Федеральный закон «о воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 n 53-фз (ред. от 22.12.2020)

Закон о службе срочников в горячих точках, за границей, в Сирии

С 9 января 2018 года вступили в силу последние поправки в ФЗ-53 (ст.38 и 51), согласно которым солдат-срочников могут отправлять на прохождение службы в горячие точки, за границу и в Сирию. Данное правило будет использовано в случае неблагоприятной ситуации для Российского государства, если имеется соответствующий приказ главнокомандующего.

Пока что участвовать в боевых операциях в горячих точках могут только те призывники, которые приняли решение заключить краткосрочные контракты. Они бывают продолжительностью от 1 до 12 месяцев. О продлении сроков пока речь не идет, на более длительные поездки могут рассчитывать только контрактники.

Контракт военнослужащего российской федерации закон

Для граждан, желающих служить Родине в добровольном порядке, предусматривается контракт на военную службу. Все вопросы, касающиеся данной тематики, регулируются разделом 5 ФЗ-53. Здесь указаны условия заключения контрактов, требования к потенциальным военнослужащим и варианты расторжения контрактных обязательств.

Статья 28 ФЗ-53

Данная статья Федерального закона рассматривает обязанности призывной комиссии по призыву граждан. В частности, большое значение уделяется результатам медицинского освидетельствования, по итогам которого выдается окончательный вердикт.

Итоговое решение призывной комиссии может иметь следующую форму:

  • призыв в армию;
  • прохождение альтернативной военной службы;
  • отсрочка от призывной кампании с указанием причины, позволяющий такое решение;
  • освобождение от призыва;
  • зачисление в запас;
  • полное освобождение от исполнения воинских обязанностей.

Итоговое решение может быть обжаловано согласно с действительными правилами российской законодательной базы.

Если призывник подает жалобу, комиссия временно не исполняет свои обязанности в его отношении. В течении 5-дневного срока выносится решение по жалобе в судебном порядке, и выданное судебное предписание будет обязательным к исполнению.

О повестке, вручении повестки в военкомат по закону

Законодательство говорит о призывниках, и вносит обязанность получать повестку под расписку из рук сотрудников военкомата или органов муниципальной власти. Вручение повестки проходит по месту регистрации (постоянного проживания) призывника, по месту учебы или на работе.

В повестке изложено, какие правовые последствия наступят для гражданина в случае игнорирования приглашения, а также обозначаются ключевые законодательные требования к призывнику. Госдума в настоящий момент рассматривает возможность отправлять повестки заказным письмом. Обновленный проект закона вступит в силу уже в 2019 году, если принятие одобрит Президент.

Обязанности граждан

В соответствии с изменениями в статье №8 ФЗ №53 от 28.03.1998, которые привнес ФЗ №8 от 06.02.2019, граждане, обязанные состоять на воинском учете, должны:

  • состоять на воинском учете в военном комиссариате, согласно статье №10 ФЗ №53 от 28.03.1998;
  • офицеры запаса разведки и ФСБ должны состоять на учете в соответствующих структурах;
  • явиться в комиссариат или в орган местного самоуправления, который осуществляет воинский учет, по повестке в назначенные день и время;
  • явиться в комиссариат в течение двух недель в случаях, если гражданин уволился в запас, освободился из мест лишения свободы, получил военно-учетную специальность (актуально для женщин), получил гражданство РФ (актуально для тех, кто подлежит воинскому учету);
  • сообщать в комиссариат в течение двух недель об изменениях в месте работы или учебы, семейном положении;
  • явиться за постановкой на учет или его редакцией в комиссариат в течение двух недель при смене места жительства, в том числе без регистрации по новому месту жительства;
  • аккуратно хранить военный билет и персональную электронную карту;
  • при утрате военного билета или персональной электронной карты в течение двух недель обратиться в комиссариат за заменой;
  • подлежащие призыву во время периода призыва, выезжая с постоянного места жительства более, чем на три месяца, должны сообщать об этом в комиссариат.

Статья 5.1. Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв

1. Граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости — врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

1.1. Медицинское освидетельствование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи и являющихся детьми-инвалидами, инвалидами I группы или имеющих иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в связи с исполнением ими воинской обязанности с их согласия или с согласия их законных представителей проводится заочно на основании документов, перечень которых определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

А — годен к военной службе;

Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В — ограниченно годен к военной службе;

Г — временно не годен к военной службе;

Д — не годен к военной службе.

3. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.

4. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

5. В случае необходимости гражданин при постановке на воинский учет может быть направлен в медицинскую организацию для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.

6. Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

7. Финансовое обеспечение медицинского обследования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.

Общие положения

Федеральный закон N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» был принят Государственной Думой РФ и одобрен Советом Федерации РФ в марте 1998 года.

Предметом регулирования настоящего закона являются вопросы, связанные с воинской обязанностью, реализацией гражданами России их конституционного долга по защите Родины, а также с порядком поступления на военную службу и прохождения ее иностранными гражданами.

Структурно закон представлен девятью разделами, содержащими 65 статей. Рассмотрим краткое содержание, отметив основные тезисы данного нормативно-правового акта:

  • Общие положения содержат информацию о правовой основе воинской обязанности и военной службы, обязанностях военнослужащих, должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами своего долга по защите Отечества и соответствующих мероприятиях, о медицинском освидетельствовании и обследовании при поступлении (т.н. «медкомиссии»), материальном обеспечении граждан, которые служат по контракту или поступили в мобилизационный людской резерв;
  • Воинский учет: организация, первоначальная постановка на учет и связанные с ним обязанности граждан;
  • Подготовка гражданина к службе: обязательная, добровольная, получение начальных знаний в сфере обороны, подготовка по военным основам в учреждениях среднего и средне-специального образования, а также в учебных пунктах, военно-патриотическое воспитание, подготовка по профильным специальностям, занятия по военно-прикладным видам спорта, обучение несовершеннолетних по дополнительным предпрофессиональным программам, на военных кафедрах;
  • Призыв: указан перечень граждан, подлежащих призыву, освобождение от призыва и от исполнения воинской обязанности, отсрочка, сроки призыва, состав призывной комиссии, ее обязанности и порядок работы, обязанности граждан, подлежащих призыву;
  • Поступление на службу по контракту: представлено понятие контракта, требования к лицам (в том числе иностранцам), прибывающим на службу по контракту, обучение в военных профессиональных образовательных организациях (военных училищах и академиях), заключение с учащимися контракта, испытание при поступлении для служащих по контракту;
  • Военная служба: описаны особенности прохождения службы, исполнения обязанностей, сроки (для поступивших по срочному призыву и по контракту), форма одежды, знаки отличия, присяга, должности и порядок назначения, перевод военнослужащих, составы и воинские звания, их присвоение и лишение, предельный возраст пребывания на службе;
  • Увольнение: основания и порядок осуществления обозначенного действия;
  • Запас Вооруженных Сил РФ, ФСБ и Службы внешней разведки РФ: зачисление в запас, состав, военные сборы и освобождение от таковых, порядок их проведения, присвоение воинских званий гражданам, находящимся в запасе;
  • Мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов: граждане, находящиеся в резерве, заключение соответствующего контракта, срок и порядок его заключения, аттестация резервиста, квалификационный экзамен, обязанности и ответственность лица в связи с пребыванием в резерве, а также основания для исключения из обозначенного списка лиц. Также полезная информация содержится в ФЗ №324. Подробности тут:;
  • Заключительные положения: особенности правового регулирования сферы исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан РФ, о воинских званиях, не предусмотренных настоящим законом и др.

В 2017 году изменения в настоящий закон вносились многократно. Самые последние правки датируются 27 декабря прошлого года. Рассмотрим подробнее.

Изменения в законе о воинской обязанности

С 5 февраля 2018 года в ФЗ-53 внесен ряд корректировок. В частности, самым масштабным изменениям подверглись две статьи:

  1. Статья В нее добавлен пункт 2.1, в котором идет речь о том, что граждане, уволенные с обязательной службы независимо от причин, имеют право освобождения от воинских сборов на последующие 24 месяца. Однако если пользователь находится в мобилизационном запасе, уклониться от прохождения сборов он не сможет (новые правила призыва).
  2. Статья 8. Данный норматив, разрешающий организацию воинского учета, меняется не впервые. Согласно новым правилам, все жители РФ должны состоять на учете в специальном журнале. Для отдельных лиц данное требование необязательно (номер им не присваивается). Речь идет о заключенных, женщинах без воинского образования, освобожденных от призыва и граждан, проживающих и работающих за границей.

Отдельно указывается, что для осуществления первичного учета муниципальные структуры обязаны выполнить следующий порядок действий:

  • подача запроса во все компании и организации с целью получения информации для заполнения необходимых бумаг;
  • составление списка пригодных к прохождению воинской повинности;
  • приглашение всех граждан в учреждения для определения военных комиссариатов.

В свою очередь, чтобы провести правовой учет граждан муниципальные власти должны собирать, хранить и определять информацию воинского учета. Кроме того, требуется своевременно проводить операции по актуализации информации. Если были внесены какие-либо изменения, в течении 14 дней о них нужно уведомить комиссариат.

Обязательная и добровольная подготовка граждан к воинской службе

Подготовка граждан к военной службе – это совокупность специальных мероприятий, которые проводятся органами государственной власти, учреждениями и организациями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, должностными лицами, отвечающими за подготовку граждан к службе. Существует два вида подготовки: 

  • обязательная – предусматривает получение знаний в области обороны, медицинское обследование и освидетельствование, подготовку по основам военной службы и военно-патриотического воспитания (статья 11 Закона);
  • добровольная – предусматривает занятия военно-прикладными видами спорта, обучение по дополнительным образовательным программам, обучение студентов по программе офицеров запаса на военных кафедрах при образовательных учреждениях и т.д. (статья 17 Закона). 

Финансы, модернизация, наука

Американцы не жалеют денег на свою армию. Ни одна страна в мире даже близко не приблизилась к суммам военных расходов, которые позволяет себе Белый дом. В таблице (данные на 2014 г.) можно увидеть, насколько велик этот разрыв (данные приведены в долларах США).

1 США 526 800 000 000
2 Китай 114 200 000 000
3 Россия 71 200 780 000
4 Великобритания 58 985 000 000
5 Франция 58 244 330 000

И это только официальные цифры. Кроме утвержденного бюджета, есть еще масса различных организаций – и частных, и государственных, которые косвенно и прямо финансируют различные военные разработки и проекты. Поэтому общая сумма, вкладываемая в армию, значительно выше публикуемых данных.

Огромные средства инвестируются в модернизацию и военно-научные исследования. Десятки мощных НИИ работают исключительно на ВС США. Существует множество небольших, закрытых лабораторий, решающих какие-то отдельные задачи, поставленные перед ними ВПК страны. Причем у американцев очень хорошо отлажена технология привлечения лучших умов планеты в свои научные программы. Тут в ход идут любые аргументы, главный из которых, конечно, деньги. И надо признать, что наниматели, как правило, добиваются своей цели.

Отсрочка от срочной службы

ФЗ №39 от 18.03.2019 внес изменения в статью №24 ФЗ №53 от 28.03.1998, в которой содержится список граждан, имеющих право на отсрочку от срочной военной службы. Теперь список граждан с отсрочкой выглядит так:

  1. Студенты очной формы обучения, образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, среднего профессионального образования (не дольше положенного срока получения профильного образования, согласно стандартам), ВУЗов по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры. Право на отсрочку сохраняется не дольше положенного срока получения профильного образования, согласно стандартам, и предоставляется только один раз (кроме тех, кому первая отсрочка давалась на обучение в бакалавриате) и только для тех студентов, кто получает первое высшее образование. Отсрочка сохраняется для студентов, воспользовавшихся академическим отпуском или поменявшим образовательную программу в одном ВУЗе или в разных. Такая отсрочка сохраняет свой изначальный срок или может быть увеличена только на год. Восстановившимся в образовательном учреждении (за исключением отчисленных по инициативе образовательного учреждения) срок отсрочки не увеличивают.
  2. Аспиранты или проходящие обучение в ординатуре по очной форме в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию. Отсрочка дается на период обучения и защиты диссертации на срок не дольше положенного на получение соответствующего образования, согласно стандартам.
  3. Получившие отсрочку, благодаря соответствующим Указам Президента.
  4. Школьники, обучающиеся в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, на срок не дольше положенного на получение соответствующего образования, согласно стандартам.
  5. Школьники, прошедшие итоговую аттестацию до 1 октября того же года.
  6. Абитуриенты ВУЗов на время прохождения подготовительного обучения при ВУЗе.
  7. Студенты очной формы обучения средних и высших религиозных учебных заведений;
  8. Вынужденные переселенцы на срок до трех месяцев со дня назначения статуса.
  9. Беженцы на срок до полугода со дня назначения статуса.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector