Гаубица-пушка мл-20

Источники информации

Литература

  • Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Мн.: Харвест, 2000. — 1156 с.: илл. с. — ISBN 985-433-703-0
  • Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — М.: АСТ, 2002. — 576 с.: 32 л. ил. с. — ISBN 5-17-015302-3
  • Иванов А. Артиллерия СССР во Второй мировой войне. — СПб.: Нева, 2003. — 64 с. — ISBN 5-7654-2731-6
  • Шунков В. Н. Красная Армия. — М.: АСТ, 2008. — 352 с. — ISBN 978-5-17-037177-8
  • Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг. — М.: Экспринт, 2005. — 48 с. — ISBN 5-94038-080-8

Ссылки и примечания

  1. ↑ Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 654-655.
  2. Шунков В.Н. Красная Армия. — С. 123.
  3. ↑ Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 655-656.
  4. Желтов И.Г. и др. Танки ИС. Боевое применение. — (Танкомастер, спецвыпуск 2004 г.).
  5. ↑ Иванов А. Артиллерия СССР во Второй мировой войне. — С. 4-6.
  6. ↑ Шунков В. Н. Красная Армия. — С. 125.
  7. М. Коломиец. Бои у реки Халхин-Гол // Фронтовая иллюстрация, № 2, 2002
  8. Широкорад А. Б. Северные войны России. — М.: АСТ, 2001. — С. 631-632. — 848 с.
  9. Широкорад А. Б. Северные войны России. — М.: АСТ, 2001. — С. 684. — 848 с.
  10. ↑ Свирин М., Коломиец М. Курская дуга. — М.: ЭксПринт НВ, 1998. — 80 с.
  11. Military Balance 2007. — С. 196.
  12. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 80.
  13. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 218. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  14. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 104. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  15. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 358. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  16. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 70. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  17. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 234. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  18. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 365. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  19. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 134. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  20. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 138. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  21. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 177. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  22. ↑ Шунков В.Н. Красная Армия. — С. 124.
  23. ↑ Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг.. — С. 1111.
  24. Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 1111.
  25. Свирин М. Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919-1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — 384 с. — ISBN 978-5-699-20527-1
  26. ↑ Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 656-661.
  27. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 348.
  28. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 102.
  29. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 103.
  30. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 371.
  31. Чемберлен П., Дойл Х. Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны: Полный иллюстрированный справочник немецких боевых танков, бронеавтомобилей, самоходок и полугусеничных машин 1933—1945. — М.: АСТ, Астрель, 2002. — 271 с. — ISBN 5-17-018980-Х
  32. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 105-106.
  33. Guy Grançois. Le 155 mm Schneider des batteries mobiles de cote 1920-1945 // Guerre, Blindés&Matériel, № 91, 2010
  34. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 78.
  35. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 76-77.

Механизмы

Гаубица Д-30

Достаточно старым, хотя и не устаревшим в полной мере образцом артиллерии сирийской армии является 122-мм гаубица Д-30. Согласно справочнику The Military Balance 2014 и другим источникам, вооруженные силы Сирии располагали 450 орудиями этого типа. Четыре сотни гаубиц используются в буксируемом варианте, еще около пятидесяти установлены на самоходных шасси. Для повышения подвижности артиллерии на поле боя эти пушки были установлены на шасси средних танков Т-34-85 советского производства.

Конструкция лафета гаубицы Д-30 позволяет вести огонь с различными углами возвышения, атакуя цели как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Имеется возможность использования снарядов раздельного заряжания нескольких типов. За счет изменения угла возвышения и использования различных метательных зарядов расчет орудия может вести обстрел целей на дальностях свыше 15 км. Такие характеристики гаубиц Д-30 позволяют использовать их в большинстве операций войны.

Сирийская самоходка на базе танка Т-34 и гаубицы Д-30, ставшая трофеем израильской армии.

Гаубица Д-30 была принята на вооружение Советской армии в начале шестидесятых годов. В дальнейшем орудия этого типа поставлялись третьим странам, в том числе Сирии. В общей сложности сирийские военные получили не менее таких 550-600 гаубиц. За прошедшее время часть этих орудий, вероятно, была списана по выработке ресурса. Кроме того, некоторое количество было уничтожено или стало трофеем противника в ходе гражданской войны. К настоящему времени общее количество Д-30 в сирийской армии не превышает 400-450 единиц.

Литература

Тактико-технические характеристики гаубицы Мста-Б

– Принят на вооружение: 1987- Разработан: с 1976 по 1986- Производитель: Мотовилихинские заводы- Всего выпущено: более 1200

Боевой расчет: 8 человек

Калибр, мм: 152

Дальность стрельбы Мста-Б

– Максимальная дальность стрельбы, км: ОФС — 24,7; ОФС с газогенератором — 28,5- Минимальная дальность стрельбы, км: 6,5

Скорострельность Мста-Б

– Максимальная скорострельность, выстрел/мин: 7

– Начальная скорость ОФС при температуре заряда 15°С, м\с: 810- Давление в УМ при угле возвышения ствола 0° Мпа (кгс/см2): 9,5±0,5 (95±5)- Угол возвышения, град.: −30…+70- Угол горизонтального наведения, град.: −28…+28- Кучность стрельбы: По дальности, Вд/Х мак: 1/363. По боку, Вб, м: 11

Вес Мста-Б

– Масса ОФС, кг: 43,56- Масса заряда (дальнобойного) кг: 12,05- Масса гаубицы в походном положении кг: 7000- Масса ствола кг: 2599- Масса дульного тормоза кг: 170

Размеры Мста-Б

– Длина гаубицы в походном положении мм: 12700- Ширина гаубицы: 2500- Высота гаубицы: 2950- Дорожный просвет мм: 400- Ширина колеи мм: 2150- Длина ствола с дульным тормозом мм: 8130- Длина направляющей части канала ствола мм: 6184- Число нарезов: 48

– Высота линии огня мм: 1330- Предельная длина отката на дальнобойном заряде мм: 1000- Количество жидкости в тормозе отката, л: 17,5- Количество жидкости в кожухе люльки, л: 10,5- Количество жидкости в накатнике Мпа (кгс/см2): 5,5±0,25 (55±2,5)- Количество жидкости в мультипликаторах накатника л: 1,0

– Время перевода гаубицы из походного положения в боевое, мин: 2—2,5- Скорость буксирования по грунтовым дорогам км/ч: 60

Боевое использование

Гаубица Д-1 – видео

https://youtube.com/watch?v=nbsqfByhLY8

Двухстанинный лафет, щит и противооткатный механизм 122-мм гаубицы М-30 были объединены со стволом 152-мм гаубицы М-10 (образца 1938 года), что позволило использовать семейство боеприпасов М-10 с изменяемой мощностью метательного заряда. В тех местах, где это оказалось необходимым, шасси М-30 было усилено, чтобы выдержать дополнительную нагрузку.

В результате получилась гаубица весьма удачной конструкции, почти на 1000 кг легче излишне тяжелой 152-мм гаубицы М-10, которую Д-1 сменила на нескольких артиллерийских заводах. Более легкая Д-1 проще в обращении, однако она сохранила ту же максимальную дальность выстрела (12 400 метров) и пробивную силу, что и ее прообраз. Более того, Д-1 получилась настолько успешной, что до сих пор состоит на вооружении армий стран СНГ и государств — бывших членов Варшавского пакта, хотя в основном используется преимущественно в учебных целях и находится в резерве, а также широко применяется в других странах, в том числе в Китае (выпускающем практически полностью идентичную модификацию 152-мм Тип 54). Ираке, Кубе и Египте (среди прочих).

Основным типом используемых боеприпасов Д-1 является высокоэффективный осколочно-фугасный снаряд весом 40 кг, содержащий почти 6 кг тротила, хотя на протяжении многих лет были разработаны и другие виды боеприпасов, в том числе дымовые гранаты и химические снаряды, начиненные люизитом (в настоящее время не используются). В числе прочих типов боеприпасов — специальные бетонобойные, используемые для разрушения оборонительных сооружений и во время боевых действий в населенных пунктах городского типа, а также противотанковые кумулятивные, в настоящее время снятые с вооружения повсеместно, кроме Румынии, где до сих пор выпускается кумулятивный снаряд со стабилизирующим оперением собственной разработки.

Боевое применение

Гаубицы Д-1 активно использовались на завершающем этапе войны, в 1944—1945 годах. Орудие использовалось для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям и заграждениям, для контрбатарейной борьбы и уничтожения важных объектов во вражеском ближнем тылу. Для поражения танков и самоходок противника при самообороне с успехом использовался бетонобойный снаряд. У артиллеристов Д-1 снискала себе репутацию надёжного и точного при стрельбе орудия.

Оценка проекта

Гаубица Д-1, как минимум, не уступала по своим характеристикам лучшим мировым образцам орудий такого класса. Она вполне удовлетворяла требованиям РККА по мобильности, мощности и дальности стрельбы. Широкое распространение Д-1 по странам мира и её долгая служба в их национальных армиях служат этому достаточным подтверждением.

Для сравнения, наиболее массовая немецкая 15-см тяжёлая полевая гаубица s.F.H.18 имела максимальную дальность стрельбы 13 325 м, превосходя Д-1 почти на километр; но одновременно была почти на 2 тонны тяжелее (походная масса 5510 кг), что сильно ограничивало подвижность. Более совершенную гаубицу s.F.H.36, обладающую отличными характеристиками (дальность стрельбы 12 500 м, масса в походном положении 3500 кг) немцам в крупносерийное производство запустить не удалось. Чешская 150-мм гаубица Škoda K4 (немецкое название s.F.H.37(t)) имела дальность стрельбы 15 750 м и массу 5730 кг, существенно превосходя Д-1 по дальности стрельбы, но при этом сильно уступая в мобильности (это орудие ближе к мощным гаубицам-пушкам). То же самое можно сказать про итальянскую 150-мм гаубицу образца 1937 года (итал. Obice da 149/19 modello 37) фирмы «Ансальдо» (14 250 м, 5500 кг) и американскую 155-мм гаубицу M114 (14 600 м, 5800 кг). Французские 155-мм гаубицы Шнейдера обр. 1917 года (фр. Canon de 155 C modèle 1917 Schneider) уступали Д-1 как по дальности стрельбы (11 200 м), так и по массе (4300 кг), и к началу Второй мировой войны явно устарели, как и британские 6-дюймовые гаубицы Виккерса (англ. BL 6-inch 26 cwt howitzer), созданные в 1915 году.

«Эрликон» — зенитное орудие 20 и 35 калибра — мал золотник да дорог

152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1)

152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1, Индекс ГАУ — 52-Г-536А) — советская гаубица периода Второй мировой войны. Это орудие серийно выпускалось с 1943 по 1949 гг.

, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века.

Принятие на вооружение в 1943 году мобильной и мощной гаубицы Д-1 повысило возможности танковых и моторизованных частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) по прорыву заранее и хорошо укреплённых оборонительных полос и районов противника.

История создания

В 1941 году по ряду причин было прекращено серийное производство 152-мм гаубиц образца 1938 года (М-10). По мнению известного российского историка М. Свирина в их числе были: Дефицит мощных тягачей, способных эффективно осуществлять буксировку М-10; Высокая металлоёмкость и сложность в производстве лафета; Сложность ремонта и обслуживания орудия;

Занятость заводов №№ 9 и 172 мобилизационными заданиями по массовому производству других орудий — гаубиц М-30 и гаубиц-пушек МЛ-20, потеря завода № 352; в результате М-10 стало негде выпускать.

Одной из причин прекращения производства М-10 могло стать также упразднение в 1941 году корпусного звена в РККА (большинство стрелковых корпусов было расформировано в августе-сентябре 1941 года) и, как следствие, корпусной артиллерии.

Однако в том же году в СССР начали вновь формироваться стрелковые корпуса и, соответственно, корпусный уровень организационно-штатной структуры артиллерии был введён повторно. Для корпусной артиллерии превосходная гаубица-пушка МЛ-20 не подходила из-за большой массы (т. е.

низкой мобильности и достаточно высокой стоимости), а дивизионная 122-мм гаубица М-30 — из-за недостаточной огневой мощи.

Поэтому в конце 1942 года КБ известного советского конструктора Ф. Ф. Петрова начало в инициативном порядке проектировать новую 152-мм гаубицу, представляющую собой наложение ствольной группы 152-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-10) на лафет 122-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-30).

Такой подход позволил создать лёгкую, но мощную гаубицу с использованием уже освоенных в производстве комплектующих, что было немаловажно в условиях военного времени. https://www.youtube.com/embed/S1BxNYMVVuI. https://www.youtube.com/embed/S1BxNYMVVuI

В начале 1943 года Ф. Ф. Петров известил народного комиссара вооружений Д. Ф. Устинова о новом проекте. 13 апреля 1943 года Д. Ф. Устинов сообщил Ф. Ф. Петрову о решении Государственного Комитета Обороны (ГКО) о поставке 5 экземпляров новой гаубицы к 1 мая 1943 года для полигонных испытаний.

5 мая две гаубицы поступили на испытания, которые были закончены уже через два дня. 7 мая по результатам испытаний был подписан отчёт, в котором орудие, после устранения ряда несущественных недостатков, рекомендовалось к принятию на вооружение.

Постановлением ГКО от 8 августа 1943 года орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «152-мм гаубица обр. 1943 г.». Серийное производство было начато через полтора месяца.

ПРОИЗВОДСТВО

Производство Д-1, шт. Год 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 Итого Изготовлено, шт. 84 258 715 1050 240 240 240 2827 Номенклатура боеприпасов Тип Индекс ГАУ Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Начальная скорость, м/с Дальность табличная, м Калиберные бронебойные снаряды Морской полубронебойный обр. 1915/28 г.

51,07 3,2 ? ? Кумулятивные снаряды Кумулятивный 53-БП-540 27,44 ? 560 3000 Бетонобойные снаряды Бетонобойный дальнобойный гаубичный (с индексом Ш — снаряжён тротилом методом шнекования) 53-Г-530 (53-Г-530Ш) 40,0 5,1 508 (полный заряд) 12400 Осколочно-фугасные снаряды Стальная дальнобойная граната 53-ОФ-530 40,0 5,47-6,86 508 (полный заряд) 12400 Сталистого чугуна осколочная дальнобойная граната 53-О-530А 40,0 5,66 508 (полный заряд) 12400 Старая граната 53-Ф-533 40,41 8,0 ? ? Старая граната 53-Ф-533К 40,68 7,3 ? ? Старая граната 53-Ф-533Н 41,0 7,3 ? ? Старая граната 53-Ф-533У 40,8 8,8 ? ? Сталистого чугуна старая французская граната 53-Ф-534Ф 41,1 3,9 ? ? Граната от 152-мм мортиры обр. 1931 г. 53-Ф-521 41,7 7,7 ? ? Стальная английская граната для 152-мм гаубицы Виккерса 53-Ф-531 44,91 5,7 ? ? Шрапнель Шрапнель с трубкой 45 сек. 53-Ш-501 41,16-41,83 0,5 (680—690 пуль) ? ? Шрапнель с трубкой Т-6 53-Ш-501Т 41,16 0,5 (680—690 пуль) ? ? Осветительные снаряды Осветительный парашютный, время горения 40 сек. 3С1 40,2 ? ? ? Химические снаряды Химический гаубичный 53-ХС-530 38,8 ? ? ? Химический гаубичный 53-ХН-530 39,1 ? ? ?

Химический (принят на вооружение после Великой Отечественной войны) 3Х3 ? ? ? ?

Начало конструкторских работ

Советские оружейники стремились к созданию «корпусного дуплекса» — установки, содержащей одинаковые блоки артиллерийских систем. По мнению конструкторов, это должно было существенно снизить производственные расходы и положительно сказаться во время эксплуатации или ремонта: артиллерийские орудия всегда будут снабжены необходимыми запасными частями. 152-мм пушка-гаубица Д-20, которая в то время значилась как Д-72, проектировалась одновременно с пушкой Д-74 калибра 122 мм. В результате после конструкторских доработок было решено для Д-20 использовать немного модернизированный лафет, как и в 122-миллиметровой гаубице.

Примечания

  1. Интервью с главным конструктором В.А. Кукисом // Уральские военные вести. — 2012. — № 37—38 (сентябрь).
  2.  (недоступная ссылка). «Мотовилихинские заводы» ОАО (2013). Дата обращения: 19 августа 2018.
  3. . Военное информационное агентство Вооружённых Сил Республики Беларусь «Ваяр». Дата обращения: 19 августа 2018.
  4. The Military Balance 2016. — P. 182.
  5. The Military Balance 2016. — P. 183.
  6. The Military Balance 2016. — P. 184.
  7. The Military Balance 2016. — P. 185.
  8. The Military Balance 2016. — P. 190.
  9. The Military Balance 2016. — P. 194.
  10. The Military Balance 2016. — P. 203.
  11. The Military Balance 2016. — P. 205.
  12. . Вестник ПВО. Дата обращения: 7 декабря 2015.
  13. The Military Balance 2016. — P. 491.
  14. . ТАСС (25 февраля 2015). Дата обращения: 22 мая 2016.
  15. . Lenta.ru (30 июля 2014). Дата обращения: 7 декабря 2015.
  16. Дмитрий Литовкин. . Взгляд (1 августа 2014). Дата обращения: 7 декабря 2015.
  17.  (англ.). CNN (17 февраля 2016). Дата обращения: 22 мая 2016.

Литература

Модификации и варианты 152-мм пушки-гаубицы Д-20

  • Д-22 (Россия) — Орудие для САУ 2С3 «Акация».
  • Тип 66 (Китай) — лицензионный китайский вариант Д-20.
  • Д-20М «Хитин» (Россия) — модернизированный вариант с автоматическим досылателем, увеличивающим скорострельность до 7-8 выстр./мин. Модификация ориентирована на экспорт.
  • Тип 83 (Китай) — китайский вариант САУ 2С3 «Акация», с орудием Тип 66.
  • A411 (Румыния) — 152-мм буксируемая пушка-гаубица M1981 копирующая Д-20, но использующая собственные 152-мм боеприпасы, которые (при длине ствола в 20,5 калибров) имеют максимальную дальность в 17,2 км.

Выстрел из 152-мм пушки-гаубицы Д-20

• Справочник артиллерии • Артиллерия того же периода •

История создания

Из тяжёлых орудий корпусного-армейского звена Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) досталась от русской армии 152-мм осадная пушка образца 1910 года. Это орудие было спроектировано французской фирмой «Шнейдер» (Schneider) для Российской империи и использовалось в Первой мировой и Гражданской войнах. К 1930-м годам оно явно устарело и было подвергнуто двум модернизациям — в и годах. Модернизации существенно улучшили характеристики пушки обр. 1910 г., но, тем не менее, она не вполне удовлетворяла требованиям своего времени, главным образом по мобильности, максимальному углу возвышения и скорости наводки. В — годах конструкторское бюро (КБ) завода № 172 (Пермский завод) в Мотовилихе пыталось продолжить модернизацию орудия, однако Главное артиллерийское управление (ГАУ) не поддержало эти работы, и они были прекращены. Началось проектирование нового орудия

В КБ завода № 172 были спроектированы две гаубицы-пушки — МЛ-15 и МЛ-20. Над проектированием МЛ-20 работала группа инженеров под руководством известного советского конструктора-оружейника Ф. Ф. Петрова, причём первоначально работы над этим орудием велись в инициативном порядке, тогда как МЛ-15 создавалась по заданию ГАУ. Оба орудия имели многочисленные заимствования от 152-мм пушки обр. 1910/34 гг. — ствол с затвором, противооткатные устройства. МЛ-20 также имела с этим орудием общий колёсный ход, подрессоривание и станины, а у МЛ-15 эти элементы конструкции были разработаны заново

В апреле 1936 года первый образец МЛ-15 был направлен на полигонные испытания, однако их не прошёл и был отправлен на доработку. В марте 1937 года МЛ-15 вышла на повторные полигонные испытания, которые прошли без замечаний. МЛ-20 вышла на полигонные испытания 25 декабря 1936 года, а в следующем году — на войсковые. По итогам этих испытаний МЛ-20, после устранения недостатков, в основном касающихся лафета, была рекомендована к принятию на вооружение. 22 сентября 1937 года МЛ-20 была принята на вооружение под официальным названием «152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г.»

С сегодняшней точки зрения выбор МЛ-20 вместо МЛ-15 труднообъясним. Автор публикаций в области отечественной артиллерии А. Б. Широкорад полагает, что МЛ-15 имела явные преимущества перед МЛ-20 — она была существенно легче (в походном положении на 600 кг, в боевом — на 500 кг) и была более мобильна (скорость возки — до 45 км/ч). С другой стороны, МЛ-15 имела более современную и сложную конструкцию лафета. В других источниках утверждается, что выбор был сделан из экономических соображений — для МЛ-20 уже была готова технологическая оснастка

Устройство

152-мм пушка-гаубица Д-20 содержит полуавтоматический вертикальный клиновый затвор, который относится к механическому типу. Несмотря на то что в Д-20 и Д-74 используется одинаковый лафет, в обоих артиллерийских орудиях он имеет разные диаметры передней обоймы и профили веретена тормозного отката. В Д-20 он гидравлический, оснащенный пружинным компрессором. Наполнителем для тормоза стал стеол-М, который также предусмотрен и для гидропневматического накатника. Для крепежа тормозных цилиндров разработаны специальные ствольные обоймы, которые откатываются одновременно с самим стволом.

152-мм пушка-гаубица установлена на сварных коробчатых станинах. При помощи подхоботовых катков осуществляется перекатывание артиллерийского орудия на небольшие дистанции. В качестве основных используются колеса грузовых автомобилей ЯАЗ.

Описание конструкции

122-мм пушки обр. 1931 г. и обр. 1931/37 г. (справа) в артиллерийском музее г. Санкт-Петербург

Орудие имело вполне современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. Ствол орудия со свободной трубой, состоял из трубы, кожуха и навинтного казённика. Пушка оснащалась затвором поршневого типа, по своему устройству он был аналогичен затвору 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20, но имел несколько меньшие размеры. Затвор состоит из запирающего, ударного, выбрасывающего, облегчения заряжания и удержания гильзы механизмов. Для предохранения гильзы от выпадения при стрельбе под большими углами возвышения имеется удержник, для удобства заряжания введена направляющая планка. Выстрел производился при помощи шнура.

Противооткатные устройства состояли из следующих механизмов:

  • гидравлический тормоз отката веретённого типа, наполняется веретённым маслом в количестве 22 л;
  • гидропневматический накатник, наполняется глицериновой жидкостью стеол (22 л) и воздухом под давлением 45 атм.

Противооткатные устройства смонтированы в корытообразной люльке под стволом. Люлька с цапфами с роликовыми подшипниками лежит в цапфенных гнёздах верхнего станка и сектором сцепляется с валом подъёмного механизма. При откате противооткатные устройства оставались неподвижны. Длина отката при углах возвышения 0—34° постоянная 1150±100 мм, 34—48° — переменная от 1150±100 мм до 875±25 мм, 48—65° — постоянная 875±25 мм.

Лафет с раздвижными станинами снабжён уравновешивающим механизмом и щитовым прикрытием. Верхний станок представляет собой стальную отливку, состоящую из основания и двух щёк, лежит на нижнем станке и соединяется с ним штырём, на котором может вращаться в горизонтальной плоскости на 29° в каждую сторону. С нижним станком шарнирно соединены две станины, которые в боевом положении раздвигаются и упираются в грунт забивными сошниками; в транспортном положении станины сводятся вместе и скрепляются. В лобовой части нижнего станка в специальном гнезде помещается боевая ось, на концы которой надеты колёса. Колёса изготавливались в двух вариантах:

  • литые с резиновой шиной;
  • дисковые сдвоенные с шиной из губчатого каучука.

Рессоры пластинчатые, укреплены на нижней плоскости станка и соединены подвесками с боевой осью. Подъёмный и поворотный механизмы секторного типа. Уравновешивающий механизм пружинного типа, представляет собой две колонки (состоящих из двух надетых один на другой цилиндров каждая) с пружинами внутри, расположенных перед щитом. Лафет пушки был признан нормализованным и получил обозначение 52-Л-504А.

Прицельные приспособления включают в себя прицел и панораму. Прицелы использовались двух разновидностей, с независимой и полунезависимой (на орудиях поздних годов выпуска) линией прицеливания, между собой прицелы различались незначительно.

Возка орудия обычно производилась на лафете со стволом в оттянутом положении и разобщённым с противооткатными устройствами. Для перевозки орудия использовался передок, состоящий из рамы, тягового устройства, поворотной части, оси с колёсами, пластинчатых рессор. Время перехода из походного положения в боевое составляло 8—10 минут, при этом специальным механизмом отключалось подрессоривание колёсного хода. На небольшие расстояния система могла перевозиться с неоттянутым стволом со скоростью 4—5 км/ч, при этом рессоры обязательно должны быть выключены.

Орудие буксировалось тягачами С-2 «Сталинец», «Коминтерн», с 1943 года — тягачами Я-12.

История создания

Consolidated LB-30A, AM260, Atlantic Ferry Command RAF

Разработка B-24 началась по заказу военно-воздушных сил США в 1938 году. Она входила в общую программу по расширению промышленного потенциала США для нужд ВВС.

В январе 1939 года от ВВС был официально оформлен заказ (спецификация C-212) на создание проекта бомбардировщика, который бы превосходил B-17 по всем основным характеристикам: дальность и скорость полёта, вооружение.

Контракт на создание прототипа был подписан в марте 1939 года с обязательным условием, что прототип будет полностью готов ещё до конца года. Создание прототипа было довольно просто на уровне концепции, однако на практике работы оказались трудоёмкими.

В сравнении с уже существовавшим B-17 разрабатываемый самолёт был короче и площадь крыльев меньше на 25 %. В то же время длина крыла была больше. Вместо 9-цилиндровых двигателей Райт R-1820 на прототипе применялись 14-цилиндровые двигатели Пратт-Уитни R-1830 мощностью в 1000 лошадиных сил. Прототип имел взлётный вес 32 тонны, что являлось одним из лучших показателей своего времени.

В разработке был применён ряд новых для американской авиапромышленности решений. В частности, впервые применялось трёхстоечное шасси, аэродинамическая схема Дэвиса (расположение крыльев аналогичное летающим лодкам). Характерной особенностью стало и наличие достаточно длинного хвоста самолёта.

Стендовые испытания в аэродинамической трубе показали, что самолёт обладает высокими лётными характеристиками.

Готовый прототип, получивший маркировку XB-24, поднялся в воздух 29 декабря 1939 года. Вслед за ним в 1940 году были изготовлены ещё 7 самолётов уже под маркировкой YB-24. Это стало подготовкой к началу серийного производства.

Первоначальный заказ на серийные самолёты составлял 36 штук для ВВС США, 120 для французских ВВС и 164 для ВВС Великобритании. Почти все первые построенные самолёты были поставлены в Англию, включая и те машины, что не были переданы Франции в связи с её капитуляцией в 1940 году.

Название «Либерейтор» (Liberator в переводе с англ. — «освободитель»), данное изначально англичанами, прижилось и в Америке, а позднее стало официальным наименованием самолётов этого типа.

Ссылки

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector