Focke-wulf fw 189 uhu

Ссылки

Статистика производства различных модификаций

Модификация 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 Итого
FW 190V-1 4 4
FW 190A-0 24 24
FW 190A-1 104 104
FW 190A-2 96 330 426
FW 190A-3 509 509
FW 190A-4 974 974
FW 190A-5 29 1723 1752
FW  190А-6 1032 160 1192
FW 190A-7 146 555 701
FW 190A-8 6417 180 6597
FW 190A-8/Ul(FW 190S) 58 58
FW 190A-9 750 160 910
FW 190B 3 3
FW 190C 5 5
FW 190D-9 865 940 1805
FW 190D-ll 20 20
FW 190D-13 1 1
FW 190F-1 30 30
FW 190F-2 271 271
FW 190F-3 250 250
FW 190F-8 386 1 387
FW 190F-9 2 2
FW 190G-2 601 601
FW  190G-3 150 150
FW 190G-8[] 1793 1432 3225
SNCAC NC 900 64 64
Общий итог 4 128 96 1880 4173 10986 2798 20065

Данные выпуска ФВ-190 приводятся по статье Ю.В. Кузьмина «Сколько же было FW 190″//Легенды и мифы авиации. Вып. 5. Из истории отечественной и мировой авиации : сб. ст. / . — М., 2013. , с.163-164 []
небольшие сборочные цеха []
двухместный учебный вариант []
Georg Brutting; Peter Supf. Das Buch der deutschen Fluggeschichte. 3, Die grosse Zeit der deutschen Luftfahrt bis 1945, 1979 (третье издание — 2008), ISBN 978-3-7956-0289-5. []
Georg Brutting; Peter Supf. Das Buch der deutschen Fluggeschichte. 3, Die grosse Zeit der deutschen Luftfahrt bis 1945, 1979 (третье издание — 2008), ISBN 978-3-7956-0289-5

[]
Построены после освобождения Франции: 40 для ВВС Франции и 24 для ВМС Франции []
К данным о выпуске G-8 надо относиться осторожно []

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ФОККЕ-ВУЛЬФ FW-190

  • Цельнометаллическое хвостовое оперение выполнено свободнонесущим с регулируемым в полете стабилизатором;
  • Сдвижная часть фонаря кабины выполнена из целого куска плексигласа, неподвижный козырек фонаря снабжен 57-мм бронестеклом. Общий вес установленной на самолете брони сocтавляет  110 кг;
  • Два синхронных 13-мм пулемета MG-17 установлены под капотом двигателя;
  • Двигатель воздушного охлаждения BMW-801D мощностью 1700 л. с.;
  • Металлический трехлопастный винт регулируемого шага VDМ, работа винтомоторной группы автоматизирована благодаря применению центрального командного прибора-регулятора;
  • Синхронная (в корне крыла) и несинхронная 20-мм пушки MG 151/20. их скорострельность составляла до 900 выстрелов в минуту, запас снарядов 170—200 штук на ствол;
  • Консоли цельнометаллического крыла состояли из двух половин — верхней и нижней, каждая собиралась методом высокопроизводительной клепки панелей обшивки к каркасу;
  • Фюзеляж полумонококовой конструкции состоял из трех герметизированных отсеков: моторного, хвостового и отсека кабины;
  • Моторные отсеки поставлялись в комплекте с мотором двигателестроительным заводом, отсеки кабины и хвостовые отсеки изготавливались авиационным заводом, на котором производилась и окончательная сборка самолета;

Тактико-технические характеристики

Схема самолёта Fw 189A-1.

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Fw 189A-2:

Источник данных: Харук А., 2011, стр. 76.

Технические характеристики
  • Экипаж: 3 человека
  • Длина: 12,0 м
  • Размах крыла: 18,4 м
  • Высота: 3,1 м
  • Площадь крыла: 36,8 м²
  • Масса пустого: 2 832 кг
  • Нормальная взлётная масса: 3 955 кг
  • Максимальная взлётная масса: 4 175 кг
  • Объём топливных баков: 440 л
  • Силовая установка: 2 × 12 цилиндровых воздушного охлаждения Argus As 410A-1
  • Мощность двигателей: 2 × 465 л.с. (2 × 342 кВт)
  • Диаметр винта: 2,6 м
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 347 км/ч на 2 400 м
  • Крейсерская скорость: 323 км/ч на 2 400 м
  • Практическая дальность: 670 км
  • Продолжительность полёта: 2,16 ч
  • Практический потолок: 7 300 м
  • Длина разбега: 240 м
  • Длина пробега: 300 м
Вооружение
  • Стрелково-пушечное:  
    • наступательное: 2 × 7,92 мм пулемёта MG-17 в крыле по 500 патр. на ствол
    • оборонительное: 2 × 7,92 мм пулемёта MG-81Z (турельная спарка) боекомплект 2 000 патронов
  • Бомбы: 4 × 50 кг

Боевое применение

В ВВС ВС Германии (вермахте) самолёт Fw 189 назвали «Летающим глазом» («Flugauge»). В советских войсках его прозвали «Рама» за характерный внешний вид. Самолёт интенсивно использовался на Восточном фронте, где значительно преуспел как тактический разведчик и наводчик. Также FW-189 применялся против советских партизан в Белоруссии и на Украине. На Западном фронте этот тип самолёта практически не применялся.

У советских солдат существовала примета: прилетела «рама» — жди бомбардировщиков. Как правило, сразу после пролёта разведчика по обнаруженным целям наносился артиллерийский или бомбовый удар.

Несмотря на хрупкий вид и откровенно низкую скорость, Fw 189 обладал хорошей манёвренностью на больших высотах и был там весьма сложной целью для истребителей. Пилот самолёта мог легко уклониться от атаки истребителей, осуществляя горизонтальные манёвры, за которыми не могли следовать набирающие высоту истребители. Благодаря великолепному обзору и большим секторам обстрела воздушные стрелки разведчика имели все возможности сбить атакующий истребитель. Советские авианаставления рекомендовали не вести с «рамой» бой на виражах, а производить отдельные атаки, желательно из облаков или со стороны солнца.

Живучесть у самолёта также была отменная. Например, 19 мая 1942 года над Таманью на высоте около 4 тыс. метров пара МиГ-3 атаковала одиночный Fw 189А. Советские истребители поразили левый мотор необычного противника, с удовлетворением наблюдая, как после нескольких очередей он отвалился от самолёта. Уверенные в одержанной победе, «МиГи» удалились, однако тяжело повреждённая машина все-таки «доковыляла» до своего передового аэродрома. Бывало, что самолёт возвращался с задания, получив таранный удар и лишившись части вертикального оперения.

В конце марта 1945 года небольшое количество Fw 189А все ещё сохранялось в составе формирований ночных разведчиков 1.(Н)/31, 1.(Н)/12, 1.(Н)/13 и некоторых других. Они продолжали выполнять боевые вылеты практически до последнего дня войны в Европе, хотя и очень ограниченно. Так, в ночь на 17 апреля в налёте на позиции советских войск принял участие 21 самолёт из состава авиагрупп NAGr.2 и 15, шестнадцать из которых были «рамами». В налете 19 апреля участвовали два Fw 189А вместе с несколькими Bf 109 и Bf 110 из NAGr. 15. На южном участке Восточного фронта до самого финала войны действовали «рамы» из формирования 1 .(Н)/41. Последнюю потерю «рамы» в боевом вылете зафиксировали 8 мая 1945 года — это был самолёт, принадлежавший штабу авиагруппы NAGr.5.

Media

External links

Focke-Wulf Aircraft Corporation (Focke-Wulf Flugzeugbau Aktiengesellschaft)
Fighters  Fw 190 A-1 · Fw 190 A-4 · Fw 190 A-5 · Fw 190 A-5 · Fw 190 A-5/U2 · Fw 190 A-8 · Fw 190 C · Fw 190 D-9 · Fw 190 D-12 · Fw 190 D-13 · Fw 190 F-8
Tank Fighters  Ta 152 C-3* · Ta 152 H-1* · Ta 154 A-1*
Bombers  Fw 189 A-1 · Fw 200 C-1
Export  ▅Fw 190 A-5
Captured  ▃Fw 190 A-8 · ▂Fw 190 D-9 · NC.900
  * In 1944, the Germany Air Ministry changed new fighter aircraft designation to that of the chief designer. Kurt Tank was the chief designer at Focke-Wulf and later aircraft he designed were given the prefix of Ta.
Germany bombers
Arado  Ar 196 A-3
Blohm & Voss  BV 238
Dornier  Do 17 E-1 · Do 17 Z-2 · Do 217 E-2 · Do 217 E-4 · Do 217 K-1 · Do 217 M-1
Focke-Wulf  Fw 189 A-1 · Fw 200 C-1
Henschel  Hs 123 A-1
Heinkel  He 111 H-3 · He 111 H-6 · He 111 H-16 · He 177 A-5
Junkers  Ju 87 B-2 · Ju 87 R-2 · Ju 87 D-3 · Ju 87 D-5 · Ju 88 A-1 · Ju 88 A-4 · Ju 188 A-2 · Ju 288 C
Messerschmitt  Me 264
Savoia-Marchetti  ▀S.M.79 serie 1 · ▀S.M.79 B · ▀S.M.79 serie 4 · ▀S.M.79 serie 8
  ▀S.M.79 AS · ▀S.M.79 bis/N · ▀S.M.79 bis/T.M
Trophies  ▀Wellington Mk Ic
Germany premium aircraft
Fighters  He 51 B-2/H · He 112 B-1/U2 · He 112 B-2/U2 · Flegel’s Bf 109 A · Bf 109 E-7/U2 · Bf 109 G-2 · Fw 190 C · Fw 190 D-13
  ▀Marcolin’s C.R.42 CN · ▀Hawk H-75A-2 · ▀Yak-1B · ▀La-5FN · ▀P-47D-16 RE · ▀P-47D · ▀Tempest Mk V
Twin-engine fighters  Bf 109 Z · Bf 110 C-6 · Do 335 B-2 · He 219 A-7 · Ju 388 J · Ta 154 A-1
Jet fighters  Sea Hawk Mk.100 · ▀G.91 R/4
Attackers  Hs 129 B-2 (Romania) · ▀IL-2 (1942)
Bombers  Ar 196 A-3 · BV 238 · Fw 189 A-1 · Ju 288 C · ▀Wellington Mk Ic
Winter events
2020  Operation W.I.N.T.E.R.
Pilot stars  Ro.57 Quadriarma · MiG-21PFM
Tanker stars  E.B.R. (1954) · Class 3 (P)
Sailor stars  Type K-8 (1942) · USS Baltimore (CA-68)
2019  Operation F.R.O.S.T.
Pilot stars  TIS MA · J6K1
Tanker stars  QF 3.7 Ram · Merkava Mk.2B
Sailor stars  94 ft PT-811 · Type 1924 Jaguar
2018  Festive Quest
Pilot stars  M.B.152C1 · Fw 190 C
Tanker stars  SU-85A · T30
Christmas Lights  P-43A-1 · Comet I «Iron Duke IV»
2017  Festive Quest
Pilot christmas toys  P-40C · NC.900
Tanker christmas toys  AEC Mk II · Ersatz M10
Christmas Lights  Fw 189 A-1 · KV-2 (1940)
2016  Winter Holiday
Pilot stages  Ki-21-I hei · Me 262 A-2a
Tanker stages  ▃LVT(A)(4) ZIS-2 · ▂Type 62
2015  War Thunder Fulfills Your Wishes!
Pilot reward  ▂P-63C-5
Tanker reward  VK 45.01 (P)
2014  Holiday War Thunder Marathon!
Pilot reward  I-301
Tanker reward  M8A1
2013  Winter Magic!
Rewards  TB-3M-17-32 · XF5F

Общие сведения

История знамени в России

Конструкция

Фокке-Вульф.189 был технологически совершенным самолетом того времени. При производстве машины использовались легкие сплавы металлов. Планер, хвостовое оперение, мотогондолы изготавливались из металла. Только рули и элероны обтягивались полотном, но это нисколько не мешало FW.189 оставаться очень живучей машиной.

Устроенная по принципу установки съемных панелей из плоского стекла, она обеспечивала достаточный обзор для разведки.

Кресло пилота сильно смещалось в левую сторону, так как по правую руку, чуть позади, предусматривалось место штурмана-радиста. Он мог вести сброс бомб на позиции противника с помощью оптического прицела.

Единственным минусом для штурмана являлось кресло без спинки, поэтому сидеть долго было довольно проблематично. Кроме того, при отбитии атак противника на штурмана-радиста возлагались функции стрелка, так как он мог вести огонь из верхней огневой точки самолета.

В задней части кабины на матрасе предусматривалось место для стрелка-бортмеханика. Он нес ответственность за защиту задней полусферы от атак вражеских истребителей.

Уязвимее всего кабина была при атаке снизу.

Шасси самолета убирались сразу после взлета. Два передних колеса складывались гидросистемой и убирались в мотогондолы. Ниши шасси закрывались створками, для лучшей аэродинамики планера. Заднее колесо уходило влево и располагалось на горизонтальном оперении хвостовой части.

На самолеты ставились 12-цилиндровые V-образные двигатели марки Argus. Охлаждение воздушное, развиваемая мощность на взлете 465 лошадиных сил. В полете двигатели развивали мощность 380 лошадиных сил.

За каждым из двигателей предусматривались, защищённые противопожарными перегородками, масляные (по 19 литров) и топливные баки (по 220 литров). Важнейшей характеристикой нового самолета-разведчика была возможность подниматься на большую высоту.

Заявленные цифры составляли 7300 метров, но при необходимости самолет поднимался до 8000 метров, поэтому кабина снабжалась кислородной системой. Баллоны с кислородом располагались в крыле за пулемётами.

Вооружение FW.189:

  1. Пулеметы MG-15 калибра 7,92 мм в линзовых установках. Огневые точки располагались сверху центральной гондолы и сзади неё. Задняя полусфера защищалась особенно хорошо, поэтому лучшей оборонительной позицией можно было считать отворачивание самолета от лобовой атаки. В задней части кабины ставилась турель Икария, с наведением посредством электропривода, но прицеливание осуществлялось вручную.
  2. Два пулемета MG-17, под патрон 7,92 мм, устанавливались неподвижно в центроплане. Использовались они для поддержки сухопутных войск и в воздушном бою.
  3. Фокке-Вульф.189 мог нести 4 бомбы весом до 50 килограмм. Известно, что самолёт мог использоваться в качестве бомбардировщика, поэтому кроме бомб в специальные балочные держатели можно было поместить выливные приборы (например, для химической атаки) или контейнеры с . А также ФВ.190 мог нести две бомбы 100 кг калибра.

С FW.189-A2 оборонительное вооружение составляли более совершенные пулемётные спарки MG.81Z, они обладали большей скорострельностью, чем MG15 и значительно усилили обороноспособность корректировщика от атак истребителей.

FW.189 прежде всего разрабатывался для использования как разведчик и корректировщик. По этой причине в салоне центральной гондолы мог устанавливаться ряд фотографического оборудования для аэрофотосъемки: Rb 20/30, Rb 50/30. Rb 21/18 или Rb 15/8. Нередко один из членов экипажа работал ручными камерами Hk 17,5 или Hk 19.

Тактико-технические характеристики

Схема самолёта Fw 189A-1.

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Fw 189A-2:

Источник данных: Харук А., 2011, стр. 76.

Технические характеристики
  • Экипаж: 3 человека
  • Длина: 12,0 м
  • Размах крыла: 18,4 м
  • Высота: 3,1 м
  • Площадь крыла: 36,8 м²
  • Масса пустого: 2 832 кг
  • Нормальная взлётная масса: 3 955 кг
  • Максимальная взлётная масса: 4 175 кг
  • Объём топливных баков: 440 л
  • Силовая установка: 2 × 12 цилиндровых воздушного охлаждения Argus As 410A-1
  • Мощность двигателей: 2 × 465 л.с.

(2 × 342 кВт)

Диаметр винта: 2,6 м

Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 347 км/ч на 2 400 м
  • Крейсерская скорость: 323 км/ч на 2 400 м
  • Практическая дальность: 670 км
  • Продолжительность полёта: 2,16 ч
  • Практический потолок: 7 300 м
  • Длина разбега: 240 м
  • Длина пробега: 300 м
Вооружение
  • Стрелково-пушечное:  
    • наступательное: 2 × 7,92 мм пулемёта MG-17 в крыле по 500 патр. на ствол
    • оборонительное: 2 × 7,92 мм пулемёта MG-81Z (турельная спарка) боекомплект 2 000 патронов
  • Бомбы: 4 × 50 кг

Конструкция и производство

В 1937 году, министерство авиации Германии (Reichsluftfahrtministerium

) выпустило техническое задание на тактический самолёт-разведчик-корректировщик с оптимальными возможностями обзора. Подрядчиками стали , «Фокке-Вульф» и «Гамбургер Флюгцойгбау». «Фокке-Вульф» разработала альтернативную схему самолёта, названного Fw 189. Самолёт был создан инженером Э. Козелом во главе с конструктором К. Танком, с применением ряда стандартных конструктивных решений, улучшающих обзор, технологичность, аэродинамику, многофункциональность и надёжность самолёта. Было принято решение использовать два небольших двигателя «Аргус 410» французского производства, и установить их на консоли крыла. Две хвостовые балки сделали аэродинамическим продолжением мотогондол этих двигателей. Хвостовые балки оканчивалась килями, между которыми находилось горизонтальное хвостовое оперение. Центральная гондола предназначалась для экипажа. Она была каплевидной формы, практически вся остеклена. Под аббревиатурой BV 141 предложила свой проект самолёта-разведчика, отличающейся радикальными идеями асимметричного планера, мощным дефицитным двигателем и, кроме того, «Бломм+Фосс» значительно отстала от «Фокке-Вульф» в производстве предсерийных образцов, что стало причиной отказа от его массового выпуска. Для отработки штурмового варианта использовали первый прототип. В конце 1938 года его сняли с лётных испытаний и вернули на завод, где заменили центральную гондолу новой, гораздо меньших размеров. По сути, она представляла собой бронированную капсулу, едва вмещавшую пилота и стрелка, сидевших спина к спине. Пилот глядел вперед через крошечное бронестекло в откидываемом назад колпаке. Стрелок вел огонь из пулемёта MG15 через небольшую бойницу с использованием бронированного визира. Модифицированный прототип получил обозначение Fw 189V1b. Обзор с места пилота был неудовлетворительным, а стрелок не видел атакующий истребитель даже в хвосте своего самолёта! В результате Fw 189V1 b вернули на завод для проведения доработок. Площадь остекления кабины пилота увеличили, а прицел стрелка заменили на амбразуру, улучшившую обзор назад, но обзор в стороны оставался неудовлетворительным. После внесения изменений Fw 189V1ta проходил испытания вместе с конкурентами Hs 129V2 и V3. Эти полёты показали, что весьма компактный одноместный самолёт «Хеншеля» представлял собой меньшую цель для ПВО, но у него обзор с рабочего места лётчика оказался еще хуже, чем у 189-го «Фокке-Вульфа», и если управляемость Fw 189V1b была плохой, то у Hs 129 она была вовсе отвратительной. В итоге Техническое управление признало победителем Hs 129, но на этом история штурмового варианта Fw 189 не закончилась. В конце 1942 года появился своеобразный «эрзац-штурмовик» Fw189A-4, выпущенный в небольшом количестве. Эта машина сохранила остекленную гондолу разведчика, но крыльевые пулемёты MG17 были заменены двумя 20-мм пушками MG FF. Кроме того, двигатели, топливные баки и частично кабину экипажа прикрыли снизу тонкой бронёй.

Fw 189 производился в больших количествах, выбор пал на завод фирмы Aero в Праге-Высочанах, который уже в 1941 году стал основным предприятием по выпуску тактических самолётов-разведчиков. В том году бременский завод сдал 99 Fw 189А, а пражский — 151 самолёт. При этом производил также учебные Аr 96, оснащаемые теми же двигателями As 410. Производство моторов было налажено на месте — их выпускало предприятие компании Walter в Праге-Йинонице. Еще два предприятия, находившиеся в Праге и её окрестностях, поставляли комплектующие: завод Praga концерна ČKD (во время оккупации Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG) — центропланы, элероны, закрылки, тяги управления механизацией крыла, а фирма Letov (Летняны) — хвостовые балки и оперение. Первый собранный в Праге Fw 189А (Wr. Nr. 2051) был готов 12 марта 1941 году. А 4 июня самолёт лично облетал специально прибывший на завод Курт Танк. В общей сложности было построено 864 единиц Fw 189.

Конструкция пистолета

Вот так выглядит 8-зарядный браунинг «изнутри»

Классический браунинг создан как в целом самозарядное огнестрельное оружие, автоматическая составляющая конструкции которого основана на механизме свободного затвора со сменным магазинным питанием.

Ствол пистолета надежно закреплен, и при стрельбе сохраняет неподвижность. Прицел — открытого типа, нерегулируемый. Защелка магазина находится в нижней части рукоятки сзади. Емкость магазина зависит от модификации браунинга, минимальная — семь патронов.

Возвратная пружина размещена над самим стволом. Ее задний конец оказывает давление на ударник, делая пружину одновременно и боевой.

Пистолет снабжен ручным предохранителем, который располагается на рамке, на левом боку.

Бомбардировщики

На Западе самолеты Fw-190 применили над пляжами Дьепа в августе 1942 г. и в рейдах по принципу «ударить и убежать» над южной Англией. В этих операциях истребители-бомбардировщики Fw-190 из эскадры JG 26 атаковали железнодорожные депо, заводы и газовые подстанции, нацеливаясь на шесть береговых резервуаров. Установка подвесных подкрыльевых баков позволила самолету залетать далеко в южную Англию.

Fw-190A-4/«Троп» – модификация истребителя для тропических условий применения в средиземноморской зоне. На него установили защитные противопыльные фильтры на воздухозаборниках двигателя. Самолет комплектовался бомбодержателями для подвески 250-кг бомбы под фюзеляжем. Fw-190A-5/U15 – экспериментальный торпедоносец с подвесным устройством для размещения 1000-кг торпеды LT 950. Fw-190A-4/U16 -специальная противобомбардиро-вочная модификация с 30-мм пушкой МК 108. Для обучения создали Fw-190A-8/U1 с двумя сиденьями; самолет совершил свой первый вылет 23 января 1944 г.

Конструкция и производство

В 1937 году, министерство авиации Германии (Reichsluftfahrtministerium) выпустило техническое задание на тактический самолёт-разведчик-корректировщик с оптимальными возможностями обзора. Подрядчиками стали компании «Арадо», «Фокке-Вульф» и «Гамбургер Флюгцойгбау». «Фокке-Вульф» разработала альтернативную схему самолёта, названного Fw 189. Самолёт был создан инженером Э. Козелом во главе с конструктором К. Танком, с применением ряда стандартных конструктивных решений, улучшающих обзор, технологичность, аэродинамику, многофункциональность и надёжность самолёта. Было принято решение использовать два небольших двигателя «Аргус 410» французского производства, и установить их на консоли крыла. Две хвостовые балки сделали аэродинамическим продолжением мотогондол этих двигателей. Хвостовые балки оканчивалась килями, между которыми находилось горизонтальное хвостовое оперение. Центральная гондола предназначалась для экипажа. Она была каплевидной формы, практически вся остеклена. Под аббревиатурой BV 141 фирма «Бломм+Фосс» предложила свой проект самолёта-разведчика, отличающейся радикальными идеями асимметричного планера, мощным дефицитным двигателем и, кроме того, «Бломм+Фосс» значительно отстала от «Фокке-Вульф» в производстве предсерийных образцов, что стало причиной отказа от его массового выпуска. Для отработки штурмового варианта использовали первый прототип. В конце 1938 года его сняли с лётных испытаний и вернули на завод, где заменили центральную гондолу новой, гораздо меньших размеров. По сути, она представляла собой бронированную капсулу, едва вмещавшую пилота и стрелка, сидевших спина к спине. Пилот глядел вперед через крошечное бронестекло в откидываемом назад колпаке. Стрелок вел огонь из пулемёта MG-15 через небольшую бойницу с использованием бронированного визира. Модифицированный прототип получил обозначение Fw 189V1b. Обзор с места пилота был неудовлетворительным, а стрелок не видел атакующий истребитель даже в хвосте своего самолёта! В результате Fw 189V1 b вернули на завод для проведения доработок. Площадь остекления кабины пилота увеличили, а прицел стрелка заменили на амбразуру, улучшившую обзор назад, но обзор в стороны оставался неудовлетворительным. После внесения изменений Fw 189V1ta проходил испытания вместе с конкурентами Hs 129V2 и V3. Эти полёты показали, что весьма компактный одноместный самолёт «Хеншеля» представлял собой меньшую цель для ПВО, но у него обзор с рабочего места лётчика оказался ещё хуже, чем у 189-го «Фокке-Вульфа», и если управляемость Fw 189V1b была плохой, то у Hs 129 она была вовсе отвратительной. В итоге Техническое управление признало победителем Hs 129, но на этом история штурмового варианта Fw 189 не закончилась. В конце 1942 года появился своеобразный «эрзац-штурмовик» Fw189A-4, выпущенный в небольшом количестве. Эта машина сохранила остекленную гондолу разведчика, но крыльевые пулемёты MG17 были заменены двумя 20-мм пушками MG FF. Кроме того, двигатели, топливные баки и частично кабину экипажа прикрыли снизу тонкой бронёй.

Fw 189 производился в больших количествах, выбор пал на завод фирмы Aero в Праге-Высочанах, который уже в 1941 году стал основным предприятием по выпуску тактических самолётов-разведчиков. В том году бременский завод сдал 99 Fw 189А, а пражский — 151 самолёт. При этом завод «Аэро» производил также учебные Аr 96, оснащаемые теми же двигателями As 410. Производство моторов было налажено на месте — их выпускало предприятие компании Walter в Праге-Йинонице. Ещё два предприятия, находившиеся в Праге и её окрестностях, поставляли комплектующие: завод Praga концерна ČKD (во время оккупации Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG) — центропланы, элероны, закрылки, тяги управления механизацией крыла, а фирма Letov (Летняны) — хвостовые балки и оперение. Первый собранный в Праге Fw 189А (Wr. Nr. 2051) был готов 12 марта 1941 году. А 4 июня самолёт лично облетал специально прибывший на завод Курт Танк. В общей сложности было построено 864 единиц Fw 189.

Тактико-технические характеристики

Схема самолёта Fw 189A-1.

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Fw 189A-2:

Источник данных: Харук А., 2011, стр. 76.

Технические характеристики
  • Экипаж: 3 человека
  • Длина: 12,0 м
  • Размах крыла: 18,4 м
  • Высота: 3,1 м
  • Площадь крыла: 36,8 м²
  • Масса пустого: 2 832 кг
  • Нормальная взлётная масса: 3 955 кг
  • Максимальная взлётная масса: 4 175 кг
  • Объём топливных баков: 440 л
  • Силовая установка: 2 × 12 цилиндровых воздушного охлаждения Argus As 410A-1
  • Мощность двигателей: 2 × 465 л.с. (2 × 342 кВт)
  • Диаметр винта: 2,6 м
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 347 км/ч на 2 400 м
  • Крейсерская скорость: 323 км/ч на 2 400 м
  • Практическая дальность: 670 км
  • Продолжительность полёта: 2,16 ч
  • Практический потолок: 7 300 м
  • Длина разбега: 240 м
  • Длина пробега: 300 м
Вооружение
  • Стрелково-пушечное:  
    • наступательное: 2 × 7,92 мм пулемёта MG-17 в крыле по 500 патр. на ствол
    • оборонительное: 2 × 7,92 мм пулемёта MG-81Z (турельная спарка) боекомплект 2 000 патронов
  • Бомбы: 4 × 50 кг

Боевое применение

В ВВС ВС Германии (вермахте) самолёт Fw 189 назвали «Летающим глазом» («Flugauge»). В советских войсках его прозвали «Рама» за характерный внешний вид. Самолёт интенсивно использовался на Восточном фронте, где значительно преуспел как тактический разведчик и наводчик. Также FW-189 применялся против советских партизан в Белоруссии и на Украине. На Западном фронте этот тип самолёта практически не применялся.

У советских солдат существовала примета: прилетела «рама» — жди бомбардировщиков. Как правило, сразу после пролёта разведчика по обнаруженным целям наносился артиллерийский или бомбовый удар.

Несмотря на хрупкий вид и откровенно низкую скорость, Fw 189 обладал хорошей манёвренностью на больших высотах и был там весьма сложной целью для истребителей. Пилот самолёта мог легко уклониться от атаки истребителей, осуществляя горизонтальные манёвры, за которыми не могли следовать набирающие высоту истребители. Благодаря великолепному обзору и большим секторам обстрела воздушные стрелки разведчика имели все возможности сбить атакующий истребитель. Советские авианаставления рекомендовали не вести с «рамой» бой на виражах, а производить отдельные атаки, желательно из облаков или со стороны солнца.

Живучесть у самолёта также была отменная. Например, 19 мая 1942 года над Таманью на высоте около 4 тыс. метров пара МиГ-3 атаковала одиночный Fw 189А. Советские истребители поразили левый мотор необычного противника, с удовлетворением наблюдая, как после нескольких очередей он отвалился от самолёта. Уверенные в одержанной победе, «МиГи» удалились, однако тяжело повреждённая машина все-таки «доковыляла» до своего передового аэродрома. Бывало, что самолёт возвращался с задания, получив таранный удар и лишившись части вертикального оперения.

В конце марта 1945 года небольшое количество Fw 189А все ещё сохранялось в составе формирований ночных разведчиков 1.(Н)/31, 1.(Н)/12, 1.(Н)/13 и некоторых других. Они продолжали выполнять боевые вылеты практически до последнего дня войны в Европе, хотя и очень ограниченно. Так, в ночь на 17 апреля в налёте на позиции советских войск принял участие 21 самолёт из состава авиагрупп NAGr.2 и 15, шестнадцать из которых были «рамами». В налете 19 апреля участвовали два Fw 189А вместе с несколькими Bf 109 и Bf 110 из NAGr. 15. На южном участке Восточного фронта до самого финала войны действовали «рамы» из формирования 1 .(Н)/41. Последнюю потерю «рамы» в боевом вылете зафиксировали 8 мая 1945 года — это был самолёт, принадлежавший штабу авиагруппы NAGr.5.

1.

Машина была серьезная.
На дворе был 1937 год, министерство авиации Германии опубликовало очередное техническое задание, в котором говорилось о необходимости создать самолет нового типа. Люфтваффе требовался современный и передовой самолет-разведчик, который смог бы также выполнять функции корректировщика артиллерийских обстрелов и бомбовых налетов. За проект взялось три крупных подрядчика в лице компаний: «Арадо», «Фокке-Вульф» и «Гамбургер Флюгцойгбау». Наиболее интересная и перспективная конструкция по итогу была предложена именно «Фокке-Вульф» — Fw 189. Создали ее инженеры под руководством конструктора Курта Вальдемара Танка.

General info

Flight performance

Max speed

at 2 600 m359 km/h

Turn time16 s

Max altitude8 000 m

Engine2 х Argus AS 410

TypeInline

Cooling systemAir

Take-off weight4 t

Fw 189 A-1 flying over Sinai

The Fw 189 is somewhat under powered, this makes its climbing and acceleration after takeoff somewhat lacklustre, although thankfully this lack of performance is a minimal problem due to its bomber spawn. The Fw 189 does however excel when it comes to manoeuvrability, being able to easily out perform most fighters in this regard.

Characteristics Max Speed(km/h at 2,600 m) Max altitude(metres) Turn time(seconds) Rate of climb(metres/second) Take-off run(metres)
AB RB AB RB AB RB
Stock 337 329 8000 17.2 17.9 5.9 5.9 300
Upgraded 382 359 14.9 16.0 12.6 8.0

Details

Features
Combat flaps Take-off flaps Landing flaps Air brakes Arrestor gear
X X
Limits
Wings (km/h) Gear (km/h) Flaps (km/h) Max Static G
Combat Take-off Landing +
525 190 250 250 185 ~8 ~4
Optimal velocities (km/h)
Ailerons Rudder Elevators Radiator
< 380 < 360 < 390 > 280
Compressor (RB/SB)
Setting 1
Optimal altitude 100% Engine power WEP Engine power
2,600 m 770 hp 916 hp

Survivability and armour

Crew3 people

Speed of destruction

Structural525 km/h

Gear190 km/h

  • 8.5mm of steel in front of lower cockpit
  • 8.5mm of steel in pilot’s seat, in between pilot and dorsal gunner
  • Fuel tanks behind engines, at middle of fuselage

Modifications and economy

Repair cost

AB610

RB1 510

SB1 300

Crew training450

Experts3 000

Aces40

Research Aces220 000

Reward for battleAB / RB / SB

2 × 10 / 20 / 70 % 2 × 100 / 100 / 100 %

Modifications

Flight performance Survivability Weaponry

Fuselage repair

Radiator

Compressor

Wings repair

Engine

Engine injection

Airframe

Cover

mg_belt_pack

mg17_new_gun

mg_turret_belt_pack

mg15_turret_new_gun

Заказ артиллеристов

Трофейные немецкие разведчики FW-189, попавшие в руки специалистов НИИ ВВС Красной Армии, после испытаний и тщательного изучения оставили положительные впечатления. В отчетах писали, что отличная обзорность позволяла достаточно быстро обнаруживать противника, а высокая маневренность обеспечивала успешное отражение атак. При этом кормовая огневая точка позволяла без проблем обстреливать преследующие истребители. «Рама» в случае опасности спиралью уходила на малые высоты и скрывалась от преследования на бреющем полете.

Выработали в НИИ ВВС и специфические приемы уничтожения FW-189 – атака спереди с пикирования под углом 30-45°, либо снизу под углом более 45°. Заходить на «раму» было необходимо со стороны солнца или облаков. В случае обстрела экипаж немецкого самолета был слабо защищен – бронеспинкой оснащалось только кресло пилота.

Пилотировать «раму» было очень легко – это отдельно отмечали советские испытатели. Также отмечалось удобство расположения органов управления и простор в кабине. Машина могла исполнять также функции легкого бомбардировщика, способного поднять в воздух 200 кг бомб. Двухбалочная схема FW-189 оказалась удачной идеей, отлично проявившей себя на фронте, и в Советском Союзе решено было заимствовать её для создания аналогичной машины.

Во время войны в ВВС СССР не было специализированного самолета ближней войсковой разведки и артиллерийской корректировки огня. Эту функцию частично брали на себя легкий бомбардировщик Су-2 и штурмовик Ил-2. Первый сняли с производства в феврале 1942 года, и машина Ильюшина стала основными «глазами» артиллеристов на поле боя. В ноябре 1943 года под влиянием успехов немецкого FW-189 перед ОКБ Сухого поставили задачу создания трехместного двухмоторного разведчика с хорошей маневренностью и сильным вооружением.

За разработку требований к машине отвечал упоминаемый НИИ ВВС. В этой истории разработка разведчика не вышла даже за рамки эскизного проекта. До сих пор непонятно, почему машину решили не разрабатывать, но в итоге Ил-2 вынужден был выполнять несвойственную для него функцию артиллерийского корректировщика до конца войны. В случае нехватки штурмовиков артиллерия довольствовалась аэростатами.

Только в 1946 году про идею советской «Рамы» вспомнили, причем сделали это не летчики, а артиллеристы

Точнее, маршал артиллерии Николай Воронов, который написал Сталину о срочной необходимости обратить внимание на разведывательную авиацию ближнего действия. Маршал в своем обращении предложил вернуться к идее двухбалочного самолета, а также отдельно продумать концепцию корректировщика на базе геликоптера

Идею Воронова поддержали, и 10 июля 1946 года вышло постановление Совета Министров СССР о строительстве такого самолета.

Fw-189, ставший прообразом Су-12

Названы сроки передачи атомной многоцелевой субмарины «Казань» российскому ВМФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector