История двуглавого орла: как менялся герб россии?

Содержание

Содержание

В ходе рейда японцы потеряли всего 29 самолётов

Герб Российского государства (1918—1919)

Проект герба Российского государства

23 сентября 1918 г. Актом Уфимского Государственного совещания «об образовании всероссийской верховной власти» во имя «восстановления государственного единства и независимости России» было создано Временное Всероссийское правительство («Уфимская Директория») и установлено, что оно будет являться «впредь до созыва Всероссийского Учредительного Собрания … единственным носителем верховной власти на всем пространстве государства Российского». 4 ноября был сформирован исполнительный орган Директории — Всероссийский Совет министров. 18 ноября Совет министров объявил о принятии на себя всей полноты верховной власти и затем постановил передать её Верховному Правителю России, которым был избран адмирал А. В. Колчак. Было образовано новое правительство, вошедшее в историю как Омское, или правительство Колчака, которое просуществовало до 4 января 1920 года.

В начале 1919 года в Омске был проведён конкурс по разработке нового российского герба. В соответствии с условиями конкурса, от его участников требовалось сохранить изображение двуглавого орла, заменив «эмблемы царской эпохи» (корону, скипетр и державу) на эмблемы, «характерные для новой возрождающейся государственности».

Основным претендентом на победу примерно из ста представленных проектов считался герб, созданный казанским художником Г. А. Ильиным, который оставил державу и цепь ордена Андрея Первозванного, заменив корону и скипетр на крест и меч. Герб венчала надпись «Симъ побѣдиши» на лазоревой андреевской ленте.

Хотя официально герб не был окончательно утверждён и существовал в нескольких вариациях, он имел хождение на документах и денежных знаках, выпускавшихся Российским правительством Колчака.

Доска почета

Иоанн III и Философский камень

Известно, что Иоанн III был неравнодушен к западным специалистам, которых русские эмиссары ангажировали по всей Европе. Из истории мы хорошо знаем об итальянских архитекторах Аристотеле Фиораванти, строителя Успенского собора, и Пьетро Антонио Солари, строителя нескольких кремлевских башен. Известно, что все западные строители того времени состояли в цехах, которые, по сути, представляли собой тайные закрытые общества. Очень многие сообщества строителей на Западе использовали символику двуглавого орла. Не исключено, что Иоанн «позаимствовал» знак именно у экспатов-архитекторов.

Кроме того, двуглавый орел в качестве символа широко использовался и в модной тогда алхимии. У алхимиков он символизировал Философский камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus, или «Великое Делание». Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, то, вероятно, кто-то из них практиковал алхимические опыты. Например, лекари, аптекари, которые, как известно, поголовно в те времена были увлечены получением Философского камня. От них и мог московский государь перенять «волшебный символ» в качестве личной печати.

Надо сказать, что в конце XV века использование двуглавого орла было модным трендом в Старом Свете. Возможно, Иоанн III, «подглядев» орнитологический знак в качестве печати в каком-нибудь иноземном договоре, решил последовать тенденции. Просто потому, что он ему понравился. Это версия, конечно, звучит очень легковесно, но все же…

Двуглавый орел на страже Руси

Успехи Ивана III в борьбе с татаро-монгольским игом побудили его создать величественный символ России. Герб должен был напоминать соседям на Востоке и на Западе, что Русь — грозный противник. Двуглавый орёл одновременно следит за западными и восточными границами России. Благодаря Ивану III птица получила крест в одну лапу и меч — в другую. Крест символизировал принадлежность православному христианству, а меч демонстрировал намерение защищать независимость Руси. Две головы орла венчала одна шапка Мономаха — символ самодержавия. Чуть позже грудь орла начала закрываться иконой с Георгием Победоносцем. Покровитель воинов и землепашцев призван был оберегать государство от иноземных вторжений и внутреннего зла.

Смутное время отразилось на символе России негативно. Орёл то терял одну голову (на манер западных держав), то из золотого становился чёрным. На видоизменении герба очень сильно сказалось влияние польской интервенции. Однако все западные претензии на русский трон были отбиты, и орёл вернул себе первоначальный облик.

Смысл образа хищной птицы

Изображение орла в России можно увидеть не только на гербе, но и в паспорте, на монетах, президентском штандарте, эмблемах госорганов. В этот образ вкладывают разный смысл

Основной версией принято считать геополитическое положение РФ, ее одинаковое внимание как к Западу, так и к Востоку, а также готовность к обороне

Скипетр и держава в когтях хищника – незыблемость государственных устоев. Щит на груди птицы с изображением всадника, побеждающего змея, говорит об исторической миссии российского народа бороться со злом на Земле.

Наличие трех корон в верхней части герба говорит о защите России Святой Троицей (Отцом, Сыном и Святым Духом), а также веру в Бога, Царя и Отечество.

Сегодня глава геральдического совета считает, что современная РФ продолжает геральдические традиции Российской империи.

Источники

Литература:

  1. Б.Б. Шофилд: «Битва за Средиземное море. Взгляд победителей».
  2. Агава Хироюки: «Адмирал Ямамото. Путь самурая, разгромившего Пёрл-Харбор».
  3. О. Дорошкевич: «Самолёты Японии Второй Мировой войны».
  4. А. В. Мандель, В.В. Скопцов: «Линейные корабли Соединённых Штатов Америки. Часть 2».
  5. М. Футида, М. Окумия: «Сражение у атолла Мидуэй».
  6. С.В. Патянин, А.В. Дашьян, К.С. Балакин: «Все крейсера Второй Мировой».
  7. С.Э. Морисон: «Американский ВМФ во Второй Мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном, декабрь 1941 — апрель 1942».
  8. Ф. Шерман: «Война на Тихом океане. Авианосцы в бою».
  9. А. Больных «Авианосцы».
  10. Michael Keith Olson: «Tales From a Tin Can: The USS Dale from Pearl Harbor to Tokyo Bay».
  11. «Война в воздухе №44: «Пёрл-Харбор: Япония наносит удар».

Документальные фильмы:

  1. Документальный фильм режиссёра Эрика Нельсона: «Pearl Harbor. Death of the Arizona» (пер. с англ.: Пёрл-Харбор. Гибель «Аризоны»).

Иллюстрации:

  1. www.navsource.org
  2. www.waralbum.ru

Москва — Третий Рим

Впервые орел появился в 1497 году на печати Ивана III — одного
из величайших русских монархов. Под его властью периферийное Московское государство
стало превращаться в могучую державу — Россию.

Символ орла привезла в Москву жена Ивана III — Софья Палеолог.
Она была племянницей последнего императора Византии Константина IX Палеолога. Незадолго
до этого Византийская империя пала под ударами турков-осман. Сам император погиб
при обороне Константинополя.

Двуглавый орел был гербом династии Палеологов. Византия же
считалась наследницей Римской империи. Таким образом, московский великий князь, женившись
на представительнице византийской династии, вместе с гербом получал право на императорские
претензии. 

Так родилась концепция Третьего Рима, из которой сотни лет черпали вдохновение идеологи
российского величия. Сформулирована она была старцем
псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем. «Два убо Рима падоша, а третий
стоит, а четвертому не быти», — гласила теория.

На современный язык в вольном изложении ее можно перевести
так: первый Рим (Римская империя) пал, второй Рим (Византия) тоже пал, третий
(Москва) — стоит, а четвертого Рима не будет.

Георгий Победоносец

Первое официально задокументированное свидетельство появления святого Георгия в качестве государственного символа относится к 1497 году. Тогда всадник-змееборец появился на лицевой стороне печати Иоанна III.
Надо сказать, что копейщика на печати идентифицировали как святого Георгия только спустя несколько веков – никаких же современных указаний в эпоху Иоанна III, что это именно Георгий Победоносец, не найдено.

Многие историки высказывают сомнения, что на печати московского государя 1497 года изображен именно святой Георгий.

Так, ряд исследователей утверждает, что, вероятней всего, всадник c печати является архистратигом Михаилом, который со времен Ивана Калиты был покровителем московских князей. Иконографический сюжет «Архангел Михаил, грозных сил воевода», где архистратиг верхом на копье попирает дьявола, появился в Русской православной традиции только в конце XVI века.

До этого на Руси архангел изображался пешим с мечом или копьем в руке. Кроме того, согласно канону, архистратиг изображался с крыльями и с нимбом (кстати, как и св. Георгий), но на печати великого князя эти атрибуты отсутствуют.

Использование образа всадника, поражающего змея, не было чистым новаторством Иоанна III. Так, этот образ использовал князь Московский Василий Темный, отец Иоанна, в первой половине XV века.

Правда, князь чеканил копейщика на московских монетах, на княжеской же печати представал всадник с соколом на плече. Изображение копейщика на монетах также ничем не указывает, что он святой.

Более того, если на одной стороне монеты сюжет соответствует истории Георгия Победоносца, поражающего змея копьем, то на обратной стороне мы видим уже всадника, замахнувшегося на змея мечом, что не соответствует иконографическому канону.

Кто же тогда этот всадник, если ни святой Георгий, ни архангел Михаил? Ряд историков настаивает, что это и есть сам князь. Как в случае с монетами Василия Темного, так и в случае с печатью Иоанна III.

После смерти Иоанна III символ всадника-змееборца использовали Василий III, Иоанн IV, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий Шуйский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, но ни у кого их этих монархов копейщик не фигурировал в документах как Георгий Победоносец.

Как русские цари «персонифицировали» один из главных образов своей власти, для нас так и останется загадкой. Лишь в 1730 году, при утверждении 88 гербов русских городов, безымянный змееборец получил имя святого Георгия

До геральдической реформы

В пятнадцатом столетии орел стал символом Русского государства. До проведения геральдической реформы герб подвергался многим изменениям. В 1645 году над головами хищной птицы стали изображать три короны, а со временем в его лапах появился скипетр и держава.

В 1801 году Александр первый опустил крылья орла, вместо скипетра и державы стали изображать венок, молнию и факел. Николай первый сделал изображение орла более агрессивным. На его крыльях он разместил титульные гербы.

Творожно-бисквитный торт «Сакура»: десерт с вишней, который просто тает во рту

Лучшие беспроводные наушники 2021: Sennheiser Momentum и многое другое

«Красота — это естественность»: лучшие высказывания Веры Брежневой

Короны

В период правления Ивана Грозного было принято изображать одну корону, украшенную крестом. Она располагалась между головами орла. С приходом к власти Феодора Блаженного и установлением патриаршества в 1589 году каждая орлиная голова обретает свою корону, а между ними помещается крест как символ единой православной церкви, возглавляемой патриархом. В начале XVII столетия, когда на российском престоле утверждается первый монарх из династии Романовых, на государственном гербе воспроизводится три короны. Изменения в количестве атрибутов монархической власти трактовалось как знак расширения земельных владений и объединения новых территорий (Сибири, Астраханского и Казанского царства) под властью единого правителя. В настоящий момент существует 3 интерпретации значения:

  • ветви власти (судебная, законодательная и исполнительная) как оплот демократического устройства;
  • братство народов (России, Украины, Белоруссии);
  • уровни реализации властных полномочий (местное самоуправление, региональные и федеральные структуры).

Хронология

Глобальный смысл заключается в тотальном единстве составляющих и нерушимости общего концепта. Лента, скрепляющая три короны, стала изображаться только в первой четверти XVIII века.

Большой, Средний и Малый гербы Российской империи

Большой государственный герб Российской империи 1857 г.

Большой государственный герб Российской империи введен в 1857 г. по указу императора Александра II (это идея императора Павла I). Большой герб России является символом единства и могущества России. Вокруг двуглавого орла — гербы территорий, входящих в состав русского государства. В центре Большого государственного герба — французский щит с золотым полем, на котором изображен двуглавый орел. Сам орел черного цвета, увенчанный тремя императорскими коронами, которые соединены голубой лентой: две малых увенчивают голову, большая расположена между головами и возвышается над ними; в лапах орла — скипетр и держава; на груди изображен «герб Московский: в червленом золотыми краями щите святой великомученик Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазоревой приволке на серебряном коне». Щит, на котором изображен орел, сверху увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского, вокруг главного щита — цепь и орден святого Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели: с правой стороны (с левой от зрителя) — святой Архистратиг Михаил, с левой — Архангел Гавриил. Центральная часть под сенью большой императорской короны и государственной хоругвью над ней. Слева и справа от государственной хоругви, на одной горизонтальной линии с ней, изображены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и волостей — три справа и три слева от хоругви, почти создающие полукруг. Девять щитов, увенчанных коронами с гербами Великих княжеств и царств и гербом Его Императорского Величества, являются продолжением и большей частью того круга, который начали соединенные гербы княжеств и волостей. Гербы против часовой стрелки: Астраханского царства, Сибирского царства, Родовой герб Его Императорского Величества, соединенные гербы Великих княжеств, герб Великого княжества Финляндского, герб Херсониса-Таврического, герб Польского царства, герб Казанского царства. Верхние шесть щитов слева направо: соединенные гербы княжеств и областей Великороссийских, соединенные гербы княжеств и областей Юго-Западных, соединенные гербы Прибалтийских областей. В то же время были приняты Средний и Малый государственные гербы. Средний государственный герб был таким же, как и Большой, но без государственных хоругвей и шести гербов над сенью; Малый — такой же, как и Средний, но без сени, изображений святых и родового герба Его Императорского Величества. Принятый указом Александра III от 3 ноября 1882 г. Большой Государственный герб отличался от принятого в 1857 г. тем, что в нем был добавлен щит с гербом Туркестана (вошел в состав России в 1867 г.), соединены в один щит гербы княжеств Литовских и Белорусских. Большой государственный герб обрамляют лавровые и дубовые ветви — символ славы, чести, заслуги (лавровые ветви), доблести, мужества (дубовые ветви). В Большом государственном гербе отражается «триединая сущность русской идеи: За веру, Царя и Отечество». Вера выражена в символах русского православия: множество крестов, святой Архистратиг Михаил и святой Архангел Гавриил, девиз «Съ нами Богъ», восьмиконечный православный крест над государственной хоругвью. Идея самодержца выражается в атрибутах власти: большая императорская корона, другие российские исторические короны, скипетр, держава, цепь ордена святого Андрея Первозванного. Отечество отражается в гербе Москвы, гербах русских и российских земель, в шлеме святого великого князя Александра Невского. Круговое расположение гербов символизирует равенство между ними, а центральное расположение герба Москвы — единение Руси вокруг Москвы, исторического центра русских земель.

Герб РСФСР

Герб РСФСР 1978 г.

Герб впервые был описан в конституции РСФСР 1918 года:
«Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

20 июля 1920 года ВЦИК утвердил новый вариант герба, разработанный художником Н. А. Андреевым. Окончательно новый герб был узаконен Конституцией РСФСР, принятой XII Всероссийским съездом Советов 11 мая 1925 года

Герб образца 1978 года не претерпел значительных изменений — была лишь добавлена красная звезда.

С незначительными изменениями этот герб просуществовал до 1992 года.

Татарская валюта

Версии с Византией и Габсбургами имеют немало слабых мест, например, никто не может объяснить, почему двуглавый орел появился на печати русского княжества не сразу, а только после 20 лет после женитьбы Иоанна III на Софии Палеолог. Если рассматривать Габсбургов, то вообще непонятно, с чего бы Русь перенимала символику империи, с которой не имела никаких политических связей, тем более что сами Габсбурги были католиками, а Русь – христианское государство.

Но вот близкие соседи – это дело другое, и разговор идет о Золотой Орде. Именно там чеканили монеты с изображением двуглавого орла. И, конечно, Иоанн III не раз держал в руках валюту, изготовленную мастерами из Золотой Орды. Во время царствования Иоанна III время Золотой Орды подходило к концу. Окончательно Орда перестала существовать в 1483 году. И, быть может, Великий князь Московский разыгрывал другую партию – преемственность Руси не от Рима и Византии, а от некогда весьма могучей и грозной Орды, наводившей ужас на весь мир? Если это так, то использование символа, хорошо знакомого другим татарским ханствам, которые расплодились после развала Орды, более чем оправдано.

Философское влияние

Князь Иоанн всегда привлекал западных спецов, ангажированных русскими эмиссарами для различных построек. Нам хорошо известен архитектор из Италии Фиораванти, который приложил руку к созданию Успенского собора. Солари возвел несколько башен тогдашнего Кремля. Но практически все выдающиеся личности того времени состояли в тайных сообществах. И многие из них пользовались символикой двуглавого орла. Нельзя исключать и то, что князь Московский позаимствовал это изображение именно у архитекторов, или сам являлся членом тайного общества.

Помимо этого, символ двуглавой птицы использовался тогда начинающими алхимиками. У них он был олицетворением философского камня, который безуспешно пытались создать многие ученые. Во двор Иоанна были вхожи многочисленные иностранные специалисты. Много было лекарей и аптекарей, которые фанатически увлекались поисками камня. Возможно именно этот символ волшебства решил привлечь к себе московский царь. Необходимо отметить, что в XV веке двуглавый орел считался модным символом в государствах Старого Света. Вполне вероятно, что царь просто принял решение следовать модным тенденциям.

Что означают названия европейских государств?

Краткая информация

Красная «русская» шапка в Цюрихском гербовом свитке

В одном из самых известных европейских гербовников XIV века — Züricher Wappenrolle — один из гербов идентифицируется как герб «Русинов» — Rutheni. То есть — русских.

Герб Rutheni. Züricher Wappenrolle. Ок. 1330-1345. фото – Национальный музей, Цюрих.

Этот герб представляет собой серебряный щит с изображением красного головного убора в виде колпака. Щит увенчан рыцарским шлемом, в нашлемнике которого такой же головной убор.

К каким русским относится этот герб (скорее всего — к русским Галицкой Руси, т.к. она тогда была наиболее сильным и централизованнм государством, населенным русскими, но уверенности в этом нет…) и относится ли к русским вообще, достоверно не известно. В дальнейшем в европейских источниках этот герб уже никоим образом не связывается с Русью.

На том же листе Цюрихского гербовника, чуть выше герба с красной шапкой, помещен другой герб, в синем поле которого изображен открытый портал. К сожалению принадлежность этого герба не известна. Хотя очень похожие изображения в более поздних гербовниках считались гербом Руси.

Птица из Габсбурга

Забавный факт: в 1442 году (за 50 лет до изображения на печатях Иоанна) символика двуглавого орла присутствовала на штандартах Германской империи. Это были времена правления Фридриха III Габсбурга, которого все принимали как законного преемника Рима. Однако символика была позаимствована не у Византии, а у бургграфа Вюрцбургского и герцога Баварского. Многие исторические деятели уверяют – на Русь орел попал именно благодаря семейству Габсбургов. Они утверждают, что византийцы не пользовались орнитологическими символами в оформлении государственных документов.

Время возникновения главных элементов герба

Использование орла-могильника о двух головах в роли государственного знака зафиксировано впервые во времена князя Ивана III, женившегося на греческой царевне Софье Палеолог и получившего формально права на данный государственный знак последних императоров Византии. Герба в тот период не существовало: его заменяла фактически общегосударственная печать князя. На ее лицевой стороне был Георгий Победоносец на коне (ездец), на оборотной – императорский орел. Оттиск этой печати имеется на меновой грамоте 1497 г. Это первый обнаруженный историками документ, где стоит этот знак.

Всадник стал эмблемой Московского княжества, заменив собой льва, терзающего змею, и единорога, которые в разное время были эмблемами московских князей.  Фигура «ездца» (то есть всадника) трансформировалась в образ святого Георгия путем различных изменений: конник был без копья или с охотничьим мечом или соколом и воплощал образ правящего князя, иногда поражающего змея, а порой — и без оного.

При Юрии Долгоруком святой Георгий стал изображаться в привычном для нас виде, став символом г. Москвы. А в результате объединения земель под властью Москвы Георгий Победоносец стал символом государства в целом наряду с орлом.

Теодор Рузвельт

План предусматривал «третью волну» авиаударов, однако командир японского авианосного соединения струсил и отменил её

Деньги татарского хана

У предыдущих версий возникновения герба есть много слабых мест. Одно из них – это никем не объяснимый факт, что изображение орла как «приданного» появилось в документах спустя более 20-ти лет после того как Иоанн женился на Софье. Касаемо «птицы из Гарсбурга» тоже есть много сомнений. Зачем Руси понадобилась символика, пусть и соседней империи, при отсутствии всякой политической связи с Германией. И доподлинно известно, что Габсбурги проповедовали католическую веру.

И здесь наши взоры обращаются в сторону Золотой Орды. Тоже соседи, которые в разные времена занимались чеканкой денежных знаков с символом двуглавой птицы

Безусловно, Иоанн III был оповещен о татарских деньгах и наверняка обращал на них внимание. В его время Орда находилась в стадии распада, и в конце 1483 года окончательно исчезла

Есть мнение, что Московский князь поставить на печать именно это изображение, которое было знакомо оставшимся татарам, образовавшим независимые ханства в результате исчезновения Орды.

Древняя птица и монетка с сюрпризом

Нынешний государственный герб России, хоть и был официально утвержден в 1993 году, обладает пятивековой историей и считается старейшим государственным символом России. Впервые в качестве герба страны изображение двуглавого орла было использовано в 1497 году на печати великого князя Московского и всея Руси Ивана III. Причем, по одной из основных версий, Иван III унаследовал эту государственную эмблему от своей жены Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора. Некоторые историки считают, что это стало неким символом преемственности русского государства от павшей Византийской империи.

В последующие века царская птица поднимала и опускала крылья, меняла цвет, а ездец — так геральдисты часто называют всадника в центре композиции, сражающегося с драконом, — признавался то царем, то абстрактным рыцарем, то Георгием Победоносцем. Но одно оставалось неизменным — главным элементом герба была двуглавая птица с расправленными крыльями.

Возвращение к двуглавому орлу на излете СССР (с его собственным гербом) было таким же бурным и противоречивым, как и все события начала 1990-х годов. В качестве гербовой фигуры предлагались и ласточка, и даже медведь. В прессе того времени была развернута яростная дискуссия, стоит ли возвращать орла. А если стоит, то в каком виде — с крыльями вверх или вниз? С коронами или без? Спорили даже о том, как сделать орла «подобрее».

Остановились на двух рисунках с орлом и даже официально опубликовали их с оговоркой, что проекты будут дорабатываться. И они действительно дорабатывались. Однако история сделала новый виток — Советский Союз распался. Наконец указом президента Бориса Ельцина от 30 ноября 1993 года был утвержден герб в прорисовке художника Евгения Ухналева.

Герб в прорисовке художника Евгения Ухналева. Фото: Валентин Федоров/Будущее России. Национальные проекты

И тут историческая птица вновь зависла в воздухе: в Конституции 1993 года госсимволы не были утверждены, их правовой статус должны были закрепить отдельными законами. Последовал новый этап обсуждений, который затянулся ещё на семь лет.

Все эти правовые коллизии привели к любопытному казусу. Новой стране нужны были новые деньги. И монеты, и банкноты стали печатать с орлом. Но основанным на рисунке Ивана Билибина — он был использован в одной из тех двух официально опубликованных версий. Формально считалось, что на российских деньгах используется герб Банка России. С птицей, значительно отличавшейся от той, что на гербе РФ (банк пояснял, что не может печатать герб страны, который не утвержден), деньги просуществовали ещё много лет. Пока в 2014 году президента Владимира Путина (который, кстати, и утвердил в 2000 году многострадальный герб) на прямой линии с гражданами не спросили, а почему, собственно, герб на российских деньгах не тот. «Это Центральный банк решает в соответствии с законом Российской Федерации. Не задумывался над этим, но подумаем», — удивился президент.

«Подумали» быстро (в исторической перспективе) — с 2016 года герб на деньгах стал тот, что надо. Кстати, в том же году герб вновь предложили поменять. Лидер байк-клуба «Ночные волки» Александр Залдостанов (Хирург) обратился к Путину с призывом дополнить изображение орла колосьями и солнцем с герба СССР, повторив таким образом одну из многочисленных версий госсимвола начала 1990-х годов. Предложение не было реализовано, что, впрочем, не помешало байкерам использовать свой вариант герба в качестве декорации на шоу «Ночных волков».

Каждый элемент нынешнего герба России имеет значение. Этот язык Вилинбахов так расшифровал в своей диссертации «Государственная геральдика в России: теория и практика»: «Двуглавый орел — символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях Российской Федерации. Короны над его головами означают прежде всего суверенитет всех субъектов Федерации и самой Федерации, а также могут рассматриваться как символ союза трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть и защиту государства и его единство. А всадник, поражающий копьем дракона, — не только и не столько эмблема столицы, сколько древний символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага, буде такой объявится».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector