Средневековые рыцари

Содержание:

Изменения в женском костюме в романский период

В основе женского костюма все также оставались туники. Самое существенное изменение в одежде, произошедшее в романский период, заключалось в том, что одежду стали кроить, а не собирать из цельных кусков тканей.

В результате этого открытия удавалось подгонять наряд точно по фигуре. Появились вытачки и клинья, которые позволяли делать переход от узкого лифа к широкой юбке. Нижняя часть туники зачастую расширялась именно при помощи клиньев.

Верхняя туника в XII веке неожиданно стала короче — выше колен, но еще через столетие она вернулась к прежней длине. Она шилась из дорогих тканей, чаще парчи. Ее расшивали серебряными или золотыми нитями.

Появилась еще одна накидка с заниженной отрезной линией талии — блио, — которая надевалась через голову. Ее шили из шелка или шерсти.

Плащи, которые по-прежнему были верхней одеждой, лишились рукавов. Их часто обшивали мехом.

Одежда в романский период стала более яркой. В нарядах появились красный, розовый, зеленый, синий. Плащи очень часто были двусторонними, тыльная и внешняя сторона имели контрастные оттенки.

Обязательным для женщин стало ношение головных уборов. Это было предписанием церкви, поэтому ослушаться было нельзя. Макияж тоже был под запретом.

На турниры рыцари надевали богато украшенные доспехи

Это распространённое заблуждение, причина появления которого — богатые доспехи, хранящиеся в коллекциях музеев.

На самом деле турнирные доспехи делались не столько красивыми, сколько максимально прочными. От этого как раз сильно страдал их внешний вид, отягощённый дополнительными защитными пластинами.

В поздний период даже перестали использовать изукрашенные гербовые котты (или сюрко — накидки поверх доспехов), оставляя доспех полностью открытым.

Парадные доспехи — это совсем иное явление, появившееся уже в эпоху Ренессанса. Правители и богатейшие сеньоры заказывали мастерам защитное обмундирование, чтобы появляться в нём перед подданными, демонстрируя своё богатство.

Гравировка и золочение доспехов, наоборот, делали их менее прочными, потому что для нанесения использовались технологии, лишь уменьшающие прочность железной конструкции. Ну а ренессансные шлемы, украшенные султанами и фантастическими фигурами, не годились ни для чего, кроме парадов.

Внешние ссылки

Тюнинг ходовой части

О чем задумываются, когда речь заходит о тюнинге внедорожника? Конечно, в первую очередь об улучшении его технических характеристик. Чтобы увеличить проходимость ГАЗ 69, владельцы легендарного «козлика» делают лифтинг подвески, заодно и ставят колеса большего диаметра.

Оригинальный тюнинг ходовой в ГАЗоне 69А

Высокая посадка автомобиля достигается, если на рессорах установить более длинные серьги или проставки между мостами и рессорами. Но увлекаясь лифингом, следует помнить, что и без того прыгучий внедорожник может на скорости легко опрокинуться.

Бехтерец и бригантина

Кольчужные доспехи долгое время использовались параллельно с кожаными, в 11 веке стали преобладать, а в 13 веке окончательно оттеснили кожу на второй план. Когда кольчуга стала доступна большинству рыцарей, кожаная кираса с нашитыми на нее железными пластинками стала надеваться поверх кольчужной рубахи. Так достигался более высокий уровень защиты от стрел. Общий вес защитного снаряжения увеличивался и достигал 18 кг. Учитывая, что даже такая (тройная!) защита легко пробивалась и топором, и кавалерийским копьем, большой вес комплекта был явно неоправдан.

К тому же прогресс кузнечного искусства позволил рыцарям в 14 веке сменить мечи каролингского образца на вдвое более тяжелые и в полтора раза более длинные риттершверты. Против полутораручных мечей кольчуга уже не годилась.

Броня, собранная из перекрывающих друг друга пластинок (Тодд Локвуд, деталь обложки D&D Adventure Game).

Оптимальным соотношением веса к уровню защиты обладала бы сплошная металлическая пластина толщиной 1,2-2 миллиметра, но такой элемент брони из железа можно было изготовить только методом сварки. Подобные технологии не были доступны. Для того, чтобы отковать из трех полос металла плоский клинок — уже требовалось большое искусство. Трехмерный же объект (шлем или кираса) изготовить одной ковкой несравненно сложнее. Иногда мастерам удавалось составить кирасу из нескольких элементов, которые соединялись между собой. Но такое изделие являлось буквальным произведением искусства, и было исключением из общего правила. К тому же искусных ремесленников было мало. В Западной Европе до 11 века отсутствовали крупные города, и, следовательно, были ограничены торговля, каменное строительство, сложные ремесла.

Мастеров, способных выковать из нескольких слоев металла крупный и надежный броневой элемент (тем более — криволинейный), в Европе не существовало до 14 века. Потому все детали доспеха собирались из плоских и небольших элементов.

В простейшем случае около 1500 небольших сварных чешуек соединялись кольчужными кольцами. Плетеный таким образом доспех (по аналогии с древнеримским его именовали “ламеллярным”) по-русски назывался “бехтерец”, напоминал чешую и обладал некоторой гибкостью.

Бехтерец закрывал грудь, спину и бедра бойца. При весе в 12 кг он выдерживал рубящие удары риттершверта, но от ударов копья, топора и палицы не спасал. Поэтому следующим шагом в развитии защиты воина стала широко распространившаяся с середины 14 века бригантина.

В ней все еще использовались плоские броневые элементы, однако их было только 30-40 штук. Пластины не соединялись между собой, а вкладывались в кармашки матерчатой куртки, образовывая заметные зазоры. Недостатком бригантины была и большая подвижность пластин относительно друг друга. Пластина распределяла удар палицы по поверхности доспеха, но в конечном счете он обычно приходился на ребра человека. Да и вражеский клинок мог соскользнуть в зазор между пластинами. Туда же могла попасть и стрела. Что же до копья, то пластины сами расходились под давлением наконечника.

В общем, бригантина значительно повышала защиту, но употреблялась в основном только поверх хоуберка, добавляя свои 10 кг к его и так немалому весу.

Когда-то эта чешуйчатая броня не была ржавой, а ее владелец — не был мертвым (Уэйн Рейнольдс, иллюстрация для сборника Monsters of Faerun).

Битва при Лаупене 1339 года

Достаточно интересная битва, хотя и не столь известная, как громкие сражения вроде Креси или Куртрэ. Примечательна она тем, что швейцарская пехота здесь, будучи обычным ополченцами встретила атаку конницы на равнинной местности. Наш основной источник анонимная хроника Conflictus Laupensis описывает атаку фрейбургской конницы, и тут происходит то, что, собственно, и является основной целью атаки – около 2000 швейцарцев, видя летящую на них лаву рыцарей, разворачиваются и дают деру. Причем, как-то я ошибочно назвал их безоружными «inermes», как они буквально поименованы в хронике на латыни. Однако этот термин в средние века просто означал пехотинцев. Вот только остальные швейцарцы никуда не побежали и всадники… Нет, не влетели с треском в строй, а как и французы при Арке, начали грозно кружить вокруг пехотинцев, надеясь, что те сами пойдут в атаку. В конечном, счете, пехотинцев все же попытались атаковать (детали не сообщаются), но закончилось это плохо для всадников. Бернцы выбили с поля боя фрайбургскую пехоту и ударили в тыл рыцарям, которые кружили вокруг вальштедцев.

Схема битвы при Лаупене European MedievalTactics (2) New Infantry, New Weapons 1260–1500

Вообще невольно возникает вопрос, а были ли битвы, где рыцари все-таки влупились в строй пехоты с разгону и огоньком. На самом деле, да, были, но картина боя сильно отличалась от апокалиптических описаний с вытаптыванием, проломом и еще чёрт знает какими эпитетами, которые лепят к конной атаке.

Рыцарство – привилегия дворянства

Война в Средневековье была привилегией высшего сословия, которое получало за свою службу не только земли, но и целые деревни и города. Естественно, что рыцарь в средневековой Испании, Франции или Англии был не заинтересован в появлении рыцарей – конкурентов. Многие феодалы запрещали носить оружие не только крестьянам, но и торговцам, ремесленникам и даже чиновникам. Иногда презрение средневековых рыцарей к простолюдинам доходило до абсурда, гордые феодалы отказывались сражаться вместе с простыми пехотинцами, что нередко стоило им жизни.

Появление рыцарских сословий возникло в 8 веке у франков, когда там происходил переход от пешего народного ополчения к вассальному конному войску. Под влиянием церкви средневековая конница превратилась в элитное военное сословие, которое служило высоким идеалам. Эпоха крестовых походов окончательно превратила средневекового рыцаря в образец для подражания.

Из госинфсводки информационного отдела ВЧК № 43 (260) за 21 февраля 1922 г. 22 февраля 1922 г.

Рыцари выезжали на поле боя на массивных конях-тяжеловозах

История рыцарства[править | править код]

Рыцарство как военный и землевладельческий класс возникло у франков в связи с 

Дама помогает рыцарю надеть доспехи.

переходом в VII столетии от народного войска к коннице вассалов. Под влиянием церкви и поэзии оно создало моральный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов под влиянием появившихся духовно-рыцарских орденов превратилось в наследственную аристократию. Первыми из рыцарских орденов были госпитальеры и тамплиеры, паломники в Святую Землю.

Прообразом рыцарей в какой-то мере был класс всадников в Древнем Риме. Во франкском войске, в котором ещё в VII столетии доминировало пешее войско, конницу составляли дружинники короля. 

Свободный человек, становившийся вассалом приносил присягу на верность сеньору. С конца VIII столетия присяга требуется от всех, кто, получая бенефиции и поместья, становились вассалами. Карл Великий ещё использовал в войнах пехоту, однако уже Людовик I и Карл II собирали в поход только конницу. В 865 г. от вассала с большим наделом требовалась кольчуга или панцирь для принадлежности тяжелой коннице. Легкая конница могла прибывать с копьем, мечом, щитом и луком. Легковооруженные всадники, не будучи свободными вассалами, были гораздо ниже по положению. Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу в легкой коннице, а потом, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжелую конницу и стать рыцарем.

Таким образом создался привилегированный класс дворовых слуг у богатых фео

«Шитье знамени»-картина нарисована Эдмундом Блером Лейтоном. Дама провожает рыцаря на войну.

далов. В разных странах необходимые условия для превращения в рыцаря а также темпы, способы расширения этого явления были разными в разное время.

В Германии министериалы из столетия в столетия являются классом, выше городских жителей, но ниже рыцарей. Их несвобода выражалась в том, что они не могли оставить службу по собственному желанию. Привилегии этого класса заставляли свободных и даже знатных людей добровольно подчиняться сеньорам на правах министериалов. Вскоре это стало массовым явлением. А в XIV столетии их несвободное происхождение было вообще забыто. Это могло стать проблемой, поэтому переход новых слоев невойскового населения в рыцарство Был остановлен в XII столетии. Постановлением Фридриха поселянам запрещалось носить копье и меч, даже купцы не имели права пользоваться мечом. Появляется понятие рыцарского происхождения. Часто требовалось, чтобы отец и дед были рыцарями.

Во Франции уважаемыми были владельцы знатных земель, феодов, другим признаком знатности было допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и становились иногда рыцарями, главным правилом было, что в рыцари посвящался владелец надела.

В Англии право посвящать в рыцари рано стало привилегией королей. Генрих III и Едуард I требовали обязательного посвящения в рыцари всех, кто владел годовым доходом с земли не ниже 20 фунтов. Факт владения землей взял вверх над происхождением.

После того, как рыцари стали высшим классом, несвободные всадники остановились на титуле оруженосца, как наивысшем для них. Сыновья же рыцарей были оруженосцами до совершеннолетия, когда их принимали в рыцари. Со временем, с усилением феодальной раздробленности, рыцарство «одичало» и появилось много рыцарей-разбойников, которые из своих замков, превратившихся в разбойничьи гнезда, атаковали соседей и купцов. Рудольфу Габсбургскому принадлежит честь истребления в Германии большого числа разбойничьих гнезд таких рыцарей-грабителей.

Со временем, с возникновением огнестрельного оружия и увеличением роли пехоты рыцари как военная сила перестали существовать, оставшись лишь аристократическим классом.

№ 2 — космодром «Восточный»

В 2007 году президент России Владимир Путин подписал указ о начале строительства нового объекта. Космодром «Восточный» в России начали возводить в 2012 году.

Он должен обеспечить стране независимый доступ в космос. Помимо этого он должен гарантировать выполнение всех обязательств по коммерческим и международным космическим программам, а также позволит существенно сократить затраты на содержание Байконура. В конечном счете, улучшится социально-экономическая обстановка в Амурской области, где ведется строительство.

Целым рядом преимуществ обладает территория, на которой строится космодром «Восточный. Россия получит возможность отправлять в космос ракеты, минуя густонаселенные районы страны и территории иностранных государств. Поблизости находятся автомагистрали и железная дорога, аэродромы. С появлением нового космодрома будут нейтрализованы политические риски, связанные с расположением Байконура в Казахстане.

Прием

Награды и отраслевые обзоры

Prince & Knight получил положительные отзывы в отрасли с момента его выпуска. Kirkus Reviews дал ему звездный обзор, назвав его «победным» и «главной гомосексуальной сказкой для этого возраста». В журнале « Школьная библиотека» написано : «Это яркая сказка для юных читателей … Прекрасное дополнение к любой библиотеке или классной комнате». Точно так же » Чикаго Трибьюн» писала, что «новичок Дэниел Хаак написал столь необходимую сказку о ЛГБТ, попадает в нужные ноты; она одновременно прозаична и полна магии настоящей любви». Bookish отметил, что «Хаак написал прекрасную инклюзивную сказку, которая стала еще более особенной благодаря волшебным иллюстрациям Стиви Льюиса».

Prince & Knight вошел в десятку лучших по версии Rainbow List Американской библиотечной ассоциации за 2019 год. Он также был номинирован на премию Goodreads Choice Award за лучшую книгу с картинками и был назван лучшей детской книгой 2018 года по версии Amazon , Chicago Tribune , Kirkus Reviews и PopSugar .

Проблемы цензуры

По данным Управления интеллектуальной свободы Американской библиотечной ассоциации , « Принц и рыцарь» заняла пятое место в рейтинге самых сложных книг 2019 года. Офт заявил, что среди причин, по которым книга вызывает возражения, является ее содержание ЛГБТКИА +; за то, что это «преднамеренная попытка внушить детям младшего возраста» потенциально может вызвать замешательство, любопытство и гендерную дисфорию; и за противоречие с религиозной точкой зрения.

Дебора Колдуэлл Стоун, исполнительный директор Управления интеллектуальной свободы, говорит: «Нашу озабоченность вызывает тот факт, что многие книги предназначены для молодежи и подходят для их возраста и развития», но вызывают трудности, потому что «они якобы продвигает политическую повестку дня или сексуализирует детей «. Согласно данным ALA, проблемы исходили от родителей, законодателей и религиозных лидеров.

Противоречие в округе Апшур, Западная Вирджиния

Публичная библиотека округа Апшур в Западной Вирджинии убрала принца и рыцаря со своих полок после того, как Джош Лейфилд, пастор горного нагорья Часовни на Голгофе, встретился с должностными лицами библиотеки, чтобы выразить свое несогласие с книгой.

В удаленном посте в Facebook Лейфилд сказал:

Комментарии Лейфилда и решение убрать книгу с полок библиотеки вызвали отклик местных и национальных защитников ЛГБТК + и цензуры. Сара Кейт Эллис, президент и главный исполнительный директор GLAAD, заявила в своем заявлении:

Кроме того, Национальная коалиция против цензуры , Управление интеллектуальной свободы Американской библиотечной ассоциации и Библиотечная ассоциация Западной Вирджинии призвали округ Апшур вернуть книгу в обращение. В письме членам правления WVLA заявила:

Согласно New York Times и полевому отчету ALA, Prince & Knight «был временно удален из библиотеки, но позже вернулся».

Противоречие в округе Лаудон, штат Вирджиния

В округе Лаудон, штат Вирджиния , местный школьный округ столкнулся с рядом проблем с литературой, которая была учреждена как компонент инициативы «разнообразные классные библиотеки» для классов начальной и средней школы. Большинство проблем были связаны с литературой ЛГБТК +, несмотря на то, что они составляли только пять процентов от общего числа текстов, предназначенных для программы. В частности, согласно внутренним документам округа, больше всего просьб о пересмотре со стороны родителей и граждан приходилось на «Хизер — две мамы» , « Моя принцесса-мальчик» и « Принц и рыцарь» , при этом « Принц и рыцарь» были переведены в школьную консультационную службу, пока находились на пересмотре.

И те, кто выступали против включения текстов ЛГБТК + в инициативу разнообразия, и поддерживали их, высказали свои позиции во время продолжительного шестичасового заседания совета по образованию для обсуждения разногласий. Байрон Кросс, учитель физкультуры в округе, сказал, что все книги, которые «потенциально могут ввести ребенка в заблуждение относительно того, кем он является биологически ». Другой родитель присутствующих заявил в ходе общественного обсуждения, «Я не могу переварить чтение письменного порно, но мой ребенок может?»

Повышение внимания СМИ, вызванное ростом противоречий, вызвало вмешательство Национальной коалиции против цензуры, которая в своей статье для местной газеты утверждала:

Появление в Европе стальных шлемов

Началом широкого распространения в Европе защитной экипировки, выполненной из железа, считается Раннее Средневековье, наступившее, как это принято считать, после падения в 476 году Западной Римской империи. Боевые шлемы, создававшиеся в ранний период этой эпохи, отличала характерная особенность ─ в их основе лежал каркас из толстых стальных полос, поверх которого крепились металлические сегменты. Подобная конструкция обеспечивала им надёжность и упрощала процесс изготовления, но и значительно увеличивала вес изделия.

Только в VI веке европейские оружейники отказались от каркасной конструкции и перешли на изготовление нового вида шлемов, склёпанных или спаянных из нескольких сегментов. Нередко мастера дополняли их наносниками ─ узкими, вертикально расположенными металлическими полосами, предохранявшими лицо воина. Эту новинку впервые стали использовать скандинавы и англосаксы, и лишь в течение последующих двух столетий она получила распространение среди остальных европейских народов.

Какую одежду надевали в средневековой Руси?

Зажиточные горожане носили плащи и брюки (мужчины) и роскошные богатые платья (женщины). Для бедняков и простых крестьян был один вариант одеяния — льняная рубаха и грубые полотняные штаны — портки.

Женщины надевали простые длинные платья прямого кроя сверху на белую льняную рубаху. Ткани были довольно скромные и однообразные, без ярких оттенков и многообразного декора.
Замужним женщинам полагалось носить поверх рубахи некое подобие юбки — одежду, которая крепилась на поясе, и называлась понева.

Мода Средневековья формировалась под большим влиянием церкви, поэтому большого разнообразия костюмов и цветных тканей не было. Одежда имела свободный крой и большую длину, прикрывала большую часть тела и значительно отличалась у бедных и богатых слоев населения. Постепенно костюм менялся, приходили к более узким и менее закрытым нарядам, но общая картина одеяния оставалась прежней.

Описание конструкции

Главная часть комплекса «Точка-У» — ракета 9М79-1. Она 1-ступенчатая, состоит из ракетной части, включающей в себя двигатель и приборы управления, и головной части – собственно боевого заряда. Двигатель – твердотопливный, с одним составным соплом. Топливный заряд при старте поджигается пиропатронами, соединёнными с воспламенителем.

В хвостовом отсеке, служащем обтекателем сопла, находится турбогенератор, обеспечивающий приборы электроэнергией во время полёта. Там же размещено оперение – складывающиеся крылья, газоструйные и аэродинамические рули. По сравнению с ранними образцами, на двигателе «Точки-У» было заново спроектировано сопло и использован другой топливный заряд.

Перед двигательной установкой находится приборный отсек. В нём находится система управления с цифровым вычислителем. Используется инерциальное наведение, устойчивое к средствам противодействия, причём траектория полёта корректируется не до момента отключения двигателя, а до момента достижения точки прицеливания. Из-за постоянного управления, кстати, ракета не считается баллистической. Аэродинамические рули управляются с помощью гидроприводов, газоструйные рули служат вспомогательным средством и используются только при наборе ракетой скорости.

Основной тип боевой части – осколочно-фугасная 9Н123Ф. Она снаряжена 162 кг смеси гексогена и тротила. Для максимальной эффективности осколочного действия подрыв заряда происходит в воздухе, а ракета перед срабатыванием доворачивает на угол встречи, близкий к прямому. За счёт этого основная масса осколков равномерно разлетается в стороны. Площадь, накрываемая осколками, может доходить до 3 Га. Основная часть осколков при этом имеет массу до 20 г, а самые лёгкие – до 5 г.

Кассетная головная часть 9Н123К содержит 50 суббоеприпасов с индексом 9Н24. Каждый такой боевой элемент снаряжён 1,5 кг гексала и даёт до 316 осколков массой в среднем 7 г. Общая площадь поражения достигает 7 Га.

Ракеты с кассетной боевой частью считались более эффективными, чем осколочно-фугасные. Так, предполагалось, что уничтожить артиллерийскую батарею (в том числе самоходную) может одна ракета с БЧ 9Н123К. Для поражения такой же цели осколочно-фугасными зарядами требовалось две ракеты. Если координаты цели определялись с меньшей точностью (до 150 м), штатный расход составлял две кассетные и четыре осколочные ракеты.

Существует вариант осколочно-фугасной боевой части, оснащённой радиолокационной головкой самонаведения. Такие ракеты предполагалось применять против радарных установок, на излучение которых они бы наводились.

Ракеты с химическим зарядом несли в головной части 65 суббоеприпасов снаряжённых зоманом или газом VR.

Транспортно-пусковой установкой для комплекса «Точка-У» служит 6-колёсный вездеход-амфибия марки БАЗ-5921. Машина оснащается 6-цилиндровым дизелем, механической 5-скоростной коробкой передач. Передвижение по воде осуществляется с помощью водомётов, высокую маневренность обеспечивает наличие задней управляемой оси. Машина оснащалась средствами защиты от оружия массового поражения. Ракета приводилась в стартовое положение за 15 секунд.

Поскольку вся необходимая прицельная и пусковая аппаратура размещаются на борту автомобиля, даже одна пусковая установка может автономно произвести пуск и выполнить боевую задачу.

В состав ракетных батарей также вошли транспортно-заряжающие машины на шасси БАЗ-5922 и транспортные автопоезда, состоящие из тягача ЗиЛ-131 и активного полуприцепа. Перегрузка ракеты с заряжающей машины на пусковую занимала от 15 до 30 минут. Все машины, входящие в состав комплекса (кроме автопоедов) авиатранспортабельными, перевозились обычно тяжёлыми самолётами АН-22 или Ил-76.

Рыцари носили на шлемах громоздкие геральдические украшения

Да, такие украшения — их называют нашлемными фигурами — были весьма распространены. Но только на турнирах. В бою же рыцарь предпочитал простой железный шлем. На головном уборе не должно было крепиться ничего, что могло бы помешать быстро крутить головой и следить за действиями противника.

Зато шлемы часто обтягивали тканью или покрывали краской, рисуя на нём геральдические фигуры владельца.

В Крестовых походах появилось ещё одно украшение рыцарского шлема — развевающиеся ленточки, или намёт — кусок ткани, который набрасывали на голову, чтобы защититься от палящего солнца Палестины.

В словаре Даля

Рыцарские доспехи были неповторимы

Когда рыцари выходили на поле брани в полном обмундировании исход битвы был практически предрешён. Их доспехам не могли угрожать ни мечи, ни копья, которые в то время были наиболее распространённым оружием. Доспехи рыцарей были изготовлены из высококачественной стали, которой придавалась особая изогнутая форма. Благодаря этой форме и прочности металла холодное оружие просто отскакивало от лат рыцарей. Чтобы крушить доспехи средневековые оружейники специально придумали булавы и молоты.

Если вы не смогли нанести рыцарю колотую или режущую рану, можно было попытаться хотя бы посильнее ударить его, что приводило к сотрясению мозга. А также молоты и булавы применялись, чтобы сбить рыцаря с обыкновенного коня или дестриэ.

Дестриэ называли специальных рыцарских жеребцов особо крупных размеров, которые могли вынести на себе не только воинов в стальных латах, но и специальные заслоны, защищавшие животных от стрел. Из-за тяжести доспехов (около 25 кг) рыцари не могли быстро двигаться, поэтому им были необходимы мощные лошади. Даже со стальной защитой дестриэ могли быстро передвигаться на небольшие расстояния, поэтому перед оппонентами стояла первоочередная задача — сбить рыцаря с коня.

Высокое Средневековье

Развитие европейских государств в XI – XIV вв. ознаменовалось совершенствованием технологий, в том числе и военных. Оружие становится мощнее, что требует более надёжной защиты. Отличительная черта эпохи – крестовые походы приносят новые виды рыцарского облачения и шлемов. Последние сначала приобретают вид цилиндров с узкими прорезями для глаз и вентиляционными отверстиями, а затем трансформируются в некое подобие горшка, давшего название целому поколению военных головных уборов. Среди них:

  • топхельм;
  • кюбельхельм;
  • «сахарная голова».

Помимо наголовий с горшковидной тульей применялись похожие на современные каски сферические цервельеры и «железные шляпы», именуемые шапелями или капеллинами.

Топхельм

Кавалерийский «горшковидный» шлем, входил в доспехи рыцарей-крестоносцев. Его тулья собиралась из проклёпанных пластин, формирующих лицевую часть и назатыльник. Просторный убор нигде не прилегал к голове, тем самым, гася силу удара копий, которая к тому времени значительно возросла. Для этой же цели рыцари дополнительно использовали стёганый подшлемник.

Следующим усовершенствованием стало появление ребра в лицевой части тульи, не дававшего нанести прицельный удар. Тогда же на топхельмы начали крепить характерные усиливающие накладки в виде креста, где поперечная «перекладина» обрамляла смотровую щель. Модель просуществовала до XIV в., но из-за дороговизны её применение было ограниченным.

Кюбельхельм

В начале XIV в., тулью классического топхельма расширили, чтобы поместить под неё шлем-дубликат меньшего размера, чаще всего цервельер или бацинет. Так возникла модель, получившая название кюбельхельм. Модернизация связана с изменившимся характером военных действий, когда стремительным атакам конницы были противопоставлены затяжные бои с перерывами.

Рыцари выезжали на поле брани в лёгких церевьерах, а, заметив приближение противника, надевали сверху более тяжёлый, опиравшийся на плечи кюбельхельм, который создавал «двойную защиту». Приём часто использовался участниками Столетней войны и других, не менее кровопролитных сражений.

«Сахарная голова»

Последняя по времени создания разновидность топхельма, имевшая коническую, преимущественно цельно-кованную тулью. Крепилась к нагрудным латам при помощи прочной цепи, что предотвращало срывание головных доспехов во время боя или сбивание в сторону, когда рыцарь терял способность видеть сквозь смотровую щель.

Также «сахарная голова» спасала своего владельца от травмы шеи при сильном лобовом ударе. От необычной модели топхельма полностью отказались только в XV в., когда тяжеловооружённым воинам потребовалась большая манёвренность и скорость передвижения.

Сначала вентиляционные отверстия равномерно распределяли в нижней части шлема. Но затем стали делать только на правой половине, поскольку на левую чаще приходился удар копий и её следовало усилить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector