойностью. Сам флот состоял из больших кораблей, на носу и корме которых были установлены башни, идеально приспособленные для абордажного боя. Испанцы надеялись именно на ближний бой с противником, это было их козырем в битвах на море. Но англичане так и не дали им подплыть на достаточное для атаки расстояние. Филипп не учел того, что чтобы подойти к Парме необходимо будет плыть на мелководье.
29 мая 1588 года флотилия вышла из Лиссабона. Вскоре, испанский флот настиг шторм, экипаж большей частью болел, и адмирал стал беспокоиться об удачном исходе битвы. Он писал монарху о своих подозрениях, но тот был непоколебим. Спустя два месяца Испанцы смогли доплыть до Ла-Манша.
Английские корабли поджидали их на побережье графства Плимут. Количество судов было равное, но английские корабли были меньшего размера, они были легче и отличались гораздо большей способностью маневрировать на мелководье, нежели испанские. Пушки, установленные на английских кораблях, стреляли гораздо дальше.
На мелководье английскому флоту не было равных, и испанцам так и не удалось достичь Пармы. В первых двух небольших стычках испанцы заняли оборону, и английскому флоту не удалось уничтожить ни одного корабля.
Но адмирал, следуя распоряжениям монарха, решил все же отправиться за войском и встал на якорь в окрестностях Кале. Это и было их последней и решающей ошибкой.
Той же ночью, к ним было отправлено 8 нагруженным взрывчаткой судов. Военачальники в панике пытались сняться с якоря и уплыть, но им это не удалось. Брандеры хорошо справились со своей задачей, хорошенько потрепав испанский флот.
Следующим утром испанцы снова выстроились полумесяцем в оборонительной позиции, но шторм отнес их суда в сторону Зеландии. Затем ветер поменялся и понес их обратно в сторону английского флота. Адмирал, опасаясь потерять еще большее количество кораблей и экипажа, решил свернуть компанию и отступать домой.
Удача не сопутствовала им с самого начала. Не изменилось это и при отступлении. Постоянные шторма, отсутствие провизии и воды, уничтожило еще больше людей и кораблей, нежели Англия. 6 сентября 1588 года в Испанию вернулось на 70 кораблей меньше, чем отплыло. Испания понесла потери в лице 11000 человек и 60 кораблей.
Но Испания не сдавалась. В 1589 году произошла битва, в которой уже английская Армада пыталась вторгнуться в Испанию. Англичане были разбиты. Помимо этого, спустя еще два года, испанским военно-морским флотом было выиграно еще одно сражение с англичанами в Атлантическом океане.
Хоть самый крупный испанский флот и был повержен англичанами, он до сих пор считается сам сильным флотом мира XVI века.
После этого поражения Испания уже смогла занять лидерства на морских просторах. К 1763 году Англия стала мировым лидером в плане коммерческой деятельности, внешнеполетическим связям и развитию судостроения в целом.
Газон 3307: технические характеристики самосвала ГАЗ-3307, расход топлива, грузоподъемность
Военные корабли
Крупнейшим военным флотом в мире обладает США. Одних только авианосцев было построено 13 штук, сегодня они работают в различных частях света. Рассмотрим на фото самые большие военные корабли в мире.
USS Энтерпрайз
Enterprise принадлежит флоту США, авианосец был построен в 1960 году, имеет ядерную силовую установку. Принимал участие в блокаде Кубы в период Карибского кризиса. Длина судна — 342 метра, команда авианосца составляет 3000 человек, включая офицеров, помимо этого на борту работает команда авиации из 1800 человек.
Нес боевое дежурство в районе Средиземного моря. С 2017 года списан.
На смену военному гиганту пришли новые, более современные
USS John F Kennedy
Один из авианосцев серии «Китти-Хок», разработанной в 1960 году и реализованной в виде 4-х проектов. Получил имя в честь 35-го президента Соединенных штатов.
Длина судна — 320,6 метров. Ход осуществлялся за счет работы 8 котлов, мощность 280 тысяч лошадиных сил. Экипаж составляет 5000 человек. Дислоцировался на базе Мэйпорт, боевые дежурства нес преимущественно в Средиземном море. Прослужив более 40 лет, в 2007 году выведен из состава флота.
USS Forrestal
При проектировании корабля данного типа учитывался опыт ведения боевых действий в годы Второй мировой войны. В 1954 г. был спущен на воду. Сегодня от него остались фото, видеозаписи, сам авианосец утилизирован.
Имел водоизмещение 81101 тонну при полной загрузке. Длина — 325, ширина — 72,5 метров. Развивал скорость в 33 узла, что эквивалентно 61 километру в час. Ежедневную боевую вахту несли 552 офицера и 4980 матросов.
Известен многочисленными фактами возгораний, за что получил прозвище «Лесной пожар». Прежде чем разобрать его на лом, американская компания All Star Metals выкупила Forrestal за 1 цент.
USS Nimitz
Введен в эксплуатацию в 1975 году, и до сих пор несет боевое дежурство на базе «Китсап» в Тихом океане.
«Нимитц» несет боевое дежурство
Размеры корабля: 332,8*76,8 метров. Оснащен двумя ядерными реакторами Westinghouse, мощность машины — 200000 л.с. Не имеет ограничений по дальности передвижения. В состав экипажа входят:
- команда авианосца — 3200 человек;
- авиационная группа — 2480 человек.
На борту «Нимица» 90 самолетов и вертолетов. На вооружении стоит система РЭБ и система противоторпедной защиты.
USS Gerald R. Ford
Авианосец ВМС США, пришедший на смену кораблям класса «Нимиц». Назван в честь 38-го президента страны. Спущен на воду в 2013 году. Размер: 337*78*76 метров.
Двигатели корабля — 2 мощных ядерных реактора Bechtel. Экипаж составляет 4660 человек. Число служащих намеренно снижалось, чтобы сократить расходы на содержание. Авиационная группа стандартно будет состоять из 90 самолетов и вертолетов, но в настоящее время авианосец не укомплектован. Оснащен электромагнитной катапультой, позволяющей плавно разгонять самолеты.
Заменил кораблю Enterprise (CVN 65), выведенный из состава флота. Дональд Трамп назвал Gerald R. Ford 100000-тонным посланием всему миру.
Корабельные звания
Канонерки
Основу военного флота ТОТИ составляли разнообразные канонерки. В основном, это были быстроходные прогулочные катера, либо рыболовецкие траулеры, вооруженные крупнокалиберными пулеметами (от вездесущих «Браунингов» и до внушительных КВПТ) и гранатометами. Чтобы гарантированно двигаться «Faastaa» — что было зачастую единственным преимуществом канонерок ТОТИ в бою с правительственными кораблями — тамилы щедро увешивали свои корабли подвесными моторами, иногда блоками по 6-8 штук.
Канонерки широко применялись ТОТИ для набеговых операций, прикрытия транспортных конвоев (в т.ч. блокадопрорывателей — катеров, доставлявших контрабандное оружие с океанских транспортов в открытом море) и противодействия блокадным силам флота Шри-Ланки.
Устройство судов и кораблей и их архитектурно-конструктивные типы
В разговорной речи понятия «судно и корабль» употребляются как синонимы, но в соответствии с морской терминологией кораблями называют только военные плавсредства, а гражданские — правильно называть судами. Этой терминологии следует придерживаться при категоризации статьи (гражданское судно или военный корабль).
В военно-морском флоте все вооруженные суда, включая подводные лодки и малые ракетные катера, называются кораблями.
Типы плавсредств, которые могут относиться как к военным кораблям, так и к гражданским суднам, следует заносить непосредственно в категорию «Типы судов и кораблей».
Рекомендуется к прочтению: Общие сведения о средствах управления судами
Судно представляет собой сложное инженерное сооружение, предназначенное для морских, озерных или речных перевозок. Для обеспечения безопасности плавания судно должно обладать прочностью, не изменяющейся в процессе эксплуатации. Однако постоянный контакт с водой различной солености, влияние кислорода воздуха, соприкосновение с перевозимыми грузами, многие из которых представляют собой агрессивные среды, являются причинами возникновения и быстрого развития коррозионных процессов, ослабляющих прочность судна.
Этому способствует также наличие труднодоступных мест, где затруднительно своевременно обнаружить и устранить коррозию. Поэтому при постройке, эксплуатации и ремонте судов необходимо принимать меры для их защиты от коррозии и обрастания. К таким мерам, в первую очередь, относится своевременная окраска, правильное использование которой возможно только при хорошем знакомстве с судном и его устройством. Следует учитывать, что суда, предназначенные для путешествий, должны иметь привлекательный вид, обеспечиваемый применением высококачественных лакокрасочных материалов и правильным их использованием.
В эпоху парусного флота кораблем называлось любое мореходное судно за исключением маломерных. Чаще всего, однако, под кораблем понимали трехмачтовое судно, т. е. имеющее прямые паруса на всех трех мачтах, а сейчас — любое многомачтовое парусное судно с прямыми парусами. Отдельные типы кораблей сильно различались как по архитектуре, вооружению, так и по назначению (рис. 1.1).
В настоящее время существует множество различных типов судов, что вызвано разнообразием перевозимых грузов и эксплуатационными требованиями.
Рис. 1.1 Архитектурно-конструкционные типы судов: а — одноостровное с баком; б — одноостровное с ютом; в — одноостровное с удлиненным баком; г — одноостровное с удлиненным ютом; д — двухостровное; е — двухостровное с удлиненным баком; ж — двухостровное с удлиненным ютом; з — трехостровное; и — со сплошной надстройкой; к — гладкопалубное; л — квартердечное
Архитектурный тип судна определяется формой корпуса, количеством и расположением надстроек и рубок, палуб, дымовых труб и др. Внешний вид судна зависит от его основного назначения, так как на архитектуру судна влияют элементы, обеспечивающие скорость погрузочно-разгрузочных операций. В зависимости от числа и расположения надстроек различают следующие архитектурно-конструктивные типы:
- одноостровные суда, имеющие одну надстройку: бак или ют (рис. 1.1, а, б). Удлиненный бак характерен для судов (рис. 1, в), работающих в тяжелых морских условиях (ледоколы, морские буксиры, спасатели). Промысловые суда, у которых оборудование расположено в носовой части корпуса, имеют удлиненный ют (рис. 1.1, г);
- двухостровные суда, имеющие обычно две надстройки: удлиненный бак или удлиненный ют (рис. 1.1, д, ж). Это, как правило, суда для перевозки жидких или сыпучих грузов разного назначения;
- трехостровные суда, имеющие носовую, кормовую и среднюю надстройки (рис. 1.1, з). Обычно такой вид имеют сухогрузные суда;
- суда со сплошной надстройкой по длине, обычно относящиеся к числу двухпалубных; используются для перевозки легких грузов большого объема или размещения в них обрабатывающих заводов (рис. 1.1, и);
- гладкопалубные суда без надстроек (рис. 1.1, к), имеющие на верхней палубе только рубки. Такая архитектура характерна для ледокольных судов;
- квартердечные суда (рис. 1.1, л), имеющие квартердек, т. е. местный подъем верхней палубы на 0,8-1,2 м в кормовой части. К их числу относятся промысловые суда, работающие в очень тяжелых морских условиях.
Фельдшер
Английский купеческий корабль (1395 г.)
По своей принадлежности это – когг. Восстанавливали его внешность по печати Эд.Рутланда 1395 года. На обоих концах судна находились касли. Для закрытия площадок использовался фальшборт из боевых щитов. Для смотрителей и стрелков предусматривалась марсовая площадка, в виде бочонка, прикрепленного к мачте. Руль выполнялся в навесном виде, парус использовался прямоугольный, украшенный гербом. Мачта создавалась из брусьев, скрепленных при помощи канатов. Корабль обладал хорошими мореходными показателями. Бушприт сравнительно небольшой и применялся для проталкивания булиней. Последние использовались для оттягивания парусной шкаторины.
Шпангоуты большого размера имели 0.5 метровую шпацию. Обшивка выполнялась из дуба методом внакрой, с сохранением толщины в 5 см. Палуба покоилась на бимсах, с концами, выведенными за пределы корпуса. Аналогичные корабли использовались и торговцами Ганзы.
История парусных кораблей нашей эры
История паруса и более сложных технологий существенно обогатилась именно в нашу эру. Изобретение следовало за изобретением, и все новые варианты прочных конструкций покоряли моря и даже океаны. Рассмотрим общие особенности этого времени в судостроении.
15 век
В это время были такие популярные лодки:
- Галеон парусник, отличавшийся также наличием гребцов, большими размерами и хорошей проходимостью.
- Линейные, которые постепенно вытеснили многие другие типы. Отличались прочным каркасом и продуманной обшивкой, параметры которых можно было просчитать заранее.
С развитием науки здесь в строительстве уже начали производиться более точные расчеты и планирование.
16 век
Европейский опыт обогащается, и появляются мощные продуманные корабли, которые по многим характеристикам обошли даже античность.
Здесь конструкторы пришли к выводу, что сила ветра и умение ее использовать намного важнее физической силы гребцов. Поэтому основные изменения коснулись системы парусов и управления.
17 век
Начало бурного научно-технического расцвета позволило существенно увеличить грузоподъемность, маневренность, устойчивость кораблей. Период захватнических войн уходил и необходимо было удерживать свои владения от врагов.
Это заставило установить на борта судов пороховые пушки, которые стреляли ядрами. К примеру, на французском «Soleil Royal» было целых 112 пушек.
18 век
В это время появился российский флот – один из самых сильных в свое время. На Руси, в силу отсутствия доступа к большой воде, развивался в основном речной транспорт, лодки и байдарки, чайки, но появление грозной Российской Империи поставило другие задачи – оборонять себя со всех сторон и в океане, в том числе.
История российского флота начинается в 18 веке и включает в себя много достойных судов. Правда, в это время на море все еще господствовала Англия, достаточно вспомнить ее «Hms Royal Sovereign» конца 18 века.
Из новых технологий в это время можно отметить более тщательную подготовку дерева, изменения конструкции рулевого колеса, внедрение штурвала, установка еще большего количества пушек.
19 век
Это время стало прорывным – появились паровые машины, которые стали более важным фактором, нежели направление и скорость ветра, а также количество гребцов. Обшивка корпусов начала делаться из металла, что повысило их прочность.
Именно в это время, в 1807 г., появился первый пароход. Роберт Фултон является «отцом пароходов» после создания «Клермонта», который проводился в движение гребным колесом.
В Англии был создан мощнейший для того времени полностью железный HEIC Nemesis. Запасов угля на его борту хватало на целых 12 суток движения.
Русский инженер Александровский придумал в 1865 году торпеду новый вид вооружения, который стал незаменим на большинстве тогдашних судов.
Навигация
Не только на поверхности: подлодки класса «Акула»
Огромные и опасные корабли встречаются не только на поверхности мирового океана, но и под водой. Речь, понятно, о подлодках. И тут безоговорочное первенство принадлежит ВМФ России: именно в его составе несут службу тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула». Они были задуманы и спроектированы в разгар холодной войны как часть ядерной триады СССР (стратегическая авиация, межконтинентальные баллистические ракеты и атомные подводные ракетоносцы) и предназначались, коротко говоря, для гарантированного уничтожения противника в Третьей мировой войне. Построено «акул» было всего шесть (согласно договору ОСВ-1), и по окончании холодной войны пять из них были выведены из состава флота.
Осталась только одна — ТК-208 «Дмитрий Донской». Как и любой другой крупный военный корабль современности, эта подлодка заслуживает отдельного материала или даже нескольких, но так как мы здесь выявляем не самые мощные, а самые большие корабли, то вот вам размеры: 172 метра в длину, 23,3 метра в ширину и 26 метров в высоту; два ядерных реактора, водоизмещение более 48 тыс. тонн (в подводном положении) и, помимо прочего, способность проламывать лед толщиной до 2,5 метра и всплывать в Арктике…
Советский контр-адмирал В.Г. Лебедько говорил об «Акулах» так: «Если эту лодку выставить в Москве где-нибудь рядом с Царь-пушкой, то, смотря на нее, человечество осознанно и добровольно навсегда откажется вести какие-либо войны»
…а также спортивный зал, плавательный бассейн размером 4 на 2 м и глубиной 2 м, заполняемый подогреваемой пресной или соленой забортной водой, солярий, сауна, «живой уголок». И способность обеспечить 160 человек экипажа всем необходимым на протяжении полугода автономного плавания.
Самый сильный корабль начала XVI века
Без сомнений, лучшим военным кораблем в то время считался английский корабль «Мэри Роуз». Тогда еще юный и многообещающий король Генрих VIII хотел быть лучшим во многих вещах, и судостроение не стало исключением. В 1510-1511 годах корабль «Мэри Роуз» был спущен на воду и стал грозой морских просторов того времени.
Первое морское сражение, где «Мэри Роуз» играла роль флагмана эскадры, состоялось в 1513 году. Английский флот напал на Брест. Флагманом французского флота был корабль «Гран Луи», который с позором уплыл с места битвы, после того, как «Мэри Роуз» одним залпом снесла его мачту.
Дважды «Мэри Роуз» подвергалась модернизации. Первый раз в 1527 году, второй раз в 1536 году. В процессе усиления судна его масса повысилась с 500 до 700 тонн, количество орудий насчитывало 91 артиллерийскую установку, а толщина корпуса составила более 10 см.
19 июля 1545 года модернизированный английский флагман должен был учувствовать в защите острова Уайт. Но этому не суждено было случиться. Чересчур загруженная многочисленным экипажем и орудиями, «Мэри» пошла ко дну.
В настоящее время, на поднятый со дна и реконструированый корабль можно посмотреть в музее французской королевы Марии в Портсмуте, в честь которую корабль и был назван.
Флот Испании 17 века
Испания продолжала формировать свои армады большими галеонами, непотопляемость и крепость которых были доказаны по итогам сражений Непобедимой Армады с британцами. Имевшаяся у англичан артиллерия не смогла нанести урон испанцам.
Поэтому испанские корабелы продолжали строительство галеонов водоизмещением в среднем 500 ÷ 1000 тонн и осадкой в 9 футов, создавая именно океанский корабль – устойчивый и надежный. На такие суда ставили три или четыре мачты и около 30 орудий.
В первую треть века на воду было спущено 18 галеонов с количеством пушек до 66. Число больших кораблей перевалило за 60 против 20-ти больших королевских кораблей Англии и 52-х Франции.
Особенностями прочных, тяжелых кораблей стали высокая устойчивость к пребыванию в океане и борьбе с водными стихиями. Установка прямых парусов в два яруса не обеспечивали маневренность и легкость управления. При этом маломаневренность компенсировалась отличной неплохой живучестью во время штормов по параметрам прочности, и универсальностью галеонов. Их использовали одновременно и для торговых, и для военных операций, что часто совмещалось при неожиданной встрече с противником в необъятных водах океана.
Чрезвычайная вместимость позволяла оснащать суда приличным числом вооружения и брать на борт большую, обученную к схваткам, команду. Что позволяло успешно проводить абордаж – основную морскую тактику сражений и захвата судов в арсенале испанцев.
Флот Швеции 18 века
На начало Северной войны у Шведского Королевского флота состояло на вооружении в 1700г. 38 линкоров, 10 фрегатов, включая 5 кораблей 1го ранга. У противоборствующего Датского Королевского флота 29 лин.кораблей и 4 фрегата.
Победы русской армии на суше в противостоянии армии шведов оказались решающими исход Северной войны. Врага вытеснили с побережья, иссякли его тыловые ресурсы. Поэтому состояние флота становилось плачевным. Чувствительное поражение в 1710 от снова окрепшего Датского флота в Кёге-бухте ещё больше сократило размер притязаний Швеции в северных морях. После Гангутского сражения, обеспокоенная возросшим могуществом российской императорской армии и флотилии, Англия, создав военный альянс со Швецией, искала союзников на юге в Чёрном море.
До 1721 года Швеция смогла выстроить только 1 линейный корабль и 10 фрегатов для своего флота. Число лин.кораблей, как боевых единиц флота, сокращалось с 48 в 1709 г. до 22 в 1720 г.
В Гогландском сражении в 1788г., сильной некогда, шведской эскадре из 16 линкоров и 7 фрегатов в Финском заливе противостояли 17 лин.кораблей русского Балтийского флота.
Однако история столетия представляла разные варианты союзов и противоборств. Так в период Семилетней войны (1756—1763) — мирового конфликта интересов крупных держав —Англия стала союзником Пруссии — главного противника России ,— а Пруссия не имела своего флота, Швеция выступала на стороне России, а основной задачей флота России становилось не допустить присутствия английских кораблей на Балтике.
В будущем переворачивание альянсов неоднократно характеризовало процессы в мировом противостоянии на морских просторах.