Восточные славяне

Содержание

Содержание

Содержание

Литература

External links

Таблица БЖУ и калорийности рыб семейства осетровых

География расселения славянских племен

Восточные славяне (а также западные и южные) постепенно заселили всю Восточно-европейскую равнину, ориентируясь в своем движение на речные магистрали (карта расселения восточных славян наглядно показывает это):

  • поляне жили на Днепре,
  • северяне на Десне,
  • древляне и дреговичи на реке Припять,
  • кривичи на Волге и Двине,
  • радимичи на реке Соже,
  • вятичи на Оке и Доне,
  • словене ильменские в акватории р. Волохов, оз. Ильмень и оз. Белое,
  • полочане на р. Ловать,
  • дреговичи на р. Сож,
  • тиверцы и уличи на Днестре и Пруте,
  • уличи на Южном Буге и Днестре,
  • волыняне, бужане и дулебы на Западном Буге.

Одной из причин расселения восточных славян и оседания их на данной территории стало наличие здесь водных транспортных артерий – Невско-Днепровской и Шексно-Окско-Волжской. Наличие этих же водно-транспортных артерий привело к тому, что произошло частичное обособление славянских племен друг от друга.

Важно! Предками славян и некоторых других народов, их непосредственных соседей, скорее всего, были индоевропейцы, пришедшие сюда из Азии. Еще одной прародиной славян считаются Карпатские горы (территория, расположенная к востоку от германских племен: от р

Одер до Карпатских гор), где они еще под именем венедов и склавинов были известны во времена готов и гуннов (упоминания об этих племенах есть в трудах римских историков: Плиния Старшего, Тацита, Птоломея Клавдия). Протославянский язык, по мнению историков, начал формироваться в середине I т. до н.э

Еще одной прародиной славян считаются Карпатские горы (территория, расположенная к востоку от германских племен: от р. Одер до Карпатских гор), где они еще под именем венедов и склавинов были известны во времена готов и гуннов (упоминания об этих племенах есть в трудах римских историков: Плиния Старшего, Тацита, Птоломея Клавдия). Протославянский язык, по мнению историков, начал формироваться в середине I т. до н.э.

Восточнославянские племена на карте.

О славянах I – II веков

Рим

  • Птолемей. I – II век н.э. Первое упоминание о славянах и ругах.
  • Публий Корнелий Тацит. I –II век н.э. Описывает славянские (или славянизированные позже) народы Венедов и Ругов в сочинении «О происхождении и местах обитания германцев».

О славянах V — VI веков.

Византия.

  • Приск. V век. Славянский этногенез.
  • Начало VI века – (цикл «Войны» с 5 по 8 книги), славяно-ромейские отношения, обычаи славян, устройство их общества. («О постройках») – дополнение. («Тайная история») – о мощи славян.
  • Плиний Старший (VI век) «Естественная история«. Описание антов.
  • Агафий Миринейский («О царствовании Юстиниана») рассказывает о славянах V века на службе в войсках Византии.
  • «Ответы на вопросы» VI век (Псевдокесарий или Кесарий Назианзский). Описаны нравы славян.
  • VI век. Славянская история у Иоанна Масха («Луг духовный»).
  • Сведения о дунайских войнах славян есть в указах (Новеллах) Юстииана.
  • Менандр Протектор. (V век) «История». Славяно-аварские войны и «славянская политика» Константинополя.
  • «История» Феофилакта Симокатты (конец VI века) — славяно-ромейские войны.
  • Феофан Исповедник (IX век) «Хронография». Славяно-ромейские войны, описанные у Феофилакта, но дополненные из других источников.
  • Архиепископ Иоанн из Фессалоники. «Чудеса св.Дмитрия Солунского».(VII-VIII вв.) События во Фракии с участием славян.
  • «Анонимный военный трактат» (VI век) Описывает военное дело славян.
  • Маврикий. «Стратегикон». (VI век). Устройство славянского общества, обычаи, хозяйство, материальная культура.
  • «Именник болгарских ханов». (VIII век). Славянские имена болгарской аристократии.

Территория расселения

Таблица отражает названия племён и места их проживания.

Племена

Места их расселения

Поляне

расселялись по Днепру, вокруг Киева

Кривичи

заселяли Западную Двину и Волгу

Словене ильменские

берега Чудского и Ладожского озёр, недалеко от Новгорода

Дреговичи

проживали по рекам Припять, Днепр и Неман

Полочане

к югу от Западной Двины

Волыняне

к югу от древлян

Древляне

южнее Припяти

Белые хорваты

на западных землях между Днестром и Вислой

Дулебы

к востоку от белых хорватов

Северяне

на берегах Десны

Уличи

от Днестра до Южного Буга

Вятичи

в верховьях Дона и Оки

Тиверцы

от Прута до Днестра

Радимичи

между Днепром и Десной

Община

Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община — мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь, прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности — личная и общественная. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении многих и многих столетий.

В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. (Феод — наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал — владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.) Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников.

Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Что такое родовая община

Понять суть родовой общины можно по рисунку, приведенному ниже.

Основную ячейку общества составлял род. Род (отсюда слово родственники) — семья или группа семей. Семьи составляли племена. а племена заключали союзы друг с другом. Так было начиная с 6 века нашей эры.

При родовой общине было 2 типа имущества:

  • частное — инструменты, животные и так далее.
  • общественное — земля, реки и озера, леса, охотничьи угодья и так далее.

Вопрос распределения того, кто чем пользуется из общественного имущества у восточных славян в племенах не стоял, поскольку племя включало в себя кровных родственников. Часто земля перераспределялась каждый код, чтобы у всех были равные возможности.

Сколько калорий в белках, жирах, углеводах

Религия восточных славян

Основная статья: Славянская мифология

У восточных славян очень долго был патриархально-родовой строй, поэтому у них долго сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанный с погребальным культом. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Все умершие резко делились на две категории: «чистых» покойников — умерших естественной смертью («родители»); и на «нечистых» — умерших насильственной или преждевременной смертью (после принятия христианства к ним относились и дети, умершие некрещёными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых («мертвяков» — отсюда происходят много суеверий, связанных с умершими) боялись и старались обезвредить:

  • Почитание «родителей» — это семейный, а раньше (родовой) культ предков. С ним связаны многие календарные праздники — Масленица (отсюда и родительская суббота), Радуница, Семик и другие. Отсюда, возможно, появился и образ Чура (Щура); восклицания, такие как «Чур меня», «Чур это мое», могли обозначать заклинание, призывающее Чура на помощь. Из культа предков происходит и вера в домового (домовик, доможил, хозяин и пр.).
  • «Нечистые мертвецы». Часто это были люди, которых боялись при жизни и не переставали бояться после их смерти. Интересен обряд «обезвреживания» такого мертвеца во время засухи, которую им часто приписывали. Выкапывали могилу мертвеца и бросали его в болото (иногда заливали водой), возможно, именно отсюда происходит название «навий» (мертвец, умерший), а также «навка» — русалка.

Более сложен вопрос о богах и божествах восточных славян.
Самыми древними являлись Перун, Велес и Мокошь.

Многие исследователи согласны, что потом Перун стал княжеским богом, но почитался ли крестьянами не известно. Считается, что после принятия христианства в 988 году образ Перуна стал связываться с Ильёй-пророком. Велес, «скотий бог», мог быть покровителем скотоводства, так и земледелия., а Мокошь — покровительницей женских работ, прядения и ткачества.

В 980-е годы князем Владимиром была проведена языческая реформа с целью внутреннего укрепления государства через объединение местных племенных культов. Князь выделил единый пантеон языческих богов во главе с Перуном.

Из других богов, которые упоминаются в летописях и некоторых других источниках, можно назвать — Сварог, Даждьбог, Хорс (солнечные божества), Род и рожаницы — этимология и происхождение которых неясны.

В литературе упоминаются иногда другие божества и боги, но часть из них не может считаться богами в строгом смысле этого слова (См. Умирающий и воскресающий бог — Третий этап — начало обожествление духа зерна, ему дается имя, но упоминается он лишь при праздновании того, или иного ритуала) — Ярило, Кострома, Кострубонько и др.

Другие божества и боги являются «плодом ошибок и фантазии» (В. Н. Топоров) — Лада-Ладо, Лель, Полель, Похвист и пр. Многие фольклористы, лингвисты и этнографы даже употребляют термин — «кабинетная мифология».

Из низшей мифологии можно выделить лешего — враждебная человеку сила, олицетворявшая лес и таившуюся в ней опасность; водяного — страх перед водой, полудницы — полевой дух в образе женщины в белом, который является во время полуденного жара к работающим в поле, так как обычай требует сделать перерыв.

Спорным был вопрос о русалках. Многие считали её то олицетворением воды, то духом утопленницы. Неясным оставалась и этимология самого слова. Сегодня можно считать доказанным латинское происхождение названия праздника Русалий, от которого произошло слово «русалка», а образ возник из слияния как водяных духов, берегинь, водяниц и пр.

Общественный строй и племенные союзы

На ранней стадии развития образовывались родовые общины, которые постепенно перешли в соседские. К этому времени относится появление частной собственности. 

Впоследствии произошло объединение общин в племена, во главе которых стояли князья, появилось разделение населения на классы. 

Воины-дружинники подчинялись богатым предводителям, с их помощью практиковался способ сбора дани с населения, именовавшийся «полюдье», характерной чертой которого была ненормированность.

История славян характеризует VI в. как время объединения союзов из племён, во главе которых становятся князья, отличившиеся военной силой.

Как пример такого преобразования можно вспомнить о племени, проживавшим на берегах реки Рось, объединившее вокруг себя другие славянские племена, давшее название Руси. 

Восточнославянские племена IX—XIII веков

Формирование государственных центров у восточных славян

К рубежу VIII-IX вв. социально-экономическое развитие восточных славян привело к созданию на базе племенных союзов более сильных межплеменных группировок. Это происходило как благодаря развитию торговли, связывающей земли все более прочно, так и ввиду необходимости создания военных союзов для сопротивления врагам и военных набегов.

Одним из центров объединения племен восточных славян стал Киев. У полян раньше, чем в других землях, сложилась княжеская власть, зародилось государственное образование, которое стало называть себя Русь (хотя однозначного ответа на вопрос о происхождении данного этнонима наука пока не дала). В начале IX в. состоялись успешные походы руссов на владения Византии. Было разграблено южное побережье Крыма от Херсонеса до Керчи, взят город Сурож (Судак).

Через несколько лет руссы захватили богатый византийский город Амастриду. Наконец, в 860 г. дружины киевских князей Аскольда и Дира появились под стенами Константинополя.

Рис. 4. Поход Аскольда и Дира на Царьград. Лицевой летописный свод

И хотя город взять не удалось, напуганные греки уплатили огромную контрибуцию, пообещали платить ежегодную дань, предоставили руссам возможность беспошлинной торговли. По сути, между Византией и Русью устанавливались дипломатические отношения, базилевс и киевский князь встретились и лично скрепили условия мирного договора.

Одновременно в северо-западных землях, в районе озера Ильмень, формируется второй центр будущей государственности. Здесь на реке Волхов во второй половине VIII в. восточные славяне основали древнейший в этих землях город – Старая Ладога (известный скандинавам как Альдейгьюборг).

Рис. 5. Ладога. Археологические раскопки

Приильменские словене создали мощный союз славянских и угро-финских племен, который вступил в борьбу с варягами, изгнав тех «за море». Однако вскоре началась борьба за власть, и для установления мира и справедливого управления ссорящиеся племена решили пригласить князя со стороны. Как ни странно это может показаться, выбор пал на варяжских князей. Но странно это лишь на первый взгляд. Варяги были сильны в военном отношении, приход одного из князей (конунгов) мог положить конец набегам других варяжских дружин на славянские земли.

Отзывы о средстве М16

Образование Древнерусского государства

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности.

Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI—VII в. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян», являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява), по всей видимости, располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б. А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение «Русь», включавшее и часть северян.

Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины — свидетельства формирующейся государственности.

Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточнославянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточнославянских племен начала складываться государственность,

Норманнские воины

Стоял на вооружении

Словене ильменские

Собранные данные о второй половине первого тысячелетия дают возможность ознакомиться со словенами ильменскими, проживавшими на территории Ильменского озера, Новгородской области и Верхнем Поволжье. Эта народность восточных славян оставляла основную численность Новгородских земель.

История словен ильменских сложно просматривается до 10 века, а то немногое, что есть опирается на придания, а значит малодостоверно.Занимая столь большую территорию эта народность успешно развивалась в земледелии, что не приносило основной экономической степени развития. Однако, благодаря даже не большому торговому шагу, они смогли стать основной культурной составляющей и имели лидирующее положение на всей территории.

В период с 870 года на территории прошли междоусобные войны, что сказалось на строительстве основного города Новгорода и после его завершения словене ильменские в источниках указываются как «новгородцы».

Температурный режим

Занятия восточных славян

Занятия восточных славян определялись местностью, в которой они проживали. В основном, это было земледелие, которое требовало объединения усилий большого количества людей, что способствовало сохранению общины. Основными земледельческими культурами были: рожь, пшеница, ячмень, просо, чечевица, конопля, горох, лен.  Среди огородных – капуста, редис, свекла, морковь, огурцы.

Племена, населявшие южные регионы  и район Днепра, культивировали переложной метод земледелия, используя черноземные грунты до их истощения, после чего переходили к другому участку, оставив первый для восстановления на 25-30 лет (рисунок 5).

Древние славяне, проживавшие в северных и центральных районах Восточно-Европейской равнины, не имея столь плодородной земли, вынуждены были прибегать к подсечно-огневому способу хозяйствования. Для этого вырубался и сжигался лес на определенном участке, а расчищенная поверхность посыпалась пеплом. Только после этого можно было приступать к земледельческим работам. Участок оставался плодородным в течение 2-3 лет, после чего его оставляли и переходили к следующему.

Рисунок 5. Восточные славяне занимались земледелием, ремеслами и торговлей с соседними племенами

Кроме земледелия, восточные славяне занимались стойловым скотоводством (разводя коров, свиней, коз, волов, лошадей), промыслами (пушным, рыболовством, охотой, бортничеством), внешней торговлей. Развитие торговых путей способствовало появлению крупных городов и племенных центров.

Аксессуары и украшения

Богатству украшений казахи уделяют много внимания. Они отличаются разнообразием материлов и манерой выполнения. Их используют во всех предметах одежды. Например, нашивки и на халатах, и на обуви, и на головных уборах.

В зависимости от достатка использовались такие металлы, как золото, серебряные, бронзовые украшения. Из драгоценных камней казахи предпочитали сердолик, перламутр, жемчуг, кораллы, а также цветное стекло.

Украшения нужны были для придания оригинальности и выделения ранга владельца костюма, также они были и самостоятельными элементами. Для людей разных возрастов, семейного положения, ранга существуют разные виды украшений. Отличаются они и по территориальному признаку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector