Бартини, роберт людвигович

Содержание

Вертолет Ми-28

«Ночной охотник» является универсальным штурмовым оружием отечественной авиации. Боевые вертолеты России Ми-28 способны одинаково хорошо планировать днем и ночью как на больших высотах, так и на малых (до 5 метров). Они обладают отличными летными характеристиками, благодаря чему могут в кратчайшее время обнаружить и уничтожить искомые цели. Одним из преимуществ аппарата является его высокая защищенность от зенитного оружия. Специалисты сравнивают вертолеты России Ми-28 с американскими боевыми агрегатами AH-64 Apache. Стоит отметить, что у первых не только лучше система навигации, но и куда точнее управляемая ракетная установка. В арсенал Ми-28 входит крупнокалиберная пушка 2А42, 4 НАР с комплектом по 20 единиц С-8, а также НАР С-13. В качестве управляемых ракетных установок используются ПТРК серии «Атака», «Штурм» и «Стрелец». МАХ скорость – до 300 км/ч. Высота полета – до 5,8 км. Мощность ГТД – 4400 л. с.

Физик и философ

Бартини прежде всего известен как выдающийся авиаконструктор, которого газета «Красная Звезда» даже назвала «Гением предвидения». Но он также, после ряда согласований и поддержки со стороны академика Б. Понтекорво, опубликовал статью по теоретической физике в журнале «Доклады Академии наук СССР» в 1965 году, стиль и содержание которой были необычными и казались настолько бессмысленными, что научное сообщество посчитало её юмористическим розыгрышем.

В частности, выдающийся математик В. И. Арнольд пишет в своих воспоминаниях (несколько неверно цитируя первое предложение статьи Бартини):

Как математику, мне особенно приятно вспоминать представленную Бруно Понтекорво в ДАН (Доклады Академии наук СССР) статью «О размерностях физических величин» Ораса де Бартини. Она начиналась словами: «Пусть A есть унарный и, следовательно, унитарный объект. Тогда A есть A, поэтому…», а заканчивалась благодарностью сотруднице «за помощь в вычислении нулей пси-функции». Эту зло пародирующую псевдоматематический вздор статью (опубликованную, помнится, около 1 апреля) студенты моего поколения знали давно, так как её автор — замечательный итальянский авиаконструктор, работавший в России совсем в другой области науки, — пытался опубликовать её в Докладах уже несколько лет. Но академик Н. Н. Боголюбов, которого он об этом просил, не решился представить эту заметку в ДАН, и только избрание Бруно Понтекорво действительным членом Академии сделало эту очень полезную публикацию возможной.

После публикации статьи Бартини Бруно Понтекорво получил письма сразу от нескольких «сумасшедших», упрекавших его в том, что он украл у них идеи, а также ему позвонили из Отдела науки ЦК КПСС и стали интересоваться, не является ли эта статья розыгрышем — с такой жалобой обратились некоторые математики, посчитавшие оскорблением помещать розыгрыш в журнале Доктор физико-математических наук Б. Штерн в статье от 2008 года считает статью Бартини либо остроумным розыгрышем, или же грустной историей, «когда талантливый в своей области человек „теряет ориентиры“ и с головой погружается в бредовые изыскания в поисках основ Мироздания». Он же упоминает многочисленные попытки «расшифровать» статью, приписывая смысл формулам и фразам, домысливают «опущенные для краткости» фрагменты.

Впрочем, не все учёные столь категоричны, в частности, физик-теоретик Михаил Шифман считает статью недооценённой и имеющей смысл с точки зрения теории струн, тем не менее, очень путанно написанной.

Тем не менее, полноценная научная оценка статье пока не дана, а публикуется она в основном на сайтах российских последователей Рериха и «Академии тринитаризма».

В 1974 году посмертно была опубликована статья в тематическом сборнике докладов семинара, соавторстве с П. Г. Кузнецовым, представляла она расширение идей автора:

P. O. ди Бартини, П. Г. Кузнецов. Множественность геометрий и множественность физик. // Моделирование динамических систем. Теоретические вопросы моделирования. вып. 2. Труды семинара «Кибернетика электроэнергетических систем». Брянск. — 1974.

Современные последователи Бартини утверждают, что им была создана «уникальная теория шестимерного мира пространства и времени, которая получила название Мир Бартини» По их словам, в противоположность традиционной модели с 4 измерениями (три измерения пространства и одно времени), этот мир построен на шести ортогональных осях. По утверждению последователей этой теории, все физические константы, которые Бартини аналитически (а не эмпирическим путём, как это было сделано для всех известных констант) вычислил для этого мира, совпадают с физическими константами нашего реального мира. Также, по утверждению последователей теории, Бартини занимался анализом размерностей физических величин — прикладной дисциплиной, начало которой положил в начале XX века Н. А. Морозов. Бартини, по утверждению современных его последователей, опирался на исследования Дж. Бурнистона Брауна по теории размерности.

И швец, и жнец, и на дуде игрец

Начав с простого лаборанта-фотографа научно-опытного аэродрома на Ходынке, Роберт Бартини за два года сделал головокружительную карьеру. В 1927 году петлицы его мундира украшали ромбы комбрига, а сам он вошёл в состав научно-технического комитета ВВС СССР.

Однако чиновничья работа его не устраивала, и он перевелся в ОПО-3, в самую главную самолетостроительную фирму того времени. Вместе с ним трудились Д. П. Григорович, С. А. Лавочкин, И. В. Четвериков и С. П. Королёв.

Именно там Бартини возглавил группу конструкторов, разработавших уникальные гидросамолеты: летающий крейсер МК-1, а также МБР-2 для ближней разведки и МДР-3 для дальней разведки. Вскоре он был награжден автомобилем М-1 за организацию морского этапа перелета ТБ-1 «Страна Советов» из Москвы в Нью-Йорк.

Печальная судьба

Итак, планировалось построить три опытных самолёта Бартини, Первый был изготовлен без подъёмных двигателей и предназначался для отработки управляемости, испытания маршевых двигателей на всех режимах полёта, кроме вертикального взлёта и посадки. Этот экземпляр имел шасси. Вторую машину, с подъёмными двигателями, должны были проверить на вертикальный взлёт, посадку и на действие струйных рулей, автоматики. И, наконец, на третьем экземпляре амфибии собирались испытать все в комплексе, в том числе специальное оборудование и вооружение. Так планировалось. В действительности же произошло иначе. Никак не удавалось изготовить подъёмные двигатели. Испытания прошёл лишь первый, колёсный, самолёт. Своим ходом он перелетел из Таганрога на подмосковный аэродром. Рассказывали, что Бартини, когда его «Горыныч» приземлился, заплакал от радости и счастья. На испытаниях самолёт развивал скорость до 640 километров в час. Дальность полёта достигала двух с половиной тысяч километров, высота — 10 тысяч метров. А тем временем интерес военных к амфибии ВВА-14 стал угасать. Другие авиаконструкторы тоже не дремали. На вооружение поступили противолодочные самолёты Бериева, Ильюшина, Туполева. Стало ясно, что требуемых подъёмных двигателей создать так и не удастся. Работы над амфибией Бартини были остановлены. Правда, Роберт Людвигович ещё пытался превратить свою машину в экраноплан, использующий при полёте воздушную подушку, но не успел. В декабре 1974 года Бартини не стало. Он умер внезапно, прожив на свете 77 лет.

Метки: СССР, Тайны 20 века, проект, самолёт, конструктор, Италия, Бартини

Источники[править | править код]

  • http://www.peoples.ru/technics/aviadesigner/bartini/
  • http://www.taganrog.ru/people/contemporaries/bartini.shtml
  • http://airbase.ru/hangar/russia/bartini/planes/
  • http://vtol.boom.ru/kons/bartini/
  • http://www.sergib.agava.ru/russia/bartini/bartini.htm
  • http://www.mil.ru/articles/article9057.shtml
  • http://www.pereplet.ru/text/roghkova27apr02.html Наталья Рожкова — воспомонания дочери инженер-полковника Рожкова Е.И
  • http://situation.ru/app/rs/lib/pobisk/ur_model_sys/ur_model_sys.htm МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ГЕОМЕТРИЙ И МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ФИЗИК. P.O. ди Бартини, П. Г. Кузнецов
  • http://www.n-t.ru/tp/iz/chm.htm — статья Смирнова про «таблицу законов природы ди Бартини-Кузнецова»
  • http://pontecorvo.jinr.ru/gershtein_r.html — Воспоминания и размышления о Понтекорво, Бруно Максимович. С. С. Герштейн
  • http://navylabs.cort.ru/avia/bartini/ Бартини — Предтеча золотого века. И. Чутко, «Вокруг света» № 12 (2759), 2003
  1. Википедия Роберт Бартини адрес
  2. Викисловарь — адрес
  3. Викицитатник — адрес
  4. Викиучебник — адрес
  5. Викитека — адрес
  6. Викиновости — адрес
  7. Викиверситет — адрес
  8. Викигид — адрес

Выделить Роберт Бартини и найти в:

  1. Вокруг света Бартини адрес
  2. Академик Бартини/ru/ru/ адрес
  3. Астронет адрес
  4. Элементы Бартини+&search адрес
  5. Научная Россия Бартини&mode=2&sort=2 адрес
  6. Кругосвет Бартини&results_per_page=10 адрес
  7. Научная Сеть
  8. Традиция — адрес
  9. Циклопедия — адрес
  10. Викизнание — Бартини адрес
  1. Bing
  2. Yahoo
  3. Яндекс
  4. Mail.ru
  5. Рамблер
  6. Нигма.РФ
  7. Спутник
  8. Google Scholar
  9. Апорт
  10. Архив Интернета
  11. Научно-популярные фильмы на Яндексе
  12. Документальные фильмы
  1. Список ru-вики
  2. Вики-сайты на русском языке
  3. Список крупных русскоязычных википроектов
  4. Каталог wiki-сайтов
  5. Русскоязычные wiki-проекты
  6. Викизнание:Каталог wiki-сайтов
  7. Научно-популярные сайты в Интернете
  8. Лучшие научные сайты на нашем портале
  9. Лучшие научно-популярные сайты
  10. Каталог научно-познавательных сайтов
  11. НАУКА В РУНЕТЕ: каталог научных и научно-популярных сайтов
  • Страница — краткая статья
  • Страница — энциклопедическая статья
  • Разное — на страницах: , , ,

Литература

  • Чутко И. Э. Красные самолёты. // Мост через время: сб. — М.: Политиздат, 1989. — 333 с. — 100000 экз. — ISBN 5-250-00805-4
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
  • Бартини Р. Л., Кузнецов П. Г. Моделирование динамических систем. — Брянск, 1974.
  • Роберт Орос ди Бартини. Соотношение между физическими величинами. // Проблемы теории гравитации и элементарных частиц. — М.: Атомиздат, 1966. Вып.1.
  • Роберт Орос ди Бартини. Некоторые соотношения между физическими константами./ Доклады Академии наук СССР. 1965. Том 163, № 4.
  • Ciampaglia Giuseppe La vita e gli aerei di Roberto Bartini (Жизнь и самолёты Роберто Бартини). —  Istituto Bibliografico Napoleone (IBN Editore), Roma, Italy, 2009. — ISBN 8875650764,  ISBN 9788875650766
  • Чампилья Джузеппе, Лаврищев Д. С. Роберт Бартини. — М.: ВИАМ, 2016. — 220 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-905217-09-8
  • Роберт Людвигович Бартини, А. Н. Маслов. «Роберт Орос ди Бартини — советский авиаконструктор, физик-теоретик, философ: статьи по физике и философии». Изд. журн. «Самообразование», 221 с., 2009 г. ISBN 5871402860, ISBN 9785871402863
  • В. П. Казневский, К. П. Осминин. «Роберт Людвигович Бартини: 1897—1974». Научно-биографическая серия, научно-биографическая литература, изд. «Наука», 85 с., 1997 г. ISBN 5020071412, ISBN 9785020071414
  • Роберт Людвигович Бартини, Центральный аэрогидродинамический институт имени проф. Н. Е. Жуковского, Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева, Научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского. «Научные чтения, посвящённые 100-летию со дня рождения Р. Л. Бартини: сборник докладов». Изд. Государственный научно-исследовательский центр ЦАГИ, 62 с., 1997 г.
  • Якубович Н. В. Самолеты Р. Л. Бартини. — М.: Русское авиационное общество (Русавиа), 2006. — 108 с. — 1000 экз. — ISBN 5-900078-51-5
  • Якубович Н. В. Великий Бартини. «Воланд» советской авиации. — М.: Эксмо, 2013. — 254 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-68478-6

Теоретик технологии

Разработанный Бартини метод изобретения получил название «И — И» от принципа соединения взаимоисключающих требований: «И то, И другое». Он утверждал, «… что возможна математизация рождения идей». Бартини не оставлял места озарению, случайности в таких заведомо неустойчивых системах, как самолёты; только строгий расчёт. Впервые об этом своём логико-математическом исследовании Бартини доложил на совещании в ЦК ВКП(б) в 1935 году.

Показательна одна из прогностических разработок Бартини, имеющая внешнее сходство с морфологическим анализом. После того, как все сколько-нибудь значимые характеристики всех видов транспорта были сведены в три обобщённых показателя и на их основе был построен трёхмерный «морфологический ящик», с чрезвычайной наглядностью выяснилось, что нынешние виды транспорта занимают ничтожную часть объёма «ящика». Выяснилась предельная степень совершенства (идеальности) транспорта, основанного на известных принципах. Оказалось, что наилучшим соотношением всех характеристик способны обладать только экранолёты (или экранопланы) с вертикальным взлётом и посадкой. Так был получен ничуть не утративший своей актуальности [источник не указан 2512 дней] и поныне прогноз развития транспортных средств. По словам американских специалистов благодаря этому СССР лет на 10 ушёл вперёд по части экранопланов (Алексеев Р. Е., Назаров В. В.), добившись неправдоподобной грузоподъёмности.

В литературе по аэродинамике встречается термин «эффект Бартини».

Пути Господни неисповедимы

Считается, что Роберт родился 14 мая 1897 года в городе Фиуме. Его матерью была девушка из знатного рода Ферцель, которой вскружил голову молодой красавец барон ди Бартини. Тайные встречи закончились беременностью, однако мужчина женился на другой женщине. Юная девушка от бесчестия утопилась, а новорожденного ребенка по имени Роберто положила на порог крестьянского дома Людвига Орожди.

Позднее семья Орожди переехала в Фиуме, и опекун, по иронии судьбы, стал садовником барона ди Бартини. Роберт часто бывал у них, и однажды его увидела бездетная баронесса. Мальчик напоминал ей мужа, поэтому она настояла, чтобы малыша взяли в семью. Дальнейшие расспросы ди Бартини о настоящих родителях ребёнка, привели барона к счастливому выводу. Оказывается, он нашёл родного сына. Вот такую интересную историю рассказал о себе сам Роберт Бартини.

Впрочем, его биографы — Сергей и Ольга Бузиновские — так и не обнаружили подтверждения этой версии. Но выяснили, что некий барон всеётаки жил вблизи Фиуме, правда, был не Бартини, а являлся итальянцем, со знакомой фамилией — Орожди. У него был брат Людвиг – член местного аэроклуба и владелец заводов. Вот и получается, что Ферцель подкинула своего малыша родному отцу Людвигу Орожди. В любом случае, рождение Роберта Бартини было таким же таинственным, как и вся его жизнь.

Примечания

Физик и философ

Бартини прежде всего известен как выдающийся авиаконструктор, которого газета «Красная Звезда» даже назвала «Гением предвидения». Но он также, после ряда согласований и поддержки со стороны академика Б. Понтекорво, опубликовал статью по теоретической физике в журнале «Доклады Академии наук СССР» в 1965 году, стиль и содержание которой были необычными и казались настолько бессмысленными, что научное сообщество посчитало её юмористическим розыгрышем.

В частности, выдающийся математик В. И. Арнольд пишет в своих воспоминаниях (несколько неверно цитируя первое предложение статьи Бартини):

Как математику, мне особенно приятно вспоминать представленную Бруно Понтекорво в ДАН (Доклады Академии наук СССР) статью «О размерностях физических величин» Ораса де Бартини. Она начиналась словами: «Пусть A есть унарный и, следовательно, унитарный объект. Тогда A есть A, поэтому…», а заканчивалась благодарностью сотруднице «за помощь в вычислении нулей пси-функции». Эту зло пародирующую псевдоматематический вздор статью (опубликованную, помнится, около 1 апреля) студенты моего поколения знали давно, так как её автор — замечательный итальянский авиаконструктор, работавший в России совсем в другой области науки, — пытался опубликовать её в Докладах уже несколько лет. Но академик Н. Н. Боголюбов, которого он об этом просил, не решился представить эту заметку в ДАН, и только избрание Бруно Понтекорво действительным членом Академии сделало эту очень полезную публикацию возможной.

После публикации статьи Бартини Бруно Понтекорво получил письма сразу от нескольких «сумасшедших», упрекавших его в том, что он украл у них идеи, а также ему позвонили из Отдела науки ЦК КПСС и стали интересоваться, не является ли эта статья розыгрышем — с такой жалобой обратились некоторые математики, посчитавшие оскорблением помещать розыгрыш в журнале Доктор физико-математических наук Б. Штерн в статье от 2008 года считает статью Бартини либо остроумным розыгрышем, или же грустной историей, «когда талантливый в своей области человек „теряет ориентиры“ и с головой погружается в бредовые изыскания в поисках основ Мироздания». Он же упоминает многочисленные попытки «расшифровать» статью, приписывая смысл формулам и фразам, домысливают «опущенные для краткости» фрагменты.

Впрочем, не все учёные столь категоричны, в частности, физик-теоретик Михаил Шифман считает статью недооценённой и имеющей смысл с точки зрения теории струн, тем не менее, очень путанно написанной.

Тем не менее, полноценная научная оценка статье пока не дана, а публикуется она в основном на сайтах российских последователей Рериха и «Академии тринитаризма».

В 1974 году посмертно была опубликована статья в тематическом сборнике докладов семинара, соавторстве с П. Г. Кузнецовым, представляла она расширение идей автора:

P. O. ди Бартини, П. Г. Кузнецов. Множественность геометрий и множественность физик. // Моделирование динамических систем. Теоретические вопросы моделирования. вып. 2. Труды семинара «Кибернетика электроэнергетических систем». Брянск. — 1974.

Современные последователи Бартини утверждают, что им была создана «уникальная теория шестимерного мира пространства и времени, которая получила название Мир Бартини» По их словам, в противоположность традиционной модели с 4 измерениями (три измерения пространства и одно времени), этот мир построен на шести ортогональных осях. По утверждению последователей этой теории, все физические константы, которые Бартини аналитически (а не эмпирическим путём, как это было сделано для всех известных констант) вычислил для этого мира, совпадают с физическими константами нашего реального мира. Также, по утверждению последователей теории, Бартини занимался анализом размерностей физических величин — прикладной дисциплиной, начало которой положил в начале XX века Н. А. Морозов. Бартини, по утверждению современных его последователей, опирался на исследования Дж. Бурнистона Брауна по теории размерности.

Интересные факты

Во время открытия Олимпийских игр 1980 года иностранные гости даже не поняли, что олимпийский флаг несли солдаты роты почетного караула. Они были в спортивной форме.

Был момент, когда в 154-й ОКП со всей страны набирали двойняшек, и в нем единовременно служило 8 пар близнецов.

Главный караульный пост в РФ – пост у могилы неизвестного солдата в Александровском саду. Он был сформирован для охраны Мавзолея Ленина в 1924 году. А в 1974-м на караул встали одновременно первые часовые и их преемники.

Служащие роты «печатают шаг», который был введен еще Павлом Первым, позаимствовавшим его у прусских военных.

Начало лабиринта

Биография этого человека запутана с момента его рождения. И чтобы сделать ее достоверной, надо найти документы, возможно, еще хранящиеся в Италии, Австрии, Венгрии, в бывшей Югославии, Германии, Китае, Сирии, на Цейлоне… В тех же, что существуют, далеко не всегда совпадают отдельные факты их толкования. Даже фамилия его в одних документах пишется как Орос ди Бартини, в других как Орожди. В одних архивных извлечениях он значится уроженцем австрийской, в других — венгерской части тогдашней двуединой монархии, в третьих — говорится, что в 1920 году он был репатриирован из лагеря военнопленных под Владивостоком как подданный короля Италии.

Поэтому, чтобы биографию Бартини выстроить, опираться придется прежде всего на его собственные рассказы.

На свет он появился «незаконно». Его мать, сирота семнадцати лет, не выдержав насмешек, положила ночью спящего младенца на крыльцо дома своих опекунов и утопилась. После чего заботу о нем взяла на себя семья крестьянина, который вскоре стал садовником в резиденции вице-губернатора австрийской провинции Фиуме, барона Лодовико Орос ди Бартини.

Супругов ди Бартини связывало многое. Но они не любили друг друга, и за это — верила донна Паола — небо покарало их бездетностью. Искупить свою вину они могли, только дав счастье чужому ребенку. И тут появился малыш Роберто, днями напролет тихо игравший в саду резиденции.

Словом, донна предложила садовнику отдать ей Роберто с тем, чтобы они с мужем его усыновили. Садовник на ее предложение ответил отказом. Тогда это дело было поручено детективу. Тот поручение выполнил, но, докладывая о результатах, вдруг запнулся. В итоге оказалось, что отец мальчика… барон Лодовико.

Эти события, скорее всего, недалеки от истины. Недаром Роберт Людовигович и в автобиографической киноповести «Цепь», и в частных разговорах, казалось бы, ничем не связанных с теми давними эпизодами, постоянно обращался к этой теме. А в письме, которое он назвал «Моя воля», найденном наскоро спрятанным между рамами окна при разборе его домашнего архива, просил «собрать сведения обо всей моей жизни. Извлеките из нее урок…»

Биография[править]

Родился в семье итальянского дворянина. Владел несколькими европейскими языками. Участник Первой мировой войны. Окончил офицерскую школу (1916), Римскую лётную школу (1921), авиационное отделение Миланского политехнического института (1922). С 1923 жил и работал в СССР: инженер на Научно-опытном аэродроме ВВС, гидроавиатор на Чёрном море. С 1929 начальник отдела морского опытного самолётостроения, а в 1930 возглавил конструкторский отдел НИИ Гражданского Воздушного Флота, главный конструктор.

В 1939 разработан двухмоторный пассажирский самолёт «Сталь-7», на котором 28.8. установлен международный рекорд скорости— 405 км/час при полёте на дальность 5000 км. На базе этого самолёта создавался по проекту Бартини дальний бомбардировщик ДБ-240, разработку которого завершил главный конструктор В. Г. Ермолаев в связи с тем, что Бартини в необоснованно репрессирован (осуждён на 10 лет) и лишь в освобождён (реабилитирован в 1956). С 1946 работал в ОКБ-86 на территории завода имени Димитрова в Таганроге. С Бартини — главный инженер перспективных схем летательных аппаратов в Сибирском НИИ им. С. А. Чаплыгина.

Летательные аппараты, созданные с применением технологий снижения заметности

Его усыновил собственный отец

Роберто Бартини родился на Адриатике в 1897 году в семье губернатора провинции Фиуме барона Лодовико Ороса ди Бартини. Его мать, некая молодая дворянка, состояла во внебрачной связи с Лодовико и, родив ребёнка, подкинула его садовнику барона.

Малыш прожил в семье садовника три года, пока не попался на глаза законной жене барона. Она была бездетна, ей понравился смышлёный малыш, и она уговорила мужа взять Роберто на воспитание. Так Лодовико Ороса ди Бартини усыновил собственного сына.

Роберто оказался удивительно одарённым ребёнком. Он мог рисовать двумя руками одновременно, быстро научился говорить и читать на шести европейских языках, увлекался спортом, физикой, математикой, сочинял стихи, играл на фортепиано. Мальчик постоянно удивлял взрослых телепатическими способностями — он часто отвечал на вопрос, который ему только собирались задать.

В 1912 году Роберто, будучи уже гимназистом, увидел в Фиуме демонстрационные полёты русского авиатора Харитона Славороссова. Они поразили его воображение и перевернули судьбу. Бартини страстно увлёкся авиацией на всю жизнь.

Изучение наследия Бартини

Атмосфера тотальной секретности в советском авиастроении ограничила пользование этим методом прогнозирования[уточнить] только узкой группе «допущенных» специалистов. С 1972 года материалы о Р. Л. Бартини изучаются в Институте истории естествознания и техники АН СССР и в Научно-мемориальном музее Н. Е. Жуковского. Более подробно об этом человеке можно прочитать в книге И. Чутко «Красные самолёты» (М. Изд. полит. литературы, 1978 г.) и в сборнике «Мост через время», (М., 1989 г.).

После войны прикладная диалектическая логика была повторно и независимо открыта бакинским флотским инженером Генрихом Сауловичем Альтшуллером и опять-таки применительно к изобретательству. Метод получил название ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Согласно другой версии, Г. Альтшуллер являлся учеником Р. Бартини в тайной школе «Атон»[источник не указан 1259 дней], где и познакомился с методом «И — И». В отличие от метода «И — И», ТРИЗ была полностью открыта для общественности. По ней изданы десятки книг («Творчество как точная наука», «Найти идею…» и др.), проведены сотни учебных семинаров.

«Птицелов» с лазером: Сухопутные войска получат новый комплекс ПВО

Система электрооборудования

Общая информация

Изучение наследия Бартини

Атмосфера тотальной секретности в советском авиастроении ограничила пользование этим методом прогнозирования[уточнить] только узкой группе «допущенных» специалистов. С 1972 года материалы о Р. Л. Бартини изучаются в Институте истории естествознания и техники АН СССР и в Научно-мемориальном музее Н. Е. Жуковского. Более подробно об этом человеке можно прочитать в книге И. Чутко «Красные самолёты» (М. Изд. полит. литературы, 1978 г.) и в сборнике «Мост через время», (М., 1989 г.).

После войны прикладная диалектическая логика была повторно и независимо открыта бакинским флотским инженером Генрихом Сауловичем Альтшуллером и опять-таки применительно к изобретательству. Метод получил название ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Согласно другой версии, Г. Альтшуллер являлся учеником Р. Бартини в тайной школе «Атон»[источник не указан 1259 дней], где и познакомился с методом «И — И». В отличие от метода «И — И», ТРИЗ была полностью открыта для общественности. По ней изданы десятки книг («Творчество как точная наука», «Найти идею…» и др.), проведены сотни учебных семинаров.

Литература

  • Чутко И. Э. Красные самолёты. — М.: Изд. полит. литературы, 1978. — 132 с. — 100000 экз.
  • Чутко И. Э. Красные самолёты. // Мост через время: сб. — М.: Политиздат, 1989. — 333 с. — 100000 экз. — ISBN 5-250-00805-4
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
  • Бартини Р. Л.,Кузнецов П. Г. Моделирование динамических систем. — Брянск, 1974.
  • Роберт Орос ди Бартини . Соотношение между физическими величинами. // Проблемы теории гравитации и элементарных частиц. — М.: Атомиздат, 1966. Вып.1.
  • Роберт Орос ди Бартини . Некоторые соотношения между физическими константами./ Доклады Академии наук СССР. 1965. Том 163, № 4.
  • Ciampaglia Giuseppe La vita e gli aerei di Roberto Bartini (Жизнь и самолёты Роберто Бартини). — Istituto Bibliografico Napoleone (IBN Editore), Roma, Italy, 2009. — ISBN 8875650764, ISBN 9788875650766
  • Чампилья Джузеппе, Лаврищев Д. С. Роберт Бартини. — М.: ВИАМ, 2016. — 220 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-905217-09-8
  • Роберт Людвигович Бартини, А. Н. Маслов. «Роберт Орос ди Бартини — советский авиаконструктор, физик-теоретик, философ: статьи по физике и философии». Изд. журн. «Самообразование», 221 с., 2009 г. ISBN 5871402860, ISBN 9785871402863
  • В. П. Казневский, К. П. Осминин. «Роберт Людвигович Бартини: 1897—1974». Научно-биографическая серия, научно-биографическая литература, изд. «Наука», 85 с., 1997 г. ISBN 5020071412, ISBN 9785020071414
  • Роберт Людвигович Бартини, Центральный аэрогидродинамический институт имени проф. Н. Е. Жуковского, Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева, Научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского. «Научные чтения, посвящённые 100-летию со дня рождения Р. Л. Бартини: сборник докладов». Изд. Государственный научно-исследовательский центр ЦАГИ, 62 с., 1997 г.
  • Якубович Н. В. Самолеты Р. Л. Бартини. — М.: Русское авиационное общество (Русавиа), 2006. — 108 с. — 1000 экз. — ISBN 5-900078-51-5
  • Якубович Н. В. Великий Бартини. «Воланд» советской авиации. — М.: Эксмо, 2013. — 254 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-68478-6
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector