основные правила геральдики — элементы герба

Деление щита

Часто щит бывает разделён на две и более частей. Этот принцип называется делением щита и предполагает, что щит может быть разделён прямыми или фигурными линиями, выходящими из строго определённых точек щита и идущими в определённых направлениях.

Существует множество способов деления щита, которые разделяются линией деления. Это прямая, плавно изогнутая или ломаная линия, разделяющая одноцветное поле простого щита на различно окрашенные части поля или (фигуры деления) щита сложного. Независимо от своего вида линии деления — и прямые, и фигурные — могут иметь только горизонтальное (пересечение), вертикальное (рассечение) и диагональное(скошение) направления.

Линия деления может быть единственной или таких линий может быть много, но все они должны быть проведены пропорционально. Вертикальные и горизонтальные линии должны проводиться на равном расстоянии от краёв щита, а диагональные линии – на равном расстоянии от его углов.

Левая (от зрителя) сторона называется правой, а правая — левой. Это легко запомнить: стороны считаются от рыцаря, несущего щит, а не от зрителя.Поэтому, когда речь идёт об ориентации элементов герба, например фигуры льва, указывается, что фигура повёрнута геральдически вправо (или влево).

Чтобы точно определить, в какой части щита расположен та или иная фигура, следует различать следующие точки или области щита, показанные на нижеприведенном рисунке.

ТЕКСТ ПОСЛАНИЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА К АДМИРАЛУ КОЛЧАКУ (ПОДЛИННОСТЬ НЕ ДОКАЗАНА)

Ссылки

Популярное содержимое

Читать также

Изменения российского герба

Однако оставался ли он неизменным на протяжении всей истории существования страны? Ответ однозначен: нет. Постепенно в когтях орла на гербовом изображении появились традиционные для монархической императорской власти регалии – держава и скипетр. Далее сын Ивана IV Грозного, Федор Иванович по прозвищу «Блаженный» (царствовал в течение недолгого периода с 1584 по 1587 года), привнес новые изменения и собственное видение в изображение: он поместил между головами двуглавого орла, увенчанными коронами, православный крест. Это новшество было связано с утверждением патриаршества и церковной независимости государства в 1589 году.

Михаил Федорович Романов, правивший в первой половине XVII века, утвердил появление на гербе, в центре тела орла, на его груди, изображение уже упоминаемого выше Георгия Победоносца. Кроме того, на эмблеме начала изображаться дополнительная третья корона, помещенная между головами птицы.

Павел I, занимавший престол в период с 1796 по 1801 год и являвшийся покровителем мальтийского ордена, добавил в герб государства изображение мальтийского креста и короны.

Значение символа герба Российской империи, равно как и его общий стиль, подверглись изменениям и при царствовании Александра I (правил с 1801 по 1825 года). Им были исключены две короны из трех существующих, а также мальтийская символика, введенная предшественником. После победы над войском французов, главой которых являлся Наполеон Бонапарт, гербового орла начали изображать с расправленными крыльями, опущенными вниз (до этого они были подняты). Скипетр и держава в лапах заменились на факел, венок и молнию, что ознаменовало собой постепенное изменение человеческого сознания и отношения к власти.

Однако самая ключевая из всех предшествующих геральдических гербовых реформ была проведена во время правления Александра II. В 1855-1857 годах ее возглавил барон Бернгард Кене, который, совместно с членами специально учрежденного Гербового отделения, изменил общий рисунок Орла и Святого Георгия. Кроме этого, были выпущены нормы употребления герба как символики, которые вкупе с вновь преобразованным видом эмблемы просуществовали вплоть до революционного 1917 года.

Двуглавый орел на время существования СССР канул в небытие – его сменили символы власти пролетариата, серп и молот. Изображение птицы вернулось лишь в 1993 году: рисунок двуглавого орла был выполнен по мотивам герба Российской империи и официально узаконен президентским указом.

Источники

Литература:

  1. Б.Б. Шофилд: «Битва за Средиземное море. Взгляд победителей».
  2. Агава Хироюки: «Адмирал Ямамото. Путь самурая, разгромившего Пёрл-Харбор».
  3. О. Дорошкевич: «Самолёты Японии Второй Мировой войны».
  4. А. В. Мандель, В.В. Скопцов: «Линейные корабли Соединённых Штатов Америки. Часть 2».
  5. М. Футида, М. Окумия: «Сражение у атолла Мидуэй».
  6. С.В. Патянин, А.В. Дашьян, К.С. Балакин: «Все крейсера Второй Мировой».
  7. С.Э. Морисон: «Американский ВМФ во Второй Мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном, декабрь 1941 — апрель 1942».
  8. Ф. Шерман: «Война на Тихом океане. Авианосцы в бою».
  9. А. Больных «Авианосцы».
  10. Michael Keith Olson: «Tales From a Tin Can: The USS Dale from Pearl Harbor to Tokyo Bay».
  11. «Война в воздухе №44: «Пёрл-Харбор: Япония наносит удар».

Документальные фильмы:

  1. Документальный фильм режиссёра Эрика Нельсона: «Pearl Harbor. Death of the Arizona» (пер. с англ.: Пёрл-Харбор. Гибель «Аризоны»).

Иллюстрации:

  1. www.navsource.org
  2. www.waralbum.ru

Постреволюционные изменения герба

После февральской революции власть оказалась в руках Временного правительства, перед которым встал вопрос: что делать с гербом? В результате консультаций с известными специалистами в области геральдики было принято решение оставить двуглавого орла как основу государственной эмблемы, только лишив его всей царской атрибутики: скипетра, державы и корон. Также был убран Георгий Победоносец.

Пришедшие к власти в результате Октябрьской революции большевики полностью отказались от прежнего государственного символа, заменив его собственным. Герб в эпоху существования Советской власти выглядел следующим образом: на красном щите по центру был изображен глобус, на котором располагались перекрещенные серп с молотом. Они освещались восходящим солнцем, расположенным снизу, а сверху находилась красная пятиконечная звезда, окаймлялась вся эта картина золотыми колосьями, расположенными по бокам в форме полукругов.

Что касается прежнего герба, то он вернулся только тогда, когда СССР прекратил свое существование, и вместо социалистического строя установился капиталистический.

Строение герба

Для того, чтобы дальнейшие слова были понятны, возьмём парочку настоящих семейных гербов наших знаменитых соотечественников. Будем разбираться на их примере.

Слева — род Лермонтовых, а справа –Белозерских.

Итак, основная часть любого герба – это так называемый щит.

Щит

Щит — та самая штука, которая находится в серединке. Это основа, несущая самую важную информацию. У Лермонтовых он желтый, у Белозерских – двуцветный, бело-красный.

Кстати, цвет, в который окрашен щит, имеет большое значение. Каждый цвет означает что-то свое.

Представляю вам семь основных цветов, применяемых в гербостроении, со своими значениями. Смотрите на картинку.

Форма щитов может быть разной. У Лермонтовых он простой, у Белозерских более фигурный. Можете выбрать форму щита из восьми представленных на картинке ниже.

Гербовые фигуры

А уже на самом щите располагаются гербовые фигуры. Чаще всего использовали изображения животных, птиц, растений, но не только.

Например, на щите рода Лермонтовых мы видим черное стропило, на котором изображены три золотых четырехугольника, а под стропилом еще и цветок чёрного цвета.

А по щиту Белозерских плывут по диагонали в три ряда девять лазуревых рыб. А во главе есть еще и тесак серебряный с золотой рукоятью.

На картинках ниже найдете значения некоторых фигур, которые вы при желании можете использовать при создании своего фамильного герба.

Животные.

Птицы.

Растения.

Иные изображения.

При подборе своих гербовых фигур вы можете ориентироваться на:

  1. Главные семейные ценности.
  2. Профессиональную деятельность членов семьи.
  3. Увлечения, как общие семейные, так и каждого члена семьи.

Шлем и нашлемник

Над щитом располагается шлем. На гербах Лермонтовых и Белозерских шлемы не простые, а дворянские коронованные. У рода Белозерских в отличие от рода Лермонтовых над шлемом есть еще и нашлемник в виде Малороссийского казака с саблей, дополнительный опознавательный знак рода.

Если ваша семья, как и наша, не может похвастаться принадлежностью к славному дворянству, то вместо шлема можно изобразить нечто другое. Ведь задание то у нас творческое, а значит можно отпустить фантазию в полет и увенчать свой герб солнцем или цветами, или шапочкой академика, или еще чем-нибудь прекрасным и подходящим по смыслу.

Намёт

Намет – это узорные украшения, чаще всего в виде причудливых листьев, которые выходят из-под шлема и вьются по боковым сторонам щита.

Важно, чтобы элементы намета по цвету совпадали с цветом щита

Девизная лента и девиз

Под щитом располагается девизная лента, с написанным на ней девизом. Девиз – это краткое изречение, отражающее главные принципы и устои рода.

На девизной ленте Лермонтовых написано «Судьба моя Иисус», Белозерских – «Долг воина – отвага».

Вам тоже необходимо выбрать девиз для своей семьи. Прекрасно подойдут красивые крылатые выражения, афоризмы, короткие пословицы и поговорки, может быть даже фразы из стихотворений или песен. На картинке ниже 15 вариантов семейных девизов. Это вам для вдохновения.

Выбирайте или придумайте что-то свое, оригинальное и неповторимое.

Поздравляю, друзья, теоретическая подготовка позади. Приступаем к практической части. Сейчас на ваших глазах, создадим четыре герба для четырех разных семей. Семьи это не выдуманные, это наши знакомые люди. Они дали свое согласие на то, чтобы мы с их семейными ценностями познакомились и поработали.

Причины

Завершившаяся в 1856 году Крымская война ограничила возможность России двигаться и расширяться юг, поэтому Николай I. I. обратил свой взгляд на Дальний Восток, что негативно сказалось на отношениях с японской державой, которая сама претендовала на Корею и Северный Китай.

Накалившаяся обстановка уже не имела мирного решения. Несмотря на то, что в 1903 году Япония предприняла попытку избежать столкновения, предложив соглашение, по которому ей отходили все права на Корею. Россия согласилась, но выставила условия, по которому требовала единоличного влияния на Квантунский полуостров, а также право на охрану железной дороги в Маньчжурии. Японское правительство это не устраивало, и оно продолжило активную подготовку к войне.

Завершившаяся в Японии в 1868 году Реставрация Мейдзи привела к тому, что новая власть, начала вести политику экспансии и решила усовершенствовать мощности страны. Благодаря проведённым реформам к 1890 году модернизируется экономика: появляются современные отрасли, производится электрооборудование и станки, экспортируется уголь. Изменения затронули не только промышленность, но и военную отрасль, которая значительно усилилась, благодаря западным учениям.

Япония решает увеличить влияние на соседние страны. Основываясь на географической близости корейской территории, она решает взять страну под свой контроль и не допустить европейское влияние. Оказав давление на Корею в 1876 году, происходит подписание договора о торговых отношениях с Японией, предоставление свободного доступа в порты.

Эти действия привели к конфликту — японо-китайской войне (1894−95 гг.), завершившейся победой Японии, и окончательным влиянием на Корею.

По Симоносекскому договору, подписанному по результатам войны, Китай:

  1. передавал Японии территории, в состав которых входили Ляодунский полуостров и Маньчжурия;
  2. отказывался от прав на Корею.

Для европейских стран: Германии, Франции и России это было неприемлемо. По результатам Тройственной интервенции Япония, оказавшаяся не в силах сопротивляться давлению, обязана была отказаться от Ляодунского полуострова.

Возвращением Ляодуна незамедлительно пользуется Россия и в марте 1898 подписывает с Китаем конвенцию и получает:

  1. арендные права на 25 лет на Ляодунский полуостров;
  2. крепости Порт-Артур и Дальний;
  3. получение разрешения на строительство железной дороги, проходящей по китайской территории.

26.03 (08.04) 1902 года Николай I. I. подписывает соглашение с Китаем, согласно которому России необходимо в течение одного года и шести месяцев вывести русские войска с территории Маньчжурии. Своих обещаний Николай I. I. не сдержал, а потребовал от Китая ограничения в торговле с иностранными государствами. В ответ Англия, США и Япония выразили протест в связи с нарушением сроков и посоветовали не принимать российских условий.

В середине лета 1903 года начинается движение по Транссибу. Путь проходил по КВЖД, через Маньчжурию. Николай I. I. начинает передислоцировать свои войска на Дальний Восток, аргументируя это тестированием пропускной способности, построенного железнодорожного сообщения.

По окончании срока соглашения между Китаем и Россией, Николай I. I. не вывел российские войска с территории Маньчжурии.

Зимой 1904 на совещании тайного совета и кабинета министров Японии, принимается решение о начале военных действий против России, и вскоре отдаётся приказ о высадке японских вооружённых сил в Корее и нападении на русские корабли в Порт-Артуре.

Момент объявления войны был выбран с максимальным расчётом, так как к тому времени она собрала сильную и современно оснащённую армию, оружие и флот. В то время как российские вооружённые силы были сильно разбросаны.

См. также

  • История Герба России
  • Герб Российской империи
  • Герб Российской республики
  • Герб Российского государства
  • Герб Российской Федерации
  • Знаки Рюриковичей

Крест

Другой важной геральдической фигурой является крест. Гербы рыцарей часто включали в себя изображение этого символа

Логично предположить, что в Европе крест был главным знаком христианства, благодаря чему его так часто использовали. Впрочем, со временем этот геральдический символ получил второе дыхание. Его стали изображать без оглядки на первоначальное христианское значение. Универсальность креста может легко подтвердить вся человеческая история. Такие рисунки использовались задолго до зарождения геральдики. Например, у язычников крест был синонимом поклонения солнцу.

Если на гербе соединить две перевязи, то получится знакомый россиянам символ флота. Это так называемый Андреевский крест, который также можно встретить на флаге Шотландии и во многих других геральдических композициях. Другие виды этого распространенного символа могут иметь замысловатые укорачивания или прочие декоративные продолжения (округления, зазубрины и т. д.).

С чего начать разработку герба семьи?

Современная школьная программа предусматривает различные творческие задания для детей. Создание герба семьи — такая же часть программы. Прежде чем самому выдумывать, что нарисовать в этом семейном символе, пообщайтесь со своими старшими членами семьи. Возможно, в вашей семье есть свое генеалогическое древо, свято почитаются традиции, а также имеются семейные реликвии. Именно среди этих предметов старины вы можете найти оригинальный герб именно вашей династии.

Если вам повезло и вы знаете к какому роду принадлежит ваше семейство, знаете родословную или великих представителей своего рода, вы можете с легкостью перерисовать имеющийся герб.

Но, к сожалению, далеко не в каждой семье есть информация о предках и их отличительных признаках. Тогда вам на помощь придет фантазия и немного общедоступных геральдических сведений.

Чтобы составить герб семьи нужно определить:

  • какую он будет иметь форму;
  • какая цветовая гамма будет использована;
  • что будет являться главенствующим символом;
  • какие дополнительные детали использовать и где они будут размещаться.

Назначение гербов

В доиндустриальную эпоху гербы выступали системой «свой-чужой». В условиях, когда никакая другая семиотика не была общепринятой, геральдическая традиция выполняла сигнальную функцию для передачи сообщений о специальных достоинствах человека как внутри отдельно взятых сословий, так и между сословиями. В настоящий момент в массовом сознании герб считается пережитком в том числе и потому, что появились упрощённые семиотические системы, созданные национальным государством: общедоступный национальный язык, национальная символика, национальные институты с определённым семиотическим выражением, единообразная служебная форма и знаки различия и тому подобное.

Прочие и специальные толкования

Главной специфической чертой, отличающей гербы от прочих эмблем и иных изобразительных опознавательных знаков, является их составление и использование по правилам геральдики

Однако в ряде отраслей знания и практики в XIX—XX веков «гербами» стали называть опознавательные знаки, исходя не из особенностей их состава и применения, а из круга принадлежности (то есть «гербами» называют опознавательные знаки определённых владельцев, не принимая во внимание методы составления и использования данных знаков).
В российской археологии с середины XX века по настоящее время «гербами» называют опознавательные знаки князей и иных владельцев, вне зависимости от того, соответствуют ли эти знаки правилам геральдики.
В российской военной среде XIX — начала XX веков «гербами» назывались металлические опознавательные композиции (арматуры), размещаемые на парадных головных уборах (киверах, гренадерских шапках, касках) и амуниции военного форменного костюма.
В российской сфере образования конца XIX — начала XX веков «гербами» назывались металлические опознавательные знаки, размещаемые на головных уборах (фуражках, шапках) форменного костюма учащихся гимназий, реальных училищ, институтов, университетов и иных учреждений среднего и высшего образования (изредка «гербами» называли также изображения на пряжках форменных ремней учащихся).
В международной практике «гербами» с середины XX века называют опознавательные знаки государств (государственные гербы), вне зависимости от их соответствия правилам геральдики (хотя здесь имеются вариации в зависимости от национальной геральдической и лингвистической культуры той или иной страны: так, например, государственные символы Италии и Франции, ввиду их несоответствия правилам геральдики, официально именуются в этих странах не гербами, а «государственными эмблемами»; не отвечающий правилам геральдики символ Соединенных Штатов Америки официально именуется «Большой государственной печатью США»).

Примеры[править]

Членские книжки

I. Первоочередные рекомендации

При разработке герба обратите внимание, какой именно субъект права, какое юридическое лицо будет им обозначено (см. раздел 1).. Традиционная символика, старые гербы безусловно имеют приоритет; но при их восстановлении необходимо учитывать множество исторических и правовых обстоятельств (разделы 2, 3, 17-19, 23).

Традиционная символика, старые гербы безусловно имеют приоритет; но при их восстановлении необходимо учитывать множество исторических и правовых обстоятельств (разделы 2, 3, 17-19, 23).

Не пытайтесь выразить в гербе ВСЁ — всю историю, все достопримечательности и т.п. (разделы 5, 6).

Основой герба должен быть геральдический щит; цвета, их сочетания и повороты фигур должны соответствовать гербоведческим нормам (разделы 8-11).

Единственным эталоном герба является его геральдическое описание. Изобразительный эталон не допускается (раздел 14).

Необходимо избегать дробления щита на несколько отдельных композиций, никак не связанных общими элементами (раздел 15), помещения в гербах атрибутов новейшего времени (раздел 13), изображений конкретных сооружений и предметов (раздел 12), надписей, за исключением девизов (раздел 16), а также украшений вокруг щита — также за исключением некоторых случаев (разделы 17-21).

В гербах субъектов Федерации и муниципалитетов не может воспроизводиться федеральная символика — орел и триколор (раздел 22); региональная (губернская, областная и т.п.) символика может использоваться в муниципальных гербах только на определенных условиях (раздел 23).

Ниже эти и другие основные нормы раскрываются более подробно.

Порядок описания гербов

1. Форма и положение герба (прямое или наклонное) упоминаются в том случае, если речь идет о графическом или скульптурном изображении.

2. Затем описывается цвет или мех — фон основного поля (в том случае, если деление отсутствует), затем идет описание фигуры. Каждое животное имеет свои характерные позиции, которые нет необходимости описывать, как в данном случае с гербом, на котором изображен лев («восстающим»). В том случае, если тело животного имеет один цвет, а отдельные его части — другой, то специальный термин для каждой части указывает на то, какая именно имеется в виду («с языком такого-то цвета», «с глазами», «с когтями», «с половым членом»), кроме того, может описываться положение и форма хвоста. (В русской геральдической терминологии эта детализация присутствует не всегда и все вместе описывается как «вооружения».

Геральдисты стараются по возможности не повторять название одного и того же цвета. В том случае, если он характеризует две последовательно описываемые фигуры, они нередко заменяют само название цвета выражением «того же цвета». Если фигура имеет тот же цвет, что поле или элемент, описанный непосредственно перед этой фигурой, то принято указывать «цвета поля», или «цвета первой», или же «цвета второй» и т. д.

3. Гербовые фигуры описываются после поля и его фигур, затем описываются фигуры, «обременяющие» эти элементы или «пересекающие» их. В последнюю очередь описывается кайма, если таковая имеется (см. рисунок внизу справа); если он отсутствует, то приводится описание вольной четверти, кантонов (углов) и внутренней каймы.

4. Поля, на которые разделен герб, описываются поочередно, после того, как блазонируются деления: «Разделен поясообразно: первое… второе… третье…». Порядок, в котором следует описывать гербы, разделенные на те или иные части, приведен на последующих страницах.

Четверть (quarto), то есть часть герба, разделенного на четыре поля (иногда называемая большой четвертью — gran quarto), может быть в свою очередь разделена еще на четыре четверти; при этом каждая из четырех частей герба должна быть описана отдельно, как самостоятельный герб.

Если в «большой четверти» или в «четверти» имеются известные фамильные или государственные гербы, то следует указывать: «Шотландии», «Арагона», «Гонзага», «Нассау» и так далее. В тех случаях, когда эти символы менее известны, указывается просто «…принадлежит семье такой-то…».

5. Внешние элементы, указывающие на дворянский статус, место в феодальной иерархии, описываются после щита; начинать следует с верхних, блазонируются шлем, шлемовая эмблема, корона, затем описываются щитодержатели, затем различные элементы сбоку от щита, затем балдахины или мантии, последними — девизы и военные кличи.

Первая часть Вторая часть

Щит пересеченный: в первой четверочастной части:1 — герб Венгрии, восемь чередующихся серебряных и красных поясов;2 — герб Богемии, в красном поле серебряный лев с раздвоенным хвостом, в форме Андреевского креста, язык, когти и корона золотые;3 — герб Кастилии, в красном поле золотой замок с тремя башнями, или главная башня замка;4 — герб Леона, в серебряном поле красный или, во французской традиции, пурпурный лев;5 — герб Штирии, в зеленом поле серебряный грифон без крыльев, у него ярко-красная пасть, ноздри и уши;6 — герб Австрии, в красном поле серебряный пояс;7- герб Швеции, в серебряном поле три красных леопардовых льва, один за другим;Поверх всего в средоточии чести щиток, рассечен (8) гербом Австрии и (9) старинным гербом Бургундии, чередующиеся перевязи вправо золотые и синие, с красной каймой.

Во второй рассеченной части четыре закругленных книзу щита прямоугольно-овальной формы, нижняя часть герба состоит из щитов клинообразной формы:10 — герб Арагона, в золотом поле четыре красных столба;11 — герб Сицилии, в золотом поле четыре красных столба, фланкированных серебром с двумя черными орлами с распростертыми крыльями;12 — герб Карниолы, в серебряном поле синий орел с распростертыми крыльями, части оперения, когти, клюв и корона красные, обремененный на груди шахматным серебряным и красным полумесяцем;13 — герб Тироля, в серебряном поле красный орел, когти, части оперения, клюв и корона золотые, обремененный на груди золотым и черным лилиевидным полумесяцем;14 — герб Гранады, в серебряном поле красный плод граната, стебель и листья зеленые, открытый, зерна и верхняя часть кожицы в виде короны золотые;15 — герб Энезо, черный орел с распростертыми крыльями;16 — старинный герб Австрии, в синем поле пять золотых жаворонков со сложенными крыльями (2,2,1) (Джинанни).

Формы и виды гербов

В современной геральдике выделены классические щиты. Всего их девять: варяжский, итальянский, испанский, французский, византийский, английский, ромбический, немецкий и квадратный. Такие формы гербов пользовались наибольшей популярностью. Некоторые из них назывались согласно национальной традиции, хотя на самом деле они также имели и геометрические аналоги. Геральдический щит в форме треугольника назывался варяжским, овала – итальянским, закругленного внизу квадрата – испанским.

Существовали и более замысловатые фигуры, но они встречались гораздо реже. Правая и левая стороны герба определяются с точки зрения человека, который держит щит, а не со стороны зрителя. Это одно из самых главных правил в геральдике, которое часто не знают новички.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector