«аналогов нет»: как российский атомный крейсер «адмирал нахимов» станет самым мощным кораблём в мире
Содержание:
- Общие сведения
- Примечания
- Почему корабли называли героическими именами
- «Нахимов» идет первым
- Командиры
- См. также
- Особенности конструкции
- Служба
- Оценка проекта
- Технические характеристики
- Конструкция
- Вторая жизнь Парохода
- Особенности или нож по-фински
- История службы
- Суперкомпьютер для крейсера
- Литература и источники информации
Общие сведения
Большой противолодочный корабль «Адмирал Нахимов» стал третьим в серии океанских кораблей проекта 1134А, строившихся на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова. Основные задачи БПК этой серии включали в себя обнаружение и уничтожение атомных подводных лодок противника, а также обеспечение противокорабельной, противолодочной и противовоздушной обороны тактических групп флота. По классификации НАТО, в которой термин «БПК» не принят, эти корабли за мощное вооружение и значительные размеры причисляли к ракетным крейсерам (англ. Kresta II-class cruisers).
Служба БПК «Адмирал Нахимов» проходила в составе Краснознамённого Северного флота, и большую часть походов корабль выполнил в Атлантическом океане и Средиземном море. Примечательной страницей в истории корабля стало его участие в Кипрском кризисе 1974 года, когда боевые корабли ВМФ СССР обеспечивали безопасную эвакуацию советских граждан с охваченного войной острова.
Примечания
- Приведена наибольшая длина, по – 228 м.
- При использовании резервной ЭУ на обычном топливе.
- Данные о численности экипажа в разных источниках разнятся, встречается цифра как меньшая (610 или 635), так и большая (например, 759 человек). Численность экипажа ТАРКР «Калинин» в 744 человека взята из работы Александрова-Апалькова. После завершения модернизации крейсера численность экипажа, скорее всего, станет другой в связи с изменившейся номенклатурой вооружения и оборудования.
- 21КМ – салютные пушки.
- Ракето-торпеды комплекса «Водопад» запускаются из стандартных 533-мм торпедных аппаратов, не нуждаясь в отдельных пусковых установках.
- Сама ракета 48Н6 имеет максимальную дальность до 150 км, но существовавшая на 1993 год система управления допускала дальность стрельбы не более 93 км.
- Хотя комплекс «Кинжал» на «Калинине» появиться и не успел, но проект 11442 его учитывал, так что в носовой и кормовой части для этого ЗРК были предусмотрены помещения.
- В честь русского флотоводца XIX века адмирала Павла Степановича Нахимова (1805-1855). В том же 1992 году был списан предыдущий корабль отечественного флота, носивший имя прославленного адмирала – БПК «Адмирал Нахимов».
- Причину, по меньшей мере, двух неуспешных пусков удалось установить благодаря киносъёмкам телеоператоров, снимавших весь процесс старта ЗУР. У двух ракет в момент их старта крупными осколками пенопластовых вышибных крышек транспортно-пусковых контейнеров ранее стартовавших ЗУР были разрушены радиопрозрачные керамические носовые обтекатели блоков управления ракетой. Это стало следствием предельно высокого темпа ведения огня: ракетных стрельб с подобной интенсивностью на флоте до того не проводилось.
- В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, поэтому для первого командира дата вступления в должность не совпадает с формальным годом начала службы крейсера. В списке звания командиров приведены на период нахождения в должности.
Почему корабли называли героическими именами
Броненосный крейсер, тоже названный в честь адмирала Нахимова
Традиция давать кораблям имена зафиксирована еще в Древнем Египте. Подобный шаг делал судно узнаваемым. Завидев его и зная его репутацию, противник пускался в бегство еще до начала сражения.
Длительное время имена давали только боевым судам. Это позволяло различать их в бою, отдавать команды, маневрировать, учитывать потери и победы. Гражданские корабли начали получать имена лишь в середине XIX века.
В России давать имена кораблям начали с XVII века. Окончательно данная традиция закрепилась при Петре Первом. Наименование кораблей отражало величие российского государства, его историю, великие победы и события. Ожидалось, что это повысит патриотизм и боевой дух флота, а также сохранит память о подвигах и свершениях русского народа.
Петр Первый заложил и первые принципы, по которым суда получали названия. Самые сильные и мощные корабли назывались в честь значительных побед, городов, земель, святых. Средние суда назывались именами святых или символическими и аллегорическими наименованиями. Малые корабли получали названия зверей, птиц, рек.
Позднее корабли стали называть по представителям дома Романовых, древнерусским князьям. Появилась традиция преемственности — корабли могли заслужить в бою право передать свое название судам новых поколений. В итоге появились целые династии одноименных кораблей.
В современной России названия кораблей продолжают традиции, заложенные Петром Первым. Героические имена призваны подчеркнуть богатую историю и географию России, ее величие, успехи
Не обходятся вниманием и выдающиеся личности, одной из которых стал и адмирал П. С
Нахимов, проявивший себя в Крымской войне.
«Нахимов» идет первым
Идея с переоснащением крейсеров проекта 1144 обсуждается уже давно, но деньги на нее выделили только по Госпрограмме вооружений 2011–2020 годов. Первым кораблем стал «Адмирал Нахимов» (бывший «Калинин»), который еще в 1999-м поставили к стенке северодвинского «Севмаша» с формулировкой «на ремонт и модернизацию» .
Только в 2013 году Минобороны оплатило «Севмашу» длинный проект по дефектации, ремонту и модернизации крейсера. Осенью следующего года корабль перегнали в наливной бассейн в Северодвинске и начали обследовать. Первоначально крейсер хотели вернуть флоту в 2018-м, но потом работы растянули до конца 2021-го.
Проект, помимо собственно восстановления готовности, включает полное изменение состава ударного вооружения: «Гранит» демонтируется. В сентябре 2013-го адмирал Виктор Чирков, занимавший тогда пост главкома ВМФ, сообщил, что крейсер получит до 80 ракет различных типов, что позволяет сделать вывод об установке на «Нахимова» 10 модулей универсального корабельного стрельбового комплекса 3С14 (УКСК, по 8 ячеек).
Крейсер_2
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». 1996 год
Фото: ТАСС/Семен Майстерман
В боекомплект 3С14 входят крылатые ракеты большой дальности 3М14, противокорабельные ракеты 3М55 «Оникс» и 3М54, противолодочные ракеты. Также, судя по сообщениям прессы, на корабль поставят и новые гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», проходящие сейчас испытания. В части зенитного вооружения корабль получит модернизированный комплекс С-300ФМ «Форт-М» (аналогичный установлен на «Петре Великом»). Также вместо «Кортиков», возможно, будут установлены новые комплексы ПВО «Панцирь-М». Появится на крейсере и ЗРК «Полимент-Редут», хотя его отработка на головном фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков» до сих пор не завершена.
По этому же проекту, с небольшими изменениями, связанными с отличиями в составе оружия и радиоэлектронного вооружения, будут модернизировать и «Петра». Судьба «Адмирала Лазарева» («Фрунзе»), с конца 1990-х находящегося в отстое Тихоокеанского флота, пока в подвешенном состоянии. Корабль несколько раз порывались утилизировать, но в последний момент откладывали решение. В 2014 году корабль прошел доковый ремонт «с целью обеспечения непотопляемости у причальной стенки». Можно аккуратно заключить, что по итогам завершения работ на «Нахимове» и первичного анализа состояния «Лазарева» будет понятно, стоит ли связываться с третьим корпусом. Скорее всего, ответ будет «нет», но официально он до сих пор не дан.
Зато всё уже понятно с четвертым кораблем, он же головной «Киров». Крейсер с 1991 года не был в море (не считая буксировки в Северодвинск в 1999-м) и находится в очень плохом состоянии. В 2015 году был проведен тендер на проект по утилизации, после чего на корабле должны были начать выгрузку отработанного ядерного топлива.
Реальная итоговая стоимость модернизации «Нахимова» неизвестна, но весьма солидна. Так, в 2012 году Анатолий Шлемов, тогда руководивший департаментом гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации, оценил восстановление готовности крейсера в 30 млрд рублей, а с учетом установки нового вооружения — до 50 млрд рублей. На тот момент плановая стоимость корвета проекта 20380 составляла 10 млрд рублей, фрегата проекта 11356 — 13 млрд, а фрегата проекта 22350 — 18 млрд.
Крейсер_3
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков»
Фото: ТАСС/Андрей Бабушкин
Заметим, что это оценочные цифры, названные еще до заключения контракта и до проведения дефектации, определившей реальное состояние корпуса, общекорабельных систем и кабельных трасс. Кроме того, после 2014–2015 годов в кораблестроении начался сильный рост цен, в результате чего по ряду реализуемых проектов они поднялись на 60–70%. Таким образом, грубая оценка стоимости переоснащения «Нахимова» в 80–90 млрд рублей уже не выглядит завышенной.
Это довольно дорогое удовольствие, поэтому вся затея часто вызывает критику экспертов. На деньги, которые потратят на «Нахимова» и «Петра», по нынешним ценам можно построить 5–6 новых фрегатов или десяток корветов. Кроме того, в сходной весовой категории у флота есть и более новый проект, к которому пока никак не могут подступиться.
Командиры
[каком?]
- 1884—1890 — капитан 1-го ранга Деливрон, Карл Карлович
- 1890—1893 — капитан 1-го ранга Федотов
- 1893—1894 — капитан 1-го ранга Лавров, Василий Михайлович
- 1894-хххх — капитан 1-го ранга Кашерининов, Александр Парменович
- 1896—1898 — капитан 1-го ранга Небогатов, Николай Иванович
- 1898—1901 — капитан 1-го ранга Всеволожский, Дмитрий Дмитриевич
- Май-август 1901 — врид капитан 2-го ранга Эбергард, Андрей Августович
- 21.05.1901-23.12.1902 — капитан 1-го ранга Стемман, Фёдор Фёдорович
- 1902—1903 — капитан 1-го ранга Бухвостов, Николай Михайлович
- 1903—1905 — капитан 1-го ранга Родионов, Александр Андреевич
См. также
Особенности конструкции
В целом тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» повторяет по конструкции предыдущие проекта 1144, но с рядом важных усовершенствований по вооружению и оборудованию. Следует отметить, что головной корабль этого проекта ещё находился на стапеле, когда для следующего был разработан усовершенствованный проект 11442. В нём ряд образцов вооружения и оборудования был заменён новейшими системами, разрабатываемыми к тому времени: ЗРК «Кинжал» вместо «Оса-МА», зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик» вместо башенных 30-мм шестиствольных автоматов, противолодочный комплекс «Водопад» вместо «Метели», спаренная 130-мм универсальная установка АК-130 вместо двух одноорудийных 100-мм башен АК-100, реактивные бомбомёты РБУ-12000 вместо РБУ-6000. Предполагалось все следующие после «Кирова» корабли этого типа строить по улучшенному проекту. Однако фактически, ввиду неготовности к серийному производству всех намеченных образцов вооружения, пришлось корректировать проект 11442 для каждого строящегося крейсера индивидуально. Корректировки частично возвращали более старые (аналогичные установленным на головном «Кирове») типы оружия и РЛС в тех случаях, когда промышленность ещё не была готова поставить новые. В результате получилось, что к техническому проекту 11442 оказался наиболее близок последний корабль серии – «Пётр Великий». Однотипные «Фрунзе» и «Калинин» по составу вооружения заняли промежуточное положение между головным «Кировым» и заключительным «Петром Великим».
Особенности вооружения ТАРКР проекта 11442
В частности, «Калинин» отличается от головного корабля установкой универсальной артиллерии в виде одной двухорудийной 130-мм башни АК-130. Вместо шестиствольных реактивных бомбомётов РБУ-1000 «Смерч-3» по бортам от надстройки «Калинина» были установлены десятиствольные установки РБУ-12000 противоторпедного комплекса «Удав-1». Функции зенитной артиллерии ближнего действия вместо восьми шестиствольных 30-мм автоматов АК-630 на «Калинине» были возложены на шесть новейших установок зенитных ракетно-артиллерийских комплексов (ЗРАК) «Кортик», на каждой из которых смонтировано по два 30-мм шестиствольных автомата АО-18 с суммарной скорострельностью 10 тысяч выстрелов в минуту и два блока по четыре пусковых установки зенитных ракет 9М311.
Также на «Калинине» был установлен усовершенствованный вариант комплекса С-300Ф «Форт», способный применять более новые ракеты 48Н6 наряду с 5В55РМ, которыми вооружался комплекс в базовой версии. Обновлённый «Форт» был унифицирован с наземным зенитно-ракетным комплексом С-300ПМ. Так как ракета 48Н6 была крупнее по габаритам (длиннее), чем ЗУР 5В55РМ – для неё была доработана пусковая установка Б-203А. Новые ракеты 48Н6, первые сведения о которых были опубликованы в 1990 году, могли поражать цели с максимальной скоростью до 1800 м/с (против 1300 м/с для 5В55РМ), вес боевой части возрос от 130 до 150 кг, дальняя граница зоны поражения расширена до 93 км), а максимальная высота — до 27 км. Новые ракеты, как и предыдущие версии 5В55РМ, используют активный метод наведения (через РЛС ракеты) и могут перехватывать, помимо аэродинамических целей, и летящие в атмосфере баллистические ракеты противника. Оба корабельных ЗРК могут включать инфракрасную систему наведения для уменьшения уязвимости от помех. Зенитная ракета 48Н6 при необходимости может быть использована и по надводной цели, в том числе за пределами обнаружения корабельными локаторами.
Имевшийся на головном «Кирове» противолодочный комплекс «Метель» на всех крейсерах проекта 11442 был заменён более новым «Водопад». В отличие от «Метели», «Водопаду» не требуется отдельная пусковая установка — его более компактные ракето-торпеды заряжаются в стандартные торпедные аппараты.
Радиотехническое вооружение крейсера было также существенно обновлено по сравнению с головным «Кировым» и включало в себя:
РЛК МР-800 «Флаг» в составе РЛС МР-600 «Восход» и РЛС МР-750 «Фрегат-МА»;
2 НРЛС МР-212/201 «Вайгач-У»;
ГАК МГК-355 «Полином»;
комплексы РЭБ МП-503 «Кантата-М», МП-407 «Старт-2», системы постановки помех ПК-2М (4х2 140-мм ПУ) и ПК-10 (8х10 122-мм ПУ);
БИУС «Лесоруб-44»;
МКРЦ «Коралл-БН».
Служба
Большую часть службы крейсер провел в дальних плаваниях. 29 сентября 1888 года он ушел из Кронштадта на Дальний Восток и вернулся назад только три года спустя. После ремонта новый дальний поход — сначала в США, затем на Средиземное море, а оттуда — опять на Дальний Восток.
В 1894 году крейсер участвовал в маневрах на рейде китайского порта Чифу, затем посетил Владивосток, корейские и японские порты. В мае 1898 года вернулся на Балтику.
После модернизации крейсер, в 1900 году причисленный к гвардейскому экипажу, отправился в третье плавание на Тихий океан. В течение двух лет участвовал в маневрах Порт-Артурской эскадры, посетил Японию и Корею, выполнял дипломатические миссии. В мае 1903 года вернулся в Кронштадт. К сожалению, во время модернизации, не были заменены устаревшие орудия. Эта, уже намеченная замена, в ходе работ, была перенесена на следующую модернизацию, а как следствие в русско-японскую войну, в общем то ещё мощный крейсер, был почти безоружен перед своими противниками вследствие малой дальности и низкой скорострельности артиллерии. Во многом ради этой модернизации (а также планового ремонта) крейсер был возвращен в канун войны на Балтику. Однако ослабив своим отсутствием 1-ю Тихоокеанскую эскадру (несмотря на то, что старые орудия были плохо приспособлены к эскадренному бою, а скорость уже не позволяла выполнять рейдерские операции, благодаря наличию нескольких 8″ орудий ГК, он являлся идеальным кораблём для защиты от миноносцев), он, не успев пройти намеченную модернизацию, лишь незначительно усилил 2-ю[источник не указан 3314 дней](низкая скорость, слабое бронирование и уже запредельно низкая для своего времени дальнобойность и скорострельность артиллерии, делала крейсер малоприспособленным кораблем линейного боя, для которого и была создана эта эскадра).
В 1902—1903 годы старшим офицером крейсера служил великий князь Кирилл Владимирович Романов.
Оценка проекта
Крейсеры проекта 1144 были первыми и последними атомными надводными ракетоносцами ВМФ СССР, первыми кораблями большого водоизмещения, построенными после длительного перерыва, и наиболее крупными военными неавианесущими кораблями, построенными каким-либо государством после Второй мировой войны. Но при несомненных достоинствах — мощном наступательном вооружении, высокой автономности и впервые применённых в советской практике ЗРК корабельного базирования большого радиуса действия, корабль, тем не менее, трудно признать полностью удачным.
Размеры и стоимость ракетного крейсера проекта 1144 очень велики, ударные же функции уступают более дешёвым подводным ракетоносцам проекта 949 и 949А «Антей». Основная функция корабля — нанесение ракетных ударов по авианосной ударной группе (АУГ) ВМС США — является выполнимой, фактически, только при согласованном внезапном нападении (например в комбинации с ударом подводных лодок по той же АУГ ВМС США). Как оружие возможного ответного удара корабль существенно уступает ПЛАРК проекта 949 и 949А из-за большей заметности для противника и большей уязвимости.
Слабым местом базового проекта была уязвимость для низколетящих дозвуковых противокорабельных ракет. Ближняя противовоздушная оборона на первых трёх крейсерах была представлена только ЗРК «Оса-М», имевшим низкую огневую производительность, сравнительно большое время реакции и неспособным действовать по целям ниже 25-60 метров. Частично это компенсировалось значительной батареей АУ АК-630, эффективность которых, однако, также не считалась достаточной.
Нечёткое определение роли корабля при проектировании вынудило конструкторов оснастить систему множеством разнообразных видов вооружения, что сделало корабли многоцелевыми, но усложнило обслуживание и создало проблемы с определением тактико-технической ниши корабля.
Технические характеристики
На сегодняшний день, ракетный крейсер российских ВМФ остается самым большим из боевых кораблей, из тех, что относятся к подобному типу, во всем мире. Его боевые качества не могли не заметить представители блока НАТО, отметив ударную силу и мощь корабля, меткой и емкой характеристикой, называя крейсер «убийцей авианосцев».
Но в действительности возможности «Адмирала Нахимова» намного шире, чем думают на Западе. Он способен одинаково эффективно поражать как надводные, так и подводные цели. Отражать авиационные атаки, и совершать дальние походы, оставаясь практически незаметным для радиолокационных средств.
Для сравнения можно привести знаменитые ракетные крейсеры, поставленные на вооружение ВМС США, и ряда дружественных им стран, типа «Тикондерога». А так же, мощнейший из НАТОвских судов, теперь уже списанный ракетный крейсер «Кольбер». Это наиболее приближенной аналог проекта 1144 Орлан, они призваны выполнять те же функции:
Наименование | ТАКР «Адмирал Нахимов» | Ракетный крейсер типа «Тикондерога» | Крейсер французских ВМФ «Кольбер» |
Длинна, м | 251 | 172,8 | 180,5 |
Ширина, м | 28,5 | 28,5 | 20,3 |
Осадка, м | 9,1 | 9,7 | 6,5 |
Водоизмещение: — стандартное — полное, тонн |
24300 26190 |
— 9800 |
9085 11100 |
Скорость хода: — средняя — максимальная, узлов |
17 32 |
— 32 |
— 33 |
Мощность, л. с. | 140000 | 80000 | 87000 |
Дальность похода, миль | Без ограничений | 6000 | 4000 |
Артиллерия | 1 х 2 АК-130 | 2 х 1 АУ Mk 45 127-мм | 2 х 1 100-мм Model68 |
Зенитное вооружение | 6 ЗРАК «Кортик» | 2 х 6 Phalanx CIWS 20-мм 2 х 1 Mark-38 25-мм |
6 х 2 57-мм modele 1951 |
Ракетное вооружение | 20 ПКР П-700 «Гранит» ЗРК С-300 «Форт» ПУ ЗРК «Оса-М» |
ПКРП «Гарпун» УВП «Томагавк» |
1 х 2 ПУ ЗРК «Масурка» |
Противолодочное вооружение | 1 х 10 РБУ-12000 2 х 6 РБУ-1000 |
— | — |
Авиационная поддержка | 3 Ка-27 | 2 Bell AH-1Z Viper: | 1 вертолет |
Экипаж, человек | 727 | 387 | 560 |
Вполне очевидно, что характеристики современного тяжелого и броненосного крейсера позапрошлого века «Адмирал Нахимов», не идут ни в какое сравнение. Однако в конце прошлого века, командование Северного флота ВМФ России, признало его технически устаревшим.
По срокам службы, он намного уступает предшественнику, его боевой путь оказался необычайно коротким, всего 9 лет. Ему так и не удалось выйти на заветное боевое дежурство на просторах Североатлантического стратегического сектора. Вместо этого, в 1997 г., после посещения и благословления патриарха, крейсер ушел в свой последний на сегодняшний день поход — в доки Северодвинского ремонтного завода.
Конструкция
Конструкция корпуса и надстройки
На корабле около 1600 помещений, среди которых 140 одно-, двух- и четырёхместных кают для офицеров и мичманов, более 32 кубриков для матросов и старшин (на 8-34 человек в каждом), коридоры, трапы и тамбура общей длиной почти в 20 километров, более 30 душевых, две бани, одна сауна с бассейном 4×3 м, двухъярусный медицинский блок, где есть лазареты-изоляторы, аптека, рентген-кабинет, амбулатория, зубоврачебный кабинет и операционная. Энергетическая установка крейсера проекта 1144 теоретически могла бы обеспечивать электричеством и теплом город с населением более 150 тыс. жителей.
Основные тактико-технические элементы
- Водоизмещение
- Стандартное: 23 750 т
- Полное: 25 860 т
- Размеры
- Длина наибольшая: 250,1 м
- Ширина наибольшая: 28,5 м
- Осадка габарит: 10,3 м
- Скорость хода
- Полная — 31 узел (более 55 км/ч)
- Оперативно-экономическая — 18 узлов (более 33 км/ч)
- Автономность плавания: 60 суток
- Экипаж
759 человек (в том числе 120 офицеров)
Энергетическая установка
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе»
Атомная энергоустановка с реакторами КН-3 (англ.)русск. (активная зона типа ВМ-16), хотя и создана на базе ледокольных реакторов типа ОК-900 (англ.)русск., имеет существенные отличия. Самое главное — в топливных сборках (изготовитель — машиностроительный завод в городе Электросталь) размещается уран с высокой степенью обогащения (около 70 %). Срок работы такой зоны до следующей перезарядки 10-11 лет. Реакторы двухконтурные, водо-водяные, на тепловых нейтронах. В качестве замедлителя и теплоносителя применяется вода высокой чистоты (бидистиллят), которая под большим давлением (около 200 атмосфер) циркулирует через активную зону реакторов, обеспечивая кипение второго контура, который и идёт в турбины в виде пара.
Особое внимание было уделено отработке схемы применения энергетической установки корабля, мощность на валу у которой достигла 70 тысяч л. с. Комплексно-автоматизированная АЭУ размещается в трёх отсеках и включает два атомных реактора с общей тепловой мощностью 342 МВт, два турбозубчатых агрегата (расположены в нос и в корму от реакторного отсека) и два резервных автоматизированных котла КВГ-2, установленных в турбинных отделениях
Система пароснабжения позволяет подавать пар к любой установке по любому борту. Основные параметры котлоагрегата: температура перегретого пара при давлении 66 кг/см² — 470 градусов по Цельсию, КПД котлов до 84 %, масса сухого котла 50 тонн. Паропроизводительность по 115 т/час
Комплексно-автоматизированная АЭУ размещается в трёх отсеках и включает два атомных реактора с общей тепловой мощностью 342 МВт, два турбозубчатых агрегата (расположены в нос и в корму от реакторного отсека) и два резервных автоматизированных котла КВГ-2, установленных в турбинных отделениях. Система пароснабжения позволяет подавать пар к любой установке по любому борту. Основные параметры котлоагрегата: температура перегретого пара при давлении 66 кг/см² — 470 градусов по Цельсию, КПД котлов до 84 %, масса сухого котла 50 тонн. Паропроизводительность по 115 т/час.
Электростанция крейсера включает четыре паротурбогенератора по 3 МВт и четыре газотурбогенератора производства Пролетарского завода по 1,5 МВт, размещённых в четырёх автономных отсеках. Моторесурс каждого из них составляет до 50 тысяч часов.
Вторая жизнь Парохода
Корабль отбуксировали в док Кронштадского завода. Ремонт осуществлялся и в ГДР, а длился он в общей сложности целых восемь лет. Капитаном «воскресшего» парохода стал Николай Соболев. Впервые оказавшись на нём, он поразился. К судну вёл какой-то узкий парадный трап, но за ним открывался вид, вызывающий восхищение. Одна прогулочная палуба приводила в изумление своими габаритами.
Под стать ей было и внутреннее убранство. Салон был оснащён канделябрами, шикарными коврами, дорогостоящими картинами. Тут и там встречались барельефы русских моряков, выполненные из бронзы. Многие элементы были из натурального дерева и отполированы так, что могли заменить зеркало. Помимо всего этого великолепия были предусмотрены рестораны, барные стойки, даже кинотеатр и парикмахерские.
Рекламная брошюра парохода «Адмирал Нахимов»
В 1960 году судно было отдано в аренду с целью организации на нём недолгих прогулок на несколько часов или дней. От этого шла хорошая прибыль. Так «Адмирал Нахимов» стал самым крупным российским пассажирским судном, потеснив «Россию». Первый рейс был осуществлён вдоль черноморского побережья.
Единственное, на что жаловались туристы, так это духота. Они открывали иллюминаторы, но в них при малейшем крене попадала вода. Кондиционеров тогда не было. Вентиляционную систему дорабатывали долгое время и только спустя десять лет все каюты были кондиционированы.
Особенности или нож по-фински
Отличительной чертой настоящей финки (пуукко) является небольшой клинок, модель которого должна помещаться в человеческую ладонь
Это важное условие, которое напрямую связано с характером ведения боя с использованием этого холодного оружия. Дело в том, что такой нож никогда не имел гарду
Поэтому для придания устойчивого положения и уверенного орудования им, рукоять ножа имела округлую форму и своею пятой упиралась в человеческую ладонь, осуществляя, таким образом, надежную фиксацию.
Клинок финского ножа имеет традиционную прямую, правильную форму. Иногда это слегка ниспадающий обух. При его изготовлении применяется технология тройного пакетирования – визитная карточка всех скандинавских ножеделов. Суть ее сводится к окружению среднего слоя клинка, который характеризовался хорошими режущими свойствами, обкладками из низкоуглеродистой стали. Таким образом, клинок упрочнялся и в то же время наделялся стойкой режущей кромкой, которую было удобно затачивать даже в походных условиях.
В качестве материала для будущего лезвия старались не использовать сталь твердостью больше 54 HRC, ведь всем известно, что чем тверже сталь, тем хуже она держит заточку и быстрее тупится. Также спуски клинка близки к полному клину, за счет этого и рез, и заточка становятся еще более удобными.
Следует помнить и про суровые погодные условия Финляндии, под которые подстраивались и производители национальных ножей. Именно для того чтобы лезвие не трескалось на морозе, при его изготовлении старались использовать более вязкие материалы
Это особенно важно с учетом того, что это охотничьи ножи, а значит – они должны служить правдой в различных ситуациях и при любой погоде. Сегодня это правило часто нарушается, поэтому для клинков применяют разные типы и твердость стали
Рукоять ножа имеет круглую, порой сплюснутую бочковидную форму. Несмотря на свою массивность, это одна из самых удачных эргономичных моделей. Ее форма обусловлена не только указанной необходимостью правильного захвата и фиксации для того, чтобы не повредить пальцы руки, но и особенностями работы в холодную пору, когда не обойтись без перчаток. Учли финские «разработчики» и этот момент. Ведь именно округлую рукоять наиболее удобно найти на ощупь, даже находясь в перчатках.
Традиционно финские охотничьи ножи имели деревянную рукоять. Это обстоятельство не меняется вот уже которое столетие. Из разных пород дерева наиболее часто используется береза, поскольку она обильно растет на территории Финляндии и обладает хорошими свойствами. Так, деревянная рукоять не примерзнет к руке в лютый мороз, она достаточно прочная, легкая, теплая на ощупь, а, следовательно, приятная к телу. Такой нож не будет выскальзывать, ведь дерево дает хорошее сцепление с рукой и имеет свойство впитывать влагу.
Рукоять крепилась к клинку только всадным способом, благодаря которому нож охотничий финский наделен привлекательной по внешнему виду рукоятью и является ремонтопригодным (ведь это наборная модель). За счет этого способа модель в целом получается более легкой, если сравнивать с методикой клепаного способа.
Несколько отличается от общепринятой модели северный лапландский нож. По своей сути, это тоже финка, широкий клинок которой имеет покатый переход от лезвия к острию и прямой обух. Главное отличие заключается в утолщении рукояти в пятке, которое напоминает основание рога оленя. Такой лапландский охотничий клинок считается идеальным вариантом для охоты в тундре, поскольку его форма и строение позволяют выполнять широкий спектр суровых работ в условиях открытой безлюдной местности.
История службы
- 8 февраля 1953 года — вошел в состав КЧФ.
- 1955 год — переоборудован по проекту 67-ЭП с установкой ракетного комплекса «Колчан» (включающего одиночную пусковую ракеты КСС). Использовался в опытных целях для испытаний противокорабельных ракет КСС на Феодосийском полигоне, проводя пуски сначала по обычным кораблям-целям, а позже и по отсеку недостроенного крейсера «Сталинград» проекта 82. Комплекс «Колчан» успешно прошёл испытания, но не был принят на вооружение в силу своей слабости для проектировавшихся крейсеров проекта 67, отказа СССР от строительства крупных надводных кораблей, а также морального устаревания ПКР КСС.
- 28 июля 1960 года — разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации.
- июнь 1961 года — расстрелян противокорабельными ракетами КСЩ эсминцем «Прозорливый». Не восстанавливался и в 1961-62 годах разделан на металл на базе «Главвторчермета» в Севастополе.
Название «Адмирал Нахимов» перешло к построенному несколькими годами позже БПК проекта 1134А.
Является единственным кораблём бывшего советского флота, документы которого (вахтенные журналы и т. п.) изъяты из Центрального военно-морского архива Комитетом государственной безопасности бывшего СССР. Причины неизвестны.
Часть оборудования крейсера, переданная Севастопольскому Приборостроительному институту (в настоящее время Севастопольский Национальный Технический университет) в 1964 году, в частности, вспомогательный паровой котел КВС-68, до сих пор используется в учебном процессе на технической территории кафедры морских технологий и судоходства, Севастополь, ул. Гоголя, 14, аудитория 136.
Суперкомпьютер для крейсера
Работа по ремонту корабля идет по плану. Однако на данном этапе предусматривается не только формирование внутренних и внешних конструкций, но и замена многих важнейших систем крейсера.
Как сообщил сайту телеканала «Звезда» представитель департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны России по ВМФ Игорь Дыгало, на корабле будет заменена система жизнеобеспечения корабля, радиотехническое вооружение, система корабельной энергетики.
Читайте: «Севмаш» приступил к закупкам вооружения для «Адмирала Нахимова»
Кроме того, добавил Дыгало, на крейсере будет установлен новый мощный бортовой компьютер, разработку которого завершила Объединенная приборостроительная корпорация.
Сейчас на крейсере установлена информационно-справочная система с небольшим набором параметров. Новый компьютер значительно повысит скорость принятия решения в боевых условиях.
Как пояснил Дыгало, компьютерный блок будет способен прогнозировать различные варианты развития событий во время боя, а также обеспечит видеосвязью все отсеки корабля.
В свою очередь военный эксперт, главный редактор Центрального военно-морского портала Сергей Совеванов рассказал сайту телеканала «Звезда», что, скорее всего, речь идет о боевой информационно-управляющей системе (БИУС).
«Это комплекс оборудования корабля, который автоматически дает рекомендации о принятии решения по управлению оружием при обороне. Стоит учитывать, что система вооружений корабля очень сложная. Это касается и системы ПВО ближнего и дальнего боя. Управление всей системой вручную очень сложно, поэтому особенно актуально использование системы БИУС», — рассказал Сочеванов.
По его словам, в определенной ситуации компьютер может самостоятельно определить вид цели и автоматически уничтожить ее из соответствующего оружия.
Литература и источники информации
Литература
Александров Ю. И., Апальков Ю. В. Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков. Том II. — СПб.: Галея Принт, 2005. — 204 с. — ISBN 5-8172-0105-4
Белов Г. П. Атлантическая эскадра 1968-2005. — «Служу России!». — М.: Горизонт, 2015. — 472 с. — ISBN 978-5-9906772-5-8
Бережной С. С. Советский ВМФ 1945-1995. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1995. — 32 с.
Павлов А. С. Атомные крейсера типа «Киров». — Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997. — 40 с.
Ссылки
Страница о ТАРКР типа «Киров» на military.tomsk.ru
Статья о модернизации ТАРКР «Адмирал Нахимов» на сайте kramtp.info
Подборка материалов о модернизации ТАРКР «Адмирал Нахимов» на сайте bastion-karpenko.ru
Фотографии ТАРКР «Калинин» на navsource.narod.ru
Фотографии спуска ТАРКР «Калинин» в 1986 году
Подборка фотографий ТАРКР «Адмирал Нахимов» в блоге Олега Кулешова
Страница «Википедии» о ТАРКР «Калинин»