Переделка бпк проекта 1155 в полноценные эсминцы

Содержание

Достоинства и недостатки

Большие противолодочные корабли проектов 1155 и 1155.1 создавались для решения задач, которые и сегодня остаются достаточно актуальными. Конструкция их оказалась достаточно удачной, что обусловлено следующими преимуществами:

  1. Возможность использования вертолетов для активного поиска подводных лодок противника;
  2. Мощная и в то же время экономичная силовая установка;
  3. Универсальный комплекс вооружения, позволяющий уничтожать все виды целей;
  4. Хорошие мореходные качества;
  5. Неплохие условия для экипажа.

Наиболее существенным недостатком исходного проекта 1155 было отсутствие в составе вооружения противокорабельных ракет. Этот недочет устранили в проекте 1155.1 и можно только пожалеть о том, что был построен всего один такой корабль.

БПК проекта 1155 «Маршал Шапошников» в сухом доке. Хорошо виден гидроакустический комплекс «Полином» в нижней части корабля – обычно он скрыт под водой

Из других минусов можно отметить явно устаревший гидроакустический комплекс, особенно на БПК проекта 1155. Дальность обнаружения в 90-100 километров давно уже является недостаточной. Правда, этот недостаток отчасти компенсируется при грамотном использовании вертолетов, но всё же ГАК лучше заменить – помимо прочего, его не самая удачная форма не дает возможности полностью реализовать потенциал силовой установки – скорость могла бы быть и повыше.

Автор статьи:
Федоров Дмитрий

Конструкция

Корпус корабля выполнен из стали, имеет удлинённый полубак (на 2/3 длины корпуса), большой развал шпангоутов в носовой оконечности и двойное дно на всём своём протяжении. В нижней части носовой оконечности смонтирован обтекатель антенного поста и приборного оборудования ГАК (гидроакустического комплекса), имеющего «торпедообразную» форму. Длина обтекателя ГАК — около 30 м, диаметр — более 5,1 м. Подобная конструкция, вызывая днищевый слеминг и сильное заливание носовой оконечности, отрицательно сказывается на мореходности кораблей этого проекта, затрудняя при этом использование корабельного оружия.

Внутренние помещения корпуса разделяются огнеупорными переборками, в отделке помещений использованы негорючие материалы. На кораблях проекта 1155 также имеется стационарная система пенотушения.

В средней и кормовой частях корпуса кораблей проекта расположены 3 группы надстроек. При их изготовлении широкое применение нашли алюминиево-магниевые сплавы. В кормовой надстройке расположены два полуутопленных вертолётных ангара, кормовые ВПУ ЗРК «Кинжал» и 2 реактивно-бомбовых установки РБУ-6000.

Перспективы ПЛО

На данный момент надводные корабли нескольких типов являются основным элементом противолодочной обороны российского ВМФ. В общей сложности в списках флота числится 36 больших и малых противолодочных кораблей. Несколько вымпелов сейчас находятся на ремонте, тогда как другим придется временно уйти со службы в ближайшем будущем.

Самым новым и наиболее оснащенным БПК в нашем флоте является корабль «Адмирал Чабаненко» пр. 1155.1, однако он временно небоеспособен. С 2014 г. этот БПК находится на ремонте, а его возвращение в боевой состав ВМФ возможно не ранее начала двадцатых годов.

По проекту 1155 было построено 12 больших противолодочных кораблей, треть которых в прошлом была списана и утилизирована. Шесть или семь БПК этого типа несут службу, тогда как «Маршал Шапошников» с 2016 г. находится на ремонте и модернизации. После его возвращения к службе командование планирует решить вопрос обновления оставшихся однотипных БПК. Пока четкие планы такого рода отсутствуют.

По проекту 1124М было построено более трех десятков МПК. После распада СССР часть таких кораблей досталась ВМС Украины. К настоящему времени российский ВМФ сохранил в строю два десятка «Альбатросов». МПК пр. 1124М служат в составе Северного (6 единиц), Тихоокеанского (7 единиц) и Черноморского (5 единиц) флотов; также имеется два корабля пр. 1124.

Самые новые МПК пр. 1124М вошли в состав ВМФ в первой половине девяностых годов, и с тех пор их вооружение и оснащение успело морально устареть. В рамках запланированной модернизации новые приборы может получить значительная часть имеющихся кораблей, что приведет к заметному росту боеспособности существующих соединений МПК.

БПК «Адмирал Чабаненко» пр. 1155.1 до убытия на нынешний ремонт

В составе Балтийского флота отсутствуют МПК семейства «Альбатрос», но имеются корабли того же класса пр. 1331М в количестве шести единиц. Эти корабли вступили в строй во второй половине восьмидесятых и в дальнейшем неоднократно проходили ремонт. Какие-либо данные о грядущей их модернизации по типу пр. 1124М пока не поступали.

Нетрудно заметить, что российская группировка надводных кораблей ПЛО не отличается небольшим возрастом, а кроме того, имеет определенные проблемы в контексте потенциала целевого оборудования и вооружения. БПК и МПК все еще способны решать поставленные задачи, но сохранение требуемой эффективности в будущем оказывается под вопросом.

Таким образом, возникает необходимость в строительстве принципиально новых противолодочных кораблей двух классов, а также в модернизации имеющихся вымпелов. Разработка и строительство новых образцов пока отложены на неопределенный срок. Ранее представители флота говорили, как минимум, о начале двадцатых годов. Модернизация кораблей ведется уже сейчас, и подобные планы постепенно расширяются.

Учитывая доступную информацию, в том числе последние новости, можно предполагать, что в средней перспективе количество противолодочных кораблей в ВМФ России почти не изменится. Возможно списание окончательно устаревших кораблей, но оно вряд ли будет массовым. При этом планируется осуществить постепенную модернизацию наличных БПК и МПК.

Следует отметить, что задачи ПЛО решаются не только специализированными кораблями. Большая часть новых боевых единиц изначально имеет ГАК и ракетно-торпедное вооружение для борьбы с подлодками. Таким образом, не самая лучшая ситуация с МПК и БПК частично компенсируется появлением кораблей других классов с аналогичными возможностями.

ВМФ России продолжает модернизацию надводных сил и осуществляет ее всеми доступными способами. Одним из самых удобных методов поддержания боеспособности является модернизация имеющихся кораблей. Подобные процессы в сфере ПЛО уже начаты и будут продолжены в будущем.

//

Законодательство

Вопросы назначения пенсионных выплат отставникам регулируются следующими актами:

  1. Конституцией РФ. В статье 13 Основного закона приведены нормы, выполнение которых ведет к назначению пенсии.
  2. Федеральным законом N 4468-1 от 12.02.1993г. установлены конкретные правила исчисления пособия по выслуге.

В Конституции РФ записано принципиальное право человека на обеспечение со стороны государства в случае утраты трудоспособности. Реформирование системы ОПС не нарушает таковой нормы. А вот в федеральный закон придется внести массу поправок.

Для сведения: Президент РФ В.В. Путин в 2017 году анонсировал увеличение пенсий отставных военных. Повышение произошло с 01.01.18. Выплаты проиндексировали на 4,1%. Однако МО исполняет программу планомерного увеличения начислений отставникам. Пенсии должны быть доведены до 100% денежного довольствия к 2035 году. В декабре 2018 г. Президент РФ подписал закон о повышении военных пенсий после октября 2019 г. После этой даты пенсия военных и силовиков будет рассчитываться, исходя из 73,68% денежного довольствия действующих военнослужащих/ведомственных сотрудников. Общий рост пенсионного обеспечения составит 6,3%.

Какие изменения планируется внести в закон

Законопроект, находящийся на обсуждении в Госдуме, при ближайшем рассмотрении сулит воинам больше выгод, чем потерь. Разработчики предлагают следующее:

  • увеличить срок обязательной службы до 25 лет;
  • заменить показатель в 12,5 лет при назначении содержания по смешанному стажу на 20 лет;
  • ввести надбавки офицерам и солдатам за каждый год воинской работы.

Таким образом, возраст отставки с последующим получением содержания из бюджета МО РФ действительно планируется увеличить. Таковое изменение вполне рационально. На подготовку высококлассных военных специалистов тратятся огромные средства. А в 45 лет мужчина находится на самом пике активности, об этом свидетельствуют параметры выхода на пенсию в странах мира.

Но разработчики пошли дальше в создании нормативных условий для привлечения граждан на военную работу. Так, предлагается внести изменения в закон № 306-ФЗ от 07.11.2011 г. Этот нормативный акт регулирует начисление денежного довольствия воинам. В него планируется внести пункт, регулирующий начисления дополнительных выплат за военный стаж:

Кроме того, предлагается внести в нормативный акт дополнительный пункт. В нем содержится правило о начислении 25% от предполагаемой пенсии воинам:

  • достигшим пенсионного возраста;
  • оставшимся в рядах Вооруженных сил.

Законопроект о повышении возраста военным для выхода на пенсию содержит пункты, компенсирующие гражданам смену условий. Кроме того, в закон предлагается включить положение о праве офицеров выходить на покой по старой редакции (при желании). То есть все, кто служил в Вооруженных силах, смогут оформить пенсию при достижении выслуги в 20 лет. Нововведения затронут офицеров и солдат, которые придут в армию после внесения изменений.

Для сведения: изложенная редакция может быть изменена в процессе обсуждения и экспертного анализа.

Специфика расчетов

Пенсионеров, как правило, интересует величина будущих начислений. Рассмотрим законопроект, с этой точки зрения. В действующем законе есть правила ограничения содержания отставников. При выслуге в 20 лет выплата пенсионеру исчисляется в размере 50% денежного довольствия на соответствующей должности. При этом за каждый год работы сверх нормы полагается надбавка в 3%. Максимально пособие по возрасту ограничено 85% денежного довольствия.

В законопроекте стартовая позиция за 25-летний стаж увеличена до 65%. За каждый год свыше нормы полагаются те же 3%. А вот максимальная позиция составляет 95% денежного довольствия. Значит, пенсия отставника по новым правилам может возрасти.

Повышение основной ставки касается только общих случаев отставки на заслуженный отдых. Иные правила установлены для офицеров, покидающих должность по льготным основаниям. Таковые предлагается оставить без изменений:

  • достижение максимально возможного возраста;
  • ухудшение здоровья, подтвержденное военно-врачебной комиссией (инвалидность);
  • штатные мероприятия.

Льготникам предполагается оставить базовую ставку пенсионного начисления в 50% денежного довольствия за стаж размером 20 лет. И 3% за каждый год сверх нормы. Верхнее ограничение такое же 95%.

Для сведения: логика нового закона предполагает, что солдатам и офицерам будет выгоднее оставаться на должности, чем идти на заслуженный отдых.

Механизм назначения пенсий женщинам-военнослужащим

Для женщин-военнослужащих начисление пенсий происходит на тех же основаниях, что и мужчинам. Воинская выслуга должна быть не меньше 20 лет.

Но законодательство предусмотрело определенные льготы:

  1. Если женщина не достигла возраста предельного пребывания на службе (45 лет), то она имеет право получать пенсию по выслуге лет.
  2. Женщины не подлежат увольнению, кроме случаев, оговоренных в законе.

Для сведения: в 2020 году увеличение срока выслуги лет для женщин не планируется.

Текущее положение дел

По настоящему законодательству пенсионные отчисления за стаж работы могут назначаться служащим военной структуры, которые проходят службу и увольняющимся в запас после 20 лет пребывания на определенной должности. Увольнение считается обязательным требованием: служить и обретать пенсию по военной выслуге не разрешается по закону.

Когда пенсионер по стажу уже после отставки хочет возвратиться к службе, выплата пенсионных отчислений заканчивается, и он обретает финансовое довольствие от Министерства обороны до момента повторного увольнения и посещения ПФР.

Не во всех случаях военные пенсионные отчисления представляют собой пенсию по выслуге определенного стажа работы. Она может назначаться по получению инвалидности в момент прохождения службы. При этом получение инвалидности обязано подтверждаться определенными документами.

Испытания и пули

Где найти репу и семена репы в Valheim?

Хорошие и плохие новости

Таким образом, в последние дни мая общественности сообщили о дальнейшей судьбе надводных кораблей, задействованных в ПЛО. В обозримом будущем министерство обороны планирует провести модернизацию определенного числа противолодочных кораблей, по результатам которой они смогут оставаться на службе и эффективно решать свои задачи.

МПК «Кореец» и «Усть-Илимск» пр. 1124М, 2007 г.

Впрочем, не все новости являются поводом для оптимизма. Так, контр-адмирал В. Тряпичников указал, что БПК «Маршал Шапошников» пр. 1155 вернется с ремонта в строй только в начале двадцатых годов. Этот корабль пребывает в ремонте с 2016 г. и получает крупный набор нового оснащения. Не так давно, в феврале, отечественные СМИ сообщали, что до конца года корабль выйдет на ходовые испытания. Его возвращение флоту планировалось на 2020-й.

Согласно последним заявлениям официального лица, процесс модернизации БПК заметно затягивается. БПК «Маршал Шапошников» вернется на службу только в 2021-22 гг. С чем связан такой перенос сроков – неизвестно, но подобные изменения графика заставляют проявлять беспокойство.

Новости о модернизации МПК пр. 1124М следовало ожидать. Такие корабли продолжают службу, но их состояние и возможности уже далеки от желаемых. Обновление, предусматривающее установку новых ГАК и вооружений на существующей удачной платформе, приведет к очевидным положительным последствиям.

Боевое и учебное применение БПК проектов 1155 и 1155.1

К сожалению, судьба многих советских больших противолодочных кораблей типа «Удалой» оказалась довольно печальной. В качестве примера можно привести «биографию» БПК «Адмирал Харламов». Этот корабль вступил в состав ВМФ 25 февраля 1990 года. Поначалу его активно использовали в «визитном» качестве – он совершал походы в Норвегию, Швецию, Голландию, Соединенные Штаты и в Канаду. При этом, как потом выяснилось, необходимое техническое обслуживание не выполнялось.

БПК «Адмирал Харламов». Снимок предположительно сделан в 2014 году

Начиная с августа 2000-го года «Адмирал Харламов» находился на постоянном дежурстве в районе гибели подводной лодки «Курск». Возвращался в порт он только за топливом и продовольствием для экипажа. Видимо, эта непрерывная вахта, продлившаяся много месяцев, привела к сильному износу механизмов. После её окончания, начиная с июля 2001-го года, корабль «Адмирал Харламов» не совершил больше ни единого выхода в море.

В 2004-м году БПК был переведен в технический резерв второй категории. Поползли слухи о том, что вскоре он и вовсе будет списан. Официально же сообщалось, что «Адмирал Харламов» подвергнут капитальному ремонту, после которого он получит новое вооружение. Вот только начало работ отодвинули на 2014-й год.

Последние новости об этом корабле неутешительны – все сроки выполнения ремонта давно прошли, но ничего так и не было сделано. Более того, есть информация о том, что отдельные части «Харламова» демонтированы для последующего использования на других уцелевших БПК проекта 1155.

Биография «Адмирала Чабаненко» выглядит несколько лучше. Правда, этот корабль долгое время не мог войти в состав флота из-за того, что не было денег для проведения необходимых испытаний. Лишь в 2000-м году над единственным БПК проекта 1155.1 был поднят российский флаг. Тогда же он принимал участие в патрулировании места гибели подводной лодки «Курск», действуя совместно с «Адмиралом Харламовым».

Во второй половине «нулевых» этот корабль много раз участвовал в различных маневрах и учениях, в том числе и международных. «Адмирал Чабаненко», кроме того, совершил немало дальних походов, а в 2009-м году его привлекли к патрулированию Аденского залива и прилегающих вод, где тогда орудовали пираты.

«Адмирал Чабаненко» у причальной стенки, где ему предстоит провести еще несколько лет

Спустя несколько лет, когда БПК находился неподалеку от берегов Сирии, в которой начиналась гражданская война, турецкий политик Масум Тюркер выступил с заявлением о том, что «Адмирал Чабаненко» сбил разведывательный самолет RF-4E ВВС Турции, однако эта информация подтверждения не получила.

К сожалению, в 2014-м году с «Адмиралом Чабаненко» случилось то же, что и с «Харламовым» — его отправили на ремонт. Поначалу говорилось, что спустя три года корабль вернется в строй, но этого не случилось. Более того – теперь сообщается, что модернизация завершится лишь в конце 2024 года. В чем она заключается, неясно, поскольку никаких работ на борту не ведется.

Конструкция

Корпус корабля выполнен из стали, имеет удлинённый полубак (на 2/3 длины корпуса), большой развал шпангоутов в носовой оконечности и двойное дно на всём своём протяжении. В нижней части носовой оконечности смонтирован обтекатель антенного поста и приборного оборудования ГАК (гидроакустического комплекса), имеющего «торпедообразную» форму. Длина обтекателя ГАК — около 30 м, диаметр — более 5,1 м. Подобная конструкция, вызывая днищевый слеминг и сильное заливание носовой оконечности, отрицательно сказывается на мореходности кораблей этого проекта, затрудняя при этом использование корабельного оружия.

Внутренние помещения корпуса разделяются огнеупорными переборками, в отделке помещений использованы негорючие материалы. На кораблях проекта 1155 также имеется стационарная система пенотушения.

В средней и кормовой частях корпуса кораблей проекта расположены 3 группы надстроек. При их изготовлении широкое применение нашли алюминиево-магниевые сплавы. В кормовой надстройке расположены два полуутопленных вертолётных ангара, кормовые ВПУ ЗРК «Кинжал» и 2 реактивно-бомбовых установки РБУ-6000.

Представители проекта

Наименование б/н Верфь Зав. № Заложен Спущен В строю Флот Состояние Прим.
Удалой 637 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 111 23.07.1977 05.02.1980 31.12.1980 КСФ Списан Утилизирован
Вице-адмирал Кулаков 626 ССЗ им. А. А. Жданова 731 04.11.1977 16.05.1980 29.12.1981 КСФ В строю
Маршал Василевский 687 ССЗ им. А. А. Жданова 732 22.04.1979 29.12.1981 08.12.1983 КСФ Списан Утилизирован
Адмирал Трибуц 564 ССЗ им. А. А. Жданова 733 19.04.1980 26.03.1983 30.12.1985 ТОФ В строю
Адмирал Захаров 513 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 112 16.10.1981 04.11.1982 30.12.1983 ТОФ Списан Утилизирован
Адмирал Левченко 605 ССЗ им. А. А. Жданова 734 27.01.1982 21.02.1985 30.09.1988 КСФ В строю Заложен как «Хабаровск»
Адмирал Спиридонов 555 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 113 11.04.1982 28.04.1984 30.12.1984 ТОФ Списан Утилизирован
Маршал Шапошников 543 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 114 25.05.1983 27.12.1984 30.12.1985 ТОФ В ремонте
Североморск 619 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 115 12.06.1984 24.12.1985 30.12.1987 КСФ В строю До 27.12.1995 — «Симферополь»
Адмирал Виноградов 572 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 116 05.02.1986 04.06.1987 30.12.1988 ТОФ В строю
Адмирал Харламов 678 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 117 07.08.1986 29.06.1988 30.12.1989 КСФ В резерве
Адмирал Пантелеев 548 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 118 28.01.1988 07.02.1990 19.12.1991 ТОФ В строю

Цвета таблицы:

Белый —не достроен или утилизирован неспущенным на воду Зелёный —действующий в составе ВМФ России Синий —находится в ремонте или на модернизации Серый —выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный —списан, утилизирован или потерян

Рамбутан (Rambutan)

Представители проекта

Наименование Верфь Заложен В строю Флот Состояние
Удалой 637 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 111 23.07.1977 05.02.1980 31.12.1980 СФ Списан Утилизирован
Вице-адмирал Кулаков 626 ССЗ им. А. А. Жданова 731 04.11.1977 16.05.1980 29.12.1981 СФ В строю
Маршал Василевский 687 ССЗ им. А. А. Жданова 732 22.04.1979 29.12.1981 08.12.1983 СФ Списан Утилизирован
Адмирал Трибуц 564 ССЗ им. А. А. Жданова 733 19.04.1980 26.03.1983 30.12.1985 ТОФ В строю
Адмирал Захаров 513 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 112 16.10.1981 04.11.1982 30.12.1983 ТОФ Списан Утилизирован
Адмирал Левченко 605 ССЗ им. А. А. Жданова 734 27.01.1982 21.02.1985 30.09.1988 СФ В строю Заложен как «Хабаровск»
Адмирал Спиридонов 555 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 113 11.04.1982 28.04.1984 30.12.1984 ТОФ Списан Утилизирован
Маршал Шапошников 543 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 114 25.05.1983 27.12.1984 30.12.1985 ТОФ В строю Модернизирован 2021 году и переклассифицирован во фрегат. Получил УКСК под 16 ракет «Калибр», «Оникс» и 8 ПКР «Уран».
Североморск 619 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 115 12.06.1984 24.12.1985 30.12.1987 СФ В строю До 27.12.1995 — «Симферополь»
Адмирал Виноградов 572 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 116 05.02.1986 04.06.1987 30.12.1988 ТОФ В строю Возможно в 2021 году встанет на ремонт и модернизацию под РК «Калибр», «Оникс», «Уран», станет фрегатом.
Адмирал Харламов 678 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 117 07.08.1986 29.06.1988 30.12.1989 СФ Списан Выведен из состава флота в 2020 году, готовится к утилизации
Адмирал Пантелеев 548 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 118 28.01.1988 07.02.1990 19.12.1991 ТОФ В строю

Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирован неспущенным на воду Зелёный  — действующий в составе ВМФ России Синий — находится в ремонте или на модернизации Серый — выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный  — списан, утилизирован или потерян

Представители проекта

Наименование Верфь Заложен В строю Флот Состояние
Удалой 637 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 111 23.07.1977 05.02.1980 31.12.1980 СФ Списан Утилизирован
Вице-адмирал Кулаков 626 ССЗ им. А. А. Жданова 731 04.11.1977 16.05.1980 29.12.1981 СФ В строю
Маршал Василевский 687 ССЗ им. А. А. Жданова 732 22.04.1979 29.12.1981 08.12.1983 СФ Списан Утилизирован
Адмирал Трибуц 564 ССЗ им. А. А. Жданова 733 19.04.1980 26.03.1983 30.12.1985 ТОФ В строю
Адмирал Захаров 513 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 112 16.10.1981 04.11.1982 30.12.1983 ТОФ Списан Утилизирован
Адмирал Левченко 605 ССЗ им. А. А. Жданова 734 27.01.1982 21.02.1985 30.09.1988 СФ В строю Заложен как «Хабаровск»
Адмирал Спиридонов 555 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 113 11.04.1982 28.04.1984 30.12.1984 ТОФ Списан Утилизирован
Маршал Шапошников 543 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 114 25.05.1983 27.12.1984 30.12.1985 ТОФ В ремонте и модернизации Переклассифицирован во фрегат в ремонте до 2020 года
Североморск 619 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 115 12.06.1984 24.12.1985 30.12.1987 СФ В строю До 27.12.1995 — «Симферополь»
Адмирал Виноградов 572 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 116 05.02.1986 04.06.1987 30.12.1988 ТОФ В строю
Адмирал Харламов 678 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 117 07.08.1986 29.06.1988 30.12.1989 СФ В резерве
Адмирал Пантелеев 548 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 118 28.01.1988 07.02.1990 19.12.1991 ТОФ В строю

Цвета таблицы: Белый — не достроен или утилизирован неспущенным на воду Зелёный  — действующий в составе ВМФ России Синий — находится в ремонте или на модернизации Серый — выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный  — списан, утилизирован или потерян

Вооружение кораблей

Иногда БПК проекта 1155.1 называют эскадренными миноносцами. Это связано главным образом с существенным изменением комплекса вооружения. Единственный представитель этого подтипа, «Адмирал Чабаненко», намного более универсален, чем его предшественники.

БПК проекта 1155

На борту БПК проекта 1155, таких, как «Удалой», или «Адмирал Харламов», размещалось противолодочное, артиллерийское и противовоздушное оружие. Оно позволяло уничтожать практически все виды целей, а также защищать корабль от крылатых ракет и торпед.

Главной частью противолодочного вооружения является комплекс «Раструб-Б» для стрельбы ракето-торпедами. Он представляет собой две пусковые установки, размещенные под ходовым мостиком.

Схема применения комплекса «Раструб-Б»

При установлении контакта с подводной лодкой, находящейся на расстоянии до 50 километров от корабля, может быть выполнен запуск ракеты, которая доставит в район обнаружения субмарины малогабаритную торпеду УГМТ-1 (имеется также вариант с боевой частью в виде ядерной глубинной бомбы). Это средство поражения способно самостоятельно выполнять поиск целей и наводиться на них. Всего в двух установках имеется восемь ракето-торпед.

На коротких дистанциях (до шести километров) против субмарин, или для перехвата атакующих торпед может быть применен двенадцатиствольный реактивный бомбомет РБУ 6000 «Смерч-2». На кораблях проекта 1155 имеется две таких установки. Размещены они на кормовой надстройке.

Кроме того, БПК оснащается двумя торпедными аппаратами (в каждом по четыре трубы) . Устанавливаются они на вращающихся платформах. В состав боекомплекта могут входить как противолодочные торпеды СЭТ-65, так и 53-63К для поражения надводных целей.

Дополняют артиллерийское вооружение четыре шестиствольных автомата АК-630 калибром 30 мм. Эти установки предназначены для уничтожения воздушных целей, включая подлетающие противокорабельные ракеты. Кроме того, автоматы могут с успехом применяться против небольших судов.

Модуль из четырех пусковых установок комплекса «Кинжал». Находится на полубаке

Противовоздушная оборона корабля обеспечивается зенитно-ракетным комплексом «Кинжал». На полубаке размещен модуль с четырьмя пусковыми установками, еще четыре таких устройства находятся на корме – две продольно в передней части задней надстройки, между реактивными бомбометами, и еще две поперечно в задней части средней настройки. В состав боекомплекта входит 64 ракеты, по 8 на каждую установку.

Дальность действия «Кинжала» составляет 12 километров, высота поражения целей – от 10 до 6000 метров. Вертикальный старт ракет обеспечивает всеракурсность комплекса, способного одновременно вести огонь по четырём разным целям. Основной режим работы «Кинжала» автоматический, система самостоятельно выбирает приоритетные цели и осуществляет запуск.

БПК проекта 1155.1

«Адмирал Чабаненко», единственный представитель больших противолодочных кораблей проекта 1155.1, наряду с противолодочным и противовоздушным оружием мог применять крылатые ракеты «Москит-М», предназначенные для поражения надводных кораблей и наземных объектов, находящихся на значительном удалении. Дальность действия этого оружия при полете по маловысотной траектории на сверхзвуковой скорости (до 2,5М) может составлять до 120 километров.

Несмотря на то, что в ходе учений американским корабельным средствам ПВО удалось по крайней мере один раз поразить малоразмерную цель, летящую со скоростью «Москита», проделать то же самое с настоящей ракетой будет значительно труднее, поскольку она еще и маневрирует по траектории, причем очень активно.

Противокорабельная крылатая ракета «Москит»

Перечень других изменений, внесенных в комплекс вооружения, выглядит следующим образом:

  1. Установки «Раструб-Б» демонтированы. Вместо них используется противолодочный комплекс «Водопад» — те же самые ракето-торпеды запускаются из обычных торпедных аппаратов. Боекомплект составляет 64 ракето-торпеды;
  2. Вместо двух артустановок АК-100 поставлена одна двуствольная АК-130;
  3. Автоматы АК-630 демонтированы;
  4. Установлены два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик»;
  5. Вместо РБУ-6000 используются РБУ-12000 – десятиствольные 300-мм реактивные бомбометы.

ЗРАК «Кортик» представляет собой комбинацию из пусковой установки для зенитных ракет 9М311-1 и двух шестиствольных автоматических пушек калибра 30 мм. Он способен уничтожать воздушные цели на дистанциях до 8 километров в диапазоне высот от 5 до 3500 метров. В боекомплект входят 128 ракет и 24 000 патронов.

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка, полностью идентичная ГЭУ, установленной на сторожевых кораблях проекта 1135 «Буревестник», состоит из 2 ГТА (газо-турбинных агрегатов) М9, каждый из которых устроен так, что работает только на свою линию вала. Каждый агрегат включает в себя маршевый двигатель ГТД Д090 мощностью 9000 л. с. и форсажный ГТД ДТ59 мощностью 22 500 л. с. Предусмотрен аварийный пост управления форсажными ГТА; при нормальном функционировании всех систем корабля управление главными механизмами осуществляется с помощью пневмоэлектрической системы. Газовывод от ГТА осуществлён от каждого эшелона в 2 дымовые трубы: это позволяет, при необходимости, произвести агрегатную замену ГТД.

Электроэнергетическая система состоит из 4 (по 2 в носовом и кормовом машинных отделениях) газотурбогенераторов ГТГ-1250-2 по 1250 кВт, из которых по одному ГТГ в каждом из машинных отделений корабля имеют теплоутилизационные котлы, работающие на теплоотдаче уходящих газов ГТГ, которые дополняют паропроизводительность паровых котлов и обеспечивают паром общесудовые потребители.

Описание конструкции

Общий вид БПК проекта 11551

Архитектура корабля и конструкция главной энергетической установки, в основном, повторяет прототип – БПК проекта 1155. Внешне наиболее заметное отличие – одна двухорудийная башня универсального калибра в носовой части, вместо двух линейно-возвышенных одноорудийных башен на прототипе

Менее заметное, но очень важное изменение – замена счетверённых ПУ ракето-торпед «Раструб» под крыльями ходового мостика на четырёхконтейнерные ПУ сверхзвуковых крылатых ракет «Москит». ПВО корабля усилили заменой шестиствольных автоматов АК-630 новейшими зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Кортик». Из невидимых снаружи, но тоже очень важных усовершенствований – замена гидроакустического комплекса (ГАК) «Полином» более новым ГАК «Звезда», а также основных газотурбинных двигателей на их улучшенную версию

Переработке подверглись обводы корпуса в носовой части (под новый ГАК) и компоновка внутренних помещений

Из невидимых снаружи, но тоже очень важных усовершенствований – замена гидроакустического комплекса (ГАК) «Полином» более новым ГАК «Звезда», а также основных газотурбинных двигателей на их улучшенную версию. Переработке подверглись обводы корпуса в носовой части (под новый ГАК) и компоновка внутренних помещений.

Корпус и архитектура

Модель корабля проекта 11551, хорошо видны обводы корпуса и массивый бульб

Стальной корпус, подобно кораблям проекта 1155, имеет удлинённый до 2/3 длины корпуса полубак и большой развал шпангоутов в носовой части. Последнее было введно для компенсации негативного влияния массивного бульбового обтекателя мощной гидроакустической станции. Двойное дно по всей длине служит как для целенй непотопляемости, так и для хранения топлива. Установлена активная система успокоения бортовой качки (сокращает размах качки в три раза).

Помещения разделены огнеупорными переборками с применением негорючих материалов. Также для борьбы с пожарами используется стационарная система пенотушения.

Три группы надстроек, расположенных в средней и кормовой частях, изготовлены из лёгкого алюминиево-магниевого сплава. Антенные посты радиотехнических средств корабля, главным образом, размещены на двух мачтах ферменной конструкции.

Энергетическая установка и ходовые качества

«Адмирал Чабаненко» проекта 11551 на ходу в море

Главная энергетическая установка газотурбинная, состоит из четырёх ГТД, работающих на два гребных винта. Двигатели попарно объединены в два агрегата М9Б, каждый из которых состоит из маршевого двигателя ДО90 мощностью 15000 л. с. и основного (также называемого форсажным) ГТД ДТ59 мощностью в 22500 л. с. Таким образом, суммарная мощность каждого из двух агрегатов М9Б составляет 37500 л. с., а энергетической установки в целом 75000 л. с. Каждый агрегат работает на свою линию вала. На экономическом режиме действуют лишь маршевые турбины – более экономичные и отличающиеся большим ресурсом, зато и менее мощные; при необходимости развить полный ход к маршевым подключаются мощные основные турбины. На предшествующем типе «Удалой» вместо М9Б стояли более ранние версии тех же агрегатов – М9, отличающиеся почти вдвое меньшей мощностью маршевых ГТД (8500 л. с. против 15000 л. с.). Таким образом, по сравнению с проектом 1155, на БПК проекта 11551 суммарная мощность ГЭУ возросла на 13000 л. с. (с 62000 до 75000 л. с.) Тем не менее, в этом отношении проект 11551 так и не сравнялся с эсминцами проекта 956, чья паротурбинная установка способна развивать мощность до 100000 л. с., это сказалось и на скорости (29,5 узлов против 33,4 узла у эсминца).

Экипаж и обитаемость

Экипаж корабля состоит из 296 человек (из них 32 офицера). Для размещения экипажа на борту предусмотрены одно- и двухместные каюты для офицерского состава, двух- и четырёхместные каюты для мичманов, а также кубрики на 12 и 14 человек для матросов. Автономность по запасам провизии составляет 30 суток.

Для использования корабля в различных климатических условиях обитаемости БПК уделили существенное внимание. В конструкции предусмотрены помещения для отдыха и занятий спортом, а также лазарет

История разработки проекта

Проект большого противолодочного корабля проекта 1155 (шифр «Фрегат») был разработан Северным проектно-конструкторским бюро под руководством Н. П. Соболева и В. П. Мишина. По первоначальному ТТЗ (тактико-техническому заданию) -1973 годов корабль проектировался как развитие сторожевых кораблей проекта 1135 с устранением недостатков последнего (в числе которых были: отсутствие вертолёта и несовершенство гидроакустических средств, не способных обеспечить целеуказание ПЛУР на полную дальность стрельбы — 90 км). Изначально планировалось ограничить стандартное водоизмещение БПК 4000 тонн, но в итоге от ограничений размеров отказались по причине внесения в ТТЗ требования размещения на кораблях проекта ГАК «Полином» нового поколения, имеющей бо́льшие массогабаритные характеристики, чем ГАК предыдущего типа «Титан-2» и «Титан-2Т».

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка, полностью идентичная ГЭУ, установленной на сторожевых кораблях проекта 1135 «Буревестник», состоит из 2 ГТА (газо-турбинных агрегатов) М9, каждый из которых устроен так, что работает только на свою линию вала. Каждый агрегат включает в себя маршевый двигатель ГТД Д090 мощностью 9000 л. с. и форсажный ГТД ДТ59 мощностью 22 500 л. с. Предусмотрен аварийный пост управления форсажными ГТА; при нормальном функционировании всех систем корабля управление главными механизмами осуществляется с помощью пневмоэлектрической системы. Газовывод от ГТА осуществлён от каждого эшелона в 2 дымовые трубы: это позволяет, при необходимости, произвести агрегатную замену ГТД.

Электроэнергетическая система состоит из 4 (по 2 в носовом и кормовом машинных отделениях) газотурбогенераторов ГТГ-1250-2 по 1250 кВт, из которых по одному ГТГ в каждом из машинных отделений корабля имеют теплоутилизационные котлы, работающие на теплоотдаче уходящих газов ГТГ, которые дополняют паропроизводительность паровых котлов и обеспечивают паром общесудовые потребители.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector