29 дуэлей пушкина

Узаконенное убийство

В то время, когда в Европе дуэльная лихорадка пошла на спад, в России она все больше входила в моду. Вспомните произведения литераторов XIX века: «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Война и мир» Толстого, «Отцы и дети» Тургенева — там обязательно встречалась сцена дерущихся на дуэли дворян. Причём правила русских были во много раз жёстче европейских. Профессиональные дуэлянты (бретёры) из России в открытую посмеивались над западными коллегами, называя их поединки «опереточными». В Европе было принято стреляться с расстояния 25-35 шагов, отчего стычки чаще всего оканчивались бескровно или лёгкими ранениями. Русские же сходились в 15-20 шагах (около 10 метров). С такого расстояния сложно промахнуться даже неопытному стрелку. В России также существовало шокирующее иностранцев правило: если дуэлянт, выстреливший первым, промахивался, второй имел право призвать его «к барьеру» — тот обязан был приблизиться на минимальное расстояние, позволив противнику стрелять практически в упор. Нередко случались поединки «до решительного результата»: если оба дуэлянта промахнулись, пистолеты перезаряжались, и всё начиналось сначала, и так до тех пор, пока кто-нибудь не попадёт. Существовали варианты дуэлей «дуло в дуло», «через платок», «пистолет ко лбу», когда смерть одного из участников была просто неизбежной. Глядя на все это, европейцы назвали русские поединки «узаконенным убийством». Дуэли в России случались так часто, особенно среди офицеров, что к концу XIX столетия их вообще решили легализовать. В 1894 году в армии были введены «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде», согласно которым дуэль в войсках не просто разрешалась, а даже могла быть в обязательном порядке назначена военным судом. По сохранившимся данным статистики, только с 1894 по 1910 год в российской армии официально зарегистрировано 322 поединка. 256 из которых состоялись по постановлению офицерского суда чести, 19 произошли без таких постановлений, а остальные — с разрешения начальника. О том, что даже в начале XX века дуэли в России были обычным явлением, говорит тот факт, что в 1912 году вышел специальный «Дуэльный кодекс», в котором его автор Василий Дурасов изложил правила для проведения русских дуэлей. То есть фактически Россия вернулась к истокам — к «полю». Так что, не произойди в 1917 году революция, возможно, и сейчас любой из нас мог бы вызвать своего обидчика «к барьеру!».

Метки: Екатерина II, эпоха Романовых, Россия, Тайны 20 века, смерть, дуэль, правило, Пётр Первый, поединок, честь, жестокость, этикет

См. также

Вызов

Традиционно дуэли начинались с вызова. Поводом для него становилось оскорбление, когда человек считал, что имеет право вызвать своего обидчика на поединок. Данный обычай был связан с понятием чести. Оно было достаточно широким, а его трактовка зависела от конкретного случая. При этом материальные споры об имуществе или деньгах решались в дворянской среде в судах. Если потерпевший подавал официальную жалобу на своего обидчика, он уже не имел права вызывать того на дуэль. В остальном поединки устраивались из-за публичных насмешек, мести, ревности и т. д.

Важно и то, что оскорбить человека, согласно понятиям той эпохи, мог только равный ему по социальному положению. Именно поэтому дуэли проводились в узких кругах: между дворянами, военными и т

д., но нельзя было представить сражение между мещанином и аристократом. Если младший офицер вызывал на поединок своего начальника, последний мог без урона для своей чести отклонить вызов, хотя известны случаи, когда подобные бои все-таки организовывались. В основном, когда спор касался людей из разных социальных слоев, их тяжба решалась исключительно в суде.

В случае оскорбления кодекс рекомендовал спокойно потребовать от обидчика извинений. В случае отказа следовало уведомление о том, что к противнику прибудут секунданты. Вызов мог быть письменным (картель) или устным. Хорошим тоном считалось обратиться к обидчику в течение первых суток после оскорбления. Затягивание вызова не одобрялось.

Нередки были случаи, когда человек оскорблял сразу нескольких людей. Правила дуэлей в 19 веке в России в таком случае устанавливали, что вызвать на дуэль обидчика мог только один из них (если вызовов поступало несколько, удовлетворялся только один на выбор). Данный обычай исключал возможность расправы над обидчиком усилиями множества лиц.

Наймита вызывали?

С тех пор правила проведения судебных поединков строго оговаривались русским законодательством, и власти внимательно следили за их соблюдением. К примеру, в договоре 1229 года между Смоленском и Ригой отдельным пунктом отмечалось, что русский князь не должен вмешиваться в поединки иноземцев на русской территории, а иноземцы обязывались у себя не мешать разбираться русским людям. Были предприняты ряд мер для того, чтобы судебные бои как можно реже оканчивались смертью участников. Согласно Новгородской судной грамоте XV века, противники обязательно бились в доспехах и дубинками, а за боем наблюдал лично посадник — выборный глава Новгородской республики. По Псковской судной грамоте бой проходил в полном вооружении, но наблюдающие за поединком судебные приставы, если видели явный проигрыш одной из сторон, могли в любой момент остановить сражение, чтобы избежать гибели побеждённого. Думаете, дуэль забава не детская? Где угодно, только не на Руси! Никаких ограничении по возрасту или полу не было: бросить вызов имел право даже ребёнок, старик или женщина. Закон лишь тщательно следил за честным соотношением сил противников. Если, например, спор шёл между здоровым мужиком и женщиной (стариком, инвалидом, монахом, ребёнком), последний имел право выставить вместо себя приглашённого бойца, как родственника, так и наёмника. Существовала целая профессия: люди, называемые наймитами, за определённую плату готовы были в любой момент выйти в «поле» вместо нанимателя. Но если конфликт возникал между равными соперниками, например между двумя женщинами, наём посторонних запрещался — истец и ответчик должны были сами выйти на «божий суд».

Пятая Дуэль«Дуэль миньонов» — самая глупая и жестокая резня

Но, конечно, апофеозом глупости является тройная дуэль, произошедшая в период царствования Генриха III, более известная как «дуэль миньонов», и увековеченная с искажениями в произведении А.Дюма «Графиня де Монсоро». Миньоны — это фавориты Генриха, с которыми он проводил большое количество времени, поэтому в народе их и прозвали «милашки» Его Величества, а по-французски — миньоны.

Так случилось, что один из них, граф де Келюс застал свою возлюбленную с бароном д’Антрагом, по прозвищу «Антрагет». Разумеется, все не могло окончиться ничем, кроме как дракой. Каждый привел с собой двоих секундантов. Килюс — Можирона и Ливаро, таких же миньонов. А Антрагет — Шомберга и Рибейрака.

И вот, по давней традиции секундантов, Рибейрак обращается к Можирону с предложением помирить дуэлянтов. На что тот отвечает: «Бог с вами, Рибейрак! Я сюда пришел не серенады петь, а драться, и именно этим я и собираюсь заняться!» Удивленный Рибейрак недоумевает:«Можирон, да с кем вы тут собираетесь драться? Лично вы не замешаны в ссоре, да и здесь нет никого, кто был бы о вас дурного мнения!». На это он получает ответ: «А вот с вами, любезный, и буду драться!». Тут уже не выдерживает миролюбие Рибейрака, и он, вознеся молитву, вступает в поединок, причем тут же закалывает Можирона, попутно натыкаясь на его шпагу и погибая.

В это время оказывается, что Келюс взял на дуэль только шпагу, хотя оговоренное оружие — шпага и кинжал. Но Антрагет отказывается выбросить свой кинжал, и, получив преимущество, закалывает Келюса.

Наблюдая за этим всем, Шомберг обращается к Ливаро: «Дерутся уже четверо, что же нам делать?», — подразумевая, что по этикету они, как секунданты, должны разнять дерущихся. Ответ разгоряченного кровью Ливаро его ошарашивает: «Значит, и мы должны драться, во имя нашей чести!». Начинается еще одна дуэль, в которой Шомберг, начисто срезав щеку противнику, погибает от удара в грудь.

Итог: из-за глупой ссоры и такого же идиотского поведения погибает четыре человека, трое из которых вообще не причастны к изначальному конфликту. Ливаро остается обезображен и, лишившись милости короля, погибает в другой дуэли. А Антрагет убегает из страны, понимая, что, попадись он мстительному Генриху, тот укоротит его на голову.

Чужестранные насаждения

К концу XVIII века в Российской империи власти стали менее сурово смотреть на дуэли, и те снова вошли в моду. Особенно популярно «бросать перчатку» стало среди знатной молодёжи, нахватавшейся за границей понятий о европейской дворянской чести. Екатерина II недолюбливала дуэли, называя это увлечение «чужестранным насаждением», но казнить за подобные поступки не велела. В 1787 году она издала «Манифест о поединках», призывая своих подданных решать споры «более цивилизованными методами. Те же, кто ослушивался и всё-таки выходил на дуэль, штрафовались на крупные суммы, а обидчику могла грозить ссылка в Сибирь. Если дуэлянт получал во время поединка ранение или погибал, это дело рассматривалось судом как обычное убийство или нанесение телесных ран. Секунданты в этом случае становились соучастниками преступления.

Дочь называла Дантеса убийцей, а потомки встретились на «Пусть говорят»

Узнав, что ранение смертельное, Пушкин надиктовал письмо императору Николаю I, в котором попросил прощение за нарушение закона и помилования секунданта Данзаса. Николай ответил, что прощает Пушкина и обещает позаботиться о его жене и детях (и сдержал обещание).

Наталья сильно переживала смерть мужа и заболела. После похорон уехала в фамильное имение к брату и вела тихую жизнь. Перед смертью Пушкин сказал ей: «Поезжай в деревню. Носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, но только за порядочного человека».

Она вышла замуж через семь лет за генерала Ланского – и от него родила еще трех дочерей. От первого брака с Пушкиным у нее осталось два сына и две дочери, которые прожили долго и умерли в XX веке.

Барон Луи Геккерн лишен офицерских патентов и выслан из России. Дантес − тоже. Екатерина Гончарова уехала за ним во Францию, за шесть лет родила четырех детей и умерла.

Варианты

«…За ноги повесить»

В петровском «Артикуле воинском» 1715 года дуэлям посвящены два артикула (статьи): «Артикул 139. Все вызовы, драки и поединки чрез сие наижесточайше запрещаются таким образом, чтоб никто, хотя б кто он ни был, высокаго или низкаго чина, прирождённый здешний или иноземец, хотя другий кто… отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединок с ним на пистолетах, или на шпагах битца. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнён, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлён, или хотя оба не ранены от того отойдут. И ежели случитца, что оба или один из них в таком поединке останетца, то их и по смерти за ноги повесить. Артикул 140. Ежели кто с кем поссоритца и упросит секунданта (или посредственника), онаго купно с секундантом, ежели пойдут, и захотят на поединке битца, таким же образом, как и в прежнем артикуле упомянуто, наказать надлежит». Как мы видим, простора в определении наказания законодатель суду не оставляет. Надо заметить, что по прошествии ста двадцати лет строгость мер несколько смягчилась, и за ноги уже никого не вешали (и вообще практики казни за дуэль в России не было), но для военнослужащих действие петровского закона не отменялось. В отношении остальных действовали несколько статей нового, вступившего в силу в 1835 году Свода законов Российской империи 1832 года, согласно которым причинение смерти на дуэли приравнивалось к убийству, а за убийство предполагалась каторга.

«Артикул воинский», издание 1715 г. (redsearch.org)

Главная дуэль российской истории состоялась 27 января. Уже 29-го командующий Отдельным гвардейским корпусом, куда входил полк Дантеса, генерал-адъютант Карл Бистром доложил императору о дуэли; в тот же день получено указание Николая I: «…судить военным судом как Геккерена и Пушкина, так равно и всех прикосновенных к сему делу, с тем, что ежели между ними окажутся лица иностранные, то не делая им допросов и не включая в сентенцию Суда, представить об них особую записку, с означением токмо меры их прикосновенности». Под «лицами иностранными» понимались, по-видимому, дипломаты: было уже очевидным участие в дуэли секунданта Дантеса секретаря французского посольства виконта д’Аршиака и весьма вероятным было «прикосновение к делу» нидерландского посланника Луи де Геккерна (Геккерена), приёмного отца Дантеса.

Комиссия по рыбному хозяйству и аквакультуре

Причины дуэли

Решать, насколько сильно задета честь и стоит ли оскорбление смертоубийства, приходилось самому оскорбленному, однако обществом были определены основные причины конфликта, который мог перерасти в дуэль.

  • Расхождение политических взглядов — наименее распространенная причина конфликта в России, тем не менее столкновения на политической почве периодически происходили с иностранцами, однако за «международными» дуэлями государство следило в разы строже, поэтому случались они не так часто.

  • Служебные конфликты, начавшиеся на почве службы, носили более тяжелый характер, поскольку в России служил практически каждый дворянин. Для многих служба становилась самоцелью, поэтому унизить служебные достижения или усомниться в них означало задеть честь. Подобные дуэли, впрочем, не были особо широко распространены.

  • Защита полковой чести можно вынести как отдельную причину дуэли: она значила для офицеров слишком много, поэтому малейшая насмешка требовала ответных действий. Более того — защищать честь полка было почетно.

  • Защита семейной чести — любое оскорбление человека, принадлежавшего к той или иной семье, расценивалось членами рода как личное оскорбление. Особо остро воспринимались оскорбления, нанесенные покойным родственникам, женщинам и старикам, то есть тем, кто не может постоять за себя.

  • На отдельной ступени стояла защита чести женщины. И если незамужние девушки старались оградить себя от дуэлей, связанных с их именем (пятно на репутации), то многие замужние женщины были не против оказаться в эпицентре внимания, иногда сознательно провоцируя своих мужей и любовников на стычки. Для оскорбления чести женщины не обязательно были нужны конкретные действия — было достаточно и намека, особенно если намекалось о недопустимой связи замужней женщины, что, естественно, бросало тень на ее мужа. Оставить такое без внимания было невозможно.

  • Соперничество мужчин из-за женщины — также отдельная история: конфликт обычно разгорался из-за незамужней девушки, которая, однако, уже имела претендентов в женихи. Если оба мужчины имели виды на одну и ту же женщину, столкновение между ними было неизбежно.

  • Защита слабого. Особо обостренное чувство чести заставляло дворянина пресекать любые попытки унизить дворянское достоинство в целом. В случае, если какой-то дворянин позволял себе оскорблять «слабого» (например, человека, стоящего на более низкой ступени социальной иерархии), другой мог выступить в качестве благородного защитника и наказать оскорбившего за недостойное поведение.

  • Однако наиболее распространенными оставались бытовые ссоры. Поскольку в дворянской среде умение вести себя надлежащим образом считалось одной из основополагающих черт дворянского воспитания, дворянин, который посмел вести себя недостойно, как бы оскорблял честь всего дворянства вообще и каждого дворянина в отдельности. Особыми сферами быта, предрасполагающими к дуэлям, были охота, театр, бега, азартные игры и прочие занятия, предполагающие соревновательный дух.

Александр Грибоедов

Одна из самых скандальных дуэлей произошла в 1817 г. с участием Грибоедова. Ему тогда было всего 22 года. Он жил вместе с камер-юнкером графом А. Завадовским. Молодые люди вращались в театральных кругах и хорошо знали известную балерину, 18-летнюю Авдотью Истомину. Завадовский ухаживал за красавицей, но потерпел неудачу: девушка выбрала юного кавалергарда Василия Шереметева. Безумный ревнивец, Шереметев влюбился в Истомину по уши. Он фактически жил у нее, и все было великолепно, пока они однажды не поссорились. Шереметев съехал, но буквально следил за Истоминой.

И вот, пока они были в ссоре, Грибоедов (вероятно, по просьбе Завадовского) пригласил Истомину «на чай» после очередного театрального представления. Чай был настолько хорош, что Истомина пила его в доме Завадовского и Грибоедова два дня. Разумеется, Шереметев обо всем узнал. Обсудив ситуацию с другом, офицером А. Якубовичем, Шереметев решил, что не только Завадовский, но и Грибоедов (за пособничество) должен получить пулю. А Якубович предложил себя как второго дуэлянта — стреляться с Грибоедовым. Со стороны Якубовича это был лишь акт дружбы, у него ведь не было личного повода стрелять в писателя.

Когда настал день дуэли (ее прозвали позже «четверной»), Шереметев уже помирился с Истоминой и узнал, что у нее была связь с Завадовским. Так что он испытывал сильнейшую злобу, когда встал перед барьером. Взбешенный, он выстрелил сразу же после сигнала, почти не целясь. И промахнулся. Завадовский же получил преимущество. Секунданты молили его пощадить Шереметева. Но подойдя к барьеру вплотную, Завадовский выстрелил и попал в живот Шереметева. Вскоре камер-юнкер скончался в ужасных мучениях.

Дуэль. (Pinterest)

Дуэль Грибоедова и Якубовича пришлось отложить. Они встретились уже в 1818 г. в Тифлисе. Якубович ранил Грибоедова в руку, а тот нарочно выстрелил мимо. После этого Грибоедов отправился в Тегеран, где был убит и позже опознан лишь по следам от раны, полученной на той дуэли.

Вторая ДуэльПодлый недоросль побеждает благородного капитана

Следующая история переносит нас в эпоху рапир, в XVI век. При дворе Франциска Второго служил опытный капитан Матас, герой битв и поединков. И там же отирался молодой задира по имени Ашон, который каким-то образом достал капитана и был им вызван на дуэль. Во время поединка выяснилось, что неумелый Ашон опытному капитану не соперник, и тот решил его пожалеть, всего лишь выбив из рук шпагу. Он обратился к юнцу со словами: «Хватит с вас! Впредь не задирайте людей благородных и более опытных!». И тут Матас делает последнюю в своей жизни глупость: не отобрав шпаги, он поворачивается спиной к побежденному, чем тот и пользуется — поднимает оружие с земли и закалывает Матаса.

Король Филипп, узнав о смерти любимого капитана, был чертовски зол, но в основном на него самого, ведь по дуэльному этикету тех времен, если дворянин не желал убивать противника, он должен был оставить его на поле в безопасном состоянии — без оружия и с проткнутыми руками и ногами. Знающие люди советовали еще и оставить на лице побежденного уродливый шрам, чтобы издалека было видно глупца. Так нелепая самоуверенность и неуместное благородство лишили жизни полезного королю человека.

Участники дуэли

Главное и неоспоримое условие для участия в дуэли — равенство соперников.

Во-первых, драться на дуэли могли только дворяне, так как, в понимании людей того времени, хотя остальные сословия и могли обладать личным достоинством, но понятие чести было присуще только дворянству. Простолюдин не мог оскорбить или задеть дворянина: в этом случае оскорбление воспринималось не как унижение достоинства, а как бунт против вышестоящего. Конфликты дворян с мещанами, купцами и прочими сословиями, граница связи с которыми была более размыта, решались исключительно через суд, а дворянская честь при этом не страдала.

Во-вторых, драться на дуэли могли только мужчины — женщина считалась неспособной на оскорбления, и ее слова редко воспринимались всерьез. Тем не менее женщина могла быть инициатором конфликта.

В-третьих, драться могли только честные и благородные люди, те, кто ранее никак не запятнал свою репутацию. Например, бесчестным поступком считалось шулерство при игре в карты (так как сам факт лжи и плутовства претил дворянскому самосознанию), а также имевший место ранее отказ человека от дуэли: в этом случае «виновного» обвиняли в трусости. Сражаться на дуэли с лжецами и трусами было ниже дворянского достоинства.

В-четвертых, на дуэли не мог драться несовершеннолетний, причем речь шла не о возрасте, а о мировоззрении и манере поведения человека. Так, даже зрелый по годам человек, отличающийся инфантильностью и ребячеством, мог сойти за «несовершеннолетнего».

В-пятых, под строгим запретом были дуэли между родственниками, поскольку они относились к одному роду и, следовательно, должны были совместно защищать единую идею, а не бороться друг с другом. Наконец, кроме всего вышеперечисленного, на дуэли было запрещено драться больным людям, также против своего заимодавца не мог драться должник.

Так, препятствием для дуэли становилось неравенство в семейном положении, поскольку при дуэли женатого мужчины и холостого в случае смерти первого останется вдова. А вот разница в возрасте практически не мешала, при этом у мужчин преклонного возраста было несколько вариантов: либо попытаться уладить конфликт мирным путем, либо тряхнуть стариной и выйти к барьеру, либо отправить вместо себя сына, брата, однополчанина. Практически никогда не мешали дуэли и национальные различия.

Третья дуэльВ которой дворянин погибает, боясь разочаровать праздных зевак

Следующая дуэль — пример подлости одного и глупости другого. В Париже, в 1579 году состоялась дуэль между молодым месье де Сурдиаком и его бывшим охранником, более опытным в бою месье де Шасне-Лалье. До Сурдиака дошли слухи о том, что его бывший охранник плохо о нем отзывается, и он вызвал Шасне-Лалье на дуэль. Слухи о таком бесплатном развлечении распространились быстро. В итоге, когда они сошлись для поединка на острове посреди Сены, вокруг, на берегах, собралась целая толпа любопытных зрителей.

Де Сурдиак спрашивает, правда ли, что Шасне-Лалье говорит о нем гадости. Тот клянется, что это ложь. Сурдиак удовлетворен и предлагает помириться. Но тут Шасне-Лалье делает глупость, заявляя: «Нет уж, я так долго сюда добирался, да и столько народу собралось на нас поглядеть, не стоит их разочаровывать, ведь мы можем потерять в своей репутации!».

Начинается поединок, и почти сразу более опытный бывший охранник наносит Сурдиаку удар в грудь. Но ничего не происходит! Клинок отскакивает от тела. «Подлец!» — кричит Шасне-Лалье, — ты надел доспех, но я достану тебя по-другому!». После чего он начинает метиться в горло сопернику, почти достает его, но получает удар в корпус и погибает.

Конечно, Сурдиак — тот еще подлец, ведь он надел доспех под рубашку, что запрещалось негласными правилами дуэлей. Но, Шасне-Лалье — глупец, ведь, проигнорировав предложение о мире, он решил драться просто для того, чтобы не разочаровать зевак. И даже выяснив, что противник в доспехе, он решил, что ему достанет мастерства победить и так. По хорошему он должен был призвать на помощь секундантов, которые как раз для таких случаев и нужны изначально. В их обязанности входило наблюдение за равенством возможностей в дуэли.

На службе государынь

Новую жизнь в ведомство, переименованное в Канцелярию тайных и розыскных дел, вдохнула императрица Анна Иоанновна. Назначенный ею руководителем Андрей Ушаков прославился тем, что был готов находиться в пыточных камерах «для пользы дела» почти круглосуточно. Согласно составленным инструкциям, главной задачей Канцелярии стало выявление тех, «кто каким измышлениям учнет мыслить на императорское здоровье злое дело или персону и честь злыми и вредительными словами поносить». Борьба с потенциальными бунтами и изменами должна была вестись лишь во вторую очередь.

За десять лет правления Анны Иоанновны было арестовано и пытано более четырёх тысяч человек.

Сотрудники Канцелярии не остались без дела и при Елизавете Петровне, которая при восшествии на престол поклялась никогда никого не казнить. Однако это обещание не помешало дочери Петра I активно использовать ведомство для борьбы с потенциальной оппозицией и опальными вельможами. Были введены должности соглядатаев, которым предписывалось подслушивать все крамольные разговоры. Новым главой политического сыска стал Александр Шувалов.

Под его руководством штат Канцелярии значительно вырос. Ведь надлежало тайно вскрывать и читать сотни писем на разных языках.

Тайную канцелярию упразднил Пётр III, а пытки запретил. И всего через полгода оказался свергнут собственной супругой, которая стала править единолично под именем Екатерины II. Новая императрица, не желая повторять участь своего мужа, возродила столь полезное ведомство под названием Тайной экспедиции.

Более двадцати лет политическим сыском заведовал Степан Шешковский. Ему пришлось заниматься не только расследованием таких важных дел, как Пугачёвский бунт, но и поиском тех, кто рисовал карикатуры на императрицу. Несмотря на задекларированную Екатериной II эпоху просвещения, в Тайной экспедиции не гнушались прибегать к пыткам. Через допросы с пристрастием прошли фрейлина Эльмпт и графиня Бутурлина.

Упразднил Тайную экспедицию Александр I. Хотя на самом деле функции политического сыска просто были переданы в специальные сенатские департаменты.

Дуэльный кодекс

Дуэльная лихорадка

Эпоха Александра I справедливо считается золотым веком русского дворянства — и одновременно пиком поединков. Общество охватила настоящаядуэльная лихорадка», и вызовы бросались порой по самым ничтожным поводам.

Ситуацию после поражения Наполеона I подогревало нахождение во Франции значительных оккупационных сил русских, австрийцев, пруссаков и англичан. Все они вместе с французами — как роялистами, так и бонапартистами, — увлечённо фехтовали и стрелялись, споря о политике, искусстве и женщинах.

Что касается Николая I, то его восшествие на трон оказалось связано с печальными событиями подавления заговора декабристов, среди которых оказалось немало дуэлянтов. Новый император считал дуэли варварством, но они продолжались уже в негласном порядке.

За дуэль наказывали, могли отправить служить на Кавказ, где постоянно шла война, или выслать из страны, как иностранца Дантеса, застрелившего Пушкина.

Но обычно свидетели — представители благородного общества — давали согласованные между собой показания онесчастном случае», и поединок оставался без последствий.

Пушкин вэнциклопедии русской жизни» —Евгении Онегине», оставил поэтическое описание дуэли:

Вот пистолеты уж блеснули, Гремит о шомпол молоток. В гранёный ствол уходят пули, И щёлкнул в первый раз курок.

На протяжении середины XIX века гуманизация нравов привела к постепенному уменьшению числа дуэлей. Которые с новой силой заявили о себе после того, как в 1894 году их разрешили официально и провозгласили самым эффективным способом защиты чести.

Тогда же обычай нашёл множество критиков, обвинявших дуэлянтов в кровожадности. Самым ярким отражением такого мнения стала повесть КупринаПоединок». В ней положительный герой поручик Ромашов гибнет от совершенно ничтожной интриги, чтобы старший по чину карьерист Николаев смог без ненужных слухов поступить в академию Генерального штаба.

Повесть встретила самую широкую поддержку среди российских либералов, но многие военные сочли её клеветой на армию. Впрочем, начавшаяся Первая мировая война, а затем революция стали причиной исчезновения обычая поединков. Так дуэли окончательно ушли в прошлое.

Максимилиан Волошин и Николай Гумилев

Вскоре еще два поэта не поделили женщину: Волошин и Гумилев. Их дуэль состоялась в 1910 г. Оба полюбили Лизу Дмитриеву, юную поэтессу, вскружившую много голов. Начав роман с Гумилевым, она вскоре его покинула и ушла к Волошину. В литературных кругах Петербурга история стала скандальной, и недостатка в грязных слухах не было.

Максимилиан Волошин и Николай Гумилев. (eksmo.ru)

Одной из выдумок были якобы сказанные Гумилевым о Волошине оскорбительные слова. Гумилев все еще безуспешно пытался сделать Дмитриеву своей женой. Из упрямства и гордости (а главное — «в пику» Волошину) он не стал опровергать слухи. Рассерженный Волошин решил вызвать Гумилева на дуэль «по всем правилам дуэльного искусства» (ранее об этих правилах ему подробно рассказывал сам Гумилев). Он публично дал Гумилеву пощечину. На следующий день они стрелялись у Черной речки. Пистолеты, как и место дуэли, были старые, пушкинского времени. Когда секунданты предложили мириться, Гумилев закричал: «Я здесь, чтобы драться, а не мириться». Но стреляя, он промахнулся, а пистолет Волошина дал осечку. Так как Гумилев настаивал на продолжении, Волошин выстрелил еще раз, но нарочно мимо. На этом дуэль закончилась. Поэты, однако, так и не помирились. А Лиза Дмитриева все равно ушла от Волошина через несколько месяцев.

Неписаный порядок дуэли

Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее — т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

Дуэли на пистолетах имели несколько вариантов.

  • Вариант 1 Противники становились на дистанции от 15 до 40 шагов друг от друга и, оставаясь неподвижными, поочередно стреляли по команде (интервал между командой и выстрелом должен был быть не менее 3 секунд, но не более 1 минуты). Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым (но только с дистанции в 40 шагов, т. е. максимальной), в противном случае право первого выстрела решал жребий.
  • Вариант 2 (сравнительно редкий). Противники становились спиной друг к другу на дистанции 25 шагов и, оставаясь неподвижными на этом расстоянии, непрерывно стреляли через плечо.
  • Вариант 3 (едва ли не самый распространенный). Противники вставали на расстоянии до 30 шагов друг от друга и по команде шли к барьерам, расстояние между которыми было не менее 10 шагов, по команде же первый на ходу стрелял, но ответного выстрела ожидал стоя на месте (стрельба без команды допускалась в случае, если барьеры отстояли на 15—20 шагов друг от друга, а противники в исходном положении — до 50 шагов; но это сравнительно редкая разновидность). При такой дуэли время на ответный выстрел не превышало 30 секунд, для упавшего — 1 минуты с момента падения. Переступать барьеры запрещалось. Осечка тоже считалась за выстрел. Упавший мог стрелять лежа (как стрелял раненый Пушкин в Дантеса). Если при такой дуэли -после четырех выстрелов ни один из противников не получал ранения, то ее можно было прекращать.
  • Вариант 4 Противники становились на расстоянии 25—35 шагов, располагаясь по параллельным линиям, так что каждый из них имел своего противника справа от себя, и шли по этим линиям к барьерам, отстоявшим друг от друга на 15 шагов, по команде останавливаясь и стреляя.
  • Вариант 5 Противники располагались на расстоянии 25—35 шагов и, оставаясь неподвижными, стреляли одновременно — по команде на счет «раз-дватри» или по сигналу в три хлопка. Такая дуэль была наиболее опасной, и нередко погибали оба противника (дуэль Новосильцева с Черновым). По окончании противники подавали друг другу руки.

Заметим, что эти правила (хотя бы то же расстояние), устоявшиеся к концу XIX века, были во многом гуманнее, чем обычные правила русских дуэлей первой половины XIX века. Любопытно, что если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает.

  • Русская Дуэль. Феномен русской дуэли
  • История русской дуэли
  • Правила и этикет русской дуэли
  • Книги о русской дуэли

Штурмовые винтовки Британии

Лефортовская тюрьма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector