Мечтавший о большом судостроении волгодонец мастерит точные модели знаменитых кораблей на собственной кухне
Содержание:
- Закрытие проекта
- Командующие
- Конструкция
- Реквизиты организации
- Более подвижный вариант
- Примечания
- Описание катера
- Два пути
- Оценка проекта
- Оборудование:
- Практическая реализация проекта 21630 «Буян»
- Боевые корабли флотов разных стран
- малый артиллерийский корабль «Астрахань» проекта 21630 шифр «Буян» фотографии и вооружение:
- История создания малого ракетного корабля проекта 21631 МРК Буян-М
Закрытие проекта
На Кировском заводе в Санкт-Петербурге было собрано четыре таких уникальных самоходных миномета. А в 1957 году они были продемонстрированы на красивом параде на Красной площади. Конечно, это мощное военное орудие произвело настоящий восторг и удивление среди зарубежных гостей и журналистов. После этого в иностранных средствах массовой информации писали, что Советский Союз просто устрашает таким образом другие страны. Но машина была не только показательной, но и вполне применима в бою.
Читайте Легендарный Сталинец С-60
Однако когда провели проверочное тестирование, то отметили, что когда стреляли традиционными минами, то не выдержали ленивцы, а также произошла поломка коробки передач. Поэтому миномет решили доработать, а вскоре и вовсе остановили разработку. Одной из главных причин является выход новой тактической неуправляемой ракеты. Такая новинка была легче в эксплуатации и обладала хорошей проходимостью.
Командующие
СССР СССР
- 1931—1932 — Ф. С. Авёричкин
- 1932—1933 — Г. И. Левченко,
- 1933—1934 — Г. П. Киреев,
- 1934—1938 — Д. П. Исаков — флагман 2-го ранга,
- 1938 — В. И. Сумин — капитан 2-го ранга,
- 1938—1939 — А. Г. Головко,
- 1940—1944 — Ф. С. Седельников — контр-адмирал,
- 1944—1946 — Ф. В. Зозуля — вице-адмирал,
- 1946 — Н. О. Абрамов — контр-адмирал,
- 1946—1948 — С. Г. Кучеров — адмирал,
- 1948—1951 — Г. Г. Олейник — контр-адмирал,
- 1951 — Г. Н. Холостяков — вице-адмирал,
- 1951—1954 — А. В. Кузьмин — вице-адмирал,
- 1954—1955 — С. Е. Чурсин — контр-адмирал,
- 1955—1956 — Г. Г. Олейник — вице-адмирал,
- 1956—1960 — А. В. Кузьмин — вице-адмирал,
- 1960—1967 — Г. Г. Олейник — вице-адмирал,
- 1967—1971 — Г. К. Чернобай — контр-адмирал,
- 1971—1973 — Я. М. Куделькин — контр-адмирал,
- 1973—1977 — Л. Д. Рябцев — контр-адмирал,
- 1977—1984 — Г. Г. Касумбеков — вице-адмирал,
- 1984—1987 — В. В. Толкачёв — контр-адмирал,
- 1987—1991 — В. Е. Ляшенко — вице-адмирал,
Россия
- 1991—1996 — Б. М. Зинин — вице-адмирал,
- 1996—2002 — В. В. Масорин — вице-адмирал,
- 2002—2005 — Ю. В. Старцев — вице-адмирал,
- 2005—2009 — В. П. Кравчук — вице-адмирал,
- 2010—2014 — С. Г. Алёкминский — вице-адмирал,
- 2014—2015 — И. Ф. Ахмеров — капитан 1 ранга,
- 2015—2016 — И. В. Осипов — контр-адмирал,.
- с 2016 — С. М. Пинчук — контр-адмирал.
Конструкция
Стелс-корпус МРК Буян-М стальной электросварной длиной 74 м. Покрыт он композитным материалом из многослойного стекловолокна и смолы общей толщиной около 3 см. Вакуумным мешком откачивается воздух при укладке каждого из 20 слоёв. В результате получается лёгкий и сверхпрочный немагнитный корпус, что облегчает ход движителям, заметно снижает ЭПР корабля для РЛС противника и самонаводимых ракет, снижает уровень физических полей, на которые реагируют современные бесконтактные мины. Срок службы судна увеличивается втрое. Для той же скрытности конструкция гладкопалубная, архитектуре корпуса придаются углы наклона, есть фальшборты.
Надстройка трёхъярусная по ширине борта 11 м. Осадка 2,6 м, высота корабля 6,57 м. Носовая часть седловатая. Есть второе дно. Рангоут состоит из малой грот-мачты и большой фок-мачты из специального лёгкого сплава. Система коридорных сообщений между всеми помещениями такова, что личный состав из 52 человек может не выходить на верхнюю палубу, работают все системы жизнеобеспечения: круглогодичная система кондиционирования воздуха, система вентиляции, система отопления, система опреснения воды. МРК Буян-М сложно потопить, он остаётся наплаву благодаря смежным отсекам. Экипажу предоставлено много спасательных средств: 5 плотов ПСН-10 М, каждый на 10 чел. (больше от количества членов экипажа); Спасательные круги; Спасательные жилеты.
Реквизиты организации
ОГРН
1036143003335
ИНН
6143053347
КПП
614301001
Организационно-правовая форма
Общества с ограниченной ответственностью
Код ОПФ по ОКОПФ
12300
Налоговый орган
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Ростовской области
Код отделения
6174
Дата постановки на учет
28.10.2008
Сведения о регистрации в ФНС
ОГРН
1036143003335
Дата присвоения ОГРН
24.03.2003
Регистратор
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 26 по Ростовской области
Код ИФНС
6196
Адрес рег. органа
344019, Ростов-на-Дону г, Мясникова ул, д 52/32
Сведения о регистрации в ПФР
Регистрационный номер ПФР
071043024044
Дата регистрации
09.04.2003
Территориальный орган
Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Волгодонске Ростовской области
Код отделения
071043
Сведения о регистрации в ФСС
Регистрационный номер ФСС
611800592761181
Территориальный орган
Филиал №18 Государственного учреждения — Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
Код отделения
6118
Более подвижный вариант
Недостатком первого типа конструкции является ее ограниченная подвижность – только горизонтальный поворот. Если есть необходимость делать отметки не только горизонтально, но и вертикально, можно попробовать соорудить следующий тип конструкции:
- Понадобится пластиковая или деревянная основа.
- В основе закрепляется небольшой штырь, болт или шуруп. Последние элементы размещаются шляпкой вниз.
- На полученное крепление цепляется широкая шарнирная вилка.
- В шарнирной вилке будет размещаться пластиковая или деревянная узкая заготовка, на которой будет закреплена лазерная указка.
- В заготовке просверливается отверстие, по диаметру равное винту, который будет проходить через нее примерно равному диаметру ушек вилки.
- На заготовку закрепляется указка, и если остается место – пузырьковый уровень.
Схема устройства лазерного уровня.
Благодаря такому типу конструкции можно менять вертикальный угол положения. В зависимости от изобретательности и найденной вилки можно обеспечить практически полный вертикальный оборот на 270 градусов. С помощью гайки с ушками можно быстро раскручивать винт фиксации и менять положение. Стоит учесть, что чем больше вилка, тем шире понадобится основание для обеспечения устойчивого положения. Конструкцию можно также усовершенствовать:
- В деревянной заготовке можно проделать желобок, в котором удобно и надежно закрепить указку.
- В регулировочном винте можно использовать как обычную гайку, так и элемент с ушками, но второй намного удобнее.
- Конструкция со штырем без резьбы будет разборной. Чтобы она была устойчивой, придется подобрать подходящий диаметр стыковочного элемента шарнирной вилки. В случае с резьбой можно использовать и самодельные подобия вилки.
- Если нет вилки, ее подобие можно сделать из металлопластикового кольца достаточной прочности, только придется подобрать правильный диаметр. Понадобится сделать три отверстия: два по бокам, друг напротив друга, а третье на равном расстоянии от двух будущих «ушек». Дальше нужно надрезать кольцо напротив последнего отверстия. Получится полукруглая заготовка с отверстием внизу и ушками для болта по бокам.
- Чтобы при повороте самодельная вилка не сильно расшатывалась и прокручивалась, под ней можно поместить резиновую прокладку.
Примечания
Комментарии
- Также в серию входили линейные корабли «Пётр Второй»(головной корабль проекта), «Выборг», «Новая Надежда», «Северная Звезда», «Азов», «Святой Андрей», «Кронштадт», «Святой Пантелеймон», «Святой Исаакий», «Святой Николай», «Шлиссельбург», «Азия», два корабля «Нептунус» и годов постройки, два корабля «Город Архангельск» и годов постройки и два корабля «Варахаил» и годов постройки
- 143 фута.
- 38 футов.
- 16 футов 7 дюймов.
- Пожалован 23 июня (4 июля) года.
Ссылки на источники
- , с. 31—35.
- , с. 31.
- , с. 20.
- ↑ , с. 14.
- ↑ , с. 32.
- , с. 20—21.
- , с. 288.
- ↑ , с. 29.
- , с. 354.
- , с. 21.
- , с. 135—136.
- , с. 97—98.
- , с. 353—354.
- , с. 393—394.
- , с. 88—89.
- , с. 337—338.
Описание катера
Корпус
Артиллерийский катер проекта 1204. Москва. 2017. Сильно увеличивается
Стальной корпус АКА пр. 1204 гладкопалубный, в отличие от предыдущих советских БКА пр. 191М, для использования катеров в прибрежных мелководных районах морей, с тоннельным образованием в подводной части в районе гребных винтов для их защиты. Кроме того, увеличен запас прочности корпуса (до 1,75) и он разделен водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков.
Деление на отсеки:
- — Форпик (от 0-го до 4-го шпангоутов);
- — Кубрик мичманов (4-й — 9-й шпангоуты);
- — Носовой артиллерийский отсек (9-й — 12-й шпангоуты);
- — Кубрик команды (12-й — 17-й шпангоуты);
- — Командирский отсек с радиорубкой (17—21 ½ шпангоуты);
- — Кубрик команды (21 ½—25 ½ шпангоуты);
- — Отсек поста управления двигателями (ПУД) (25—29 ½ шпангоуты);
- — Моторный отсек (генераторное и моторное отделения (29½—33 и 33—41 шпангоуты));
- — Кормовой подбашенный отсек (41—44 шпангоуты);
- — Камбуз (44—48 шпангоуты);
- — Ахтерпик (48 шпангоут — транец).
Энергетическая установка
Главная энергетическая установка двухвальная с расположением главных двигателей в одном моторном отделении.
Главные двигатели – дизели типа «М-50Ф» мощностью по 1200 л.с. (ресурс до переборки 600 ч.).
Электроэнергетическая система переменного тока с напряжением в 380 В включала два автоматизированных дизель-генератора «ДГА-25-9» мощностью по 25 кВт в генераторном отделении.
На АКА 1204 система дистанционного управления дизельными установками «Орион».
Охлаждение двигателей забортной водой. А у АКА 1204 на р. Амударье оборудована автономная система охлаждения. По бортам катеров сварены регистры из труб, проходя через которые вода из двигателей охлаждалась.
Радиоэлектронное оборудование
На АКА пр. 1204 навигационные радиолокационные станции «Донец-2» и «Лоция».
Оптические средства наблюдения дополнили электрооптической аппаратурой ночного видения «МЭ5» (Тромбон).
Навигационное и штурманское вооружение
На АКА пр. 1204 эхолот «НЭЛ-7». Кроме того, для навигационного освещения и световой сигнализации использовался морской прожектор «K-35-3TM». Прожектор состоит из фонаря, поворотной вилки и основания для установки прожектора на месте работы. Внутри корпуса фонаря стеклянный отражатель, фокусирующее устройство с патроном и лампой, выключатель. К корпусу откидными замками крепятся: для навигационного освещения — рама с купольным стеклом (узкий луч) или с рассеивателем (широкий луч); для световой сигнализации — жалюзи и рама с купольным стеклом. Для защиты от механического разрушения купольного стекла или рассеивателя в нерабочем состоянии на раму устанавливается защитная крышка. К сети прожектор К-35-3 подсоединяется трехжильным кабелем со штепселем. Срок службы прожектора 6 лет.
Штурманское вооружение АКА пр. 1204 состоит из гиромагнитного компаса «Градус-2» , предназначенного для выработки курса или азимутального направления и выдачи их авторулевому «Самшит-АО 13» , и магнитного компаса «КТ-М3м».
Радиосвязь
Средства радиосвязи на АКА пр. 1204 представлены КВ-радиостанцией Р-617 «Аргон-Фтор-К» и УКВ-радиостанцией Р-619-1 «Графит».
Обитаемость
Все жилые помещения изолированы от машинного отделения и сгруппированы в носовой части корпуса (2, 4, 5 и 6 отсеки). Между жилыми помещениями и моторным отделением пост управления двигателями (7 отсек), а переборки покрыты вибропоглощающей изоляцией. Также жилые помещения с искусственной вентиляцией, электрическим отоплением, на камбузе электроплита и холодильная камера.
Автономность
На АКА пр. 1204 запас топлива 4,8 т, запас масла — 0,3 т, а запас пресной воды — 0,165 т; запас провизии на АКА пр. 1204 принимается на 7 суток автономности .
Дальность плавания катера двадцатиузловым ходом 240 миль, а при скорости 10 узлов — 320 миль .
Два пути
Для участия в военно-морском параде с Каспия в Санкт-Петербург будут переброшены один или два корабля. Принципиальное решение в Минобороны уже принято, однако точный состав и маршрут будут утверждены позднее, рассказали «Известиям» источники в оборонном ведомстве. Сейчас в составе Каспийской флотилии числятся три малых артиллерийских корабля такого типа — «Астрахань», «Волгодонск» и «Махачкала».
Малый артиллерийский корабль проекта 21630 «Махачкала» Каспийской флотилии ВМФ РФ
Источник изображения: Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков
На Балтику они могут попасть двумя путями — как морским, так и речным. В первом случае им придется подняться вверх по Волге, преодолеть Волго-Донской канал и выйти в Азовское море. Дальше корабли ждет Черное море и путь вокруг Европы.
Второй маршрут проходит по внутренним водным артериям России. Чтобы попасть из Астрахани в Санкт-Петербург МАК предстоит совершить переход по Волге, Рыбинскому водохранилищу, Ладожском и Онежскому озерам.
Скорее всего, будет выбран внутренний маршрут — такой переход займет меньше времени, считает бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.
— Для участия в парадах выбирают корабли первой линии, — рассказал «Известиям» эксперт. — Их экипажи полностью обучены и готовы выполнить любую боевую задачу. Во время перехода матросы и офицеры не загорают, а в обязательном порядке участвуют в учениях. Например, отрабатывают действия при отражении атаки в дневное и ночное время. Изучают особенности навигации в новых районах.
Речь идёт об отработке логистики и транспортных возможностей при переброске кораблей в Балтийский регион, полагает вице-президент Академии геополитических проблем полковник Владимир Анохин.
— Некоторые шлюзы по пути следования обветшали. Надо проверить все возможные слабые места, подготовить необходимую базу и создать условия для быстрой переброски сил, — рассказал он «Известиям». — Это можно считать проведением манёвров в связи с хорошим поводом — участием в параде. Причём учения будут совместные — гражданские станут латать дыры, а военные учиться проводить корабли.
Малый ракетный корабль «Зеленый Дол» (на первом плане)
Источник изображения: Фото: РИА Новости/Игорь Зарембо
По мнению эксперта, в первую очередь, флотоводцы должны быть способны перенаправлять силы с юга на северо-запад. На Каспии все спокойно, а вот на Балтике есть корабли НАТО, поэтому переброска может стать непростой, но актуальной задачей. В случае необходимости, у России появится возможность усилить группировку на данном направлении, заключил Владимир Анохин.
На Западе пристально следят за такими походами. В частности, в 2016 году много шума вызвало путешествие вокруг Европы двух кораблей проекта «Буян-М» «Серпухов» и «Зеленый Дол»: представители европейских СМИ не ожидали увидеть у своих берегов носителей крылатых ракет «Калибр».
Оценка проекта
Небольшая ширина, высота и осадка корабля позволяют ему вписаться в габариты шлюзов, а также проходить под пролетами мостов Волго-Балтийского Водного Пути. Благодаря размерам корабль может войти и в Каспийское море.
Корабли относятся к классу «река-море», поэтому способны передвигаться по рекам, озерам, лиманам и мелководным заливам. МРК «Буян-М» способны передвигаться по Волго-Донскому, Московскому, Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому каналам. Это позволяет им оперативно перебазироваться, например, из Черного моря в Балтийское по внутренним водным артериям страны, находясь в относительной безопасности.
Класс корабля «река-море» предопределяет действия поблизости от берега или даже из рек, что объясняет сниженную мореходность и ослабленное ПВО корабля, так как корабль может находиться под прикрытием таких береговых систем, как С-400 и ей подобным. Такие относительно небольшие корабли, перемещаясь внутри страны по речным путям, могут пользоваться прикрытием ПВО страны, сухопутных войск, фронтовой авиации ВКС РФ. Переброска их по речным путям позволяет сильно сократить время выведения на оперативный театр боевых действий, тогда как перебазирование из Черного моря в Балтийское через Гибралтар и Ла-Манш занимает в несколько раз большее время и в военное время становится опасным.
Существенным моментом являлось то, что Договор об ликвидации ракет средней и малой дальности, действовавший во время разработки и закладки кораблей, запрещал наземное базирование крылатых ракет, аналогичных «Калибр» с дальностью в 2500 км, но не морское, в то время как корабль-носитель таких ракет — сравнительно недорог и пользуется преимуществом ведения огня из акваторий, где ему не угрожает флот вероятного противника, а действия авиации противника частично скованы береговой ПВО.
Главными недостатками малых ракетных кораблей проекта 21631 являются слабая ПВО (представлена ЗАК АК-630М-2 и двумя ЗРК «Гибка» с ЗУР малой дальности, использующимися также в ПЗРК), ограниченная автономность (дальность 2 500 миль) и недостаточная мореходность, делающая практически невозможным применение их при шторме свыше 5 баллов, что не критично при условии применения их в сублиторальной зоне, поблизости от береговых баз ВМФ, под прикрытием береговых ракетных комплексов.
Оборудование:
Практическая реализация проекта 21630 «Буян»
Закладка первого судна состоялась зимой 2004 года на верфях судостроительного предприятия «Алмаз» в Санкт-Петербурге. Первенец получил название «Астрахань», так как изначально ориентировался для оснащения Каспийской военной флотилии. Строительство первого судна продолжалось в течение 1,5 лет, и было завершено в октябре 2005 года. Летом 2006 года МАК «Астрахань» был успешно переведен по речной магистрали на Каспий и уже в сентябре того же года был включен в состав Каспийской военной флотилии.
Серийное строительство велось на производственных мощностях судостроительного и предполагало поэтапную закладку кораблей этого типа. Всего планировалось до 2020 года спустить на воду 10 судов типа «Буян», из которых 5 кораблей предназначается для оснащения Каспийского флотилии.
Следом за «Астраханью» летом в феврале 2005 года заложили еще первый серийный корабль, получивший название «Каспийск», однако спуск судна на воду затянулся на пять лет. Причиной затягивания постройки первого серийного судна стала неясность с подбором вооружения для новых кораблей. Наличие в качестве основного огневого средства поражения только артиллерийской установки не обеспечивало решение новых оперативно-тактических задач, возникших на Каспийском морском театре. В 2006 году на Питерских верфях заложили и третий корабль, второй в серии.
Только в 2011 году первый серийный корабль был спущен на воду и введен в строй. С новым названием, уже «Волгодонск», корабль в 2012 года поднял военно-морской флаг. Следом за МАК «Волгодонск» на Каспий пришел и второй серийный корабль «Махачкала». Оба серийных судна вместе с головным кораблем проекта МАК «Астраханью», составили ударное соединение российских кораблей на Каспии. Главной боевой задачей артиллерийских судов стало обеспечение безопасного судоходства в ближней морской зоне, в дельте реки Волга и защита интересов России в 200мильной экономической зоне Каспийского моря.
Боевые корабли флотов разных стран
Принятая международным сообществом система классификации кораблей оказалась не подходящей для некоторых флотов. Так, японская система деления кораблей может вызвать как минимум множество вопросов у несведущего человека. Япония, имея серьезный флот, один из лучших в Азии, между тем шла долгим путем модернизации строящихся кораблей.
В итоге, один и тот же класс боевых кораблей, может существенно различаться по своим характеристикам в зависимости от года выпуска. Так, одни и те же эсминцы, находящиеся на вооружении, могут соответствовать всем современным требованиям, если построены недавно, а могут соответствовать фрегатам или корветам других флотов.
Несмотря на свое название, это, по сути, легкие авианосцы, оборудованные самой современной электроникой. В этот класс входят два типа судов, «Хьюга», представленное парой кораблей, и «Сиранэ», также пара кораблей. Интересно, что последние два судна были введены в состав флота еще в 1980-е годы.
Вторая категория состоит из эсминцев УРО (управляемое ракетное оружие). Здесь так же есть суда разных типов. Самые современные, типа «Атаго», представленный двумя кораблями. Тип «Конго» состоит из четырех кораблей, строившихся в 1990-е годы. Тип «Хатаказе», созданный во второй половине 1980-х, насчитывающий пару кораблей, сейчас используемых как учебные суда.
Еще одна категория,третья, вновь эсминцы, но уже более похожие на собратьев остальных флотов. Сюда входят множество типов, разбитых в зависимости от времени постройки. Четвертая категория, подводные суда представлены 17 дизельными подводными лодками. В пятую входят десантные и вспомогательные корабли, а также ледоколы.
Своя классификация на флоте США. Суда разделяются по своему назначению. Для их отличия введена буквенная система шифровки. Так, к примеру, буквы «ВВ» означают BigBattleship, соответствующий классу линейных кораблей на иных флотах.
Так происходило несколько раз после серьезного реформирования флота на протяжении ХХ века. Общими для всех судов являются буквы «USS», означающие в переводе «корабль Соединенных Штатов».
В число самых крупных разновидностей судов, обозначаемых, как правило, вариациями с буквами «CV», входят авианосцы. Они различаются по размерам и по типу авиации, самолеты или вертолеты, но объединены в один класс.
Остальные надводные корабли имеют оригинальное буквенное обозначение, как то «C» – крейсера, «D» – эскадренные миноносцы, «F» – фрегат. В разные годы под шифрами встречались и сторожевики, и мониторы, но с течением времени они были убраны их состава ВМФ США.
Подводный флот носит обязательную букву «S», так же имеющую множество дополнительных значений в зависимости от типа вооружения или силовой установки. Буква «Р» означает катера, также различающиеся по размерам и типам находящегося на них оружия.
Сюда же можно поместить американские боевые корабли береговой охраны, формально являющиеся отдельным подразделением. Буква «L» означает принадлежность судна к десантному флоту. Он различается на огромные десантные корабли, перевозящие солдат с одного континента на другой, и десантные катера, высаживающие пехоту и технику непосредственно на сушу. Последние имеют черту амфибий.
Разработке этих катеров уделялось большое внимание еще в период Второй мировой войны, когда морские пехотинцы высаживались и дрались на островах Тихого океана и в знаменитой зоне высадки в Нормандии. Буква «А» обозначала все вспомогательные суда. Несмотря на былую славу владычицы морей, британский флот утратил всю свою былую мощь
Однако авторитет английских моряков по-прежнему остается на высоте. Классификацию кораблей британских ВМФ провести достаточно сложно
Несмотря на былую славу владычицы морей, британский флот утратил всю свою былую мощь. Однако авторитет английских моряков по-прежнему остается на высоте. Классификацию кораблей британских ВМФ провести достаточно сложно.
Конечно, среди них такие же авианосцы, эсминцы, корветы и лодки, но различаются они по номеру вымпела.
Каждая флотилия имела свой особый вымпел, и кораблю в составе этой флотилии присваивался номер, а затем и буква, обозначающая класс корабля. Интересно, что в нумерологии совсем нет цифры «13», считающейся среди моряков несчастливой.
История военно-морского флота насчитывает не одну сотню лет. Поскольку моряки, крайне суеверные люди, и хранят традиции, в том числе и связанные с «родным домом» – кораблем, в названиях судов, да и в их классификации можно найти множество старых терминов и обозначений, которые не делают флот менее эффективным.
малый артиллерийский корабль «Астрахань» проекта 21630 шифр «Буян» фотографии и вооружение:
головной малый артиллерийский корабль «Астрахань» проекта 21630
после спуска на воду
100 мм универсальная артиллерийская установка А-190
антенный пост РЛС управления огнем 5П-10-03 «Ласка»
мачта с РЛС
пусковые установки выстреливаемых помех комплекса ПК-10
АК-306 и ЗРК «Гибка» в кормовой части корабля
турельная установка 3М-47 «Гибка» с четырьмя зенитными ракетами «Игла»
30-мм установка АК-306
Пожалуй, самым оригинальным в этом современном корабле является архитектурный облик, который создавался в соответствии с требованиями малой заметности.
Пропульсивная установка боевого корабля состоит из двух водометных движителей большой мощности, которые до сих пор не применялись на военных кораблях Российской Федерации. Поставку обеспечила ФГУП МП «Звездочка» города Северодвинск.
Так как основным назначением артиллерийского корабля является борьба с береговыми укреплениями неприятеля, этому соответствует состав его ударного вооружения:
— облегченная универсальная 100 мм артиллерийская установка «А-190» с системой управления 5П-10-03 «Ласка»;
— сорокоствольная 122 мм ракетная система залпового огня «Град-М».
Управление огнём артиллерии осуществляется при помощи радиолокационной станции типа «Вымпел».
Оборону корабля от воздушного противника обеспечивают два 30 мм шестиствольных автомата «АК-306» расположенных по обоим бортам и управляются с помощью визирной колонки; кормовая турельная пусковая установка типа 3М-47 «Гибка», обеспечивающая автоматическое наведение и пуск четырёх сухопутных переносных зенитно-ракетных комплекса типа «Игла» или «Игла-1М» в стандартных контейнерах ПЗРК «Игла». Управление пусковой установкой производится дистанционно.
Для защиты двухсотмильной экономической зоны государства и для нанесения атаки по точечным береговым, морским и воздушным объектам на вооружении боевого корабля состоят две тумбовые установки пулеметов КПВ с калибром 14,5 мм, а также три тумбовые установки пулеметов калибром 7,62 мм. Для обнаружения и ликвидации подводных диверсионных групп на борту артиллерийского корабля применяется гидроакустическая станция и 30 мм автоматический гранатомет.
В дополнение на корабле установлен комплекс постановки пассивных помех ПК-10 два комплекта. Современный навигационный комплекс и средства гидрометеорологического обеспечения позволяют артиллерийскому кораблю выполнять поставленные боевые задачи и обеспечивать навигационную безопасность мореплавания. Средства связи на борту МАК обеспечивают связью командира корабля с береговыми и корабельными командными пунктами и взаимодействующими силами, воздушными объектами, в том числе и в сетях ГМССБ.
Для пополнения состава Каспийской флотилии ВМФ Российской Федерации организовано серийное строительство малого артиллерийского корабля нового поколения проекта 21630 «Буян». Количество серии составит пять боевых кораблей, которые будут построены до 2010 года.
Стоимость головного корабля составила 372 миллиона рублей, а создание последующих 5 кораблей — не более 250 миллионов рублей каждый.
МАК «Астрахань» уже несет боевую службу в составе Каспийской флотилии ВМФ РФ. Вторым по счету и первый серийным кораблем проекта 21630 шифр «Буян» стал МАК получивший наименование «Каспийск». 24 марта 2006 года на эллинге судостроительной фирмы «Алмаз» состоялась закладка третьего артиллерийского корабля «Махачкала». Военные корабли вошли в состав флота в 2007 и 2008 году соответственно.
История создания малого ракетного корабля проекта 21631 МРК Буян-М
Проект 21631 МРК Буян-М нужно считать новой вехой в военном кораблестроении XXI века. Само же понятие о малых ракетных кораблях зародилось в СССР и отражено в проекте 1234, это хорошо укомплектованные вооружением корабли ближней и средней морских зон, компактные, полным водоизмещением 700 т (стандартным – 500 т). Между корпусами МРК советского и нынешнего периодов есть конструктивная разница в 40 лет.
Зеленодольскому проектно-конструкторскому бюро (ЗКПБ), расположенному в республике Татарстан в г. Зеленодольске на территории судостроительного завода им. Горького, удалось создать уникальную надводную платформу, которая пригодна для противолодочных и сторожевых типов кораблей. Главным конструктором проекта 21631 назначен Я.Е. Кушнир, который и возглавил проект Буян-М при участии Центрального НИИ.
Вначале планировалось спроектировать катер для Каспийского моря, а не малый корвет (классификация этого типа кораблей в НАТО – корветы УРО). После анализа предстоящих тактических и стратегических задач в обороне государства, решено строить боевые корабли 3-го ранга на одинаковой платформе 21630 (начиная с малого артиллерийского 21632, затем и малого ракетного 21631).
Министерство обороны в лице Анатолия Сердюкова от 26.05.2010. заключило с ЗКПБ договор на исполнение 5-ти проектов 21631. Через 3 года начались заводские ходовые испытания, 05.08.2013. под именем «Град Свияжск» на воду спущен первый Буян-М. Закончив их 25.09.2013., через два дня прошли стрельбы и пуски ракет, поражены все наземные и надводные цели с первого же раза на расстоянии до 50 км, сразу же начали закладку на стапеле следующего «Буяна-М».
Эти корабли в составе ВМФ РФ с 27 июля 2014 года, уже они ходят по Балтийскому, Чёрному, Средиземному и Каспийскому морям, по реке Волге. В Астрахани в день ВМФ России новейшие МРК «Град Свияжск» и «Углич» подняли Андреевские флаги, а через 3 месяца совершили поход в порты: Актау (Казахстан), Баку (Азербайджан), Бендер-Энзели (Иран). К 2020 году в составе Балтийского и Каспийского Флотов должны находиться по 3 «Буян-М», а в Чёрном море 6.