Российские бетонобойные бомбы. авиация против укреплений

Быстрее, дороже, мощнее

Какая «умная» начинка стоит или может быть поставлена на GBU-57, не сообщается. Однако модернизация этой бомбы — не предел в стратегии США по созданию вооружений такого типа. В 2010 году генерал-лейтенант ВВС США Филип Бридлав заявил о необходимости разработки противобункерной авиабомбы нового поколения, которая была бы сопоставима по поражающим параметрам с G-57, но втрое меньше по размерам — чтобы её могли нести любые бомбардировщики, а не только B-2. В декабре 2010 года ВВС США анонсировали разработку такого оружия.

  • B-52 сбрасывает макет MOP

В 2011 году американские СМИ сообщали, что для реализации поставленной задачи было решено пойти по пути увеличения начальной скорости боеприпаса. Рассматривалась возможность установки твердотопливного реактивного двигателя. Однако более высокая скорость требует и более прочного, но в то же время лёгкого корпуса, так как увеличивается опасность разрушения бомбы при столкновении с поверхностью. Работы по созданию новых материалов для подобных бомб с применением нанотехнологий ведутся в Лос-Аламосской национальной лаборатории.

Среди прочих проектов по борьбе с бункерами противника, которые рассматривало Минобороны США в 2000—2010-х годах, были и экзотические варианты: миниатюрные дроны, которые могли бы проникнуть через системы вентиляции, ракеты, продвигающиеся сквозь скалы и почву в газовом облаке вокруг себя, наподобие торпед, так называемый Deep Digger — боеприпас, состоящий из семи пушек большого калибра, «расчищающих» в грунте путь для бомбы, и даже подземный робот-бурильщик, который должен был десантироваться с парашютом и рыть подкоп к вражескому бункеру.

Среди менее фантастичных предложений — модернизация бомбы BLU-109. 22 июня 2017 года ВВС США объявили тендер на постройку тысячи бомб BLU-137, которые должны стать улучшенной версией BLU-109 — более точными и мощными, но с сохранением прежних размеров.

1.2. Краткая характеристика зажигательных веществ: напалмов, пирогеля, термита, белого фосфора

(Статья: 1.2. Краткая характеристика зажигательных веществ: напалмов, пирогеля, термита, белого фосфора)

Зажигательные смеси на основе нефтепродуктов (напалмы)

Зажигательные смеси на основе нефтепродуктов (напалмы) могут быть незагущенные и загущенные (вязкие). Это наиболее массовый вид зажигательных смесей ожогового и поджигающего действия. Незагущенные зажигательные смеси готовятся из бензина, дизельного топлива или смазочных масел. Загущенные смеси представляют собой вязкие, студнеобразные вещества, состоящие из бензина или другого жидкого углеводородного горючего, смешанного в определенных соотношениях с различными загустителями (как горючими, так и не горючими).

Металлизированные зажигательные смеси (пирогели)

Металлизированные зажигательные смеси (пирогели) состоят из нефтепродуктов с добавками порошкообразного или в виде стружки магния или алюминия, окислителей, жидкого асфальта и тяжелых масел. Введение в состав пироге лей горючих металлов обеспечивает повышение температуры горения и придание этим смесям прожигающей способности.

Напалмы и пирогели обладают следующими основными свойствами:

  • хорошо прилипают к различным поверхностям вооружения, военной техники, обмундированию и телу человека;
  • легко воспламеняются и трудно поддаются удалению и тушению;
  • при горении развивают температуру 1000-1200ºС для напалмов и 1600-1800°С для пирогелей.

Напалмы горят за счет кислорода воздуха, горение пирогелей происходит как за счет кислорода воздуха, так и за счет окислителя, входящего в их состав (чаще всего соли азотной кислоты).

Напалмы применяются для снаряжения танковых, механизированных и ранцевых огнеметов, авиационных бомб и баков, а также огневых фугасов различных типов. Пирогелями снаряжаются зажигательные авиационные боеприпасы малого и среднего калибра. Напалмы и пирогели способны наносить тяжелые ожоги живой силе, поджигать технику, а также создавать пожары на местности, в зданиях и сооружениях. Пирогели, кроме того, способны прожигать тонкие листы стали и дюралюминия.

Термиты и термитные составы

При горении термитов и термитных составов тепловая энергия выделяется в результате взаимодействия окислов одного металла с другим металлом. Наибольшее распространение получили железоалюминиевые термитные составы, содержащие окислители и связующие компоненты. Термиты и термитные составы при горении образуют жидкий расплавленный шлак с температурой около 3000°С. Горящая термитная масса способна проплавлять элементы вооружения и военной техники из стали и различных сплавов. Термит и термитные составы горят без доступа воздуха, применяются для снаряжения зажигательных мин, снарядов, бомб малого калибра, ручных зажигательных гранат и шашек.

Белый фосфор и пластифицированный белый фосфор

Белый фосфор представляет собой твердое ядовитое воскообразное вещество, которое самопроизвольно воспламеняется на воздухе и горит с выделением большого количества едкого белого дыма. Температура горения фосфора 1200°С.

Пластифицированный белый фосфор является смесью белого фосфора с вязким раствором синтетического каучука. В отличие от обычного фосфора он более устойчив при хранении; при разрыве дробится на крупные, медленно горящие куски. Горящий фосфор причиняет тяжелые, болезненные, долго не заживающие ожоги. Применяется в артиллерийских снарядах и минах, авиационных бомбах, ручных гранатах. Как правило, белым фосфором и пластифицированным белым фосфором снаряжаются зажигательно-дымообразующие боеприпасы.

Бетонобойные авиабомбы

  • Добавил: admin
  • Просмотров: 5022
  • Дата: 19-03-2011, 13:17
  • Раздел: Авиация / Оружие / Бомбы
Бетонобойные авиабомбы

Бетонобойные авиационные бомбы(БЕТАБ)предназначены для поражения объектов, имеющих прочную бетонную или железобетонную защиту (фортификационные сооружения, ВПП и др.). Калибр 250-500 кг. Представляет собой фугасную авиационную бомбу с утолщенными стенками и более прочной головной частью (по американской классификации полубронебойная авиационная бомба). Для применения со штурмовых высот и обеспечения безопасности ЛА она комплектуется тормозным устройством (обычно парашютного типа) и разгонным ракетным двигателем, включаемым после уменьшения скорости падения авиационной бомбы до определенной величины в результате действия тормозного устройства.Разработка советских реактивных бронебойных и бетонобойных бомб была начата в 1940 г. в ГСКБ-47 и НИИ-3. На вооружение же бронебойная бомба БРАБ-200 ДС и бетонобойная бомба БЕТАБ-150 ДС поступили уже в ходе Великой Отечественной войны. В 1940-х гг. их называли авиабомбами с дополнительными скоростями, отсюда и буквы ДС в названиях бомб. Боевые части обеих бомб представляли собой 203-мм артиллерийские снаряды (бронебойный и бетонобойный соответственно).Устройство бетонобойной бомбы БЕТАБ-150 ДС близко к устройству БРАБ-200 ДС. Длина бомбы 2097 мм. Полный вес бомбы 165 кг. Вес боевойчасти 101,6 кг. Боевая часть содержит 14,5 кг взрывчатого вещества и взрыватель РД.Ракетный заряд весом 17,2 кг сообщает бомбе дополнительную скорость 210 м/с. Срабатывание ракетного заряда подобно БРАБ-200 ДС происходит с помощью дистанционной трубки ТМ-4.Бомба БЕТАБ-150 ДС проникала в скальный массив из мрамора на глубину 1,65 м. При взрыве бомбы в грунте большой плотности образовывалась воронка диаметром 1,8 м и глубиной 2,48 м.В послевоенное время на вооружение была принята реактивная бетонобойная бомба БЕТАБ-500 ШП. Длина бомбы 2509 мм, диаметр 325 мм. Полный вес бомбы 424 кг. Боевая часть весом 350 кг содержала 77 кг взрывчатого вещества.БЕТАБ-500 ШП могла пробить броню толщиной до 550 мм. В грунте средней плотности она образовывала воронку диаметром 4,5 м. При попадании бомбы во взлетно-посадочную полосу бетонное покрытие разрушалось на площади до 50 м2.В послевоенное время на вооружение была принята бетонобойная бомба свободного падения БЕТАБ-500. Полный вес бомбы 430 кг. Вес боевой части 380 кг. Длина бомбы 2107 мм. Диаметр бомбы 426 мм.

ТТХ БЕТАБ-150 ДС БЕТАБ-500У БЕТАБ-500ШП
Вес бомбы, кг 165 510 424
Вес БЧ, кг 101,6 45 350
Вес ВВ, кг 14,5 77
Диаметр, мм ~210 450 325
Длина бомбы, мм 2097 2480 2509
Взрыватель РД
Классификаторы
Назначение Основное
Тип Бетонобойная авиационная бомба
Управление Неуправляемая
Носители
Модификации
Модель Описание
БЕТАБ-150ДС Разработка начата в 1940 г. в ГСКБ-47 и НИИ-3. На вооружение поступила в ходе Великой Отечественной войны. Боевая часть бомбы представляла собой 203-мм артиллерийский бетонобойный снаряд.
БЕТАБ-500У Бетонобойная авиационная бомба БЕТАБ-500У предназначена для поражения подземных складов ядерного оружия, боеприпасов и ГСМ, командных пунктов управления, узлов связи, железобетонных укрытий. рулежных дорожек, автострад, железобетонных укрытий самолетов.
БЕТАБ-500ШП Бетонобойная авиационная бомба БЕТАБ-500ШП предназначена для поражения ВПП аэродромов, рулежных дорожек, автострад, железобетонных укрытий самолетов.

Похожие новостиПохожие роликиПохожие книги

АПЛ «Акула» Часть 1.

АПЛ «Акула» Часть 2

Боевой железнодорожный рак

Опасность эскалации

Также по теме

Атомное искушение: как испытания американской бомбы B61-12 увеличивают вероятность ядерного конфликта

В начале августа 2017 года Соединённые Штаты провели два испытания атомной бомбы B61-12 без ядерного снаряда. Об этом сообщило…

Помимо перечисленного, на вооружении США находится противобункерная ядерная бомба B-61-11. Её мощность чуть меньше, чем у бомбы, взорванной над Хиросимой, — до 10 килотонн. Также ведутся работы над ядерной бомбой B-61-12 управляемой мощности, которая должна, по мнению американцев, преодолеть основной недостаток ядерных бомб — слишком большую силу взрыва, ведущую к многочисленным потерям среди гражданских лиц. B-61-12 будет менее разрушительной, чем её предшественники, но гораздо сильнее и, главное, компактнее самых мощных конвенциональных бомб.

«Очень опасные иллюзии испытывают и американские генералы, и политический истеблишмент США, — отмечает Иван Коновалов. — Испытали демонстративно GBU-57, демонстративно перебросили на Гуам B-2, провели испытание 12-й модификации B-61, меняют ядерную доктрину (речь идёт об установке маломощных зарядов на стратегических ядерных подлодках. — RT). Очевидно, люди полагают, что есть возможность с помощью тактического маломощного ядерного оружия добиться решающих результатов на войне».

«Что будет потом, американцы не просчитывают, а потом будет катастрофа», — отмечает Коновалов. 

Американские бетонобойные бомбы

В настоящее время самым массовым авиационным боеприпасом подобного вида в США является БетАБ GBU-28 (BLU-113). Ее разработали перед первой войной в Персидском заливе специально для уничтожения иракских военных и правительственных бункеров.

Чтобы эффективно пробивать грунт и защитные элементы противобункерная авиабомба должна быть тяжелой, иметь небольшое сечение и состоять из достаточно прочного материала. Создатели GBU-28 долго не могли придумать, как и из чего сделать ее корпус. Отличную идею подсказал бывший армейский офицер, он предложил изготавливать бомбы из артиллерийских стволов для 203-мм гаубиц, которые в больших количествах хранились на военных складах. Они обладали подходящими габаритами, имели достаточную прочность и вес.

Во время испытаний GBU-28 ушла под землю на глубину в 30 метров. После успешного завершения тестов авиабомба была отправлена в Ирак и хорошо показала себя в реальной боевой обстановке. В настоящее время эта авиабомба считается одной из самых эффективных в мире в своем классе.

Еще одной известной американской БетАБ является BLU-109/B. Кроме США, эта авиабомба используется в ВВС Канады, Бельгии, Дании, Франции, Саудовской Аравии и других стран.

BLU-109/B оснащена хвостовым взрывателем замедленного действия, ее боевая часть весит 240 кг, а общая масса боеприпаса — 907,2 кг. Бомба может быть оснащена системами наведения Paveway III или JDAM. Эта БетАБ способна пробивать бетонные перекрытия толщиной 1,8 метра.

В начале 2011 года было объявлено о начале эксплуатации военно-воздушными силами США новой противобункерной «супербомбы» GBU-57, разработанной конструкторами корпорации Boeing. По своим размерам она вполне сравнима с гигантами времен последней мировой войны: вес GBU-57 составляет 13,6 т, а масса боевой части — 2,7 т. Авиабомба имеет лазерное наведение с поддержкой GPS.

Подвеска авиационных бомб

Первоначально авиационные боеприпасы брались пилотом или другими членами экипажа в кабину, и просто руками выбрасывались при полёте над целью. В дальнейшем стали применяться различные дистанционные устройства подвески бомб на держатели, их приведения в активное состояние перед сбросом и непосредственно сам сброс.

При расположении боеприпасов внутри фюзеляжа (это называется «внутренняя подвеска») конструктивно предусматриваются специальные отсеки вооружения (грузовые отсеки), закрываемые в полёте створками. Внутри такого отсека, как правило, находятся кассетные бомбовые держатели (КД), представляющие собой раму с направляющими, электрозамками, механизмами подъёма грузов, цепями блокирования и сброса, и т. д. На каждую кассету может подвешиваться несколько авиабомб в ряд. Также достаточно широко применяются различные контейнеры, которые снаряжаются боеприпасами на земле специально обученными людьми и поднимаются в грузоотсек уже полностью готовыми к применению. В грузоотсеке могут находиться и другие виды держателей и различных устройств для перевозки и применения различных грузов — балочные держатели, катапультные устройства и др.

При расположении боеприпасов снаружи на конструкции самолёта («внешняя подвеска») часто применяются универсальные многозамковые балочные держатели (МБД). Например, конструкция балочного держателя МБД3-У9 позволяет подвесить на него до девяти бомб калибра 250 кг группами по три штуки. Также специализированные балочные держатели применяются для подвески ракетного оружия.

Процесс подвески авиабомб и грузов часто механизирован. Широко применяются лебёдки с ручным или электрическим приводом — в последнем случае для централизованного управления стандартными электролебёдками Бл-56 используется мобильный пульт управления на базе тележки ТСУЛ-56.

Необходимо отметить, что чем больше летательный аппарат, тем более гибко и универсально его боевое применение, допускающее множество комбинаций (вариантов загрузки) различными типами авиационных средств поражения (АСП). В отечественной авиации имеются машины, в которых предусмотрено до 300 различных вариантов загрузки, в зависимости от особенностей каждой конкретной задачи.

  • Бомбовый отсек
  • Узел подвески вооружения

История рождения

Пока авиация находилась в зачаточном состоянии несмышленого младенца, в качестве бортового вооружения бомбера в ход шло все, начиная от ручных гранат и заканчивая пакетами кованых стальных стрел.


Флешетта – именно с этих небольших кованых дротиков, размером с карандаш, началась история современного авиационного вооружения

Однако по мере взросления самолета, более взрослым становилось и его вооружение. Не стояла на месте и пехота — она все глубже и глубже вгрызалась в землю, накрывая коммуникации, склады и огневые точки мощным колпаком крепкого бетона, недоступного для поражения стандартными средствами. С этим нужно было что-то делать, и сделали.

У нас

Первые серьезные проблемы у тогдашней Красной Армии возникли во время Зимней войны с финнами. Тогда «несокрушимая и легендарная» плотно уперлась в добротные фортификации линии Маннергейма, и смогла их прорвать, лишь плотно засыпав рвы и траншеи телами солдат.

Взять линию технично и с более-менее приличными потерями, грамотно используя лишь технику, тактику и вооружение, не получилось. В частности, из-за отсутствия специальных авиационных боеприпасов, предназначенных для сокрушения железобетона, массово применявшегося в финских фортификациях.


Долговременные огневые точки линии Маннергейма, сделанные по всем правилам военной фортификации, и в наше время поражают воображение своей мощью и основательностью

По результатам зимней кампании в финских лесах и болотах в 1940 году из недр Государственного Специализированного Конструкторского Бюро, ГСКБ – 47 появляется изделие БетАБ-150 ДС, первая отечественная бетонобойная бомба.


Дальний бомбардировщик Ильюшина Ил-4, достаточно заурядная во всех отношениях машина, предназначалась для поражения хорошо защищенных целей и была основным носителем БетАБ-150ДС

Судя по отчетам государственных испытаний, боеприпас имел глубину проникновения по скальному целику порядка 1600 мм и удовлетворительное фугасное действие. Запреградное действие, по всей видимости, было настолько удовлетворительным, что сразу после войны, используя наработки военных специалистов Третьего Рейха, отечественная промышленность смогла в ускоренном порядке разработать, испытать и принять на вооружение специализированные бетонобойные боеприпасы, ряд которых остается на вооружении и по сей день.

И у них

Англо-американские союзники так же столкнулись с необходимостью уверенного разрушения железобетонных сооружений, но в несколько других условиях. Практически весь 1942 год на Западном фронте прошел под знаком войны за Атлантику.

Именно в холодных и суровых водах северной части Атлантического океана проходили основные трансконтинентальные коммуникации соединяющие Америку и Старый Свет. Именно там, немецкие подводные лодки остервенело трепали конвои союзников, сбившись в злобные «волчьи стаи».

Объединенные силы союзников попробовали решить проблему кардинально – разорив само осиное гнездо, место базирования подводных сил Кригсмарине в балтийском Киле.


Примерно такой общий вид и конструкцию имели укрытия германских подлодок на Балтике

Сама база была соединена с открытым морем длинным и узким каналом и была надежно прикрыта с моря, как флотом, так и береговой артиллерией. А лазейка в воздухе оставалась.

Правда сами лодки адмирала Деница были надежно укрыты в железобетонных ангарах, вот эти ангары, а заодно и их обитателей было решено основательно пощупать. В качестве инструмента предполагалось использовать специально разработанную 5-ти тонную бомбу «Верзила» и 10-ти тонную «Большая хлопушка».


Существует легенда, что первый экземпляр новейшей британской пятитонной бетонобойной бомбы конструктор Уоллес собирал своими руками

Обо всех перипетиях грандиозного противостояния бетона нацистов и взрывчатки союзников можно почитать в специализированной литературе, а нам стоит отметить, что англосаксы накопили грандиозный опыт и создали первоклассную конструкторскую школу, успешно работающую и ныне.

РБК-500АО 380 кг

БК — разовые бомбовые кассеты. Представляют собой тонкостенные авиабомбы, предназначены для применения авиабомб малого калибра (до 20 кг.). Название состоит из сокращенного наименования и типа снаряжения.

Некоторые РБК имеют в комплекте съёмный обтекатель позволяющий эффективно устанавливать РБК на самолёты как с внешней подвеской так и с внутренним отсеком вооружения. РБК по способу разбрасывания боевых элементов делятся на два вида:

Обтюраторного типа — имеют в своей конструкции жёстко закреплённый обтюраторный диск, который после срабатывания дистанционного взрывателя и воспламенения им вышибного заряда под действием пороховых газов отделяется от стакана и перемещается внутри корпуса бомбы вместе с центральной трубой вокруг которой размещаются мелкие авиабомбы. Отделяется хвостовой конус, и боевые элементы выходят за пределы кассеты.

С центральным воспламенительно-разрывным зарядом (ВРЗ) — в конструкции бомбы есть центральная перфорированная труба с ВРЗ и боковое ослабленное сечение, закрытое планкой. При срабатывании взрывателя, инициируется ВРЗ. Образовавшиеся газы разрушают корпус бомбы по сечению и разбрасывают авиабомбы, при этом достигается больша́я площадь рассевания авиабомб.

https://www.youtube.com/watch?v=XGiueaVucrI

«Вакуумные» бомбы

«Мать всех бомб». Американская фугасная бомба MOAB (9,5 тонн).

Ещё одним послевоенным
новшеством стали боеприпасы, называемые у нас «объёмно-детонирующими» (или
«вакуумными»), а на западе «топливными». Американское название точнее передает
суть их устройства. При подрыве такая бомба распыляет в виде аэрозоля горючее,
которое через долю секунды воспламеняется. Сам бензин, как известно, не
взрывается, а вот его пары — ещё как! Причём взрыв оказывается в несколько
раз мощнее, чем при детонации тротила. Ведь если обычная взрывчатка содержит
как горючее, так и окислитель, то в случае применения «вакуумной» бомбы
окислителем становится атмосферный кислород. Кстати, именно его внезапное
«изъятие» и усиливает эффект резкого падения давления в эпицентре взрыва. Хотя
ни к какому «вакууму» это, конечно же, отношения не имеет.

Несмотря на то, что действие
объёмно-детонирующих боеприпасов считается по преимуществу зажигательным
(устройства, использующие снаряды с такой боевой частью, классифицируются как
огнемёты), образующаяся при взрыве ударная волна по разрушительному действию
практически не уступает «обычной». К тому же, в отличие от неё, не огибает
препятствия и не отражается от них. Объёмный взрыв «затекает» в укрытия,
здания, негерметичные машины. Удар приходится по всей поверхности почвы, что
позволяет подорвать скрытые в ней мины.

  • Big BLU — 13-тонная американская бетонобойная бомба.
    «Гвоздь с крылышками». Пробивает до 60 метров грунта. Хорошо развитый
    стабилизатор повышает точность попадания.
  • Самонаводящаяся «противобункерная» бомба GBU-28
    весом 2,3 тонны применялась в Ираке. Узкий корпус не может содержать много
    взрывчатки, но помогает боеприпасам проникающего типа углубляться в преграду.
  • Tallboy — первая британская 5,4-тонная «сейсмическая»
    бомба. Необходимость сбрасывания бомб такого типа с большой высоты (чтобы они
    успевали набрать нужную скорость) плохо сочеталась с требованиями к точности
    попадания.
  • Grand Slam — самая мощная бомба
    Второй мировой войны. Использовалась для поражения германских бункеров, укрытых
    7-метровой толщей бетона.

Единственное, что в 1940-е годы ещё позволяло тяжёлой артиллерии поддерживать
свою репутацию, это точность. Пушка, сделав несколько пристрелочных выстрелов,
гарантированно накроет любую неподвижную цель. У самолёта же только одна
попытка.

Самая известная из фугасных толстух
(чем ближе форма корпуса к сферической, тем больше взрывчатки в него
поместится) — американская бомба BLU-82, прозванная daisy cutter («косильщик ромашек»). Масса бомбы составляет
6,8 тонны, так что под «ромашками» явно подразумеваются пальмы вьетнамских
джунглей. Взрывом этой бомбы расчищали посадочные площадки для вертолётов.
Советская ФАБ-9000 знаменита меньше, так как не применялась в боях.

Новейшая российская «топливная»
бомба АВБПМ — самая мощная из когда-либо созданных неядерных бомб. В
противовес американской «Маме» MOAB она именуется «Папой всех бомб». При массе в 7,4
тонны её тротиловый эквивалент — 44 тонны, а радиус гарантированного
поражения — 300 метров. Чем, по мнению российских
военных, искупается относительно низкая точность. Левее… Правее… Какая
разница, если всё равно все умерли?

Виды авиабомб

Наиболее часто используемыми авиационными бомбами являются фугасные. Даже небольшая бомба калибра 50 кг содержит больше взрывчатого вещества, чем 210-мм орудийный снаряд. Причина очень проста – бомбе не нужно выдерживать огромных нагрузок, которым подвергается снаряд в орудийном стволе, поэтому ее можно сделать тонкостенной. Корпус снаряда требует точной и сложной обработки, что абсолютно не обязательно для авиабомбы. Соответственно и стоимость последней гораздо ниже.

Следует отметить, что применять фугасные бомбы очень больших калибров (выше 1 тыс. кг) не всегда рационально. С увеличением массы взрывчатого вещества радиус поражения растет не слишком значительно. Поэтому по большой площади гораздо эффективнее применять несколько боеприпасов средней мощности.

Еще одним распространенным типом авиационных бомб являются осколочные. Основной целью поражения подобных бомб является живая сила противника или гражданское население. Эти боеприпасы имеют конструкцию, которая способствует образования большого количества осколков после взрыва. Обычно они имеют насечку на внутренней стороне корпуса или готовые поражающие элементы (чаще всего шарики или иголки), помещенные внутрь корпуса. При взрыве стокилограммовой осколочной бомбы получается 5-6 тыс. небольших осколков.

Как правило, осколочные бомбы имеют меньший калибр, чем фугасные. Значительным недостатком этого вида боеприпаса является тот факт, что от осколочной бомбы легко спрятаться. Для этого подойдет любое полевое укрепление (окоп, ячейка) или здание. В настоящее время более распространены кассетные осколочные боеприпасы, которые представляют собой контейнер, заполненный небольшими осколочными суббоеприпасами.

Подобные бомбы приводят к значительным жертвам, причем больше всего от их действия страдает мирное население. Поэтому подобное оружие запрещено многими конвенциями.

Бетонобойные бомбы. Это весьма интересный тип боеприпаса, его предшественником считаются так называемые сейсмические бомбы, разработанные англичанами в начале Второй мировой войны. Идея была такова: сделать очень большую бомбу (5,4 тонны – Tallboy и 10 тонн – Grand Slam), поднять ее повыше — километров на восемь — и сбросить на голову супостату. Бомба, разогнавшись до огромной скорости, проникает глубоко под землю и там взрывается. В результате происходит небольшое землетрясение, которое уничтожает постройки на значительной площади.

Сегодня бетонобойные бомбы часто оснащают ракетным ускорителем, чтобы боеприпас набрал большую скорость и проник поглубже в землю.

Вакуумные бомбы. Эти авиационные боеприпасы стали одним из немногих послевоенных изобретений, хотя боеприпасами объемного взрыва интересовались еще немцы в конце Второй мировой войны. Массово использовать их начали американцы во время вьетнамской кампании.

Принцип работы авиационных боеприпасов объемного взрыва — это более правильное название — довольно прост. В боевой части бомбы содержится вещество, которое при детонации подрывается специальным зарядом и превращается в аэрозоль, после чего второй заряд поджигает его. Подобный взрыв в несколько раз мощнее обычного и вот почему: обычный тротил (или другое ВВ) содержит и взрывчатое вещество, и окислитель, «вакуумная» бомба использует для окисления (горения) кислород воздуха.

Правда, взрыв подобного типа относится к типу «горение», но по своему действию она во многом превосходит обычные боеприпасы.

https://youtube.com/watch?v=6oZ5SEWY4r8

Автор статьи:
Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Российские бетонобойные бомбы

История советских бетонобойных авиационных боеприпасов началась в 1940 году. Именно тогда в ГСКБ-47 (сегодня это ГНПП «Базальт») началась разработка первой отечественной авиационной бетонобойной бомбы. Результатом этих работ стала авиабомба БетАБ-150ДС, которая применялась советской авиацией уже во время Великой Отечественной войны.

БетАБ-150ДС была создана на базе артиллерийского снаряда калибра 203 мм и содержала 14,5 кг взрывчатого вещества. Этот боеприпас имел реактивный разгонный двигатель и мог пробивать скальный массив на глубину до 1,65 метра.

В послевоенные годы работы над созданием новых видов подобных боеприпасов были ускорены. Некоторые авиабомбы, созданные в тот период, находятся на вооружении российских ВВС и в наши дни.

На вооружении военно-воздушных сил России находится три вида противобункерных бомб: БетАБ-500, БетАБ-500У и БетАБ-500ШП. Они отличаются размерами, массой и конструкцией. Также в начале нулевых годов на вооружение была принята кассетная бомба РБК-500У, которая содержит бетонобойные поражающие элементы. Основной целью РБК-500У являются ВПП аэродромов противника.

БетАБ-500У – это свободнопадающая бомба, которую можно сбрасывать с высот от 150 до 20 тыс. метров. Для обеспечения оптимального угла столкновения с поверхностью она оснащена тормозным парашютом. Бомба способна пробить 1,5 метра железобетонных конструкций или 3 метра грунта.

БетАБ-500У используется для уничтожения подземных командных пунктов или узлов связи противника, ДОТов, шахтных установок, складов боеприпасов и ГСМ, железобетонных укрытий боевой техники, взлетно-посадочных полос.

Масса БетАБ-500У составляет 510 кг, из которых 45 кг приходится на взрывчатое вещество.

Бетонобойная бомба БетАБ-500 также относится к свободнопадающим боеприпасам. Ее вес составляет 477 кг, бомба несет 76 кг взрывчатого вещества.

Еще одной противобункерной бомбой, которая стоит на вооружении ВВС России, является БетАБ-500ШП.  Она относится к штурмовым реактивным бетонобойным бомбам. Эта авиабомба снабжена реактивным ускорителем, поэтому может применяться с высоты от 170 до 1 тыс. метров. Бомбометание проводится в горизонтальном полете при скорости 700-1200 км/ч или с пикирования с углом не более тридцати градусов.

БетАБ-500ШП используется в первую очередь для уничтожения бетонного покрытия взлетно-посадочных полос, она способна пробивать броню толщиной до 650 мм или слой железобетона толщиной 1,2 метра. Взрыв одной такой бомбы может привести в негодность более 50 кв. метров взлетно-посадочной полосы. Кроме ВВС России, бомба БетАБ-500ШП состоит на вооружении индийской армии.

В 2002 году на вооружение российских военно-воздушных сил была принята кассетная бомба РБК-500У. Она содержит десять боевых бетонобойных элемента и может применяться на высотах от 160 до 16 тыс. метров. Основной целью РБК-500У также являются взлетно-посадочные полосы аэродромов.

МАЛЫЕ ОСКОЛОЧНЫЕ АВИАБОМБЫ ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Осколочная бомба: 1-взрыватель; 2-головка; 3-дополнительный детонатор; 4-гильза; 5-заряд; 6-корпус; 7- стабилизатор.

В ходе Великой Отечественной войны советская авиация использовала осколочные авиационные бомбы весом 2,5 кг, 5, 10, 15 и 20 кг.

Любопытно, что часть авиабомб АО-2,5 представляла собой 45-мм осколочный снаряд О-240 от противотанковой пушки, к которому был приварен штампованный железный корпус с 4-перым стабилизатором. Длина такой авиабомбы 370 мм, диаметр корпуса 45 мм, размах стабилизатора 61 мм. Взрыватель АМ-А или АГМ-1.

Наряду с такими бомбами были и АО-2,5 специального изготовления с литыми корпусами из сталистого чугуна. Длина этой бомбы 378 мм, диаметр корпуса 52 мм, размах 4-перого стабилизатора 60 мм. Взрыватель АМ-А или АГМ-1.

Бомбы АО-8М4 и АО-8М6 выпускались в двух вариантах каждая. Один вариант имел 4-перый стабилизатор, а другой — коробчатый. Длина бомбы типа АО-8М от 480 до 606 мм, диаметр корпуса около 76 мм, размах стабилизатора 100 мм. Взрыватели АРМ-1, АВ-4 и АМ-А. Бомба АО-8М представляла собой 76-мм осколочный снаряд с приваренным стабилизатором.

Осколочная бомба АОХ-10 с насыпными осколками имела длину 612 мм, размах 4-перого стабилизатора 125 мм. Взрыватель АГМ-1, АВ-4, АМ-А.

Осколочная бомба АО-10 из сталистого чугуна имела длину 480 мм, диаметр корпуса 90 мм и коробчатый стабилизатор с размахом 110 мм. Взрыватели те же, что и у АОХ-10.

Осколочная бомба АОХ-15 имела длину 610 мм, диаметр корпуса 107 мм, размах 4-перого стабилизатора 125 мм. Взрыватели те же, что и у АОХ-10.

Осколочная бомба АО-20М имела длину 1030 мм, диаметр корпуса 106 мм, размах 4-перого стабилизатора 130 мм. Взрыватели те же, что и у АОХ-10.

Бомба АО-20М представляла собой 107-мм осколочно-фугасный снаряд с приваренным стабилизатором.

Грузовик ГАЗ-3309: описание и технические характеристики

Расшифровка названия

Название бомбы состоит из типа бомбы (ФАБ

-250М-46), её калибра в килограммах (ФАБ-250 М-46), модели по году принятия на вооружение (ФАБ-250М-46 — модель 1946 года) и дополнительно (не всегда) указания её массы — если она существенно отличается от калибра (ОФАБ-250-270 , ФАБ-1500-2600 ТС) и/или конструктивной особенности бомбы либо технологии её производства (ФАБ-500Т — термостойкая, ФАБ-1500-2600ТС — толстостенная, ФАБ-100сч — сталистый чугун, ФАБ-1000сл — стальное литьё), либо коммерческого назначения (КАБ-500С-Э — экспортная).

Типы бомб

Основного назначения

  • ФАБ — фугасная
  • ОФАБ — осколочно-фугасная
  • ОФЗАБ — осколочно-фугасно-зажигательная
  • ОАБ, АО, ШОАБ (шариковая ОАБ) — осколочная
  • ЗАБ/ЗАРП (зажигательный авиационный разовый прибор) — зажигательная
  • — зажигательный бак
  • ОДАБ — объёмно-детонирующая
  • ФАБ-ТС (ТС — толстостенная), КАБ-Пр (Пр — Проникающая) — проникающая фугасная
  • БетТАБ (также — БЕТАБ) — бетонобойная
  • БрАБ (также — БРАБ) — бронебойная
  • ПТАБ — противотанковая
  • ПЛАБ/МПЛАБ (морская противолодочная авиационная бомба)/ГБ ( глубинная бомба) — противолодочная (авиационная глубинная)
  • ХАБ/ХБ — химическая
  • АК (ампула круглая )/АЖ (ампула жестяная) — химическая ампула (снаряжались также самовоспламеняющейся зажигательной жидкостью КС)
  • КрАБ-яд (также — КРАБ-яд) — курящаяся авиационная бомба ядовитого дыма
  • АОХ — осколочно-химическая
  • КАБ — корректируемая (КАБ-Кр — телевизионная [головка самонаведения/ГСН], КАБ-ЛГ — лазерная головка (полуактивная лазерная ГСН), КАБ-С — инерциальная ГСН со спутниковой коррекцией)
  • РБК — разовая бомбовая кассета
  • РБС — разовая бомбовая связка
Вспомогательные и специальные

  • САБ — светящая (осветительная)
  • ДАБ — дымовая
  • ИАБ — имитационная
  • АСК — авиационная спасательная кассета
  • МГАБ — морская гидроакустическая (взрывной источник звука — ВИЗ)
  • АСП — авиационное средство пожаротушения
  • АгитАБ (также АГИТАБ) — агитационная
  • П, ПАБ — практическая
  • М — мишень
  • УПЛАБ — учебная противолодочная
  • ФотАБ (также ФОТАБ) — фотографическая
  • НОСАБ — ночная ориентирно-сигнальная
  • ДОСАБ — дневная ориентирно-сигнальная
  • ОМАБ-Д — ориентирно-морская (дневная)
  • ОМАБ-Н — ориентирно-морская (ночная)

Зачем шотландские мужики надевают юбки?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector