Правовой статус главы государства во французской правовой системе

Расход топлива МТЛБ

Четвёртая республика

Четвёртая республика (фр. Quatrième République) — политический режим, существовавший во Франции с 27 октября года по 4 октября года.

В сентябре 1946 года Учредительное собрание, избранное 2 июня года, приняло проект Конституции, затем одобренный на референдуме 13 октября года. Конституция установила парламентский строй со слабой властью президента республики.

В 1958 году на волне алжирского кризиса правительство возглавил Шарль де Голль, инициировавший конституционную реформу с установлением президентской республики. 4 октября года новая конституция была принята после одобрения её текста на референдуме. Этим была завершена история Четвёртой республики и начался период Пятой республики.

президент республики Начало полномочий Окончание полномочий Партия Выборы
16 Жюль-Венсан Ориоль(1884—1966)фр. Jules Vincent Auriol
16 января 16 января Французская секция Рабочего интернационала  (фр.)русск.
17 Жюль-Гюстав-Рене Коти(1882—1962)фр. Jules Gustave René Coty
16 января 8 января Национальный центр независимых и крестьян (фр.)русск.  (фр.)русск.

См. также

Вторая республика

Вторая республика (фр. Deuxième République) — период французской истории с по 1852 годы. После революции 1848 года, отречения и бегства Луи-Филиппа I, у власти находилось временное правительство. Созванное для выработки конституции национальное учредительное собрание (фр. Assemblée nationale constituante) завершило работу по её созданию 4 ноября года.

В соответствии с ней 10 декабря года прошли выборы президента республики; в них победил и 20 декабря года вступил в должность принц Луи-Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I; его правление быстро стало авторитарным, 2 декабря года посредством плебисцита он получил исключительные полномочия, а через год, 2 декабря года провозгласил себя императором под именем Наполеона III; на этом Вторая республика прекратила существование, и началась Вторая французская империя.

президент республики Начало полномочий Окончание полномочий Выборы
1 Луи-Наполеон Бонапарт(1808—1873)фр. Louis-Napoléon Bonaparte(урожд. Шарль-Луи Наполеон Бонапартфр. Charles-Louis Napoléon Bonaparte) 20 декабря 2 декабря

Полномочия президента

Ключевые полномочия, которыми обладает президент Франции, определены соответствующей статьей Конституции. Президент обязан контролировать соблюдение конституции, обеспечивать нормальную работу органов публичной власти. Он является гарантом независимости и целостности территории страны, следит за исполнением международных договоров.

Интересный факт: президент Франции является одновременно одним из князей Андорры. Это карликовое государство, расположенное на границе Франции и Испании. Второй монарх этого княжества — испанский епископ Урхельский.

Полномочия главы государства во Франции можно условно разделить на две категории. Первая — личные полномочия. К ним относятся те, которые не требуют одобрения парламента.

Это назначение референдума, членов конституционного совета, выступление с посланиями к парламенту, использование чрезвычайных полномочий для преодоления кризиса.

Вторая группа — полномочия, для осуществления которых требуется одобрение парламента. Во-первых, это кадровые изменения, в том числе назначение премьер-министра и формирование кабинета министров. Во-вторых, подписание декретов, принятых Советом министров, созыв внеочередных сессий парламента, решение вопросов обороны и международных отношений, право на помилование.

Причины французской революции конца XVIII века

Конец XVIII века был для Франции переломным моментом. Начиная с 1789 по 1799 годы, страна сотрясалась от многочисленных восстаний, причём в них были вовлечены не только крестьяне, но и представители других слоёв общества, включая буржуазию и аристократию. Люди просто устали содержать королевский двор, который с каждым годом требовал всё больше и больше денег, добывавшихся за счёт увеличения налогов.

Основными причинами, которые привели к Великой французской революции стали:

  • Власть французского монарха была безграничной. Ни один житель Франции не мог чувствовать себя в безопасности, так как его жизнь полностью зависела от прихотей короля;
  • Страна накопила огромный внешний долг, что привело к увеличению налогов;
  • Чиновники погрязли в бюрократии;
  • Высокопоставленные лица на местах вели себя ничуть не хуже своего монарха, обирая подданных до нитки;
  • Налоги росли из года в год, крестьяне и простые горожане голодали;
  • Крестьян эксплуатировали очень жёстко, совершенно не считаясь с их интересами;
  • Знать постоянно соперничала между собой в роскоши, что ложилось тяжким бременем на плечи простых французов.

Последним королём Франции был Людовик XVI. Его власть была безгранична, а все указы король принимал самостоятельно, опираясь на помощь немногочисленной группы верховной знати и духовенства. В результате революции, целями и задачами которой было свержение монархии, Людовик XVI был низложен и заперт вместе с семьёй в Тампле. На суде бывшего короля обвинили в предательстве. Низложенный король до самого конца оставался самоуверенным, и верил, что суд его оправдает. Он даже отказался от адвокатов на суде и защищал себя сам, опираясь на Конституцию.

Именно после казни монарха во Франции началась эпоха республиканского правления. Несмотря на то, что Первая республика во Франции просуществовала только семь лет, именно этот период были заложены основы президентского правления. Пришедший к власти Наполеон Бонапарт сумел заложить эффективную систему государственного управления. Статус императора в конечном итоге трансформировался в новую государственную должность – президент.

Революционная юность

В начале 1830-х гг. стал активным участником итальянского революционного движения, которое боролось за свержение австрийской династии Габсбургов. Власти Италии открыли настоящую охоту против революционеров, поэтому Луи Бонапарт бежал во Францию. Тут его принял король Луи Филипп Первый. Но революционные идеи и взгляды не оставляли принца в покое, поэтому он уже в 1836 году переезжает в Страсбург. Попытка восстания здесь закончилась неудачно, в этот раз мятежника арестовали и выслали в Соединенные Штаты.

Через четыре года возвращается во Францию, чтобы организовать бунт в воинском гарнизоне в Булони. Снова был арестован, и по решению палаты пэров отправлен в тюрьму для отбывания пожизненного заключения. Просидев в заточении шесть лет, решил сбежать. План побега оказался удачным, и в 1846 г. принц покидает тайком свою тюрьму, отправившись на Британские острова.

Литература

  • Беляев В. В., Ильин В. Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 212—215.
  • История конструкций самолётов в СССР 1951—1965. — М.: «Машиностроение», 2002. — С. 77-87.
  • Коряка В. Ан-24 и его «братья». // Крылья Родины. — 1980. — № 11. — С. 25-27.
  • Сафонов С. Негражданские варианты пассажирского лайнера: О самолёте Ан-24. // Крылья Родины. — 1999. — № 10. — С. 1-3.
  • Якубович Н. В. Все самолёты О. К. Антонова. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 110—117.

Полномочия Президента в сфере законодательной власти

Наиболее значимым полномочием Президента Республики в сфере законодательной власти является в соответствии с ч. 1 ст. 12 Конституции Франции его право на роспуск Национального Собрания. Данное правомочие глава государства может осуществлять после консультации с Председателем палат и с Премьер-министром. При этом само право роспуска нижней палаты Парламента ограничено только тремя условиями: роспуск невозможен в течение одного года после предыдущего роспуска (ч. 2 ст. 12 Конституции); роспуск невозможен во время чрезвычайного положения (ст. 16 Конституции); роспуск не может быть осуществлен председателем Сената или Правительством, когда они исполняют обязанности Президента (ч. 4 ст. 7 Конституции).

Если сравнивать юридические основы претворения данного правомочия главы государства с аналогичными российскими конституционно-правовыми нормами, то следует заметить, что в Российской Федерации Президент также имеет право роспуска нижней палаты парламента. Такое право ему передано в соответствии с п. «б» ст. 84, а также ст. 109 и 111 Конституции РФ. Однако в отличие от Франции такие беспрецедентные меры политического воздействия на общественные процессы в стране глава государства может применить на практике в строго определенных случаях: когда Государственная Дума трехкратно отклонит кандидатуру Председателя Правительства, предлагаемого Президентом, согласно Конституции РФ <*> (ч. 4 ст. 111 Конституции); когда Президент, разрешая правительственный кризис (Государственная Дума выражает недоверие Правительству и требует его отставки), распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ).

<*> Толкование данной статьи Конституции дано в решении Конституционного Суда от 11 декабря 1998 г. N 28-П; в данном решении, в частности, указывается, что Президент РФ вправе предлагать как одного и того же кандидата на должность Председателя Правительства, так и разные кандидатуры.

Отсутствие в Конституции Франции юридических норм, устанавливающих обязательность наличия формальных поводов для роспуска нижней палаты парламента (при наличии таковых в российской Конституции), приводит и к неоднородной практике претворения указанных юридических норм в жизнь. На сегодняшний день роспуск парламента для России — это лишь потенциал, для Франции, напротив, реальность (в 1968 г. Шарль де Голль распустил Национальное Собрание, в 1981 г. — Франсуа Миттеран).

К иным полномочиям главы государства в сфере законодательной власти следует отнести:

в соответствии со ст. 10 Конституции Франции Президенту Республики предоставлено право промульгации законов в течение 15 дней, следующих после передачи Правительству окончательно принятого закона ; при этом глава государства может потребовать от Парламента нового обсуждения закона или нескольких его статей;

<*> По сравнению с ранее действовавшей Конституцией Франции 1946 г. указанный срок на передачу закона Президенту увеличился на 5 дней — в соответствии со ст. 36 Конституции Франции 1946 г. он составлял 10 дней.

  • статья 13 Конституции Франции гласит, что «Президент Республики подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров». Такая формулировка ст. 13 Конституции не дает однозначного ответа на вопрос о том, является ли указанное правомочие главы государства его правом или обязанностью. Ответ на этот во многом дискуссионный вопрос может быть дан путем анализа юридической практики. В истории Франции существовали примеры отказа главы государства от подписания ордонансов, принятых Советом министров. Так, в 1986 г. Франсуа Миттеран отказался подписать правительственный ордонанс, касающийся приватизации государственной собственности;
  • в соответствии со ст. 18 Конституции Франции Президент может обращаться к Парламенту с посланиями;
  • по общему правилу все акты Президента требуют контрасигнатуры Премьер-министра. Данное правило не распространяется на правовые акты главы государства о роспуске Парламента, передаваемые на референдум и принимаемые при чрезвычайных обстоятельствах.

Предыстория начала президентского правления

Сильная президентская власть во Франции сложилась исторически, унаследовав большинство рычагов государственного управления и полномочий от французских монархов. Франция практически всегда имела политический вес на мировой арене, входя в число ведущих мировых держав. Этому в немалой степени способствовал сильный государственный аппарат, отлаженная система перераспределения властных полномочий в стране. Париж успешно справлялся не только с управлением в самой метрополии. Власть французских монархов, императоров и президентов Французской Республики распространялась на обширные заморские территории и колонии в Африке, в Северной Америке и в Юго-Восточной Азии.

Великая французская революция

Однако, несмотря на эффективность государственной машины, на определенном этапе в стране сложились социальные и политические условия, кардинально изменившие впоследствии всю систему государственного управления. Сначала на смену абсолютной монархии пришла конституционная монархия, конец которой в 1792 году положила Великая Французская революция. С этого момента в стране начинается эпоха республиканского правления. Несмотря на то, что Первая республика просуществовала недолго — всего 7 лет — именно в тот период был заложен фундамент новой системы государственного устройства. Государственная власть в стране претерпела существенные изменения, с которыми пришлось впоследствии считаться французским императорам и королям, находившимся в определенный момент французской истории на вершине государственной власти.

Заседание Национального Конвента

Церемония инаугурации

Инаугурация проходит по тщательно выверенному ритуалу: покидающий пост президента встречает преемника на ступенях резиденции главы государства. Затем они на полчаса уединяются в кабинете президента, где новому французскому лидеру передаются основные досье, а также коды от ядерного оружия. После этого новый президент провожает ставшего обычным гражданином предшественника, который покинет Елисейский дворец.

После этого в Зале торжеств начинается церемония инаугурации нового президента. Председатель Конституционного совета оглашает результаты выборов и официально объявляет нового президента республики.

Цепь Великого магистра ордена Почётного легиона

Новый президент принимает цепь Великого магистра Ордена Почётного легиона и произносит первую речь в качестве главы государства. Затем он производит смотр республиканской гвардии и слушает «Марсельезу». Пушки, установленные в комплексе Дома Инвалидов, отмечают инаугурацию 21 торжественным залпом.

В открытой автомашине с конным эскортом новоизбранный президент проезжает по Елисейским полям к Триумфальной арке, где зажигает вечный огонь и возлагает венок к могиле Неизвестного солдата. В последнее время также закрепилась традиция возложения венков к памятникам Жоржу Клемансо и генералу Де Голлю.

Иногда наблюдаются незначительные отступления от ритуала. В частности, Н. Саркози после описанной процедуры отправился в Булонский лес, где произнес краткую речь в память о 35 молодых участниках Сопротивления, которые были расстреляны там гитлеровцами в августе 1944 г. в канун парижского восстания.

Ссылки

Президентоцентричная модель

Президентоцентричная модель управления Францией, как ее часто называют аналитики, была создана Шарлем до Голлем и его близким соратником Мишелем Дебре.

При такой модели отношения между президентом и спикером парламента строятся строго по формуле, сформулированной самим де Голлем, который не вдавался в детали правительственной работы, а только определял основные направления развития.

Со временем эта модель эволюционировала, в том числе и под влиянием конституционных реформ. Сегодня полномочия распределяются более гибко, политическая ответственность высших органов государственной власти максимально высока.

Примечания

  1. Тактика ВМФ. Учебник для слушателей военно-учебных заведений. Бессонов В. Ф. и др., ред. М., Воениздат, 1997.
  2. Волковский, Н. Л. Энциклопедия современного оружия и боевой техники, т. 2. Полигон, СПб, 2005, с.553-568.
  3. Jane’s Warship Recognition Guide. 2nd ed., Harper Collins, 1999. ISBN 0 00 4722116
  4. Victory of Seapower. Winning the Napoleonic War 1806—1814. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1998 p.111-118. ISBN 1-86176-038-8
  5. Nelson Against Napoleon: From the Nile to Copenhagen, 1798—1801. Robert Gardiner, ed. Chatham Pub., London, 1997, pp.11,169-175. ISBN 1-86176-026-4

Выборы

Оружие РККА в 1941 году не уступало немецкому ни по количеству, ни по качеству

Ещё одним мифом о 1941 годе, распространявшимся до конца советской власти, было якобы превосходство вермахта над РККА в плане вооружения. Оружие Красной Армии во множестве книг называли устаревшим, не отвечавшим требованиям современной войны. Эта легенда распадалась на ряд мелких мифов, связанных с отдельными видами вооружения. Например, мифы о «трёхлинейке» как основном оружии красноармейской пехоты и о чуть ли не поголовном вооружении вермахта автоматами. Или миф о качестве танков вермахта, которое было намного лучше нашего. Разберём их.

Наверное, не все читатели знают, что вермахт всю Вторую мировую войну провоевал, по сути, оружием Первой мировой войны – винтовками Маузера образца 1898 года. К осени 1939 года их имелось 4,1 млн единиц, а за период войны было произведено ещё 10,3 млн. До 1945 года в Германии было выпущено менее 2 млн штук пистолетов-пулемётов и автоматических винтовок, в то время как в СССР — 6,2 млн пистолетов-пулемётов.

К июню же 1941 года в сухопутных войсках Германии насчитывалось всего 166 700 единиц пистолетов-пулемётов. Далеко не все из них использовались на Восточном фронте. Красная Армия располагала 65 тыс. автоматических винтовок Симонова и 81 тыс. пистолетов-пулемётов Дегтярёва 1940 года. Кроме того, в распоряжении наших войск было более миллиона самозарядных винтовок, аналогов которым у немцев в 1941 году не имелось. Таким образом, пехота вермахта в 1941 году не превосходила красноармейскую пехоту по огневой мощи.

Нередко и сейчас пишут, что советские бронетанковые войска в 1941 году были вооружены устаревшими танками с противопульной бронёй. Но к лету 1941 года в западных приграничных округах РККА уже находилось более 900 средних танков Т-34 и 357 тяжёлых танков КВ-1. Лучшими немецкими танками в тот период были T-IV и T-III с 50-мм пушкой. Их было в общей сложности 1423. Но по своим боевым качествам они намного уступали советским КВ и «тридцатьчетвёркам». А самые массовые советские лёгкие танки Т-26 (11 тыс. штук) и БТ-7 (5700) были аналогичны по боевым характеристикам немецким T-I и T-II и трофейным чехословацким танкам. Лёгких танков у немцев было в действующей армии всего около 2000.

Итак, в 1941 году перевеса у немцев в качестве и количестве танков тоже не наблюдалось.

Можно ли считать, что одно лишь качественное превосходство немцев в авиации, позволившее им с первого дня войны завоевать стратегическое господство в воздухе, обеспечивало им лёгкие победы до ноября 1941 года? Очень сомнительно.

Четвёртая республика

Четвёртая республика (фр. Quatrième République) — политический режим, существовавший во Франции с 27 октября года по 4 октября года.

В сентябре 1946 года Учредительное собрание, избранное 2 июня года, приняло проект Конституции, затем одобренный на референдуме 13 октября года. Конституция установила парламентский строй со слабой властью президента республики.

В 1958 году на волне алжирского кризиса правительство возглавил Шарль де Голль, инициировавший конституционную реформу с установлением президентской республики. 4 октября года новая конституция была принята после одобрения её текста на референдуме. Этим была завершена история Четвёртой республики и начался период Пятой республики.

президент республики Начало полномочий Окончание полномочий Партия Выборы
16 Жюль-Венсан Ориоль(1884—1966)фр. Jules Vincent Auriol
16 января 16 января Французская секция Рабочего интернационала  (фр.)русск.
17 Жюль-Гюстав-Рене Коти(1882—1962)фр. Jules Gustave René Coty
16 января 8 января Национальный центр независимых и крестьян (фр.)русск.  (фр.)русск.

Третья республика

Третья республика (фр. Troisième République) — политический режим, существовавший во Франции с 4 сентября года по 10 июля года.

Когда после битвы при Седане в ходе франко-прусской войны Наполеон III 2 сентября года сдался в плен, на заседании законодательного корпуса в ночь с 3 на 4 сентября Жюль Фавр предложил низложить императора и избрать временное правительство. Ворвавшейся утром в палату толпой была провозглашена республика и назначено «правительство национальной обороны (англ.)русск.». После капитуляции Парижа (28 января года) правительство назначило на 8 февраля общие выборы в национальное собрание, прошедшие с согласия немцев. 17 февраля года национальное собрание избрало «главой исполнительной власти французской республики» Адольфа Тьера, а 31 августа года — утвердило его президентом республики.

11 июля года после поражения Франции и оккупации большей её части Германией президент Альбер Лебрен был отрешён от власти Национальным собранием, созванным в Виши и передавшим власть маршалу Анри-Филиппу Петену, что означало де-факто конец Третьей республики и установление коллаборационистского режима Виши.

президент республики Начало полномочий Окончание полномочий Партия Выборы
2 Мари-Жозеф-Луи-Адольф Тьер(1797—1877)фр. Marie Joseph Louis Adolphe Thiers
31 августа 24 мая независимый
3 маршалМари-Эдм-Патрис-Морис,граф де Мак-Магон, герцог де Мажант (фр.)русск.(1808—1893)фр. Marie Edme Patrice Maurice, Count de MacMahon, Duke of Magenta
24 мая 30 января  (фр.)русск.
Жюль-Арман-Станислас Дюфор(1798—1881)фр. Jules Armand Stanislas Dufaure
30 января 30 января
4(I—II) Франсуа-Поль-Жюль Греви(1807—1891)фр. François Paul Jules Grévy
30 января 30 января  (фр.)русск.
30 января 2 декабря  (фр.)русск.
Морис-Пьер Рувье(1842—1911)фр. Maurice Pierre Rouvier
2 декабря 3 декабря
5 Мари-Франсуа-Сади Карно(1837—1894)фр. Marie François Sadi Carnot
3 декабря 25 июня  (фр.)русск.
Шарль-Александр Дюпюи(1851—1923)фр. Charles-Alexandre Dupuy
25 июня 27 июня
6 Жан-Поль-Пьер-Казимир Казимир-Перье(1847—1907)фр. Jean Paul Pierre Casimir Casimir-Périer
27 июня 16 января  (фр.)русск.
Шарль-Александр Дюпюи(1851—1923)фр. Charles-Alexandre Dupuy
16 января 17 января
7 Феликс-Франсуа Фор(1841—1899)фр. Félix François Faure
17 января 16 февраля  (фр.)русск.
Шарль-Александр Дюпюи(1851—1923)фр. Charles-Alexandre Dupuy
16 февраля 18 февраля
8 Эмиль-Франсуа Лубе(1838—1929)фр. Émile François Loubet
18 февраля 18 февраля  (фр.)русск.
Республиканский демократический альянс (фр.)русск.
9 Клеман-Арман Фальер(1841—1931)фр. Clément Armand Fallières
18 февраля 18 февраля Республиканский демократический альянс (фр.)русск. →Республиканская демократическая партия (фр.)русск.  (фр.)русск.
10 Раймон-Никола-Ландри Пуанкаре(1860—1934)фр. Raymond Nicolas Landry Poincaré
18 февраля 18 февраля Республиканская демократическая партия (фр.)русск. →Республиканский демократический альянс (фр.)русск.  (фр.)русск.
11 Поль-Эжен-Луи Дешанель(1855—1922)фр. Paul Eugène Louis Deschanel
18 февраля 21 сентября Республиканская демократическая и социальная партия (фр.)русск. 1920 (январь) (фр.)русск.
Этьен-Александр Мильеран(1859—1943)фр. Étienne Alexandre Millerand
21 сентября 23 сентября независимый
12 23 сентября 11 июня 1920 (сентябрь) (фр.)русск.
Фредерик Франсуа-Марсаль(1874—1958)фр. Frédéric François-Marsal
11 июня 13 июня Республиканская федерация (фр.)русск.
13 Пьер-Поль-Анри-Гастон Думерг(1863—1937)фр. Pierre Paul Henri Gaston Doumergue
13 июня 13 июня Республиканская, радикальная и радикально-социалистическая партия  (фр.)русск.
14 Жозеф-Атаназ-Поль Думер(1857—1932)фр. Joseph Athanase Paul Doumer
13 июня 7 мая  (фр.)русск.
Андре-Пьер-Габриель-Амеде Тардьё(1876—1945)фр. André Pierre Gabriel Amédée Tardieu
7 мая 10 мая Демократический альянс (фр.)русск.
15(I—II) Альбер-Франсуа Лебрен(1871—1950)фр. Albert François Lebrun
10 мая 10 мая  (фр.)русск.
10 мая 11 июля  (фр.)русск.

Вторая республика

Вторая республика (фр. Deuxième République) — период французской истории с по 1852 годы. После революции 1848 года, отречения и бегства Луи-Филиппа I, у власти находилось временное правительство. Созванное для выработки конституции национальное учредительное собрание (фр. Assemblée nationale constituante) завершило работу по её созданию 4 ноября года.

В соответствии с ней 10 декабря года прошли выборы президента республики; в них победил и 20 декабря года вступил в должность принц Луи-Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I; его правление быстро стало авторитарным, 2 декабря года посредством плебисцита он получил исключительные полномочия, а через год, 2 декабря года провозгласил себя императором под именем Наполеона III; на этом Вторая республика прекратила существование, и началась Вторая французская империя.

президент республики Начало полномочий Окончание полномочий Выборы
1 Луи-Наполеон Бонапарт(1808—1873)фр. Louis-Napoléon Bonaparte(урожд. Шарль-Луи Наполеон Бонапартфр. Charles-Louis Napoléon Bonaparte) 20 декабря 2 декабря
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector