Нагината: оружие отшельников и монахов

История

Меч – символ божественого могущества

Расскажем одно предание. Как-то молодому воину, состоявшему в свите главы клана Тайра – Киэмори приснился странный сон

Будто бы он присутствует на важном совещании, вокруг сидят старцы, и один из них говорит: «Тот меч, который я недавно передал Тайра, я у них отберу и дарую изгнаннику из Идзу – Ёритомо» (речь идет о Минамото Ёритомо – главе клана Минамото, победившем дом Тайра). Как оказалось позже, эти слова произнес сам бодхисаттва Хатиман, который высоко почитался в воинской среде. Толкование этому сну дано было однозначное и весьма безрадостное для клана Тайра: Тайра утратят свою власть, которая перейдет к их соперникам Минамото, что в конце концов и случилось

Кстати, другой знак потери власти Тайра также был связан с оружием. Предания гласят, что Киэмори получил от самого бога Ицукусима небольшую серебряную алебарду и с тех пор держал ее у своего изголовья. Но однажды ночью она внезапно пропала. Жена властителя истолковала это однозначно: «По воле бога Ицукусима, покровителя рода, приходит к концу господство Тайра»

Толкование этому сну дано было однозначное и весьма безрадостное для клана Тайра: Тайра утратят свою власть, которая перейдет к их соперникам Минамото, что в конце концов и случилось. Кстати, другой знак потери власти Тайра также был связан с оружием. Предания гласят, что Киэмори получил от самого бога Ицукусима небольшую серебряную алебарду и с тех пор держал ее у своего изголовья. Но однажды ночью она внезапно пропала. Жена властителя истолковала это однозначно: «По воле бога Ицукусима, покровителя рода, приходит к концу господство Тайра».

И меч, и алебарда выступают здесь как символы власти, данной Небом, некоего «мандата на правление». Эта символика присутствует во многих легендах, посвященных прародителю японского народа Ямато Такэру, которые изложены в двух классических произведениях VIII века – «Кодзики» («Записи о делах древности») и «Нихон секи» («Анналы Японии»). Мифы объясняют многие победы Ямато наличием у этого мужественного и безжалостного воина священного меча, равного которому не было во всем мире. Меч был подарен Ямато богами и таким образом символизировал как бы «божественное благословение» на правление Японией.

Самые новые военные зарубежные грузовики

Анкета бронебойного клинка

Как и легкие клинки, длинные различались по форме, весу и назначению. Они по-разному затачивались, в результате чего предназначались преимущественно для режущих или колющих приемов.

Двуручный меч в любом случае был более метра (иногда почти 2 м) в длину и немало весил. Пудовые клинки – выдумка, но 7 кг они достигать могли. Средний же вес составлял 4-5 кг.

Известно несколько типов оружия на две руки, но даже внутри одного типа клинки могли значительно различаться по габаритам. Дело в том, что приличный меч обязательно был личным оружием, изготавливался под конкретного человека с учетом его физических особенностей.

При необходимости воин мог сражаться и чужим оружием. Но его мастерство от этого страдало. Поэтому без точной мерки вооружались только небогатые солдаты, у которых не было средств на приличное оснащение.

Техника владения

Техника владения этим оружием называется нагинатадзюцу и является традиционным японским древним искусством.  История его происхождения точно не известна. Возможно, она основывается на приемах, которые использовали китайцы со своим орудием гуань дао. Либо самураи самостоятельно пришли к такой технике, пытаясь на основе принципов владения мечом увеличить радиус поражения противника путем увеличения размера рукояти.

Концепция данной техники заключается в укреплении тела и формировании правильного духа (ума), с помощью занятий нагинатой. Посредством занятий нагинатадзюцу человек стремится улучшить себя.

Этот вид боевого искусства требует большой выносливости и координации. Техника владения нагинатой основывается на сильных предплечьях, кистях и запястьях. Если эти мышцы будут плохо натренированы, то в сражении воин быстро устанет и станет легкой жертвой. В бою задействовались обе руки и были они очень подвижны относительно древка. Это давало возможность менять дистанцию до противника и наносить удары под разными углами и менять направление нападения. Держа орудие в одной руке, и периодически подхватывая его другой рукой в различных местах, можно было усилить удар. Руки постоянно свободно скользят по рукояти, активно перехватывая оружие. В бою воин применял и лезвие, и рукоять, даже среднюю ее часть. Противостоять такому восточному бойцу с нагинатой мог только соперник с огнестрельным оружием или несколько противников с копьями одновременно.

Особенностью владения нагинатой является прием жонглирования ею. Постоянное перекидывание оружия  из одной руки в другую, обманные удары, разноплановые вращения все это путало и пугало противника. Опытный мастер свободно мог запугать, запутать, а затем и поразить даже самого внимательного врага.

При быстрой смене положения лезвия появляется возможность нанести рубяще-режущий удар, сопоставимый с ударом от меча. Воин с нагинатой должен мастерски владеть навыками владения мечом, так как во время защиты от противника вооруженного мечом, техника строится на основе предугадывания его действий.

При обороне от воина с копьем важный момент заключается в искусстве быстрого вращения и перехвата нагинаты. Не стоит забывать, что нагината тяжелее копья и ее клинок значительно длиннее наконечника. Поэтому для успешной защиты, скорости применения этих орудий должны как минимум быть на одном уровне. При этом активно использовался наконечник рукояти нагинаты для отвлечения врага, чтобы найти удобный момент для нанесения режущего удара клинком, например, по горлу.

В наше время существует большое множество школ, обучающих технике владения нагинатой, где нагинатадзюцу практикуется в форме современного боевого искусства, названного по аналогии с одноименным названием оружия — нагината. Это стандартизированная комбинация всех старых стилей. По нагинатадзюцу проводятся соревнования. Широко распространены школы данного вида боевого искусства при высших учебных заведениях Японии.

Нагината для тренировки чаще имеет длину 210-225 см. Особенностью экипировки при занятиях нагинатадзюцу является дополнительная защита ног. Это связано с тем, что часть приемов направлена именно на поражение нижней части тела.

На сегодняшний день этот вид японского боевого искусства набирает обороты и в нашей стране. С 2017 работает Российская ассоциация нагинаты. Действует Международная федерация, ее филиалы открыты во многих западных странах.

В настоящее время, старые школы военных искусств, которые практикуют более боевые формы нагинатадзюцу, остаются действующими, среди них Araki Ryu, Tendo Ryu, Jikishinkage ryu, Higo Koryu, Tenshin Shoden Katori Shinto Ryu, Toda-ha Buko Ryu и Yoshin ryu, некоторые из них работают за пределами Японии.

Перспективы развития нагинатадзюцу дают все основания утверждать, что в в ближайшем будующем она способна посоперничать с фехтованием.

В каких странах использовалась

В XIV-XVI веках глефу относительно широко и часто применяли по всей Европе. В то же время к достаточно массовому оружию её отнести нельзя. Изготовление глефы требовало применение стали высокого качества, что сильно удорожало это оружие, делая его доступным немногим. Как правило, глефами вооружались уже хорошо обученные воины, действующие в составе так называемого «рыцарского копья».

Рукописи ещё XIV века содержат иллюстрации, изображающие вооружённых глефами солдат наиболее сильных итальянских правящих домов Мантуи и Флоренции. Активным сторонником вооружения своей пехоты глефами (в том числе как вспомогательным оружием) считается знаменитый бургундский герцог Карл Смелый.

В XV столетии глефа (в сочетании с пиками и алебардами) становится одним из основных видов оружия немецкой и швейцарской пехоты. Боевое значение глефы стало постепенно уменьшаться с дальнейшим развитием огнестрельного оружия. Но в качестве церемониального и парадного оружия глефы широко использовались вплоть до XVIII века, а стража Ватикана порой применяет её и в наши дни.

Этому способствовал их чрезвычайно эффектный внешний вид, а дворянские и княжеские гербы удачно вписывались в широкую поверхность навершия глеф. Самыми известными их носителями были швейцарская охрана французского двора, гвардия дожей Венеции. Украшением современных музеев стали глефы императоров Священной Римской империи Рудольфа II и Фердинанда I.

Швейцарская гвардия с глефами и алебардами (через одного). Фото времён Второй мировой войны

История создания необычного оружия

Точных сведений о первом применении нет, однако упоминания об оружии относятся к эпохе Хэйан (782 – 1184 гг.). Впрочем, достоверных данных о месте появления тоже нет: одни исследователи говорят, что родина – Китай, другие – Япония. Но Поднебесная более вероятное место появления.

Японская характеристика «меч» возникла от местной классификации оружия, где клинок свыше 15 см относится к мечам и обозначается иероглифом «то» или «катана», переводящимся как «меч».

В европейской боевой традиции придерживаются тождественности нагинаты и глефы, хотя их назначение и строение различаются. Если европейское оружие было оснащено круглым древком и прямым широким клинком, то азиатскому оружию присуща длинная овальная рукоять и изогнутый короткий клинок.

Известен случай, когда 3000 онна-бугейша (женщины-самураи) защитили крепость от 10000 воинов клана Ходжо. В период Эдо (1603 – 1868 гг.) наги-катана стала оружием, которым жены самураев защищали дом, пока мужья были на войне.

Броня крепка

Ближе к концу эпохи кузнечное и оружейное дело шагнуло вперед. Широкое распространение получили надежные пластинчатые доспехи. Их появление привело к двум изменениям в технике боя: отпала нужда в тяжелых щитах, а легкое оружие перестало быть эффективным против бронированного врага.

Зато у воина освободилась вторая рука, ранее занятая щитом. Теперь он мог использовать ее для удержания массивного оружия, способного прорубить или пробить крепкие доспехи. Опытные мечники начали применять длинный меч.

Если же длинный меч был в руках всадника, он добавлял к тяжести оружия энергию конского разгона и мог пробить клинком доспехи врага не хуже, чем рыцарским копьем.

Популярность в Европе длинные клинки завоевали в XIV веке.

Ссылки

  • 58 центральный проектный институт проектная организация, принимающая участие в проектировании для строительства и реконструкции зданий и сооружений г. Мирный
Топографические карты

Лист карты P-37-XI,XII Плесецк. Масштаб: 1 : 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.

Катана

Катана (яп. 刀) ‒ длинный японский меч (дайто). Действующим российским стандартом ГОСТ Р 51215-98 катана характеризуется как «японская большая двуручная сабля с клинком длиной более 60 см». В современном японском, слово катана также обозначает любой меч. Катана ‒ японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком».

По форме клинка катана напоминает шашку, однако рукоять у неё прямая и длинная, что позволяет использовать двуручный хват. Навершие отсутствует. Небольшой изгиб клинка и острый конец позволяют наносить также и колющие удары. Отсутствие навершия крайне затрудняет фехтование одной рукой, несмотря на стандартную (около полутора килограммов) для клинкового ручного оружия массу. Возможно, это объясняется антропометрическими данными японских воинов (существует и другое объяснение — японским кузнецам в пору становления холодного оружия не был известен способ получения высококачественной стали; клинки быстро тупились, и оружие было эффективным только при рубящих ударах, что изначально предопределило двуручный хват. В более позднее время, когда была открыта высококачественная сталь, длинная рукоять уже закрепилась как традиция).

Приобрести боевую катану затруднительно, в основном в продажу поступают цинковые ‒ не острозаточенные катаны, которые используются редко, и, в основном, для демонстрации техник мастерами и учениками.

Техника применения

Нагината – это универсальное оружие, которое совмещает сильные стороны меча, копья и длинного шеста. Самурай с нагинатой мог наносить рубящие и колющие удары, при этом держать противника на значительном расстоянии, а также блокировать удары его меча или другого оружия. Металлический наконечник на нижнем конце рукояти позволял проводить тяжелые оглушающие удары, ощутимые даже для противника, защищенного доспехами.

Техника использования нагинаты очень разнообразна, она включает большое количество различных рубящих и колющих ударов. Этим оружием можно наносить акцентированные удары, сходные с теми, что применяются в традиционном кэндо. Владение нагинатой требует хорошей физической подготовки, особенно сильными должны быть кисти и предплечья. Этим оружием можно выполнять разнообразные круги и восьмерки, перебрасывая ее из руки в руку. В руках умелого фехтовальщика не меньшую опасность для противника несет и нижний конец нагинаты

Им можно выполнять различные тычки, отбивать удары противника и всячески отвлекать его внимание, чтобы затем нанести финальный удар клинком

Мастер нагинатадзюцу в бою может охватить пространство 35 м2, действуя подобно смертоносному смерчу.

Применения

Меч на длинном древке – больше женское оружие, нежели мужское. Традиционно им пользовались женщины из воинского сословия, обороняя дом от врага. Известно сказание про онна-бугэйся, повествующее о том, как 3 000 вооруженных женщин под командованием мастерски владевшей нагинатой Годзэн Хангаку отстояли замок Торидзакаяма, на который напали 10 000 самураев рода Ходзе. Битва случилась в 1201 году и считается одной из ярких страниц военной истории Японии по сей день.

Специфика использования нагинаты – возможность наносить колющие, рубящие удары, в том числе акцентированные, характерные традиционному кэндо. Для использования оружия важна физическая подготовка; основная нагрузка распределяется по кистям, предплечьям. Эффективная техника использования длинного оружия – перебрасывание из рук в руку, фехтование кругами и восьмерками, обманные маневры и вращение лезвием. Одновременно нижним концом совершаются тычки, отвлекающие противника и парирующие его удары. Во время боя опытный фехтовальщик охватывает 35 м2. Со стороны действо напоминает смерч.


Длина оружия – порядка 2 м

Особенное значение нагинаты в качестве женского оружия проявилось в эпоху Сэнгоку (1467-1573). Переводы летописей тех периодов показывают, что очень часто защитой осажденного замка командовали именно женщины:

  • из «Повести о смуте в Бити» известно, что жена Мимура Котоку с 83 женщинами под своим командованием удачно напала на противника, осадившего замок ее супруга;
  • «Повесть о мятеже в Ига» рассказывает о великолепной мастерице фехтования нагинатой Кие-но годзэн, в возрасте 38 лет погибшей, защищая замок Хидзияма.

В эпоху Токугава (1603-1868) обучение девочек владению мечом с длинным лезвием начиналось в 12 лет; к 18 каждая была обязана освоить технику в совершенстве.

В XVIII интерес к орудию постепенно спадает. Это связано не только с длиной рукояти или другими особенностями конструкции, но и с изменением в практике ведения войны. Впрочем, известно, что в 1868 во время войн Босин в Фукусима были воины, вооруженные длинным мечом; такие эпизоды зафиксированы и позднее в Сацума, где в 1876 развернулось крупное восстание. В основном с древковым оружием в бой шли женщины.


Традиционно длинный меч – женское оружие

Парковые розы – что это за сорт, описание

Парковая роза – что это такое? Эту группу цветов селекционеры вывели из простых шиповников, поэтому данные розы нетребовательны в уходе и очень выносливы.

  • Цветёт большинство из них один раз за сезон, но цветение продолжается на протяжении 1 – 2 месяцев.
  • Розы бывают самых разных цветов – от насыщенного фиолетового до снежно-белого. Есть одноцветные, но имеются и пёстрые.
  • Форма цветов обычно махровая, такие розы имеют до полутора сотен лепестков.
  • Высота кустов 100 – 200 см.

В преддверии холодных зимних месяцев розы рекомендуется укрывать, однако некоторые гибриды можно оставить без укрытия.

  • Те розы, которые цветут один раз за лето, относятся к старинной группе. Их на зиму не обрезают, иначе в следующем году хозяева не дождутся цветения.
  • Парковые розы, на которых цветы распускаются дважды за лето, делятся на морозоустойчивые и те, которым требуется защита от холодов в виде слоя укрывного материала.

Примечания

  • Утигатану можно получить в самом начале игры, если Нежить-торговец не нужен.
  • Из-за низких требований по параметрам силы и ловкости замечательно подойдет для билдов, в которых вышеперечисленные параметры не являются основными.
  • Совершает быстрые атаки и выпады на средние дистанции. Выпад немного отталкивает противника. Минус состоит в том, что катана очень быстро ломается и нужно не забывать её чинить, либо запастись порошком для починки или иметь соответствующее заклинание.
  • Кольцо из восточного дерева также будет весьма полезно.
  • Эффект кровотечения накладывается по 33 за удар, после заполнения шкалы, отнимается 30% здоровья.
  • Выпады не накладывают кровотечение.
  • Клинок Хаоса изначально превосходит по урону, но Утигатана способна обойти его и стать одним из наиболее опасных орудий в руках умелого игрока. Этого можно достичь, если прокачать ее у кузнеца до +15 по стандартному пути, либо на +5 по пути кристалла, а после зачаровать чудесами или волшебством: Клинок Света, Клинок Темной Луны или Кристальное оружие магии.

Вот азиаты мы

Но перейдем к практике. Итак, занятие начинается. Нам выдают учебные нагинаты — они отличаются от настоящих боевых тем, что лезвия не стальные, а сделаны из бамбука. Прикидываю оружие на вес — чуть полегче, чем европейские аналоги, но впечатление производит сильное. Дарья показывает основные стойки — их тут побольше, чем в штыковом бою, который чем–то похож на нагината–до. Самое большое отличие — это то, что в Европе принято стоять к противнику во время боя только левым или правым плечом (в зависимости от школы боя), а в нагинате можно менять положение, выбирать более удобное для себя и менее удобное для противника.

Далее начинается отработка ударов и защит. Оружие длинное, поэтому позволяет поражать противника практически по всем секторам — и в голову, и в корпус, и в ноги. Значит, защищать приходится все сразу. Опять же для защиты используется не только лезвие, но и рукоять нагинаты — чего почти нельзя увидеть в европейских школах.

После самостоятельной отработки начинается работа в парах. По очереди я и моя напарница наносим удары друг по другу — в строго оговоренной последовательности, чтобы не допустить травм. Это важный этап, потому что так закрепляются основные навыки — как реагировать на атаки противника, чтобы не задумываться об этом в поединке, а делать все автоматически. Любой, кто занимался фехтованием или единоборствами, знает, что в бою не успеваешь думать о защите, тело само должно правильно реагировать.

Такая отработка занимает достаточно много времени. Руки, ноги и тело уже изрядно подустали от непривычных движений. Но, когда занятие близится к концу, не могу удержаться и не попросить Дарью о спарринге. Она соглашается, мы отправляемся облачаться в доспехи. Про которые стоит сказать особо. Те, кто занимался кэндо (или хотя бы знает по кино), представляют, как выглядят эти доспехи — они похожи на средневековые самурайские. Твердый нагрудник «до», щитки на руки «котэ», пояс «тарэ» и шлем «мэн» защищают бойца даже от самого сильного удара противника. У тех, кто занимается всерьез, на талии еще и мешочек с именем и названием клуба — мне, разумеется, такое пока не положено.

Вот облачились в доспехи и по команде Дарьи сходимся. Признаюсь, было очень непросто. Мой уровень владения нагинатой нулевой, тягаться с опытным бойцом почти нереально. Да и непривычно двигаться в таких доспехах. Не то чтобы они неудобные — как раз наоборот. Но все–таки я, как адепт классического европейского фехтования, приучен к другим. Плюс сбивает постоянная смена стоек противника. И, пока понял, что и сам могу использовать это в свою пользу, пропустил немало обидных ударов.

Но, наверное, самым сложным оказалось другое. Повторюсь, я больше привык к европейскому фехтованию. А там принято, что после удара или укола, достигшего противника, бой приостанавливается. Судьи оглашают, кто заработал очки, фехтовальщики готовятся продолжить. У японцев не так — даже если поразил противника, схватка не заканчивается. И можно тут же схлопотать еще несколько ударов. Что всячески приветствуется, поскольку демонстрирует боевой дух. Скажу честно — мне этот барьер так и не удалось преодолеть до конца спарринга.

Но всему хорошему приходит конец. Приветствуем друг друга традиционным поклоном, иду снимать снаряжение. И окончательно осознаю, что познакомился с самобытной дисциплиной — ничего подобного до сих пор пробовать не доводилось.

Фехтование нагинатой отлично развивает реакцию, умение быстро принимать правильное решение, рассчитывать силы и определять нужный момент для рывка. И, конечно, дает возможность почувствовать себя пусть ненадолго, но средневековым японским самураем.

Алексей Буцайло

Все статьи автора

31 марта 2019, 14:16


968

Боевые и ударные характеристики

Как правило, глефы использовали вместе с пиками. Комбинация двух этих видов оружия обеспечивала довольно надежную оборону против кавалерии. Колющие свойства были абсолютно второстепенными. К тому же в этом они уступали другому оружию, более подходящему на роль «классического» копья — пикам, алебардам.

В рядах войска глефа была оружием исключительно рубящим. Главным же предназначением глеф была борьба с тяжело бронированным противником, а не нанесение быстрых уколов по их сравнительно легко защищённому окружению. Глефы и пики на вооружении единого отряда при их грамотном применении не оставляли шансов на успех любым тяжёлым силам противника — как конным, так и пешим. При этом именно носителей глеф ставили на наиболее угрожаемые позиции.

В случае же прорыва такого строя глефа давала возможность проводить множество атакующих и защитных приёмов, что при наличии свободного пространства для опытных воинов только усиливало их эффективность. Но имея весомое преимущество в дальности поражения, при схватке на дистанциях в непосредственной близости от себя пехотинец с глефой был более уязвим.


Статуэтка воина с глефой отражает пропорции этого оружия

Основные вехи в истории существования нагинаты

  • Одними из первых технику владения нагинатой применяли ямабуси — монахи-отшельники в Древней Японии. Предполагается, что это оружие использовалось для защиты от разбойников, которых они встречали во время своих странствий.
  • Считается так же, что нагинату активно применяли сохэи (буддийские монахи-воины в период феодализма в Японии). Хотя до сегодняшнего дня не понятно было ли это оружие основным или просто одним из видов оружия того времени.
  • Несмотря на внушительные размеры и вес оружия, нагинату считают одним из «женских» видов японского холодного оружия. Хотя все же правильнее будет сказать, что нагината была подходящим для женщины оружием.

В средние века в Японии женщина-воин не была редкостью. Однако в более ранний период считалось, что нагината как нельзя лучше подойдет женщине, защищающей себя и свое жилище. За счет внушительного размера оружия можно было держать противника на значительном расстоянии, таким образом, компенсируя недостаток мужской силы, роста и веса. Вот только изучать технику боя с нагинатой могли себе позволить лишь аристократы. Очень быстро для женщины умение владеть этим оружием стало показателем статусности. Нагината могла стать частью приданого состоятельной девушки. Считалось, что в периоды, когда муж отсутствовал дома, жена могла в одиночку, владея техникой нагинатадзюцу, защитить свой дом от бандитов.

С 15 века в традиционной японской школе боевых искусств, вводится обязательная программа освоения техники боя нагинатой. Требования к девочкам были такими же суровыми, как и к мальчикам, поблажек не делалось никому. Считалось, что для того, чтобы стать идеальной супругой самурая, женщина должна не только владеть домашней экономикой, уметь шить, но и обладать техникой нагинатадзюцу, воспитывающей в ней силу воли. К 18 годам японка в совершенстве овладевала техникой борьбы с нагинатой, которой они обучались с 12 лет.

Исследуя места сражений в Японии, ученые пришли к выводу, что около 30% останков принадлежат именно женщинам. От женщины не требовалось участвовать в сражениях, от нее требовалось научиться защищать свой дом, себя и передать навыки своим детям. Главным долгом женщины-самурая считалось служение своему мужу. Кодекс правил самурая Бусидо в Японии ставили в пример таких женщин, «которые были способны подняться выше несовершенства и недостатков, свойственных их полу, и проявить героическую силу духа, которая могла бы быть достойной самых храбрых и благородных мужчин».

  • К 18 веку, из-за возросшей популярности огнестрельного оружия, нагината постепенно начинает отходить на второй план, приобретая статус церемониального оружия или становясь семейной реликвией. Однако периодически она появляется в боях сражений (в 1868 и 1876 годах). Применялась она в это время только женщинами.
  • В период с 1868 по 1912 годы западное влияние уменьшает интерес к национальному военному искусству, и нагината постепенно забывается.
  • С 1926 по 1989 годы нагинату используют как оружие для обучения в основном, в качестве элемента физкультуры для девушек, чтобы укрепить их дух и для ощущения защищенности при физической слабости. По окончании Второй мировой войны после капитуляции Японии, национальные виды военных боевых искусств были запрещены на протяжении пяти лет. Лишь с 1950 года мастерство использования нагинаты перешло в разряд спорта, а не военного дела.
  • С 1955 года действует Всеяпонская федерация нагинаты. Все желающие имеют возможность овладеть древним видом искусства.
  • Для современной японской молодежи навыки использования нагинаты являются престижным видом спорта.

Нагината не внесла в историю холодного оружия чего-то необычного, но при этом стала несомненным символом японского воина. Она возродилась в соревнованиях, в том числе и международного уровня по нагинатадзюцу и стала, несомненно, популярным объектом в массовой культуре. В основном это видеоигры. Но все предельно понятно, когда каждый производитель добавляет в свое произведение частичку национальной культуры.

Характер Донателло

Дон третий по старшинству брат. Свое прозвище — Вундеркинд — полностью оправдывает любовью к точным наукам. Имеет репутацию интеллектуала, увлечен изобретением гаджетов, интересуется техникой. Ему нравится классическая музыка, его любимый автор — Стив Хоункигс. С таким багажом знаний только тонкое чувство юмора помогает ему не стать занудой. Скромный характер не мешает пошутить над необразованными братьями. Самый миролюбивый персонаж команды. Получает удовольствие, если есть возможность обойти оппонента в конфликте без применения физической силы. Всегда готов оказать помощь нуждающемуся. Детство, проведенное в канализационном коллекторе, наложило своеобразный отпечаток на личность Дона – он наиболее скрытен из всех черепашек, его привлекают тишина и одиночество подземного мира. У него имеются свои тайны от братьев. Секрет, тщательно скрываемый от посторонних — лаборатория, где есть возможность без помех исследовать различные устройства, заниматься разработкой компьютерных игр, экспериментировать, а потом с гордостью демонстрировать свои полезные изобретения. Очень ответственный и серьезный. Твердо выполняет обещание, данное Леонардо — приглядывать за младшим Микеланджело, который постоянно попадает в нелепые ситуации. Дружелюбная натура позволяет легко заводить друзей. Носит фиолетовую повязку и очки. Имя свое получил в честь итальянского художника Донателло.

Как изготавливалась наги-катана

Для нагинаты принцип изготовления не отличался от прочих мечей. Условно оружие делится на две части: клинок (рубящая часть) и рукоять (ручка). Рукоять, как и у прочих мечей, прямая, овальной формы. Было два варианта длины: 1,5 и 2 м. Двухметровую ручку использовали в боевых или женских вариантах «катаны», а полутораметровую – в тренировочных.

На конце рукояти крепился железный, заостренный колпачок «ишизуки», служивший противовесом и создававший точку нанесения дополнительного удара. Как и у прочих творений сумеречного японского гения, у наги-катаны гарда была лишь в образе кольцеобразной или овальной пластины, соединявшей рубящую часть и ручку.

Рубящая часть составляла более 30 см, была заточена только с одной стороны, нередко клинок был загнут к острию. Характерным признаком меча японской конструкции является идентичность клинков, начиная с танто (кинжал для ближнего боя) и заканчивая нагинатой (длинный меч). Многолетний путь использования наги-катаны в бою.

Естественно, большинство самураев предпочитали использовать обычные катаны, однако эффективность наги-катаны признавали, но сохэи (боевые монахи) и ямабуши (горные отшельники) любили пользоваться наги-катаной. Затем это оружие стало признаком равноправия мужчин и женщин. Женщины с этой палкой могли сражаться наравне с мужчинами, а порой и побеждать более умелого соперника.

Во всяком случае, в стране Восходящего Солнца было свыше 400 школ, обучавших нагинатадзюцу (искусство боя нагинатой, дословно «искусство длинного меча»), неудивительно, почему многие люди умело ей овладевали. Вслед за развитием техник ведения боя появляются доспехи, защищающие владельца от такого длинного меча. В первую очередь это была защита для ног.

Нагината пережила два спада своей популярности. Первый произошел в XIV-XV веках, и был связан с появление дополнительной брони для ног и с появлением огнестрельного оружия, где конница становилась бесполезной, а вслед за ней полезность теряли и бойцы наги-катаны.

До XIX века люди хранили его в своих домах, отдавая дань памяти древнему оружию. Второй спад связан в эпохой Мейдзи («просвещенное правление» императора Муцухито) и индустриальной революции, воздвигнувший Японию на высокий уровень, отчего оружие стало невостребованным.

Мифы

Качество стали достигло очень высокого уровня в XV-XVI веках. Исследования доказали, что уровень металлургии и кузнечного дела был превосходно развит, а потому истории о более совершенных японских технологиях или восточной дамасской стали не имеют под собой обоснованных фактов.

Миф 2: европейские мечи тяжелы и неудобны в бою

Существует необоснованная версия, что рыцари попросту отправляли врага в нокаут, сокрушая его весом оружия (якобы до 15 кг). Находки в наши дни опровергают эти слухи — вес не более 1.4 кг. Есть и документальные свидетельства о том, что европейский меч мог надвое разрубить человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector