Первая подводная лодка, которая потопила корабль
Содержание:
- Что стало с «Черепахой» и Дэвидом Бушнеллом
- Атомные подлодки по странам
- Представители
- Машина-убийца, или невезучая лодка
- Модификации
- Бен 10: найди пары
- История России
- Примечания
- Классификация ракет РФ
- Самые опасные подводные лодки в мире
- История проектирования и строительства
- Модификации
- Общее устройство современной АПЛ
- Палаш
- В других странах
- Парогазотурбинные
- Ножи викингов
- Золото-голубое пришествие трипольцев
- История разработки
- Ссылки
- История проектирования и строительства
Что стало с «Черепахой» и Дэвидом Бушнеллом
Спустя какое-то время «Черепаху» снова было решено использовать для диверсии, но предыдущий опыт сыграл злую шутку. Для того, чтобы пилот не задохнулся, подводную лодку отбуксировали ближе к флоту противника, но там заметили приближение американских судов и открыли огонь. И буксир и «Черепаха» были потоплены.
Боевая субмарина конфедератов.
Затею Бушнелла удалось воплотить во время Гражданской войны между Севером и Югом. Тогда подводная лодка, разработанная конфедератом Хорасом Ханли, умудрилась потопить судно северян благодаря установленной на носу мине. Впрочем, для экипажа субмарины все кончилось плохо – она сама получила пробоину, а ее команда во главе с самим изобретателем погибла.
Атомные подлодки по странам
С развитием прогресса совершенствовался флот, а после наполнения арсенала стран ядерным оружием, были созданы атомные подводные лодки (АПЛ). Для работы они используют ядерный реактор, а также на них может быть размещено ядерное оружие, и обычные торпеды. Лишь 6 стран обладают атомными подлодками.
- США – 71
- Россия – 33
- Китай – 14
- Великобритания – 11
- Франция – 10
- Индия – 2
Самая большая АТП Акула – 172,8 метра
В числе этих лодок существует самая большая атомная подлодка в мире, создана она была в СССР в городе Северодвинск и в народе была прозвана «Акулой», так как на её носу был нарисован этот морской хищник, который 23 сентября 1980 года скрылся из виду под пеленой воды. У руля страны был Л. И. Брежнев и в даже по этому поводу он делал заявление, что США обладает подлодкой «Огайо», но на данный момент подобное вооружение есть и России с названием «Тайфун». С. Н. Ковалев руководил постройкой и проектированием. Водоизмещение этого гиганта составляло 23 200 наводное, подводное 48 000 тонн, он разгоняется до 25 узлов под водой. На глубине 400 метров подлодка способна работать, а предельно допустимое расстояние погружения – 500 метров. АПЛ может плавать без суши 180 суток, что равняется полгода, за это время на корабле могут находиться до 160 человек, 52 из которых – офицеры. Его габариты потрясали многих, войска НАТО даже кодировали эту лодку именем SSBN «Typhoon». Длинна – 172,8 метров, для сравнения можно привести пример футбольного поля, расстояние которого от 100 до 110 метров, а ширина «Акулы» была 23,3 метра. Арсенал подлодки был следующим торпедо-минное вооружение 22 торпеды, ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал». Противовоздушная оборона – 8 ПЗРК «Игла».
Представители
Наименование | Заводской № | Заложен | Спуск на воду | Ввод в строй | Модификация | Вывод из состава ВМФ | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|---|
К-19 (КС-19) | 901 | 17 октября | 11 октября | 12 ноября | 14 декабря —15 октября по проекту 658М22 ноября —30 ноября по проекту 658С | 19 апреля | Утилизирована в 2003 |
К-33 (К-54) | 902 | 9 февраля | 6 августа | 24 декабря | 25 октября —29 декабря по проекту 658М9 марта —30 июня по проекту 658? | 16 сентября | Утилизирована в 2004 |
К-55 | 903 | 5 августа | 18 сентября | 27 декабря | октябрь —декабрь по проекту 658Моктябрь —25 апреля по проекту 658У | 14 марта | Утилизирована в 2002 |
К-40 | 904 | 6 декабря | 18 июня | 27 декабря | 25 июня —28 декабря по проекту 658М | 12 октября | Утилизирована в 1990 |
К-16 | 905 | 5 мая | 31 июля | 28 декабря | 4 октября —28 декабря по проекту 658М | 14 марта | Утилизирована в 1992 |
К-145 | 906 | 21 января | 30 мая | 31 октября | декабрь —август по проекту 701 | 14 марта | Утилизирована в 1996 |
К-149 | 907 | 12 апреля | 20 июля | 27 октября | ноябрь —декабрь по проекту 658Мянварь —апрель по проекту 658Т(?) | 24 июня | Утилизирована в 2005 |
К-178 | 908 | 11 сентября | 1 апреля | 8 декабря | 8 июня —декабрь по проекту 658М3 ноября —31 декабря по проекту 658У | 19 апреля | Утилизирована в 1998 |
Машина-убийца, или невезучая лодка
Исход Гражданской войны решался не только на суше. Так как южане зависели от экспорта хлопка в Европу, попытки северян установить морскую блокаду их портов (со временем всё более успешные) стали сильным аргументом. Конфедерации пришлось вкладываться в идеи самых смелых и изобретательных инженеров, чтобы бороться с промышленной мощью и финансовыми ресурсами Севера. Южане активно ставили морские мины и пытались построить подлодки, которые, как они надеялись, в отличие от подобных проектов прошлого наконец смогут топить вражеские корабли. Инженеры начали работать над этим ещё в 1861 г. Первые опытные образцы не удались, однако ненадёжные «Пионер-1» и «Американский водолаз» многому научили конструкторов. В третий раз — в 1863 г. — Хорас Лоусон Хансли, Дж. МакКлинтон и Б. Уотсон построили в Алабаме многообещающий аппарат. Сначала его назвали «Пионер-3».
Х. Л. Ханли. (Wikimedia Commons)
Схема лодки. (welt.de)
Характеристики подводной лодки КША «H.L. Hunley» («Пионер-3»)
Длина — 12,2 м
Ширина — 1,16 м
Высота — 1,22 м
Водоизмещение — около 2 т
Экипаж — 8 человек
Вооружение — 90-фунтовая бомба из чёрного пороха
Глубина погружения — до 18 м
Подводная лодка могла более 2 часов оставаться под водой, пока хватало воздуха. Скорость движения не впечатляла — всего до 4,5 км/ч, как у среднестатистического пешехода (двигалась субмарина за счёт гребного винта — а коленвал внутри неё вручную вращали гребцы). «Пионер-3» не отличалась и безопасностью: в случае аварии спастись из этой консервной банки было практически невозможно. Зато она могла нести мину. Её закрепили на 7-метровом шесте на носу лодки. Около 40 кг пороха и несколько взрывателей могли проделать здоровенную дыру в обшивке неприятельского судна.
«Ханли» под водой. (militaryarms.ru)
Учения стали тяжёлым испытанием для всего проекта. В августе 1863 г. лодка затонула, погибло 5 человек
Малейшая неосторожность с балластными котлами могла привести к трагедии. Неудивительно, что вскоре после того, как лодку подняли и вернули в строй, беда повторилась
На этот раз из-за переизбытка балласта на носу лодки она «клюнула» и пошла ко дну во второй раз. Теперь погиб весь экипаж — ещё 8 человек, включая самого изобретателя «Пионера-3» Хораса Ханли. Люди задохнулись, не в силах вытащить своё судно задним ходом или открыть люки.
Через три недели водолазы отыскали и снова подняли затонувшую лодку. Теперь её называли «машиной-убийцей». Военному коменданту Чарльстона генералу П. Бэригарду и другим свидетелям открылась жуткая картина: «Зрелище было неописуемо ужасным. Изогнутые агонией люди сгрудились в кучу на дне. На лицах у всех застыло выражение отчаяния и смертельной муки. Некоторые держали в руках обгоревшие свечи. Ханли находился на своём посту. Правой рукой он упирался в крышку люка, словно пытался открыть его, в левой была зажата свеча».
«Ханли перед отплытием», худ. Марек Сарба, 2010. (Livejournal)
Субмарина выходит в поход. (Pinterest)
Модификации
Проект 613 имел множество модификаций, разработанных для улучшения характеристик лодок, испытаний новых видов вооружения, выполнения дополнительных задач. Некоторое количество модификаций не было реализовано.
Проект | Подлодок | Главный конструктор | Назначение | Новое вооружение, оборудование |
---|---|---|---|---|
613В | 27 | увеличенная до 45 суток автономность | ||
613М | испытание новых систем вооружения | |||
С-384, проект 613Ц | испытание новых систем вооружения | глубина применения торпед 70 м | ||
613Э «Катран» | 1 | с электрохимическими генераторами (ЭХГ). Переоборудована С-273 или C-293 | ||
4 | Я. Е. Евграфов | станции дальнего радиолокационного обзора (в дальшейшем модифицировались по проекту 640Ц и разрабатывались 640У и 640Т) | РЛС «Касатка» | |
П-613 | испытание ракетного комплекса | П-5 | ||
6 | П. П. Пустынцев | оснащены КР; дальнейшее развитие — 644Д и 644.7 | 2 x П-5 | |
6 | Б. А. Леонтьев | оснащены КР; развитие проекта . Построено 6 лодок. | 4 x П-5 | |
613-А | 1 | испытание ракетного комплекса | П-70 Аметист | |
613-АД | 1 | испытание ракетного комплекса | П-70 Аметист | |
613П-120 | 1 | испытание ракетного комплекса | П-120 Малахит | |
В613 | С-229 | Р-11ФМ | ||
613Д4 | опытовые лодки для проведения испытаний по подводному старту ракет | Р-21 | ||
613Д5 | опытовые лодки для проведения испытаний по подводному старту ракет | Р-27 | ||
613Д7 | опытовые лодки для проведения испытаний по подводному старту ракет | Д-7 | ||
613РВ | испытание ракето-торпед | |||
613С | С-43 | С. Н. Якимовский | испытание спасательного оборудования |
Подводная лодка проекта
Две лодки, С-148 и С-227 были переоборудованы как подводные станции для биологических исследований и получили имена «Северянка» и «Славянка»,
и многие другие модификации.
Дальнейшим развитием проекта стал проект 633.
Бен 10: найди пары
История России
Примечания
- ↑
- ↑ книга под редакцией П. Л. Подвига. Стратегическое Ядерное Вооружение России. — М.: ИздАТ, 1998. — С. 254. — ISBN 5866560798.
- ↑
- книга под редакцией П. Л. Подвига. Стратегическое Ядерное Вооружение России. — М.: ИздАТ, 1998. — С. 272. — ISBN 5866560798.
- ↑ А. Б. Широкорад. Энциклопедия отечественного ракетного оружия. — М.: АСТ, 2003. — С. 514. — ISBN 5170111770.
- Р. Н. Канин, Н. Н. Тихонов под редакцией В. Г. Дегтяря. СКБ-385, КБ МАШИНОСТРОЕНИЯ, ГРЦ «КБ ИМ. АКАДЕМИКА В.П. МАКЕЕВА». Юбилейное издание к 60 летию КБ. — М.: ООО «Военный Парад», 2007. — С. 142. — ISBN 5902975107.
- книга под редакцией П. Л. Подвига. Стратегическое Ядерное Вооружение России. — М.: ИздАТ, 1998. — С. 275. — ISBN 5866560798.
- Р. Н. Канин, Н. Н. Тихонов под редакцией В. Г. Дегтяря. СКБ-385, КБ МАШИНОСТРОЕНИЯ, ГРЦ «КБ ИМ. АКАДЕМИКА В.П. МАКЕЕВА». Юбилейное издание к 60 летию КБ. — М.: ООО «Военный Парад», 2007. — С. 42. — ISBN 5902975107.
- А. Б. Широкорад. Энциклопедия отечественного ракетного оружия. — М.: АСТ, 2003. — С. 513. — ISBN 5170111770.
- А. Б. Широкорад. Энциклопедия отечественного ракетного оружия. — М.: АСТ, 2003. — С. 519. — ISBN 5170111770.
- ↑ А. Б. Широкорад. Энциклопедия отечественного ракетного оружия. — М.: АСТ, 2003. — С. 520. — ISBN 5170111770.
Классификация ракет РФ
Боевые ракеты представляют собой непилотируемые летательные устройства, доставляющие к цели поражающие средства полетом на реактивном двигателе.
Различают пять классов ракет:
- земля-земля;
- земля-воздух;
- воздух-земля;
- воздух-воздух;
- воздух-поверхность.
В свою очередь, выделяют различные типы ракет земля-земля:
- по траектории полета — баллистические и крылатые;
- по предназначению — тактические, оперативно-тактические и стратегические;
- по дальности.
Земля-земля
Российские ракеты земля-земля запускаются с ракетных комплексов (РК), расположенных в шахтах, на земном рельефе или на кораблях, и предназначены для поражения наводных, наземных и заглубленных в землю целей.
Пуски таких ракет возможны как с неподвижных сооружений, так и с передвижных самоходных либо буксируемых установок.
Ранее на вооружении ракетных войск состояли в основном неуправляемые ракетные снаряды (НУРС). Новые ракеты земля-земля создают и производят управляемыми, снабженными аппаратурой, регулирующей их полет и обеспечивающей достижение цели.
Земля-воздух
Зенитно-ракетный комплекс С-400
Класс земля-воздух объединяет зенитные управляемые ракеты (ЗУР), рассчитанные на уничтожение воздушных целей, в основном боевой и транспортной авиации противника.
По способу запуска и управления различают четыре вида ЗУР:
- радиокомандные;
- наводящиеся по радиолучу;
- самонаводящиеся;
- комбинированные.
Также ракеты земля-воздух различаются по аэродинамическим особенностям, дальности, высоте и скорости воздушных «мишеней».
Показательный пример российских ЗУР — зенитные комплексы с ракетами средней и большой дальности С-400, фигурирующие в скандале с планируемой поставкой Турции, вызвавшей бурные возражения со стороны США.
Воздух-земля
Воздух-земля — ракетные средства поражения наземных и заглубленных целей, находящиеся на вооружении бомбардировочной и штурмовой авиации. По предназначению и дальности классифицируются аналогично с ракетами земля-земля. По типам целей дополнительно выделяют противотанковые ракеты воздух-земля для ударов по вражеской бронетехнике и противорадиолокационные — для выведения из строя радиолокационных станций (РЛС).
Воздух-воздух
Ракеты воздух-воздух — вооружение российской истребительной авиации, созданное для уничтожения пилотируемых и беспилотных вражеских летательных аппаратов (ЛА).
По дальности бывают:
- малой — для удара по визуально обнаруженной пилотом цели;
- средней — для поражения цели на расстоянии до 100 километров;
- большой — для запуска на расстояние свыше 100 км.
Системы наведения при пусках ракет воздух-воздух используются радиокомандные (в ракетах СССР К-5), активные и полуактивные радиолокационные (АРЛС — в Р-37, Р-77 и ПРЛС — в Р-27), инфракрасные (в ракетах Р-60 и Р-73).
Ракета воздух-воздух Р-27
Воздух-поверхность
Ракетами воздух-поверхность, которые не относятся к виду воздух-земля, является противокорабельное оружие.
Оно характеризуется:
- сравнительно большой массой;
- фугасным типом поражающего средства;
- радиолокационным наведением.
Подробно о противокорабельных современных ракетах России см. ниже.
Самые опасные подводные лодки в мире
Также среди АПЛ встречаются самые опасные обитатели морей. Среди самых жутких хищников можно выделить 4.
- Пожалуй, самая не приятная встреча в открытом море может быть с подлодкой «Ясень», равных в сражении в открытом море ей нет. Глубина её погружения 600 метров, а в её вооружении присутствуют: 10 отсеков для торпед и 8 ракетных отделений в которых ждут своего часа 32 крылатые ракеты. Их мощность воочию можно было наблюдать, когда в 2014 году, находясь на расстоянии 3000 километров «Ясень» нанес удар по террористическим группировкам в Сирии. Среди недостатков не значится даже высокий шум при передвижении, если необходимо бесшумное нападение, то у подлодки есть электродвигатели малого хода.
- Подводная лодка «Борей» не только является одной из самых мощных, но также это самая бесшумная подлодка в мире. Вооружена она ракетами огромной дальности, цель может быть взята за 8000 километров, а сбить их практически невозможно, так как свой курс они могут менять до 10 раз. Погружение подлодки составляет 480 метров, а при помощи реактора на автономном ходу подлодка может продержаться 3 месяца.
- США также не остается в стороне и свои подлодки «Вирджиния» Америка считает одними из самых мощных, по крайней мере внутри своего подводного флота этого звания у неё не отнять. Их запас хода и автономность плавания не ограничены, препятствием может встать лишь голод команды, которая насчитывает на подлодке 120 человек. «Вирджиния» пришла на смену «Сивулф», который мог погружаться на глубину 600 метров. Очень часто многие люди сравнивают эту АПЛ и «Ясень», но если российский аппарат предназначен больше для открытого боя, то «Вирджиния» принесёт больше пользы при собирании разведданных. На место стандартного перископа установлены выдвижные мачты с камерами, которые поддерживают отличное разрешение. Также подлодка набирает скорость до 46 километров в час, а под водой и вовсе 65. Данных атомных подлодок немного, семь, но на данный момент вооруженные силы штатов активно внедряют данные корабли.
- Другие страны помимо России и США несколько отстают в развитии подводного флота, но также имеют свои убедительные аргументы под водой. Так у Великобритании был построен «Астьют», что в переводе означает «Проницательный», такой экземпляр лишь один и он уступает своим собратьям из России и Америки, но тем не менее на островном государстве он считается лучшим и вооружен он 38 ракетами «Томагавк», а его атомные и водометные двигатели обеспечивают автономность плавания до 90 дней (трех месяцев). Его скорость под водой составляет 54 км/час, а экипаж численностью 98 человек может погружаться под воду на глубину 300 метров.
История проектирования и строительства
Техническое задание на разработку дизель-электрической подводной лодки, оснащённой баллистическими ракетами ЦКБ-16 получил в мае 1954 года. В соответствии с ним, предполагалось с целью максимальной унификации в качестве базы для новой лодки взять отработанный проект 641. Уже на стадии эскизного проектирования конструкторы показали, что требования заказчиков выполнены быть не могут, поэтому ТТЗ было переработано и в январе 1956 года вновь утверждено, причём так как создание ракетного комплекса Д-2 велось параллельно строительству лодок, то было принято предложение Н. Исанина о строительстве лодок с комплексом Д-1 и конструкционным резервом для их последующего переоснащения.
Головные корабли, Б-92 и Б-93, были заложены в Северодвинске и Комсомольске-На-Амуре уже в 1957 году, в конце 1958 года они вышли на испытания и одновременно началось серийное строительство лодок, продолжавшееся до 1962 года. На Севере было построено 16 кораблей, на Дальнем Востоке — 8, в том числе одна дальневосточная лодка, заводской номер 208 — для ВМС КНР.
Модификации
Проект 658М
Проект 658М.
Проект 658М предусматривал переоснащение кораблей баллистическими ракетами Р-21 комплекса Д-4 с подводным стартом. Диаметр ракетных шахт был уменьшен с 2450 мм до 2150 мм.
Модернизацию по проекту 658М в 1964—1970 годах во время плановых средних ремонтов прошли семь из восьми лодок проекта 658 (кроме «К-145»).
Проект 658С
Проект 658С.
После подписанного в 1977 году договора ОСВ-1 ракетное оружие с лодок проекта 658 подлежало снятию. Первой эту процедуру прошла К-19, переоборудованная в 1977—1979 годах по проекту 658С для испытания новых устройств радиосвязи подводных лодок.
Проект 658У
Проект 658У.
В ходе процесса снятия ракетного вооружения два тихоокеанских корабля проекта 658М (К-55 и К-178) были переоборудованы по проекту 658У в корабли связи. Торпедный боезапас был уменьшен, служба кораблей продлилась до 1988—1990 годов.
Проект 701
Проект 701.
По проекту 701 переделывалась только одна лодка — «К-145». Модернизация проводилась во время планового текущего ремонта и началась в декабре 1965 года. Швартовые испытания завершились на Северном флоте в Оленьей Губе 25 марта 1971 года. Испытания ракет Р-29 на полигоне завершились в ноябре 1971 года, поэтому к совместным испытаниям лодки и комплекса Д-9 приступили только в декабре 1971 года. Первый запуск 25 декабря 1971 года был успешно произведен из надводного положения, так как ледовая обстановка в Белом море не позволяла произвести подводный запуск. Последующие три старта также прошли успешно. Но во время пятого запуска в марте 1972 года во время предстартового наддува баков ракеты произошло разрушение топливных баков первой ступени. Подлодка по команде капитана 2 ранга Ю. Илларионова произвела срочное всплытие. Была выдана команда на отмену предстартовой подготовки и открыта крышка шахты. Однако эти меры не предотвратили взрыва. Корпус шахты выдержал, но авария вынудила отправить лодку на ремонт на Северный машиностроительный завод. Ремонт продолжался до 3 августа 1972 года. Совместные испытания были закончены 28 ноября 1972 года после пуска 13 ракет. Две ракеты впервые в мире были запущены на межконтинентальную дальность — по полигону в акватории Тихого океана. Приемный акт лодки был подписан 19 декабря 1976 года.
По проекту 701 предусматривалось вооружение подлодок проекта 658М шестью пусковым установками 4С-75-1 для ракет Р-29 комплекса Д-9. Однако по нему была переоборудована только одна лодка — «К-145». Двухступенчатая жидкостная ракета имела массу 33,3 тонны, длину 13 метров и максимальный диаметр 1,8 метра. Боевой блок массой 1100 кг и мощностью 1Мт мог быть заброшен на дальность 7800 километров. Благодаря использованию азимутальной астрокоррекции была получена высокая точность наведения — КВО при стрельбе на максимальную дальность составило 1,5 километра. Пуск ракет Р-29 мог быть осуществлен как из подводного так и надводного положений. Все ракеты могли быть выпущены в одном залпе при скорости подводной лодки до 5 узлов, с глубины до 50 метров и волнении моря до 6 баллов.
Проект «658Т»
Четыре оставшихся корабля: К-33, К-40, К-16 и К-149, были также лишены ракетных шахт. В некоторых источниках указано, что переоборудование проводилось по проекту 658Т, однако по данным ЦКБМТ «Рубин» эта информация неверна.
Общее устройство современной АПЛ
Ракетонесущий атомный подводный крейсер проекта 941 «Акула» в разрезе
Среднестатистическую подводную лодку, бороздящую Мировой океан прямо сейчас, можно описать единой концептуальной схемой. Отдельные агрегаты и линии могут меняться, но сама идея остаётся неизменной с семидесятых годов.
Большинство российских субмарин используют два корпуса (отдельные капсулы в общем) – внутренний из мягкого и прочного титана и внешний из маломагнитной стали. Американские используют один многослойный корпус, разделенный переборками. Как и 50 лет назад.
Между корпусами (у АПЛ США – в общем объеме) расположены ёмкости для воды. При их заполнении лодка опускается, откачка поднимает судно на поверхность. Цистерны можно заполнять одновременно или по-очереди.
Кроме основных, есть так называемые дифферентные цистерны: их заполняют для выравнивания лодки после загрузки и при движении груза. Эта система работает все время, даже под водой при горизонтальном движении.
Многоцелевая АПЛ класса «Вирджиния» ВМС США
Существуют также лодки с корпусом смешанного типа (когда легкий корпус перекрывает основной лишь частично) и многокорпусные (несколько прочных корпусов внутри легкого).
Переборки между отсеками рассчитаны на давление в 10 атмосфер и сообщаются люками, которые можно герметизировать, если это необходимо. Не все отечественные атомные субмарины имеют так много отсеков.
Для справки: многоцелевая АПЛ проекта 971, например, разделена на шесть отсеков, а новый ракетоносец проекта 955 — на восемь.
Палаш
В других странах
Парогазотурбинные
Ножи викингов
Золото-голубое пришествие трипольцев
Издавна разными народами в сражениях использовался определенный символизм, знаменующий место нахождения ратников. Как правило, таковыми выступали куски ткани прямоугольной или треугольной формы, которые крепились к копьям.
В Киевской Руси чаще всего использовали образы христианских святых. Позднее стали утверждать гербы различных земель, которые легли в основу формирования современной национальной символики.
Подобный золото-голубой символизм некогда был принесен трипольцами во времена переселений народов. Часть переселенцев ушли из Северного Причерноморья 5000 лет назад. Новым местом обитания выбрали древнюю Индию, где символизм по-прежнему остался в первозданном виде.
История разработки
25 августа 1956 года было принято постановление Совета министров СССР № 1601-892 о разработке атомного подводного ракетоносца проекта 658. Для ускорения разработки эскизный проект не выполнялся.
Первоначальным техническим заданием предполагалось вооружение ракетоносцев ракетами Р-11ФМ и Р-13 с надводным стартом. Позднее требование об использовании ракет Р-11ФМ было снято. Головной организацией по разработке лодки было назначено ЦКБ-18 (будущее ЦКБ «Рубин»).
Первое время его обязанности исполнял главный инженер Голосовский П. З. Работами по вооружению баллистическими ракетами проекта с 1956 г. занимался назначенный главный конструктор по специальному вооружению Игорь Борисович Михайлов, а с февраля по октябрь 1958 года Михайлова назначили главным конструктором проекта 658, который сделал технический проект атомной подводной лодки с ядерной энергетикой и баллистическими ракетами. Заместителем главного конструктора был назначен Спасский И. Д. В октябре 1958 г. технический проект был подписан. После перевода Михайлова на работу в Государственный комитет по судостроению, главным конструктором проекта был назначен Сергей Никитич Ковалёв. До этого он занимался в ЦКБ разработками по парогазотурбинным проектам и 643. Главным наблюдающим от ВМФ был представитель 1 ЦНИИ военного кораблестроения капитан второго ранга Мартыненко К. И.
За основу проекта 658 была взята первая советская атомная торпедная подводная лодка проекта 627, которую спроектировало и построило СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит»). Основное отличие заключалось во врезке в корпус торпедной лодки ракетного отсека лодок проекта 629. Все работы, связанные с отработкой ракетного оружия для проекта 658 сделало ЦКБ-16 (СПМБМ «Малахит»). В декабре 1956 года технический проект был представлен на утверждение. Комплект рабочих чертежей был закончен в первом квартале 1958 года. Торжественная закладка головной лодки проекта 658 произошла 17 сентября 1958 года на стапеле 50 цеха Севмашпредприятия.
В марте 1958 года было принято решение о начале разработки проекта 658М. Проектом предусматривалось вооружение ракетоносцев ракетным комплексом Д-4 с ракетой Р-21 с подводным стартом. Главным конструктором был назначен Ковалёв С. Н. Наблюдающим от ВМФ был назначен Фаддеев М. С.
Ссылки
История проектирования и строительства
Техническое задание на разработку дизель-электрической подводной лодки, оснащённой баллистическими ракетами ЦКБ-16 получил в мае 1954 года. В соответствии с ним, предполагалось с целью максимальной унификации в качестве базы для новой лодки взять отработанный проект 641. Уже на стадии эскизного проектирования конструкторы показали, что требования заказчиков выполнены быть не могут, поэтому ТТЗ было переработано и в январе 1956 года вновь утверждено, причём так как создание ракетного комплекса Д-2 велось параллельно строительству лодок, то было принято предложение Н. Исанина о строительстве лодок с комплексом Д-1 и конструкционным резервом для их последующего переоснащения.
Головные корабли, Б-92 и Б-93, были заложены в Северодвинске и Комсомольске-На-Амуре уже в 1957 году, в конце 1958 года они вышли на испытания и одновременно началось серийное строительство лодок, продолжавшееся до 1962 года. На Севере было построено 16 кораблей, на Дальнем Востоке — 8, в том числе одна дальневосточная лодка, заводской номер 208 — для ВМС КНР.