Лекция 2. чрезвычайные ситуации и их виды

Введение (снятие) режима ЧС

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям, которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования (п. 24 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – постановление Правительства)):

  • режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

При необоснованном вводе и продолжительном действии режима «чрезвычайная ситуация» руководитель Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации инициирует его снятие.

Рассмотри введение режима чрезвычайной ситуации на примере лесных пожаров.

При введении чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в соответствии с планами тушения лесных пожаров, сводными планами тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации, межрегиональными планами маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техникой и оборудованием.

Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Типы чрезвычайных ситуаций (ЧС) Критерии введения режима ЧС Кто вводит ЧС
ЧС в лесах муниципального характера Не локализованы крупные лесные пожары и лесной пожар действует более двух суток Руководитель органа местного самоуправления на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах регионального характера Район ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации. Режим ЧС введен на территории 2-х и более муниципальных районов. При этом показатели горимости лесов на 50% и более превышают их средние значения за предыдущие 10 лет Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах межрегионального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства
ЧС в лесах федерального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более федеральных округов, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства

 Также читайте познавательный материал от МЧС России: 

  1. Методические рекомендации по действиям органов управления и сил функциональной и территориальной подсистем РСЧС привлекаемых к тушению лесных, степных и торфяных пожаров и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде
  2. Приказ МЧС России № 33 от 22.01.2013 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

Литература

Понятие ликвидации юридического лица

Ликвидация юридического лица подразумевает прекращение его деятельности. В данном случае права и обязанности не должны переходить к другим лицам (пункт 1 статьи 61 ГК РФ). Надо помнить о том, что процедура ликвидации не может исключать частичное правопреемство, именуемое сингулярным. Некоторые лица могут получать часть обязанностей и прав.

Дело в том, что права компании во время ликвидации могут перейти к кредиторам. Такая ситуация случается после проведения расчетов с кредиторами. Права могут передаваться учредителям. Они вправе получить имущество, которое осталось после расчета по кредитам и принимают на себя часть обязательств, в том числе перед кредиторами.

Каждый случай индивидуален, и юридическое лицо может ликвидироваться несколькими способами: добровольным или принудительным. Во втором случае речь может идти об инициативе муниципальных органов или решении суда. Определенные моменты описаны в статьях 81 и 86 ГК РФ. Обязанность по проведению ликвидации ложится на плечи:

  • Собственника;
  • Особого органа, который был уполномочен собственником;
  • Органа, назначенного судом или обозначенного в учредительных документах.

Кто бы не принимал решение о ликвидации, юридическое лицо должно оповестить государственный регистрационный орган, который вносит записи в реестры. При осуществлении ликвидации на добровольной основе, учредитель или совет учредителей должен подать заявление, форма которого представлена в конце статьи. Потом дело переходит в налоговую. Именно она и выдает свидетельство о том, что деятельность была прекращена. Одним из главных условий ликвидации является правильное увольнение сотрудников с выплатой компенсаций.

Способы ликвидации

Все правовые особенности ликвидации юридического лица обозначены в ГК РФ и других нормативных актах. Способы ликвидации могут быть разными:

  • Добровольный;
  • Принудительный.

Ликвидация может осуществляться посредством реорганизации. Подобное решение принимает совет директоров, либо орган, уполномоченный принимать такие решения. Это может быть государственный орган, либо орган местного самоуправления.

Принудительная ликвидация возможна в определенных случаях:

  • Деятельность компании осуществляется без наличия необходимой лицензии;
  • Работа организации связана с деятельностью, которая запрещена законом;
  • Имело место однократное, либо многократное нарушение закона.

В случае реорганизации юридическое лицо действует в соответствии со статьей 51 ФЗ под номером 14. Речь может идти о поглощении, преобразовании или слиянии. В данном случае обязательства не погашаются и не подлежат исполнению. Правопреемник берет на себя все обязательства и исполняет их наравне со своими обязанностями.

Предприятие может быть ликвидировано после банкротства. Субъективным способом ликвидации будет продажа бизнеса. Гораздо проще купить бизнес, чем создавать его с нуля. При наличии большого количества долгов перед контрагентами или бюджетом, организация не представляет интереса для потенциальных покупателей, а мнимая продажа номинальному директору является противозаконной.

Основания для ликвидации

Закон предусмотрел определенные основания для ликвидации юридического лица по решению учредителей, либо уполномоченного органа:

  • Организация смогла достичь цели основания (пункт 2 статьи 61 ГК РФ). Бывает так, что юридическое лицо создавалось для конкретной цели и на определенный срок, который истек;
  • На других основаниях;
  • На основании заявления учредителя юридического лица о том, что компания не достигла целей, ради которых создавалась. Существуют и другие случаи, прописанные в статье 1253 ГК РФ.

По решению суда организация может быть ликвидирована в следующих случаях:

  • Лицо признано банкротом;
  • Компания грубо нарушала закон;
  • Организация создана с нарушениями;
  • Деятельность осуществляется без лицензии;
  • Организация отсутствует по указанному месту расположения более года;
  • Юридическое лицо осуществляло деятельность, которая противоречит закону;
  • На других условиях, предусмотренных законом.

Государственные органы могут ликвидировать юридическое лицо при грубом нарушении закона, когда недочеты или нарушения невозможно устранить или они затрагивают интересы третьих лиц.

Принципы, лежащие в основе РСЧС

В основе создания РСЧС лежат следующие принципы:

  • все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которые находятся на территории РФ, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ подлежат защите от ЧС;
  • организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
  • реализация мероприятий по защите населения и территории от ЧС должна осуществляться с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
  • организационная структура системы должна соответствовать государственному устройству РФ и решаемым задачам;
  • при формировании системы должен соблюдаться комплексный подход, предусматривающий учет всех видов ЧС природного и техногенного характера, всех стадий их развития, а также всех возможных мер по противодействию им и требуемого для этого состава участников;
  • система должна строиться с учетом признания «ненулевого риска», то есть факта невозможности исключить риск возникновения ЧС во всех случаях потенциальных угроз, отдания предпочтения превентивной безопасности, предусматривающей прежде всего профилактическую работу, максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Разница последствий для учредителя и кредиторов

Процедура ликвидации часто обнажает ранее возникший финансовый конфликт между различными организациями. На практике встречаются случаи, когда вчерашние партнеры подают исковое заявление в суд на погашение не только задолженностей, возникших при ведении деятельности, но и различных пеней. Потеря поставщика/постоянного клиента у многих вызывает экономический спад, пусть и временный.

Наиболее существенными последствиями для сторон оказываются следующие моменты:

  • Для учредителя ликвидация компании позволяет начать работу «с чистого листа».
  • Для кредиторов появляется возможность досрочно вернуть долги, особенно если активов ликвидируемой фирмы достаточно для этого.

Когда предприятие имеет долги по налогам, то закрывать его наиболее вероятно придется через процедуру банкротства. Если частные кредиторы могут банально не успеть подать иск (из-за манипуляций с реквизитами юр. лица и т.п.), налоговая служба информируется о предстоящем закрытии обязательно. Ведь именно она и регистрирует ликвидацию.

Организационная структура РСЧС (схема)

Организационная структура РСЧС показана на схеме:

Она состоит из двух подсистем и имеет пять уровней.

Уровни РСЧС

Пять уровней структуры РСЧС:

  • Федеральный уровень. Это высший ярус, представлен министерствами и отделениями центрального подчинения.
  • Межрегиональный уровень. В каждом из семи округов находится централизованный орган управления РСЧС.
  • Региональный уровень. Руководящие обязанности возлагаются на министерства субъектов.
  • Муниципальный уровень. Местные органы управления РСЧС в муниципальных единицах.
  • Объектовый уровень. Аккредитованные сотрудники отдельно взятого промышленного, социального и иного объекта.

Подсистемы РСЧС

Единая система РСЧС состоит из двух взаимосвязанных между собой подсистем:

  • Функциональные подсистемы РСЧС создаются в министерствах и отделениях для выполнения профессиональной деятельности в подотчетных им отраслях народного хозяйства. Они формируются и контролируются федеральными управляющими органами власти.
  • Территориальные подсистемы РСЧС создаются по административно-территориальному принципу. Они формируются в субъектах РФ и в муниципальных образованиях для выполнения работ на подконтрольной им местности.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, федеральных службах, федеральных агентствах и организациях РФ для организации работ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Звенья (муниципальный уровень) создаются в муниципальных образованиях (район, населенный пункт) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем и муниципальных звеньев определяются положениями о них, утверждаемыми соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по согласованию с вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Какие последствия влечет за собой банкротство

Если учредитель или иной инициатор ликвидации юридического лица решит обанкротить его, то последствия для всех, связанных с ним финансами, обычно оказываются достаточно печальными. Процедура банкротства предполагает списание долгов перед бюджетом и фондами. Та же участь нередко грозит зарплатам сокращаемых сотрудников. Конечно, от них могут поступать исковые заявления на компенсации, но отсутствие ресурсов не даст возможности осуществить принудительное взыскание.

В итоге выигрывают от банкротства только владельцы предприятий, разом избавляясь от всех проблем, связанных со старой фирмой. Правда, если в результате проверок найдутся признаки искусственного доведения компании до такого состояния, это влечет за собой ответственность руководителя или учредителя. В остальных случаях они могут свободно вновь заняться предпринимательской деятельностью, зарегистрировав новую фирму.

Проводимые мероприятия

Ликвидация чрезвычайной ситуации обусловленной обрушением моста

Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:

  • разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • принятие решения на проведение АСДНР;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.

Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах РСЧС и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
  • приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
  • проведение санитарных и противоэпидемических мер;
  • подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.

Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайные ситуации комбинированного характера

ЧС данного вида – это совокупность чрезвычайных ситуаций сразу нескольких вышеописанных типов, которые наблюдаются на определенной территории. Причем комбинации различны. Очень часто техногенные или природные ЧС приводят к массовым беспорядкам или даже вооруженным конфликтам. Например, одной из предпосылок начала беспорядков в Сирии, переросших затем в гражданскую войну, стала значительная засуха, приведшая к нехватке и удорожанию продуктов питания. Подобные истории нередко происходили и в прошлом: непосредственной причиной революции 1917 года в России были перебои подвоза хлеба в Петербург.

Техногенные аварии часто приводят к экологическим катастрофам, протесты и беспорядки нередко наблюдаются в районах пострадавших при ведении боевых действий.

СМИ о нас

Виды ликвидации предприятия

Процесс закрытия организации происходит:

  • Принудительно;
  • Добровольно.

Принятие решение о добровольной процедуре ликвидации принадлежит ее учредителям.

Прийти к такому мнению они могут вследствие следующих причин:

  • Цель создания предприятия является достигнутой;
  • Нестабильность экономических условий;
  • Нерентабельность и прочее.

Предприятие подвергается принудительной ликвидации, если в суд были представлены доказательства о нарушении предписаний законодательства.

Отличительная особенность банкротства заключается в том, что эта процедура является не только лучшим вариантом для ликвидации юридического лица с долгами. Ее можно отнести к обоим видам ликвидации.

Принудительное банкротство влечет за собой ответственность за все предъявленные претензии, в то время как добровольно признать себя банкротом – означает законно избежать ответственности.

Последствия ликвидации для юридического лица

Какими будут последствия, напрямую зависит от того, какой способ ликвидации вы будете использовать. В том числе, будет ли этот способ добровольным или принудительным.

Если юридическое лицо ликвидируется в связи с завершением срока деятельности, достижением цели и по другим естественным причинам, тогда применяется официальная добровольная ликвидация.

Такая ликвидация не будет иметь никаких неприятных последствий. При условии, однако, что у предприятия безупречная репутация, а документация (в том числе, бухгалтерская) находится в идеальном состоянии.

Преимущества и недостатки ликвидации

+
1 Юридическое лицо исключается из ОГРН, ЕГРЮЛ и других реестров На всю процедуру уходит очень много времени
2 Идентификационный номер юридического лица аннулируется Обязательна глубокая налоговая проверка
3 Отсутствие каких-либо штрафов Вести деятельность безупречно и содержать документацию в идеальном порядке довольно непросто

Если же юридическое лицо ликвидируется по причине больших долгов и невозможности выплатить их в ближайшее время, то в этом случае события могут развиваться по двум сценариям. Либо всем занимаются уполномоченные органы, либо вы успеваете сами начать командование парадом.

Рассмотрим это на примере банкротства.

Какие последствия ожидают юридическое лицо при добровольном и принудительном банкротстве?

Принудительное банкротство Добровольное банкротство
1 Руководство и учредители могут привлечься к уголовной, имущественной, административной и налоговой ответственности При правильно проведенной процедуре таковые виды ответственности просто отсутствуют
2 Является одной из мер воздействия для взыскания долгов Можно абсолютно законно избежать выплаты долгов, даже огромных
3 Существенный удар по репутации Совершенно реально спасти свою репутацию

Обобщим весь материал. Старайтесь либо безупречно вести дела, чтобы провести процедуру официальной добровольной ликвидации, либо, если ваш корабль идет ко дну, успейте оформить опять же добровольное банкротство.

Аттестация (сдача) на РЛЧС

Аттестация на право осуществления руководства ликвидацией чрезвычайных ситуаций проходит в соответствии с установленным Порядком (приказ МЧС России № 450 от 20.10.2017).

Для проведения аттестации создаются следующие аттестационные комиссии:

  • аттестационная комиссия МЧС России, которую возглавляет Министр МЧС России или один из его заместителей;
  • аттестационная комиссия территориального пожарно-спасательного гарнизона, которую может возглавлять начальник главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации или один из его заместителей;
  • аттестационная комиссия местного пожарно-спасательного гарнизона (далее – МПСГ), ее возглавляет начальник соответствующего МПСГ (должностное лицо федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

 Для подготовки к аттестации на право осуществления руководства ликвидацией чрезвычайных ситуаций или разработки билетов (тестов) 

Именно эти люди ценой невероятных усилий и собственного здоровья предотвратили развитие катастрофы, сдержали радиоактивную «заразу» в минимально допустимых рамках. Почти 95% выброшенного радиоактивного топлива находится в пределах «Укрытия».

Основной состав ликвидаторов из различных частей и подразделений, а также гражданских специалистов размещался за пределами 30-ти километровой зоны отчуждения, людей старались размещать по розе ветров в самом благополучном от АЭС направлении — в южном. Поэтому каждый рабочий день включал в себя длительные поездки «туда-обратно».

Сергей Колпаков-Мирошниченко «Чернобыльская боль»

По воспоминаниям ликвидаторов одно из самого неприятного, что могло случится – было отрицательное решение на посту дозиметрии, который выпускал транспорт из зоны. Если уровень излучения превышал допустимый даже после «отмывки», то машину не выпускали за пределы поста, а это значило что экипажу и рабочим теперь приходилось выбираться на попутках, потом решать проблемы с транспортов уже в расположении. Однако работа на ПУСО тоже была не из лёгких: приходилось работать в самую жару закутанными в резиновые плащи, полные комплекты ОЗК, не снимая респираторов и очков из-за летящих во все стороны брызг и водяной пыли со взвесью радиоактивных частиц.

Сергей Мирный «Живая сила. Дневник ликвидатора»

Но не всем ликвидаторам удавалось разместиться в относительно безопасных местах. Самые ценные и необходимые кадры проживали прямо на станции в непосредственной близости от самого разрушенного четвёртого энергоблока.

Сергей Беляков «Ликвидатор»

Работа ликвидаторов – это свидетельство мужества и героизма мирного времени, самая масштабная экологическая катастрофа была побеждена благодаря неимоверным усилиям обычных людей.

Принципы, заложенные в основу создания РСЧС

В основу создания РСЧС были положены следующие принципы:

  • защите от чрезвычайных ситуаций должно подлежать все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ;
  • организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
  • реализация мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций должна осуществляться с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
  • организационная структура системы должна соответствовать государственному устройству РФ и решаемым задачам;
  • при формировании системы должен соблюдаться комплексный подход, предусматривающий учет всех видов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, всех стадий их развития, а также всех возможных мер по противодействию им и требуемого для этого состава участников;
  • система должна строиться с учетом признания «ненулевого риска», т.е. факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз, отдания предпочтения превентивной безопасности, предусматривающей прежде всего профилактическую работу, максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector