Атомная подводная лодка «комсомолец»: история создания, основное вооружение

Технические характеристики

По своим параметрам АПЛ соответствовала классу крейсерской подлодки. В советском флоте она классифицировалась как ПЛАТ (подводная лодка с атомным двигателем и торпедным вооружением). Автономность лодки составляла 180 суток.

Габариты

  • Длина по конструктивной ватерлинии — 110 м;
  • Ширина корпуса наибольшая — 12,3 м;
  • Средняя осадка по конструктивной ватерлинии — 9,5 м.

Скорость и силовая установка

Скоростные показатели АПЛ «Комсомолец»:

  • в надводном положении — 11 узлов;
  • в подводном положении — 31 узел;
  • в аварийном режиме — 5 узлов.

В качестве главной силовой установки служил водо-водяной атомный реактора тепловой мощностью 190 мегаватт с четырьмя парогенераторами. Он питал главный турбинный агрегат мощностью 43 тысячи лошадиных сил. Кроме того, основная силовая установка дополнялась двумя автономными турбогенераторами мощностью по 2 мегаватта каждый.

Резервная энергетическая установка включала в себя дизель-генератор мощностью 500 кВт и массив из 122 аккумуляторных батарей. В законцовках горизонтального оперения размещались капсулы с электромоторами мощностью по 300кВт каждый, приводящие в движение винты. Резервный движитель позволял лодке развивать скорость до 5 узлов.

Максимальная глубина погружения

Субмарина могла погружаться на такие глубины, куда ранее не мог проникнуть ни один боевой корабль. Проектная глубина погружения подлодки К-278 составляла 1000 метров, а в качестве предельной глубины, на которой лодка могла сохранить свою целостность, разработчики рассчитывали на 1250 метров.

Вооружение

Лодка несла на своем борту ядерное оружие, но она не относилась к подводным лодкам стратегического назначения (так называемым «убийцам городов»). К-278 не имел на вооружении межконтинентальных ракет с ядерными боеголовками, задачей подводного крейсера была борьба с кораблями и субмаринами противника. С этой целью на вооружении «Комсомольца» стояли торпеды и крылатые ракеты «Гранат» и «Шквал», способные оснащаться ядерными боевыми зарядами мощностью порядка 150 килотонн. Подлодка могла стрелять ими даже на предельной глубине погружения.

Торпеды

АПЛ имела шесть носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм с устройством быстрого заряжения. Боезапас торпедного вооружения на подлодке включал в себя 12 торпед САЭТ-60М, которые обладали дальностью хода до 12 км, имели пассивную акустическую систему самонаведения и несли фугасную боевую часть массой 300 кг.

Ракеты

К ракетному вооружению относились 10 ракето-торпед РК-55 «Гранат» и подводных ракет ВА-111 «Шквал» в качестве боеприпасов к торпедным аппаратам, каждый из которых имел автономное пневмогидравлическое стреляющее устройство. ТТХ ракето-торпед «Гранат» примерно соответствовали характеристикам американских крылатых ракет морского базирования «Томагавк» и обладали максимальной дальностью 3000 км. Ракеты «Шквал» применялись для поражения надводных и подводных целей на близкой дистанции (до 13 км) и несли боевую часть массой 210 кг.

Экипаж

Штатный экипаж лодки включал в себя 60 человек, половину из которых составляли офицеры. Для несения боевой службы было сформировано два состава экипажа. Первым из них значился экипаж под командованием капитана 1 ранга Юрия Зеленского. Экипаж под командованием капитана первого ранга Евгения Ванина состоял из 69 человек.

Катастрофы и последствия

К 1989 году советский флот уже накопил достаточную историю аварий на атомных подлодках, в том числе с человеческими жертвами, включая два случая, завершившихся гибелью кораблей: 8 апреля 1970 года в Бискайском заливе из-за короткого замыкания в 7-м отсеке вспыхнул пожар на атомной субмарине К-8 проекта 627А из состава 17-й дивизии 11-й флотилии подводных лодок Северного флота. 12 апреля, после четырех суток борьбы с пожаром, лодка погибла. Морякам удалось заглушить оба реактора. К-8, затонувшая на глубине около 4700 м, унесла с собой жизни 52 моряков. 73 человека были спасены подошедшими к месту аварии торговыми и вспомогательными судами, в том числе большая часть — болгарским теплоходом «Авиор».

В ходе расследования картину аварии восстанавливали, моделируя ситуацию на однотипной субмарине К-181, полученные выводы помогли существенно поднять надежность субмарин проекта 627А и других атомных лодок 1-го поколения. Погибшему командиру подлодки капитану 2-го ранга Бессонову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Действия командира и экипажа были признаны правильными.

Лодка_1

Атомная подводная лодка К-8 после всплытия в аварийном режиме. Фотография сделана с борта американского патрульного самолета

Фото: umbvrei.blogspot.com

Второй советской атомной подлодкой, погибшей в океане, стал ракетный подводный крейсер К-219 проекта 667А/АУ 19-й дивизии 3-й флотилии подводных лодок Северного флота. На ракетоносце, находившемся на боевой службе в Атлантике, 3 октября 1986 года произошел взрыв ракеты в шахте № 6. Шестого октября 1986 года лодка затонула на глубине более 5 тыс. м. Катастрофа унесла жизни четырех человек, еще четверо умерли позднее. Расследование показало, помимо всего прочего, что экипаж был слабо подготовлен к развитию аварийной ситуации и борьба за живучесть должным образом не велась, а причиной развития аварийной ситуации стало сокрытие неисправности арматуры шахты № 6 командиром БЧ-2 (ракетной) капитаном 3-го ранга Петрачковым (погиб в ходе аварии). При этом оба реактора также были заглушены, что позволило предотвратить экологическую катастрофу.

Следует иметь в виду, что такое развитие событий на К-219 стало возможным в силу неблагоприятного хода этого периода холодной войны: подводные силы Северного флота испытывали большое напряжение, обеспечивая дежурство ракетоносцев в Западной Атлантике в условиях дефицита инфраструктуры, кадров и времени на их должную подготовку. Это дежурство, по замыслу советского военного руководства, должно было компенсировать развертывание американских ракет средней дальности в Европе.

Лодка_2

Поврежденная взрывом ракетная шахта атомной подводной лодки К-219

Фото: commons.wikimedia.org

На К-278, ставшей третьей в ряду погибших отечественных атомных субмарин, задачи ядерного сдерживания не возлагались: ее (и других многоцелевых субмарин) целями в Норвежском море, напротив, были заходившие туда американские и британские подводные ракетоносцы, а также многоцелевые подлодки, пытавшиеся прорваться к районам боевой службы советских ракетоносцев в полярных водах.

Ход катастрофы «Комсомольца» описан уже достаточное количество раз, чтобы его не повторять. Вместе с тем ряд вопросов пока не имеет ответа.

Тайна на дне

По мнению экспертов, трагедия могла произойти на атомной глубоководной станции АС-12 «Лошарик». Это одна из самых засекреченных военно-морских разработок России. Официально о ее существовании ранее не упоминалось. Из открытых источников известно лишь, что внутренний корпус аппарата состоит из соединенных между собой титановых шарообразных отсеков (отсюда такое название). Кроме того, эксперты высказывали предположение, что «Лошарик» может погружаться на глубину нескольких километров.

АС-12 способна выполнять широкий круг задач — как научно-исследовательских, так и военных. Считается, что на больших глубинах имеющимися сейчас средствами обнаружить этот корабль невозможно.

подводная5

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Аппарат принадлежит Главному управлению глубоководных исследований Министерства обороны — структуре, которая подчиняется непосредственно руководству военного ведомства, пояснил «Известиям» главный редактор портала MilitaryRussia Дмитрий Корнев.

— По воспоминаниям ветеранов глубоководного флота, особенность атомных глубоководных станций — беспрецедентные меры безопасности, — отметил он. — Их экипажи комплектуются только офицерами, лучшими подводниками, которые готовились в Ленинграде. Офицеры не жили на подлодке, обслуживал ее технический экипаж. Подводники приезжали непосредственно перед выходом в море. За счет такого подхода ни одной аварии с подобными аппаратами в СССР и России не было. Это, судя по всему, первая аварийная ситуация.

Первое глубоководное соединение было сформировано в 1979 году. В прошлом январе 29-я отдельная бригада подлодок, которая базируется в городе Гаджиево (Мурманская область), была переформатирована в полноценную дивизию.

подводная 3

Атомная подводная лодка «Белгород» во время спуска на воду

Фото: РИА Новости/Павел Львов

В состав этого соединения входят малогабаритные атомные глубоководные станции (АГС), способные работать на глубинах до 6 тыс. м, а также субмарины – носители АГС и большое количество роботизированных подводных комплексов. Дивизия напрямую подчиняется министру обороны и считается самым закрытым соединением в вооруженных силах. В ее состав должна войти АПЛ «Белгород», спущенная на воду 23 апреля.

Одна из задач 29-й дивизии ПЛ — находить и поднимать со дна потерянные во время испытаний экспериментальные образцы техники и обломки ракет после практических морских стрельб. Эти фрагменты представляют большой интерес для потенциальных противников.

Глубоководная дивизия будет решать не только военные, но и гражданские задачи. В числе последних, например, ведение геологоразведки на арктическом шельфе. Известно, что в 2012 году «Лошарик» участвовал в экспедиции «Арктика-2012», где занимался сбором образцов геологических пород на больших глубинах.

Десятый отряд гидронавтов был сформирован еще в 1976-м. Перед новым 2017 годом этот отряд наградили орденом Нахимова с официальной формулировкой «за мужество и самоотверженность, проявленные в ходе выполнения государственных задач».

Что дальше?

Во-первых, детально установить момент начала развития аварийной ситуации невозможно в силу уникальности лодки — в составе ВМФ СССР отсутствовала однотипная К-278 субмарина, на которой можно было бы провести следственные действия.

Во-вторых, по мнению ряда специалистов, одной из главных причин уже последующего неблагоприятного развития аварии стала малочисленность экипажа — к этому времени в ВМФ СССР, в том числе в силу хронического дефицита кадров, характерного для советской экономики в принципе, сделали ставку на «малолюдные» лодки с высокой степенью автоматизации. Венцом этой тенденции стали подлодки 705/705К с экипажами всего в 32 человека, споры относительно боевой ценности и надежности которых не утихают и по сей день.

Исходно проект 685 должен был иметь экипаж из 41 человека, в процессе проектирования и строительства он был доведен до 64. Для сравнения, на близких по размеру американских подлодках типа «Лос-Анджелес», строившихся в тот же период, численность экипажа составляет 129 человек, на несколько меньших британских «Трафальгарах» — 130.

Отдельно стоит отметить, что в практике советского подплава вторые экипажи в основном были «береговыми» и имели меньший опыт обращения с лодкой и подготовки в целом, чем основные. В случае с К-278 эта проблема усугублялась тем, что в силу уникальности субмарины найти достаточное число специалистов с опытом службы на этом проекте для второго экипажа было невозможно. Часть офицеров и мичманов получили такой опыт, участвуя в качестве прикомандированных в автономках и учебных выходах в море первого экипажа лодки, но проблемы в целом это не решало.

Лодка_4

Американская атомная подводная лодка USS Chicago типа «Лос-Анджелес» на базе на острове Гуам

Фото: commons.wikimedia.org

По мнению беседовавших с корреспондентом «Известий» ветеранов подплава с опытом службы в БЧ-5 (электромеханической), отечественная ставка на повышенную автоматизацию имеет, помимо очевидных преимуществ, два существенных неблагоприятных следствия. Первое — большее насыщение внутреннего объема лодки механизмами осложняет, в случае аварии в кормовых отсеках (турбинные и вспомогательных механизмов), быструю локализацию ее источника и начало борьбы за живучесть. Второе — малочисленность боевых смен также не позволяет быстро реагировать на ситуацию. По этому сценарию развивались события и на «Комсомольце», где в 7-м отсеке в момент начала развития аварии находился единственный член экипажа — вахтенный матрос Нодари Бухникашвили, сразу же погибший.

В дальнейшем неблагоприятное развитие событий приводит к серийным отказам систем лодки, дополнительно осложняя борьбу за живучесть для сокращенного экипажа.

В данном случае сложно говорить о том, насколько эти обстоятельства сыграли роль в катастрофе К-141 «Курск» в августе 2000 года, учитывая, что в этом происшествии по-прежнему нет ясности с действительной картиной событий, включая возможное участие иностранных подлодок.

Лодка_3

Атомная подводная лодка К-141 «Курск» в доке перед отправкой на утилизацию

Фото: ТАСС/Лев Федосеев

В настоящее время для ВМФ России по-прежнему строятся высокоавтоматизированные атомные субмарины с сокращенным, по сравнению с зарубежными лодками близких размеров и того же класса, экипажем. Так, американские АПЛ типа «Вирджиния» имеют экипаж из 135 человек, тогда как заметно более крупные и несущие большее количество разнообразного оборудования и вооружения отечественные субмарины проекта 885 имеют экипаж в составе 85–90 человек (по разным данным). Близкую к «Вирджиниям» численность экипажа будет иметь еще более крупная и насыщенная сложным оборудованием атомная подводная лодка специального назначения «Белгород» — 130 человек.

Уроки из гибели «Комсомольца» все-таки были извлечены: внесенные в программу подготовки экипажей изменения позволили, по имеющейся информации, избежать тяжелых последствий в ряде опасных ситуаций уже позднее, в 1990–2000-е годы.

Вместе с тем количество уникальных субмарин в составе флота, как атомных, так и дизельных, особо не сокращается, а состояние инфраструктуры базирования и возможности учебных центров ВМФ по-прежнему вызывают большие вопросы

При этом возросшее внимание к спасательным силам ВМФ и увеличившийся объем их подготовки, если что, не помогут — до подхода спасателей, который может в иных районах океана занять недели, российским подводникам придется иметь дело с аварийной ситуацией наедине

История

Изначально в подводном судостроении одной из наиболее важных проблем было увеличение времени нахождения под водой и увеличение скорости подводного хода, как наиболее важных характеристик подводных лодок. Прогрессу в этой области мешало несовершенство энергетических установок, а в частности — их малая мощность и зависимость времени нахождения под водой от содержания кислорода в воздухе внутри лодки. Сперва эти проблемы решались повышением мощности электромоторов, ёмкости аккумуляторов, увеличением запаса сжиженного кислорода, воздуха высокого давления, регенеративных патронов. Во время Второй мировой войны в Германии впервые стало серийно применяться устройство для работы дизелей под водой — шноркель (прибор РДП) и парогазотурбинная энергетическая установка системы Вальтера.

В послевоенное время в США и СССР, а затем и в других странах появилась атомная энергетика, начав новый этап развития подводного флота. Однако создание мобильного компактного реактора заняло более 10 лет и потребовало значительных усилий.

В США

14 июня 1952 в США была заложена первая в мире АПЛ «Наутилус» (англ. USS Nautilus), и она была спущена на воду 21 января 1954 года.

Создание первой атомной подводной лодки обозначило современный этап развития энергетики мореплавания, позволив обеспечить для него практически неограниченную дальность. Помимо этого, техническое решение позволило «Наутилусу» стать первым кораблём, посетившим Северный полюс.

В СССР

В ноябре 1949 года академик Игорь Васильевич Курчатов предложил научно-техническому совету Спецкомитета НКВД, занимавшемуся советским атомным проектом, поддержать доклад С. Фейнберга о возможностях «создания атомного двигателя для подводного флота в трех вариантах (водяное, газовое и металлическое охлаждение) с мощностью 10’000 кВт на валу.

Идея создания подводной лодки с атомной энергетической установкой была изложена А. П. Александровым в письме к И. Курчатову от 19 августа 1952 г. Реализация проекта завершилась 4 июля 1958 года, когда советская подводная лодка К-3 дала ход под атомной силовой установкой. Поскольку лодка изначально проектировалась под качество подводного хода, она получилась быстроходнее американского «Наутилуса»: на испытаниях в погруженном состоянии был достигнут ход в 28 узлов без выхода реакторов на полную мощность.

Атомные подводные лодки стали основной стратегических ядерных сил СССР. Последней из построенных лодок стала К-407 «Новомосковск».

Другие страны

При активном сотрудничестве с США программу атомного подводного судостроения начала Великобритания, в 1963 году в строй вошла первая британская АПЛ «Дредноут».

При содействии СССР подводные лодки с атомными энергетическими установками стали производиться в КНР. Первоначально в конце 1950-х годов КНР запросил в СССР технологии и помощь в строительстве АПЛ, однако пока шли переговоры, в КНР началась культурная революция и отношения с СССР испортились. КНР начала строительство АПЛ своими силами в 1964 году (дата не точная) проекта 091 (код НАТО — SSN Han-class/«Хань»), однако техническая отсталость и хаос Культурной революции привели к тому, что АПЛ (бортовой номер — 401) вступила в строй только в 1980 году (дата не точная).

Франция начала строить АПЛ примерно в то же время, но разработав всю программу судостроения самостоятельно. В 1969 году начала нести боевую службу первая французская атомная подводная лодка «Редутабль», причём она относилась не к торпедным подводным лодкам, а к классу стратегических подводных лодок. Французские атомные реакторы для подводных лодок отличаются компактностью и хорошей защитой. Они имеют меньший срок службы между проведением обслуживания — около 5 лет, что вдвое меньше американских аналогов, но по плану каждые пять лет французские лодки проходят обновление радиоэлектронного оборудования, и смена ядерного топлива происходит во время этих ремонтов.

Дополнительная информация

Тонущий

7 апреля 1989 года под командованием капитана 1 ранга Евгения Ванина на глубине 335 метров (1099 футов) примерно в 180 километрах (100 морских миль) к юго-западу от острова Медвежий (Норвегия) возник пожар в инженерном отсеке. из-за короткого замыкания, и даже несмотря на то, что водонепроницаемые двери были закрыты, возникший пожар распространился через кабельные проходы в переборке . Реактор заглох и пропала силовая установка. Проблемы с электричеством распространяются по мере того, как прогорают кабели, и управление лодкой оказывается под угрозой. Произведен аварийный удар балластной цистерны, и подводная лодка всплыла через одиннадцать минут после начала пожара. Раздались сигналы бедствия, и большая часть экипажа покинула судно.

Огонь продолжал гореть, питаемый системой сжатого воздуха . В 15:15, через несколько часов после всплытия, лодка затонула на глубине 1680 метров (5 510 футов), примерно в 250 километрах (135 морских миль) к юго-западу от острова Медвежий. Командир и четверо других, которые все еще находились на борту, вошли в аварийную капсулу и катапультировались. Только один из пяти, достигших поверхности, смог покинуть капсулу и выжить, прежде чем она снова затонула в бурном море. Капитан Ванин был среди погибших.

Спасательные самолеты прибыли быстро и сбросили небольшие плоты, но ветер и морские условия не позволили им воспользоваться. Многие мужчины уже умерли от переохлаждения в воде Баренцева моря с температурой 2 ° C (36 ° F) . Плавающий рыбозавод B-64/10 Алексей Хлобыстов ( Алексей Хлобыстов ) прибыл 81 минут после того, как K-278 затонула, и взял на борт выживших.

Из 69 членов экипажа 27 выжили в инциденте, а остальные 42 погибли: 9 во время аварии и последующего затопления, 30 в воде из-за переохлаждения или травм и трое на борту спасательной лодки. После инцидента экипаж был награжден орденом Красного Знамени .

Гибель подводной лодки «Комсомолец»

Советская атомная подлодка, завершая свою очередную «автономку» с несением боевого дежурства, в подводном положении направлялась к месту постоянного базирования. 7 апреля 1989 года, при движении на глубине около 370 метров, в кормовом отсеке лодки «Комсомолец» вспыхнул пожар. Субмарина совершила экстренное всплытие на поверхность. На момент аварии лодка находилась примерно посередине между побережьем Норвегии и архипелагом Шпицберген.

После сигнала в штаб к аварийной лодке поспешили спасательные самолёты и находящиеся в районе советские рыболовецкие суда. Следствием пожара стала утрата герметичности прочным корпусом лодки, и она стремительно затонула. Выжившие после пожара люди оказались в ледяной воде, не имея навыков правильного применения спасательных плотов. Сколько из них погибло при пожаре, а сколько – от последующего переохлаждения, точно выяснить так и не удалось.

В условиях 5-балльного волнения моря посадка спасательного самолёта оказалась невозможной. Только с подходом советской рыболовецкой плавбазы «Алексей Хлобыстов» удалось подобрать из воды 30 подводников, трое из которых скончались уже по пути в порт. В числе погибших оказался и командир К-278 Евгений Ванин.

Выжившие подводники с АПЛ «Комсомолец» перед подъёмом на борт советского судна

О причинах возникновения пожара точных данных не имеется, а различные версии на этот счёт выдвигаются вплоть до настоящего времени. Известно, что возгорание началось в седьмом отсеке, а в связи с гибелью находившихся там моряков его причине суждено остаться тайной. Основной версией пожара считаются сильные перепады напряжения в корабельной электросети из-за неисправности системы защиты турбогенератора.

В кормовом отсеке это оказалось сопряжено с высокой концентрацией кислорода, возникшей в отсутствие контрольной системы, незадолго до того вышедшей из строя. Это привело к возгоранию промасленной ветоши от искр с электрощита, которое тут же превратилось в обширный пожар, с которым система пожаротушения не справлялась.

В условиях разрастания пожара и продолжающихся скачков напряжения в электросети автоматическая защита произвела отключение парогенераторов, и подлодка остановила движение. После этого была подана признанная впоследствии ошибочной команда продуть основной балласт. В аварийном седьмом отсеке на тот момент уже был повреждён трубопровод высокого давления, воздух из которого начал поступать прямо в горящий отсек, нагнетая огонь.

Продукты горения распространились по большинству отсеков и, попав в систему подачи воздуха шланговых дыхательных аппаратов, привели к массовому отравлению подводников. Пожар удалось окончательно ликвидировать только после всплытия лодки, но вода начала поступать внутрь повреждённого прочного корпуса 7-го отсека. Корма аварийной подлодки стала погружаться в воду, и уже вскоре АПЛ затонула.

При расследовании обстоятельств катастрофы К-278, в частности, выяснилось, что для всплытия подводной лодки и выравнивания крена был израсходован весь воздух высокого давления, что привело к критической потере запаса плавучести. В вопросе о том, каким образом в прочный корпус стала поступать вода, единой версии также не имеется. Это могло произойти как через прогоревшие прокладки цистерн главного балласта, так и через открытые системы вентиляции смежных отсеков в кормовой части.

Фото с экспедиции по обследованию места гибели АПЛ «Комсомолец»

По итогам катастрофы АПЛ «Комсомолец» на дне Норвежского моря оказалось кладбище радиоактивных материалов в виде заглушенного реактора и двух торпед с ядерными боеголовками. С целью оценки разрушения корабля и возможностей его подъёма, а также измерения уровня радиации, в 1990-е годы было организовано несколько экспедиций. Вопрос о подъёме лодки «Комсомолец», покоящейся на глубине около 1685 метров, вплоть до настоящего времени остаётся открытым, поскольку неизбежное разрушение реактора и боеголовок под воздействием коррозии угрожает радиоактивным заражением огромной акватории.


Автор статьи:
Роев Олег

МАЗ 537

Последний вариант седельного тягача отличался более совершенной системой питания и охлаждения двигателя. Были усилены фланцы карданных валов раздаточной коробки. Необходимость этого была продиктована частыми поломками, когда загруженный тягач не мог преодолеть размытый дождями участок дороги и крутящий момент двигателя рвал карданные соединения.

Создание семейства тяжелых танковых тягачей марки МАЗ 537, характеристики которого повторяли основные параметры моделей МАЗ 535 и МАЗ 536, стало началом эпохи автопоездов нового класса, с высоким коэффициентом грузоподъемности. Появился мощный стимул для разработки все более совершенных тяжелых полуприцепов и прицепов для транспортировки многотонных неделимых грузов.

Необходимость перемещения массивных конструкций существовала всегда. За рубежом автопоезда появились намного раньше, чем в СССР, и это обстоятельство ускорило процесс разработки советских транспортных средств повышенной грузоподъемности, так как никому не хотелось отставать от передовых технологий. Для начала конструкторские бюро предприятий автомобильной промышленности разработали тягач ЗиС-10 с седельно-сцепным устройством, на базе известного самосвала ЗиС-5. Грузоподъемность новой машины составила всего 6 тонн. Было выпущено небольшое количество буксировщиков, широкого распространения ЗиС-10 не получил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector