На каком самолете не страшно лететь: боинг-727 или ту-154
Содержание:
- Содержание
- Лётно-технические характеристики
- Литература
- Модификации Boeing 727
- строительство
- Характеристики самолёта
- Конструкция
- Многочисленные модификации и их характеристика
- История создания и эксплуатации
- В культуре и искусстве
- Причина появления нового пассажирского авиалайнера
- История
- Модификации
- А было время: обзор первого Boeing 727 в музее авиации Сиэтла
- История создания
- Лётно-технические характеристики
- Дух Тамерлана
- Boeing 727 Specs
- История
- Лётно-технические характеристики
- Модификации Boeing 727
- Расположение лучших мест и схема салона
- Выводы
Содержание
Лётно-технические характеристики
Boeing 727 — трёхмоторный турбовентиляторный низкокоплан с задним расположением двигателей, со стреловидным крылом и однокилевым оперением.
Тип | Boeing 727—100 | Boeing 727—200 Adv. |
---|---|---|
Тип фюзеляжа | Узкий | |
Длина | 40,59 м | 46,69 м |
Размах крыла | 32,92 м | |
Высота хвоста | 10,36 м | |
Ширина фюзеляжа | 3,76 м | |
Площадь крыла | 157,93 м² | |
угол стреловидности крыла | 32° | |
Макс. вместимость(пс.) | 131 | 189 |
Макс. взлётная масса | 68.946 кг | 95.030 кг |
Вес пустого самолёта | 39.780 кг | 45.360 кг |
Крейсерская скорость | 926 km/ч | 965 km/ч |
Высота полёта | 11.400 м | 12.192 м |
Дальность полёта | 3056 км | 4020 км |
Первая поставка | 727-100: 1.2.1964 727-100C: 13.4.1966 |
727-200: 11.12.1967
727-200Adv.: 9.3.1971 727-200F: 27.6.1983 |
Последняя поставка | 727-100: 18.10.1972 727-100C: 9.3.1971 |
727-200: 16.8.1972
727-200Adv: 6.4.1983 727-200F: 18.9.1984 |
Поставлено всего | 727-100: 407 727-100C: 164 |
727-200(Adv): 1245 727-200F: 15 |
Двигатели Боинга 727—100
3 Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-1 тяга 14.000
3 Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-7 тяга 14.000
3 Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-9 тяга 14.500
Двигатели Боинга 727—200 Adv.
3 Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-9A тяга 14.500
3 Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-11 тяга 15.000
3 Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-15 тяга 15.500
3 Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-17 тяга 16.000
3 Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-17R тяга 17.400
Литература
Модификации Boeing 727
- Boeing 727 имеет 8 пассажирских модификаций, а также ряд военных.
- Boeing 727-100 — базовая и первая модификация самолёта. Имеет пассажировместимость 131 человек. Производилась с 1963 года.
- Boeing 727-100C – модификация, позволяющая быстро конвертировать самолёт из пассажирского в грузовой и обратно. Литера C перевозится как Convertable — конвертируемый.
- Boeing 727-100QC — модификация, позволяющая быстро конвертировать самолёт из пассажирского в грузовой и обратно. QC означает Quickly Convertable — быстро конвертируемый.
- Boeing 727-100QF — грузовая модель Boeing 727.
- Boeing 727-100 Business Jet — модификация лайнера, обладающая меньшим количеством пассажирских мест, зато с существенно большим уровнем комфорта в салоне и увеличенной дальностью полёта.
- Boeing 727-200 — усовершенствованная модель лайнера, имеющая удлинённый на 6 метров корпус (по сравнению с Boeing 727-100) и увеличенную пассажировместимость.
- Boeing 727-200 Adv. — усовершенствованная модификация Boeing 737-200, обладающая большей взлётной массой и дальностью полёта.
- Boeing 727-200F — грузовая модель лайнера.
Также имеются три модификации, предназначенные для армии США: C-22, C-22B и C-22C.
строительство
Boeing 727-200 с удлиненным кормовым трапом и модернизированными крылышками
Этот тип во многом основан на успешной модели Boeing 707 и имеет общие с ним диаметр фюзеляжа и носовую часть. До Boeing 717 (1998 г.) 727 был единственным самолетом в серии Boeing, в котором двигатели располагались сзади, с Т-образным хвостовым оперением и крылом без двигателя. В задней части также есть пассажирская лестница, которая может быть продлена под хвостовое оперение. В 1971 году эта пассажирская лестница позволила угонщику, известному под псевдонимом Д. Б. Купер, взлететь во время полета. После того, как несколько подражателей за короткое время спрыгнули с такой лестницы, в 1972 году Федеральное управление гражданской авиации приказало произвести переоборудование. Их оснастили болтом, который автоматически блокировал лестницу через воздушный поток во время полета. Некоторые авиакомпании полностью закрывают черную лестницу.
Стреловидное крыло имеет очень хорошие аэродинамические характеристики и обеспечивает очень хорошие летные характеристики на высоких скоростях. Для того, чтобы сохранить характеристики медленного полета в требуемых рамках, использовались обширные средства обеспечения плавучести . Система большой подъемной силы состоит из одного предкрылка и трех закрылков Крюгера на переднюю кромку крыла и закрылков с тремя прорезями на задней кромке крыла.
C-22B ВВС США
Что необычно для ближнем и среднемагистральных самолетов, так это наличие устройства аварийного слива топлива .
Помимо чисто пассажирской или грузовой версии, также можно было заказать следующие опции:
- C — оборудование для пассажирских и грузовых операций; этот вариант можно было преобразовать примерно за два часа. 53 штуки -100С.
- QC — Быстросменное оборудование для пассажирских и грузовых операций; переоборудование можно было осуществить примерно за 30 минут, пассажирские сиденья устанавливались на роликах для грузового пола. 111 штук -100QC.
- С-22 — военная версия, в основном оснащенная как транспортный самолет. Три штуки -100, одна -200.
Характеристики самолёта
Boeing 727 является низкопланом с Т-образным однокилевым оперением. Силовая установка лайнера представлена тремя турбовентиляторными двигателями с задним расположением.
Лётно-технические характеристики Boeing 727:
Тип | Boeing 727-100 | Boeing 727-200 Adv. |
Тип фюзеляжа | Узкий | |
Длина, м | 40,6 | 46,7 |
Размах крыла, м | 32,9 | |
Высота хвоста, м | 10,4 | |
Ширина фюзеляжа, м | 3,8 | |
Площадь крыла, м² | 157,9 | |
Угол стреловидности крыла | 32° | |
Макс. вместимость, пассажиров | 131 | 189 (только эконом класс) / 145 (бизнес и эконом классы) |
Макс. взлётная масса, кг | 68 946 | 95 030 |
Вес пустого самолёта, кг | 39 780 | 45 360 |
Крейсерская скорость, км/ч | 926 | 965 |
Высота полёта, м | 11 400 | 12 192 |
Дальность полёта, км | 3056 | 4020 |
Двигатели (×3) | Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-1 тяга 14 000, | Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-9A тяга 14 500, |
Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-7 тяга 14 000, Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-9 тяга 14 500 | Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-11 тяга 15 000, | |
Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-15 тяга 15 500, | ||
Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-17 тяга 16 000, | ||
Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-17R тяга 17.400 |
Конструкция
Боинг 727 представляет собой свободнонесущий моноплан с низко расположенным крылом стреловидной формы и силовой установкой из трех турбореактивных двигателей. Воздухозаборник центрального двигателя вынесен на верхнюю часть фюзеляжа. Из-за установки моторов в хвостовой части использовано хвостовое оперение с вынесенным вверх горизонтальным стабилизатором.
Дополнительно имеется газотурбинный двигатель с генератором, обеспечивший независимость электрической системы самолета от наземного оборудования. Подобная установка стала применяться на пассажирских машинах Боинг именно с модели 727.
На крыле впервые в мировой практике применены трехщелевые закрылки. Дополнительно в механизацию плоскостей крыла входят предкрылки.
Использование этих узлов позволило выполнять взлет и посадку с полос протяженностью около 1600 м. В начале 90-х годов предпринимались попытки установки вертикальных аэродинамических гребней на плоскости крыла. Теоретически модернизация позволяла снизить расход топлива на 4%.
Самолеты Боинг 727 оснащены комплексом авионики «Коллинз» или «Ханиуэлл». Для индикации показаний применяются электромеханические приборы. В ходе поздних модернизаций на части машин применили приборы с жидкокристаллическими экранами. Подобное оборудование устанавливалось на транспортные самолеты компании FedEx с 1994 года. Экипаж состоит из трех человек, хотя прорабатывались возможности использования двухместной кабины.
Кресла пассажиров бизнес расположены в начале салона, установлены попарно в два ряда. За ними расположен эконом-салон, в котором размещены трехместные кресла с центральным проходом. На борту имеются три санузла, размещенные в начале и в конце салона.
Многочисленные модификации и их характеристика
На протяжении многих лет создатели непрерывно совершенствовали и модифицировали уже существующие модели. Так, появились восемь вариантов пассажирского сегмента и некоторое количество военных образцов.
Базовая модель, она же первая версия, машина Boeing 727-100. Произведена в 1963 году, первоначальная вместимость — 131 человек.
Boeing 727-100C – это уникальный самолет, трансформирующийся в грузовой и пассажирский вариант.
Грузотранспортный лайнер Boeing 727-100QF – это еще один проект семейства Boeing 727.
У лайнера Boeing 727-200 удлинен фюзеляж (на 6 метров), он предназначен для большего количества пассажиров.
Самолет Boeing 727-200F создан для перевозки грузов. Еще производились военные самолеты: C-22, C-22B, C-22C.
Модель Boeing 727-200 Adv является одной из самых удачных и совершенных самолетов семейства. Она обладает наибольшей взлетной массой и расстоянием. Это одна из последних модификаций, созданная в 1972 году.
Доработанная конструкция планера и оборудование, отличающее B727-200 Advanced от предыдущих версий:
- Силовые установки JT8D-17R с реверсивной и увеличенной тягой
- Усиленная конструкция, увеличившая взлетный вес
- Сниженные шумовые показатели
- Еще одна емкость для топлива в центральной части крыла
- Система тормозов автоматическая
- Приборы, предупреждающие о возможном столкновении с землей
Лайнер 727-200F Advanced – грузотранспортная машина, созданная на базе самолета 727-200 Adv. Появился в 1983 году, имеет высоту 10,36 метра, берет на борт груз весом до 30 тонн. Таких машин было выполнено 15 единиц.
История создания и эксплуатации
В конце 50-х годов XX века в США весьма серьёзно выросла популярность пассажирских авиаперевозок. Это было связано со своеобразным «авиационным бумом», которому подверглись все развитые страны того времени. Изначально компания Boeing планировала создание нового узкофюзеляжного пассажирского лайнера для нужд нескольких американских авиакомпаний (таких, как, например, United Airlines). Изначально Boeing 727 (так был назван новый лайнер) разрабатывался для внутриамериканских рейсов и предназначался для небольших аэропортов. Также, по замыслу разработчиков, Боинг 727 должен был быть намного экономичнее своего предшественника, Boeing 717, а также более простым в использовании.
Первый полёт нового пассажирского самолёта компании Boeing состоялся в феврале 1963 года, а уже год спустя началась его коммерческая эксплуатация. Лайнер быстро пришёлся по нраву не только американским авиакомпаниям, но и европейским и даже латиноамериканским. Создание грузовых и конвертируемых модификаций Boeing 727 повлекло за собой и то, что лайнер стал всё активнее занимать целевую нишу узкофюзеляжных среднемагистральных самолётов.
На сегодняшний день в коммерческой эксплуатации находится лишь шестая часть из произведённых Boeing 727. В основном это — грузовые модификации, а также пассажирские самолёты авиакомпаний Африки и Южной Америки. Появление более мощных и экономичных лайнеров приводит к постепенному вытеснению самолётов Boeing 727 с рынка авиаперевозок.
В культуре и искусстве
Самолеты Боинг-727 встречаются в ряде американских сериалов и в компьютерных играх
Не обошли вниманием лайнер и фирмы-изготовители масштабных моделей, изготавливающие копии в масштабах 1/72, 1/100 и 1/144
Машина быстро вытеснялась более перспективными разработками, постепенно уходя на вторые роли.
На сегодняшний день машины стали практически достоянием истории, эпизодически встречаясь лишь в отдаленных уголках Африки или Южной Америки. Благодаря опыту, полученному при создании и эксплуатации машин Боинг 727, конструкторы корпорации смогли создать ряд новых самолетов, превосходящих предшественника по всем параметрам.
Причина появления нового пассажирского авиалайнера
В Соединенных Штатах к 60-м годам парк внутренних пассажирских авиалиний был представлен старыми винтомоторными воздушными судами. Такие же самолеты связывали города США со странами Карибского бассейна и Латинской Америки. Следует отметить, что несмотря на высокую степень надежности поршневых и турбовинтовых пассажирских лайнеров, летали они медленно. Расстояние от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса среднемагистральные самолеты L-1049 Super Constellation или Douglas DC-7C преодолевали за 6-7 часов. Потребуется еще с десяток лет, прежде чем появится пассажирский региональный лайнер Boeing 727, машина, которая сможет связать удаленные друг от друга регионы огромной страны.
Если с машинами, способными летать на большие расстояния ситуация разрешилась с появлением на линиях первенца американской реактивной пассажирской авиации Боинга 707, а после и самолета-конкурента DC-8, то для внутренних авиалиний самолет пришлось создавать практически заново. Тем более что положение на рынке внутренних авиаперевозок становилось катастрофическим. Рост количества потенциальных пассажиров указывал на необходимость создания машины большей пассажировместимости, которая за два-три часа доставит пассажира из Вашингтона в Новый Орлеан, из Анкориджа в Хьюстон или в Сан-Франциско.
Успех, который сопутствовал появлению на международных линиях нового реактивного пассажирского лайнера Боинг 707, подтолкнул основных авиаперевозчиков Соединенных Штатов авиакомпании Pan American, United Airlines и WTA к совместному решению о необходимости строительства регионального авиалайнера. В качестве основного разработчика была выбрана самолетостроительная фирма Boeing. Задачи, которые выдвигались перед авиаконструкторами, выглядели следующим образом:
- новый самолет должен будет способен взлетать и садиться на укороченные ВПП;
- машина должна обладать необходимым запасом прочности и надежности при возникновении внештатных ситуаций на борту;
- самолет должен быть неприхотлив в обслуживании и удобен в эксплуатации;
- машина должна быть быстрой, вместительной и в то же время, экономичной.
В кабинетах Boeing прекрасно понимали, что сделать новый самолет путем модернизации «707» не получится. Нельзя было просто для увеличения пассажировместимости удлинить фюзеляж базовой модели. Чтобы поднять в воздух такую машину потребуется больший размах крыльев и мощные двигатели. Соответственно придется переустанавливать шасси самолета в связи с увеличением размеров лайнера. При таких условиях, говорить о создании компактной и вместительной машины, способной обслуживаться в небольших региональных аэропортах, не приходилось. Именно этот аргумент и стал решающим в пользу принятия решения о строительстве совершенно нового самолета.
История
727-30 Lufthansa
727-200 авиакомпании Ariana Afghan Airlines
Boeing 727 был разработан в начале 1960-х, чтобы удовлетворить потребности трёх американских авиакомпаний: United Airlines, American Airlines и Eastern Air Lines. Задачей было создание массового реактивного самолёта, способного использовать ВПП небольших аэропортов, выполнять рейс даже при отказе одного двигателя, быть более экономичным, чем Boeing 707, простым в эксплуатации и обслуживании. Boeing 727 прежде всего должен был использоваться в качестве самолёта для региональных авиаперевозок на западе США и на Аляске, а также перелётов между США и странами Карибского бассейна.
Для упрощения использования самолёта в малоподготовленных аэропортах важное внимание было уделено механизации крыла (уменьшение требуемой длины ВПП) и встроенному трапу (для упрощения посадки и высадки пассажиров в случае отсутствия штатного трапа). Двигатели самолёта отличались большим уровнем шума, что создавало проблемы эксплуатантам в первые годы использования лайнера. В поздних модификациях уровень шума был уменьшен.
В поздних модификациях уровень шума был уменьшен.
Boeing 727 был хорошо принят авиакомпаниями и в 1960-х быстро распространился за пределы США, особенно в страны Латинской Америки и Средиземноморья. Для целого ряда авиакомпаний он стал первым типом используемого воздушного судна и основной «рабочей лошадкой» для выполнения сначала регулярных пассажирских, а затем чартерных и грузовых рейсов на среднюю дистанцию. Появление более экономичного двухдвигательного Boeing 737 в конце 1960-х привело к снижению числа заказов на 727-й. Однако даже после нефтяного кризиса 1974 года авиакомпании снова наполнили портфель заказов на этот самолёт, в основном на его грузовые версии. Последний лайнер был поставлен заказчику в 1984 году, большинство крупных авиакомпаний развитых стран вывели из эксплуатации Boeing 727 к началу 2000-х годов.
Вывод на рынок Boeing 727 дал компании значительное преимущество перед конкурентами из «McDonnell Douglas», которые смогли предложить рынку аналогичный самолёт (MD-80) с большим опозданием, когда привыкшие работать с «Boeing» авиакомпании уже заказали Boeing 737. Успех последнего во многом был предопределён хорошей реакцией рынка на его предшественника. Другим развитием типа стал Boeing 757, имеющий большие дальность и вместимость, чем Boeing 727 и особенно востребованный грузовыми перевозчиками в качестве замены Boeing 727.
Модификации
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
Бе-12 (изделие «Е») | Базовая модель с противолодочной системой ППС-12. |
Бе-12Н (изделие «ЕН») | Модификация с ППС «Нарцисс-12», 27 (или 28) самолётов . |
Бе-12П (изделие «ЕП») | Противопожарная модификация, четыре самолёта. |
Бе-12П-200 | Более современный вариант противопожарного самолёта. Была переоборудована одна машина, работала в Авиалесоохране. Утилизирована. |
Бе-12ПС (изделие «ЗЕ») | Поисково-спасательный вариант. |
Бе-12СК (изделие «ЕСК») | Модификация — носитель ядерного боеприпаса 5Ф-48 «Скальп». В дальнейшем переоборудован для применения более компактного заряда, также мог возить в грузовом отсеке 29 буев. |
Бе-12НХ (народно-хозяйственный) | Транспортно-пассажирская модификация Бе-12, в 1992 году, были переоборудованы три машины. Два самолёта эксплуатировались на Курильских островах, где были потеряны в авариях к 1993 году. Одна машина так и осталась на аэродроме в Таганроге. |
Бе-14 (изделие «ЕПС») | Модификация для поиска, спасения экипажей самолётов, потерпевших аварию над морем, и оказания помощи экипажам кораблей и судов, терпящих бедствие на море. Единственный самолёт, был переоборудован в поисково-спасательный из второго опытного изделия 2Е, затем передан на Балтику. Утилизирован. |
Бе-12И (проект) | Вариант самолёта для проведения различных исследований. Проект не реализован |
Бе-12ЭКО (проект) | Вариант самолёта для проведения экологического мониторинга. Проект не реализован |
А было время: обзор первого Boeing 727 в музее авиации Сиэтла
История создания
В связи с возросшей популярностью пассажирских авиаперевозок в США, у компании Boeing появилась необходимость в создании нового авиалайнера, способного удовлетворить потребности рынка. Модель 707 постепенно теряла свою актуальность, в связи со слабыми техническими характеристиками и неэкономичным расходом топлива. Так, в конце 50-х годов началась разработка авиалайнера Боинг 727. По планам руководства компании он предназначался исключительно для удовлетворения потребностей внутреннего рынка.
Первый тестовый полет 727 состоялся в феврале 1963 года. Уже в следующем году состоялся и первый коммерческий (т.е. с пассажирами на борту) вылет. Самолет быстро начал набирать популярность не только в США, но и Европе, Азии и даже Латинской Америке. В связи с возросшим спросом, компания начала создавать грузовые модификации версии 727. Она стала одним из лидеров в сегменте узкофюзеляжных лайнеров, предназначенных для маршрутов средней протяженности.
Популярность данной серии начала резко падать в конце 60-х годов, в связи с появлением более современной модели — Боинг 737. Однако спустя десятилетие начался нефтяной кризис, который заставил многие авиакомпании вновь вернуться к эксплуатации 727 (по экономическим соображениям). Так эта модель на некоторое время снова стала пользоваться спросом. Последняя продажа Боинг 727 датирована 1984 годом. Всего было выпущено 1832 самолета данной серии. На сегодняшний день в эксплуатации находится лишь 1/6 от этого количества. Используется преимущественно в странах Африки и Южной Америки. Корпорация FedEX в настоящий момент эксплуатирует 100 самолетов марки Боинг 727 (преимущественно грузовые модификации).
Лётно-технические характеристики
Тип | Boeing 727-100 | Boeing 727-200 Adv. |
---|---|---|
Тип фюзеляжа | Узкий | |
Длина | 40,59 м | 46,69 м |
Размах крыла | 32,92 м | |
Высота киля (хвоста) | 10,36 м | |
Ширина фюзеляжа | 3,76 м | |
Площадь крыла | 157,93 м² | |
угол стреловидности крыла | 32° | |
Макс. вместимость (пс.) | 131 | 189 (только эконом класс) / 145 (бизнес и эконом классы) |
Макс. взлётная масса | 68 946 кг | 95 030 кг |
Вес пустого самолёта | 39 780 кг | 45 360 кг |
Крейсерская скорость | 926 км/ч | 965 км/ч |
Высота полёта | 11 400 м | 12 192 м |
Дальность полёта | 3056 км | 4020 км |
Первая поставка | 727-100: 1.2.1964 Eastern Air Lines727-100C: 13.4.1966 Northwest Airlines | 727-200: 11.12.1967 Northeast Airlines727-200Adv.: 9.3.1971 Lufthansa727-200F: 27.6.1983 FedEx |
Последняя поставка | 727-100: 18.10.1972 Dominicana727-100C: 9.3.1971 South African Airways | 727-200: 16.8.1972 Western Airlines727-200Adv: 6.4.1983 US Airways727-200F: 18.9.1984 FedEx |
Поставлено всего | 727-100: 407727-100C: 164 | 727-200(Adv): 1245727-200F: 15 |
Двигатели Boeing 727-100
3 Pratt & Whitney JT8D-1, тяга 14 000
3 Pratt & Whitney JT8D-7, тяга 14 000
3 Pratt & Whitney JT8D-9, тяга 14 500
Двигатели Boeing 727-200 Adv.
3 Pratt & Whitney JT8D-9A, тяга 14 500
3 Pratt & Whitney JT8D-11, тяга 15 000
3 Pratt & Whitney JT8D-15, тяга 15 500
3 Pratt & Whitney JT8D-17, тяга 16 000
3 Pratt & Whitney JT8D-17R, тяга 17 400
Дух Тамерлана
Участники в своих воспоминаниях отмечают, что раскопки сопровождались множеством неприятных сюрпризов. Свет в мавзолее мог внезапно погаснуть, постоянно выходила из строя техника. Местные жители продолжали предупреждать ученых об опасности войны, но те в легенды не верили. Но Малик Каюмов — один из кинооператоров, снимавших процесс вскрытия гробницы, всерьез отнесся к предостережению. Уже после начала Великой Отечественной войны он встретился с Жуковым и рассказал ему о древней легенде. Полководец заинтересовался услышанным и пообещал рассказать об этом самому Сталину.
Романтический квест: как порадовать вторую половинку в день всех влюблённых
Работа, требующая больших сил: как сушат индийский рис (фото)
Любовь Успенская трогательно опекает трехлетнюю малышку по имени Николь
Boeing 727 Specs
The Boeing 727 is a medium to short-range single-aisle airliner, featuring 6 abreast seating. Two main variants of the type were produced, the 727-100 and the 727-200. The 200 was 6.1 metres (20 feet) longer than the 727-100 and together they enabled the 727 to cover the 120 to 180 seat market. The 727-200 was also offered in a variant called the 727-200 Advanced. The Advanced featured improvements in lifting capacity through airframe strengthening, more powerful engines as well as an option for a longer range version with additional fuel carrying capacity.
A TAP Air Portugal Boeing 727-282 Advanced. The 727-200 was 20 feet longer than the 100 with a 10-foot extension to the fuselage just in front and just behind the main wings. The Advanced version had more powerful engines and had additional strengthening to carry higher loads as well as coming in a longer-range version as an option.
Several modified versions of the 727-100 were also offered. Namely the 727-100C or Convertible. This didn’t mean it came with a soft roof so much as it came with options for a mixed passenger/cargo payload. Through the strengthening of the floor, cargo could be housed in the rear half of the fuselage while passengers were seated in the front half.
The 727-100QC or Quick Change was a concept where airliners could effectively utilise their fleets around the clock. By day the 727 was a normal passenger airliner. However, with the aid of rollers in the floor and modularised passenger cabins, the QC could be converted from passenger carrier to a freighter in 30 minutes. The aircraft was then able to be used to haul freight during the night hours.
The 727 was what is known as a slippery aircraft. Due to its clean aerodynamic lines, it was capable of maximum speeds around Mach .9 or better. Today those speeds are rarely seen as the economics of flying those speeds at today’s’ fuel prices are not viable.
As noise abatement laws were taking effect at more and more airfields, the need arose to quieten the noisy 727 engines. Hush kits were retrofitted to the Pratt and Whitney engines which allowed the 727 to continue to operate into affected airfields. Some of the older non-retrofitted aircraft were sold to airlines that operated into airfields which were not subject to noise abatement laws.
A Planet Airways Boeing 727-223.
Whilst the 727 proved to be a popular workhorse for several decades. Eventually, new technology and economics caused it to be no longer competitive. Newer high bypass engines outperformed the JT8D. Because of the middle engine being located in the rear of the fuselage, there was no room to change to a wider high bypass option. In addition, the 3 man flight crew meant the cockpit was far larger than newer aircraft only requiring a 2 man crew. This is obviously lost revenue as far as utilising cabin space for paid seats is concerned.
The 727 was a pioneer and beautiful aircraft, but like many was surpassed eventually by technological advancements and financial pressures.
Boeing 727 Specs | Boeing 727 100 | Boeing 727 200 | Boeing 727 200 Advanced |
---|---|---|---|
Range (fully laden) | 4,300km (2,300 nmi) | 3,100km(1,700nmi ) | 3,500km(1,900nmi) (Standard)4,800km (2,600nmi ) (Option) |
Seating (Typical)(Max) | 294 Typical, 131 Max | 145 Typical, 189 Max | |
Flight Crew | 2 pilots plus 1 flight engineer = 3 | ||
Length | 40.59m (133ft 2in) | 46.69m (153ft 2in) | |
Wingspan | 32.92m(108ft 0in) | ||
Wing Area | 153 sq m(1,650 sq ft ) | ||
Wing Sweep Back | 32 degrees | ||
Height (top of tail) | 10.52 m (34 ft 6in) | ||
Fuselage Width (Exterior) | 3.8 m (12 ft 4 in) | ||
Cabin width (Interior) | 3.51 m (6 in) | ||
Undercarriage | 2 x 2 wheel bogies underwing plus 2 wheeled nose gear. | ||
Typical Operating Empty Weight | 36,560 kg (80,602 lb) | 44,600 kg (98,400 lb) | 46,700 kg (102,900 lb) |
Cruising Speed(Max) | Mach 0.9 | ||
Cruising Speed Typical | Mach 0.84 | ||
Maximum Take off Weight | 77,000 kg (170,000 lb) | 83,800 kg (184,800 lb) | 95,000 kg (209,500 lb) |
Take off distance at Maximum Take off weight at sea-level ISA | 2,500 m (8,300 ft) | 3,000 m (10,000 ft) | 2,600 m (8,500 ft) |
Service Ceiling | 11,000 m (36,100 ft) | 13,000 m (42,000 ft) | 13,000 m (42,000 ft) |
Maximum Fuel Capacity | 29,100 L (7,680 US gal) | 30,600 L (8,090 US gal) | 30,600 L (8,090 US gal) (Standard)39,800 L (10,520 US gal) (option) |
Engines x 3 | Pratt & Whitney JT8D-162 kN (14,000 lbf) thrust each | Pratt & Whitney JT8D-964 kN (14,500 lbf) thrust each | Pratt & Whitney JT8D-17R77 kN (17,400 lbf) thrust each |
Price per aircraft at time of production. | Initially$4.25 million, by 1982 $22 million. | ||
Boeing 727-100 | Boeing 727-200 | Boeing 727-200 Advanced |
История
Boeing 727 был разработан в начале 1960-х, чтобы удовлетворить потребности трёх американских авиакомпаний:United Airlines, American Airlines и Eastern Air Lines. Задачей было создание массового реактивного самолёта, способного использовать ВПП небольших аэропортов, выполнять рейс даже при отказе одного двигателя, быть более экономичным, чем B-707, простым в эксплуатации и обслуживании. Boeing 727 прежде всего должен был использоваться в качестве самолёта для региональных авиаперевозок на западе США и на Аляске, а также перелётов между США и странами Карибского бассейна.
Для упрощения использования самолёта в малоподготовленных аэропортах важное внимание было уделено механизации крыла (уменьшение требуемой длины ВПП) и встроенному трапу (для упрощения посадки и высадки пассажиров в случае отсутствия штатного трапа). Двигатели самолёта отличались большим уровнем шума, что создавало проблемы эксплуатантам в первые годы использования лайнера. В поздних модификациях уровень шума был уменьшен.
В поздних модификациях уровень шума был уменьшен.
B-727 был хорошо принят авиакомпаниями и в 1960-х быстро распространился за пределы США, особенно в страны Латинской Америки и Средиземноморья. Для целого ряда авиакомпаний он стал первым типом используемого воздушного судна и основной «рабочей лошадкой» для выполнения сначала регулярных пассажирских, а затем чартерных и грузовых рейсов на среднюю дистанцию. Появление более экономичного двухдвигательного B-737 в конце 1960-х привело к снижению числа заказов на 727-й. Однако даже после нефтяного кризиса 1974 года авиакомпании снова наполнили портфель заказов на этот самолёт, в основном на его грузовые версии. Последний лайнер был поставлен заказчику в 1984 году, большинство крупных авиакомпаний развитых стран вывели из эксплуатации B-727 к началу 2000-х годов.
Вывод на рынок B-727 дал Boeing значительное преимущество перед конкурентами из McDonnell Douglas, которые смогли предложить рынку аналогичный самолёт (MD-80) с большим опозданием, когда привыкшие работать с Boeing авиакомпании уже заказали B-737. Успех последнего во многом был предопределён хорошей реакцией рынка на его предшественника. Другим развитием типа стал Boeing 757, имеющий большие дальность и вместимость, чем B-727 и особенно востребованный грузовыми перевозчиками в качестве замены B-727.
Лётно-технические характеристики
Тип | Boeing 727-100 | Boeing 727-200 Adv. |
---|---|---|
Тип фюзеляжа | Узкий | |
Длина | 40,59 м | 46,69 м |
Размах крыла | 32,92 м | |
Высота киля (хвоста) | 10,36 м | |
Ширина фюзеляжа | 3,76 м | |
Площадь крыла | 157,93 м² | |
угол стреловидности крыла | 32° | |
Макс. вместимость (пс.) | 131 | 189 (только эконом класс) / 145 (бизнес и эконом классы) |
Макс. взлётная масса | 68 946 кг | 95 030 кг |
Вес пустого самолёта | 39 780 кг | 45 360 кг |
Крейсерская скорость | 926 км/ч | 965 км/ч |
Высота полёта | 11 400 м | 12 192 м |
Дальность полёта | 3056 км | 4020 км |
Первая поставка | 727-100: 1.2.1964 Eastern Air Lines727-100C: 13.4.1966 Northwest Airlines | 727-200: 11.12.1967 Northeast Airlines727-200Adv.: 9.3.1971 Lufthansa727-200F: 27.6.1983 FedEx |
Последняя поставка | 727-100: 18.10.1972 Dominicana727-100C: 9.3.1971 South African Airways | 727-200: 16.8.1972 Western Airlines727-200Adv: 6.4.1983 US Airways727-200F: 18.9.1984 FedEx |
Поставлено всего | 727-100: 407727-100C: 164 | 727-200(Adv): 1245727-200F: 15 |
Двигатели Boeing 727-100
3 Pratt & Whitney JT8D-1, тяга 14 000
3 Pratt & Whitney JT8D-7, тяга 14 000
3 Pratt & Whitney JT8D-9, тяга 14 500
Двигатели Boeing 727-200 Adv.
3 Pratt & Whitney JT8D-9A, тяга 14 500
3 Pratt & Whitney JT8D-11, тяга 15 000
3 Pratt & Whitney JT8D-15, тяга 15 500
3 Pratt & Whitney JT8D-17, тяга 16 000
3 Pratt & Whitney JT8D-17R, тяга 17 400
Модификации Boeing 727
- Boeing 727 имеет 8 пассажирских модификаций, а также ряд военных.
- Boeing 727-100 — базовая и первая модификация самолёта. Имеет пассажировместимость 131 человек. Производилась с 1963 года.
- Boeing 727-100C – модификация, позволяющая быстро конвертировать самолёт из пассажирского в грузовой и обратно. Литера C перевозится как Convertable — конвертируемый.
- Boeing 727-100QC — модификация, позволяющая быстро конвертировать самолёт из пассажирского в грузовой и обратно. QC означает Quickly Convertable — быстро конвертируемый.
- Boeing 727-100QF — грузовая модель Boeing 727.
- Boeing 727-100 Business Jet — модификация лайнера, обладающая меньшим количеством пассажирских мест, зато с существенно большим уровнем комфорта в салоне и увеличенной дальностью полёта.
- Boeing 727-200 — усовершенствованная модель лайнера, имеющая удлинённый на 6 метров корпус (по сравнению с Boeing 727-100) и увеличенную пассажировместимость.
- Boeing 727-200 Adv. — усовершенствованная модификация Boeing 737-200, обладающая большей взлётной массой и дальностью полёта.
- Boeing 727-200F — грузовая модель лайнера.
Также имеются три модификации, предназначенные для армии США: C-22, C-22B и C-22C.
Расположение лучших мест и схема салона
Планировка самолета в основной массе двухклассная, на борту может разместиться 189 пассажиров.
В бизнес-классе расположены ряды с 3 по 5. Это комфортабельные, спокойные и удобные места. Проход широкий, кресла стоят по схеме 2/2. Лучшими считают места в середине, это четвертый ряд. Они немного отдалены от подсобных помещений и санузлов.
В экономическом классе проход более узкий, а кресла имеют компоновку 3/3. Кресла удобные и мягкие, с довольно большим расстоянием между ними.
Наиболее удачные места в шестом ряду, перед ними имеется перегородка, и нет откидывающихся спинок кресел в противоположном направлении. Места для ног более чем достаточно, даже для высокого человека.
В 27 ряду менее удобные места, это последний ряд в хвостовой части. Здесь не откидываются спинки кресел, а еще скапливается очередь в туалет и наблюдается постоянное хождение людей.
Выводы
- Американский Боинг не копия советского 154-го. Такой вывод можно сделать исходя из даты создания лайнеров. Американец совершил первый полет на 4 года раньше.
- Советский самолет ТУ-154 не является полной копией американского Боинг-747. Изначально цель проекта ТУ-154 была превзойти Боинг по всем показателям. Что частично и удалось сделать. Советские инженеры спроектировали более габаритную машину, с большей грузоподъёмностью и вместительностью. Так, советский лайнер вмещает в себя на 30 пассажиров больше, а полезная нагрузка на 30 тонн больше. В защиту американца стоит упомянуть, что изначально он проектировался с приоритетом на компактность для захода в маленькие аэропорты.
- Оба самолета достойные представители своего класса. Каждый был передовым лайнером своего времени и использовался вплоть до конца ХХ в. Обе модели имеют несколько удачных модификаций, которые до сих пор находятся на службе у военных и коммерческих авиакомпаний.
Видео на тему, Боинг — 747 и ТУ — 154 в полете:
Ещё интересные статьи: