Большие десантные корабли проекта 11711

Геополитика российско-китайского сближения: взгляд из Пекина

Секретный «коневоз»

Разработкой и постройкой судна нового класса опять занялась армия. В 1933 году состоялась закладка корабля, и 15 декабря 1934 года он был принят в состав Императорской армии под именемСинсю-мару». Сам корабль был не особо внушительным — 8100 тонн водоизмещения. Самое интересное было у него внутри.

Плавбаза десантных катеровСинсю-мару»(神州丸)

Весь трюм занимала та самая доковая камера для десантных катеров. Всего судно могло нести до 29 дайхацу плюс до 25 катеров поменьше — десятиметровых сёхацу на 30 человек. Этого хватало, чтобы высадить всех 2200 десантников, которых перевозилоСинсю-мару», а также их артиллерию и лёгкую бронетехнику. Для непосредственной поддержки десанта служили четыре артиллерийских бронекатераАБ-тэй» с парой 57-мм орудий каждый.

Для выпуска катеров судно было снабжено огромнымиворотами» — лацпортом — в корме. Перед высадкой кормапритапливалась» с помощью балластных цистерн. Затем специальными лебёдками стоящие на тележках дайхацу перемещали к корме, после чего скатывали в воду по специальным направляющим. Для ускорения процесса могли также использоваться расположенные чуть выше ватерлинии большие люки в бортах.

Боковая проекция и разрезСинсю-мару» На ту же тему Зачем японская армия воевала с японским флотом

Над док-камерой находись кубрики для десанта, а над ними — самое интересное: ангар для 12 армейских истребителей и разведчиков-корректировщиков. Поначалу конструкторы хотели оборудоватьСинсю-мару» ещё и небольшой полётной палубой. Но флотские порекомендовали им урезать осётра.

При максимальной скорости судна в 20 узлов ни о каком взлёте своим ходом речь идти не могла, так что флот поделился со своими армейскимизаклятыми друзьями» парой авиационных катапульт. О посадке обратно на корабль думать тоже, конечно, не приходилось. Самолёты планировалось сажать где-нибудь на берегу или в крайнем случае на воду.

Свою новую игрушку японцы, естественно, засекретили. Причём на том же уровне, что и суперлинкор   Ямато». Никаких фотографий или просто упоминаний в прессе. Даже в боевых приказах оно фигурировало под вымышленными именами. А странныеворота» в корме и подозрительную надстройкуобъяснили» тем, что это экспериментальное судно, сконструированное для упрощения перевозки… лошадей.

Справедливости ради, катера дайхацу вполне могли перевозить и лошадей тоже

Видео

«Гибкий инструмент»

Как отметил в комментарии RT военный эксперт Алексей Леонков, приёмка в состав ВМФ «Петра Моргунова» — показатель того, что «Россия успешно обновляет парк десантных кораблей, а военные выполняют программу перевооружения флота».

«Такое судно поможет решать крайне важные задачи. Корабли такого рода необходимы, поскольку к авиационным ударным группировкам в настоящее время изменяются требования: нужны мобильность, современные средства вооружения, чтобы в их составе можно было выполнять задачи по захвату плацдармов. И для этого требуются современные десантные корабли, такие как «Пётр Моргунов», «Иван Грен», — они выполняют данные установки», — сказал аналитик.

Как сообщил в разговоре с RT эксперт Академии военных наук Владимир Прохватилов, новейшие большие десантные корабли необходимы «для проецирования военной силы в отдалённые территории».

  • Военные ВМФ России и участники движения «Юнармия»
  • globallookpress.com

«Я высоко оцениваю усилия российских военных в этом направлении. Мы строим то, что нам надо. России, безусловно, нужен сбалансированный военно-морской флот, и большие десантные корабли — одно из важнейших звеньев такого флота», — отметил он.

Новейшие десантные корабли проекта 11711 призваны выполнять задачи, которые будут ставиться перед экспедиционными силами ВМФ РФ, пояснил Леонков.

Также по теме

Импортозамещение на флоте: как Россия оснащает «адмиральские» фрегаты проекта 22350 новыми двигателями

Объединённая двигателестроительная корпорация поставила первый морской дизель-газотурбинный агрегат М55Р для фрегата проекта 22350. Он…

«При этом учитываются различного рода сценарии. Но главное для этих судов — не просто высадить десант, но и оказать ему огневую поддержку. Понятно, что в составе экспедиционных сил будут не только корабли проекта 11711, но и другие современные корветы, фрегаты, которые сейчас поступают на вооружение ВМФ России», — сообщил аналитик.

Военный эксперт, директор по развитию Фонда содействия технологиям XXI века Иван Коновалов, в свою очередь, заявил, что корабли проекта 11711 — это «то, что сейчас необходимо российскому флоту».

«Очень отрадно наблюдать, как развиваются наши военно-морские силы. «Пётр Моргунов» и другие корабли проекта станут незаменимыми в боевых операциях на отдалённых театрах военных действий», — отметил он.

Леонков же добавил, что крайне важная особенность кораблей проекта 11711 — возможность их дальнейшей модернизации.

«Россия не будет просто создавать корабль с фиксированными функциями на десятилетия, чтобы он ходил в одной и той же комплектации. Цель — менять эту комплектацию, исходя из текущих боевых задач. Таким образом, эти суда станут гибким инструментом в руках военачальников России, который будет способен решать задачи в ближней и дальней морской зоне», — заключил аналитик.

Чехарда на стапеле

Итак, что строить? После некоторых размышлений, от логичной идеи постройки улучшенной версии БДК проекта 1174 командование ВМФ РФ решило отказаться: это было крайне дорого и сложно (напомним, на дворе стояли 1990-е). Альтернативный и относительно дешевый вариант постройки в интересах ВМФ войскового транспорта в корпусе какого-нибудь ролкера тоже интереса у командования Флота не вызвал. В общем, на смену старым «десантникам» хотелось получить новые «десантники», но под какие конкретно задачи — этого, похоже, толком никто не представлял. Поэтому техзадание для нового корабля получалось достаточно расплывчатым. Из серии «Пойди туда, не знаю куда, и там построй то, не знаю что».

Проектирование будущего БДК проекта 11711 началось по техзаданию ВМФ России в 1998 году в Невском Проектно-Конструкторском бюро в Санкт-Петербурге. Поскольку финансы на тот момент откровенно пели романсы, сначала речь вообще шла о постройке чего-то совсем небольшого, типа нового среднего десантного корабля. Но довольно быстро здравый смысл победил, да и средства, видимо, нашлись, так что проект нового десантного корабля был переформулирован именно в проект БДК. 

Ради ускорения проектирование решено было использовать для нового БДК размерения и обводы корпуса отлично зарекомендовавшего себя БДК проекта 1171 (строились в 1964–1975 годах). Это ограничило водоизмещение будущего нового БДК цифрой 5000 тонн. В целом у Невского ПКБ получался классический советский БДК. Впрочем, были и отличия: две (носовая и кормовая) надстройки вместо одной, вертолетный ангар, пара вертолетов Ка-29, а также улучшенные условия обитания экипажа и десанта.

&nbsp/&nbspМинобороны РФ

23 декабря 2004 года на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде первый БДК проекта 11711, получивший имя «Иван Грен», был заложен. После чего началась чехарда. Командование ВМФ с завидным постоянством меняло свои взгляды на будущее использование «Грена», что приводило к постоянным корректировкам проекта уже начатого постройкой корабля. 

Например, изначально вооружение БДК должно было состоять из 100-мм артустановки А-190М, двух зенитно-артиллерийских комплексов «Палаш» и двух пусковых установок реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М». Но затем все это «великолепие» съежилось до одной двухавтоматной 30-мм автоматической артустановки «Дуэт», пары 30-мм шестиствольных автоматических артустановок АК-630М, пары 14,5-мм тумбовых пулеметных установок «Жало» и комплекса выстреливаемых пассивных помех. 

Кроме того, исходно предполагалось, что БДК будет высаживать технику на берег «бесконтактно». То есть, не доходя до берега, будет вставать на якорь, опускать носовую аппарель и наводить от нее до берега понтонный мост. Затем от идеи «бесконтактности» отказались. Потом к ней вернулись. Потом… Ну, в общем, вы поняли. 

Все это раз за разом «резало» проект и сам строящийся корабль «по живому», всячески отодвигая сроки готовности. Одновременно в конструкцию корабля стали внедрять стелс-технологии. Одновременно начались перебои с финансированием. Одновременно в России стали подумывать о приобретении у Франции универсальных десантных кораблей эконом-класса «Мистраль», что ставило под вопрос необходимость достройки головного БДК проекта 11711… 

wikipedia.org &nbsp/&nbsp

Компоновка Royal Flight

У данной авиакомпании есть семь Боингов модели 757-200. Но почти каждый из бортов отличается количеством и расстановкой кресел. Поэтому лучше заранее поинтересоваться тем, где находятся желаемые сиденья в конкретном самолете, например, на официальном сайте перевозчика.

royalflight.com

Так, если номер борта VQ-BTB или VQ-BTR, то пассажировместимость рассчитана на 235 человек. В первом ряду лишь три сиденья, на 11-м – четыре, расставленные по два. Но здесь нет иллюминаторов. Туалеты находятся в носовой части салона и сразу за 30-м рядом, что привносит определенный дискомфорт для сидящих там пассажиров.

Пространство для ног в данных моделях обеспечены лишь в первой полосе кресел, но только для мест под маркировкой C, D, E и F. На втором ряду это A и B, на 12-м A и F, а также весь 11-й и 31-й. Но поскольку перед ними расположены аварийные выходы, то сюда посадят только здоровых пассажиров без детей и животных.

Особое внимание обратите на бортовые номера VQ-BTN и VQ-BTM, так как в салоне находится на один ряд меньше, их всего 39, но в нумерации пропущена «восьмерка». Сиденья в девятой полосе установлены особым образом – отдельно от остальных и их лишь два

Правда, нет иллюминатора. Увеличенное пространство для ног на таких самолетах дается в первом ряду для всех пассажиров, в 9-м места D и E, в десятом A, B, C, F, а также весь 20-й. А в 18-м и 40-м не опускаются спинки кресла.

В Боинге 757-200 с бортовым номером VQ-BOO есть 235 мест. Здесь туалеты находятся у 1-го ряда и сразу за 29-м и 31-м. В первой полосе установлено два обособленных кресла, а в 30-м и 31-м их три. Более комфортными остаются 1-й, 2-й, 10-й, 12-й, 13-й и 20-й ряды. Но уточняйте по схеме салона на сайте, какие именно сиденья.

Существенно отличается по компоновке борт VQ-BLR. Здесь есть 238 мест. Свободное пространство для ног обеспечено в 1-м ряду (кроме C и D), а также в 11-м и 31-м. Ограниченный наклон спинки в креслах на 10-м, 30-м и 40-м.

Упорству храбрых…

Первоначально предполагалось, что Флот получит «Грена» еще в 2008 году. Фактически же новый БДК удалось спустить на воду и приступить к его дальнейшей достройке лишь 18 мая 2012 года. 

Правда, ситуацию несколько скрашивало то, что в 2010 году завод «Янтарь» получил контракт на строительство еще одного БДК проекта 11711. Контракт-то завод получил, но… Но тут случились известные события 2014 года в Крыму, которые аукнулись, во-первых, отказом Парижа отдавать Москве построенные для нее «Мистрали», во-вторых, отказом ряда западных поставщиков отгружать для «Грена» нужное России оборудование. 

С одной стороны, потеря «Мистралей» вновь актуализировала для ВМФ РФ тему скорейшего ввода в строй «Грена». С другой стороны, решение возникших проблем с импортозамещением вновь сдвинуло вправо сроки готовности головного БДК проекта 11711 и не позволило приступить к закладке второго БДК того же проекта. 

К лету 2015 года задача адаптации проекта 11711 под отечественное оборудование была в целом решена. Параллельно «набирал обороты» «Сирийский экспресс», так что каждый БДК для ВМФ РФ оказался буквально на вес золота. Вместе эти обстоятельства способствовали тому, что 11 июня 2015 года наконец-то был заложен второй БДК проекта 11711. Он получил названием «Петр Моргунов». 

Предполагалось, что ВМФ РФ получит 6 БДК проекта 11711. Однако не самая радостная картина застрявшего у заводского причала «Грена», который на момент закладки «Моргунова» не только все еще достраивали, но и продолжали переделывать, поубавила флотский оптимизм в отношении данного проекта. В результате было озвучено решение о сокращении серии новых БДК до «Грена» и «Моргунова» «ввиду принятия решения о создании более крупных кораблей нового поколения». По мнению представителей Минобороны РФ, водоизмещение БДК нового поколения превысит 14000 тонн… 

&nbsp/&nbspОбъединенная судостроительная корпорация

Говоря проще, три года назад командование ВМФ РФ вернулось к той точке, с которой в 1998 году стартовал проект 11771. Флоту понадобился улучшенный вариант советского БДК проекта 1174, способный к «загоризонтной высадке» и «вертикальному охвату»!

А вот еще кое-что для тех, кто не понял. Сокращение серии с шести кораблей до двух не позволило заметно снизить стоимость постройки БДК проекта 11711, оставив ее очень высокой. 

Но двинемся дальше.

Пока приободренный возвращением в ВМФ РФ моды на БДК-вертолетоносцы Крыловский государственный научный центр устраивал презентации настольных моделей отечественных универсальных десантных кораблей будущего, проходивших под шифрами «Прибой» и «Лавина», на «Янтаре» достраивали «Грена» и строили «Моргунова». После фантастических средств и сил, затраченных с 1998 года на проектирование и создание БДК проекта 11771, Флот просто обязан был получить хоть что-то!.. Пусть это «что-то» и было уже переведено в разряд бесперспективных проектов путем сокращения серии до двух кораблей. 

21 июня 2016 года «Иван Грен» наконец-то смог отправиться на заводские, а за ними и на государственные испытания. Они проходили, мягко говоря, сложно. Это явствует хотя бы из того, что приемный акт о завершении государственных испытаний «Ивана Грена» был подписан только 2 июня 2018 года. 

По не подтвержденной официально информации, «Грен» испытывал проблемы с остойчивостью, недостаточным сектором обстрела для артустановок, размагничиванием, управляемостью при движении задним ходом… Корабль возвращался на завод, лечил свои «детские болезни», снова уходил на испытания, обнаруживал новые «косяки», вновь брал курс на завод… Словом, упорству храбрых поем мы песню. 

Затем заказчик корабль наконец-то принял. 

&nbsp/&nbspОбъединенная судостроительная корпорация

Экспорт

Транспортировка «Зубpа» в КНР

Информация по «Зубpу» впервые появилась на международной выставке «ИДЕКС-93» в Абу-Даби. В 2001 году на «Судостроительной фирме «Алмаз» были
построены два десантных корабля проекта 12322 «Зубp» для Военно-Морских Сил Греции. Один был выделен из состава ВМФ России, отремонтирован и передан греческой стороне. Другой заново строился на заводе «Алмаз». Первый «Зубp» прибыл в военно-морскую базу Саламис 18 января 2001 года, корабль получил название Kefallinia и бортовой номер «L180». Поставка «Алмазом» двух военных кораблей государству-участнику блока НАТО является новым шагом в области военно-технического сотрудничества. Еще два таких корабля по контракту ВМС Греции в марте 2001 года поставило Феодосийское производственное объединение «Море», один из состава ВМС Украины, другой – построенный.

На греческих «Зубpах» предполагается транспортировать к месту высадки 140 пехотинцев с обмундированием и три танка класса «Леопард», или восемь
бронетранспортеров типа М113, или 500 солдат. Экипаж корабля составляет 32 человека. На «Зубpе» для инозаказчика несколько изменен тип оборудования.

Греческие ВМС значительно интенсивнее, чем в нашем флоте, используют «Зубpы». Для этого на них были размещены подготовленные и высококвалифицированными экипажами. При этом греки проводят эксплуатацию этих специализированных кораблей с воздушной подушкой очень грамотно,
понимая их отличие от обычных водоизмещающих. Известно, что они высоко оценили проект 12322. Позже, по техническим причинам один «Зурб» построенный
на ПО «Море» вернули Украинской стороне.

В дальнейшем Греция подписала еще контракт с Россией на поставку «Зубpа» для своих ВМС, что бы заменить утраченный четвертый корабль. Его строительство велось на Судостроительной фирме «Алмаз». Этот «Зубp» отличается от трех имеющихся в составе ВМС Греции кораблей этого проекта, в основном составом электронного и энергетического оборудования, одновременно повышена надежность основных систем. Корабль по этому соглашению летом – осенью 2004 года проходил испытания и в конце октября этого года должен был передан ВМС Греции. Но по техническим причинам это событие не произошло в запланированные сроки. В ноябре «Зубp» был погружен на специальное транспортное судно, которое взяло курс к берегам Греции. Там корабль будет сдаваться заказчику. В настоящее время с Грецией ведутся переговоры о поставке им пятого «Зубpа».

Греческий «Зубp»

Контракт Украины с Китаем на строительство и поставку МДКВП был заключен в 2009 году. Его объем оценивался в порядка 350 млн долларов. Украина обязалась построить и передать Китаю четыре корабля. Первый МДКВП, построенный на Украине, был передан заказчику в апреле 2013 года.

1 марта 2014 года с территории ОАО «Феодосийская судостроительная компания «Море» в Феодосии (Крым) был спешно отправлен в Китай второй построенный для этой страны малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 958 «Бизон» (»украинская» вариация проекта 12322 «Зубp»). Десантный корабль был введен буксирами в Феодосийский порт, где погружен на понтон, откуда проследовал в сторону Босфора и далее в Китай. Сообщается, что корабль «был спешно вывезен из феодосийской бухты заказчику в Китай, – под угрозой возможного захвата или повреждения в следствии вероятных боевых действий». Судя по всему, второй корабль не прошел всю положенную программу испытаний.

Состав серии

БДК этого проекта строились с 1974 года по 1985 год. За этот период на верфи «Stocznіa Polnocna» в Польше было произведено 25 кораблей проекта 775 и 3 корабля модернизированного проекта (отличаются вооружением) 775М (775/III), которыми была завершена серия. Головной корабль СДК-47 (заводской № 775/1) проекта был построен в 1974 году. Один корабль в 1979 году был экспортирован в Йемен.

Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирован не спущенным на воду Зелёный  — действующий в составе ВМФ Жёлтый  — действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно Красный  — списан, утилизирован или потерян Серый  — находится на хранении

Название б/н Зав. № В строю Флот Состояние Примечания
Проект 775 — 12
СДК-47 (БДК-47) 134 775/1 01.07. ДКБФ Списан 17.12.
СДК-48 (БДК-48) 061 775/2 30.06. КТОФ Списан 05.07.
СДК-63 (БДК-63) 083 775/3 30.06. КТОФ Списан 05.07.
СДК-90 (БДК-90) 058 775/4 30.11. КТОФ Списан 05.07.
СДК-91 (БДК-91) 012 775/5 30.06. КСФ В строю с 07.05. — «Оленегорский горняк»
СДК-181 (БДК-181) 083 775/6 09.10. КТОФ Списан 05.07.
СДК-182 (БДК-182) 027 775/7 30.11. КСФ В строю с 09.02. — «Кондопога»
СДК-183 (БДК-183) 035 775/8 15.03. КСФ Списан 22.06. с 10.04. — «Котлас»
СДК-197 (БДК-197) 055 775/9 21.09. КТОФ Списан 05.07.
СДК-200 (БДК-200) 011 775/10 1977 КСФ Списан 30.06.
СДК-55 (БДК-55) 031 775/11 30.07. КСФ В строю с 09.05. — «Александр Отраковский»
СДК-119 (БДК-119) н/д 775/12 27.02. КТОФ, ВМС Йемена В эксплуатации В 1979 передан Йемену; списан в 2002 году; с 2002 года — сухогруз
Проект 775/II — 13
БДК-14 070 775/13 31.08. КТОФ Списан 03.05.
БДК-101 066 775/14 19.12. КТОФ В строю с 24.01. — «Ослябя»
БДК-105 125 775/15 02.03. ДКБФ Списан 10.04.
БДК-98 055 775/16 28.09. КТОФ В строю c 25.07. — «Адмирал Невельской»
БДК-32 039 775/17 1982 КСФ Списан 10.04.
БДК-43 127 775/18 30.05. ДКБФ В строю с 16.09. — «Минск»
БДК-58 102 775/19 09.12. ДКБФ В строю с 30.04. — «Калининград»
БДК-45 016 775/20 05.03. КСФ В строю с 27.07. — «Георгий Победоносец»
БДК-56 402 775/21 1985 КЧФ ВМС Украины, интернирован Россией с 1991 года — «Константин Ольшанский»
БДК-60 110 775/22 31.12. ДКБФ В строю с 12.11. — «Александр Шабалин»
БДК-64 158 775/23 30.09. КЧФ В строю с 10.05. — «Цезарь Куников»
БДК-46 142 775/24 30.11. КЧФ В строю с июля 2002 года — «Новочеркасск»
БДК-67 156 775/25 30.04. КЧФ В строю с 03.01. — «Ямал»
Проект 775/III — 3
БДК-54 151 775/26 12.10. КЧФ В строю с 23.11. — «Азов»
БДК-11 077 775/27 10.04. КТОФ В строю с 24.01. — «Пересвет»
БДК-61 130 775/28 10.07. ДКБФ В строю с 30.08. — «Королёв»

Конструкция

БДК проекта 1174 имеют полубак и развитую кормовую надстройку. Из-за этого они имеют довольно громоздкий вид. Необходимость наличия крупногабаритной надстройки вызвана использованием в качестве прототипа корпуса БДК проекта 1171 и необходимостью размещать новые объемы, вызванные изменениями проекта, в надстройке.

Полное водоизмещение — 14 060 тонн. Дальность плавания на 18 узлах при нормальном запасе топлива составляет 4000 миль. При максимальном запасе топлива — 7500 миль. Автономность корабля по запасам провизии составляет 15 суток при перевозке 500 десантников и 30 суток при перевозке 250. Корабль также оснащен системами приема жидких и твердых грузов в море.

Силовая установка

Главная энергетическая установка размещена эшелонно в двух бортовых отсеках и состоит из двух газотурбинных установок мощностью по 18000 л. с., работающих на два гребных винта. Вспомогательные механизмы располагаются между газотурбинными агрегатами под стапель-палубой. Для питания бортовой электросети размещены шесть дизель-генераторов мощностью по 500 кВт. Максимальная скорость хода 20 узлов. Использование ГТУ потребовало решить проблему агрегатной замены двигателей, однако из-за неудачной общей компоновки корабля этот вопрос до конца так и не был решен.

Десантные возможности

Бронетехника на борту БДК

В носовой части расположен танковый трюм длиной 54 м, шириной 12 м и высотой около 5 м. В кормовой части расположена доковая камера длиной 75 м, шириной 12 м и высотой около 10 м. Разница по высоте между двумя этими палубами составляет один твиндек.

В транце имеется герметичный откидной лацпорт, который в опущенном положении служит для погрузки техники с пирса при швартовке кормой. Лацпорт используется также для приёма и выгрузки плавсредств в доковую камеру. Техника перемещается по кораблю с помощью трёх сходен с гидравлическими приводами. Одна сходня расположена между доковой камерой и танковым трюмом и одновременно в поднятом положении служит переборкой между двумя этими помещениями. Ещё две сходни расположены между верхней и танковой палубами.

Носовое высадочное устройство состоит из раздвижных носовых ворот и выдвижной сходни длиной 32 метра. В походном положении сходня находится под верхней палубой и выдвигается с помощью гидравлического привода. В танковый трюм и доковую камеру при отсутствии в ней плавсредств может приниматься до 50 танков ПТ-76, либо 80 БТР и БМП, либо до 120 машин. Техника может быть погружена в любых сочетаниях. Личный состав десанта количеством до 500 человек может размещаться в нескольких кубриках и 4-местных офицерских каютах.

БДК «Митрофан Москаленко», 1994 год

Для выгрузки неплавающей техники в доковую камеру могут быть приняты десантные катера. В доковую камеру помещается до шести катеров проекта 1785 (скорость хода 7,5 узлов) или катеров проекта 1176 (10 узлов). Вместо них в доковую камеру могут помещаться три десантных катера на воздушной подушке проекта 1206 (до 50 узлов) или десантные катера на воздушной каверне проекта 11770 «Серна».

Вооружение

Артиллерийское вооружение включает одну 76-мм артустановку АК-726 с РЛС управления «Турель» и четыре шестиствольных 30-мм автоматических пушки АК-630 с РЛС управления «Вымпел». На корабле размещена двухбалочная пусковая установка (ПУ) ЗРК «Оса-М» с боезапасом 20 ракет. Имеются четыре счетверённых ПУ (колонки МТ-4) для ПЗРК. Для огневой поддержки десанта используется одна установка РСЗО А-215 «Град-М».

История

История разработки

Первый торжественный подъем Флага ВМФ.

В 1960-х годах Советский флот уже имел достаточно современный корабельный состав, что позволяло ему выйти на просторы Мирового океана. Соперничество с США привело к союзу со многими государствами, и в задачах СССР было оперативное оказание военной помощи своим союзникам. Это требовало создания особых средств. Нужен был проект новых специальных судов для доставки различных грузов. Так, в 1959 году появилось задание на разработку большого десантного корабля океанской зоны. В числе первых проектов стал 1171 «Тапир» с тактико-техническими данными, сопоставимыми с аналогичными у современных западных десантных кораблей. Практически одновременно Министерство морского флота заказало сухогруз проекта 1173 с носовой аппарелью, который в военное время должен был служить тем же целям. Проект был сложен тем, что это был принципиально новый для ВМФ Советского Союза корабль. Близость назначения обоих проектов заставили вспомнить о плановом хозяйстве. Оба проекта соединили в один под общим обозначением проект 1171 «Тапир». При этом его можно было использовать и для военных, и для гражданских целей, но из-за этого характеристики его несколько снизились. Это обуславливалось различиями в требованиях гражданских заказчиков (высокая экономичность, использование всего объема трюмов, хорошие каюты для экипажа) и военных (место для вооружения, повышенная непотопляемость, большая скорость, специальное оборудование), что заставило пойти на компромисс.
Проектировщики составили много вариантов проекта, по возможности учтя все пожелания, но несомненный приоритет отдавался все же военному. Главным фактором стала замена двигателей, вместо планировавшихся дизелей по 2500 л.с. на нем решили установить двигатели вдвое большей мощности. Это устраивало ВМФ, поскольку скорость судна возрастала до 17 узлов, что почти подходило до начального задания. Однако Министерство морского флота решило отказаться от «совместного» судна, потому что его эксплуатация при столь мощных механизмах становилась нерентабельной. В результате двойное назначение проекта 1171 «Тапир» проявилось лишь снаружи, во внешнем виде, характерном скорее для гражданского теплохода. Корабль был классифицирован как «БДК» (Большой десантный корабль) и строился исключительно для ВМФ.

История службы

Встреча с ПКР «Москва», Атлантика. 1976 г..

Проход Суэцкий канал из Средиземного в Индийский Океан.В Сомали с грузом..

Первоначально входил в состав 39-й дивизии морских десантных сил. При несении боевых служб в зоне военных конфликтов на Ближнем Востоке БДК неоднократно выполнял задачи оказания интернациональной помощи. В частности, «Николай Фильченков» базировался в портах Анголы (март-июль 1976 года, ноябрь 1977 г. – январь 1978 г.).
Неоднократно нес боевую службу в Средиземном и Красном морях, Атлантическом и Индийском океанах.
С 1975 по 2004 годы восемь раз объявлялся отличным по итогам года.
Лучший корабль на Черноморском флоте среди кораблей 2-го ранга в 1996 и 1997 годах.
В августе 2000 года БДК «Николай Фильченков» в составе отряда боевых кораблей Черноморского флота выполнял задачу по перевозке за четыре рейса вооружения и техники контингента Группы российских войск в Закавказье из пункта погрузки Гонио (в районе Батуми) в пункт высадки Утришенок (в районе Новороссийска). В 2001 г. выполняя задачи по перевозке военной техники и боевой подготовки более 100 суток находился вне пункта базирования
23 марта 2005 года по согласованию с компетентными органами Украины пересек ее государственную границу и произвел учебную высадку морского десанта в районе Феодосии, что послужило МИД Украины поводом обвинить российскую сторону в «грубом нарушении положений двустороннего соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины».
В настоящее время большой десантный корабль «Николай Фильченков» входит в состав 197-й бригады десантных кораблей 30-й ДиНК и активно используется в учениях и боевой подготовке флота.

Вооружение

ПУ ЗРК А-22 «Огонь»

А-22 «Огонь»

Выстрелы к А-22 «Огонь»

140-мм реактивная система залпового огня — огнеметно-зажигательный комплекс. Система создана и производится ГНПП «Сплав» (г.Тула) и предназначена для вооружения речных и десантных кораблей, а так же судов на воздушной подушке.

Наведение — оптический прицел «Шелонь-14» (дальномерно-визирное устройство — ДВУ-3-БС, масса 300 кг). Дальномерно-визирное устройство предназначено для дистанционного управления стрельбой комплекса по береговым и надводным целям,а также для поиска и обнаружения целей в светлое и темное время суток при условии их метеорологической видимости. ДВУ-3-БС обеспечивает выработку полных углов горизонтального и вертикального наведения и автоматическую передачу их на пусковую установку.

Пусковая установка — МС-227, 22 ствола, в походном положении убирается под палубу, перезарядка вручную.

Размеры (ДхШхВ) 2125 мм х 1735 мм х 2200 мм

Угол наведения по вертикали — от -10 до +65 град
Угол наведения по горизонтали — сектор 320 град
Масса ПУ — 1430 кг (без боезапаса), 1700 кг с боезапасом
Масса комплекса:
— без/с боезапасом — 2000 кг/2600 кг

ТТХ артиллерийской части:
Калибр снаряда — 140 мм
Калибр ствола ПУ — 140,3 мм

Дальность действия — 800-4500 м
Скорость снаряда на срезе ствола — 27-40 м/с
Скорость снаряда в конце активного участка — 400 м/с
Скорость носителя максимальная при стрельбе — до 30 узлов
Время реакции комплекса — 8 с
Волнение моря при стрельбе — до 3 баллов
Температура эксплуатации — от -40 до +50 град.С

30мм автоматические установки типа АК-630

АК-630

АК-630 устройство

30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка, созданная под руководством В. П. Грязева и А. Г. Шипунова. В наименовании «6» означает 6 стволов, 30 — калибр. Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.

Огневые характеристики:

Калибр: 30 мм
Патрон: 30×165 мм
Длина ствола: 54 калибра
Скорострельность: 4000-5000 выстр./мин

Длина очереди:

6 очередей по 400 выстрелов с перерывом 5 с
6 очередей по 200 выстрелов с перерывом 1с
Масса патрона: 0,83 кг
Начальная скорость снаряда: 1030 м/с
Дальность стрельбы: 4000 м

Вертикальная плоскость: от −12 до +88 град
Максимальная скорость поворота в вертикальной плоскости: 50 град/сек
Горизонтальная плоскость: от +180 до −180 град
Максимальная скорость поворота в горизонтальной плоскости: 70 град/сек

Другие характеристики:

Масса: 3800 кг

Система подачи боеприпаса: ленточное, непрерывное
Боевой расчёт: 1 чел.
Боезапас: основной — 2000 ед., запасной бункер — 1000 ед. (только у АК-630М)

Ракетный комплекс «Игла»

«Игла» (индекс ГРАУ — 9К38, по классификации МО США и НАТО — SA-18 Grouse (рус. Шотландская куропатка)) — российский/советский переносной зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей на встречных и догонных курсах в условиях воздействия ложных тепловых помех. Комплекс принят на вооружение в 1983 году.

Средства связи, обнаружения и управления

Для навигационных задач, безопасности плавания во всем диапазоне
скоростей хода «Зубp» оборудован интегрированной навигационной системой,
гирокурсоуказателем ГКУ-2, магнитным компасом КМ-60-М2, радиодоплеровским
дрейфолагом РДЛ-3-АП100, радиопеленгатором, центральной гироскопической
системой «База», навигационной РЛС РС-1 и спутниковой навигационной
аппаратурой.

Корабль может также производить прием, перевозку мин и постановку
активных минных заграждений. Предусмотрена возможность приема и постановки
20-80 (в зависимости от типа) мин.
На «Зубpе» установлен автоматизированный комплекс радиосвязи «Буран-
6», обеспечивающий связь с надводными кораблями и береговыми пунктами
управления в KB, MB и ДМВ диапазонах в телефонном и телеграфном режимах.

Десант

Десантный отсек

Десантный корабль на воздушной подушке амфибийного типа проекта 12322
«Зубp» может принимать на борт с оборудованного или необорудованного берега
боевую технику и личный состав передовых отрядов морских десантов, перевозить
их морем, высаживать на необорудованное побережье и поддерживать десант огнем.

В десантном отсеке «Зубpа» можно разместить три средних танка типа Т-80Б (Т-72А, Т-64Б, Т-62) или 10 легких боевых бронированных машин (БТР-80, БТР-70 или
БТР-60ПБ), или от 360 до 500 десантников.

Кроме того, корабль мог обеспечивать переброску морем до 8 боевых машин пехоты БМП-1 (БМП-2) или
легких танков ПТ-76Б. Предусмотрен также вариант перевозки техники и 140
десантников.

Описание

Во время вторжений из посадочных кораблей Торговой федерации выгружались тысячи боевых дроидов и сотни танков. Эти звездолёты были невероятно эффективны, будучи способны полностью разгрузиться менее чем за час. Часто объединённые в группы по три, C-9979 составляли важную часть сил Торговой федерации.

Посадочные корабли Торговой федерации были внешне неотличимы от обычных коммерческих грузовых барж, а внутри сильно модифицированы, чтобы перевозить AAT, MTT и боевых дроидов. Чтобы нести такие тяжёлые грузы, C-9979 был оснащён мощной репульсорной подушкой.

Большинство грузов, перевозимых посадочным кораблём, хранились в трюмах корабля, имевших вид двойных крыльев. Во время разгрузки груз направлялся на подготовительную платформу, где рассоединялся и готовился к высадке. Прежде чем высадить машины или дроидов, C-9979 включал по периметру сенсоры, ищущие мины, электрические поля и подобные опасности.

Небольшие отделения в посадочных кораблях Торговой Федерации отводились оборудованию для ремонта.

Вооружение

Артиллерийское вооружение

Согласно одному из “промежуточных” технических проектов в состав артиллерийского вооружения БДК “Иван Грен” входила 100-мм АУ А190. 31 мая 2010 года МО РФ в лице главкома ВМФ было принято решение № 704/4/НК/112-10 (том 1, листы дела 96-99) по оптимизации состава вооружения корабля проекта 11711. Данным решением из состава артиллерийского вооружения корабля исключены 100-мм АУ А-190-01 и МС-73М. Высказывалось мнение, что это было сделано по предложению завода-строителя, не укладывавшегося в выделенные по ГОЗу деньги. Для самообороны корабля были оставлены три АУ “Дуэт”.

Десантно-высадочные возможности

Десантовместимость — до 36 БТР или 13 ОБТ (массой до 60 тонн). На борту также может перевозиться до 300 полностью экипированных и вооруженных десантников.

На кораблях проекта 11711 реализована идея неконтактной выгрузки десанта и техники из корабля на необорудованное или пологое побережье за счет использования серийных понтонных средств. Корабль несет в трюме комплекс серийных понтонов, которые монтируются в понтонный мост, соединяющий БДК и побережье или используются как отдельные плавающие средства.

На корабле предусмотрен ангар и ВПП для постоянного базирования двух вертолета типа Ка-29.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector