Фальшион

Фальшиона из Порте де Хал, Брюссель

Весьма интересно будет рассмотреть фотоизображение фальшиона из Порте де Хал (Porte de Hal, Brussels)- фальшиона XIV века,который исключительно редко упоминается в специализированной литературе. Данный клинок указывается в монографии: Европейское и Американское Оружие Клода Блейра (“European & American Arms by Claude Blair”). Фальшион находится в оружейной палате герцога Бургундии, Брюссель ( Museum van het Leger en de Krijgsgeschiedenis” in Brussels). Форма клинка фальшиона активно обсуждалась в ходе дискуссии на форуме сайта Myarmoury.com Discussion Forums. Связано данное обсуждение с тем, что как предполагается, клинок обломан, о чем говорится и в подписи под клинком: Фальшион XIV столетия (обломан)(“14th century falchion (broken)”). Некоторые участники обсуждения предполагают что, изначально фальшион имел форму подобную клинку из Торпа. Однако другая часть участников дискуссии с данным утверждением несогласно. Они думают, что клинок фальшион из Порте де Хал не обломан и имеет изначально присущею ему форму. Так в ходе исследования фотографии из монографии Европейское и Американское Оружие Клода Блейра, была обнаружена трещина на самом клинке, возможно именно это обстоятельство было указано в подписи под клинком в музеи. Точно установить является ли клинок фальшиона обломанным так и не удалось, работники музея так и не ответили на вопрос участниковMyarmoury.com Discussion Forums. Также, можно отметить датировку Клода Блейра, которая более точна: 1300 год. Как мы видим, клинок имеет простую квадратную форму лезвия, на котором, судя по изображению, имеется дол, расположенный от гарды до «острия» клинка. Также клинок снабжен типичной для того времени гардой и навершием.

Фальшионы из изобразительных источников

После того как мы рассмотрели полностью либо частично сохранившиеся артефакты фальшионов, было бы правильным приступить к рассмотрению фальшионов чьи изображения есть в многочисленных литературных и изобразительных источниках средневековья. Данный момент весьма актуален, так как зачастую во время участия в различных мероприятиях исторической реконструкции, мы наблюдаем клинки претендующее на историчность благодаря лишь изобразительным источникам. Что же это за фальшионы?

Фальшион – правда и мифы

С данным оружием связано несколько мифов, которые правдивы только наполовину. Например, распространено мнение, что фальшион всегда изготавливался из низкосортной стали и никогда не использовался богатым дворянами. Второй миф говорит, что с фальшионами воевали только наёмники и разбойники. На самом деле, изначально это оружие было действительно низкого качества, но часто наёмникам, которые использовали данные клинки в боях, удавалось стать элитными воинами, а некоторые впоследствии могли даже стать рыцарями.

Второй факт, который говорит о том, что данными клинками не брезговали знатные рыцари,  — это сохранившиеся до наших дней документы, в которых подробно описывается техника владения фальшионом. Данные документы были найдены в библиотеках старинных рыцарских родов в Европе. Согласно им, техника владения боя изучалась с 7 лет. В 14 лет будущий рыцарь уже в совершенстве владел оружием и начинал изучать различные секретные удары и приёмы, которые никогда не использовались на публичных поединках.

Хотя фальшион так и остался обычным оружием, которое не прославилось в поэмах о рыцарях, его вклад в историю средневековья не стоит недооценивать. По документальным источникам можно выяснить, что феодальное ополчение и наёмники, которые вместе составляли большую часть средневекового войска, вооружались именно этим оружием, и оно было даже популярнее топора. Интересно, что на Руси данные клинки были практически неизвестны, так как там царил топор, который в конце концов уступил место сабле.

Автор статьи:
ULFHED

Увлекаюсь единоборствами с оружием, историческим фехтованием. Пишу про оружие и военную технику, потому что это мне интересно и хорошо знакомо. Часто узнаю много нового и хочу делиться этими фактами с людьми, неравнодушными к военной тематике.

Китайские мечи[править]

Если упрощенно, в Китае издавна существовало две основные формы мечей: цзянь и дао, которые остаются неизменными с X века н. э.

  • Дао (также этим словом называют нож и тесак, включая и каменные ножи и скребки) — изогнутый меч с односторонней заточкой, классический больше похож на европейский фальшион, но дао эпохи Хань по форме больше походили на палаш являя собой прямой меч с односторонней заточкой. Всё китайское лезвий ное оружие с односторонней заточкой носит частицу «дао»: гуань дао, дадао, водао и другие. Гарда как правило довольно большая и круглая. Одноручные варианты, включая и парные, нередко имеют слегка изогнутую рукоять. У двуручных вариантов рукоять может быть очень длинной, вплоть до того что иногда не ясно двуручный ли это фальшон с очень длинной рукоятью, или это уже не двуручный меч, а глефа — известная как да-дао, дословно большой дао. У двуручных дао, с рукоятью относительно умеренной длинны рукоять часто может оканчиваться кольцом-противовесом, удобным для хвата рукой, такое же кольцо характерно и для короткой глефы — пу-дао. А вот длинная глефа — да-дао, часто заканчивается подтоком.
    • ма-дао — сабля монгольского образца
    • ча-дао, чжаньма-дао, во-дао — китайские аналоги самурайских мечей, отличается техникой фехтования в отличие от самурайского меча которым часто рубят сверху-вниз, китайскими мечами часто проводят подрезающие удары снизу-вверх
    • худэ-дао — мечи-бабочки, короткие мечи или тесаки с градой защищающей кисть и с крюком на гарде, обычно парные, но могут использоваться и одиночный со щитом. парный вариант популярен в Вин-чун. На Юге Китая с его развитым судоходством применялся в качестве абордажной сабли.
    • гоу-дао — палаш с крюком на конце вместо острия, и специфической гардой в виде полумесяца и остриём на конце рукояти, обычно парный, любимое оружие Синтии Ротрок
    • фэй-дао — метательный нож в форме маленького фальшона
    • цзи-дао-лянь («петушиные серпы») — парные заточенные клевцы с крюком и копейным остриём (выглядит как окинавско-японский серп кама с древком из стали а не дерева и маленькой гардой к которому приделали на обухе крюк и добавили остриё)
    • пу-дао — короткая глефа
    • да-дао — большая глефа
    • ху-шоу-да-лянь-дао — двухстороння глефа (наподобие «светового шеста» у Дарт Мола в Звёздных Войнах)
    • лузцзяо-дао («оленьи рога») — популярный в Ба-гуа огромный кастет с лезвиями характерной формы ввиде двух скрещённых полумесяцев
  • Цзянь — китайский прямой меч получивший широкое распространение в эпоху Воюющих Царств. Изначально был коротким и из бронзы, но затем появились длинные бронзовые и стальные мечи. Традиционно, считается преимущественно оружием чиновников, философов и поэтов за счет более элегантной манеры фехтования. Так как в эпоху Хань был вытеснен из пехоты получившими в то время большую популярность дао. Перестав использоваться в пехоте, продолжал использоваться в коннице, до эпохи Тан, когда собственная китайская конница была окончательно вытеснена наёмниками из степи. Клинок прямой обоюдоострый, заточенный по всей длине, способный как колоть, так и рубить, гарда небольшая. От цзяней произошел японский меч цуруги.

Описание

Танк Гвардии Смерти во время Ереси Хоруса

«Фальшион» использует грозные технологии совмещённого вооружения сверхтяжёлых танков «Разящий клинок» и «Теневой меч». Спаренная пушка «Вулкан» — одно из самых мощных бортовых противотанковых орудий в арсенале Империума, однако она требует таких вложений ресурсов для производства даже единичного образца, что применение «Вулканов» было ограничено исключительно Легионес Астартес. Но даже при этом «Фальшион» был настолько редок, что большинство легионов содержали едва ли горстку таких танков, которых приберегали только для самых крупных боевых машин врага.

«Фальшион» был разработан задолго до того, как разразилась Ересь Хоруса, и потому добычей ему служили вовсе не вражеские титаны, с которыми ему позже так часто приходилось бороться. По мере расширения Великого крестового похода экспедиционные флоты встречали ошеломляющее число врагов, среди которых попадались поистине великанских размеров. Бесформенные сущности — владыки пролива Псиом — были столь огромными, что могли давить своей громадой целые армии, однако встреча с «Вулканами» «Фальшионов» Ультрамаринов предала их туши алчному пламени. Когда неподвластные гравитации горы-крепости Тулских Бездн отвергли Согласие, рота «Фальшионов» Железных Рук свергла их с небес вместе со всеми обитателями, не оставив от крепостей и камня на камне.

Кто использовал Фальшион

Фальшионы были распространены среди средневековых крестоносцев. Несмотря на бытующее мнение, что мечи были низкого качества и недостойны рыцарей, они все же снискали их благосклонность. Некоторые рукописи предполагают, что фальшион был третьим основным мечом для мужчин и вторым (резервным) мечом рыцарей.

Предполагалось также, что фальшион происходит от франкского scramasax – длинного однолезвийного ножа, использовавшегося в бою. В рукописях также отмечается, что мечи с односторонней заточкой были найдены в Скандинавии, где пользовались популярностью у многих викингов. Эти мечи были прямыми с одинаковой шириной клинка по всей длине.

Наиболее известны фальшионы как дополнительное оружие английских лучников, а с середины 14 века его стала использовать и конница. Иногда фальшион крепился к короткому древку длиной 45–60 см, превращаясь в подобие боевого топора.

Окончательного ответа на вопрос о происхождении фальшионов нет.

Наиболее распространенная конструкция фальшиона представляла собой деревянную рукоятку с железным или стальным клинком, как у длинного меча. Самые ранние фальшионы, массово производившиеся в Средние века, были изготовлены из стали с низким содержанием углерода.

У фальшионов позднего средневековья клинки были гораздо лучшего качества, в основном только из стали, а не из железа.

Фальшион из Торпа

Фальшион из Торпа – оружие конца XIII, начала XIV века, данный меч находится на хранении в музеи Норфолка, Англия ( Norfolk Museums). Как отмечает Э. Окшотт, данный клинок отличается от широко распространенных в то время аналогов (фальшион Корнуэза, фальшион из Гамбурга и т.д.). Клинок фальшиона из Торпа больше похож на лезвие сабли. Как отмечает Окшотт, генезис подобной формы клинка не вполне понятен. До 1290 года подобная форма клинка редко встречается на иллюстрациях к манускриптам. Возможно, подобный тип клинка формировался под влиянием восточноевропейских изделий, поскольку сильно напоминает венгерский меч Шарлеманя, т.е. тип клинка, используемый с IX века. Хочется отметить некоторые особенности клинка: навершие данного меча гравировано. Лезвие фальшиона имеет два дола, первый дол с одной стороны верхний, длинный вдоль обуха с окончанием виде хвостика, с другой – нижний, коротенький на рикассо и тоже с хвостиком. Вместе перекрестья фальшиона сечение клинка прямоугольное, заточка начинается после окончания нижнего дола, и заточка лезвия начинается после окончания верхнего. Если рассмотреть внутренне сечение клинка то мы получим следующее, в сечении C – пятиугольник, обух 4.5 мм., сечении В – пятиугольник, обух 2.5 мм, сечение А-шестиугольник, ближе к острию уже ромб. Некоторые характеристики меча: вес 904 гр., что существенно меньше веса вышеперечисленных клинков. Длина клинка 956 мм, длина лезвия 803 мм. Длина гарды 196 мм. Длина рукояти 100 мм. Особый внешний вид фальшиона из Торпа, предает особый интерес для реконструкции подобного клинка.

Корд из музея в Варшаве и Фальшион Святого Михаила

Анализ обширного пласта информации привёл нас к довольно интересным аналогиям. Так, например, тяжело было не заметить сходство между кордом выставленным в музее в Варшаве и фальшионом Святого Михаила. Ввиду того что последний уже описан выше мы более подробно остановимся на первом: Этот корд датируется примерно второй половиной XV-ого века. Его нашли у озера Dabrowno рядом с замком Dabrowno (Gilgeburg) в 1898 в графстве Оструда. Общая длина: 78 см Вес: 0,72 кг Длина Клинка: 64 см Длина рукояти: 14 см Безусловно, этот корд мог быть как немецкого так и польского происхождения, но сравнительный анализ гросс-мессеров и кордов покажет насколько близко друг к другу развивались оружейные ремёсла в восточной Европе и близлежащих странах.

 

Гросс-мессеры и корды

Нельзя не отметить сходства между гросс-мессерами и тесаками/кордами используемыми в восточной Европе: Кроме схожей общей длины, а именно 1-1,2 метра, все экземпляры однолезвийные с рукоятями под двуручный хват. Отсутствие противовеса на кордах из Болгарии и польском корде позволяет сделать вывод о том, что эта черта была характерна не только для гросс-мессеров. На представленных ниже болгарских кордах и на 1 польском корде, по сути, отсутствует гарда, но присутствует нагель – характерная черта гросс-мессеров. Совокупность этих деталей и факт примерно одновременного производства в разных частях Европы говорят сами за себя.

В целом, корды, безусловно, требует систематизации и собственной типологии и мы надеемся, что в ближайшем будущем данная задача будет выполнена. Что еще можно сказать по итогам…. Имеющаяся информация о фальши<онах средневековья – это значительный пласт материала, который можно и нужно применять при изготовлении вооружения старины для участников исторической реконструкции средневековья. Фальшион – это оружие победы и с эти не поспоришь! Об авторах: Данная работа была задумана весьма давно и связано сие, было с проблемой поиска источников информации на тему вариантов фальшионов раннего средневековья. Раздел посвященный фальшионам был подготовлен Janberg’ом, с ценными замечаниями и редакциями Varazhbit’a, раздел гросс-мессеров был подготовлен Varazhbit’ом при поддержке Janberg’а, в свою очередь раздел посвященный кордам подготовлен совместно Janberg’ом и Varazhbit’ом. Статья сверстана и подготовлен к размещению в сети Janberg’ом. Если вы заметили неточности в статье либо ошибки, то можете связаться с нами по следующим адресам: мастер-ремесленик Янбенг мастер-ремесленик Varazhbit Почта мастерской ZF: Янберг, веб-почта icq 446713180 icq 469959694

Используемая литература и источники:

1. Oakeshott, Ewart: The Archaeology of Weapons 2. Oakeshott, Ewart: The Sword in the Age of Chivalry, Boydell & Brewer, Woodbridge 3. Кленнер Александр. Статья: «Фальшион. Рубящее и колющее оружие» (Alexander’а Klenner’а “Hieb & Stichwaffen: Das Falchion”) 4. Хелквист Бйорн. Conyers-falchionen, Den sista av sitt slag? 5. Encyclopedie Illustree Les Armes Blanches de Jan Sach. 6. Jan Peterson. De Norske Vikingesverd 7. Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие. Мечи и сабли IX – XIII веков 8. Ю.Бохан. «Зброя Велiкага Княства Лiтовскага 1385-1576» 9. Ю.Бохан в своей статье «Структура войска ВКЛ во второй половине XIV- XV вв.. 10. W.Boeheim. Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders 11. Claude Blair. European & American Arms by Claude Blair 12. S.C. Cockerell. Maciejowski Bible. Pictures from the Maciejowski Bible , Phaidon Press Ltd – London 13. Статут ВКЛ 1588 года, под редакцией ШамякинаИ.П. 14. Материалы сайта: myArmoury.com 15. Материалы сайта: Sword Forum International 16. Материалы сайта: Тоже Город 17. Материалы форума: “Традиция” 18. Материалы форума: FREHA Авторы статьи: мастер-ремесленик Янбенг +375 29 687 99 64 Velcom +375 25 987 74 58 Life мастер-ремесленик Varazhbit +375 29 575 75 58 MTC Почта мастерской ZF: Янберг, веб-почта icq 446713180 icq 469959694

Недостатки фальшионов

Однако вес фальшиона также мог оказаться и его недостатком. Историки считают, что атака тяжелым оружием предполагает более широкие и размашистые движения, которые оставляют воинов открытыми для удара противника. Это может оказаться не таким критичным в поединке один на одни, но очень неблагоприятно на поле боя, поэтому фальшион являлся лишь вспомогательным оружием рыцарей. Еще одним недостатком является его длина. Большинство фальшионов – мечи короткие, что предполагает ближний бой. Солдаты должны были подпустить своих противников на близкую дистанцию, прежде чем нанести удар, и тем самым подвергали себя опасности.

Агрегатор новостей 24СМИ

Недостатки и дальнейшая модернизация

История

Точное происхождение искусства Иссин-рю кусаригамадзюцу до сих пор остаётся загадкой. Существует предположение, что оно было основано ещё в XIV веке самураем Нэн Ами Дзионом (яп. 念阿弥慈恩), однако достоверно известно, что современные техники школы были обобщены и включены в программу обучения не позднее 17-го века благодаря их унификации (тан’иссин (яп. 丹一心), отсюда и название) мастером по имени Хараюки Уэмон Удзисада (яп. 原志右衛門氏貞).

Техники, которые первоначально преподавались в данной рюха, включали бодзюцу, хобаку (торинава), торитэ, кусаригамадзюцу и сюрикэндзюцу. Наиболее известными являлись методы работы с кусаригама.

Согласно письменных традиций Иссин-рю, основатель школы, Нэн Ами Дзион, создал техники работы с кусаригама после того, как получил видение божественного существа с косой (кама) в одной руке и металлической цепью в другой.

Традиции Иссин-рю кусаригамадзюцу позднее были включены в школу Синто Мусо-рю её 24-м наследником, Сираиси Хандзиро Сигэаки, где и преподаются на сегодняшний день.

Источник

Техника космодесанта
Лёгкая техника «Лендспидер» ( • • • «Тёмная пелена» • • ) • Мотоцикл космодесанта ( • )
Шагоходы Боекостюм «Инвиктор» • Дредноут ( • Дредноут-вульфен • Дредноут-капеллан • Дредноут Караула Смерти • Дредноут Серых Рыцарей • Почтенный дредноут • «Редемптор» • «Фуриозо»)
БТР «Носорог» («Дамокл» • «Секач»)
Танки «Астрей» • «Импульсор» • «Хищник» («Аннигилятор» • «Ваал» • «Разрушитель») • «Лендрейдер» • «Репульсор»
Артиллерия «Вихрь» • «Поборник» (Лазерный истребитель)
Авиация «Владыка» • «Грозовой Ворон» • «Громовой Ястреб» • Десантная капсула • Десантный корабль Адептус Астартес • «Коготь Бури» • «Нефилим» • «Штормовой Орёл» («Огненный Хищник») • «Тёмный Коготь» • «Цест» • «Чёрная звезда-Корвус» • «Штормовой Волк» • «Штормовой Клык» • «Штормовой Ястреб»
Редкая/снятая с вооружения техника «Вихрь Скорпиус» • Гравицикл • «Громовая Птица» • • «Контемптор» • • «Осирон» • «Дротик» • «Ксифон» • Лендрейдер «Протей» • «Мастодонт» • • «Разящий клинок» • «Сабля» • «Сикаран» («Венатор») • «Тифон» • «Фальшион» • «Цербер» • «Харибда» • «Хищник Деймос»

Три клинка

Всего выделяется три типа фальшионов, которые довольно существенно отличаются друг от друга и, возможно, имеют разное происхождение. Первый тип — тот, который чаще всего встречается на средневековых изображениях и наиболее соответствует традиционному представлению об этом оружии. Расширяющийся клинок с односторонней заточкой и прямым обухом. Простой и тяжелый, произошедший, видимо, от боевых ножей германских племен (того же скрамасакса).

Второй тип явно имеет ближневосточные корни. Обух на конце клинка сильно скошен и образует длинное острие. Такие фальшионы имели полуторную заточку — скос обуха тоже затачивался. Это оружие обладало гораздо большими возможностями — им уже можно было фехтовать при сохранении пробивной силы из-за приличного веса. Но их внешний вид был настолько непривычен европейскому рыцарству, что широкой популярности они не завоевали. Скорее всего, ими пользовались те, кто побывал в Палестине и перенял «восточную моду».

Это частично подтверждается изобразительными источниками — воины с фальшионами такого типа, как правило, имеют и другие восточные элементы в одежде и снаряжении. Традиционалисты же предпочитали обычный меч.

Третий тип является разновидностью второго и появился уже в Х1У-ХУ веках. Он имеет еще более сильный скос клинка на конце и длинное острие. Его главная особенность — заточка внешней грани клинка, которая у второго типа является обухом. Такое странное, на первый взгляд, решение позволяет полноценно использовать угол, образованный скосом клинка, как ударную поверхность (почти клевец).

В дальнейшем фальшионы уступили место новым типам холодного орудия. На смену первому типу пришли абордажные тесаки, а второй и третий типы постепенно трансформировались в европейскую саблю.

Фальшион Коуниерза

Бесценную реликвию берут в руки, надев перчатки и соблюдая все меры предосторожности

Фальшион нож в кс го

В игре Falchion приобрел немного модернизированный внешний вид. Клинок ножа явно претерпел огромные изменения для того, чтобы подходить под стилистику игры, где царят вечные сражения и бои. Практичность и компактность свойственна для Falchion исключительно в игре. Гарды у ножа попросту нет. Вместо гарды используется рукоятка со специальным разъемом для пальцев. Лезвие при этом значительно меньше, чем сама рукоятка. Можно даже сказать, что Falchion в CS:GO стал одним из представителей складных ножей. Стоит отдать разработчику должное, ведь Falchion получил поистине интересные и уникальные виды анимации. Если начать просмотр ножа, то персонаж начнет крутить Falchion как только можно, причем самая запоминающая анимация в таком случае — балансирование холодного оружия. Персонаж берет в ладонь нож и начинает его удерживать в такой позе.

При убийстве врага, Falchion кидается вверх и персонаж делает удар четко в спину. Также нож способен похвалиться огромным количеством трюков, которые может выполнить персонаж вместе с Falchion. Если забыть про анимации и внешний вид Falchion, то нож не дает преимуществ своему хозяину. Falchion сопоставим с любым холодным оружием, различие кроется лишь в анимации и внешнем виде. В первую очередь нож дает возможность быстрого передвижения, что недопустимо при взаимодействии с каким-либо другим оружием. Также у Falchion есть два вида атаки: режущий и колющий режим. Каждый из них используется пользователями, в зависимости от игровой ситуации и необходимости.

Конструкция

Достоинства и недостатки фальшионов

Благодаря тому, что данное оружие было очень популярным, найдено множество образцов фальшионов различного типа. Достоинства этого оружия заключалось в следующем:

  • Простота изготовления;
  • Возможность переделки обычного крестьянского тесака в фальшион, путём перековки и изменения формы острия клинка;
  • Смещённый центр тяжести и большой вес оружия позволял наносить достаточно сильные удары;
  • Маневренность и эффективность в ограниченном пространстве;
  • Так как оружие удерживалось одной рукой, вторая оставалась свободной для щита или второго оружия.

Несмотря на массу плюсов, фальшион имел и несколько серьёзных минусов:

  • В то время как мечом можно было наносить колющие удары, фальшион любого из основных типов был чисто рубящим оружием. Колоть им можно было только незащищённого бронёй противника;
  • Если воин сражался один на один с противником, вооружённым мечом, то для победы он должен был быть значительно опытнее, так как коротким оружием было значительно тяжелее нанести смертельный удар;
  • Необходимость широкой амплитуды движений для нанесения ударов очень снижала эффективность фальшиона в плотном строю.

Фальшионы из «Романа об Александре»(ROMAN D’ALEXANDRE) (1338-44)

«Роман об Александре» – по-видимому, первый рыцарский роман, считается средневековой обработкой гроригинал фальшиона из Парижского музея. В  изображения данного романа мы можем увидеть двуручные и полутороручные фальшионы в чем-то схожие с парижским фальшионом. В данном варианте (первый тип) фальшиона мы наблюдаем интересный тип гарды, она состоит из дуги, которая защищающая кисти обеих рук, что для вариантов рассмотренных выше не характерно. Различные формы защиты кисти появляются на более поздних формах крестовин фальшиона. В «Романе об Александре» встречаются аналогичные по внешнему виду фальчионы и в полутороручной версии, так на изображениях рыцари часто держат это оружие то одной рукой, то двумя. При этом на изображениях где фальчион держится одной рукой, художник оставил значительной пространство, которое подразумевает возможность хвата второй рукой. Также вызывает интерес геометрия клинка, его режущая кромка образует своеобразный шип, который вероятно служил для пробивания доспехов при колющем ударе. Исходя из изображения мы можем придти к выводу, что та часть, которая более всего похожа на обух и является лезвием. На всех изображениях этот момент присутствует, но отсутствие археологических находок клинков с похожей геометрией заставляет усомниться в факте его действительного существования… Второй тип фальшиона из «Романа об Александре», это фальшион меньшего размера, с клинком, весьма напоминающим клинок парижского фальшиона. Однако есть и основное отличие, это отсутствие, какой либо гарды на фальшионе. Данный фальшион имеет прямые формы и весьма удлиненное острие. Предположительно на фальшионе имеется дол, об этом можно судить, рассматривая изображение.  В целом в процессе изучения истории и в исторической реконструкции в частности, использование изобразительных, скульптурных и иных исторических источников всегда являлось общепризнанным.

Фальшион из Торпа

Фальшион из Торпа – оружие конца XIII, начала XIV века, данный меч находится на хранении в музеи Норфолка, Англия ( Norfolk Museums). Как отмечает Э. Окшотт, данный клинок отличается от широко распространенных в то время аналогов (фальшион Корнуэза, фальшион из Гамбурга и т.д.). Клинок фальшиона из Торпа больше похож на лезвие сабли. Как отмечает Окшотт, генезис подобной формы клинка не вполне понятен. До 1290 года подобная форма клинка редко встречается на иллюстрациях к манускриптам. Возможно, подобный тип клинка формировался под влиянием восточноевропейских изделий, поскольку сильно напоминает венгерский меч Шарлеманя, т.е. тип клинка, используемый с IX века. Хочется отметить некоторые особенности клинка: навершие данного меча гравировано. Лезвие фальшиона имеет два дола, первый дол с одной стороны верхний, длинный вдоль обуха с окончанием виде хвостика, с другой – нижний, коротенький на рикассо и тоже с хвостиком. Вместе перекрестья фальшиона сечение клинка прямоугольное, заточка начинается после окончания нижнего дола, и заточка лезвия начинается после окончания верхнего. Если рассмотреть внутренне сечение клинка то мы получим следующее, в сечении C – пятиугольник, обух 4.5 мм., сечении В – пятиугольник, обух 2.5 мм, сечение А-шестиугольник, ближе к острию уже ромб. Некоторые характеристики меча: вес 904 гр., что существенно меньше веса вышеперечисленных клинков. Длина клинка 956 мм, длина лезвия 803 мм. Длина гарды 196 мм. Длина рукояти 100 мм. Особый внешний вид фальшиона из Торпа, предает особый интерес для реконструкции подобного клинка.

Используемая литература и источники:

1. Oakeshott, Ewart: The Archaeology of Weapons 2. Oakeshott, Ewart: The Sword in the Age of Chivalry, Boydell & Brewer, Woodbridge 3. Кленнер Александр. Статья: «Фальшион. Рубящее и колющее оружие» (Alexander’а Klenner’а “Hieb & Stichwaffen: Das Falchion”) 4. Хелквист Бйорн. Conyers-falchionen, Den sista av sitt slag? 5. Encyclopedie Illustree Les Armes Blanches de Jan Sach. 6. Jan Peterson. De Norske Vikingesverd 7. Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие. Мечи и сабли IX – XIII веков 8. Ю.Бохан. «Зброя Велiкага Княства Лiтовскага 1385-1576» 9. Ю.Бохан в своей статье «Структура войска ВКЛ во второй половине XIV- XV вв.. 10. W.Boeheim. Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders 11. Claude Blair. European & American Arms by Claude Blair 12. S.C. Cockerell. Maciejowski Bible. Pictures from the Maciejowski Bible , Phaidon Press Ltd – London 13. Статут ВКЛ 1588 года, под редакцией ШамякинаИ.П. 14. Материалы сайта: myArmoury.com 15. Материалы сайта: Sword Forum International 16. Материалы сайта: Тоже Город 17. Материалы форума: “Традиция” 18. Материалы форума: FREHA Авторы статьи: мастер-ремесленик Янбенг +375 29 687 99 64 Velcom +375 25 987 74 58 Life мастер-ремесленик Varazhbit +375 29 575 75 58 MTC Почта мастерской ZF: Янберг, веб-почта icq 446713180 icq 469959694

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector