«варшавянки» сильны в прибрежной зоне

Новое поколение

Большое внимание командование ВМФ уделяет строительству неатомных подлодок четвёртого поколения. Речь идёт о проекте 677 «Лада»

На текущий момент в опытной эксплуатации находится подлодка «Санкт-Петербург». До 2021 года ВМФ должен получить «Кронштадт» и «Великие Луки». Причём субмарина «Кронштадт» уже была спущена на воду в сентябре 2018 года и в течение 2019-го должна выйти на испытания.

В ближайшее время Минобороны планирует подписать контракт на строительство ещё двух субмарин. Предполагается, что в будущем подлодки проекта 677 должны составить основу неатомного подводного флота России. Также РФ готова поставлять «Ладу» зарубежным партнёрам в модификации «Амур-1650».

Также по теме

«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России

В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…

Длина «Лады» — 67 м, ширина — 7 м, скорость — 21 узел (39 км/ч), водоизмещение — 1,7 тыс. т, глубина погружения — 300 м, автономность — 45 суток, экипаж — 35 человек. Подлодка способна выполнять задачи как в прибрежной зоне, так и на просторах Мирового океана.

Как и «Варшавянка», субмарина проекта 677 вооружена ракетным комплексом «Калибр-ПЛ» и оснащена шестью торпедными аппаратами. Однако «Лада» превосходит предшественницу по показателям малошумности и автоматизации. Подлодка оснащена уникальной системой боевого управления «Литий».

«Отличительными особенностями подводных лодок проекта 677 по сравнению с подводными лодками предыдущего поколения являются возможность ведения залповой ракетной стрельбы по морским целям и улучшенные характеристики радиоэлектронного вооружения», — говорится в материалах Минобороны РФ.

Субмарины проекта 677 будут совершенствоваться в процессе производства.

Данный агрегат разрабатывают три предприятия: ЦКБ МТ «Рубин», МКБ «Малахит» и Крыловский государственный научный центр (КГНЦ). По информации Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), ВНЭУ будут оснащены и «Лада», и субмарины пятого поколения, получившие шифр «Калина».

Как заявил ранее глава ОСК Алексей Рахманов, перспективная подлодка получит ряд преимуществ, которыми сейчас обладают ракетные крейсера стратегического назначения. Предполагается, что субмарина будет вооружена гиперзвуковым ракетным комплексом «Циркон».

  • Спуск на воду подлодки «Кронштадт»

По словам генерального директора ЦКБ МТ «Рубин» (разработчика «Калины») Игоря Вильнита, все ведущие мировые державы стремятся уменьшить габариты подлодок, увеличить их скорость, автоматизировать управление и минимизировать расходы на эксплуатацию.

В беседе с RT доктор военных наук Константин Сивков сообщил, что с большой вероятностью «Калина» будет широко использовать разнообразные робототехнические средства для проведения разведки, нанесения ударов и преодоления минных заграждений. Также эксперт полагает, что отечественную подлодку пятого поколения оснастят комплексом «Циркон» или усовершенствованным вариантом «Калибра».

Михаил Тимошенко придерживается несколько иной точки зрения. По его словам, применение подводных беспилотных аппаратов будет носить более ограниченный характер из-за отсутствия соответствующих систем управления, особенно на дальних расстояниях. С большой вероятностью отечественные инженеры сосредоточатся на том, чтобы избавить подлодки от необходимости подниматься на поверхность, считает эксперт.

«На мой взгляд, неатомная подлодка пятого поколения должна быть оснащена литиево-ионными батареями. Они относительно компактные, в отличие от ВНЭУ. Их использование должно сделать подлодку полностью электрической, так как дизель всё равно создаёт шум. Однозначно увеличится дальность и автономность. Прогресс в развитии неатомного флота усилит боевые возможности ВМФ и позволит ему эффективно взаимодействовать с крейсерами стратегического назначения», — подытожил Тимошенко.

* «Исламское государство» (ИГ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.

Цены на изделие

Ходовая часть

Для подзарядки аккумуляторов этой подводной лодке не нужно всплывать на поверхность, достаточно поднять РДП (их еще называют шнорхелями), чтобы обеспечить доступ забортного воздуха и удаление продуктов сгорания топлива. Дизель применен малодымный, что снижает заметность корабля в открытом море.

Использованы и другие новшества. Основной дизель (5,5 тыс. л. с.) не служит для приведения судна в движение, его назначение состоит только в приведении в движение ротора генератора зарядки аккумуляторов. В надводном положении ход обеспечивает экономичный мотор (мощностью 130 л. с.), а еще два (по 102 л. с.) являются резервно-маневровыми. Кинематическая схема такова, что все три двигателя работают на один винт. Он тоже особенный, шестилопастной, что позволяет вращать его с меньшей скоростью (250 об./мин.), производя, соответственно, и шума меньше.

Представители серии

Схема проекта 877

Схема проекта 636

Подводные лодки типа «Варшавянка», объединяющего проекты 877 и 636 и их модификации, являются основным классом НАПЛ – неатомных подводных лодок, производимых в России. Они стоят на вооружении как российского, так и ряда зарубежных флотов. Проект, разработанный в конце 1970-х годов, считается весьма удачным, поэтому строительство серии, с рядом усовершенствований, продолжается и в 2010-х годах.

Название Верфь Зав. № Закладка Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние Прим.
Проект 636
366 Yuan Zhend 66 Hao Адмиралтейские верфи 01616 16.07.1996 26.04.1997 26.08.1997 ВМС Китая В строю
367 Yuan Zhend 67 Hao Адмиралтейские верфи 01327 28.08.1997 18.06.1998 25.10.1998 ВМС Китая В строю
Проект 636М
368 Yuan Zhend 68 Hao Адмиралтейские верфи 01329 18.10.2002 27.05.2004 20.10.2004 ВМС Китая В строю
369 Yuan Zhend 69 Hao Адмиралтейские верфи 01330 18.10.2002 19.08.2004 05.2005 ВМС Китая В строю
370 Yuan Zhend 70 Hao Адмиралтейские верфи 01331 2004 04-05.2005 05.2005 ВМС Китая В строю
371 Yuan Zhend 71 Hao Адмиралтейские верфи 01332 2004 26.05.2005 2005 ВМС Китая В строю
372 Yuan Zhend 72 Hao Адмиралтейские верфи 01333 2004 26.08.2005 30.05.2006 ВМС Китая В строю
373 Yuan Zhend 73 Hao Красное Сормово 01611 07.1992 08.05.2004 05.08.2005 ВМС Китая В строю
374 Yuan Zhend 74 Hao Севмаш 01701 29.05.2003 21.05.2005 (04.06.2005) 17.11.2005 (30.12.2005) ВМС Китая В строю
375 Yuan Zhend 75 Hao Севмаш 01702 29.05.2003 14.07.2005 (17.07.2005) 24.11.2005 (30.12.2005) ВМС Китая В строю
021 Messali el Hadj Адмиралтейские верфи 01336 2006 20.11.2008 28.08.2009 ВМС Алжира В строю
022 Akram Pacha Адмиралтейские верфи 01337 2007 09.04.2009 29.10.2010 ВМС Алжира В строю
Проект 636.1
HQ-182 Hà Nội («Ханой») Адмиралтейские верфи 01339 24.08.2010 28.08.2012 07.11.201303.04.2014 ВМС Вьетнама В строю
HQ-183 Hồ Chí Minh («Хошимин») Адмиралтейские верфи 01340 28.09.2011 28.12.2012 16.01.201403.04.2014 ВМС Вьетнама В строю
HQ-184 Hải Phòng («Хайфон») Адмиралтейские верфи 01341 23.10.2012 28.08.2013 04.12.201401.08.2015 ВМС Вьетнама В строю
HQ-185 Khánh Hòa («Кханьхоа») Адмиралтейские верфи 01342 23.10.2012 28.03.2014 13.05.201501.08.2015 ВМС Вьетнама В строю
HQ-186 Đà Nẵng («Дананг») Адмиралтейские верфи 01343 01.07.2013 28.12.2014 02.02.201628.02.2017 ВМС Вьетнама В строю
HQ-187 Bà Rịa-Vũng Tàu («Вунгтау») Адмиралтейские верфи 01344 28.05.2014 28.09.2015 20.01.201728.02.2017 ВМС Вьетнама В строю
031 Ouarsenis («Уарсени») Адмиралтейские верфи 01346 2015 14.03.2017 02.10.201809.01.2019 ВМС Алжира В строю
032 Hoggar («Хоггар») Адмиралтейские верфи 01347 2016 29.06.2017 26.11.201809.01.2019 ВМС Алжира В строю
н/д Адмиралтейские верфи 01348 2020 ВМС Индии Рассматривается возможность строительства
н/д Адмиралтейские верфи 01349 2020 ВМС Индии Рассматривается возможность строительства
Проект 636.3
Б-261 «Новороссийск» Адмиралтейские верфи 01670 20.08.2010 28.11.2013 22.08.2014 ЧФ В ремонте В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-237 «Ростов-на-Дону» Адмиралтейские верфи 01671 21.11.2011 26.06.2014 30.12.2014 ЧФ В ремонте В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-262 «Старый Оскол» Адмиралтейские верфи 01672 17.08.2012 28.08.2014 03.07.2015 ЧФ В ремонте В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-265 «Краснодар» Адмиралтейские верфи 01673 20.02.2014 25.04.2015 05.11.2015 ЧФ В строю В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-268 «Великий Новгород» Адмиралтейские верфи 01674 30.10.2014 18.03.2016 26.10.2016 ЧФ В строю В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-271 «Колпино» Адмиралтейские верфи 01675 30.10.2014 31.05.2016 24.11.2016 ЧФ В строю В составе 4-й ОБрПЛ ЧФ
Б-274 «Петропавловск-Камчатский» Адмиралтейские верфи 01614 28.07.2017 28.03.2019 25.11.2019 ТОФ В строю В составе 19-й БрПЛ ПрФлРС ТОФ
Б-603 «Волхов» Адмиралтейские верфи 01615 28.07.2017 26.12.2019 25.11.2020 ТОФ Швартовные испытания Передача флоту запланирована на 2020 год
Б-602 «Магадан» Адмиралтейские верфи 01616 01.11.2019 12.2020 25.11.2021 ТОФ Строится Передача флоту запланирована на 2021 год
Б-588 «Уфа» Адмиралтейские верфи 01617 01.11.2019 03.2021 25.11.2021 ТОФ Строится Передача флоту запланирована на 2021 год
Б-? «Можайск» Адмиралтейские верфи 01618 11.2020 12.2021 25.11.2022 ТОФ Готовится к закладке Подписан контракт
Б-? «Ижевск» Адмиралтейские верфи 01619 11.2020 03.2022 25.11.2022 ТОФ Готовится к закладке Подписан контракт

Цвета таблицы: Зелёный  — действующая в составе ВМФ России  Белый — не достроена Жёлтый  — действующая в составе иностранных ВМС или как гражданское судно

Старая знакомая

В торжественном мероприятии, посвященном этому знаменательному событию, приняли участие главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Виктор Чирков, президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Андрей Дьячков, генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков, главный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Молчанов и глава администрации Старооскольского городского округа Павел Шишкин. Главное в этом событии то, что ВМФ пополняется вновь построенными кораблями. Радуется и молодой экипаж. Тем не менее есть некоторый осадок: неужели это хорошо известный с советских времен тип корабля?

Еще в 2005 году, работая над публикацией по «Черным дырам», так часто называли наши подлодки проекта 877/636 (в НАТО они получили код «Кило», у нас – «Варшавянка»), автор понял, что серия заканчивается. Планировалось построить 53 единицы. Тогда завершались работы по последним ДЭПЛ проекта 636 в рамках контрактов по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) для ВМС Китая. В дальнейшем этот тип субмарин должен был заменить проект 667 «Лада» нового поколения для ВМФ России и проект 667Э «Амур-1650» для экспортных поставок. На Адмиралтейских верфях одновременно были заложены оба проекта. Но сдача головного подводного корабля «Санкт-Петербург» четвертого поколения неатомных подводных лодок (НАПЛ) затянулась надолго, а о судьбе экспортного варианта практически ничего неизвестно до сих пор. Он, как говорят, «испарился». Это отдельная и большая история, порой даже драматическая.

Коллаж Андрея Седых

А почему, собственно, возник вопрос о новизне ПЛ? Да очень просто: экспортные корабли этого типа за 20-летний срок намного обогнали по своим техническим характеристикам и боевым возможностям ДЭПЛ отечественного ВМФ аналогичного проекта. Для подводных сил Индии и Китая да и для последнего заказчика – Вьетнама «Варшавянки» оснащались ракетным оружием Club-S с типорядом крылатых ракет (КР) для поражения надводных кораблей (НК) и береговых объектов. На экспортных подлодках устанавливалось современное цифровое радиоэлектронное, гидроакустическое, навигационное и другое вооружение. В 90-е годы XX века наши моряки могли об этом только мечтать: даже на плановом ремонте ПЛ стояли годами.

И вот наконец было принято решение разработать проект 636.3 для отечественного ВМФ со всеми решениями, используемыми на экспортных ДЭПЛ, применить по возможности нововведения для подводных лодок четвертого поколения. Получается, что для российского флота это новые боевые ПЛ с уникальными ТТХ. Тем не менее вопрос о «новизне» остается открытым, по крайней мере в СМИ. Как рассказали на предприятии в одном из интервью, лодка пойдет в стандартной комплектации и не будет отличаться от тех, что производили до этого. В то же время многие военные эксперты считают, что лодка получит вариант нового ракетного комплекса «Калибр» (экспортный вариант Club-S) с дальностью стрельбы 1,5 тысячи километров. Но здесь есть проблема, ведь для использования этих КР нужна новая боевая информационно-управляющая система (БИУС), недоработки которой и стали одной из причин с задержкой строительства и развертывания НАПЛ типа «Лада». Моряки отмечают, что «Варшавянка» даже в старой комплектации остается мощным оружием, поскольку обладает малой шумностью и «видит» под водой лучше, чем самые распространенные лодки США проекта «Лос-Анджелес». Но это скорее утешение. Для того чтобы понять реальное состояние боевых возможностей и технических данных ДЭПЛ проекта 636, необходимо заглянуть в историю их проектирования, развития и экспортных поставок.

Представители серии[ | ]

Схема проекта 877 Схема проекта 636Подводные лодки типа «Варшавянка»

, объединяющего проекты 877 и 636 и их модификации, являются основным классом НАПЛ — неатомных подводных лодок, производимых в России. Они стоят на вооружении как российского, так и ряда зарубежных флотов. Проект, разработанный в конце 1970-х годов, считается весьма удачным, поэтому строительство серии, с рядом усовершенствований, продолжается и в 2010-х годах.

Название Верфь Зав. № Закладка Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние Прим.
Проект 636
366 Yuan Zhend 66 Hao Адмиралтейские верфи 01616 16.07.1996 26.04.1997 26.08.1997 ВМС Китая В строю
367 Yuan Zhend 67 Hao Адмиралтейские верфи 01327 28.08.1997 18.06.1998 25.10.1998 ВМС Китая В строю
Проект 636М
368 Yuan Zhend 68 Hao Адмиралтейские верфи 01329 18.10.2002 27.05.2004 20.10.2004 ВМС Китая В строю
369 Yuan Zhend 69 Hao Адмиралтейские верфи 01330 18.10.2002 19.08.2004 05.2005 ВМС Китая В строю
370 Yuan Zhend 70 Hao Адмиралтейские верфи 01331 2004 04-05.2005 05.2005 ВМС Китая В строю
371 Yuan Zhend 71 Hao Адмиралтейские верфи 01332 2004 26.05.2005 2005 ВМС Китая В строю
372 Yuan Zhend 72 Hao Адмиралтейские верфи 01333 2004 26.08.2005 30.05.2006 ВМС Китая В строю
373 Yuan Zhend 73 Hao Красное Сормово 01611 07.1992 08.05.2004 05.08.2005 ВМС Китая В строю
374 Yuan Zhend 74 Hao Севмаш 01701 29.05.2003 21.05.2005 (04.06.2005) 17.11.2005 (30.12.2005) ВМС Китая В строю
375 Yuan Zhend 75 Hao Севмаш 01702 29.05.2003 14.07.2005 (17.07.2005) 24.11.2005 (30.12.2005) ВМС Китая В строю
021 Messali el Hadj Адмиралтейские верфи 01336 2006 20.11.2008 28.08.2009 ВМС Алжира В строю
022 Akram Pacha Адмиралтейские верфи 01337 2007 09.04.2009 29.10.2010 ВМС Алжира В строю
Проект 636.1
HQ-182 Hà Nội («Ханой») Адмиралтейские верфи 01339 24.08.2010 28.08.2012 07.11.2013 03.04.2014 ВМС Вьетнама В строю
HQ-183 Hồ Chí Minh («Хошимин») Адмиралтейские верфи 01340 28.09.2011 28.12.2012 16.01.2014 03.04.2014 ВМС Вьетнама В строю
HQ-184 Hải Phòng («Хайфон») Адмиралтейские верфи 01341 23.10.2012 28.08.2013 04.12.2014 01.08.2015 ВМС Вьетнама В строю
HQ-185 Khánh Hòa («Кханьхоа») Адмиралтейские верфи 01342 23.10.2012 28.03.2014 13.05.2015 01.08.2015 ВМС Вьетнама В строю
HQ-186 Đà Nẵng («Дананг») Адмиралтейские верфи 01343 01.07.2013 28.12.2014 02.02.2016 28.02.2017 ВМС Вьетнама В строю
HQ-187 Bà Rịa-Vũng Tàu («Вунгтау») Адмиралтейские верфи 01344 28.05.2014 28.09.2015 20.01.2017 28.02.2017 ВМС Вьетнама В строю
031 Ouarsenis («Уарсени») Адмиралтейские верфи 01346 2015 14.03.2017 02.10.2018 09.01.2019 ВМС Алжира В строю
032 Hoggar («Хоггар») Адмиралтейские верфи 01347 2016 29.06.2017 26.11.2018 09.01.2019 ВМС Алжира В строю
н/д Адмиралтейские верфи 01348 2020 ВМС Индии Рассматривается возможность строительства
н/д Адмиралтейские верфи 01349 2020 ВМС Индии Рассматривается возможность строительства
Проект 636.3
Б-261 «Новороссийск» Адмиралтейские верфи 01670 20.08.2010 28.11.2013 22.08.2014 В ремонте В составе 4-й ОБрПЛ
Б-237 «Ростов-на-Дону» Адмиралтейские верфи 01671 21.11.2011 26.06.2014 30.12.2014 ЧФ В строю В составе 4-й ОБрПЛ
Б-262 «Старый Оскол» Адмиралтейские верфи 01672 17.08.2012 28.08.2014 03.07.2015 ЧФ В ремонте В составе 4-й ОБрПЛ
Б-265 «Краснодар» Адмиралтейские верфи 01673 20.02.2014 25.04.2015 05.11.2015 ЧФ В строю В составе 4-й ОБрПЛ
Б-268 «Великий Новгород» Адмиралтейские верфи 01674 30.10.2014 18.03.2016 26.10.2016 ЧФ В строю В составе 4-й ОБрПЛ
Б-271 «Колпино» Адмиралтейские верфи 01675 30.10.2014 31.05.2016 24.11.2016 ЧФ В строю В составе 4-й ОБрПЛ
Б-274 «Петропавловск-Камчатский» Адмиралтейские верфи 01614 28.07.2017 28.03.2019 25.11.2019 ТОФ В строю В составе 19-й БрПЛ ПрФлРС ТОФ
Б-603 «Волхов» Адмиралтейские верфи 01615 28.07.2017 26.12.2019 25.11.2020 ТОФ Швартовные испытания Передача флоту запланирована на 2020 год
Б-602 «Магадан» Адмиралтейские верфи 01616 01.11.2019 12.2020 25.11.2021 ТОФ Строится Передача флоту запланирована на 2021 год
Б-588 «Уфа» Адмиралтейские верфи 01617 01.11.2019 03.2021 25.11.2021 ТОФ Строится Передача флоту запланирована на 2021 год
Б-? «Можайск» Адмиралтейские верфи 01618 11.2020 12.2021 25.11.2022 ТОФ Готовится к закладке Подписан контракт
Б-? «Ижевск» Адмиралтейские верфи 01619 11.2020 03.2022 25.11.2022 ТОФ Готовится к закладке Подписан контракт

Цвета таблицы:

Зелёный —действующая в составе ВМФ России Белый —не достроена Жёлтый —действующая в составе иностранных ВМС или как гражданское судно

«Скрыть подлодки от радаров»

«Варшавянка» является продолжением советских дизель-электрических субмарин проектов 636 и 877. Такое необычное название подлодка унаследовала от проекта 636, который создавался специально для экспорта в страны — члены Организации Варшавского договора.

Проект 636.3 был разработан в стенах ЦКБ МТ «Рубин», серийное производство развёрнуто на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге. В 1990-е и 2000-е годы менее совершенные модификации «Варшавянки» поставлялись на экспорт в Китай, Алжир и во Вьетнам. В общей сложности за рубеж было продано около 20 субмарин.

Также по теме

Основа триады: какими возможностями обладают новейшие российские подлодки проекта «Борей»

Минобороны России в День подводника, 19 марта, опубликовало видеокадры испытаний новейшей подлодки проекта 955 «Борей». Эти малошумные…

Длина подлодки проекта 636.3 составляет 74 м, ширина — 10 м, водоизмещение — около 2,3 тыс. т, глубина погружения — 300 м, автономность — 45 суток, подводная скорость — 20 узлов (37 км/ч), экипаж — 52 человека. «Варшавянка» относится к классу подлодок третьего поколения, но она оснащена современным оборудованием, которое позволяет в значительной степени автоматизировать процессы управления.

Основным достоинством подлодки проекта 636.3 считается её малошумность. На Западе отечественную субмарину называют «Чёрная дыра». Кроме того, специалистам «Рубина» удалось увеличить дальность плавания и период работы подлодки в автономном режиме по сравнению с экспортными образцами.

Основным оружием «Варшавянки» являются ракетный комплекс «Калибр-ПЛ» и шесть 533-мм торпедных аппаратов. Боевое крещение субмарина получила в ноябре 2015 года у берегов Сирии. Пуски были произведены по боевикам «Исламского государства»*. Впервые в истории  отечественного флота ракетные удары были нанесены из подводного положения в реальных боевых условиях.

Участие в сирийской операции приняли и субмарины Черноморского флота. С 2010 по 2016 год «Адмиралтейские верфи» поставили ВМФ шесть подлодок: «Новороссийск», «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол», «Краснодар», «Великий Новгород», «Колпино». Все они дислоцированы на Новороссийской военно-морской базе (ВМБ).

По информации Минобороны РФ, серия из полудюжины подлодок для ТОФ будет построена с использованием новейших достижений отечественной кораблестроительной мысли. В частности, «Варшавянки» будут оснащены новыми гидроакустическими пластинами. Как отмечают в военном ведомстве, их установка позволит «полностью скрыть подводные лодки от радаров».

  • Репетиция перед парадом в честь Дня ВМФ

«Разработчикам удалось приблизить шумность к фоновым значениям моря. За счёт особой конструкции гидроакустические пластины эффективно поглощают шум различных частот и на различной глубине, тем самым затрудняя обнаружение подлодки», — говорится в материалах Минобороны РФ.

В беседе с RT редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков отметил, что боевые возможности «Варшавянки» позволяют уничтожать широкий спектр морских и наземных целей.

Военный эксперт, полковник в отставке Михаил Тимошенко заявил в интервью RT, что подлодки проекта 636.3 в составе Тихоокеанского флота будут выполнять задачи по охране Курильских проливов и защите военно-морских баз.

Конструкция ДЭПЛ 636 и технические характеристики

Двойной корпус идеально обтекаемой китообразной формы, которая уменьшает гидросопротивление, снижает шумность и позволяет плыть быстрее. Прочный корпус изготовлен из специальной ненамагничиваемой стали и разделен поперечными переборками на 6 отсеков, что обеспечивает высокую живучесть лодки. Легкий корпус — особое покрытие, состав которого держится в секрете и постоянно совершенствуется, минимально отражает эхолокационные сигналы.

С помощью бортовой аппаратуры «Варшавянка» находит подводный звуковой канал, обнаруживает цель на дистанции в 3 раза больше той, на которой может быть обнаружена сама, и атакует.

Гибридный мотор из двух дизель-генераторов мощностью по 1500 киловатт и электромотора мощностью 5500 л.с. обеспечивает хорошую маневренность.

Габариты лодки позволяют скрываться на мелководье:

  • Длина — 73,8 метра;
  • ширина — 9.9 метра;
  • осадка — 6.2 метра;
  • водоизмещение надводное — 2350 тонн, подводное — 3100 тонн;
  • максимальная глубина погружения — до 350 метров;
  • надводная скорость — 17 узлов, подводная — до 20 узлов;
  • радиус дежурства — 2000 тысячи миль;
  • автономность плавания — 45 суток;
  • экипаж — 52 человека.

Все механизмы смонтированы на амортизаторах и звукоизолирующих фундаментах. Система РДП на лодке позволяет пополнять запасы сжиженного воздуха для экипажа, не поднимаясь на поверхность. Выхлопные газы от дизель-генераторов из моторного отсека выводятся по выдвижным трубам.

На лодке шесть 533-миллиметровых торпедных аппарата, боекомплект — 18 торпед или 24 мины, крылатые ракеты комплекса «Калибр-ПЛ», выдвижной ПЗРК «Стрела-3».

Боевое и учебное применение

До сих пор в составе флота находилась лишь одна субмарина проекта 677 – «Санкт-Петербург». Использование её было исключительно опытным – проводилась отработка различных бортовых систем и оборудования. При этом было обнаружено огромное количество самых разных недоработок. Достаточно сказать, что после передачи подводной лодки заказчику выяснилось, что на борту полностью отсутствует гидроакустический комплекс – установлены только внешние антенны.

Мореходность корабля из-за плохо работающей силовой установки не позволяла осуществлять выходы из порта в условиях шторма и значительного волнения. Нарекания вызывали и многие другие узлы и агрегаты. В течение последующих лет большинство из обнаруженных дефектов были устранены, но и сегодня репутация у «Санкт-Петербурга» не блестящая.

В апреле эта субмарина выполнила испытательный запуск крылатой ракеты – почему-то непосредственно из базы. Несмотря на успешное поражение цели, состояние подводной лодки и степень её боеготовности по-прежнему под вопросом.

Подводная лодка «Кронштадт» перед участием в военно-морском параде в Петербурге

Следующий корабль в этой серии, «Кронштадт», спущен на воду и проходит цикл испытаний. В июле 2020 года эта подводная лодка принимала участие в военно-морском параде в Петербурге.

Технические характеристики «Варшавянки»

Начнем с габаритов и продолжим маневренностью. При ширине около 10 метров, длина подводной лодки «Варшавянка» насчитывает 73,4 м. При таких размерах надводное водоизмещение составляет более 2300 т с осадкой примерно 6 метров.

Все вышеперечисленное увеличивается при погружении ПЛ в воду. Так к водоизмещению прибавляется еще около 1600 т, а к скорости еще 3 узла. Максимальная глубина погружения 300 метров, но оптимальной считается 240 м. Под водой «Варшавянка» чуть быстрее.

Хорошую маневренность обеспечивает гибридный мотор, состоящий из пары дизель-генераторов по 1500 л.с. каждый и электромотора мощность в 5500 л.с. Для улучшения маневренности используются дополнительные электродвигатели. Помимо всего этого, на борту есть специальный электрический агрегат в 190 л.с., предназначенный для экономичного хода.

Все вышеперечисленное актуально для модели 877 проекта и его модификаций. А для 636 справедливы эти же цифры, но с небольшими улучшениями, например, чуть более высокая скорость под водой, примерно на 3 узла. Строго говоря, именно эти субмарины считаются наиболее эффективными и используются в ВМФ РФ. Кроме ПЛ основной серии, российский флот располагает ее различными модификациями.

Работа этой техники невозможна без экипажа, который насчитывает 52 человека. При таком составе на борту лодка может автономно функционировать на протяжении 45 дней.

Максимальная дальность плавания 400 миль, однако будучи оснащенной технологией РДП лодка типа «Варшавянка» может увеличить этот показатель до 6000 миль.

РДП позволяет пополнять запасы сжиженного воздуха для экипажа не поднимаясь на поверхность. Также, эта система участвует в вентиляции моторного отсека дизель-генераторов, выводя выхлопы по выдвижным трубам. По таким же трубам и поступает воздух.

Устройство подводной лодки

Подводные лодки состоят обычно из двух корпусов, находящихся один в другом (по «матрешечному» принципу).

Легкая оболочка служит обтекателем, под которым скрыты так называемые ЦГБ (цистерны главного балласта) и ЦВБ (вспомогательные). Главный балласт предназначен для создания положительной или отрицательной плавучести, то есть обеспечивает всплытие и погружение корабля. Вспомогательные цистерны создают дифферент (то есть продольный горизонтальный наклон корпуса) на нос или корму, а также служат для выравнивания крена.

Экипаж, вооружение, все необходимые машины, включая электродвигатель, аккумуляторные батареи, оборудование ГКП (главного командного поста), камбуз и многое другое заключены в прочном корпусе, разделенном на отсеки. Не составляет исключения и «Варшавянка». Подводная лодка разделена на шесть отсеков. Обычно первый и последний из них называют торпедными, но у кораблей проекта 877 это оружие находится только в носовом, вместе с постом гидроакустика, оснащенным специальной выдвижной (вниз) шахтой. Но на этом особенности конструкции не исчерпываются.

Навигация

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector