Международный валютный фонд
Содержание:
- Содержание
- Двойственная роль
- Структура органов управления
- Долговая яма
- МВФ против Всемирного банка
- Аргументы за и против политики МВФ
- Оба — хуже
- Подписаться
- Критика
- Общая информация
- Навигация
- Как и зачем был создан Международный валютный фонд
- Капитализация МВФ и источники средств фонда
- Структура организации
- МВФ, цель создания фонда
- Цели и задачи МВФ
Содержание
Двойственная роль
Хотя МВФ был создан для выравнивания платёжных дисбалансов и поддержания порядка в международных экономических отношениях, на практике фонд нередко втягивает страны в непосильные для них проекты, отмечают эксперты.
«Такая тактика часто приводит к росту задолженности страны перед фондом. И должник обязан в первую очередь выплачивать долги МВФ и только потом другим кредиторам. Опасность заключается в том, что, если страна нарушает правила фонда, другие структуры также отказывают ей в кредитах», — пояснил Александр Бельчук.
- Директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева
- AFP
При этом реальных альтернатив МВФ пока нет, другие финансовые организации не могут конкурировать с фондом.
«МВФ играет двойственную роль. С одной стороны, фонд всё же выполняет функции по поддержанию порядка в международных экономических отношениях и оказывает помощь странам. Но с другой — он в первую очередь отстаивает интересы США и других западных стран. Кроме того, временами своими действиями он вскрывает бедные страны для западной торговой экспансии», — считает эксперт.
Похожей точки зрения придерживается и Инна Андронова.
«Фонд получил репутацию учреждения, которое разрушает экономики стран-заёмщиков, потому что он даёт кредиты только на определённых условиях. Однако бедные государства продолжают сотрудничать с МВФ, поскольку его кредиты дополняются кредитами развитых стран и Всемирного банка, ведь именно от оценок МВФ зависит, будут ли работать с тем или иным государством остальные кредиторы. Что касается других вариантов, то недавно был основан Новый банк развития БРИКС. Однако по объёму финансовых ресурсов он пока и близко не подошёл к МВФ. Поэтому альтернативы у МВФ пока нет», — подытожила эксперт.
Структура органов управления
Долговая яма
Россия стала сотрудничать с МВФ позднее, чем многие другие страны, — партнёрство началось лишь после распада СССР. Однако сегодня эксперты оценивают этот опыт негативно.
На протяжении 1990-х годов МВФ предоставил России кредитов на общую сумму в $22 млрд. Средства пошли на поддержку реформ и покрытие дефицита платёжного баланса.
В частности, фонд требовал ликвидировать экспортные пошлины на газ и нефть при повышении акцизов, отменить предтаможенную экспертизу вывозимых из страны товаров, понизить таможенные пошлины для импорта и снять ограничения на импорт алкоголя.
- Митинг в рамках Всероссийской акции протеста профсоюзов «Нет — губительным экономическим реформам», 1998 год
В начале 2000-х годов в России зазвучали призывы к сворачиванию сотрудничества с фондом. В 2005 году Россия досрочно погасила кредит МВФ — на тот момент задолженность составляла $3,3 млрд.
«Все учёные тогда знали, чем может закончиться для России выполнение требований МВФ, но российское руководство с 1991 года упорно пренебрегало этими оценками. Да, в краткосрочной перспективе сотрудничество с фондом неплохо влияло на экономику страны, МВФ помог навести порядок в финансовой системе. Но в долгосрочной перспективе его рекомендации были разрушительны», — подчеркнула Инна Андронова.
Но далеко не всем заёмщикам МВФ удаётся вырваться из кредитной кабалы. Напротив, чаще всего проблема задолженности только усугубляется, долги копятся, как снежный ком, отмечают эксперты. В такой ситуации транши фонда идут уже на погашение взятых ранее кредитов, а не на развитие национальной экономики.
Также по теме
Собственными силами: почему Турция не намерена полагаться на помощь МВФ
В 2018 году турецкая экономика столкнулась с серьёзным финансовым кризисом, а национальная валюта с января обесценилась на 40%. При…
Ярким примером такого должника стала Аргентина. В начале XX века страна была одним из самых богатых государств мира, но на протяжении последних десятилетий Буэнос-Айрес пережил уже не один дефолт. Плотное сотрудничество с МВФ до сих пор не помогло стране выбраться из череды кризисов.
В феврале 2020 года вице-президент Аргентины Кристина Киршнер заявила, что фонд не получит выплаты по выданным ранее кредитам, пока страна не выйдет из экономической рецессии. Однако уже в августе Буэнос-Айрес был вынужден пойти на переговоры с МВФ о предоставлении новой программы помощи.
По мнению экспертов, МВФ сыграл в судьбе Аргентины неоднозначную роль. Как отметил в комментарии RT профессор кафедры мировой и национальной экономики Всероссийской академии внешней торговли Александр Бельчук, в том, что Аргентина находится в непростом экономическом положении, есть и вина фонда.
«Несомненно, в этом есть вина МВФ, поскольку фонд сначала втягивает страну в долги, потом начинает ею командовать. Фактически государство, оказавшееся в большом долгу перед МВФ, попадает под его контроль. Как это и случилось с Аргентиной. Однако фонд играет и положительную роль для ряда стран. Например, он время от времени наводит порядок в международных расчётах и валютных отношениях государств», — считает эксперт.
Говоря об Аргентине, Инна Андронова напомнила о том, что первый мировой долговой кризис, охвативший страны Латинской Америки, произошёл в 1982 году.
«Многие государства, включая Аргентину, были вынуждены согласиться на условия МВФ, у них не было другого выхода. Но принятые тогда программы разрушили национальные экономики ряда стран», — отметила эксперт.
Ещё одним постоянным клиентом МВФ стала Украина. Сотрудничество страны с фондом началось в 1990-е. В 2010 году Киев заключил с МВФ соглашение на предоставление займа размером в $15 млрд. Однако фонд неохотно предоставлял финансовые транши, поскольку власти Украины не спешили выполнять его условия. В конце ноября 2013 года, получив отказ МВФ в предоставлении средств, Киев обратился за помощью к Москве. Россия пообещала предоставить соседней стране $15 млрд в качестве кредита. Однако договорённости разрушили «евромайдан» и государственный переворот на Украине.
На протяжении последних лет страна находится в серьёзной финансовой зависимости от траншей МВФ. Под давлением фонда власти Украины проводят непопулярные реформы и урезают социальную поддержку населения.
МВФ против Всемирного банка
МВФ работает рука об руку со Всемирным банком, и хотя они являются двумя отдельными субъектами, их интересы выровнены, и они были созданы вместе , Хотя МВФ предоставляет только краткосрочные кредиты, которые финансируются за счет квот членов, Всемирный банк фокусируется на долгосрочных экономических решениях и сокращении бедности и финансируется как взносами участников, так и облигациями. МВФ более ориентирован на решения экономической политики, а Всемирный банк предлагает помощь в таких программах, как создание необходимых общественных объектов и предотвращение болезней.
Аргументы за и против политики МВФ
Процент по кредиту хоть и невелик (от 0,5%) но заем далеко не всегда прямо и явно способствует развитию экономики, из-за жесткости выдвигаемых условий. В связи с проводимой политикой выдачи кредитов и абсолютным правом голоса США (благодаря своей квоте, американцы могут бойкотировать любое решение) деятельность МВФ часто приводила к неоднозначным последствиям. Многие критики фонда связывают расширение мировых экономических связей, свободного передвижения капитала с усилением влияния транснациональных корпораций. Другие считают, что кредиты МВФ ведут к ухудшению социального положения населения, вплоть до его обнищания.
Их оппоненты заявляют, что стране, находящейся в трудном, а порой и в безвыходном положении, просто негде взять деньги, кроме как в МВФ. Имея «мусорный» рейтинг, падающий курс валюты, такое государство не может рассчитывать на коммерческие кредиты банков или других стран. Суверенные облигации не пользуются спросом у инвесторов, а купон по ним достигает неприемлемых величин: до 25%. В конце концов, не МВФ довел страну до такого состояния. Что касается жестких условий кредита, то защитники позиции МВФ говорят об их необходимости. Если страна не сократит свои неэффективные расходы, то она не сможет расплатиться по обязательствам. Тогда рейтинг страны будет понижен до уровня D (дефолт), и выбраться из этого состояния станет уже совсем сложно.
МВФ и Мексика
В результате обвала цен на нефть в 80-х годах ХХ века экономика Мексики сильно пошатнулась. Бывший лидер среди стран Латинской Америки по экономическим показателям, Мексика была вынуждена кредитоваться у МВФ. Страна получила крупную сумму на грандиозные проекты, осуществиться которым так и не было суждено. В результате на обслуживание долга у Мексики не нашлось денег, и государство объявили банкротом.
Экономику страны взял под контроль МВФ, и в результате были отменены все меры защиты внутреннего рынка и местных производителей. Из страны начал уходить капитал, разбушевалась инфляция, бедность росла галопирующими темпами. Для выделения новых кредитов со стороны МВФ выдвигались трудновыполнимые условия. Кроме того, в самой Мексике действовали коррумпированные лоббисты, продвигавшие интересы определенных лиц и корпораций.
МВФ и Аргентина
Похожим образом складывалась ситуация с экономикой Аргентины. В результате экономического кризиса внешний долг одного из крупнейших государств Латинской Америки превысил $140 млрд. Это уже приводило к заморозке банковских вкладов населения и решению гасить задолженность за счет средств пенсионного фонда.
Сложные обстоятельства вынудили бывшего министра экономики Доминго Кавалло обратиться к МВФ за помощью. Он получил кроме кредита еще и рецепт выхода страны из затяжного кризиса. Суть рецепта заключалась в притоке зарубежного капитала на сумму $40 млрд, которые являлись средствами американских корпораций. В результате 28% аргентинской экономики было поглощено этими компаниями, работающими на льготных условиях.
Противники реформ говорят, что в итоге реализации политики МВФ Аргентина больше потеряла, чем приобрела. $40 млрд, инвестированных в страну, способствовали беспрепятственному выводу из нее $280 млрд. Сторонники жестких монетарных мер возражают: цифры притока/оттока зарубежного капитала нельзя считать столь примитивным образом. Их аргумент также состоит в том, что без кредита МВФ Аргентину ждал бы полный дефолт. К тому же, иностранные инвесторы способствовали приходу в государство не только денег, но и современных технологий.
МВФ и Украина
История взаимоотношений Украины и МВФ началась практически сразу после выхода из состава СССР. Первые годы власти страны успешно справлялись с обслуживанием долга и выполнением условий кредитов по изменению экономической ситуации. Но сложные времена настали после мирового кризиса 2008 года, когда страна завязла в долговых обязательствах, из которых не выбралась до сих пор.
За это время Украина не раз оказывалась на грани дефолта. Выполнять требования становилось все труднее, а латать дыры в бюджете без новых денежных траншей стало невозможно. Сократились расходы на социальную сферу, обострились отношения с Россией на фоне скандалов из-за стоимости газового транзита. Но самая главная претензия МВФ к Украине в том, что власти молодой республики откладывают «на потом» экономические реформы, приватизацию госсектора.
Оба — хуже
Какой список, на ваш взгляд, ближе к реальности? Какой из них лучше? Оба хуже.
Те же специалисты МВФ прогнозируют, что к 2026 году экономика Российской Федерации должна вырасти до 5,36 трлн долл. — на 30,8% от нынешнего уровня, сохранив за собой 6-е место в рейтинге мировых экономик, но так и не обогнав Германию. Честно говоря, подобный прогноз, по большому счету, очень похож на линейную экстраполяцию к заранее отмеченным «нужным» значениям, с небольшими колебаниями вверх-вниз для бóльшей правдоподобности.
Словом, пусть российская оппозиция всех мастей, опираясь на прогноз МВФ по номинальному ВВП, кричит, что «Кремль ведет страну к социально-экономической пропасти». Пусть «турбопатриоты», опираясь на прогноз МВФ по ВВП ППС, возражают, что все не так плохо, и мы идем примерно в общем мировом строю. И те, и другие все равно будут апеллировать к авторитету МВФ, а также стоящего за ним крупного финансового капитала.
Но все же отрефлексируем то, о чем не сказано в прогнозе МВФ, но что следует из опубликованных им цифр. Если в 2019 году номинальный ВВП нашей страны составлял 1,689 трлн долл., а ее ВВП ППС — 4,175 трлн долл., то обменный курс российского рубля был занижен примерно в два с половиной раза. А по итогам 2020 года это занижение составило уже 2,8 раза. Даже для экспорториентированной экономики показатель немного неадекватный.
Напомним, что для такого успешного экспортера, как Китай, данный показатель составляет 1,7 раза, а для почти столь же успешной Германии — вообще близок к единице. Хотя в последнем случае это привело к стагнации реального сектора немецкой экономики вот уже более двух лет подряд.
В России — принципиально противоположная ситуация. Ослабление обменного курса рубля, а следовательно и его растущая недооценка — стандартная реакция Центробанка РФ на любые негативные дисбалансы мирового валютного рынка, которые при открытых для движения капитала границах страны очень быстро становятся дисбалансами рынка внутреннего. Это гигантская премия, гарантия сверхприбыли всем компаниям, тем самым сокращающим себестоимость производимой ими на нашей национальной территории и вывозимой за рубеж продукции. Но это и столь же гигантский минус реальным доходам населения.
Федеральное агентство новостей  / 
Обычно данную ситуацию объясняют тем, что при снижении нормы прибыли производители перестанут качать нефть, растить зерно, печь хлеб и так далее — им это будет невыгодно. А выгодно ли наемным работникам «вкалывать», получая зарплаты чуть выше прожиточного минимума? Дело здесь не в пресловутой «уравниловке», а в сокращении внутреннего платежеспособного спроса населения и в сокращении населения страны.
Ни временной заморозкой цен на продовольствие и другие товары массового спроса, ни показательными посадками коррупционеров и монополистов, ни завозом мигрантов эту системную проблему не решить. Даже не замечать ее больше нет возможности, поскольку она ведет к существенному росту социальной напряженности. Что предпримут в этом отношении российские власти, станет понятным уже в ближайшее время.
В то же время понятно, что в условиях «войны демократии против автократий», официально объявленной Байденом, реальную экономическую силу той или иной страны нужно измерять уже явно не в долларах ВВП: хоть номинальных, хоть паритетных, — а в более осязаемых и необходимых параметрах, обеспечивающих ее безопасность по всем пространствам конфликта: от комплекса необходимых систем вооружения до производства электроэнергии, зерна и мяса, наличия стратегических резервов — «путинского запаса», а также надежно работающих структур снабжения, здравоохранения и образования.
Нельзя сказать, что здесь все в России обстоит идеально. Но все познается в сравнении. А главное, именно осязаемые показатели «твердой силы» России, явно превышающие аналогичные индексы у целого ряда «топовых» держав, позволяют Москве в любой момент огорчить ростовщиков МВФ, обратив в прах дутые и давно уже ничего не объясняющие рейтинги.
Подписаться
Критика
МВФ (как и Всемирный банк) часто критикуют различные учёные и политики. Причин находится много, но чаще всего упоминают проамериканский характер действий и неэффективность его рекомендаций для выхода из кризисных ситуаций.
Нужно учитывать, что голоса при принятии решений о действиях Фонда распределяются пропорционально взносам. Для одобрения решений Фонда необходимо 85 % голосов. США обладают около 17 % всех голосов. Этого недостаточно для самостоятельного принятия решения, но позволяет блокировать любое решение Фонда. Сенат США может принять законопроект, запрещающий Международному валютному фонду выполнять определённые действия, например, выделять кредиты странам. Как указывает китайский экономист профессор Ши Цзяньсюнь, перераспределение квот отнюдь не изменяет базовые рамки организации и соотношение сил в ней, доля США остаётся прежней, они обладают правом вето: «Соединенные Штаты, как и раньше, руководят порядком МВФ».
МВФ предоставляет займы с выдвижением ряда требований — свобода передвижения капиталов, приватизация (в том числе естественных монополий — железнодорожный транспорт и коммунальные услуги), минимизация или даже ликвидация правительственных расходов на социальные программы — на образование, здравоохранение, удешевление жилья, общественный транспорт и т. п.; отказ от защиты окружающей среды; сокращение зарплат, ограничение прав трудящихся; усиление налогового давления на бедных и т. п.[неавторитетный источник?]
По утверждению Мишеля Чосудовского,[неавторитетный источник?]
Большая часть кредитов, выданных МВФ Югославии в 1980-х годах, ушла на обслуживание этого долга и решение проблем, вызванных выполнением рецептов МВФ. Фонд заставил Югославию прекратить экономическое выравнивание регионов, что привело к росту сепаратизма и дальнейшей гражданской войне, унёсшей жизнь 600 тыс. человек.[неавторитетный источник?]
В 1989 году МВФ предоставил Руанде заём при условии, что правительство перестанет оказывать поддержку фермерским хозяйствам (поддержка является нормой во многих странах мира, включая и США) и проведёт девальвацию местной валюты. Это спровоцировало крах доходов населения и, как следствие, кровавую гражданскую войну между хуту и тутси, в которой погибло более полутора миллионов человек.[неавторитетный источник?]
В 1980-е годы из-за резкого падения цен на нефть рухнула мексиканская экономика. МВФ стал действовать так: кредиты выдавались в обмен на масштабную приватизацию, сокращение государственных расходов и т. п. До 57 % государственных расходов уходило на выплату внешнего долга. В результате из страны ушло около 45 млрд долларов. Безработица достигала 40 % экономически активного населения. Страну вынудили вступить в НАФТА и предоставить колоссальные льготы американским корпорациям. Доходы мексиканских рабочих моментально сократились.[неавторитетный источник?]
В результате реформ Мексика — страна, где впервые была одомашнена кукуруза — стала её импортировать. Полностью была уничтожена система поддержки мексиканских фермерских хозяйств. После вступления страны в НАФТА в 1994 году либерализация пошла ещё быстрее, стали ликвидироваться протекционистские тарифы. США же своих фермеров поддержки не лишали и активно поставляли кукурузу в Мексику.
Предложение взять, а потом выплачивать внешний долг в иностранной валюте ведёт к ориентации экономики исключительно на экспорт, невзирая ни на какие меры продовольственной безопасности (как это было во многих странах Африки, на Филиппинах и т. д.).
Профессор отмечает несостоятельность экономических прогнозов МВФ. Так, указывает он, за полгода-год до каждого серьезного кризиса за последние 20 лет — от мексиканского в 1994—1995 гг. до коллапса мировой финансовой системы в 2008 году, прогнозы МВФ предусматривали стабильность и её продолжение. Моди приводит пример, что внутренний отдел оценок МВФ критиковал Фонд за неспособность заметить ипотечный кризис в США даже в его разгаре.
Общая информация
МВФ или International Monetary Fund – международная кредитно-финансовая организация, основной целью которой является поддержка глобальной финансовой системы и обеспечение стабильности валютных курсов в разных странах. Если Всемирный банк работает в основном с беднейшими государствами мира, то МВФ оказывает финансовую помощь любым странам, которые испытывают недостаток средств для выполнения своих обязательств. Займы выделяются не только на преодоление кризисов, но и на развитие экономики.
Штаб-квартира организации находится в Вашингтоне
Сотрудничество с фондом является своеобразным сигналом для других финансовых организаций и инвесторов о том, что с руководством страны можно иметь дело и вкладывать в ее экономику деньги. Так, например, Всемирный банк сотрудничает только с членами МВФ. На сегодняшний день практически все члены ООН входят в состав фонда.
С момента своего основания МВФ занимается сбором статистических данных и оказанием технической и консультационной помощи нуждающимся государствам. Любой новый участник организации обязан открыть информацию о состоянии своей экономики и финансовой системы. Обычно условием предоставления кредита МВФ является обязательство со стороны кредитора выполнять рекомендации фонда. Также фонд занимается подготовкой кадров в области финансов и экономики.
Фонд выделяет кредиты с процентами ниже рыночных на срок 3-5 лет. Как правило, деньги перечисляются не единой суммой, а несколькими траншами, промежуток между которыми может составлять несколько месяцев, а то и лет. Подобная практика позволяет МВФ контролировать использование кредита, а также выполнение условий его предоставления. Если они не соблюдаются, то выплаты замораживаются.
Обычно началу сотрудничества предшествуют консультации. Государство, претендующее на получение кредита, посещает специальная миссия, которая изучает различные экономические показатели претендента (уровень занятости, цены, налоговая политика). По результатам инспекции готовится отчет для руководства фонда. На его основании принимается окончательное решение относительно выдачи кредита, а также вырабатывают рекомендации по проведению необходимых реформ.
Навигация
Как и зачем был создан Международный валютный фонд
Международный валютный фонд был создан практически сразу после Второй мировой войны в 1945 году. История фонда тесно связана с Организацией Объединенных наций (ООН). При этом МВФ независим от ООН, хоть эти организации и связаны специальным договором о сотрудничестве. Соответственно, обе организации являются самостоятельными и независимыми – как отдельные единицы.
Решение о создании МВФ было принято на Бреттен-Вудской конференции ООН, на которой были пересмотрены принципы функционирования мировой валютной системы. Кроме прочего, была установлена твердая цена золота в долларах, который стал базовой валютой.
На этой же конференции впервые возникла идея создания еще одной важной организации – Международного банка реконструкции и развития. В конце 1945 года соглашение о создании Международного валютного фонда было подписано представителями 29 стран
Данное соглашение положило начало для создания МВФ, однако же, полноценно он начал свою деятельность лишь 1 марта 1947 года. Официальной же датой создания Международного валютного фонда принято считать 27 декабря 1945 года
В конце 1945 года соглашение о создании Международного валютного фонда было подписано представителями 29 стран. Данное соглашение положило начало для создания МВФ, однако же, полноценно он начал свою деятельность лишь 1 марта 1947 года. Официальной же датой создания Международного валютного фонда принято считать 27 декабря 1945 года.
Первой страной социалистического лагеря, которая вступила в Международный валютный фонд, стала Румыния, вступившая в МВФ в 1973 году. Но уже в середине 80 годов долг Румынии вырос до 22 миллиардов долларов. А первым государством, получившим кредит от МВФ, стала Франция. Страна получила деньги с целевым предназначением – на восстановление экономики после Второй мировой войны. Данный кредит был выдан МВФ Франции уже в 1947 году.
Вскоре примеру Франции последовали и другие европейские страны. В результате основным средством накопления европейцев стал «сильный» доллар, а собственные «слабые» валюты обесценивались.
Инфляция и рост цен стали главными проблемами европейских государств. Тогда Европа решила бороться с этим путем укрепления собственных валют. Таким образом, денежные реформы были проведены в нескольких странах Европы (Бельгия, Австрия, Франция, Голландия, Дания, Норвегия, Финляндия).
Капитализация МВФ и источники средств фонда
На 01.03.2016 г. размер уставного капитала МВФ был около 467,2 млрд. SDR. Капитал формируется путем взносов в валютный фонд стран-членов, выплачивающих как правило 25% квоты в SDR (либо одной из мировых валют) и остальные 75% — в собственной национальной валюте. Квоты постоянно меняются — с начала деятельности фонда было уже 15 пересмотров. В 2015 году произошло очередное изменение с делегированием около 6% от развитых стран в сторону развивающихся.
Голоса государств-членов в органах управления МВФ распределяются именно в зависимости от выплачиваемых квот.
Важно: практически все реальные решения принимаются большинством в 85% голосов. При этом примерно 17-процентная квота (на 2016 год взнос около 42 млрд
SDR) принадлежит Соединенным Штатам Америки, давая им эксклюзивное право вето. У идущей на втором месте Японии квота почти в три раза ниже — около 6%. Доля России — 2.7% (взнос около 6.5 млрд. SDR). Так что критиков организации, утверждающих «МВФ — это США», крайне трудно назвать неправыми либо предвзятыми.
Фактически США и часто поддерживающий их Евросоюз имеют в МВФ достаточную квоту для принятия подавляющего большинства решений. Старания Китая, России и Индии увеличить квоты в фонде в соответствии с возросшим весом этих стран в мировой экономике встречают противодействие США и их союзников, не желающих терять политическое влияние на другие страны МВФ через «обусловленность» кредитов — предъявление государствам-дебиторам обязательных к выполнению политико-экономических требований.
Тем не менее не следует думать, что финансовые проблемы стран решаются только с помощью денег МВФ. К примеру, недавний кредит Греции в размере более 300 млрд. евро был профинансирован МВФ менее, чем на 10% и в пересчете на евро составил лишь около 20 млрд. €. Гораздо большую сумму — 130 млрд. € — выделил созданный в июне 2010 года европейский фонд финансовой стабильности.
Помимо выплачиваемых странами-участницами квот источниками финансовых ресурсов валютного фонда являются:
-
золотые авуары, по официальным данным составляющие около 90,5 млн унций и оценивающиеся в 3,2 млрд SDR. Организация принимает золото от стран-участниц в основном в качестве оплаты процентов по кредитам, после чего вправе направлять на финансирование новых кредитных траншей;
-
займы у «материально обеспеченных» государств-членов;
-
средства донорских трастовых фондов и кредитных линий, которые открывают фонду страны G7 и G20.
Структура организации
Чтобы ответить на вопрос, кому принадлежит МВФ, следует кратко рассказать о структуре данной организации.
Высшим руководящим органом фонда является Совет управляющих, где каждая страна имеет двух представителей. Как правило, это либо министр финансов, либо глава Центробанка. Данный орган собирается раз в году и решает стратегические вопросы: определяет общую политику фонда, назначает руководителя МВФ, вносит изменения в устав организации.
Оперативное управление фондом осуществляет исполнительный совет, состоящий из 24 директоров. Восемь стран имеют собственных директоров: США, Япония, Саудовская Аравия, Китай, Англия, Германия, Франция и Россия. Остальных представителей совета избирают от групп государств, которых насчитывается 16. Данный орган избирает директора МВФ. Срок его полномочий – пять лет. Он председательствует в совете, а также является руководителем штата сотрудников организации. Глава МВФ может занимать свою должность несколько каденций подряд. Как правило, фонд возглавляют экономисты из Западной Европы.
Текущие решения принимаются простым большинством, при голосовании по важным вопросам необходимо получить 85% голосов. Европейский союз и США имеет право вето в организации.
Квоты разных стран в МВФ
Фонд имеет территориальные подразделения. В нем есть департаменты, отвечающие за Западное полушарие, страны Африки, Европу, а также отделы, работающие в разных направлениях деятельности: статистики, бюджета, развития и др. Важнейшей структурой МВФ является валютный и финансовый комитет. Он не принимает решений, но готовит различные предложения для исполнительного совета и в целом направляет его деятельность.
Государства-члены фонда имеют разное влияние на работу организации. Лучше всего это иллюстрирует принцип распределения квот стран в капитале МВФ. Они начисляются в зависимости от размера экономики страны и определяют количество ее голосов при принятии решений. Выражаются квоты в специальных правах заимствования (СДР) – виртуальных денежных знаках, которые эмитирует фонд. Один СДР стоит примерно полтора доллара. Наибольшую квоту имеет США, в 2016 год она составляла примерно 42,1 млрд СДР, наименьшую – островное государству Тувалу, она равнялась 1,5 млн СДР.
Квоты не только определяют количество голосов члена, но и устанавливает сумму взносов, которое государство вносит в фонд. За их счет формируется уставной капитал МВФ. Небольшая часть средств выплачивается странами-членами в любой «ходовой» иностранной валюте (доллар, иена, евро), а 75% от суммы – в национальной. Квота также определяет максимальную сумму кредита, на которую может претендовать страна.
https://youtube.com/watch?v=K9kA-vNWy9w
МВФ, цель создания фонда
Концепция валютного фонда, миссией которого станет поддержка финансовой стабильности во всем мире, под названием «Хартия МВФ» была разработана в июле 1944 года в процессе проведения Бреттон-Вудской конференции под эгидой Объединённых Наций, решавшей вопросы международного финансово-валютного взаимодействия после наметившегося окончания Второй мировой войны.
Согласно 1-й статье Хартии МВФ перед Международным валютным фондом стоят следующие цели:
-
содействие сотрудничеству всех стран в валютно-финансовой сфере, совместному решению финансовых проблем;
-
содействие достижению и поддержанию высокого уровня реальных доходов и занятости населения стран мира, укреплению и развитию промышленно-производительного потенциала всех без исключения государств-членов путем расширения и роста международной торговли;
-
поддержание стабильности валют государств-членов, предотвращение девальвации нацвалют;
-
помощь в формировании и функционировании многосторонней системы расчетов по финансовым операциям между странами-членами, в упразднении валютных ограничений, которые стоят на пути роста мировой торговли;
-
путем финансовой помощи государствам-членам предоставлять им возможность устранения диспропорций в их платежных балансах без внедрения мер, способных нанести ущерб их национальному благосостоянию;
-
сокращать длительность нарушений равновесия платежных балансов стран-членов
Примечательно, что так называемая финансовая помощь фонда оказывается исключительно в виде кредитов, однако на реализацию конкретных проектов они не предоставляются. Проценты по ним небольшие (0.5% годовых), однако зачастую кредитование не способствует развитию реального сектора экономики и производству конкурентоспособной продукции. Ниже показано предоставление средств фонда различным странам с 1972 года за 40 лет, т.е. с момента окончания действия золотого стандарта:
Первые послевоенные годы главным заемщиком фонда была Европа для восстановления пострадавшей во время войны экономики. С начала 1980-х годов акцент смещается в сторону Латинской Америки и Азии, а с 1990-х заметную роль в займах также играла Россия и страны СНГ. Украина до сих пор находится в постоянном контакте с фондом. Наконец, с 2000-х годов кредиты вновь поступают в Европу — в основном Восточную.
Примечательно, что время перед кризисом 2008 года было наиболее благоприятным в мире и наименее удачным для фонда — кредитов требовалось очень мало, соответственно влияние МВФ на мировую экономику и политику сильно уменьшилось. Однако уже в 2011 году кредитование быстро восстановило свои объемы, которые продолжили расти далее — в том числе в связи с кипрским и греческим кризисом.
Из графика хорошо прослеживается политика МВФ — помогать всем (а не только бедным) странам, ориентируясь на текущие проблемы. При этом, кстати, интересно полное или почти полное отсутствие кредитов африканским странам. Любая страна в составе МВФ является либо заемщиком фонда, получая и расплачиваясь по кредиту, либо его кредитором в соответствии со своей квотой. Видно, что кроме спада перед последним мировым кризисом средняя историческая сумма кредитов со временем росла — по сравнению с концом 80-х Европа в 2012 году занимала примерно в 5-6 раз больше.
В какой валюте рассчитываются займы? Дело в том, что МВФ имеет собственное безналичное платежное средство, называемое «специальные права заимствования» (англ. Special Drawing Rights, SDR). Шкала сверху указана в миллиардах SDR. Формально это ни долговое обязательство, ни валюта.
Курс SDR с 2016 года привязан к корзине из 5 валют и похож на индекс доллара. Тем не менее отличия есть — главным пожалуй является присутствие китайского юаня в размере почти 11% за счет уменьшения доли евро. На момент статьи курс SDR равен 1.45 доллара США. Посмотреть его можно, например, здесь: . Можно и просто ввести в Яндекс запрос «Курс СДР к доллару США».
Период | USD | EUR | CNY | JPY | GBP |
---|---|---|---|---|---|
2016–2020 | (41.73%) | (30.93%) | (10.92%) | (8.33%) | (8.09%) |
Цели и задачи МВФ
Современный мир предельно глобализирован, экономики различных стран взаимосвязаны и значительно зависят друг от друга. Нестабильность финансовой системы одного государства может распространиться на соседей и привести к проблемам в глобальном масштабе. Деятельность фонда направлена на преодоление кратковременных кризисов. Так что же что такое МВФ, и какие функции он выполняет?
В Советском Союзе МВФ обычно изображали в негативном свете
К основным целям деятельности МВФ относятся:
- Содействие межгосударственному сотрудничеству в финансовой сфере. Создание эффективного механизма для работы над мировыми финансовыми проблемами;
- Развитие межгосударственной торговли и достижение за счет этого повышения уровня реальных доходов и занятости населения;
- Поддержка валютной стабильности и упорядоченной монетарной политики – государства-члены не должны прибегать к девальвации для получения преимуществ в конкуренции на мировом рынке;
- Помощь в создании эффективной системы взаиморасчётов между странами и устранение ограничений на пути международной торговли;
- Создание эффективных инструментов помощи членам организации за счет ее общих ресурсов;
- Сокращение продолжительности финансово-экономических кризисов и уменьшение их масштабов.