Возвращение крейсера «маршал устинов»

Содержание

НАК заявил об уничтожении в России организованного бандподполья

Общие сведения

Газотурбинные крейсера проекта 1164 предназначены для нанесения ударов по крупным одиночным и группировкам ударных надводных кораблей, обеспечения боевой устойчивости корабельных противолодочных групп (КУГ) и обеспечения коллективной противовоздушной обороны (ПВО) соединений кораблей в удалённых районах.

Всего по проекту 1164 было заложено 4 корабля, из них достроено и введено в строй 3 ракетных крейсера — по одному на Черноморский, Северный и Тихоокеанский флот.

Второй крейсер этого проекта строили для Северного флота и назвали в честь министра обороны СССР Маршала Советского Союза Д. Ф. Устинова. Примечательно, что «Маршал Устинов» остался единственным из сохранившихся в строю российского ВМФ советских крейсеров, который после 1991 года ни разу не переименовывали.

Тактико-технические характеристики и размеры:
Стандартное водоизмещение – 9800 тонн, полное – 11280 тонн, длина – 186,5 метра, ширина – 20,8 метра, высота – 42,5 метра, осадка – 7,6 метра, скорость – 32 узла, автономность – 30 суток, экипаж – 476 человек.

Вооружение:
16 пусковых установок противокорабельного комплекса «Базальт», 2 пятитрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 реактивные бомбомётные установки РБУ-6000, 2 сдвоенные 130-мм артиллерийские установки AK-130, 6 30-мм шестиствольных зенитных автомата АК-630, 2 сдвоенные пусковые установки зенитно-ракетного комплекса «Оса-МА», 8 пусковых установок зенитно-ракетного комплекса С-300Ф «Форт». На борту располагается противолодочный вертолёт Ka-25 или Ка-27.

Место базирования: Северный флот Российской Федерации.

История строительства

Всего предполагалось построить 10 крейсеров проекта 1164, затем программу сократили до 6 единиц. Однако заложено было всего 4 крейсера этого типа, а введено в строй — 3.

Закладка головного корабля — крейсера «Слава» (заводской № 2008) — состоялась 4 октября 1976 года.

Впервые появившиеся в 1983 году, крейсера класса «Атлант» должны были контролировать жизненно важные для безопасности СССР зоны мирового океана, такие как к примеру Северная Атлантика, и в случае получения соответствующего приказа были обязаны в первую очередь нанести ракетные удары по ударным авианосным группировкам ВМС США и НАТО. Основное вооружение крейсеров этого класса — 16 крылатых ракет П-500 «Базальт», в том числе и с ядерными боеголовками (при модернизации на всех российских крейсерах пр. 1164 заменены на ракеты П-1000 «Вулкан»).

Эти корабли являются одними из самых мощных кораблей в своем классе, именно благодаря этим ракетам, имеющим мощную БЧ и дальность стрельбы 550 км. Они могут уничтожить даже такую крупную и защищенную цель как авианосец.

Модернизации и переоборудования

С 1994 по 17 декабря 1997 года — плановый ремонт на петербуржском АО «Северная верфь». В ходе ремонта была заменена главная энергетическая установка.

С июля 2011 года по октябрь 2016 года корабль проходил ремонт и модернизацию в Центре судоремонта «Звёздочка» (город Северодвинск). В ходе работ на крейсере были смонтированы новые РЛС с фазированными антенными решётками: трёхкоординатная РЛС дальнего обнаружения «Подберёзовик» и станция «Фрегат-М2М», оптимизированная для обнаружения низколетящих целей. Также по плану были выполнены доковые работы, ремонт главной энергетической установки и общекорабельных систем, освидетельствование и ремонт магистральных кабелей с заменой задефектованных участков. Всего было заменено более 150 км кабельных трасс, отремонтированы и заменены все шесть газотурбогенераторов, опреснительная установка, успокоители качки, линии валов, винты, камбузное оборудование; приведены в порядок внутренние помещения корабля. Осенью 2016 года обновлённый крейсер успешно прошёл в акватории Белого моря программу испытаний, после которых вернулся в боевой состав Северного флота.

Противовоздушная оборона

Комплекс ЗРК С-300Ф «Форт» для дальних целей

Комплекс ЗРК С-300Ф «Форт» способен уничтожать высокоскоростные маневренные малоразмерные объекты в диапазоне высот от сверхмалых (25 м.) до сверхбольших (25 км). Скорость цели для типа ракет 5В55РМ – 50 – 1300 м/с, ракета 48Н6Е перехватывает цель скоростью 3000 м/с. Одновременно наводится 12 ракет, сопровождается 6, длиной ЗУР 7,25 м, диаметром 0,51 м, размахом крыла 1,125 м, массой 1665 кг – для менее скоростных и 1900 кг – для более быстрых целей. Боевая часть осколочно-фугасная 130 и 145 кг. Перезарядка 3 сек. револьверного типа уступает сотовым конструкциям в скорости залпового пуска (1 сек.) и занимает в 2,5 раза больше места (во столько же меньше ракет). Количество ракет 64 единицы.

Комплекс ЗРК М-4 «Оса-М» для ближних целей

У корабля 2 автоматизированных зенитных комплекса ЗРК М-4 «Оса-М» по 2 ракеты 9М33. Для поражения целей на высотах 2 – 4 000 м. на дальности до 15 км. Ракета твёрдотопливная массой 128 кг, длиной 3,16 м, диаметром 0,21 м с размахом крыла 0,65 м. Перезарядка 20 сек, количество 40 ракет.

Зенитная артиллерия АК-630

С помощью АК-630 можно поражать как воздушные до 4 км, так и надводные цели на дальности до 5 км. Боевой расчёт из 1-го человека, управление дистанционное, скорострельность 30-ти мм. осколочно-фугасными снарядами 5000 выс./мин. 16 тыс. боеприпасов по 2000 шт/ленте.

Пушка корабельная АК-130

Пушка калибром 130 мм двуствольная, вообще это АУ (автоматизированная установка) со скорострельностью 90 выс/мин. Дальность стрельбы 23 км. Ею можно поражать и воздушные цели, есть в наличие снаряды с дистанционными и радиолокационными снарядами (для ПКР и самолётов).

История строительства

Всего предполагалось построить 10 крейсеров проекта 1164, затем программу сократили до 6 единиц. Однако заложено было всего 4 крейсера этого типа, а введено в строй — 3.

Закладка головного корабля — крейсера «Слава» (заводской № 2008) — состоялась 4 октября 1976 года.

Впервые появившиеся в 1983 году, крейсера класса «Атлант» должны были контролировать жизненно важные для безопасности СССР зоны мирового океана, такие как к примеру Северная Атлантика, и в случае получения соответствующего приказа были обязаны в первую очередь нанести ракетные удары по ударным авианосным группировкам ВМС США и НАТО. Основное вооружение крейсеров этого класса — 16 крылатых ракет П-500 «Базальт», в том числе и с ядерными боеголовками (при модернизации на всех российских крейсерах пр. 1164 заменены на ракеты П-1000 «Вулкан»).

Эти корабли являются одними из самых мощных кораблей в своем классе, именно благодаря этим ракетам, имеющим мощную БЧ и дальность стрельбы 550 км. Они могут уничтожить даже такую крупную и защищенную цель как авианосец.

Детство и юность

Родился будущий маршал страны Советов поздней осенью 1908 года в семье самарского рабочего. Кроме Дмитрия, в семье подрастал старший сын Николай. В Самаре прошло трудное детство. Оно закончилось, когда мальчику исполнилось 10 лет: трудиться заставила бедность.

В 14 лет Дмитрий Устинов – доброволец в частях особого назначения, или, как их называли, военно-партийных отрядах в Самарканде, создаваемых при заводских партийных ячейках. А в 15 юноша вступил в 12-й Туркестанский полк и пять месяцев воевал с басмачами.

Дмитрий Устинов

В 1923 году, после демобилизации, Устинов отправился учиться. Профессионально-техническое образование получил в Макарьеве под Костромой. Там же, окончив в 1927 году профтехшколу, стал членом партии большевиков.

Два года, по 1929-й, Дмитрий Устинов трудился слесарем на бумажном комбинате в городке Балахна, что в Нижегородской области, затем перебрался на текстильную фабрику в Иваново (тогда Иваново-Вознесенск).

Учился Дмитрий Устинов без отрыва от работы. Высшее образование получил в политехническом вузе Иваново-Вознесенска, где ответственного молодого человека выбрали членом партбюро института и доверили руководить комсомольской организацией.

Дмитрий Устинов в детстве (с родителями и старшим братом) и молодости

В 1930-м группу, где учился будущий министр обороны страны, отправили в Московский военно-механический институт. Спустя 2 года студентов перевели в город на Неве, где они влились в вуз того же профиля.

В 1934 году Дмитрий получил диплом ЛВМИ и отправился работать инженером в Ленинградский научно-исследовательский морской институт. Карьера молодого специалиста стремительно развивалась: Устинов возглавил бюро эксплуатации, а через 3 года стал заместителем главного конструктора.

В 1937-м Дмитрия Устинова назначили руководить заводом «Большевик» – крупным металлургическим и машиностроительным предприятием, расположившимся в северной столице.

Дмитрий Устинов в молодости

Сохранилась история, как на руководимый Устиновым завод привезли новейшее оборудование, но монтаж затянулся. На предприятие с проверкой приехала инспекционная комиссия из ЦК. Вскоре в Москву, на Политбюро, для «разбора полетов» вызвали руководство «Большевика». Руководитель комиссии раскритиковал проволочку с установкой станков, подкрепив доклад фотографиями пустовавших цехов.

Иосиф Сталин гневно потребовал объяснения руководства завода. Дмитрий Устинов немало удивил главу государства, предъявив снимки тех же цехов на 2-й день после отъезда инспекции. На смонтированном оборудовании рабочие давали первую продукцию.

Примечания

  1. . ФлотПром. Дата обращения 29 июля 2018.
  2. . ФлотПром. Дата обращения 29 июля 2018.
  3. 2016-10-30 16:43:00 Zvezdochka_ru Zvezdochka_ru 2016-10-30 16:43:00 Zvezdochka_ruwrote.  (англ.). Дата обращения 29 июля 2018.
  4. 2016-11-30 14:01:00 Zvezdochka_ru Zvezdochka_ru 2016-11-30 14:01:00 Zvezdochka_ruwrote.  (англ.). Дата обращения 29 июля 2018.
  5. . Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения 29 июля 2018.
  6. . vpk-news.ru. Дата обращения 31 декабря 2016.
  7. . РБК. Дата обращения 29 июля 2018.
  8. . Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения 29 июля 2018.
  9. . Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения 29 июля 2018.
  10. . Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения 29 июля 2018.
  11. . Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения 8 мая 2020.
  12. Корабли Северного флота вернулись из Средиземного моря — Викиновости. ru.wikinews.org. Дата обращения 8 мая 2020.
  13. . mil.ru. Дата обращения 8 февраля 2020.

Ракетное вооружение

Ожидается, что США в 2020 году примет на вооружение противокорабельную ракету большой дальности AGM-158C LRASM. Если радиус поражения теперешней Harpoon не превышает 280 км, то у ожидаемой ПКР она составит более 370 км. При пуске их из надводных кораблей (возможно, приближенной по показателям дальности к отечественной ракете П-700 комплекса «Гранит»). С воздушных самолётов-носителей F-35C, F/A-18E/F и B-1B на дозвуковой скорости будет использоваться модификация LRASM-А дальностью до 800 – 1000 км. В отличие от ещё разрабатываемых гиперзвуковых ракет (Россия 11 Маха и Япония 5), от данной американской разработки можно ожидать более совершенный аналог крылатой бестии Jassm (стелс-технологии из композитных материалов). Летом и осенью американцы провели успешные испытания, состоялись стрельбы (в том числе из подводного положения) – цель поражена высоко от ватерлинии. На протяжении десятилетий ЦРУ так и не смогли собрать данные о П-500 ПКРК «Базальт» и П-700 ПКРК «Гранит». Западные ракеты по-прежнему остаются уязвимы для отечественных систем ПРО, чего об их ПРО не скажешь.

Читайте Корвет «Совершенный»: пятый представитель проекта 20380

ПКРК П-500 и П-700 для проекта 1164

Выходит корабль «Маршал Устинов» с ПКРК «Базальт» (сверхзвуковые 2,5 Маха ПКР П-500) по-прежнему для НАТО соответствует данному ему прозвищу (как и всем остальным проекта 1164) – «Убийца авианосцев». Перехватить её невозможно из-за скорости, траектории полёта, применения РЭБ и бронирования. Целеуказание обеспечивали системы корабля и авиации. Изначально использован принцип наведения на цель «Пустил и забыл». Забавно, в годы СССР выход из ситуации натовцы нашли простой – не приближаться к нашему РК (Москва, Устинов, Варяг) и ко всем кораблям с этим типом оружия, т.е. на 500 км. Комплекс «Гранит» (П-700) – это улучшенный «Базальт», с совершенной системой наведения, обмена данными между ракетами, с радиусом поражения до 550 км. И это не всё, известная уже всем ПКР «БраМос» (она же П-800) даёт нам и Индии дальность 800 км.

Чего ждать от перевооружения «Маршала Устинова» 2016

Что же тогда говорить о П-1000 ПКРК «Вулкан» (разработка В.Н.Челомея и Г.А.Ефремова 1987 г.), которыми перевооружаются наши крейсера. Представим себе РК «Маршал Устинов», выпустивший сразу 8 таких ракет. Ведущая ракета находится выше ведомых (низколетящих, неуязвимых для дальних ЗРК). Если, вдруг её сбили, то место ведущей занимает одна из ракет. Эти ракеты самостоятельно выбирают заданные им при запуске цели (заранее заданы только тип и класс корабля, и конкретно его часть – носовая, кормовая, центральная). Если одна ракета уже выбрала свою цель, то эти данные поступают остальным, которые уже выберут другую цель (каждая свою). Исключение может быть в случае атаки на большой корабль, если эсминцам может хватить 1-й ракеты, то авианосцам положено получить 3.

Именно РК «Маршал Устинов» произведут замену ПУ (пусковой установки) на жаропрочную – дальность поражения в таком случае будет максимальная – 1000 км. У «Москвы» и «Варяга» останутся пока стартовые ускорители П-500, а это радиус до цели 700 км. (тоже П-700 «Вулканы»). Используются все средства наведения на цели: корабля, вертолёта, самолёта, спутника. Боевая часть 11,7 метровой ракеты с размахом крыла 2,6 м фугасно-кумулятивная 500 кг или ядерная в 350 кт. Диаметр её 0,88 м. Точность попадания с погрешностью в 1 метр при запуске 2-х ракет в одну точку. По обоим бортам расположены по 8 пусковых установок, с возможность одновременного пуска сразу 8 ракет. Остальное вооружение, возможно, останется тем же, и здесь ждём от ВПК улучшений

Читайте Атомная подводная лодка «Дмитрий Донской»

Конструкция

Уже по внешнему виду, по архитектуре «Маршала Устинова» можно опознать в нём корабль, спроектированный в Советском Союзе. Длинный полубак, сильно наклонённый форштевень, мачты в виде пирамид и надстройки со скошенными гранями выдают происхождение. Такие обводы обеспечивают лучшую мореходность и снижают заметность для радаров. Силовая установка корабля – газовые турбины, из них две маршевые, для крейсерского хода, и четыре форсажные – для обеспечения максимальной скорости.

Тяжёлые противокорабельные ракеты П-500 «Базальт» по возможностям лишь немного уступали «Граниту» которым вооружались «Орланы». Поскольку на меньших по размеру «Атлантах» спрятать пусковые установки в корпус было невозможно, шестнадцать контейнеров с ракетами, размещённые вдоль бортов, стали самой заметной деталью внешнего облика кораблей. В том числе и «Маршала Устинова».

Установки для запуска зенитных ракет «Форт», защищающих корабли от любых воздушных целей на больших дистанциях, находятся под палубой, между дымовыми трубами и вертолётным ангаром. Ракеты «Оса», обеспечивающие обороны в ближнем радиусе, запускаются с установок по обе стороны от ангара.

Артиллерийское вооружение — универсальное, предназначенное как для ведения зенитного огня, так и для поражения слабозащищённых надводных и наземных целей. В его состав входит спаренная 130мм артустановка АК-130, находящаяся в носовой части и шесть 30мм автоматических пушек АК-630. Две из них расположены в носу, перед ходовым мостиком, и по две – с каждого борта у центральной надстройки.

Противолодочное оружие корабля включает в себя два торпедных аппарата калибра 533мм, из которых можно запускать и ракето-торпеды. Два бомбомёта РБУ-6000 находятся перед ходовым мостиком. Для борьбы с подводными лодками используется и базирующийся на ракетном крейсере вертолёт.

После модернизации корабля ракеты «Базальт» заменили на П-1000 «Вулкан». Возможна замена зенитных ракет на более современный комплекс С-400.

Комплекс «Вулкан» создавался специально для того, чтобы им можно было легко перевооружить корабли, вооружённые «Базальтом». От П-500 П-1000 отличается облегчённой конструкцией, за счёт которой повышена дальность стрельбы.

Пожертвовать пришлось массой боевой части и бронированием, зато теперь ракета может преодолеть гораздо больше расстояние, находясь на малой высоте и лучше маневрирует, уклоняясь от поражающих факторов.

Построенные корабли

Всего по проекту предполагалось строительство шести кораблей. Однако в итоге заложено было четыре крейсера, а достроено и введено в строй всего 3. Все корабли строились на заводе имени 61 коммунара в г. Николаев.

Название Заводской № Закладка Спуск на воду Сдача заказчику Флаг поднят Примечание
«Москва» 2008 6 ноября 1976 года 27 июля 1979 года 30 декабря 1982 года 30 января 1983 года Флагманский корабль ЧФ
«Маршал Устинов» 2009 5 октября 1979 года 25 февраля 1982 года 15 сентября 1986 года 21 сентября 1986 года Закладывался как «Адмирал флота Лобов»
«Варяг» 2010 31 июля 1979 года 26 июля 1983 года 25 декабря 1989 года 7 января 1990 года Флагманский корабль ТОФ
«Украина» 2011 28 июля 1983 года 11 августа 1990 года недостроен
«Октябрьская революция» 2012 15 ноября 1988 года недостроен Строительство прекращено в 1989 году. До 31 декабря 1987 года носил имя «Россия»

Головной корабль строили больше шести лет и сдали флоту 28 декабря 1982 года. Второй корабль при закладке в 1978 году получил название «Адмирал флота Лобов», третьему, заложенному в 1979 году, было предусмотрено имя «Комсомолец», однако смерть министра обороны маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова в декабре 1984 года вызвала изменение названий всех строившихся крейсеров этой серии: «Адмирал флота Лобов» был переименован в «Маршал Устинов», «Комсомолец» стал «Червоной Украиной», а название «Адмирал флота Лобов» перешло на четвертый корабль, заложенный в 1986 году. По некоторым сведениям, в 1989 году был заложен ещё один крейсер проекта 1164, который должен был получить имя «Россия», но из-за недостатка средств его строительство было прекращено.

В мае 1995 года головной крейсер «Слава» переименовали в «Москву».

После развала Советского Союза «Червона Украина» был переименован в «Варяг».

«Адмирал флота Лобов» был присвоен Украиной, но попытки достроить его для ВМС Украины закончились неудачей. Совершенно ясно, что достроить, а тем более эксплуатировать даже один ракетный крейсер Украина не в состоянии. Тем не менее крейсер был переименован в «Украину» и формально в 1993 году вошёл в состав ВМС Украины. Решение о его достройке было принято в 1998 году, но оно так и осталось на бумаге и крейсер стоит у достроечной стенки завода, имея, якобы, готовность в 95 %. Рассматривались варианты продажи крейсера, однако было принято решение о его достройке при помощи России. В июле 2010 года постановление Верховной Рады Украины о присвоении названия «Украина» ракетному крейсеру утратило действие, за это проголосовали 247 депутатов Верховной Рады из 428. Также будет рассмотрен вопрос продажи крейсера России. По информации агентства «УРА-Информ. Донбасс», Россия, в свою очередь, уведомила Украину, что заберет крейсер только даром. В сентябре 2013 года Россия согласилась приобрести «Украину» за 1 миллиард рублей.

Командование ВМФ России намерено в 2012 году передать Тихоокеанскому флоту из состава Северного флота ракетный крейсер «Маршал Устинов». По словам источника агентства в Главном штабе ВМФ, «Маршал Устинов» «нужнее на таком масштабном и сложном театре военных действий, как тихоокеанский». Отдельные наблюдатели считают, что крейсер «Маршал Устинов» будет заменен на Северном флоте крейсером «Украина» (в случае, если он будет приобретен у Украины).

Конструкция

Конструкция корпуса и надстройки

По конструкции корабль длиннополубачный, с развитой трёхостровной надстройкой, башнеподобными пирамидальными фок- и грот-мачтами. Для лучшей мореходности и остойчивости шпангоуты имеют сильный развал, а форштевень сильно наклонен. В первом отсеке по носовую таранную переборку располагаются вспомогательные помещения и кладовые. Во втором отсеке ниже ватерлинии находится выгородка ГАС «Платина», выше неё — цепной ящик, кладовые и шпилевое отделение. Третий отсек занимает подбашенное отделение и погреба АК-130, вентиляторные помещения и боевые посты корабля. Четвёртый отсек отведён под кубрики и каюты личного состава, с агрегатными помещениями в трюме. В пятом отсеке, помимо жилых помещений, расположен погреб боезапаса для РБУ-6000 «Смерч-2». В шестом отсеке размещены боевой информационный центр, БИУС, которые соединены с боевой рубкой командирским лифтом. В шестом отсеке расположены вспомогательные механизмы. Также в шестом отсеке находятся приводы носовой пары успокоителей качки. В седьмом отсеке располагается носовое машинное отделение (НМО) с маршевыми турбинами М-21, редукторами, теплоутилизационным контуром и паровыми вспомогательными турбинами на общей раме. Восьмой отсек — вспомогательные механизмы и вторая пара успокоителей качки. Затем кормовое машинное отделение (КМО) с форсажными турбинами М-8КФ. Десятый отсек — вспомогательные механизмы, в двенадцатом — подпалубные погреба ЗРК «Форт» с пусковыми установками вертикального пуска револьверного типа, а также погреба и приводы системы постановки помех ПК-2, грузовой лифт. В тринадцатом и четырнадцатом отсеках размещаются кубрики экипажа, имеются вспомогательные и служебные помещения, торпедные аппараты, а в районе 300—310 шпангоутов находятся погреба и пусковые установки зенитных ракет «Оса-М». Кормовой отсек, в основном, служит для размещения буксируемого антенного устройства и систем для его опускания и подъёма, также в корме выгорожен ахтерпик. На всем протяжении корабля под топливными цистернами имеется двойное дно во избежание разлива ГСМ при аварийных ситуациях. Основные погреба боезапаса разнесены по кораблю, разделены непроницаемыми переборками и снабжены системами орошения и пожаротушения. Все эти меры конструктивно обеспечивают живучесть и непотопляемость крейсера при затоплении любых трёх смежных отсеков, кроме машинных отделений.

В конструкции лёгких выгородок внутри корпуса используются наряду со сталью алюминиевые сплавы типа АМГ. Надпалубные надстройки в районах воздействия пламени от пуска ракет стальные, верхние конструкции изготовлены из алюминиевых сплавов. На нижних ярусах находится флагманский командный пункт, каюты старших офицеров, кают-компания. Блоки надстройки имеют технологические разрезы для исключения повреждений надстройки из-за напряжений изгиба. Дымоходы с системами воздухозабора размещены поперек корабля. За дымовыми трубами установлен кран грузоподъёмностью 8,5 тонн, который в походном положении опускается между дымоходами и закрепляется.

В кормовой части главной палубы в виде отдельного острова размещен вертолётный ангар, который венчает антенна 3Р41 «Волна», служащая для сопровождения и подсветки цели корабельного зенитного ракетного комплекса «Форт», далее в корме вертолётная площадка с системами обеспечения взлёта и посадки. Имеются, помимо набора спасательных средств, разъездной командирский катер проекта 1404 и рабочий катер проекта 1402.

Ход модернизации

Корабль пришвартовался к «Звездочке» еще летом 2011 года для прохождения планового ремонта. Через год, в 2012 г. крейсер был установлен на твердое основание и подвергся ряду мероприятий по устранению неполадок в осушительных, водосливных, противопожарных коммуникациях, основных механизмов. Были окрашены наружная часть корпуса, грот- и фок-мачты, топливные цистерны. Корабль уже оснастили трехкоординатной РЛС «Подберезовик», РЛС «Фрегат-М2М», обнаруживающей цели низкого полета ( находится на носу судна), новыми радарами. С середины лета 2013 года манипуляции по модернизации продолжаются. Выход в открытое море планировался на 2015 год, но перенесен на 2016 год. Крейсер «Маршал Устинов» и аналогичные ему корабли ранее проходили плановое техобслуживание или ремонтировались на местах дислокации.

Проведение учений на ракетном крейсере «Маршал Устинов»

По окончанию капремонта:

  • Будет заменено более 50 % проводки;
  • Установятся инновационные навигационные приборы, высокочастотные антенны и станции радиолокации;
  • Вооружение и силовая установка модернизацию не пройдут, но подвергнутся ремонту;
  • Будет установлен новый ракетный комплекс «Вулкан» дальностью действия до 1000 км;
  • Отремонтируются основные газотурбогенераторы;
  • Модернизируются системы связи и разведки;
  • Будут проведены электромонтажные работы в 5 отсеках корабля.

РКР «Маршал Устинов» СФ

Кардинально крейсер «Маршал Устинов» не заменит свое вооружение. Однако ремонт, длящийся 4 года, должен положительно сказаться на боеготовности судна. Планируется уменьшить количество неисправностей, повысить надежность рабочих систем. Модернизация коснется и мест проживания экипажа, будут обновлены кубрики на 12 и 18 мест. Крейсер «Маршал Устинов» также ждет обновление компонентов базового вооружения – установка плазменных дисплеев и микропроцессоров. Окончание ремонтных работ планируется на конец 2016 года и судно будет направлено в ЗАТО Североморск Мурманской области (в/ч 70195).

Освящение ракетного крейсера «Маршал Устинов» в Северодвинске

vote

Рейтинг статьи

История разработки проекта

Официальной датой начала разработки проекта является 20 апреля 1972 года, когда было принято решение Комиссии при Совете Министров СССР по военно-промышленным вопросам № 87. Тактико-техническое задание на эскизный проект 1164 «Атлант» было выдано Северному ПКБ в октябре 1972 года. Главным конструктором был назначен директор Северного ПКБ А. К. Перьков (с 1979 года — Мутихин, Валентин Иванович), главным наблюдающим от ВМФ — капитан 2 ранга А. Н. Блинов. При полном водоизмещении 10 000 тонн предполагалось вооружить крейсера этого проекта 12-ю ПУ КР «Базальт», 8х8 ЗРК С-300Ф, 2 ЗРК «Оса», 2х1 100-мм АУ АК-100, 2х5 ТА, ЗАК самообороны АК-630. В декабре 1972 года эскизный проект был рассмотрен. Технический проект был утверждён 21 августа 1974 года.

История

5 октября 1978 года крейсер заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода имени 61 коммунара под наименованием «Адмирал Флота Лобов». 25 февраля 1982 года — спущен на воду, 15 сентября 1986 года — вступил в строй. 5 ноября 1986 года крейсер переименован в «Маршал Устинов» и включён в состав Краснознамённого Северного флота.

  • С декабря 1987 года по июнь 1988 года — выполнял задачи боевой службы в Средиземном море.
  • 1989 год — выполнил задачи боевой службы в Средиземном море.
  • 21−29 июля 1989 года — нанёс официальный визит в военно-морскую базу Норфолк, штат Вирджиния (США).
  • 16−20 июля 1991 года — нанёс визит в военно-морскую базу Мэйпорт, штат Флорида (США).
  • 30 июня−5 июля 1993 года — нанёс визит в Галифакс (Канада).

С 1994 года по 17 декабря 1997 года крейсер проходил плановый ремонт на Петербургском АО «Северная верфь», затянувшийся на три года. В ходе ремонта была заменена главная энергетическая установка.

  • Май 1995 года — участвовал в качестве флагманского корабля в военно-морском параде в Санкт-Петербурге в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне.
  • Июль 1996 года — участвовал в качестве флагманского корабля в военно-морском параде в Санкт-Петербурге в честь 300-летия Российского Флота;

Январь 2001 года — навигационный ремонт на СРЗ-35 ОАО Звёздочка. 21 февраля 2001 года над крейсером взял шефство город Минск, столица Белоруссии, делегация которой посетила стоявший в ремонте корабль. Юридически этот факт был закреплён договором, который подписали председатель Минского горисполкома и командир корабля.

  • С 21 сентября по 22 октября 2004 года принимал участие в дальнем походе корабельной авианосной группы Северного флота в северо-восточную часть Атлантики.
  • 17 июля 2008 года — крейсер выполнял патрулирование вод Северного Ледовитого океана вокруг Шпицбергена, приняв смену у большого противолодочного корабля «Североморск», по причине того, что «Норвегия мешает работать в этих водах российским рыбакам».

12 мая 2020 года крейсер «Маршал Устинов» с крылатыми ракетами на борту отправился на учения в Баренцево море.

4 июля 2020 года совместно с большим противолодочным кораблем «Вице-адмирал Кулаков» совершил переход из Североморска на Балтику и 29 июля 2020 года принял участие в главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге в честь Дня военно-морского флота.

5 декабря 2020 года выполнил учебно-боевые задачи в полигонах боевой подготовки в Баренцевом море по отражению условных воздушных атак истребителей Су-33.

С 3 июля 2020 года выполняет дальний морской поход. 3 июля вышел из Североморска для участия в Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге. Принял участие в учении Военно-Морского Флота России «Океанский щит-2019», 22 августа вошёл в акваторию Средиземного моря.

26 октября 2020 года прибыл на границу промысловой зоны Западной Сахары и Маритании для защиты крупнотоннажного промыслового флота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector